мастер-класс "Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста"
консультация

Филиппова Виктория Борисовна

Практикум для воспитателей "Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 30 г. КИРОВСКА

«РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

МАСТЕР - КЛАСС

ПОДГОТОВИЛА: ФИЛИППОВА В.Б.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

1 КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

Г. КИРОВСК

2019

Тема: «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста».

Цель: овладение вокальными навыками воспитателей и специалистов детского сада.

Задачи:

  1. пробудить интерес к певческой деятельности;
  2. научить «певческому дыханию» и пению в унисон;
  3. развитие дикции, исполнительского мастерства, ансамблевого пения.

Форма проведения: практикум

Участники мастер – класса: педагоги МБДОУ №30

План проведения мастер – класса:

  1. Вступительная часть мастер – класса;
  2. Практическая часть мастер – класса;
  3. Заключительная часть мастер – класса;

Вступительная часть мастер – класса.

При рождении каждый человек получает драгоценный и великий дар – голос. Как же настроить такой тонкий и хрупкий музыкальный инструмент, который есть у ребенка? Как увлечь, заинтересовать малышей пением? Ведь песня учит нас быть добрыми и внимательными, чуткими и заботливыми.

К.Д.Ушинский писал: «Запоют дети – запоет народ». А будут любить пение наши воспитанники или нет, зависит от нас, педагогов.

 Известно, что хоровое пение является показателем духовного здоровья нации. Согласно исследованиям, проведенным в Университете Франкфурта, пение повышает иммунитет, тренирует и укрепляет наши легкие, улучшает умственную активность, концентрацию и память, совершенствует речевую функцию организма, расширяет коммуникативные навыки, снимает стресс, способствует здоровому сну.

 Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса.

 При обучении пению всегда иду от простого к более сложному,  постепенно, вместе с воспитанниками, поднимаюсь по лесенке к вершинам исполнительского мастерства.

Моя задача – игровыми методами научить детей владеть своим природным даром, привить любовь к певческой деятельности.

Данную работу начинаю с детьми трехлетнего возраста. Особое внимание уделяю звукообразованию: учу петь протяжно, естественным, светлым звуком без напряжения и крика. В средней, старшей и подготовительной группах работа над певческими навыками продолжается. Более углубленную работу в этом направлении веду с детьми старшего дошкольного возраста.

Работа над приобретением детьми вокально-хоровых навыков происходит с помощью вокальных игровых  упражнений, которые использую на каждом музыкальном занятии.

Практическая часть мастер – класса.

 Предлагаю поработать над нашими голосами, а начнём мы с певческой установки.

Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При пении надо следить за тем, как вы сидите, стоите, держите голову, корпус, как открываете свой рот.

Запомните следующие правила:

- сидеть (стоять) ровно, не сутулиться;

-корпус и шею не напрягать;

-голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;

-дыхание брать свободно (не брать в середине слова);

-петь естественным голосом, избегая резкого звучания;  

-рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание     крикливого, «белого» звука;

-нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

Сейчас мы с вами сделаем упражнение, чтобы найти свою певческую установку.

Выполняется упражнение «Берёзка».

Данное упражнение делается стоя. Для начала надо согнуться. Тело должно быть максимально расслабленным. Можно поболтать руками и головой, они должны висеть как «плети».  И как только вы почувствовали полное расслабления своего тела, можно очень медленно выпрямляться, «идут позвонок за позвонком», затем плечи и последней будет голова.

Часто дети при пении забывают о правильной осанке. Чтобы напомнить им о правильном положении корпуса использую упражнение-песню

 «Сидит дед»

Сидит дед. Ему 100 лет.–  педагоги сидят сгорбившись и грустно поют.

А мы детки маленькие,

У нас спинки пряменькие. – Затем садятся прямо и весело поют.

Игровой массаж

1-я точка: «В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли»

2-я точка: «Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок»

3-я точка: «Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим»

4-я точка: «Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись»

5-я точка: «Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть»

6-я точка: «И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть»

Что же такое «вокальные навыки»? (Ответы педагогов).

Это работа над дыханием, звукообразованием, дикцией, чистотой интонирования и ансамблевым строем.

Начнём мы с дыхания.

Сегодня я вас научу певческому дыханию – упражнение «Вдох и выдох» (по Н.И. Журавленко). Нужно положить ладошки на живот. Когда я подниму руку вверх и скажу: «Вдох!» - все делаем энергичный вдох носом и задерживаем дыхание. Наши руки должны почувствовать, как при вдохе напрягаются мышцы живота, а сам он немного выпячивается. На слово «выдох» - выдыхаем воздух через чуть приоткрытые губы.

Дышим все свободно, не поднимая плеч. Давайте попробуем набрать воздух в легкие и «надуть шарик» как говорят вокалисты. Выдыхаем через рот сначала на звук «С…», а затем на «Ф…». 

Затем удлиняем выдох на звуках закрытых, экономных (шипящих или свистящих).

Для этого используем различные образы:

• играет ветер с листвой - «ш-ш-ш»

• звучат пчела, жук - «ж-ж-ж»

 - комар -  «з-з-з»

• спустился воздух из колеса машины - «с-с-с»

• сердится кошка  -  «ф-ф-ф»

 Фонопедическое упражнение «Ветер»

«Ветер воет «У-У-У»

Скучно ветру одному «У-У-У»

Веселее ветер вей «У-У-У»

И найди себе друзей!» (М. Дружинина).

 Теперь поговорим о звукообразование. Наша задача, научиться петь без крика и напряжения. Большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). И в этом нам помогают различные распевания, а также пение гласных букв и слогов под музыку.

Выполняется распевание: «а-э-и-о-у», «ма-мэ-ми-мо-му», «да-дэ-ди-до-ду» и др.

Попевка «Я по-ю, хо-ро-шо--по-ю!»

Систематическое использование маленьких песенок-распевок помогает добиться естественного легкого звучания голоса, т.к. распевки предотвращают перенапряжение неокрепших голосовых связок детей. К тому же в процессе выполнения данных упражнений укрепляется здоровье детей.

Следующая работа над  дикцией. Она начинается с формирования округлых гласных и отчётливое произношение согласных. Улучшить дикцию можно с помощью различных упражнений, артикуляционной гимнастики, скороговорок, речевых зарядок и пр. Мы с вами будем петь сложное сочетание букв.

Педагоги поют под инструмент следующее сочетание звуков:

«Бра-брэ-бри-бро-бру,

Мра-мрэ-мри-мро-мру,

Пля-пле-пли-плё-плю,

Тля-тле-тли-тлё-тлю.».

Давайте будем проговаривать скороговорку, постепенно ускоряя темп и добавляя движение руками.

От топота копыт

Пыль по полю летит – идут в ритме скороговорки

От топота копыт

Пыль по полю несется. – выполняют руками «моталочку»

Какие вы знаете скороговорки? Давайте их проговорим.

М.Картушина предлагает в работе над дикцией использовать чистоговорки.

Повторяйте за мной:

Жа-жа-жа, жа-жа-жа-

Мы нашли в лесу ежа.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу-

Подошли мы к ежу.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра-

Вышли кони со двора.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру-

Я хожу по двору.

Да-да-да, да-да-да-

Наступили холода.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду-

Я на лыжах иду.

Теперь нам надо поработать над чистотой интонирования.

Чистое интонирование это точное воспроизведение мелодии.

Моё любимое упражнение  «Эхо, отзовись». Петь мы будем сначала все вместе, а потом по одному.

Исполнение попевки «Эхо» муз. и сл. М. Андреевой

Эхо…эхо…

Отзовись…отзовись…

Чисто петь… чисто петь…

Научись…научись…

Слушай…слушай…

Не зевай…не зевай…

Все за мной…, все за мной…

Повторяй…повторяй…

Добиться чистоты интонирования можно пением  без сопровождения – а capella, также пением с солистами.

Давайте исполним песню «Кукушка» (с музыкальным сопровождением)

Выбирается солист. Он будет в роли кукушки.

Куда летишь, кукушечка? – поют все педагоги.

Ку-ку, ку-ку, ку-ку! – поет солист.

Куда летишь, залетная? – поют все педагоги.

Ку-ку, ку-ку, ку-ку! – поет солист.

И т.д.

Очень любят дошкольники старшей группы исполнять песенку «Зимние забавы». Давайте вспомним ее и споем – а capella (без музыкального сопровождения).

Я на горку поднимусь

И на саночках скачусь. (Пение по одному).

 Также очень полезно петь различные попевки, прибаутки на одной ноте, например, «Тихо сидим, ничего не говорим» - поем на ноте «ре».

Попевка «Веники да веники» - поем на двух нотах «ре» и «ми».

Вот, только теперь, мы подготовили свои голосовые аппараты для пения.

 Сегодня мы разучим 1 куплет песни, которая называется «Лето в садике». Я играю мелодию песни, затем все исполняют ее на звук «лё», а припев на – «ля». Теперь поем  припев  на «ля» и одновременно прохлопывает ритмический рисунок мелодии. Затем поем первый куплет со словами, протягивая окончания фраз. Затем поем первый куплет   «по цепочке» - каждый по очереди пропевает строчку песни. Следующий этап – пение под фонограмму, затем можно спеть без музыкального сопровождения или с солистами.

Мы с вами попробывали петь дружно, с солистами и в ансамбле.

 Слово ансамбль в переводе с французского означает – «вместе».

Петь в ансамбле – значит одновременно вступать, выдерживать общий темп, вместе начинать и заканчивать певческие фразы.

Петь в единой динамике и выразительности.

Заключительная часть мастер – класса.

Уважаемые коллеги, мы сегодня с вами плодотворно поработали и ознакомились с основными вокальными навыками: певческая установка, певческое дыхание, звукообразование, дикция, чистота интонирования, ансамбль.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для овладения певческими навыками. В этом возрасте формируются умственные, логические и музыкальные способности человека.

Используемая литература:

  1. Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду». Программа и методические рекомендации. -  М.: Мозаика-Синтез, 2006
  2. Зимина А.Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010
  3. Картушина М.Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду». – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012

Интернет источники:

  1.  formirovanie_pevchechkih_navykov_doshkolnikov.docx



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 30 г. КИРОВСКА

«Применение игровых технологий

в развитии певческих навыков у дошкольников»

МАСТЕР - КЛАСС

ФИЛИППОВА В.Б.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

1 КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

Г. КИРОВСК

2020

        Тема: «Применение игровых технологий в развитии певческих

навыков у дошкольников».

Цель: овладение вокальными навыками воспитателей и специалистов детского сада с помощью игровых технологий.

Задачи:

  1. пробудить интерес к певческой деятельности;
  2. научить «певческому дыханию» и пению в унисон;
  3. развитие дикции, исполнительского мастерства, ансамблевого пения.

Форма проведения: практикум

Участники мастер – класса: педагоги МБДОУ №30

План проведения мастер – класса:

  1. Вступительная часть мастер – класса;
  2. Практическая часть мастер – класса;
  3. Заключительная часть мастер – класса;

Вступительная часть мастер – класса.

Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций.  Игра – ведущий и наиболее доступный для детей вид деятельности, который ФГОС ДОУ  рассматривается как средство социализации личности ребенка.

При рождении каждый человек получает драгоценный и великий дар – голос. Как же настроить такой тонкий и хрупкий музыкальный инструмент, который есть у ребенка? Как увлечь, заинтересовать малышей пением? Ведь песня учит нас быть добрыми и внимательными, чуткими и заботливыми.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса.  К.Д.Ушинский писал: «Запоют дети – запоет народ».

 А будут любить пение наши воспитанники или нет, зависит от нас, педагогов.

Моя задача – игровыми методами научить детей владеть своим природным даром, привить любовь к певческой деятельности.

В своей работе особое внимание уделяю развитию певческих навыков у дошкольников с помощью игровых технологий (М.Ю.Картушиной, О.В.Кацер, Е.С.Железновых и др.)

Данную работу начинаю с детьми трехлетнего возраста. Особое внимание уделяю звукообразованию: учу петь протяжно, естественным, светлым звуком без напряжения и крика. В средней, старшей и подготовительной группах работа над певческими навыками продолжается. Более углубленную работу в этом направлении веду с детьми старшего дошкольного возраста.

Работа над приобретением детьми вокально-хоровых навыков происходит с помощью вокальных игровых  упражнений, которые использую на каждом музыкальном занятии. Игровая методика воспитания, развития и обучения замечательна тем, что все эти процессы происходят незаметно для детей, непроизвольно.

Практическая часть мастер – класса.

 Предлагаю поработать над нашими голосами, а начнём мы с певческой установки.

Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При пении надо следить за тем, как вы сидите, стоите, держите голову, корпус, как открываете свой рот.

Запомните следующие правила:

- сидеть (стоять) ровно, не сутулиться;

-корпус и шею не напрягать;

-голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;

-дыхание брать свободно (не брать в середине слова);

-петь естественным голосом, избегая резкого звучания;  

-рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание     крикливого, «белого» звука;

-нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

Сейчас мы с вами сделаем упражнение, чтобы найти свою певческую установку.

Выполняется упражнение «Берёзка».

Данное упражнение делается стоя. Для начала надо согнуться. Тело должно быть максимально расслабленным. Можно поболтать руками и головой, они должны висеть как «плети».  И как только вы почувствовали полное расслабления своего тела, можно очень медленно выпрямляться, «идут позвонок за позвонком», затем плечи и последней будет голова.

Часто дети при пении забывают о правильной осанке.

 Чтобы напомнить им о правильном положении корпуса использую

 упражнение-песню «Сидит дед» (муз. М.Картушиной сл. народные)

Сидит дед. Ему 100 лет  –  педагоги сидят сгорбившись и грустно поют.

А мы детки маленькие,

У нас спинки пряменькие  – Затем садятся прямо и весело поют.

Игровой массаж

1-я точка: «В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли»

2-я точка: «Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок»

3-я точка: «Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим»

4-я точка: «Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись»

5-я точка: «Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть»

6-я точка: «И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть»

Что же такое «вокальные навыки»? (Ответы педагогов).

Это работа над дыханием, звукообразованием, дикцией, чистотой интонирования и ансамблевым строем.

Начнём мы с дыхания.

Сегодня я вас научу певческому дыханию – упражнение «Вдох и выдох» (по Н.И. Журавленко). Нужно положить ладошки на живот. Когда я подниму руку вверх и скажу: «Вдох!» - все делаем энергичный вдох носом и задерживаем дыхание. Наши руки должны почувствовать, как при вдохе напрягаются мышцы живота, а сам он немного выпячивается. На слово «выдох» - выдыхаем воздух через чуть приоткрытые губы.

Дышим все свободно, не поднимая плеч. Давайте попробуем набрать воздух в легкие и «надуть шарик» как говорят вокалисты. Выдыхаем через рот сначала на звук «С…», а затем на «Ф…». 

Затем удлиняем выдох на звуках закрытых, экономных (шипящих или свистящих).

Для этого используем различные образы:

• играет ветер с листвой - «ш-ш-ш»

• звучат пчела, жук - «ж-ж-ж»

 - комар -  «з-з-з»

• спустился воздух из колеса машины - «с-с-с»

• сердится кошка  -  «ф-ф-ф»

 Фонопедическое упражнение «Ветер»  ( В.В.Емельянов)

«Ветер воет «У-У-У»

Скучно ветру одному «У-У-У»

Веселее ветер вей «У-У-У»

И найди себе друзей!» (М. Дружинина).

Зарядка для язычка  «Денискины качели»  (О.В.Кацер)

Язычок вверх и вниз –

На качели сел Денис.

Вот качели высоко,

Вот качели низко.

До чего же хорошо,

Весело Дениске!

 Теперь поговорим о звукообразование. Наша задача, научиться петь без крика и напряжения. Большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). И в этом нам помогают различные распевания, а также пение гласных букв и слогов под музыку.

Игра направленное на развитие певческого дыхания и звукообразования.

Упражнение «Осенние листочки» (по методике О.В.Кацер).

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый – А-а-а…

Рябиновый – И-и-и…

Березовый – О-о-о…

Дубовый – У-у-у…

Систематическое использование маленьких песенок-распевок помогает добиться естественного легкого звучания голоса, т.к. распевки предотвращают перенапряжение неокрепших голосовых связок детей. К тому же в процессе выполнения данных упражнений укрепляется здоровье детей.

Следующая работа над  дикцией. Она начинается с формирования округлых гласных и отчётливое произношение согласных. Улучшить дикцию можно с помощью различных упражнений, артикуляционной гимнастики, скороговорок, речевых зарядок и пр. Мы с вами будем петь сложное сочетание букв.

Педагоги поют под инструмент следующее сочетание звуков:

«Бра-брэ-бри-бро-бру,

Мра-мрэ-мри-мро-мру,

Пля-пле-пли-плё-плю,

Тля-тле-тли-тлё-тлю.».

Давайте будем проговаривать скороговорку, постепенно ускоряя темп и добавляя движение руками.

От топота копыт

Пыль по полю летит – идут в ритме скороговорки

От топота копыт

Пыль по полю несется. – выполняют руками «моталочку»

Какие вы знаете скороговорки? Давайте их проговорим.

М.Картушина предлагает в работе над дикцией использовать чистоговорки.

Повторяйте за мной:

Жа-жа-жа, жа-жа-жа-

Мы нашли в лесу ежа.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу-

Подошли мы к ежу.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра-

Вышли кони со двора.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру-

Я хожу по двору.

Да-да-да, да-да-да-

Наступили холода.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду-

Я на лыжах иду.

Теперь нам надо поработать над чистотой интонирования.

Чистое интонирование это точное воспроизведение мелодии.

Моё любимое упражнение  «Эхо, отзовись». Петь мы будем сначала все вместе, а потом по одному.

Исполнение попевки «Эхо» муз. и сл. М. Андреевой

Эхо…эхо…

Отзовись…отзовись…

Чисто петь… чисто петь…

Научись…научись…

Слушай…слушай…

Не зевай…не зевай…

Все за мной…, все за мной…

Повторяй…повторяй…

Добиться чистоты интонирования можно пением  без сопровождения – а capella, также пением с солистами.

Давайте исполним песню «Кукушка» (с музыкальным сопровождением)

Выбирается солист. Он будет в роли кукушки.

Куда летишь, кукушечка? – поют все педагоги.

Ку-ку, ку-ку, ку-ку! – поет солист.

Куда летишь, залетная? – поют все педагоги.

Ку-ку, ку-ку, ку-ку! – поет солист.

И т.д.

 Также очень полезно петь различные попевки, прибаутки на одной ноте, например, «Тихо сидим, ничего не говорим» - поем на ноте «ре».

Попевка «Веники да веники» - поем на двух нотах «ре» и «ми».

Вот, только теперь, мы подготовили свои голосовые аппараты для пения.

 Сегодня мы разучим 1 куплет песни, которая называется «Лето в садике». Я играю мелодию песни, затем все исполняют ее на звук «лё», а припев на – «ля». Теперь поем  припев  на «ля» и одновременно прохлопывает ритмический рисунок мелодии. Затем поем первый куплет со словами, протягивая окончания фраз. Затем поем первый куплет   «по цепочке» - каждый по очереди пропевает строчку песни. Следующий этап – пение под фонограмму, затем можно спеть без музыкального сопровождения или с солистами.

Мы с вами попробывали петь дружно, с солистами и в ансамбле.

 Слово ансамбль в переводе с французского означает – «вместе».

Петь в ансамбле – значит одновременно вступать, выдерживать общий темп, вместе начинать и заканчивать певческие фразы.

Петь в единой динамике и выразительности.

Заключительная часть мастер – класса.

Уважаемые коллеги, мы сегодня с вами плодотворно поработали и ознакомились с основными вокальными навыками: певческая установка, певческое дыхание, звукообразование, дикция, чистота интонирования, ансамбль.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для овладения певческими навыками. В этом возрасте формируются умственные, логические и музыкальные способности человека.

Используемая литература:

  1. Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду». Программа и методические рекомендации. -  М.: Мозаика-Синтез, 2006
  2. Зимина А.Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010
  3. Картушина М.Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду». – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012
  4. Кацер О.В. «Игровая методика обучения детей пению» Учебно-методическое пособие. -  С-Пб, «Музыкальная палитра», 2005



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 30 г. КИРОВСКА

«Здоровьесберегающие технологии

в музыкальной деятельности дошкольников»

МАСТЕР - КЛАСС

ФИЛИППОВА В.Б.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

1 КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

Г. КИРОВСК

2021

Тема: «Здоровьесберегающие   технологии  в  музыкальной

            деятельности дошкольников»

Цель:  демонстрация и распространение методов и приемов формирования здорового образа жизни у воспитанников посредством использования их в организации детской музыкальной деятельности.

Задачи:

- организация профессионального общения педагогов по проблеме;

- повышение профессиональной компетенции педагогов-участников;

- совершенствование практических навыков;

- мотивация участников к широкому использованию

 здоровьесберегающей технологии и ее элементов.

Форма проведения: практикум

Участники мастер – класса: педагоги МБДОУ №30

План проведения мастер – класса:

  1. Вступительная часть мастер – класса;
  2. Практическая часть мастер – класса;
  3. Заключительная часть мастер – класса;

Вступительная часть мастер – класса.

С глубокой древности наш народ считал здоровье главным богатством человека.  Интенсивное развитие современного Российского государства в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Поэтому особое значение в системе образования приобретает проблема разработки и реализации современных технологий по охране и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни.

Учебный день ребенка насыщен значительными умственными и эмоциональными перегрузками. Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, внимания, устранить которое можно используя современные здоровьесберегающие технологии.

Одним из источников здоровьесберегающих мероприятий является музыка, в частности – музыкальные занятия.

Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья.

Главный принцип проведения этих занятий – это взаимосвязь речи, музыки и движения.

В ходе  НОД по музыкальному воспитанию, при внедрении здоровьесберегающей  технологии, использую разнообразные методы и приемы: валеологические песенки-распевки, дыхательную,  артикуляционную и пальчиковую  гимнастику, логоритмические и фонопедические  упражнения, игровой массаж и  самомассаж, ритмопластику, психогимнастику, речевые игры, игры-импровизации, динамические паузы (физминутки), музыкотерапию, релаксацию.

Применение  данной технологии помогает укрепить голосовой аппарат, развивает дикцию, артикуляцию, способствует снятию напряжения у дошкольников.

Практическая часть мастер – класса.

Музыкальные занятия начинаются с валеологических песенок-распевок. Несложные тексты поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат и подготавливают голос к пению.

Песенка-разминка «Я иду».

Все участники идут по кругу, взявшись за руки и поют:

  1. Я по городу иду. Па-рам, па-рам, па-ру-ру!

    Улыбаюсь на ходу. Па-рам, па-рам, па-ру-ру!

    Здравствуй, улица моя! (остановились, разводим руки)

    Мы с тобой – друзья! (взялись за руки).

  1. Я по городу иду. Па-рам, па-рам, па-ру-ру!

Улыбаюсь на ходу. Па-рам, па-рам, па-ру-ру!

    Детский сад увидел я, (остановились, приложили руку к козырьку)

    Здесь мои друзья! (беремся за руки и качаем ими).

После исполнения песенки можно обнять друг друга.

Важное значение имеет дыхательная гимнастика, которая способствует укреплению физиологического здоровья детей (без речи), формирует правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох), тренирует силу вдоха и выдоха, развивает продолжительный выдох.

Дыхательное упражнение «Звукоподражатель»

Участники делятся на две команды: одна команда озвучит шум леса.

Шумит лес: ш-ш-ш…

Другая команда изобразит жужжание насекомых.

Жужжит пчела: ж-ж-ж…

Воспроизведем звуки природы вместе после вдоха, на выдохе.

Артикуляционная гимнастика – это основа для формирования речевых звуков.

Зарядка для язычка  «Денискины качели»  (О.В.Кацер)

Язычок вверх и вниз –

На качели сел Денис.

Вот качели высоко,

Вот качели низко.

До чего же хорошо,

Весело Дениске!

Фонопедические упражнения проводятся для укрепления голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

Фонопедическое упражнение «Осень»

Осень листья золотит,

Ветер ими шелестит:

Шур-Шур-Шур, Шур-Шур-Шур. (Ритмично потирают ладонью ладонь)

И с деревьев их разносит.

Поиграет, снова бросит:

У-У-У, У-У-У. (Ритмично скрещивают поднятые вверх руки)

Вверх поднимет, закружит

И на месте завертит:

У-У-У, У-У-У. (Делают круговые движения указательными пальцами)

То к земле прижмет, погладит,

Вдруг на веточку посадит:

Так-Так-Так, Так-Так-Так. (Ритмично похлопывают ладонями со сменой положения рук)

Соберет большую кучу,

Убежит и сядет в тучу. (Ритмично сжимают и разжимают руки) 

Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма.

Игровой самомассаж «Дождь»

Дождь! Дождь!

Надо нам расходиться по домам! («Бегают» пальчиками по лицу).

Гром! Гром! Как из пушек! Нынче праздник у лягушек. (Барабанят пальчиками по лбу, щекам).

Град! Град! Сыплет град! (Хлопают в ладоши).

Все под крышами сидят, (Изображают руками «крышу»)

Только мой братишка в луже (Гладят себя по лицу).

Ловит рыбу нам на ужин. (Проводит большим пальцем по крыльям носа).

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук.

Пальчиковая игра «Пальчик-мальчик»

Пальчик-мальчик, где ты был? (Показать большие пальцы на обеих руках).

С этим братцем в лес ходил, (Поочередно соединяем их с остальными пальцами)

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел!

Пальчиковая игра «Это я»

Это глазки, вот, вот! (Показывают  пальцами глазки)

Это ушки, вот, вот! (Гладят пальцами ушки, мнут их)

Это нос! Это рот! (Пальцами показывают)

Там спина! Тут живот! (Показывают)

Это ручки! Хлоп-хлоп! (Хлопают в ладоши)

Это ножки! Топ-топ! (Топают ногами)

Ой, устали. Вытрем лоб! (Вытирают лоб ладошкой)

Использование речевых игр эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Речевая игра «Листопад»

Осень, осень! Листопад! (Ритмичные хлопки).

Лес осенний конопат. (Щелчки пальцами).

Листья рыжие шуршат (Трут ладошкой о ладошку).

И летят, летят, летят! (Качают руками).

Речевая игра «Осенняя сказка»

Всем раздаю музыкальные инструменты: барабан, маракасы, колокольчики, деревянные ложки, погремушки, ксилофон, бубенцы.

Тихо бродит по дорожке

Осень в золотой одежке. (Тихо бьют ладошками по барабану)

Где листочком зашуршит, (Маракасы)

Где дождинкой зазвенит. (Колокольчик).

Раздается громкий стук:

Это дятел – тук да тук! (Деревянные ложки)

Дятел делает дупло –

Белке будет там тепло. (Ксилофон).

Ветерок вдруг налетел,

По деревьям пошумел, (Погремушки)

Громче завывает,

Тучки собирает. (Тремоло бубна).

Дождик – динь, дождик – дон!

Капель бойкий перезвон. (Бубенцы)

Все звенит, стучит, поет –

Осень яркая идет! (Все инструменты).

Динамические паузы (физминутки) снимают нервное напряжение от перегрузок, прививают навыки общения, развивают внимание, речь, мышление и память. Также они способны ненавязчиво корректировать эмоциональные проблемы в поведении ребенка, предупреждают психологические нарушения, способствуют оздоровлению.

Динамическая пауза «Осень»

Мы, листики осенние,

На веточках сидели. (Приседают)

Дунул ветер – полетели. (Дуют и бегут по залу)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Бегут и в конце приседают)

Ветер снова набежал (Машут руками над головой)

И листочки все поднял, (Выполняют «моталочку» перед собой)

Повертел их, покрутил (Кружатся вокруг себя)

И на землю опустил. (Приседают).

Главная задача релаксации - снятие стресса или другими словами нервного напряжения.

Релаксация (Музыкотерапия)

Бабочка-красавица

К деткам прилетела,

Крылышками легкими

Деткам помахала.

Баю-баю-баю-бай!

Поскорее засыпай.

Глазки закрываются,

Сказка начинается.

Звучит пьеса П.И.Чайковского «Сладкая греза».

Заключительная часть мастер – класса.

       Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача ДОУ. Организация в детском саду музыкально-оздоровительной работы  с использованием современных методов здоровьесбережения обеспечивает более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, помогает в комплексе решать задачи  физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.  Ведь от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста"

Консультация для музыкальных руководителей. Этапы работы на музыкальном занятии над развитием слуха, голоса и ритма....

"Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста"

опыт работы музыкального руководителя по развитию у дошкольников певческих навыков...

Значение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста.

Система  музыкальной  работы  предполагает  использование  на  каждом музыкальном  занятии  следующих  здоровьесберегающих  технологий: Валеологически...

развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста

Эта статья о том,какие способы можно использовать в решении поставленных задач развития певческих навыков....

Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста через игровые методы и приёмы

Обобщение опыта по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста...

Опыт работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста. "Учим детей петь в детском саду"

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В процессе пения активизиру...

Опыт работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста. "Учим детей петь в детском саду"

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В процессе пения активизиру...