Проект "Через фольклор в сердца детей..."
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Проект "Через фольклор в сердца детей..."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5._akimova_k.s._proekt_cherez_folklor_v_serdtsa_detey.docx | 56.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 28 «Надежда» города Смоленска
«Через фольклор в сердца детей…»
(Приобщение дошкольников к
традиционной народной художественной культуре Смоленской области
посредством дополнительного образования «Ясе́нька»)
Музыкальный руководитель:
К.С.Акимова
Смоленск, 2020
Пояснительная записка
Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально, и одна из функций - воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере. Это и побудило меня начать целенаправленную работу по воспитанию детей на материале русского народного искусства. С целью сохранения самобытной духовной культуры и приобщения детей к традициям русского народного творчества организована работа фольклорного кружка «Ясенька» на базе МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда».
Программа дополнительного образования фольклорного кружка «Ясенька» составлена на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию для детей дошкольного возраста, федерального компонента государственного стандарта дошкольного образования, примерной программы дошкольного образования по Л.М.Васильевой с учетом авторской программы «Ладушки» И.М.Каплуновой и И.А.Новоскольцевой, на основе программы авторов О.Л.Князевой и М.Д.Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.
В настоящее время в нашем дошкольном учреждении появилась возможность приобщения дошкольников к русской традиционной культуре, а именно смоленской, в условиях дополнительного образования, кружковой работе. Главная задача кружка состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться как личности, проявляющей свой творческий потенциал, с помощью традиций, обычаев, праздников и фольклора Смоленской области. Мною сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие дошкольников с 4 до 7 лет.
Оригинальность программы заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности событий. Этот принцип, лежащий в основе всей программы, даёт возможность детям в течение года изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличиваются с каждым годом. Особенностью программы является её интегрирование, позволяющее объединить различные элементы учебно-воспитательного процесса и процесса «проживания» фольклора, его «прорастания» в жизнь ребёнка.
Программа «Ясенька» предполагает комплексное изучение следующих разделов:
Раздел 1. «Детский музыкальный фольклор».
Раздел 2. «Народная песня».
Раздел 3. «Игровой фольклор».
Раздел 4. «Хоровод».
Раздел 5. «Игра на детских музыкальных инструментах».
В каждом разделе даны особенности программного содержания, чтобы удобнее было проследить за тем, как постепенно ребёнок погружается в мир народной музыки, календарных праздников, как поэтапно накапливается фольклорный материал.
Структура построения и освоения детьми программы заключается в следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному. Через посредство простых произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий, игровых, песенных припевов; через интонирование сказок с напевами подготовить детей к исполнению более сложных произведений. Более сложного песенного фольклорного репертуара, и, как итог, закрепление пройденного материала – праздники, развлечения, театрализованные представления для детей и взрослых, а также с участием родителей.
Формы подведения итогов:
- Занятия интегрированного типа;
- Развлечения;
- Театрализованные представления, концерты;
- Календарные праздники;
- Видео и фотоматериалы;
- Отзывы родителей, педагогов ДОУ.
Цели рабочей программы - всестороннее развитие дошкольника, формирование у него средствами народной музыки ритмических движений, разнообразных умений, способностей, качеств личности, а также приобщение дошкольников к традиционной народной художественной культуре Смоленской области, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей.
В связи с взаимообусловленностью музыки и движения, а также целями данной программы, сформулированы задачи обучения и воспитания детей.
Задачи программы.
Образовательные:
- знакомить детей с народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками Смоленской области;
- формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения;
- учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку);
- формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому;
Воспитательные:
- формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей;
- создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям, обычаям, культуре своего народа и труду людей;
- формирование базовые национальные и духовные ценности и традиции;
- создавать систему взаимодействия с семьёй в области нравственно-патриотического воспитания;
- воспитывать отношение к здоровому образу жизни;
Развивающие:
- развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
- развивать восприятие музыки посредством фольклора;
- развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;
- использовать малые формы фольклора для развития речи у детей;
- развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав;
- формировать художественный вкус и любовь к прекрасному, развивать творческие способности, раскрывать талант дошкольников.
Основная форма работы с детьми - тематические занятия и занятия интегрированного типа.
Методические приемы:
- наглядный, словесный, практический;
- беседы с детьми;
- наблюдение за природой;
- слушание русских народных песен, сказок;
- разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок взрослыми с привлечением родителей;
- инсценировки песен и малых фольклорных форм;
- ручной труд.
Организация работы кружка - программа рассчитана на 10 месяцев (36 занятий), 3-4 раза в месяц (1 занятие в неделю). Работа кружка осуществляется вне музыкального занятия, на вечерах досуга, в индивидуальной работе, самостоятельной игровой деятельности.
Продолжительность занятия:
- 20 минут - для детей средней группы (4-5 лет);
- 25 минут - для детей старшей группы (5-6 лет);
- 30 минут - для детей подготовительной группы (6-7 лет).
Структура занятия с детьми:
- Приветствие.
- Артикуляционная гимнастика.
- Основная часть:
- беседа;
- пение, инсценировки;
- музыкально-ритмические движения.
4. Игра.
5. Релаксация.
Отличительной особенностью данной программы является создание следующих приоритетов:
1. создание атмосферы национального быта Смоленской области;
2. широкое использование фольклора малых форм Смоленской области (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок);
3. знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками Смоленской области;
4. знакомство с народным искусством Смоленской области;
5. знакомство с народными играми, бытовавшими на Смоленщине.
Ожидаемые результаты реализации программы (чему дошкольники должны научиться):
- знание традиций, обычаев Смоленского края;
- проявление любви к своей малой Родине, своей стране;
- проявление самостоятельности и доброжелательности в играх со сверстниками;
- проявление внимания и заботы к близким, своей семье;
- передача полученных знаний окружающим;
- использование в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы и т.д.);
- умение применять речевые фольклорные обороты в быту;
- иметь представления о народных праздниках, их обрядах и традициях (Осенины, Кузьминки, Святки, Масленица, Пасха и др.);
- умение импровизировать;
- разыгрывание смоленских народных сказок и инсценирование смоленских народных песен;
- слышание и правильное интонирование в пределах октавы;
- пение открытым звуком с чёткой артикуляцией;
- участие в играх с театральными действиями и более развёрнутыми диалогами;
- владение игрой на музыкальных инструментах - ложках, треугольнике, трещотках, свирельке и др.;
- знание названий инструментов (треугольник, дудочка, гармонь, гусли, трещотки, балалайка и др.) и различие их по звучанию;
- умение сочетать движения рук и ног, выполнять хороводные движения;
- исполнение элементов хоровода: «Капуста», «ниточка с иголочкой» и др.
Взаимодействие со специалистами и родителями
Работа кружка проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ. К консультации педагога-психолога прибегаем для решения социально-нравственных проблем у детей. Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей или зрителей. Родители организуют помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей или зрителей.
Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.
Методические рекомендации к реализации программы
Данная программа рекомендована воспитателям и музыкальным руководителям детских садов, а также педагогам дополнительного и общего образования, работающим с дошкольниками по эстетическому воспитанию и изучению народного творчества.
Необходимые условия реализации программы
Специальное помещение (музыкальный зал), технические средства (видеопроектор, музыкальный центр, колонки), русские народные музыкальные и шумовые инструменты, а также фортепиано, предметы народного быта, народные костюмы, разные виды театра, устный и музыкальный фольклорный материал, атрибутика.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ФОЛЬКЛОРНОГО КРУЖКА «ЯСЕНЬКА»
РАЗДЕЛ I. «Детский музыкальный фольклор»
ТЕМА 1. «Потешки, приговорки, заклички».
Жанровое разнообразие обращения к различным видам природы; о животных; о материнской любви, ласке; о частях тела, их использование в повседневной жизни. В данной теме идёт работа над раскрытием возможности детского голоса, силы голоса, его звонкости, эмоциональной темпераментности, естественности. Ведётся работа над точным интонированием мелодии с музыкальным сопровождением и без него. Ставится задача развивать первоначальные творческие проявления детей в пении, умение самостоятельно находить ласковые интонации в пении.
ТЕМА 2. «Колыбельные песни, пестушки».
Предназначение данных произведений - для постижения народно-попевочного словаря, лежащего в основе разнообразия музыкальных оборотов мелодии. Данная тема упражняет в чистом интонировании мелодий, включающих квинту (вверх), в умении удерживать интонацию на одном звуке, добиваться протяжного напевного пения.
ТЕМА 3. «Считалки, дразнилки, частушки».
Цель данного вида фольклора - использование в игровой деятельности. Данная тема направлена на развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания голосового аппарата, учит придумывать индивидуальные варианты традиционных фольклорных образов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям детей.
РАЗДЕЛ II. «Народные песни»
ТЕМА 1. «Календарные песни».
Песня выступает как средство общения человека с природой, объединяет по тематике и сюжетам (связь со временем года, тема урожая, труда). Данная тема учит детей в пределах кварты точно передавать движение мелодии, следить за четким и ясным произношением слов, выполнять логическое ударение в музыкальных фразах.
ТЕМА 2. «Свадебные песни».
В данной теме происходит знакомство со звеньями свадебной игры. У дошкольников развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, прививается интерес и любовь к ней. Также дети учатся различать выразительные средства музыки - темп, динамика, регистр, выявляют их роль в создании музыкального образа, учатся сравнивать произведения различных жанров и высказываться об эмоционально-образном содержании песни.
РАЗДЕЛ III. «Игровой фольклор»
ТЕМА 1. «Песенный припев».
Основная функция данного раздела - обработка навыков пения, передача образа, характера в пении.
ТЕМА 2. «Движения, театрализованное действо».
В данной теме происходит работа над движениями, диалогами к играм. Дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен, учатся прислушиваться к логическому заключению музыки. Данная тема подводит детей к умению выразительно передавать игровой образ.
РАЗДЕЛ IV. «Хоровод»
ТЕМА 1, 2. «Виды хороводов. Основные элементы хоровода».
В этой теме рассматриваются виды хороводов; хореографический (движение), песенный драматический (разыгрывание сюжета), происходит обработка хореографических движений. Данный раздел учит детей добиваться выразительной передачи танцевально-игровых движений, их ритмичности в сочетании с пением, а также самостоятельно изменять движения в связи со сменой частей хоровода.
РАЗДЕЛ V. «Игра на детских музыкальных инструментах»
ТЕМА 1. «Знакомство с народными инструментами».
В данной теме дошкольники знакомятся с классификацией народных инструментов, учатся владению элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различным способам звукоизвлечения: определяют тембр музыкальных инструментов, знакомятся с элементами нотной грамоты. На занятиях данной темы дети играют на музыкальных инструментах по одному и группами, подчеркивая ритмическое и тембровое разнообразие музыки.
ТЕМА 2. «Ансамблевая игра».
Данная тема учит детей контролировать себя в данном виде деятельности, подстраиваться к игре своих товарищей, соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения, а также самостоятельно начинать и заканчивать игру на детских музыкальных инструментах, в соответствии с частями произведения, его вариациями.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(основано на смоленском фольклоре)
СЕНТЯБРЬ
ЗАНЯТИЕ 1.
- Беседа о календарных песнях. Слушание песни «На дворе не рано».
- Разучивание жнивной песни «Пора домой идти».
- Игра «Завейся, капустка», «Развейся, капустка».
- Знакомство с музыкальными инструментами - ложки.
- Знакомство с народным танцем «Смоленский гусачок». Разучивание «гусиного» шага.
ЗАНЯТИЕ 2.
- Слушание «Жнеи мои». Беседа о содержании песни, особенностях ее исполнения.
- Повторение календарных песен «Пора домой идти» и «На дворе не рано».
- Разучивание игрового хоровода «Тетёра».
- Игра «Завейся, капуста», «Развейся, капуста».
- Разучивание народного танца «Смоленский гусачок».
- Знакомство со смоленской ярмаркой. Слушание закличек.
ЗАНЯТИЕ 3.
- Повторение хоровода «Тетёра».
- Беседа о свадебных, обрядовых песнях. Слушание песни «А кто же у нас князь большой?» и «Наша Манечка - маков цвет». Выделение поэтических параллелей (невеста – маков цвет, ягода; жених – князь большой, старый дед). Знакомство со звеньями свадебной игры.
- Игра «Шишки, жёлуди, орехи».
- Знакомство с музыкальными инструментами - трещотка.
- Повтор народного танца «Смоленский гусачок».
- Разучивание потешек и закличек смоленской ярмарки.
ЗАНЯТИЕ 4. ПРОВЕДЕНИЕ ДНЯ ГОРОДА-ГЕРОЯ СМОЛЕНСКА.
ОКТЯБРЬ
ЗАНЯТИЕ 5.
- Обучение элементам нотной грамоты.
- Повторение свадебных песен «А кто же у нас князь большой?» и «Наша Манечка – маков цвет».
- Знакомство с частушками, их видами.
- Разучивание шуточной песни «Комар шутку пошутил».
- Игра «Дед-домовой» и «Дударь».
- Беседа о народном празднике Покрова пресвятой Богородицы, Покровских посиделках. Традиции его празднования.
ЗАНЯТИЕ 6.
- Исполнение частушек.
- Игра на музыкальных инструментах.
- Разучивание шуточной песни «Комар шутку пошутил».
- Игра «Дударь».
ЗАНЯТИЕ 7.
- Повторение шуточной песни «Комар шутку пошутил».
- Игры по желанию детей.
- Ансамблевая игра на музыкальных инструментах - ложках и трещотках.
ЗАНЯТИЕ 8. ПОКРОВСКИЕ ПОСИДЕЛКИ.
НОЯБРЬ
ЗАНЯТИЕ 9.
- Беседа о прошедшем празднике.
- Беседа о потешках, их предназначении. Знакомство с осенними посиделками.
- Разучивание потешки «Сорока».
- Знакомство с шуточной песней «Комар шутку пошутил».
- Игра «Коршун».
ЗАНЯТИЕ 10.
- Беседа о колыбельных песнях.
- Слушание колыбельной песни «Люли, люли, люлюшки».
- Разучивание песни «Комар шутку пошутил».
- Игра «Шишки, желуди, орехи».
ЗАНЯТИЕ 11.
- Повторение колыбельной «Люли, люли, люлюшки».
- Слушание колыбельной «Баю-баюшки, баю».
- Пение шуточной песни «Комар шутку пошутил», потешки «Сорока».
- Игра «Курочка-рябушечка», «Гуси и волк».
- Разучивание игровой песни «Как на дубчике голубчики сидят».
ЗАНЯТИЕ 12. ОСЕННЯЯ ВЕЧЁРКА «КАПУСТКА».
ДЕКАБРЬ
ЗАНЯТИЕ 13.
- Беседа о празднике Рождества Христова, о Святках, традициях празднования, обрядах, которые проводились в эти дни.
- Разучивание Рождественской колядки «Мать моя Мария по полю ходила».
- Разучивание слов колядки «Коляда-маляда».
- Игра «Кашу варить».
ЗАНЯТИЕ 14.
- Слушание «Баусень, баусень». Беседа о содержании песни, характер её исполнения.
- Повторение Рождественских колядок «Мать моя Мария по полю ходила» и разучивание колядки «Щедрики, ведрики».
- Игровая песня «Как на дубчике голубчики сидят».
- Знакомство с музыкальными инструментами - свистулька.
ЗАНЯТИЕ 15.
- Слушание «Сею-вею, посеваю».
- Разучивание игровой прибаутки «Заинька мой».
- Повторение «Мать моя Мария по полю ходила», «Щедрики, ведрики».
- Знакомство с музыкальными инструментами - балалайка.
ЗАНЯТИЕ 16.
- Разыгрывание колядной «Баусень, баусень».
- Повторение Рождественских колядок.
- Игра «Дед-домовой».
- Знакомство с музыкальными инструментами - гармонь.
ЯНВАРЬ
ЗАНЯТИЕ 17. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПРАЗДНИК «ВСЕХ ЗОВЁМ НА НАШИ СВЯТКИ».
ЗАНЯТИЕ 18.
- Беседа о прошедшем празднике.
- Слушание подблюдной песни «Ходит котик по лавочке».
- Разучивание песни «Холит котик по лавочке».
- Повторение песен по желанию детей.
- Игра «Льдинка».
ЗАНЯТИЕ 19.
- Повторение «Ходит котик по лавочке».
- Разучивание хоровода «Рукавички барановые».
- Игра «Льдинка», «Мельница».
- Ансамблевая игра на музыкальных инструментах.
- Беседа о колыбельных песнях. Слушание «Баю - баюшки-баю».
ФЕВРАЛЬ
ЗАНЯТИЕ 20.
- Слушание подблюдной песни «По лугу хожу».
- Повторение песни «Баю-баюшки-баю».
- Игра «Пуговицы».
ЗАНЯТИЕ 21.
- Беседа о празднике «Масленица», традициях, обрядах.
- Слушание и разучивание масленичной песни «А мы масленицу сострекали».
- Разучивание приговорок «Масленица-полизуха», «Блин-блиночек».
- Игра «Горшок».
ЗАНЯТИЕ 22.
- Слушание и разучивание масленичной песни «Мы давно блинков не ели».
- Повторение песни «А мы масленицу сострекали».
- Повторение прибауток, приговорок к масленице.
- Игра «Кашу варить».
ЗАНЯТИЕ 23.
- Повторение песни «Мы давно блинков не ели».
- Разучивание шуточной песни «Да что у бабушки козел».
- Игра «Блин».
МАРТ
ЗАНЯТИЕ 24. МАСЛЕНИЦА-ПОЛИЗУХА (переходящий - февраль-март).
ЗАНЯТИЕ 25.
- Беседа о прошедшем празднике.
- Беседа о приходе весны, быте крестьян, труде, связанным с этим временем года.
- Слушание заклички о весне «Весна-красна, теплое летице».
- Повторение песен «Мы давно блинков не ели», «Как на дубчике голубчики сидят».
- Игра «Дударь».
ЗАНЯТИЕ 26. ВЕСНА КРАСНА, ТЁПЛОЕ ЛЕТИЦЕ.
ЗАНЯТИЕ 27. СОРОК ПТАХ.
- Беседа о народном празднике «Сороки», «Сорок птах», традициях и обычаях празднования.
- Слушание и разучивание весенних закличек о птицах.
- Игра на музыкальных инструментах.
- Игра «Тетёра».
АПРЕЛЬ
ЗАНЯТИЕ 28.
- Беседа о празднике Пасхи. Знакомство с обрядами, играми.
- Заучивание пасхальной песни «Ой, кулики-жаворонушки».
- Слушание и разучивание волочёбной песни «Ходил Христос сам по земле».
- Игра на музыкальных инструментах.
- Хоровод «По улице по широкой Христос Воскрес, сыне Божий».
ЗАНЯТИЕ 29.
- Разучивание пасхальных приговорок.
- Повторение пасхальных и волочебных песен и хороводов.
- Игра «Ручеёк».
ЗАНЯТИЕ 30.
- Знакомство с традицией раскрашивания писанок (пасхальных яиц).
- Игра на музыкальных инструментах.
- Хоровод «По улице по широкой Христос Воскрес, сыне Божий».
ЗАНЯТИЕ 31.
- Беседа о проведении Пасхального праздника в древнее время.
- Повторение пасхальных песен.
- Различные игры катания яиц.
МАЙ
ЗАНЯТИЕ 32. ПАСХА ХРИСТОВА (переходящий - апрель-май).
ЗАНЯТИЕ 33. ДЕНЬ ПОБЕДЫ.
ЗАНЯТИЕ 34.
- Беседа о прошедших праздниках.
- Слушание и разучивание игровой песни «Утушка луговая».
- Повторение материала о свадьбе, свадебных песен.
- Слушание и разучивание песни «Уж и солнце на поре, на поре».
- Игра «Ручеёк», игра-хоровод «Ай, заинька».
ИЮНЬ.
ЗАНЯТИЕ 35.
- Знакомство с народным праздником Троицы. Беседа о берёзке как символе данного праздника.
- Слушание и разучивание песен «А Иван-да-Марья», «На дворе не рано».
- Разучивание Троицких хороводов.
- Ансамблевая игра на музыкальных инструментах.
- Игра «Ворон».
ЗАНЯТИЕ 36. ТРОИЦА, ТРОИЦА, ЗЕМЛЯ ТРАВОЙ ПОКРОЕТСЯ.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ДЕТЬМИ 4-7 ЛЕТ
месяц | № | Тема | Задачи |
сентябрь | 1. 2. 3. 4. | «Труд и наука - брат и сестра» «Жихарка» «У наших ворот всегда хоровод» «Листопадничек» | 1.Закреплять знания детей о календарных осенних праздниках, их традициях и обрядах. 2.Учить выполнять новое хороводное движение «капуста». Выразительно передавать движение в танце. 3.Познакомить с новыми пословицами и поговорками о труде, побуждать детей осознанно использовать их в повседневной жизни. 4.Продолжать учить аккуратно, работать с природным материалом, проявлять фантазию и самостоятельность. |
октябрь | 1. 2. 3. 4. | «Осенние посиделки» «Покров» «Как у нашей Дуни» «Октябрь-свадебник» | 1.Учить понимать смысл праздников и их обрядов. 2.Обогащать словарный запас детей старинными словами: молодец, девица, терем, светлица, горница. 3.Создавать и украшать народный костюм совместно с мамами. 4.Знакомить детей со свадебными и поцелуйными играми. 5.Развивать речевую и эмоциональную сферу ребенка, исполняя частушки, потешки. |
ноябрь | 1. 2. 3. 4. | «Сказка к нам пришла» «Кузьма - Демьян» Варежковый театр -занятие с мамами «Матушка родимая» -развлечение с мамами | 1.Закрепить знания детей о трудовых и игровых хороводах. Эмоционально передавать их переживания. 2.Учить детей выполнять танцевальное движение «дробь», исполнять элемент русского хоровода «капуста». 3.Привлекать детей к совместной трудовой деятельности с мамами для создания варежкового театра. 4.Познакомить детей с предметами быта, которые использовались в качестве музыкальных инструментов: деревянные ложка, пила, гребень, рубель. |
декабрь | 1. 2. 3. | «Зимушка-сударушка» «Шуба да кафтан» «Новый год у ворот» | 1.Обогащать словарный запас детей старинными словами: кафтан, Спиридон, солнцеворот и т.д.. 2.Пополнить песенный репертуар произведениями о зиме. 3.Изготовить елочные игрушки для малышей. 4.Создать атмосферу радости и веселья на празднике. |
январь | 1. 2. 3. | «На пороге Коляда» «Страшные вечера» «Праздник валенка» | 1.Дать более углубленное представление о празднике - зимние Святки. 2.Познакомить детей с предметами быта: рушник, русская печь, ухват и т.д.) 3.Познакомить детей с обрядом - колядование, инсценировать песни-колядки. 4.Развивать воображение и фантазию детей при изготовлении масок. 5. Поддерживать дух товарищества и доброго соперничества при проведении игр и забав. 6.Укреплять семейные связи в конкурсе на лучшее украшение валенка. 7.Побуждать детей к импровизации в свободном танце, используя знакомые движения. |
февраль | 1. 2. 3. 4. | «В гостях у домового» «Игры молодецкие» - развлечение с папами. «Без песен мир тесен» «Ждём весну» | 1.Продолжать знакомить детей с героями народного эпоса. 2.Воспитывать нравственные качества у детей, поддерживать интерес к здоровому образу жизни на примерах былинных богатырей. 3.Расширять песенный репертуар, проявлять творческие способности в инсценировке. 4.Учить правильному певческому дыханию и обращать внимание на четкую артикуляцию в пении. 5.Разучить с детьми игровое движение - «ручеек». 6.Закрепить знания детей фольклорного материала о весне. |
март | 1. 2. 3. 4. | «Как на масленой неделе» «Марья-искусница» - занятие с мамами «Сорок птах» «Птицы летите, весну несите» | 1.Расширить знания детей о празднике - Масленица и проведении масленичной недели. 2. Познакомить с героиней русских народных сказок - Марьей-искусницей, украшать с ней рушник. 3.Разучить танец «Смоленский гусачок», совершенствовать умение двигаться «гусиным» шагом, выполнять перестроения. 4.Учить детей чередовать различные приемы игры на деревянных ложках. 5.Обращать внимание детей на взаимосвязь природных явлений. 6.Познакомить детей с обрядом «Сороки». |
апрель | 1. 2. 3. 4. | «Дуйте в дудки…» «Красна речь поговоркою» «Верба-вербочка» «Пасхальный перезвон» | 1.Познакомить детей с праздниками - Вербное воскресенье и Пасха. 2.Разучить обрядовые игры. 3.Обогатить фольклорный репертуар загадками, закличками о птицах и о весне. 4.Привлечь пап к изготовлению скворечников совместно с детьми. 5.Закреплять навыки работы с тестом. 6.Развивать воображение и фантазию детей при украшении пасхальных яиц. |
май | 1. 2. | «Весну привечаем - игры затеваем» «Приходите в гости к нам» - концерт для детей и взрослых | 1.Совершенствовать исполнительские навыки детей в театрализации, пении, танцах. 2.Побуждать детей свободно использовать устный и музыкальный фольклорный материал. |
Список литературы
- Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным. Творчеством. - С-Пб.: Детство-пресс - 2001г.- 400с.
- Ветлугина Н., Дзержинская И.. Комиссарова Л. «Музыка в детском саду» (подготовительная к школе группа) - 2006г.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1988.
- Гладких Л. П. Основы православной культуры: Науч.-метод. пособие для педагогов детских садов. - Курск, 2008.
- Добровольский, В. Н. Смоленский этнографический сборник: Ч. 1 - 4 / Сост. В. Н. Добровольский. - СПб., М., 1891 - 1903.
- Духовное наследие М. К. Тенишевой и проблемы сохранения, развития традиционной народной культуры: научно-практическая конференция - Смоленск, 2008. - 239 с.
- Ильин В. В. Смоленский край в литературе и фольклоре. Учеб. пос. по литературному краеведению. - Смоленск, 1995. - С.11-60.
- Ильин, И.А. Путь духовного обновления. М.: Даръ, 2017. - 279 с.
- Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений святителя Иоанна Златоуста. Том 12. Часть 2. - СПб, Наследие С.-Петербургской Духовной Академии, 1906. - 953 с.
- Калинина Р.Р. Программа творческо-эстетического развития ребёнка. - С.-Петербург, 2002.
- Казанская, Татьяна Николаевна. Традиционное искусство русских народных скрипачей: на материале инструментального фольклора Смоленской области: диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения: 17.00.02 / Ленинград. гос. консерватория. - Москва, 1990. - 179 с. + Прил. (с. 180-303: нот.).
- Картушина М.Ю. «Русские народные праздники в детском саду».
- Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-метод. пособие. - СПб: «Детство-Пресс», 2004.
- Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. / Дошкольное воспитание, № 5/1993.
- Кошелев Я.Р. Весенне-летние народные праздники на Смоленщине. Смоленск, 2002. -154 с.
- Кошелев Я.Р. Народное творчество Смоленщины. Смоленск, 1997. - 235 с.
- Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики. - Новосибирск, Просвещение, 1987.
- Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Новицкая М.Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным компонентом образования. - М, 2006.
- Науменко Г.М. Фольклорный праздник изд. - М.: Линка-пресс - 2000г.- 224с.
- Остроух Г.А. Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей. / Дошкольное воспитание, №9/1994.
- Пьянкова С. В. Свадебные песни родины Глинки. - М., 1977.
- Пьянкова С.В. Народные песни Смоленской области. Вып. 1,2. - Смоленск, 1988, 1991.
- Пьянкова С.В. Детский фольклор Смоленской области. - Смоленск, 1993.
- Штанько. И.В. Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход - М.: ТЦ, 2007.
- Якобсон С.Г., Гризик Т.И., Доронова Т.Н., Соловьёва Е.В., Екжанова Е.А. «Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования».- М.: «Просвещение», 2014.
- Людмила Богушева. Работа с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников https://www.maam.ru/detskijsad/rabota-s-roditeljami-po-nravstveno-patrioticheskomu-vospitaniyu-doshkolnikov.html (Дата обращения 04.09.2020).
- Овсянникова О.В. Методические разработки, презентации и конспекты: // Роль православных ценностей в формировании православных традиций. [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/02/12/rol-pravoslavnyh-tsennostey-v-formirovanii-pravoslavnyh (Дата обращения: 04.09.2020).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора
Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполн...
"Значение фольклора в воспитании детей дошкольного возраста" ("Фольклор - дошкольникам")
Программа посвящена важному вопросу формирования чувства национального самосознания с дошкольного возраста. Включение народных произведений в работу обогащает чувства и речь детей, формирует отношение...
Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора
Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора...
Авторская разработка: Педагогический проект по социально-коммуникативному развитию «Мир сердцами детей»
долгосрочный проект...
Пусть произведения С. Я. Маршака живут в сердцах детей всю жизнь!
Пусть произведения С. Я. Маршака живут в сердцах детей всю жизнь!...
Конспект кульминационного события месяца на тему :« Доброта живет на свете, только в добром сердце дети » в рамках недели добрых дел младшая группа.
Методическая разработка кульминационного события с детьми дошкольного возраста 4-5 лет....
«Через фольклор в сердца детей…» - приобщение дошкольников к традиционной народной художественной культуре Смоленской области
laquo;Через фольклор в сердца детей…» - приобщение дошкольников к традиционной народной художественной культуре Смоленской области...
- Мне нравится (1)