Диагностика результативности реализации ДООП «Добро творить - себя веселить».
рабочая программа (подготовительная группа)
Диагностика результативности реализации дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программа «Добро творить - себя веселить».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Диагностика результативности реализации ДООП «Добро творить - себя веселить». | 115.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика результативности реализации дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программа «Добро творить - себя веселить».
Социально-коммуникативное развитие личности ребенка является одной из важнейших образовательных областей, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования Российской Федерации.
При проведении педагогического обследования использую блок методик позволяющие фиксировать уровень развития нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения дошкольников. При проведении диагностики конфиденциальность обязательна, а результаты опроса достигаются благодаря строгой регулировки доступа к полученной информации о ребенке.
Для своевременной корректировки знаний и умений диагностика дошкольников проходит 2 раза в год – в сентябре и в мае.
Формы диагностики: мониторинг, наблюдение.
Планируемый результат | Система мониторинга | |
Социально - интеллектуальный (когнитивный) | Ребенок придумывает поступок героя, адекватный социально принятой этической норме, умеет объяснить этот поступок с позиций нормы | Методики «Неоконченные ситуации» (А. М. Щетинина, Л. В. Кирс) «Сюжетные картинки» Г. Матвеева, И.В.Выбойщик. (эмоционально-ценностный аспект нравственности). Н. Е. Богуславской «Незаконченные предложения или Мое отношение к людям» Метод - наблюдение М.И. Шилова. |
Деятельностно - практический | Ребенок спокойно, терпеливо слушает партнера, легко им договаривается и адекватно эмоционально пристраивается | |
Мотивационно - эмоциональный | Ребенок чаще всего жизнерадостен, легко адаптируется к новым условиям, редко проявляет агрессивные формы поведения, никогда не проявляет эмоции неадекватно ситуации, всегда проявляет сочувствие, сопереживание к пожелым людям и малышам, сверстникам, героям сказок и др., общается со всеми активно, с удовольствием, инициативен, круг общения широкий, с воспитателями и другими взрослыми общается свободно, раскованно, редко проявляет капризы, упрямство, почти всегда способен управлять своими эмоциями, вегетативные проявления проявляются очень редко или никогда. Дети проявляют заинтересованность проблемами экологии, жизнью братьев наших меньших, оказывают посильную заботу. | |
У родителей появится желание общаться с педагогами, участвуют в жизни группы и детского сада. | Анкетирование «Нравственное воспитание», «Мы и детский сад». |
Диагностические методики развития дошкольников
Методика «Неоконченные ситуации» (А. М. Щетинина, Л. В. Кирс)
Цель: изучение особенностей принятия и осознания детьми нравственной нормы.
Диагностические показатели: осведомленность норм и ценностей принятых в обществе.
Индивидуальная форма проведения
Инструкция: Ребенку говорят: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». В каждом случае нужно добиваться от ребенка мотивировки ответа.
Ситуации:
1. Дети строили город. Оля не хотела играть. Она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать игрушки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила. Что ответила Оля? Почему?
2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут к ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила. Что ответила Катя? Почему?
3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша - зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ей ответила. Что ответила Саша? Почему?
4. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила. Что ответила Маша? Почему?
5. Петя принес в детский сад игрушечный самосвал. Всем детям захотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя. Что сделал Петя? Почему?
6. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера. Что сделала Вера? Почему?
7. Таня и Оля играли в «дочки-матери». К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть. Мы тебя не возьмем, ты еще маленький» - ответила Оля. А Таня сказала. Что сказала Таня? Почему?
8. Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал: «Но, но, но!» В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста, Света никак не может заснуть» Коля ей ответил. Что ответил Коля? Почему?
9. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша. Что сделал Саша? Почему?
Обработка результатов: В процессе анализа результатов учитывается характер поступка и его аргументации. По особенностям придуманного ребенком поступка героя ситуации можно судить о степени принятия им нравственной нормы, а по характеру аргументации поступка - об осознании этой нормы.
Высокий уровень: ребенок придумывает поступок героя, адекватный социально принятой этической норме, умеет объяснить этот поступок с позиций нормы.
Средний уровень: ребенок домысливает поступок, соответствующий общепринятой норме, но не может аргументировать его.
Низкий уровень: ребенок придумывает окончание ситуации, в которой герой совершает поступок, не отвечающий социальной нравственной норме.
Методика «Сюжетные картинки» Г. Матвеева, И.В.Выбойщик. (эмоционально-ценностный аспект нравственности)
Шкалы: эмоциональное отношение к нравственным нормам Возраст: дошкольный Тип теста: невербальный Вопросов: 10 Источники: Методика «Сюжетные картинки»/ Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. - СПб., 2002. Назначение теста. Методика предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам и определения умения различать хорошие и плохие поступки. Описание теста Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование) - на безнравственный. Инструкция к тесту Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему. Обработка результатов. 0 баллов - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла - ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
3 балла - ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции.
Методика Н. Е. Богуславской «Незаконченные предложения или Мое отношение к людям»
Детям предлагается закончить несколькими словами предложениями.
- Когда я вижу, что кто-то из ребят попал в беду, то я…
-Если кто-то надо мной смеется, то я…
-Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…
-Когда меня постоянно перебивают, то я…
-Когда мне не хочется общаться с сверстниками, я…
-Когда в моем присутствии обижают человека, то…
Обработка результатов по 3-х бальной системе: 0 баллов - ребенок не имеет четких нравственных ориентиров, неправильно объясняет поступки. Отношение к нравственным нормам неустойчивое, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл - нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако, отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла - нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое.
3 балла - ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам устойчивое.
Метод - наблюдение М.И. Шилова.
Цель: Изучение отношений к трудовым поручениям и взаимосвязи между игрой и трудом: Педагог предлагает индивидуально ребенку трудовые поручения (вымыть игрушки, собрать листья на участке…). Отмечается отношение ребенка к процессу труда и соответствие действий задаче. Наблюдение: умеет ли ребенок действовать без посторонней помощи (постоянно; в зависимости от ситуации и вида деятельности), не умеет. Уровни освоения материала. Низкий. Ребенок выполняет действия с помощью взрослого; стремление к самостоятельности недостаточно выражено: ожидает помощи даже в освоенных микропроцессах. Средний. Ребенок выполняет действия самостоятельно; требуется помощь взрослого в выполнении целостных трудовых процессов и в контроле качества. Ярко выражено стремление к самостоятельности в самообслуживании, желание самоутвердиться. По предложению воспитателя оказывает помощь сверстникам и взрослым. Высокий. Ребенок выполняет самообслуживание самостоятельно, с хорошим качеством, при небольшой помощи взрослого или сверстника. Активно отстаивает самостоятельность, обнаруживает устойчивое стремление к оказанию помощи взрослому и сверстнику.
Анкета для родителей
Уважаемые родители,
в целях определения основных направлений работы и разработки методических пособий по развитию нравственных качеств дошкольника в нашем детском саду нам необходимо знать ваше мнение по некоторым вопросам.Заранее благодарим Вас за сотрудничество.
1.Что Вы считаете главным в семейном воспитании?
__________________________________________________________________
2. Что Вы понимаете под термином «нравственное воспитание»?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Согласны ли Вы с утверждением относительно необходимости формирования нравственных качеств ребенка именно в дошкольном возрасте?
4. Возможно ли нравственное воспитание в детском саду?_________________ __________________________________________________________________
5. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за нравственное воспитание детей – детский сад или родители?__________________________ __________________________________________________________________
6. Считаете ли Вы свою семью дружной? __________________________________________________________________
7. Какие семейные традиции способствуют укреплению Вашей семьи? Перечислите их _________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Воспитываете ли Вы у своих детей нравственные чувства? Каким образом?
9. Какие средства и методы нравственного воспитания, по Вашему мнению, наиболее эффективны?______________________________________________ _____________________________________________________________________________
10. Какие нравственные качества Вы хотели бы видеть в своем ребенке?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Присутствие каких нравственных качеств Вы считаете недопустимым?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Какие формы взаимодействия с педагогами нашего детского сада вы считаете актуальными и эффективными в нравственном воспитании детей?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо!
Анкета для родителей «Мы и детский сад»
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам ответить на некоторые вопросы, касающиеся взаимодействия семьи и детского сада, особенностей общения между Вами и вашими детьми. Данная анкета позволит нам проанализировать состояние работы учреждения, узнать ваше мнение и предложения по её совершенствованию, а так же поможет скорректировать нашу работу по развитию у детей навыков общения.
- Считаете ли Вы способность к общению необходимым качеством каждого человека?
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
- Всегда ли Вы находите время для общения со своим ребенком?
- Да
- Стараюсь, но не всегда получается
- Нет, не хватает времени
- Каким тоном Вы общаетесь со своим ребенком?
- Спокойным доверительным тоном
- Стараюсь общаться спокойным тоном, но не всегда получается
- Мой ребенок лучше воспринимает общение на повышенных тонах
- Какой стиль общения у Вас и у вашего ребенка?
- Вы общаетесь на равных
- Считаете свое мнение более значимым, чем мнение ребенка
- Считаете, что ребенку должна быть предоставлена полная свобода в общении
- Рассказывает ли Вам ребенок о том, что произошло в группе?
- Каждый день
- Иногда, когда происходит что-то значимое
- Редко
- Назовите причины, мешающие Вам полноценно общаться с ребенком?
- Таких причин не существует
- Занятость на работе и бытовые проблемы
- Ваш вариант ответа ___________________________________________________
___________________________________________________________
- Имеете ли Вы принципиальные требования к ребенку в плане его общения с вами (например, почтительность, послушание, следование вашим рекомендациям, согласие с Вашим мнением, не говорить о несущественном, не обсуждать других, темы-табу и пр.)?
- Да_____________________________________________
- Нет, ребенок может говорить со мной о чем угодно, и как угодно
- Не задумывались над этим вопросом
- Внимательно ли Вы выслушиваете своих детей?
- Да, всегда вникаю в детские проблемы
- Не всегда, много своих проблем
- Нет. Откуда у детей проблемы?
- Знаете ли Вы друзей Вашего ребенка по детскому саду?
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
- Можете ли Вы назвать имена детей, с которыми Ваш ребенок играет чаще, чем с другими?
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить (не помню имен, кажется, что играет со всеми)
- Организовываете ли Вы общение Вашего ребенка со сверстниками вне детского сада?
- Да, в форме______________________________________________
- Нет. Они и так много общаются в детском саду.
- Затрудняюсь ответить
- Оцените уровень развития навыков общения Вашего ребенка (умение устанавливать и поддерживать контакты со взрослыми и сверстниками, умение воспринимать и обмениваться информацией, умение понимать чувства и мысли других, адекватно оценивать собственное поведение в общении)
- Высокий
- Средний (как у других, общается без особых затруднений)
- Низкий
- Как часто вы участвуете в совместных с детским садом мероприятиях:
- Всегда
- Часто
- Редко
- Никогда
14. Ваша осведомленность о работе детского сада и пребывании ребенка в детском саду:
- Полная
- Частичная
- Вообще не имею информации, иногда не получаю ответов даже на заданные вопросы
- Другое __________________________________________________
15. Информацию о детском саде получаю:
- Из наглядной информации в дошкольном учреждении
- Со слов педагогов
- От других родителей
- На собраниях
- От заведующего ДОУ
- От ребенка
- Не получаю вообще
Большое спасибо за ваши откровенные ответы. Они помогут нам скорректировать работу по развитию навыков общения у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Добро творить себя веселить"
Цели: познакомить со сказкой В.П.Катаева «Цветик - семицветик»; учить находить главную мысль произведения; развивать мышление, умение обобщать, делать выводы; воспитывать милосердное отношение к людям...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Добро творить - себя веселить»
За короткое время нельзя научить детей быть милосердными, но принимая участие в подобных программах, они получают возможность научиться простому человеческому общению друг с другом, заботе о ближнем, ...
Анатация к ДООП «Добро творить - себя веселить»
В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующаяся на его индивидуальные особенности....
Методические разработки ДООП "Добро творить себя веселить"
Методические разработки ДООП "Добро творить себя веселить"...
Сведения о качестве реализации ДООП «Добро творить - себя веселить»
Сведения о качестве реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Добро творить - себя веселить»...
Динамика результативности реализации ДООП «Добро творить - себя веселить».
Динамика результативности реализации дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программа«Добро творить - себя веселить»....
Открытое занятие в подготовительной группе "Добро творить - себя веселить"
Цель: воспитание в детях чувства доброты и желания совершать добрые поступки....