Рабочая программа для детей старшей группы (5-6 лет)
рабочая программа (старшая группа)
Содержание
№ | Наименование разделов | стр. |
I |
Целевой раздел
|
3 |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.1.1 | Цель и задачи программы | 4 |
1.2 | Принципы и подходы к организации образовательного процесса | 4 |
1.3 | Возрастные и индивидуальные особенности развития детей старшего дошкольного возраста | 5 |
1.4 | Планируемые результаты освоения Программы | 6 |
II |
Содержательный раздел
|
6 |
2.1 | Учебный план реализации ООП в старшей группе | 6 |
2.2 | Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности | 7 |
2.3 | Формы, способы, методы и средства реализации программы | 10 |
2.4 | Содержание коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками в повседневной жизни | 13 |
2.5 | Планирование работы с детьми в группе | 13 |
2.6 | Примерное годовое планирование | 16 |
2.7 | Календарно-тематическое планирование НОД и совместная деятельность | 16 |
2.8 | Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками | 18 |
2.9 | Взаимодействие с семьёй, социумом | 19 |
III |
Организационный раздел
|
24 |
3.1 | Оформление предметно-пространственной среды | 24 |
3.2 | Материально-технические условия реализации программы | 25 |
3.3 | Распорядок и режим дня, двигательный режим, схема закаливания детей | 25 |
3.4 | Структура непосредственно-образовательной деятельности, расписание занятий | 28 |
3.5 | Программно-методическое обеспечение образовательного процесса | 31 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
businka_nasha_programma.docx | 115.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа для детей старшей группы (5-6 лет)
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013 г.
Реализующая инновационную программу дошкольного образования
«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. (2020 г.6-е издание дополненное.)
Старшей группы №5 «Дельфинчики».
Воспитатели:
Собгайда П. Е.
Худякова И. П.
с. Малокурильское, 2021 г.
Содержание
№ | Наименование разделов | стр. |
I | Целевой раздел | 3 |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.1.1 | Цель и задачи программы | 4 |
1.2 | Принципы и подходы к организации образовательного процесса | 4 |
1.3 | Возрастные и индивидуальные особенности развития детей старшего дошкольного возраста | 5 |
1.4 | Планируемые результаты освоения Программы | 6 |
II | Содержательный раздел | 6 |
2.1 | Учебный план реализации ООП в старшей группе | 6 |
2.2 | Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности | 7 |
2.3 | Формы, способы, методы и средства реализации программы | 10 |
2.4 | Содержание коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками в повседневной жизни | 13 |
2.5 | Планирование работы с детьми в группе | 13 |
2.6 | Примерное годовое планирование | 16 |
2.7 | Календарно-тематическое планирование НОД и совместная деятельность | 16 |
2.8 | Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками | 18 |
2.9 | Взаимодействие с семьёй, социумом | 19 |
III | Организационный раздел | 24 |
3.1 | Оформление предметно-пространственной среды | 24 |
3.2 | Материально-технические условия реализации программы | 25 |
3.3 | Распорядок и режим дня, двигательный режим, схема закаливания детей | 25 |
3.4 | Структура непосредственно-образовательной деятельности, расписание занятий | 28 |
3.5 | Программно-методическое обеспечение образовательного процесса | 31 |
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа образовательной деятельности в старшей группе «Дельфинчики» на 2021-2022 учебный год разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Д/с «Островок» с учетом инновационной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой в соответствии с ФГОС ДО и предусмотрена для реализации образовательной деятельности детьми в возрасте от 5 до 6 лет.
Рабочая программа старшей группы «Дельфинчики» является нормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации образовательной деятельности в ДОУ. Она представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в определенном возрастном периоде, обеспечивает разностороннее гармоничное развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию.
Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». СП 2.4.3648-20 будут действовать с 01.01.2021 до 01.01.2027г.;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Настоящая образовательная программа составлена с учётом следующих программ:
Обязательная часть:
- Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М. Дорофеевой. -6-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020г.
Формируемая часть:
- Региональный компонент - Парциальная программа экологического воспитания в детском саду «Юный эколог» Николаева С.Н.
- Парциальная программа «Программа развития речи дошкольников» - О.С.Ушакова
- Авторская парциальная программа «Математика в детском саду» - В. П. Новикова.
- Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности «Цветные ладошки» И. А. Лыкова.
- Парциальная программа «Умные пальчики» конструирование в детском саду И. А. Лыкова.
Основная образовательная программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (обязательная часть не менее – 60 % и часть формируемая участниками образовательных отношений не более – 40%). Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).
Программа может корректироваться в связи с изменениями:
¬ нормативно-правовой базы дошкольного образования,
¬ образовательного запроса родителей,
¬ видовой структуры групп и др.
Срок реализации программы - 1 учебный год.
1.1.1. Цели и задачи Программы.
Цель обязательной части Программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Цели вариативной части Программы:
Воспитание экологической культуры дошкольников; формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать; овладение родным языком и развитие языковых способностей у детей дошкольного возраста; формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Приоритетные задачи реализации рабочей программы:
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- формирование у детей начал экологической культуры на этапе дошкольного детства; формирование представлений о числе и количестве, развитие представлений о величине и форме, развитие пространственной ориентировки и во времени; развитие связной речи, лексической стороны речи, образной речи, звуковой стороны речи и формирование грамматического строя речи; развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира как эстетических объектов.
1.2. Принципы и подходы к организации образовательного процесса.
Рабочая программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными образовательными стандартами:
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
- индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
- партнерство с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учёт этнокультурной ситуации развития детей.
- обеспечение преемственности дошкольного общего и начального общего образования.
Основными приоритетными направлениями деятельности ДОУ являются:
- Нравственно-патриотическое воспитание – воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду селу. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны. Формирование нравственного чувства к культурному наследию; толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям и другим.
- Экологическое воспитание – формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим её. И, кроме того, отношение к себе как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.
1.3. Возрастные и индивидуальные особенности развития детей старшего дошкольного возраста.
Возрастные особенности развития детей 5-6 лет подробно сформулированы в программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. 6-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020г., стр. 237-239.
Возрастные особенности детей старшей группы «Дельфинчики»
В группе « Дельфинчики» всего 25 человек;
Из них: мальчиков-14 человек,
девочек- 11 человек.
№ | Фамилия, имя ребенка | Дата рождения | Дата поступления |
1 | Асмаева Анита Руслановна | 20.06.2016 | 01.06.2018 |
2 | Бобрышев Матвей Сергеевич | 22.09.2016 | 17.05.2018 |
3 | Бояркина Милана Андреевна | 27.10.2016 | 17.05.2018 |
4 | Буркутбаев Диас Русланович | 26.03.2016 | 17.05.2018 |
5 | Екимова Алина Максимовна | 03.11.2016 | 30.05.2018 |
6 | Воронина Мария Евгеньевна | 18.07.2016 | 05.06.2018 |
7 | Дунаев Макар Сергеевич | 21.07.2016 | 17.05.2018 |
8 | Жаркова Виктория Степановна | 21.03.2016 | 17.05.2018 |
9 | Жаркова Мария Александровна | 20.05.2016 | 09.01.2018 |
10 | Зайцева Софья Дмитриевна | 22.01.2016 | 01.10.2018 |
11 | Краснобрыжая Екатерина Антоновна | 25.05.2017 | 23.09.2019 |
12 | Краснов Фёдор Романович | 29.04.2016 | 17.05.2018 |
13 | Колганова София Владимировна | 30.12.2016 | 18.05.2018 |
14 | Косилов Андрей Алексеевич | 26.02.2016 | 25.05.2018 |
15 | Кулдашев Ильяз Айбекович | 01.08.2016 | 02.03.2018 |
16 | Куликова Ксения Витальевна | 10.10.2016 | 01.06.2018 |
17 | Кульша Давид Евгеньевич | 05.05.2016 | 29.10.2018 |
18 | Мёдов Денис Олегович | 28.10.2016 | 17.05.2018 |
19 | Ничкапин Дмитрий Дмитриевич | 29.07.2016 | 01.06.2018 |
20 | Носова Милана Витальевна | 23.05.2016 | 17.05.2018 |
21 | Онучин Илья Владиславович | 15.07.2016 | 17.05.2018 |
22 | Осипов Платон Георгиевич | 16.08.2016 | 08.12.2020 |
23 | Тимонин Алексей Борисович | 29.04.2016 | 21.05.2018 |
24 | Юрин Макар Анатольевич | 01.10.2016 | 17.05.2018 |
25 | Фефелов Кирилл Олегович | 19.09.2016 | 30.05.2018 |
1.4. Планируемые образовательные результаты освоения Программы сформулированы в программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. 6-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020г., стр. 275-283.
Особенности проведения педагогического мониторинга
Педагогический мониторинг осуществляется с целью определения динамики актуального индивидуального профиля развития ребенка и используется при решении следующих задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
Педагогический мониторинг опирается на принципы поддержки специфики и разнообразия детства, а также уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. В связи с этим, педагогический мониторинг:
- не содержит каких-либо оценок развития ребенка, связанных с фиксацией образовательных достижений;
- позволяет фиксировать актуальный индивидуальный профиль развития дошкольника и оценивать его динамику;
- учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений;
- позволяет рассматривать весь период развития ребенка от рождения до школы как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника;
- учитывает представленные в Рабочей Программе целевые ориентиры, но не использует их в качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Инструментарий для педагогического мониторинга детского развития - карты наблюдения. Психологическая диагностика детей. Она проводится педагогом-психологом и только с согласия родителей (законных представителей) детей.
II Содержательный раздел
2.1. Учебный план реализации Основной Образовательной Программы в старшей группе.
Обязательная часть Программы обеспечивает развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие).
Социально-коммуникативное развитие сформулированы в программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. 6-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020г., стр. 240-245.
Познавательное развитие сформулированы в программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. 6-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020г., стр. 245-253.
Речевое развитие сформулированы в программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. 6-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020г., стр. 253-258.
Художественно-эстетическое развитие сформулированы в программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. 6-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020г., стр. 258-270.
Физическое развитие сформулированы в программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. 6-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020г., стр. 270-275.
Решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках организованной детской деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Образовательный процесс в детском саду условно разделяется на два составляющих блока:
- совместная взросло-детская (партнёрская) деятельность;
- свободная самостоятельная деятельность детей.
В первом блоке содержание организуется комплексно-тематически, во втором – в соответствии с традиционными видами детской деятельности.
Образовательный процесс МБДОУ «Д/с «Островок» строится на основе партнёрства, сотрудничества и сотворчества педагога и ребёнка.
Организованная образовательная деятельность регламентируется реализуемой в МБДОУ инновационной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» по ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой, 2020 г., рекомендованной Министерством образования РФ; Организованная образовательная деятельность организуется, как совместная интегративная деятельность педагогов с детьми, которая включает различные виды детской деятельности (игровую, коммуникативную, самообслуживание и элементарный бытовой труд, двигательную, изобразительную, познавательно-исследовательскую, музыкальную, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование).
Для расширения, систематизации знаний дошкольников, для привлечения внимания и интереса детей к учебной деятельности педагоги используют презентации, авторские интерактивные игры на мультимедийной доске, Ж К- телевизоре. Непрерывная длительность просмотра 5-7 минут.
Воспитание и обучение осуществляется на русском языке - государственном языке России.
2.2. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности.
1 Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
2 Образовательная область: «Познавательное развитие»
Части ООП | Программы и методические пособия | |
| Инновационная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020г. | |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | Региональный компонент - Парциальная программа экологического воспитания в детском саду «Юный эколог» Николаева С.Н. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий. Соломенникова О. А. Ознакомление дошкольников с природой в детском саду. Старшая группа. Формирование целостной картины мира. Познавательно-информационная часть, игровые технологии. Старшая группа. Помораева И. А., В. А. Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. Авторская парциальная программа «Математика в детском саду» В. П. Новикова. Рабочая тетрадь. В.П.Новикова «Математика в детском саду 5-6 лет». | |
Методические пособия | Развивающие игры Воскобовича. Серия «Играем в сказку»: «Репка»; «Теремок»; «Три медведя»; «Три поросенка». Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Серия «Мир в картинках»: «Авиация»; «Автомобильный транспорт»; «Арктика и Антарктика»; «Бытовая техника»; «Водный транспорт»; «Высоко в горах»; «Инструменты домашнего мастера»; «Космос»; «Офисная техника и оборудование»; «Посуда»; «Школьные принадлежности». Серия «Рассказы по картинкам»: «В деревне»; «Кем быть?»; «Мой дом»; «Профессии». Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о бытовых приборах»; «Расскажите детям о космонавтике»; «Расскажите детям о космосе»; «Расскажите детям о рабочих инструментах»; «Расскажите детям о транспорте», «Расскажите детям о специальных машинах»; «Расскажите детям о хлебе». Наглядно-дидактические пособия Плакаты: «Счет до 10»; «Цвет»; «Форма». |
3 Образовательная область: «Речевое развитие»
Части ООП | Программы и методические пособия | |
| Инновационная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020г. | |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | Ельцова О. М. Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте. Ушакова О. С. «Придумай слово». Парциальная программа «Программа развития речи дошкольников» О.С.Ушакова Рабочая тетрадь «По развитию речи для детей 5-6 лет» О.С.Ушакова | |
Методические пособия | Серия «Грамматика в картинках»: «Говори правильно»; «Множественное число»; «Многозначные слова»; «Один — много»; «Словообразование»; «Ударение». «Правильно или неправильно». Плакаты: «Алфавит» Раздаточный материал: Книга для чтения в детском саду 5-6 лет. |
4 Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Части ООП | Программы и методические пособия | |
| Инновационная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020г. Парциальная программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» Каплунова И.М., Новоскольцева И.А., - 2-е изд, доп. и перераб-Спб.: Невская нота», 2015 | |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа 5-6 л. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала. Старшая группа 5-6 л. Лыкова И. А. Конструирование в детском саду. Старшая группа. Рабочая тетрадь. «Художественный труд» Старшая группа И.А.Лыкова. | |
Методические пособия | Наглядно-дидактические пособия Серия «Мир в картинках»: «Гжель»; «Городецкая роспись по дереву»; «Дымковская игрушка»; «Каргополь — народная игрушка»; «Музыкальные инструменты»; «Полхов-Майдан»; «Филимоновская народная игрушка»; «Хохлома». Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о музыкальных инструментах», «Расскажите детям о музеях и выставках Москвы», «Расскажите детям о Московском Кремле». Серия «Искусство — детям»: «Городецкая роспись»; «Дымковская игрушка»; «Сказочная гжель»; «Филимоновская игрушка». |
5 Образовательная область: «Физическое воспитание»
Части ООП | Программы и методические пособия | |
| Инновационная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020г. | |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа детского сада. | |
Методические пособия | Наглядно-дидактические пособия Серия «Мир в картинках»: «Спортивный инвентарь». Серия «Рассказы по картинкам»: «Зимние виды спорта»; «Летние виды спорта»; «Распорядок дня». Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о зимних видах спорта»; «Расскажите детям об олимпийских играх»; «Расскажите детям об олимпийских чемпионах». |
2.3. Формы, способы, методы и средства реализации Программы.
Форма реализации Программы | Способы реализации Программы | Методы реализации Программы | Средства реализации Программы |
Старшая группа (5-6лет) | |||
Социально-коммуникативное развитие: • индивидуальная игра • совместная с педагогом игра • совместная со сверстниками игра • игра • чтение • ситуативная беседа • наблюдение • педагогическая ситуация • экскурсия • ситуация морального выбора • детский мастер-класс • проектная деятельность • интегративная деятельность • праздник • совместная деятельность • рассматривание • просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач • экспериментирование • поручения и задания • дежурство • совместная деятельность взрослого и детей тематического характера | перспективный, календарно-тематический план (комплексно-тематическое планирование) с введением образовательных событий, циклограммы планирования образовательной деятельности с воспитанниками в ходе режимных моментов. | •методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания и др. ); •методы создания условий, или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (метод приучения к положительным формам общественного поведения, упражнения, образовательные ситуации); •методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности (рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, чтение художественной литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение и др.); •информационно-рецептивный метод - предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение); •репродуктивный метод - создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца воспитателя, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель); •метод проблемного изложения - постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений; •эвристический метод (частично-поисковый) – проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях) •исследовательский метод - составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование). Все формы реализации Программы могут выступать и в качестве методов (проектная деятельность - интегративный метода проектов). | •демонстрационные и раздаточные • визуальные •естественные и искусственные •реальные и виртуальные средства, направленные на развитие деятельности воспитанников: - двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и другое); - игровой (игрушки, игры и другое); - коммуникативной (дидактический материал); - чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал); - познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и другое); - трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда); - продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования); - музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и другое) |
Познавательное развитие: • коллекционирование • проектная деятельность • исследовательская деятельность • конструктивно-модельная деятельность • экспериментирование • развивающая игра • викторины, конкурсы • наблюдение • культурные практики • проблемная ситуация • рассказ • ситуативная беседа • экскурсии • коллекционирование • моделирование • реализация проекта • игры с правилами | |||
Речевое развитие: • чтение • беседа • рассматривание • решение проблемных ситуаций • разговор с детьми • игра • проектная деятельность • создание коллекций • интегративная деятельность • обсуждение • рассказ • чтение • беседа • рассматривание • решение проблемных ситуаций • разговор с детьми • игра • проектная деятельность • создание коллекций • интегративная деятельность • обсуждение • рассказ • инсценирование • ситуативный разговор с детьми, сочинение загадок • проблемная ситуация использование различных видов театра | |||
Художественно-эстетическое развитие: • изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности • создание макетов, коллекций, оформление • рассматривание эстетически привлекательных предметов • игра • организация выставок • слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки • музыкально-дидактическая игра • беседа интегративного характера музееведческого содержания • интегративная деятельность | |||
Физическое развитие: • физкультурное занятие • утренняя гимнастика • гимнастика после дневного сна • физкультминутки • гимнастика для глаз • дыхательная гимнастика • самомассаж • игра • ситуативная беседа • рассказ • чтение • рассматривание • интегративная деятельность • контрольно-диагностическая деятельность • спортивные и физкультурные досуги • спортивные состязания • совместная деятельность взрослого и детей тематического характера •проектная деятельность •проблемные ситуации |
2.4. Содержание коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками в повседневной жизни
Формы работы | Содержание работы |
Утренняя гимнастика | Дыхательная гимнастика Развитие слухового внимания, мелкой моторики рук, двигательной активности, ориентировки в пространстве |
Засыпание под музыку | Релаксация: переход от активной деятельности ко сну |
Пробуждение под музыку Гимнастика после сна | Выравнивание фаз пробуждения детей. Эмоционально-положительный настрой детей на дальнейшую деятельность Дыхательная гимнастика |
Дидактическая игра | Закрепление знаний и умений детей, полученных на коррекционных занятиях |
Сюжетно-ролевая игра | Развитие умений организовывать и поддерживать игровую деятельность Обогащение лексики Развитие связной речи Развитие коммуникативной стороны речи |
Индивидуальная работа по заданию логопеда | Выполнение упражнений по преодолению фонетических нарушений грамматической стороны речи Работа над звукопроизношением Артикуляционная гимнастика Развитие связной речи Обогащение лексики |
Индивидуальная работа по заданию психолога | Развитие эмоционально-волевой сферы |
Праздники, развлечения, театрализованная деятельность | Развитие эмоционально-волевой сферы Формирование предпосылок к развитию творческого воображения Формирование навыков сценической речи |
Прогулка | Развитие психических процессов, коммуникативной стороны речи, эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики |
Культурно-гигиенические навыки | Развитие мелкой моторики, коммуникативной стороны речи |
Трудовая деятельность | Обогащение и активизация словарного запаса Развитие коммуникативной стороны речи, мелкой моторики |
2.5. Планирование работы с детьми в группе.
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
На самостоятельную деятельность детей (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3—4-х часов.
Организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление у детей самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В процессе культурных практик создаётся атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничество взрослого и детей. К культурным практикам относятся всё разнообразие исследовательских, социально -ориентированных, коммуникативных, художественных действий. В работе с детьми используются разнообразные вида культурных практик.
- Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры)
- Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опытаносят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детямдошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие.
- Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи,
центра книги или библиотеки , игры коллекционирование.
- Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета,формы, пространственных отношений и др.), Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
- Детский досуг – вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха.
- Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно-полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
Образовательная область | Виды деятельности, культурные практик |
Социально-коммуникативное развитие | -Игровая: сюжетно-ролевые игры, режиссёрские игры игровые тренинги, игра-беседа, игровые обучающие ситуации, проблемные ситуации, игры-путешествия игры-развлечения, игры-аттракционы, игры-события -коммуникативная -элементарная трудовая: самообслуживание и элементарный бытовой труд -проектная деятельность, простейшие опыты, экспериментирование, экологические практикумы, экологически ориентированная трудовая деятельность -природоохранная практика, акции, природопользование, коллекционирование, сбор гербариев, ТРИЗ -культурно - досуговая деятельность |
Познавательное развитие | -Познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) -коммуникативная -игровая: игры-путешествия, игры-события, развивающие игры -конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал -проектная деятельность, экологические практикум, природоохранная практика, акции, природопользование, коллекционирование, сбор гербариев, моделирование, ТРИЗ -культурно- досуговая деятельность |
Речевое развитие | -игровая: словесные игры, игры с текстом, хороводы -коммуникативная -восприятие художественной литературы -изобразительная деятельность (рисования, лепки, аппликации) -проектная деятельность -театрализованная -культурно- досуговая деятельность |
Художественно-эстетическое развитие | -продуктивно-изобразительная (рисование, лепка, аппликация, ручной и художественный труд) -музыкальная деятельность (пение, музыкально -ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) -коммуникативная -двигательная деятельность (овладение основными движениями) -изобразительная деятельность -проектная деятельность -театрализованная -культурно- досуговая деятельность |
Физическое развитие | -двигательная деятельность (овладение основными движениями) -игровая деятельность: подвижные игры, народные игры -коммуникативная -проектная деятельность -культурно- досуговая деятельность |
Способы и направления поддержка детской инициативы.
Детская самостоятельность - это инициативность и способность ставить перед собой новые задачи, находить их решение в социально приемлемых формах. Развитие самостоятельности закладывается в дошкольном возрасте и зависит от основных видов деятельности, и безусловно поддерживается педагогами в процессе трудовой, конструктивной, изобразительной деятельности и других.
Программа предусматривает развитие и поддержку детской инициативы через активизацию деятельности детей:
-в начинании какого-либо интересного нового дела: игры, проекта, акции, практикума
-в продвижения этого начинания
-в вовлечении в начинание и продвижение начинания сверстников, окружающих людей.
Способы поддержки детской инициативности.
Инновационные педагогические технологии | Создание интеллектуально -игрового пространства | Активные методы обучения |
Детское игровое экспериментирование | Создание эколого-образовательной и эколого-оздоровительной среды | Метод проектов |
Игровое проектирование | Применение системы развивающих игр и игрушек для интеллектуального развития | Интерактивное обучение: развивающие игры, обучающие программы |
Детское игровое моделирование | Создание интерактивной среды | Игровые обучающие ситуации (ИОС) |
Информационно коммуникационные технологии | Организация уголков, центров по направлениям развития и интересам детей | Драматизация, театрализация |
Здоровьесберегающие технологии: -Интегрированная прогулка по экологической тропе -оздоровительные проекты, акции - различные виды гимнастик: психогимнастика, зрительная, дыхательная, пальчиковая -различные виды терапий: игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия | Создание рефлексивной среды | Методы эвристического обучения: беседы, вопросы, открытые задания |
Создание коммуникативной среды | Методы успеха, любования, уверенности | |
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) |
2.6. Примерное годовое планирование на 2021-2022гг
МЕСЯЦ | ТЕМА |
Сентябрь | «Здравствуй, детский сад!» МОНИТОРИНГ (06.09 – 17.09.2021) |
Октябрь | «Золотая осень» |
Ноябрь | «Моё село, моя страна» |
Декабрь | «Новый год» |
Январь | «Зима» |
Февраль | «Защитники отечества» |
Март | «8 Марта – женский праздник» |
Апрель | «Весна» |
Май | «Скоро лето» МОНИТОРИНГ (10.05 – 20.05.2022) |
2.7. Календарно-тематическое планирование НОД и совместная деятельность.
Тематическое планирование педпроцесса на учебный год
Старшая группа
Даты | Тема |
Старшая группа | |
Сентябрь 2021 | «Здравствуй, детский сад!»» МОНИТОРИНГ (06.09 – 17.09.2021) |
01.09-03.09 | День знаний . Уроки безопасности (дома, на улице, в лесу, в общественном транспорте и др.) Профессии учителя и сотрудников детского сада. |
06.09-10.09 | Осень. Листопад. Кладовая леса: осенние ягоды, грибы |
13.09-17.09 | Неделя здоровья. В гостях у доктора Айболита. Профессии врача. |
20.09-24.09 | Моя семья. |
27.09-01.10 | Хлеб. Продукты питания. Здоровое питание |
Октябрь 2021 | «Золотая осень» |
04.10-08.10 | Мой край родной – «Шикотан завтра» |
11.10-15.10 | Овощи. Фрукты. Труд взрослых осенью, садоводы, животноводы. |
18.10-22.10 | Золотая осень. Изменения в природе. Откуда хлеб пришел. |
25.10-29.10 | Перелетные птицы. |
Ноябрь 2021 | «Моё село, моя страна» |
01.11-05.11 | Неделя народного единства: фестиваль дружбы народов. Моя малая и большая Родина. Россия, малая родина. Народные традиции, промыслы и обычаи. |
08.11-12.11 | Дикие и домашние животные. |
15.11-19.11 | Неделя игры и игрушки. Народная игрушка |
22.11-26.11 | Всемирный День матери. |
Декабрь 2021 | «Новый год» |
29.11-03.12 | Зима. Изменения в природе |
06.12-10.12 | Зимующие птицы. Акция кормушка |
13.12-17.12 | Дикие и домашние животные зимой. |
20.12-24.12 | Зимние забавы. |
27.12. -31.12 | Зима. Новый год |
Январь 2022 | «Зима» |
01.01-12.01 | Каникулы |
10.01-14.01 | Предметы домашнего обихода: мебель, Посуда. |
17.01-21.01 | Деревья. Кустарники зимой. |
24.01-28.01 | Животные холодных стран (севера) |
Февраль 2022 | «Защитники отечества» |
31.01-04.02 | Профессии служб МЧС(скорая помощь, пожарная служба, спасения) . Электробытовые приборы. Инструменты |
07.02-11.02 | Город мой. Средства связи: почта, сотовый телефон, компьютер |
14.02-18.02 | Транспорт. Работники транспорта. Правила дорожного движения. |
21.02-25.02 | День защитника Отечества. Наша армия. Военная техника |
Март 2022 | «8 Марта – женский праздник» |
28.02-04.03 | 8 Марта - Международный женский день. Женские профессии. |
07.03-11.03 | Весна. Изменения в природе: животные и их детеныши |
14.03-18.03 | Человек в природе весной. Красная книга |
21.03-25.03 | Комнатные растения. Цветы. Огород на окне. Акция «Научись любоваться цветущим цветком» |
28.03-01.04 | Театр. Библиотека. Международный день театра. День детской книги |
Апрель 2022 | «Весна» |
04.04-08.04 | Перелетные птицы. Птицы весной: акция скворечник |
11.04- 15.04 | День космонавтики. Покорение космоса. Профессии космоса: астроном, космонавт. |
18.04 -22.04 | День Земли |
25.04-29.04 | Неделя искусства. |
Май 2022 | «Скоро лето» МОНИТОРИНГ (10.05 – 20.05.2022) |
03.05-06.05 | 9 Мая - День Победы. Москва – столица нашей Родины |
10.05-13.05 | Лес, деревья, грибы, цветы на клумбах. Насекомые |
16.05-20.05 | Весенние работы на приусадебных участках. Животные водоемов. |
23.05-27.05 | Лето. Мы растем- скоро в школу мы пойдем! Для подготовительной группы. Выпускной бал. |
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
Сроки проведения | Форма проведения | Содержание |
Сентябрь | Развлечение | «Огородная семейка» |
Развлечение | «Волшебница – осень» | |
Досуг | «Веселые соревнования»/ ПДД/ | |
Тематическое развлечение | «День дошкольного работника» | |
Октябрь | Тематическое развлечение | «День пожилого человека» |
Развлечение | «Загадки осени» | |
Досуг | «Золотое яблочко» | |
Развлечение | «Синичкин праздник» | |
Ноябрь | Тематическое развлечение | «Славься, Русь» (День народного единства) |
Концерт | «Мы любим песни» | |
Развлечение | «День здоровья» | |
Тематическое развлечение | «День матери» | |
Декабрь | Развлечение | «Путешествие в страну сказок» |
Праздник | «Бал в зимнем королевстве» | |
Январь | Развлечение | «Рождественское чудо» |
Зимний праздник | «Спорт – это сила и здоровье» | |
Февраль | Развлечение | «Книга – мудрость» |
Развлечение | «Масленица»(конкурс. программа) | |
Тематическое развлечение | «Юные защитники Отечества» | |
Март | Праздник | «Лучше всех на свете – мама» |
Тематический досуг | «Творчество К. Чуковского» | |
Развлечение | «Россия, Россия! Края золотые!» | |
Развлечение | «Развлечение по сказкам» | |
Апрель | Развлечение экологической направленности | «Весенняя капель» |
Театрализованное представление в праздник Пасхи | «Пасхальный сувенир» | |
Концерт | «Мы нисколько не скучаем, в игры разные играем» | |
Развлечение | «Веселые игры» | |
Май | Тематическое развлечение | «День Победы» |
досуг | «В гости к любимым героям» | |
Развлечение | «Знатоки дорожных знаков» | |
Развлечение | «День защиты детей» |
2.8. Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками.
Образовательные области | Сквозные механизмы развития | Приоритетные виды детской деятельности | Примеры форм организации детских видов деятельности |
Физическое развитие | Игра, общение, познавательно- исследовательская деятельность | Двигательная | Утренняя гимнастика, подвижные развитие игры с правилами (в т. ч. народные), игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физкультурные минутки, занятия в спортивном зале и др. |
Социально-коммуникативное развитие | Игра, общение, познавательно- исследовательская деятельность | Трудовая | Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические (с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные, шансовые, компьютерные), подвижные, народные), творческие игры |
Индивидуальные и подгрупповые поручения, дежурства, совместный (общий, коллективный) труд | |||
Беседы, коммуникативные ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, разгадывание | |||
Познавательное развитие | Игра, общение, познавательно- исследовательская деятельность | Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, опыты, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно- исследовательские проекты, дидактические, конструктивные игры и др. | |
Речевое развитие | Игра, общение, познавательно- исследовательская деятельность | Восприятие художественной литературы и фольклора | Рассказы, беседы, пересказы, загадывание и разгадывание загадок, словесные и настольно- печатные игры с правилами, ситуативные разговоры, сюжетные (в т. ч. режиссерские) игры, речевые тренинги и др. |
Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый и пр.) и др. | |||
Художественно-эстетическое развитие | Игра, общение, познавательно- исследовательская деятельность | Изобразительная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора | Мастерские детского творчества |
Выставки изобразительного искусства, вернисажи детского творчества, рассказы и беседы об искусстве, творческие проекты эстетического содержания, занятия в изостудии и др. | |||
Слушание и исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации, инсценировки, драматизации, занятия в музыкальном зале, организация детского оркестра и др. |
2.9. Взаимодействие с семьёй, с социумом.
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В основу совместной деятельности семьи и ДО заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребёнка;
- открытость дошкольной организации для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье;
- равно ответственность родителей и педагогов.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» ст.44 п.1 родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Развитие конструктивного взаимодействия с семьей в ДОУ, и создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников – ведущая цель взаимодействия детского сада и семьи.
Система взаимодействия с родителями включает:
- ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
- ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
- участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета
- целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
- обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
Перспективный план по взаимодействию с родителями в старшей группе
Цель: создать в детском саду необходимые условия для развития ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повысить компетентность родителей в области воспитания.
Перспективный план работы с родителями в старшей группе на 2021-2022 гг.
Месяц | Совместные мероприятия | Стендовые консультации | Советы Айболита | Индивидуальные консультации | Игра недели |
Сентябрь | Родительское собрание «Знакомство родителей с реализацией ФГОС ДО в ДОУ» | «Психологические и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». «Что должен знать ребенок 5-6 лет?». «Ребёнок от 5 до 6 лет. Какой он?». « Расширение представлений у детей о предметах и явлениях неживой природы» (загадки о сезонных явлениях природы). | «Советы родителям- осенние явления». «Как приучить ребёнка к опрятности и аккуратности». | «Скандал по всем правилам или как справиться с детской истерикой » «Ребёнок и компьютер». «Как избавить ребёнка от страхов?» «Как воспитывать у детей самостоятельность» | Игры по дороге в детский сад. |
Октябрь | Праздник Осени. Организация конкурса поделок из природного материала «Осенняя ярмарка». | «Особенности речи детей 5-6 лет» «Зачем читать детям книги» « Развиваем речь во время прогулки». «Царство растений – травы». | «Если ноги промокли» «Плоскостопие у детей дошкольного возраста». «Закаливание- первый шаг на пути к здоровью» | «Роль семьи в воспитании детей». «Один ребенок в семье, как не вырастить эгоиста». «Развиваем речь играя» | Игры на развитие речи. |
Ноябрь | Круглый стол: «Юные исследователи: Какая бывает вода?» (загадки о различных состояниях воды).
| «Как знакомить ребёнка с азбукой?». «Влияние экспериментальной деятельности на интеллектуальное развитие дошкольника». Памятка для родителей: «Учите детей отгадывать загадки». | «Правильное питание залог здоровья» | «Игрушки в жизни ребёнка», «Какие игрушки нужны детям» «Как преодолеть рассеянность» | Игровые упражнения на развитие мелкой моторики |
Декабрь | Выставка новогодних поделок и игрушек. Праздник «Новогодний карнавал». | «Новый год для детей: как устроить праздник», «Как с пользой провести новогодние праздники» «Безопасность детей в новогодние каникулы» | «Профилактика гриппа и ОРВИ» | «Зимние игры и развлечения». «Гендерное воспитание детей» «Мальчики и девочки- два разных мира» | Новогодние игры. |
Январь | Совместное мероприятие с родителями «Что за прелесть эти сказки!» (КВН по сказкам А.С. Пушкина). | «Шесть родительских заблуждений о морозной погоде» «Роль семьи в познавательном развитии ребенка» «Зимние травмы» | «Профилактика детского травматизма». «Здоровье детей зимой» | «Укрепляем иммунитет» «Собираем ребёнка на зимнюю прогулку» «Повышенная двигательная активность. Что делать?» | «Змейка, лесенка» «Из чего это сделано? «Зеркало «Добавь слово» |
Февраль | Фотогазета: «Мой папа». Шоу - викторина к 23 февраля «Суперпапа». Масленица «Проводы зимы!» | «Сюжетно- ролевые игра в жизни ребёнка» «Воспитание ребёнка- роль отца» «Какие мы папы» «Осторожно гололёд» | «Как не заболеть в садике» «10 важных правил как защитить здоровье детей зимой» | «Как вырастить защитника» «Ребенок у экрана». «Запреты и ограничения» «Как снять эмоциональное напряжение у детей» | «Чего не стало», «Добавь слово», «Что я слышу», «Запомни картинки |
Март | Выставка детских работ: «Самая красивая мамочка моя». Праздничное развлечение: «А ну-ка мамы!» Совместное создание в группе «Огород на окне». | «Весна идёт, весне дорогу!» «Мама-терапия (лечение маминой любовью)» «Какие мы мамы» | «Как предупредить весенний авитаминоз». «Витаминотерапия» | «Как одевать ребёнка весной» «Здоровье ребёнка в ваших руках» «Не бей меня, мама…» | «Что игрушка рассказывает о себе? «Что лишнее?» «Скажи маме добрые слова» «У кого больше любимок |
Апрель | «День здоровья» Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья».Выставка поделок «Наши скворечники» | «Активность ребёнка- залог его здоровья» «Физическое воспитание ребёнка в семье» | «Праздник здоровой улыбки». «Правила оказания первой помощи». | «Ребенок и дорога. Правила поведения на улицах города». «Спортивная форма на занятиях физической культуры» | «Я положил в мешок», «Топ – хлоп», «Веселая мозаика», «Пантомима». |
Май | Итоговое родительское собрание «Подведение итогов года. Наши достижения» | «Семейный климат» «Чем заняться детям летом?» | «Тепловой и солнечный удар» «Кишечные инфекции» | «Должен ли ребенок упрямиться?». «Как снять сильное нервное возбуждение у ребёнка» | «Третий лишний», «О чем еще так говорят», «Да и нет не говорите. |
Взаимодействие с социумом.
В обществе долгие годы было принято считать, что детское дошкольное учреждение является «закрытым» учреждением, автономной системой. В современном мире невозможно выполнить главную задачу дошкольного учреждения - воспитать гармонично развитую личность - без взаимодействия с социумом. Детскому саду необходимо сформировать новый уровень взаимодействия с социальными институтами села, выйти за территориальную границу учреждения, стать социально доступным звеном образовательной системы.
Именно в дошкольном возрасте закладываются многие качества, которые формируют личность человека: гражданственность, ответственность, способность выбора, уважение к людям независимо от их расовой принадлежности, возраста, пола и вероисповедания. Очень важно у детей дошкольного возраста сформировать не только определенный уровень знаний и умений, но и развивать личностные качества, базовые способности, социальные и культурные навыки, заложить основы экологической культуры, здорового образа жизни, безопасного поведения.
В образовании под понятием «социальное партнерство» понимается совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в ситуативных, специально планируемых в рамках социального партнерства акциях.
Детский сад должен быть прежде всего открытым учреждением для межличностного и группового общения как для детей, так и для взрослых, расширять и укреплять взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьей, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти.
Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя: работу с государственными структурами и органами местного самоуправления; взаимодействие с учреждениями здравоохранения; взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры; с семьями воспитанников детского сада.
Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах: добровольность, равноправие сторон, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и иных нормативных актов.
Организация работы с социальными партнерами строится на добровольной договорной основе. Определяются конкретные цели и задачи, виды деятельности и сроки реализации.
Цель: использовать возможность социума для создания единой воспитательной системы.
Задачи:
*Выработать механизмы взаимодействия с социальными институтами образования, культуры, спорта и медицины.
*Формировать способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении.
*Развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации.
*Воспитывать желание развивать активную гражданскую позицию, участвовать в жизни детского сада, родного села.
*Научить детей использовать навыки социального партнерства для гармоничного развития личности.
*Создать возможность обеспечения эмоционального благополучия детей.
*Создать социальные условия для обеспечения здоровья воспитанников.
Взаимодействие с социальными партнерами может иметь вариативный характер построения взаимоотношений по времени сотрудничества и по оформлению договоренностей (планов) совместного сотрудничества.
Принципы:
*принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей.
*принцип системности- работа проводится систематически.
*принцип интеграции - взаимосвязь целей и задач блоков для воспитания личности.
*принцип сезонности – планирование деятельности происходит с учетом сезонных изменений.
* принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
Предполагаемый результат:
1. Создание системы взаимодействия ДОУ с учреждениями социума села Малокурильского на основе договоров и совместных планов для успешного воспитания личности каждого воспитанника.
2. Повышение уровня социальной компетенции участников образовательного процесса (дети-родители-педагоги, направленного на активное освоение мира). Реализация проекта «3D».
3. Формирование желания повысить общекультурный уровень.
4. Формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств участников образовательного процесса.
5. Повышение качества условий для эмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами села Малокурильского.
6. Использование социокультурного потенциала социума микрорайона в создании единой воспитательной системы.
Социальное партнёрство ДОУ
Субъекты социального партнёрства | Формы взаимодействия | Результат взаимодействия |
МБОУ СОШ с.Малокурильского | Выступление учителей на родительских собраниях ДОУ. Экскурсии «Знакомство со школой». | Обеспечение преемственности обучения и воспитания детей. Формирование предпосылок к учебной деятельности. Адаптация и социализация детей. |
СОК «Шикотан Арена» | Посещение детьми старшего дошкольного возраста СОК «Шикотан Арена», проведение совместных спортивных мероприятий. | Физическое развитие детей и родителей. |
Малокурильская библиотека | Посещение детьми старшего дошкольного возраста библиотеки, проведение совместных мероприятий и тематических встреч. | Обогащение социальноэмоциональной сферы детей. |
МБДОУ Д/с «Ромашка» | Выступление воспитателей на РМО, посещение открытых мероприятий. Проведение совместных детских развлечений и спортивных-досуговых мероприятий. | Распространение педагогического опыта. Повышение качества образования. Обогащение социальноэмоциональной сферы детей. |
МБДОУ Д/с «Звёздочка» | Выступление воспитателей на РМО, посещение открытых мероприятий. Проведение совместных детских развлечений и спортивных-досуговых мероприятий. | Распространение педагогического опыта. Повышение качества образования. Обогащение социальноэмоциональной сферы детей. |
Шикотанская участковая больница с. Крабозаводское | Ежегодный углубленный осмотр детей педиатром и врачами – узкими специалистами. Осуществление систематического контроля над здоровьем детей. Сезонная вакцинация. Тематические встречи, консультации сотрудников МБДОУ и родителей воспитанников с представителями ШУБ. | Скрининг ведется медперсоналом. Своевременная медицинская осведомлённость сотрудников МБДОУ и родителей воспитанников. |
III Организационный раздел
3.1. Оформление предметно-пространственной среды.
В группе имеется все необходимое для полноценного функционирования помещения: раздевальная, игровая, туалетная, умывальная, спальная.
Все базисные компоненты развивающей среды детства включают оптимальные условия для полноценного физического, познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития детей.
Расположение мебели и пособий обеспечивает ребенку постоянный визуальный контакт со взрослыми. Рационально организованное пространство игровой комнаты позволяет воспитателю не прерывать деятельности детей, а самому переходить от одной группы к другой, осуществляя развитие игровой ситуации, помогать в решении проблем, неизбежно возникающих в общении между детьми, являясь активным участником и полноправным партнером детских игр и занятий.
Группа оснащена необходимой методической литературой и литературными произведениями различных фольклорных жанров для использования в работе с дошкольниками. Микросреда в группе включает совокупность образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Материальная база периодически преобразовывается, трансформируется, обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей. Все это позволяет воспитателю организовывать работу по сохранению и укреплению здоровья детей, созданию положительного психологического климата в детских коллективах, а также по всестороннему развитию каждого ребенка.
3.2. Материально-технические условия реализации Программы. Данный раздел представлен в Приложении 1: «Паспорт старшей группы «Дельфинчики».
3.3. Распорядок и режим дня, двигательный режим, схема закаливания детей.
Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня в детском саду организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.
При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:
- Время приёма пищи;
- Укладывание на дневной сон;
- Общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.
Режим дня в старшей группе (от 5 до 6 лет) Холодный период года
Деятельность | Время |
Приём детей, осмотр, самостоятельная игровая деятельность. | 7.30 – 8.20 |
Утренняя гимнастика. | 8.20 – 8.30 |
Гигиенические процедуры. Подготовка к завтраку, завтрак, дежурство. | 8.30 – 8.50 |
Утренний круг, подготовка к непосредственно образовательной деятельности. | 8.50 – 9.10 |
Непосредственно образовательная деятельность: 1. 2. | 9.10 – 9.35 9.50 - 10.15 |
Второй завтрак. | 10.30 – 10.40 |
Самостоятельная игровая деятельность. Подготовка к прогулке. | 10.40 – 11.20 |
Прогулка (игры, наблюдения, труд). | 11.20 – 12.20 |
Возвращение с прогулки. Подготовка к обеду, обед, дежурство. | 12.20 – 13.00 |
Подготовка ко сну, чтение перед сном, дневной сон. | 13.00 – 15.00 |
Постепенный подъём, оздоровительные и гигиенические процедуры. | 15.00 – 15.30 |
Подготовка к полднику. Полдник. | 15.30 – 15.40 |
Занятия, занятия по дополнительному образованию, развлечения. | 15.40 - 16.05 |
Игры, труд, индивидуальная работа. | 16.05 - 16.50 |
Вечерний круг. | 16.50 - 17.00 |
Подготовка к прогулке. Прогулка, игры, уход детей домой. | 17.00 – 18.00 |
Режим дня в старшей группе (от 5 до 6 лет)
Тёплый период года
Режимные моменты | средняя группа |
Приём, осмотр, самостоятельная игровая деятельность | 7.30 - 8.30 |
Утренняя гимнастика | 8.20 - 8.30 |
Гигиенические процедуры. Подготовка к завтраку, завтрак, дежурство | 8.30 - 8.50 |
Утренний круг | 8.50- 9.10 |
Игровая деятельность | 8.55 - 10.10 |
Второй завтрак | 10.10 - 10.25 |
Подготовка к прогулке. Прогулка (игры, наблюдения, труд) | 10.25 - 12.15 |
Возвращение с прогулки. Подготовка к обеду, обед, дежурство | 12.15 - 12.50 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.50 - 15.00 |
Постепенный подъём, оздоровительные и гигиенические процедуры | 15.00 - 15.30 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.30 - 15.45 |
Игровая деятельность, труд, индивидуальная работа | 15.45 - 16.20 |
Вечерний круг | 16.20 - 16.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка, игры, уход детей домой | 16.30 - 18.00 |
Двигательного режима в старшей группе «Дельфинчики»
№ п/п | Формы организации | Особенности организации |
1 | Утренняя гимнастика | Ежедневно на воздухе или в зале 8-12 мин |
2 | Двигательная активность между НОД | Ежедневно 10 мин |
3 | Физминутки во время НОД | Ежедневно, в зависимости от вида и содержания НОД |
4 | Подвижные игры и физические упражнения на прогулке | Ежедневно с учетом уровней двигательной активности детей, длительность 12-15 минут. |
5 | Индивидуальная работа по развитию движений на прогулке | Ежедневно во время прогулки, длительность- 12- 15 мин |
6 | Оздоровительный бег | 2 раза в неделю, подгруппами по 5- 7 человек во время утренней прогулки, длительность - 7 мин |
7 | Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами | Ежедневно по мере пробуждения и подъема детей, длительность - не более 10 мин. |
8 | НОД по физической культуре | 3 раза в неделю, длительность- 25 минут |
9 | Самостоятельная двигательная деятельность | Ежедневно, под руководством воспитателя, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей |
10 | Физкультурно-спортивные праздники | 4 раза в год |
Схема закаливания детей старшей группы «Дельфинчики»
- утренний прием на свежем воздухе, гимнастика
- оздоровительная прогулка
- воздушные ванны
- воздушные ванны с упражнениями
- сон с доступом свежего воздуха
- умывание в течение дня прохладной водой
- полоскание рта прохладной водой
- хождение босиком до и после дневного сна
- хождение босиком по «дорожке здоровья»
- (массажные коврики) после дневного сна
- солнечные ванны
Комплекс оздоровительных мероприятий в старшей группе
1. Приём детей на улице (с июня по сентябрь).
2. Воздушная ванна—10—15 минут. Ребенок двигается, бегает; одетый в трусики, майку с короткими рукавами, тапочки на босу ногу или короткие носочки. Часть времени (6—7 минут) отводится на гимнастические упражнения из приведенного комплекса.
3.Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику).
4.Полоскание водой полости рта после обеда и полдника кипяченой водой комнатной температуры с добавлением настоя ромашки. На каждое полоскание используется около 1/3 стакана воды.
5.Физкультурные занятия в зале (босиком) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю.
6.Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения, массаж ушных раковин.
7.Фитонциды (лук, чеснок).
8.Прогулка два раза в день при температуре до -15 градусов продолжительность от 1—1,5 часа до 2—3 часов.
9.В летнее время солнечные ванны от 5—6 до 8—10 минут два-три раза в день; пребывание на свежем воздухе и в тени неограниченно.
10.Оптимальный двигательный режим.
11.Умывание водой, температура которой с +28 градусов снижается к концу года закаливания летом до +18, зимой до +20. Дети старше трех лет моют верхнюю часть груди и руки выше локтя. Исходная температура воды для детей старше трех лет тоже +28, а минимальная летом +16, зимой + 18 градусов.
При обширном умывании ребёнок должен:
- открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ей от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
- Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз». Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз». Намочить обе ладошки и умыть лицо. Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.
12.Ходьба босиком.
13.Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы.
14.Температура воздуха в помещении, где находится ребенок, + 18, + 20градусов.
15.Сон без маечек. Проводится круглый год. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.
3.4. Структура непосредственно-образовательной деятельности.
Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом.
У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Выделение основной темы периода не означает, что абсолютно вся деятельность детей должна быть посвящена этой теме. Цель введения основной темы периода — интегрировать образовательную деятельность и избежать неоправданного дробления детской деятельности по образовательным областям. Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения. Одной теме следует уделять не менее одной недели.
Оптимальный период — 2–3 недели. Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе и центрах (уголках) развития.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Утренняя гимнастика | ежедневно |
Закаливающие процедуры | ежедневно |
Гигиенические процедуры | ежедневно |
Ситуативные беседы при проведении режимных моментов | ежедневно |
Чтение художественной литературы | ежедневно |
Дежурства | ежедневно |
Прогулки | ежедневно |
Игра | ежедневно |
Самостоятельная деятельность детей (в центрах, уголках) | ежедневно |
Планирование образовательной деятельности
Образовательная область | Приоритетный вид детской деятельности | Старшая группа | |
Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская | ФЭМП | 1 |
Ознакомление с окр. миром | 1 | ||
ОБЖ | Вне занятий, эл-ты разных занятий | ||
Продуктивная (конструктивная) | Конструирование | 1 | |
Развитие речи | Коммуникативная | Развитие речи | 2 |
Восприятие художественной литературы и фольклора | Ежедневно вне занятий, как часть занятий | ||
Художественно-эстетическое развитие | Изобразительная | Рисование | 2 |
Лепка | 0,5 | ||
Аппликация | 0,5 | ||
Художественный труд | Вне занятий | ||
Музыкальная | Музыка | 2 | |
Физическое развитие | Двигательная | Физическая культура | 3 |
Итого (количество занятий в неделю) | 13 |
Расписание организованной образовательной деятельности
в старшей группе №5 «Дельфинчики»
Старшая группа №5 | ||
Вид деятельности | Образовательная деятельность | Время |
ПОНЕДЕЛЬНИК | ||
Игровая. Коммуникативная. Познавательно-исследовательская. | Познавательное развитие. Ознакомление с окружающий мир (ФЦКМ). | 9.10 – 9.35 |
Игровая. Двигательная. | Физическое развитие. Физическая культура. | 09.50 – 10.15 |
Игровая. Продуктивная. Коммуникативная. Познавательно-исследовательская | Художественно - эстетическое развитие. Рисование. | 2-ая половина дня 15.40-16.05 |
ВТОРНИК | ||
Игровая. Музыкальная. Коммуникативная. | Познавательное развитие. (ФЭМП). | 9.10 – 9.35 |
Игровая. Продуктивная. Коммуникативная. | Художественно - эстетическое развитие. Музыка. | 09.50 – 10.15 |
Игровая. Двигательная. | Физическое развитие. Физическая культура на прогулке. | 2-ая половина дня 15.40 – 16.05 |
СРЕДА | ||
Игровая. Двигательная. Коммуникативная. Восприятие худ. Литературы. | Развитие речи. Звуковая культура речи. | 9.10 – 9.35 |
Игровая. Продуктивная. Коммуникативная. Познавательно-исследовательская | Художественно - эстетическое развитие. Рисование. | 9.50 – 10.15 |
ЧЕТВЕРГ | ||
Игровая. Двигательная. | Физическое развитие. Физическая культура. | 9.10 – 9.35 |
Игровая. Продуктивная. Коммуникативная. | Художественно - эстетическое развитие. Музыка. | 9.50 – 10.15 |
Игровая. Продуктивная. Познавательно-исследовательская | Художественно - эстетическое развитие. Лепка/Аппликация. (1 раз в 2 неделе) | 2-ая половина дня 15.40 – 16.05 |
ПЯТНИЦА | ||
Игровая. Двигательная. Коммуникативная. Восприятие худ. Литературы. | Развитие речи. Звуковая культура речи. | 9.10 – 9.35 |
Игровая. Коммуникативная. Познавательно-исследовательская. | Художественно - эстетическое развитие. Конструирование. | 9.50 – 10.15 |
Социальный паспорт группы.
Группу посещают 25 воспитанников. Из них с 1-й группой здоровья - ___ детей, со 2-й группой здоровья - ___.
Анализ социального статуса семьи выявил, что в группе ___ семей - полные семьи, ___ семьи - неполные семьи, из них __ семьи - многодетные. Уровень жизни семей удовлетворительный.
В группе 14 мальчиков и 11 девочек.
3.5. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Всё содержание воспитательного и образовательного процесса в рабочей программе выстроено в соответствии с Примерной основной инновационной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой, М. «Мозаика-Синтез», 2020 (соответствует ФГОС)
Перечень программ и технологий
- Образовательная инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы», в соответствии с ФГОС, под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.- М.: Мозаика-Синтез, 2020 г.
- Ушакова О. С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2021 г.
- Ушакова О. С. Программа развития речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2020 г.
- Ушакова О. С. Развитие речи детей 5-6 лет. Старшая группа.- М.: ТЦ Сфера, 2020 г.
- Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Конспекты занятий: 5-6 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020г.
- Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа 5-6 л. - М.: Мозаика –Синтез, 2020 г.
- Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа 5-6 л. - М.: Мозаика – Синтез, 2020 г.
- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа 5-6 л. - М.: Мозаика – Синтез, 2020 г.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019 г.
- Лыкова И. А. Конструирование в детском саду. Старшая группа. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019 г.
- Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Старшая группа. 5-6 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020г.
- Новикова В. П. Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми 5-6 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017г.
- Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Особенности воспитания и обучения детей старшей группы. Характеристика возраста детей старшей группы»
Предлагаю вашему вниманию уважаемые педагоги и родители использовать данную консультацию в обучении детей....
Консультация для родителей «Особенности воспитания и обучения детей старшей группы. Характеристика возраста детей старшей группы»
Консультация для родителей...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы. На тему: «Сохраним здоровье нашей планеты» для детей старшей группы.
Жизнь наша неотделима от природы. Она кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Она нам не жалеет ничего, даря свои бесценные дары, и требует взамен лишь одного, чтобы люди были к ней добры....
НОД для детей старшей группы «Как ребята Незнайке помогли» возрастная категория воспитанников: 5-6 лет (особенности старшей группы-дети с ТНР и ЗПР)старшая
Задачи:1. Продолжать формировать представление о цвете, форме и величине.2. Формировать пространственные представления у детей (право-лево).3. Закреплять конструктивные навыки.4. Закреплять прямой пор...
Занятие по формированию навыков культуры общения для детей старшей группы «Вежливые путешественники» (для детей старшей группы).
позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам общества....
"Особенности воспитания и обучения детей старшей группы.Характеристика возраста детей старшей группы"
Консультации для родителей...
«В гости к ежику» Конспект музыкального занятия по развитию чувства ритма для детей старшей группы Цель. Развитие музыкально-ритмического слуха у детей старшей группы.
laquo;В гости к ежику»Конспект музыкального занятияпо развитию чувства ритма для детей старшей группы Цель. Развитие музыкально-ритмического слуха у детей старшей группы.Задачи:- учи...