«Педагогические находки во взаимодействии с детьми раннего возраста»
статья (младшая группа)
Одним из направлений в деятельности дошкольного педагога-психолога является работа с детьми раннего возраста. Ранний возраст является ответственным периодом в жизни ребенка, когда формируются наиболее важные способности, определяющие его дальнейшее развитие. Ранний возраст - это в буквальном смысле начало. От рождения до трех лет ребенок столь существенно меняется, что его развитие можно назвать наиболее стремительным из всех этапов становления его как личности. И от того, как складывается развитие ребенка в условиях семьи, детского сада зависит его будущее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_nahodki_vo_vzaimodeystvii_s_detmi_rannego_vozrasta.docx | 668.46 КБ |
Предварительный просмотр:
«Педагогические находки во взаимодействии с детьми раннего возраста»
Одним из направлений в деятельности дошкольного педагога-психолога является работа с детьми раннего возраста. Ранний возраст является ответственным периодом в жизни ребенка, когда формируются наиболее важные способности, определяющие его дальнейшее развитие. Ранний возраст - это в буквальном смысле начало. От рождения до трех лет ребенок столь существенно меняется, что его развитие можно назвать наиболее стремительным из всех этапов становления его как личности. И от того, как складывается развитие ребенка в условиях семьи, детского сада зависит его будущее.
Система работы с детьми раннего возраста включает в себя два этапа:
1.Этап привыкания детей к условиям ДОУ (адаптационный период). На этом этапе создается безопасная психологическая обстановка для детей: объединение, эмоциональное сближение с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Целью этапа привыкания является осуществление помощи детям, их родителям в адаптации к новым социальным условиям; задачи психолого-педагогического сопровождения на этом этапе следующие: 1.Преодоление стрессовых состояний детей и их родителей. 2.Формирование активной позиции родителей к дальнейшему сотрудничеству в процессе воспитания детей в детском саду. На этапе привыкания проводим первичную диагностику. Совместно с воспитателями осуществляется наблюдение за детьми, проходящими адаптацию. Данные по наблюдению фиксируются в листах психологической адаптации, которые заполняются на каждого ребенка в начале адаптационного периода и в конце- контрольная диагностика (повторная). В листе адаптации представлены: сведения социального характера (фамилия, имя, дата рождения, дата поступления в детский сад, возраст на момент поступления), информация об индивидуальных особенностях ребенка (группа здоровья, особенности темперамента, привычки), оценка параметров адаптации (эмоциональное состояние, социальные контакты с детьми, взрослыми, познавательная и игровая деятельность, реакция на изменение привычной ситуации), оценка адаптационного периода. Выполнив анализ полученных результатов, можно сделать вывод о распределении степеней адаптации.
2. Этап после адаптационный. На этом этапе детям предлагаются развивающие встречи с психологом, налаживается ритм их жизни в ДОУ. Целью данного этапа является налаживание ритма жизни детей в детском саду на развивающих занятиях. Все занятия имеют следующую структуру: 1. Ритуал начала занятия. 2.Игровое задание на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, речи, воображения, а также мелкой моторики, творчества. 3. В целях профилактики утомления между заданиями проводим физкультурные минутки, подвижные игры. 4. Релаксационные упражнения, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение.
По запросам родителей проводим индивидуальные беседы. Вопросы, с которыми родители обращаются за помощью, разнообразны: «Особенности прохождения адаптации», «Возрастные и индивидуальные особенности детей», «Особенности поведения детей».
После 2-3 месяцев посещения детьми детского сада на собрании родителям представляется мини-лекция «Адаптация детей к детскому саду или чем родители могут помочь своему ребенку в период адаптации?» На следующей встрече обсуждаем вопрос «Кризис 3-х лет». А также проводим практические занятия, где представляется родителям комплекс упражнений, с помощью которых можно снять чрезмерное напряжение, установить контакт с детьми, сблизиться.
С целью просвещения, предупреждения негативных последствий, оказания помощи создан уголок психолога, где размещена консультационная информация для родителей об особенностях протекания адаптационного периода детей, трудностях адаптации детей к новым условиям, возрастных особенностях. С целью получения объективной информации о протекании адаптации каждого ребенка проводится анкетирование родителей, в котором они отмечают, оценивают эмоциональное напряжение, состояние тревожности у ребенка и степень общения со сверстниками, воспитателями. Эта информация очень полезна для воспитателей, которые с ними работают.
Очень действенным в работе с родителями являются совместные встречи, собрания, занятия, тренинги.
Сопровождение детей раннего возраста – очень важный этап в жизни и развитии каждого ребенка. И лишь при сотрудничестве воспитателей, родителей и педагога-психолога можно рассчитывать на положительный результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как основа педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО
Обмен опытом по работе в проектной деятельности, презентация проекта "Дружба начинается с улыбки", описание слайдов...
Проектная деятельность как основа педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО
Обмен опытом по работе в проектной деятельности, презентация проекта "Дружба начинается с улыбки", описание слайдов...
«Педагогические находки во взаимодействии с детьми раннего возраста»
Одним из направлений в деятельности дошкольного педагога-психолога является работа с детьми раннего возраста. Ранний возраст является ответственным периодом в жизни ребенка, когда формируются наиболее...
Педагогическая находка, "Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста с использованием ткани"
Ссылка на педагогическую находку https://disk.yandex.ru/i/1RQmhNTfYvQGzg...
Статья "ОСОБЕННОСТИ психолого-педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста с интеллектуальными нарушениями "
В данной статье рассматривается проблема психолого-педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста. Особую актуальность приобретает вопрос, связанный с нахождением путей и особенностей психол...
Педагогическое взаимодействие с детьми раннего возраста в зависимости от типа привязанности к значимому взрослому
Данный материал позволяет педагогам расширить свои представления о типах привязанности, провести самоэкспертизу осуществляемого педагогическ...
Особенности педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста
Педагогическое взаимодействие – это специально организованный процесс между ребенком и наставником, который влияет на развитие взаимодействующих сторон и их взаимоотношений....