Педагогический проект "Ноты для дошколят"
проект (подготовительная группа)
Данный проект направлен на формирование у детей интереса к музыкальной культуре средствами нотной грамоты.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с элементами нотной грамоты;
- Развивать у детей слуховое восприятие, звуковысотный слух
- Побуждать родителей к участию в совместной деятельности с детьми при реализации проекта;
Воспитывать любовь к музыке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_noty_dlya_doshkolyat.docx | 24.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Ноты для дошколят»
Для детей 7-8 года жизни
Характеристика проекта
Вид проекта: творческий
По длительности: долгосрочный.
Сроки проекта: 27.10.2020 г. -.23.04.2021 г.
Цель: Формирование у детей интереса к музыкальной культуре средствами нотной грамоты
Задачи:
- Познакомить детей с элементами нотной грамоты;
- Развивать у детей слуховое восприятие, звуковысотный слух
- Побуждать родителей к участию в совместной деятельности
с детьми при реализации проекта;
Воспитывать любовь к музыке.
Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели, т дети 6-7 лет, родители.
Ожидаемый результат:
Формирование интереса детей к музыке, музыкальной деятельности
Обогащение музыкально-слухового опыта детей.
Расширение общего кругозора детей, усиление познавательной активности.
Актуальность проблемы:
Утверждение, что способности развиваются в деятельности, которая требует их проявления, стало общепринятым в педагогике и психологии. В каких видах деятельности развиваются музыкальные способности?
Эмоциональная отзывчивость на музыку может быть развита во всех видах музыкальной деятельности — восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а, следовательно, и его выражения.
Эмоциональная отзывчивость на музыку, как было сказано выше, проявляется в наибольшей степени в двух способностях: ладовом чувстве (эмоциональный компонент слуха) и чувстве ритма (эмоциональная способность). Поэтому эмоциональная отзывчивость на музыку прежде всего развивается в восприятии музыки (предшествующем и сопутствующем всем видам музыкальной деятельности), а также в музыкально-ритмических движениях. Эмоциональная отзывчивость на музыку может развиваться и в других видах исполнительской и творческой деятельности детей (пение, игра на музыкальных инструментах) при условии ведущей роли выразительности в детском исполнении, творческих импровизациях.
Поскольку восприятие музыки — это активный слуходвигательный процесс, одним из средств, помогающих развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, являются движения (мелкие движения рук, танцевальные и т. д.). Наряду с восприятием музыки именно музыкально-ритмические движения представляют собой тот вид деятельности, в котором наиболее успешно развивается эта способность.
Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается прежде всего в пении, а также в игре по слуху на звуковысотных музыкальных инструментах. Она развивается также в процессе восприятия, предшествующего воспроизведению музыки.
Для активизации музыкально-слуховых представлений важна связь с восприятием только что звучавшей мелодии. Кроме того, поскольку движения способствуют запоминанию мелодии, их можно использовать для развития музыкально-слуховых представлений — внутреннее подпевание, моделирование соотношений звуков по высоте с помощью движений рук и т. д.
Овладение пением у детей происходит постепенно, в результате «бесчисленных проб, в процессе которых у них, с одной стороны, создается умение владеть голосовым аппаратом, а с другой — вырабатываются музыкальные слуховые представления».
Использование игры на музыкальных инструментах для развития музыкально-слуховых представлений должно исключить механическое воспроизведение мелодии, минуя слух. Игра на музыкальных инструментах с применением цветовых или цифровых обозначений не способствует развитию слуха, а ведет лишь к запоминанию и воспроизведению мелодии по зрительным или другим ориентирам. Вспомогательные обозначения дают быстрый эффект, но не имеют развивающего значения. Это показывает, что не всегда овладение детьми определенными навыками и умениями (в данном случае игры на музыкальных инструментах) является результатом развития музыкальных способностей. Большое значение имеет способ приобретения детьми умений и навыков. Важно, чтобы обучение носило развивающий характер, а не сводилось к «натаскиванию».
Воспроизводя мелодию по слуху на музыкальном инструменте, ребенок должен иметь музыкально-слуховые представления о ее звуковысотном (и ритмическом) движении, хорошо помнить ее, многократно слышать. Полезно пропевание звуков мелодии голосом, что позволяет детям сориентироваться в направлении движения звуков с помощью вокальной моторики.
Методы: показ, объяснение, совместное творчество, наблюдение, исследование, экспериментирование.
Продукт проекта: Нотный альбом, лэпбук, развлечение.
Этапы проекта:
1 этап –разработка проекта (составление плана занятий, подбор нотно-музыкального материала и аудиоматериалов, выбор игр) 20.10.20 г.-31.10.20 г.
2 этап –выполнение проекта (непосредственная его реализация совместно с воспитателями группы, детьми и их родителями) 27.10.20 г.- 20.04.21 г.
3 этап –подведение итогов (повторение, подготовка и проведение развлечения, обобщение и диагностика результатов) 30.04.21 г.- 20.05.21 г.
Формы реализации проекта:
Знакомство (беседы) с музыкальными понятиями: ноты, нотный стан, скрипичный ключ, звукоряд.
Доминантные музыкальные занятия по теме проекта.
Видео-экскурсии по Детской школе искусств (знакомство с музыкальными инструментами) гп. Приобье.
Изготовление нотного альбома (дети и родители), лэпбука «Весёлые нотки» (музыкальный руководитель).
План работы
Месяц | Репертуар | Литература |
Октябрь – Апрель | Цикл НОД по теме: «Нотная азбука» (беседа); «Сказка про ноты» (беседа); «Звуки музыки» логоритмика; | «Нотная азбука для малышей» «Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры» Л.Б. Гавришева, Н.В. Нищева (СпБ «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2009) |
Март – Апрель | Логоритмические распевки: «Пианист Бемоль»; «Весеннее тепло»; «Слон»; «Мышка». | «Логопедические песенки» С.В. Крупа-Шушарина (Ростов-на-Дону» Феникс 2011) |
Октябрь- Апрель | Вокальные распевки и песенки: «Сказка про Зайчика-крошку и Нотку»; «Волшебник Изумрудного города»; «Эхо»; | «Азбука пения для самых маленьких» М.Е. Белованова (Ростов-на-Дону 2011) Конспекты интегрированной коррекционной образовательной музыкальной деятельности с детьми Л.Б. Гавришева (СпБ «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2016) |
Ноябрь; Январь; Март | Интегрированные музыкально-логоритмические занятия по теме проекта | Интегрированные музыкально-логоритмические занятия для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) О.Н. Тверская, Е.В.Каменских, В.Н. Беляева (СпБ «ДЕТСТВО-ПРЕСС 2020) |
Апрель- Май | Элементы инновационного подхода Эвритмия: Блоки: «Ритмические игры», Развитие крупной моторики, Ориентировка в пространстве, «Игротанцы». | Мастер-класс Бойко И. А. музыкального руководителя высшей кв. категории Усть-Илимский район. Материалы интернет-ресурсов |
Май | Развлечение «В поисках весёлых нот» | Материалы интернет-ресурсов https://alexseeva-ramdou53.edumsko.ru/folders/post/1788117 https://forum.in-ku.com/forumdisplay.php?f=185 |
Литература:
- Алексеева Л. Н. «Игровое сольфеджио для малышей» Москва 2004г.
- Бырченко Т. «С песенкой по лесенке».
- Вейс П. «Ступеньки в музыку».
- Девятова Т. Н. Программа «3вук - волшебник».
- Иванова О. Н., Кузнецова И. В. «Новый музыкальный букварь для самых маленьких» Феникс, Ростов-на-Дону 2006г.
- Королёва Е. «Музыка в сказках, стихах и картинках».
- Ларионова Г. П. «Я учу нотную грамоту (для детей 4-6 лет). Приключения нот и музыкальных знаков».
- Лазарев М. Л. «Цветоник».
- Светличная Л. В. «Сказка о музыке» обучение нотной грамоте в детском саду и начальной школе. Творческий центр «Сфера», Москва 2003г.
- Светличная Л. В. «Новая сказка о музыке» обучение нотной грамоте в детском саду и начальной школе. Творческий центр «Сфера», Москва 2004г.
- Тарасова, К. В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве».
- Тютюнникова,Т. Э. «Просто, весело, легко».
- https://razvivashka.online/sfery-razvitiya/noty-dlya-malyshey
- https://forum.in-ku.com/forumdisplay.php?f=185
- https://muzichka1.ucoz.ru/index/proektnaja_dejatelnost/0-13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект Художественная роспись Северной Двины для дошколят
Низкий уровень и недостаточное количество информации по теме росписи Северной Двины для детей старшего дошкольного возраста явились основной причиной для разработки данного проекта....
Детский сад для дошколят«Выявление удовлетворенности родителей работой дошкольного образовательного учреждения и педагогического коллективаМАДОУ №9 «Росинка» 2014-2015 учебный год
изучения состояния систем менеджмента качества образования и удовлетворенности потребителей (родителей) качеством образовательных услуг....
ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей группе по внедрению и реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Муниципального дошкол
1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение по внедрению и реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общ...
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Школа для дошколят"
Модифицированная ДОП "Школа для школят" способствует развитию мотивации детей к познанию и творчеству. Материал может быть полезен воспитателям подготовительных групп, родителям....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «АЗБУКА ЭКОНОМИКИ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ»
Дополнительная образовательная программа формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности «Азбука экономики для дошколят» (далее Программа) разработана...
Педагогический проект «Летнее путешествие Буратино по стране Дошколят»
Цель: создание в дошкольном учреждении максимально эффективных условий для организации оздоровительной работы с детьми и развития познавательного интереса воспитанников в летний период.Задачи:1. Созда...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Азбука экономики для дошколят»
Данная программа комплексно направлена на изучения специального предмета. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы: дошкольники получают элементарные сведения из области э...