Педагогический проект "Ноты для дошколят"
проект (подготовительная группа)

Орехова Татьяна Ивановна

Данный проект направлен на формирование у детей интереса к музыкальной культуре средствами нотной грамоты.

Задачи проекта:

  • Познакомить детей с элементами нотной грамоты;
  • Развивать у детей слуховое восприятие, звуковысотный слух
  • Побуждать родителей к участию в совместной деятельности с детьми при реализации проекта;

Воспитывать любовь к музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_noty_dlya_doshkolyat.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Ноты для дошколят»

Для детей 7-8 года жизни

Характеристика проекта

Вид проекта: творческий

По длительности: долгосрочный.

Сроки проекта: 27.10.2020 г. -.23.04.2021 г.

Цель: Формирование у детей интереса к музыкальной культуре средствами нотной грамоты

Задачи:

  • Познакомить детей с элементами нотной грамоты;
  • Развивать у детей слуховое восприятие, звуковысотный слух
  • Побуждать родителей к участию в совместной деятельности

с детьми при реализации проекта;

Воспитывать любовь к музыке.

Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели, т дети 6-7 лет, родители.    

Ожидаемый результат:

Формирование интереса детей к музыке, музыкальной деятельности

Обогащение музыкально-слухового опыта детей.

Расширение общего кругозора детей, усиление познавательной активности.                            

Актуальность проблемы:

Утверждение, что способности развиваются в деятельности, которая требует их проявления, стало общепринятым в педагогике и психологии. В каких видах деятельности развиваются музыкальные способности?

Эмоциональная отзывчивость на музыку может быть развита во всех видах музыкальной деятельности — восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а, следовательно, и его выражения.

Эмоциональная отзывчивость на музыку, как было сказано выше, проявляется в наибольшей степени в двух способностях: ладовом чувстве (эмоциональный компонент слуха) и чувстве ритма (эмоциональная способность). Поэтому эмоциональная отзывчивость на музыку прежде всего развивается в восприятии музыки (предшествующем и сопутствующем всем видам музыкальной деятельности), а также в музыкально-ритмических движениях. Эмоциональная отзывчивость на музыку может развиваться и в других видах исполнительской и творческой деятельности детей (пение, игра на музыкальных инструментах) при условии ведущей роли выразительности в детском исполнении, творческих импровизациях.

Поскольку восприятие музыки — это активный слуходвигательный процесс, одним из средств, помогающих развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, являются движения (мелкие движения рук, танцевальные и т. д.). Наряду с восприятием музыки именно музыкально-ритмические движения представляют собой тот вид деятельности, в котором наиболее успешно развивается эта способность.

Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается прежде всего в пении, а также в игре по слуху на звуковысотных музыкальных инструментах. Она развивается также в процессе восприятия, предшествующего воспроизведению музыки.

Для активизации музыкально-слуховых представлений важна связь с восприятием только что звучавшей мелодии. Кроме того, поскольку движения способствуют запоминанию мелодии, их можно использовать для развития музыкально-слуховых представлений — внутреннее подпевание, моделирование соотношений звуков по высоте с помощью движений рук и т. д.

Овладение пением у детей происходит постепенно, в результате «бесчисленных проб, в процессе которых у них, с одной стороны, создается умение владеть голосовым аппаратом, а с другой — вырабатываются музыкальные слуховые представления».

Использование игры на музыкальных инструментах для развития музыкально-слуховых представлений должно исключить механическое воспроизведение мелодии, минуя слух. Игра на музыкальных инструментах с применением цветовых или цифровых обозначений не способствует развитию слуха, а ведет лишь к запоминанию и воспроизведению мелодии по зрительным или другим ориентирам. Вспомогательные обозначения дают быстрый эффект, но не имеют развивающего значения. Это показывает, что не всегда овладение детьми определенными навыками и умениями (в данном случае игры на музыкальных инструментах) является результатом развития музыкальных способностей. Большое значение имеет способ приобретения детьми умений и навыков. Важно, чтобы обучение носило развивающий характер, а не сводилось к «натаскиванию».

Воспроизводя мелодию по слуху на музыкальном инструменте, ребенок должен иметь музыкально-слуховые представления о ее звуковысотном (и ритмическом) движении, хорошо помнить ее, многократно слышать. Полезно пропевание звуков мелодии голосом, что позволяет детям сориентироваться в направлении движения звуков с помощью вокальной моторики.

Методы: показ, объяснение, совместное творчество, наблюдение, исследование, экспериментирование.

Продукт проектаНотный альбом, лэпбук, развлечение.

Этапы проекта:

1 этап –разработка проекта (составление плана занятий, подбор нотно-музыкального материала и аудиоматериалов, выбор игр) 20.10.20 г.-31.10.20 г.

2 этап –выполнение проекта (непосредственная его реализация совместно с воспитателями группы, детьми и их родителями) 27.10.20 г.- 20.04.21 г.

3 этап –подведение итогов (повторение, подготовка и проведение развлечения, обобщение и диагностика результатов) 30.04.21 г.- 20.05.21 г.

Формы реализации проекта:

Знакомство (беседы) с музыкальными понятиями: ноты, нотный стан, скрипичный ключ, звукоряд.

Доминантные музыкальные занятия по теме проекта.

Видео-экскурсии по Детской школе искусств (знакомство с музыкальными инструментами) гп. Приобье.

Изготовление нотного альбома (дети и родители), лэпбука «Весёлые нотки» (музыкальный руководитель).

План работы

Месяц

Репертуар

Литература

Октябрь –

Апрель

Цикл НОД по теме:

«Нотная азбука» (беседа);

«Сказка про ноты» (беседа);

«Звуки музыки» логоритмика;

«Нотная азбука для малышей»

«Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры» Л.Б. Гавришева, Н.В. Нищева (СпБ «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2009)

Март –

Апрель

Логоритмические распевки:

«Пианист Бемоль»;

«Весеннее тепло»; «Слон»; «Мышка».

«Логопедические песенки» С.В. Крупа-Шушарина (Ростов-на-Дону» Феникс 2011)

Октябрь-

Апрель

Вокальные распевки и песенки:

«Сказка про Зайчика-крошку и Нотку»;

«Волшебник Изумрудного города»;

«Эхо»;

«Азбука пения для самых маленьких» М.Е. Белованова (Ростов-на-Дону 2011)

Конспекты интегрированной коррекционной образовательной музыкальной деятельности с детьми

Л.Б. Гавришева (СпБ

«ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2016)

Ноябрь;

Январь;

Март

Интегрированные музыкально-логоритмические занятия по теме проекта

Интегрированные музыкально-логоритмические занятия для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) О.Н. Тверская, Е.В.Каменских, В.Н. Беляева (СпБ «ДЕТСТВО-ПРЕСС 2020)

Апрель-

Май

Элементы инновационного подхода Эвритмия: Блоки: «Ритмические игры»,

Развитие крупной моторики, Ориентировка в пространстве, «Игротанцы».

Мастер-класс Бойко И. А. музыкального руководителя высшей кв. категории  Усть-Илимский район.

Материалы интернет-ресурсов

Май

Развлечение «В поисках весёлых нот»

Материалы интернет-ресурсов

https://alexseeva-ramdou53.edumsko.ru/folders/post/1788117

https://forum.in-ku.com/forumdisplay.php?f=185

Литература:

  1. Алексеева Л. Н. «Игровое сольфеджио для малышей» Москва 2004г.
  2. Бырченко Т. «С песенкой по лесенке».
  3. Вейс П. «Ступеньки в музыку».
  4. Девятова Т. Н. Программа «3вук - волшебник».
  5. Иванова О. Н., Кузнецова И. В. «Новый музыкальный букварь для самых маленьких» Феникс, Ростов-на-Дону 2006г.
  6. Королёва Е. «Музыка в сказках, стихах и картинках».
  7. Ларионова Г. П. «Я учу нотную грамоту (для детей 4-6 лет). Приключения нот и музыкальных знаков».
  8. Лазарев М. Л. «Цветоник».
  9. Светличная Л. В. «Сказка о музыке» обучение нотной грамоте в детском саду и начальной школе. Творческий центр «Сфера», Москва 2003г.
  10. Светличная Л. В. «Новая сказка о музыке» обучение нотной грамоте в детском саду и начальной школе. Творческий центр «Сфера», Москва 2004г.
  11. Тарасова, К. В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве».
  12. Тютюнникова,Т. Э. «Просто, весело, легко».
  13. https://razvivashka.online/sfery-razvitiya/noty-dlya-malyshey
  14. https://forum.in-ku.com/forumdisplay.php?f=185
  15. https://muzichka1.ucoz.ru/index/proektnaja_dejatelnost/0-13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект Художественная роспись Северной Двины для дошколят

Низкий уровень и недостаточное количество информации по теме росписи Северной Двины для детей старшего дошкольного возраста явились основной причиной для разработки данного проекта....

Детский сад для дошколят «Выявление удовлетворенности родителей работой дошкольного образовательного учреждения и педагогического коллектива МАДОУ №9 «Росинка» 2014-2015 учебный год

изучения состояния систем менеджмента качества образования  и удовлетворенности потребителей (родителей) качеством образовательных услуг....

ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей группе по внедрению и реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Муниципального дошкол

1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение по внедрению и реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общ...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Школа для дошколят"

Модифицированная ДОП "Школа для школят" способствует развитию мотивации детей к познанию и творчеству. Материал может быть полезен воспитателям подготовительных групп, родителям....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «АЗБУКА ЭКОНОМИКИ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ»

Дополнительная образовательная программа формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности «Азбука экономики для дошколят» (далее Программа) разработана...

Педагогический проект «Летнее путешествие Буратино по стране Дошколят»

Цель: создание в дошкольном учреждении максимально эффективных условий для организации оздоровительной работы с детьми и развития познавательного интереса воспитанников в летний период.Задачи:1. Созда...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Азбука экономики для дошколят»

Данная программа комплексно направлена на изучения специального предмета. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы: дошкольники получают элементарные сведения из области э...