Педсовет «Сохранение и укрепление здоровья детей в ДОУ»
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_zdorove.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
13. 04.2021
Педсовет «Сохранение и укрепление здоровья детей в ДОУ»
Цель: повысить уровень физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.
Задачи: проанализировать работу педагогов по сохранению и укреплению здоровья дошкольников; стимулировать творческую профессиональную активность педагогов по решению данной проблемы; пополнить банк идей новыми инициативами педагогов по оздоровительной работе с детьми, взаимодействию с семьёй.
Форма проведения: деловая дискуссия.
Повестка педагогического совета:
- Вступительное слово по теме педагогического совета заведующего ДОУ.
- Проведение старшим воспитателем продуктивной рефлексивно-ролевой игры «Что поможет ребёнку в нашем детском саду быть здоровым?».
- Физкультминутка.
- Анализ заболеваемости детей по возрастным группам. Выступление старшей медсестры.
- Сообщение воспитателя старшей группы «Использование здоровьесберегающих технологий в физическом развитии дошкольников».
- Анализ выдвинутых педагогами ДОУ идей. Разработка «Программы действий педагогического коллектива ДОУ по сохранению здоровья дошкольников.
- Сообщение музыкального руководителя ДОУ «Музыкотерапия в детском саду». Сеанс релаксации под музыку. Психогимнастика «Весёлый пирог».
- Презентация газеты для родителей «Я здоровым быть могу – сам себе я помогу».
- Выработка совместного решения с указанием сроков и ответственных.
Ход педсовета
- Вступительное слово «Сохранение и укрепление здоровья детей в ДОУ». (Старший воспитатель)
Здоровый малыш – это радость, счастье, благополучие не только семьи, но и всего общества. Чтобы помочь родителям сохранить здоровье своего ребёнка, наш детский сад выбрал физкультурно-оздоровительную работу приоритетным направлением.
Каждая образовательная организация несёт ответственность за здоровье детей. Большую часть времени дошкольники проводят именно в детском саду, под присмотром педагогического и медицинского персонала. Коллектив активно проводит профилактическую работу по сохранению и укреплению здоровья каждого ребёнка, решает задачи психофизического развития ребёнка, подготовки его к школе, широко используя здоровьесберегающие технологии.
Эффективность оздоровительной работы напрямую зависит от организации образовательного процесса, чтобы обучение, развитие и воспитание детей не наносило ущерба их здоровью. Наш педсовет посвящён этой важной теме.
(Знакомство педагогов с повесткой педсовета.)
- Проведение продуктивной рефлексивно-ролевой игры «Что поможет ребёнку в нашем детском саду быть здоровым?». (Старший воспитатель.)
Педагогам предлагается разделиться на 5 групп, выбрав для стола соответствующую табличку: «Воспитатели», «Родители», «Педагоги школы», «Администрация», «Специалисты». Каждая группа определяет со своей точки зрения причины заболевания дошкольников и предлагает любые, даже самые неожиданные и смелые, идеи для их решения. Все идеи заносятся в протокол. Для того, чтобы проанализировать идеи, выбираются эксперты – представители каждой группы. Пока идеи ими обсуждаются, проводятся следующие этапы педсовета.
3. Физкультминутка «На зарядку дружно встали».
Мы опять сидеть устали,
На зарядку дружно встали.
Руки вбок, посмотрим вправо. (повороты корпуса в стороны)
Поворот налево плавный.
Поднимаем мы колени, (поднимать поочерёдно ноги ,согнутые в коленях)
Занимаемся без лени.
Поднимаем их повыше.
Может быть, коснёмся крыши?
Наклоняемся до пола. (наклоны вперёд – назад, вправо – влево)
Прогибаемся поглубже.
Вправо – влево три наклона
Повторяем снова дружно.
От души мы потянулись (потягивания – руки вверх и в стороны)
И на место вновь вернулись.
- Анализ заболеваемости детей по возрастным группам. Выступление старшей медсестры.
5. Сообщение «Использование здоровьесберегающих технологий в физическом развитии дошкольников». (воспитатель Летунова М.Ю.)
Здоровьесберегающие технологии - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (воспитанников, педагогов и др.).
В эту систему входит:
1.Использование данных мониторинга состояния здоровья воспитанников, проводимого медицинским работником, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
2.Учет особенностей возрастного развития детей и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. детей данной возрастной группы.
3.Создание благоприятного эмоционально – психологического климата в процессе реализации технологии.
4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности воспитанников, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:
- Активное участие педагогов в оздоровительных мероприятиях для детей и взрослых (ДОУ, районные соревнования).
- Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.
- Обсуждение вопросов о здоровьесбережении на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях.
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:
- Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры.
- Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ
- Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.).
- Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ:
1. Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности.
2. Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
3. Разнообразие форм физкультурно-досуговой деятельности с дошкольниками.
4. Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей.
5. Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка.
6. Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.
7. Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.
Система здоровьесбережения в ДОУ:
- различные оздоровительные режимы (адаптационный, на время каникул);
- комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
- организованная образовательная деятельность по физической культуре всех типов;
- оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, тактильные дорожки);
- организация рационального питания;
- медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
- соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
- комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов
Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Медико-профилактические:
- организация мониторинга здоровья дошкольников;
- разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста;
- закаливание;
- организация профилактических мероприятий в детском саду;
- организация контроля и помощь в обеспечение требований СанПиН.
Физкультурно–оздоровительные технологии:
- Динамические паузы
- Подвижные и спортивные игры
- Релаксация
- Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др.)
- Гимнастика динамическая, корригирующая, ортопедическая
- Физкультурные занятия.
- Фитболгимнастика,
- Проблемно-игровые: игротренинги, игротерапия
- Коммуникативные игры
- Серия занятий «Уроки здоровья»
- Точечный самомассаж
- Технологии музыкального воздействия
- Сказкотерапия
- Фонетическая ритмика
Здоровьесберегающие образовательные технологии - технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель - становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий - учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия - технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ.
Виды здоровьесберегающих технологий | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения |
1.Динамические паузы | Во время ООД, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. | Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. |
2.Гимнастика пальчиковая | Проводится индивидуально либо с подгруппой ежедневно. | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). |
3.Подвижные и спортивные игры | Как часть организованной образовательной деятельности по физической культуре, на прогулке. Ежедневно для всех возрастных групп | Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Используются элементы спортивных игр |
4.Релаксация | В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп | Можно использовать спокойную музыку, звуки природы |
5.Гимнастика утренняя | Ежедневно, утром, перед завтраком во всех группах | В групповой комнате, физкультурном зале, под музыку, с использованием подвижных игр и др |
6. Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. |
7. Гимнастика дыхательная | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. | Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. |
8. Технологии эстетической направленности | Реализуются на ООД художественно-эстетического цикла, оформлении помещений к праздникам и др. | Осуществляется на ООД по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса. |
9.Образовательная деятельность по физической культуре | 2-3 раза в неделю в спортивном зале и на улице | Проводится в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед ООД необходимо хорошо проветрить помещение. |
10. Гимнастика бодрящая | Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин во всех группах | Различные варианты проведения |
6. Анализ выдвинутых педагогами идей. Разработка «Программы действий» педколлектива ДОУ по сохранению здоровья дошкольников.
Эксперты, проанализировав идеи педагогов, выделили основные проблемы и сформулировали задачи для дальнейшей работы по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ:
- обеспечить условия, предотвращающие появление у детей переутомления, гиподинамии, стрессов;
- организовать деятельность педагогов по формированию у детей потребности в здоровом образе жизни;
- повышать квалификацию коллектива по вопросам активного внедрения в педагогическую практику здоровьесберегающих технологий;
- создать условия для укрепления здоровья сотрудников ДОУ;
- регулярно проводить мониторинг состояния здоровья детей;
- разработать новые формы взаимодействия с родителями по формированию здорового образа жизни в семье, профилактике вредных привычек.
В соответствии с выводами составляется примерная «Программа действий».
7. Сообщение «Музыкотерапия в детском саду» ( Демешкевич Н.Н.)
Ребенок в детском саду – самое уязвимое звено педагогического процесса. Только придя в детский сад, он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую форму адаптации. В течение последующих 4-5 лет пребывания в ДОУ у любого ребенка еще не раз могут возникнуть ситуации, вызывающие сильное эмоциональное напряжение.
Цель ДОУ – адаптировать личность ребенка к социуму. Самым оптимальным подходом в адаптации является творческий подход, когда человек не противостоит изменяющимся условиям в ущерб своему здоровью, но и не проявляет конформность, т.е. соглашательство со всем, что ему предлагается, а находит способы оказывать влияние на внешние обстоятельства с максимальной пользой для себя.
Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием. Его задача – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Выполнить эту задачу эффективно можно на основе интеграции деятельности всех участников образовательного процесса: воспитатели, психологи, педагоги дополнительного образования. Учитывая особенности детей, они должны искать наиболее рациональные и эффективные пути стимулирования их гармоничного развития. Музыкальному руководителю в этом вопросе отводится особая роль, так как музыкальная деятельность носит не только творческий характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития. Поэтому цель работы педагога - музыканта – сохранение психического здоровья ребенка путем создания комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности.
В практике ведения музыкальных занятий арт-терапевтические методы и технологии пока применяются крайне редко. Вместе с тем, арт – терапевтические методики, широко используемые психотерапевтами, уже адаптированы в отдельных педагогических исследованиях последних лет к работе с обычными детьми с целью профилактики и коррекции их негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально – волевой сферы личности, способствующих как духовно – нравственному, так и физическому оздоровлению. Конечно, на музыкальных занятиях могут быть использованы только научно обоснованные и экспериментально проверенные элементы арт - терапии в форме различных упражнений, целенаправленно отобранного музыкального материала для слушания и исполнения, а также музыкально – творческих заданий, способствующих самопознанию, самооценке, творческому самовыражению, саморазвитию и самокоррекции личности.
В Российской энциклопедии социальной работы указано, что арт-терапия – это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности. К средствам искусства относятся: музыка, живопись, литературные произведения, театр и.т. д. Эмоционально-образная природа искусства позволяет активно влиять на работу правого полушария головного мозга, а через него - на всю структуру личности, формируя и трансформируя систему ее духовно-нравственных ценностей и идеалов. Традиционные для отечественной культуры образы-идеалы человека и человеческих отношений, значимость которых в современных условиях особенно ощутима, отражены в народных песнях и произведениях русской классической музыки. Эти образы могут транслироваться и закрепляться в структуре личности ребенка с помощью арт-терапевтических методов. В этом состоит особая педагогическая значимость таких методов, их роль в решении острых социальных проблем и воспитательных задач, стоящих перед современными ДОУ.
Рассмотрим кратко сущность музыкальной терапии. Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия (прослушивание музыкальных произведений, музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия. Сегодня этот метод активно используется в коррекции эмоциональных отклонений у детей младшего возраста. Они касаются их страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении и др.
Положительные эмоции при музыкальном прослушивании, «художественное наслаждение», по мнению Л.С. Выготского, не есть чистая рецепция, но требует высочайшей деятельности психики. Мучительные и неприятные аффекты при этом подвергаются некоторой разрядке, уничтожению, превращению в противоположное. Правильный выбор музыкальной программы – ключевой фактор музыкотерапии. Для того чтобы музыка оказывала благотворное влияние на ребенка, она должна соответствовать его эмоциональному состоянию.
Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малыша. Важнейшей задачей музыкального воспитания детей раннего возраста является формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. На этом фундаменте ярких музыкальных впечатлений, образов, характеров базируется и развитие активности в детском музыкальном исполнительстве, и музыкально-творческие проявления детей.
Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Установлено, что музыка - воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять различные функции организма. Благодаря ассоциативным связям, возникающим в процессе восприятия и исполнения музыки, меняется и психическое состояние ребенка.
Исследователи рекомендуют использовать в работе с детьми широкий спектр музыкальных инструментов и виды музыки, воздействующие на различные функции организма. Например, для укрепления и оздоровления дыхательной функции можно использовать духовые инструменты (глиняные свистульки, свирели, игрушечные дудочки, губные гармошки, блок-флейты и др.), при слабой мелкой моторике пальцев - клавишные инструменты (игрушечное пианино или детский синтезатор), при эмоциональных проблемах, для снятия стресса или, напротив, активизации эмоциональной сферы личности ребенка - прослушивание музыки для релаксации, а также записей-шумов природы (звуков моря, леса, грозы и др.).
Дыхательная музыкотерапия, включающая игру на духовых музыкальных инструментах, дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития певческого дыхания, позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения. Дыхательная музыкотерапия – это тренинг дыхательной функции человеческого организма. Особое место в ней отводится пению. Тембр голоса, манера говорить, интонации, наряду со смыслом слов, много могут рассказать о чувствах и характере говорящего, о его настроении и внутреннем состоянии. Голос «говорящий музыкальный инструмент». Голос является составляющей различных психофизиологических процессов, происходящих в организме. На тембр, громкость и другие качества голоса влияют такие факторы как эмоциональный тонус, мышечный тонус и др., Следовательно, можно по голосу определять некоторые состояния организма, а также через голосовые упражнения влиять на эти состояния.
Таким образом, изучение и использование музыкальным руководителем основ музыкальной терапии является важным фактором повышения психолого - педагогической эффективности курса в дошкольных образовательных учреждениях.
Сеанс релаксации под музыку.
Психогимнастика «Весёлый пирог».
Воспитатели выполняют движения руками по показу музыкального руководителя.
Если стало почему-то
Очень грустно вдруг кому-то
И не знаешь, как же быть,
Чтоб его развеселить?
Ты возьми стакан смешинок,
Звонкий хохот из корзинок,
Рассыпного смеха ложку
И хихиканья немножко.
Всём весёлкой размешай,
В тонкий юмор раскатай,
Обваляй всё в прибаутках,
Запекай в горячих шутках.
Кто попробует кусочек,
Непременно захохочет!
8. Презентация газеты для родителей «Я здоровым быть могу – сам себе я помогу».
9. Выработка совместного проекта решения с указанием сроков и ответственных.
Используемая литература:
- Бушнева И.М. / Педагогические советы / Волгоград /Учитель / 2016
- Елжова Н.В. / Формы работы в дошкольном образовательном учреждении / Ростов-на-Дону / Феникс / 2010
- Колбанова А.И. / Педагогические советы: профессиональное партнёрство / Волгоград / Учитель / 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет «Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста»
Педсовет «Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста»...
Презентация педсовета "Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"
Презентация к педсовету на тему "Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"...
Педсовет на тему: «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ».
Педсовет с использованием игровых технологий...
Педсовет "Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в соответствии с ФГОС"
Представлен план проведения педсовета "Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в соответствии с ФГОС"...
Педсовет «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в соответствии с ФГОС»
«Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в соответствии с ФГОС»...
Тематический педсовет «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»
Цель: Поиск путей оптимизации создания условий для совершенствования физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ...