Трудовая деятельность в летний период.
занимательные факты (старшая группа) по теме

Татаринова Ирина Михайловна

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении с трудом  взрослых, в выполнении поручений взрослых, в оказании посильной помощи взрослым в трудовой деятельности.

В летний период детям доставляет удовольствие труд в природе. Разнообразный труд в природе содействует всестороннему  развитию детей. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы. Дети учатся ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы полить растение дети устанавливают влажность почвы для необходимости полива, определяют плотность почвы для необходимости рыхления.  Дети знакомятся  с видами трудовой деятельности  на огороде, в цветнике. У детей формируется любознательность, наблюдательность, понимание причинно-следственных связей, способность самостоятельно мыслить. Особенности умственной деятельности старших дошкольников таковы, что они способны анализировать, сравнивать, обобщать наблюдаемые предметы и явления, устанавливать с помощью воспитателя связь между отдельными явлениями и понимать простейшие закономерности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovaya_deyatelnost_v_letniy_period.docx832.29 КБ

Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении с трудом  взрослых, в выполнении поручений взрослых, в оказании посильной помощи взрослым в трудовой деятельности.

В летний период детям доставляет удовольствие труд в природе. Разнообразный труд в природе содействует всестороннему  развитию детей. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы. Дети учатся ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы полить растение дети устанавливают влажность почвы для необходимости полива, определяют плотность почвы для необходимости рыхления.  Дети знакомятся  с видами трудовой деятельности  на огороде, в цветнике. У детей формируется любознательность, наблюдательность, понимание причинно-следственных связей, способность самостоятельно мыслить. Особенности умственной деятельности старших дошкольников таковы, что они способны анализировать, сравнивать, обобщать наблюдаемые предметы и явления, устанавливать с помощью воспитателя связь между отдельными явлениями и понимать простейшие закономерности.  

Чтобы они лучше эмоционально и психологически были подготовлены к предстоящей работе, им по возможности надо показать, как продуктивна работа взрослых.  Можно провести экскурсию на общественный огород,  обратить внимание на планировку огорода, тщательно подготовленную землю (она темная, чистая, рыхлая).  Дети увидят много ровных грядок, разделенных междурядьями, на которых зеленеют всходы, растут большие растения, высаженные рассадой.  На окне в группе  следует показать им,  как выращивают рассаду овощей и цветов, рассказать, зачем они ее выращивают.
Повседневная работа на участке группируется по определенным видам (выращивание овощей и цветов) и процессам труда на последовательных этапах работы: подготовка почвы и разбивка огорода и цветника; посевы и посадки; уход за растениями; сбор и использование урожая.

Начинать работу на огороде и в цветнике с детьми этой группы также следует с перекопки огорода и клумб. Как и в старшей группе, ребята участвуют в планировке гряд, клумб, устраивают грядки (клумбы) и особых трудностей в работе не испытывают.  Важно, чтобы педагог работал с ними, в процессе труда помогал закрепить приемы.

В старшем дошкольном возрасте для повышения самостоятельности и ответственности за качество работы можно применять разделение труда. В первых работах по подготовке почвы разделение труда строится по процессам (вскопка, рыхление, удобрение) ― это простая форма организации труда, когда подгруппы детей («бригады») выполняют определенный объем однотипной работы. По мере овладения детьми всем процессом следует применять разделение труда внутри процесса―работа «по конвейеру»― это более сложная и результативная форма (разметка и оформление гряд, посев семян; один делает бороздки, другой поливает бороздку водой, третий раскладывает семена и четвертый закрывает бороздки землей; высадка рассады в грунт и др.)- При этом каждый участник должен хорошо знать весь процесс, значение и место каждого приема. Тогда он будет понимать, что успех всей работы зависит от коллективных усилий.

При посеве семян можно провести с детьми посев сухими и намоченными семенами (редис, лук, огурцы), чтобы они могли убедиться в том, что намоченные семена прорастают быстрее и что можно ускорить рост и развитие растений.

Чтобы справиться с высадкой рассады, дети должны знать строение растений и способ посадки их в грунт. Дети осваивают эти способы постепенно. Они ухаживают за рассадой: когда жарко, прикрывают бумажным колпаком, чтобы не завяла, ежедневно поливают, рыхлят. Способы установления необходимости поливки растений еще более дифференцируются. Так, дети, опираясь на свойство водопроницаемости, сами подмечают способность земли долго удерживать воду. Они рассказывают, например, что на грядке с салатом вода быстро высыхает потому, что почва песчаная и грядка становится почти белой, а на грядке с картофелем вода высыхает медленно ― земля глинистая. Проверяя почву на влагопроницаемость во время разрывания ее палочкой на определенную глубину, наглядно убеждаются в том, что овощные культуры имеют разную корневую систему, следовательно, нуждаются в разном количестве воды. В ходе такой проверки ребята в состоянии   понять, что салат, редис, репчатый лук, огурцы растут на небольшой глубине; когда стоит жаркая погода, быстро вянут и нуждаются в частых поливах. Корнеплоды (особенно свекла, морковь) имеют корни, глубоко уходящие в почву, поэтому требуют редкой, но обильной поливки.

Больших затруднений при рыхлении дети не испытывают, однако перед работой с ними надо рассмотреть, как посажены растения: отдельно друг от друга (лук, огурцы, помидоры) или вместе (морковь, свекла). Кроме того, надо напомнить, на какой глубине у этих растений находятся корни. Ориентируясь на эти внешние и скрытые признаки, ребята следят за своими движениями, делают меньший размах у корней (неглубокое рыхление), больший между корнями и в междурядьях (глубокое рыхление).


Дети пропалывают растения на разных стадиях роста и развития основных органов, при этом интересуются разновидностями сорняков. Поэтому их следует приучить видеть и сорняки, и культурные растения. Постепенно,  в ходе прополки, они улавливают разницу в растениях почти по незаметным признакам.  Это говорит о том, что дети подготовительной к школе группы при соответствующей педагогической организации их деятельности способны во время прополки опираться на самые разнообразные признаки растений: их величину, строение и форму листьев, стебли, на особенности корневой системы, запах, характер поверхностного покрова, цвет. Чем лучше они определяют характерные признаки растений, тем выше качество работы.

Дети седьмого года жизни могут принимать участие в прореживании растений: они понимают, что заглушённые всходы дадут плохой урожай (техникой прореживания старшие дошкольники овладевают довольно легко); окучивать растения с целью образования дополнительных корней, усиливающих питание растений. Окучивание придает растению большую устойчивость. Землю вокруг растения при окучивании разрыхляют и пригребают к основанию стебля. 
Почва лучше пропускает воду и воздух к корням, сильнее прогревается солнцем. При окучивании надо следить, чтобы к растению приваливали сыроватую мягкую землю, а не сухую. Поэтому окучивать лучше после дождя или поливки (капуста, помидоры, огурцы). Участвуют в подвязывании, растений: помидор, садовых бобов, настурции в начале роста, чтобы быстрее росли и образовали красивую зелень. Детей подготовительной к школе группы знакомят и с новым видом ухода за растением ― пасынкованием. Например, у томатов удаляют боковые побеги, развивающиеся в пазухах листьев. На развитие этих побегов растение тратит питательные соки, а плоды на них не успевают вырасти.

Совершенствуются навыки подкормки растений и борьбы с вредителями. Пополняются знания детей о том, когда и как надо подкармливать разные растения для получения хороших результатов. Дети узнают, что, помимо специально приготовленных химических удобрений, используются органические (настой коровяка, птичьего помета) и бытовые удобрения (зола).  Дошкольников учат подкармливать растения: выливать питательный раствор, предварительно полив землю водой, в лунки, специально сделанные бороздки, осторожно лить, не обжигая листьев, стеблей. Им трудно сразу регулировать количество раствора, выливаемого под каждое растение. Назначение дозы, которую надо выливать, в зависимости от величины растений облегчит детям работу. Лучше всего проводить подкормку после дождя. Надо научить ребят бороться с вредителями: смывать мыльной водой тлю, яички и собирать гусениц бабочек ― капустницы, крапивницы, репницы. Не следует допускать таких приемов уничтожения вредителей, которые бы вызывали у детей жестокость (не раздавливать гусениц, а собирать их для подкормки кур и других птиц). Дети старшего дошкольного возраста уже знают последовательность действий того или другого вида ухода, поэтому нет необходимости в ежедневном инструктаже.

Старших детей следует знакомить с многолетниками, с их размножением (луковицами, корневищами). В начале сентября высаживают в грунт луковичные (тюльпаны, нарциссы). В конце октября выкапывают клубни многолетних растений, рассматривают корневище канн, клубнелуковицы гладиолусов, клубни георгинов, складывают в ящик, засыпают влажным песком, ставят в подвал, т.е. кладут на хранение. Дети узнают, что и некоторые овощи высаживают клубнями (картофель).

Большой объем знаний дети получают во время трудовой деятельности в летний период. У детей следует поддерживать уважение к труду людей, умение ценить и беречь труд взрослых и товарищей. В процессе труда воспитывается любовь к природе, бережное отношение к ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для молодых специалистов "Исследовательская деятельность в летний период"

Материал для молодых специалистов по работе в летний период....

Планирование воспитательной деятельности на летний период (июнь)

Документ содержит подробный план взаимодействия с детьми и родителями на летний период (ежедневное планирование)....

Трудовая деятельность в летний период.

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении с трудом  взрослых, в выполнении поручений...

Консультация для воспитателей на тему: «Трудовая деятельность в летний период»

Консультация для воспитателей на тему:«Трудовая деятельность в летний период»...

Консультация для педагогов "Организация двигательного режима и трудовой деятельности в зимний период на прогулке"

Консультация для педагогов, как организовать прогулку с воспитанниками в зимний период с учетом индивидуальных особенностей состояния здоровья. Какие необходимо создать условия на прогулочном участке,...

«Трудовая деятельность в летний период»

консультация для воспитателей...

Консультация для педагогов "Совместная трудовая деятельность в летний период"

Методические рекомендации по организации и проведению совместной трудовой деятельности с детьми дошкольного возраста в летний период...