Консультация для воспитателей "Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя"
консультация
Материал представлен в виде темы для круглого стола, где на обсуждение выносятся проблемные ситуации, возникающие в образовательном процессе при взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_pedagogicheskih_situatsiy.doc | 59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 52 «Маячок» город Тамбов КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей Тема круглого стола: (анализ проблемных ситуаций) Музыкальный руководитель: Е. В. Бучнева |
Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников. Только в совместной согласованной деятельности обоих педагогов можно достигнуть цели, поставленной в программе: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку; решить задачи: развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству.
Практика работы современного детского сада показывает, что основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника. Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже, и присутствовать — мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги — «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.
Наблюдение и анализ музыкального развития детей в дошкольных образовательных учреждениях указывают на недостатки процесса взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя, в том числе на его стихийность, нерегламентированность и неуправляемость. Воспитатели, находясь в постоянном контакте с детьми, обычно малоактивны в осуществлении музыкального воспитания и обучения дошкольников. Использование музыки в быту детского сада, на занятиях по развитию речи, изобразительному искусству - большая редкость. Музыкальные занятия, проводимые два раза в неделю, и несколько праздничных утренников в течение года не могут удовлетворить потребность детей в музыке, музыкальном развитии.
Наиболее эффективно образовательные задачи решаются, если педагоги учитывают принцип интеграции образовательных областей, что и подразумевает взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей.
Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо рассматривать как субъект-субъектные отношения, характеризующиеся единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребенка как главного объекта педагогических отношений.
Успешное и планомерное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского сада в осуществлении задач музыкально-художественного воспитания дошкольников позволяет добиться цели и задач, поставленных программой в образовательной области «Музыка», сформировать предусмотренные программой умения и навыки (восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения), в полной мере развить соответствующие возрасту интегративные качества каждого ребёнка.
Анализ проблемных педагогических ситуаций:
Анализ проблемы состоит из следующих мыслительных шагов:
· Предварительное описание проблемной ситуации;
· Вычленение конкретной задачи из проблемной ситуации;
· Построение абстрактной модели конкретной задачи, формулировка противоречия;
· Построение абстрактной модели решения задачи, представление ИКР (идеального конечного результата);
· Выявление ресурсов и выход на конкретное решение;
· Формулирование подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения;
· Повторение цепочки рассуждений для решения выявленных подзадач с шага № 3
· Рефлексия.
(Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко. Формирование основ диалектического мышления)
Варианты проблемных ситуаций:
1 |
Мама бесконечно опаздывает приводить ребенка на музыкальные занятия. Конфликтовать нельзя, хвалить – тоже. Ваши действия.
|
2 |
Ребенок тяжело переносит адаптацию, плачет, устраивает истерики, расставаясь с мамой. Утомленный воспитатель говорит: «Сегодня, если будешь плакать, на утренник не пойдешь».… Ваши действия.
|
3 |
Дети, обучаясь нотной грамоте, пишут аккуратно до первой помарки, которая на начальном этапе появляется незамедлительно. Старания хватает только на начало новой строчки. Как поддержать старание?
|
4 |
В музыкальном зале много ребят. Дети поют и танцуют. Новенький мальчик пяти лет, первый день пришел в эту группу и с любопытством рассматривает играющую детвору. Воспитатель обращается к нему: «Тебе тоже, наверное, хочется потанцевать вместе с ними?». Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает: «Нет!... Я их сейчас расстреляю!». Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и целится в сторону ребят… Ваши действия.
|
5 |
Четырехлетний Алеша балуется на музыкальном занятии, несмотря на замечания воспитателя. В конце концов педагог говорит: «Ты же не котик и не собачка, чтобы ползать на четвереньках!». После этого все дети начинают тоже ползать на четвереньках. Ведь всем хочется поиграть в «котика». Воспитатель хотел сделать замечание, а получился обратный результат… Ваши действия.
|
6 |
У одной девочки в группе день рождения. На музыкальном занятии ребята поют поздравительную песню и водят вокруг именинницы хоровод. Один мальчик стал просить, чтобы вокруг него тоже стали водить хоровод дети. Воспитатель объяснила, что это только для именинницы.. Ребенок плачет. Ваши действия…
|
7 |
Вечером ребенка забирают из детского сада. Папа стоит и ждет, пока ребенок оденется. А сын тем временем начинает спор с другим мальчиком, которого тоже забирают родители, по поводу распределения ролей на утреннике. Папа не реагирует на поведение сына. Действия воспитателя…
|
8 |
Забирая ребенка домой, мама сообщает воспитателю, что сын жалуется, что ему не дают главную роль в утреннике. Действия воспитателя…
|
9 |
Дети младшей группы не поделили музыкальные игрушки. Какова должна быть реакция педагога?
|
10 |
Мальчик ходит по группе, берет то один музыкальный инструмент из музыкального уголка, то другой, но ни с одним не играет. Как поступить воспитателю в данном случае?
|
11 |
Ребенок все время выполняет в утренниках ведущую роль. Каким образом дать возможность выполнить эту роль другим детям?
|
12 |
Трое детей весь вечер играют на инструментах в музыкальном уголке и никого туда больше не подпускают. На замечание воспитателя отвечают, что они играют в «ансамбль». Как должен поступить педагог?
|
13 |
Две девочки во время игры в музыкальном уголке взяли пианино, назревает ссора. Какой должна быть реакция воспитателя?
|
14 |
Дети не хотят слушать предложенную воспитателем музыкальную аудиосказку. Как поступить педагогу?
|
15 |
Дети повторяют в игре некрасивое поведение взрослых. Как должен отреагировать на это воспитатель?
|
16 |
Мама рассказывает воспитателю, что дочка все время играет на старом игрушечном пианино, хотя в доме стоит настоящее новое. Что вы посоветуете этой маме?
|
17 | Занятие предыдущее в младшей группе затянулось, вместо положенных 10 - 15 минут воспитатель провела занятие 25 минут и опоздала на музыкальное занятие. Ваши действия. |
Литература:
Зверева О. Л., Кротова Т. В.Родительские собрания в ДОУ, М.; Айрис Пресс, 2006 г.
Зверева О. Л. Конкурс знатоков педагогических секретов // Дошкольное воспитание. 1997. № 10. С. 32 – 33.
Корзун А. В. Анализ творческих задач в процессе профессиональной подготовки педагогов. Минск, 2003 г.
Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. М., 1990.
Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Формирование основ диалектического мышления.
Шевелева Л. // Пралеска, № 7, 2005, С. 12 – 16.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему "Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя".
Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо рассматривать как субъект-субъектные отношения, характеризующиеся единством цели, в качест...
Консультация для педагогов на тему "Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя".
Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо рассматривать как субъект-субъектные отношения, характеризующиеся единством цели, в качестве которой ...
Консультация для педагогов "Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя"
Принципы и формы взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя....
Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя
Повышение профессиональной компетентности педагогов....
«Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя с целью улучшения процесса музыкального развития детей»
Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя с целью улучшения процесса музыкального развития детей...
Выступление на педагогическом совете "Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя с целью улучшения процесса музыкального развития детей"
Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя с целью улучшения процесса музыкального развития детейПроблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руко...
Консультация для сотрудников ДОУ «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя»
Сотрудничество между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо и важно!От взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя зависит успешность процесса музыкального развития дошкольнико...