Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Школа для дошколят"
рабочая программа (подготовительная группа)

Митюрина Элеонора Викторовна

Модифицированная ДОП "Школа для школят" способствует развитию мотивации детей к познанию и творчеству. Материал может быть полезен воспитателям подготовительных групп, родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_shkola_dlya_doshkolyat.docx74.05 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №10

 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ РАЙОН

 

   

Принята  на заседании                                   Утверждаю

педагогического совета                                  Заведующий МБДОУ № 10

от«____» _________ 2020г.                             __________  М.Н. Юдина

Протокол № _____                                         «____»  _________ 2020г.

                                                                          Приказ от «____»_________2020г.

                                                                          № _____

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ШКОЛА ДЛЯ ДОШКОЛЯТ»

Уровень программы: базовый

Срок реализации программы: 1 год: 56 часов

Возрастная категория: от 6 до 7 лет

Состав группы: до 15 человек

Форма обучения: очная

Вид программы: модифицированная

Программа реализуется на бюджетной основе

ID-номер Программы в Навигаторе:

Автор – составитель:

                                                                    Митюрина Элеонора Викторовна,

                              воспитатель

п. Двубратский, 2020

№ п/п

Содержание:

стр

Раздел 1

 

Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель и задачи программы

5

1.3.

Содержание программы

6

1.4.

Планируемые результаты

Раздел 2

 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации»

2.1.

Календарный  учебный график

9

2.2.

Условия  реализации программы

14

2.3.

Форма аттестации

14

2.4.

Оценочные материалы

15

2.5.

Методические материалы

16

2.6.

Список литературы

20

1 раздел.

«Комплекс основных характеристик образования:

               объем, содержание, планируемые результаты»

  1. Пояснительная записка.

      Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе разработана на основе  авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

-  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в  

    Российской Федерации»;

-  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного  

    образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки

    Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

-  Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

    организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» 

   (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного  

    врача Российской  от 15 мая 2013 года №26  «Об утверждении САНПИН»  

  2.4.3049-13);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», зарегистрированного в Минюсте РФ 14.11.2013г., №30384;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам»;

- Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 10 .

        Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе «Школа для дошколят» имеет социально-педагогическую направленность и способствует развитию мотивации ребѐнка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребѐнка. Рабочая программа «Школа для дошколят» для детей 6-7 лет представлена 2-мя направлениями: первое направление - «Подготовка к обучению грамоте», составленное и разработанное на основе программ и пособий: Колесниковой Е.В. «От звука к букве», Журовой Е.Н., Варенцовой Н.С., Дуровой Н.В., Невской Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте», Филичевой Л.Н. «Развитие графических навыков» и второе направление: Колесниковой Е.В. «Математическое развитие».  

     В программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребѐнком языка в единстве сознания и деятельности.

     Введены новые педагогические технологии в проведении занятий, а именно:

    Комплекс игровых упражнений по технологии Буракова Н.Б. " Поля слов, анаграммы ". Цель технологии: способствовать развитию у ребенка навыка узнавания, а затем чтению целым словом, фразой, научить понимать смысл и интонировать. А главное - вырастить интерес к чтению. При реализации программы используются новые формы развивающего обучения, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые диктуют современные требования к дошкольному образованию.

     Для успешного обучения детей в школе, важно сформировать у ребенка психологическую и общеучебную готовность к школе. Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. 

     Занятия математикой развивают психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также формируют личностные качества дошкольников: аккуратность, трудолюбие, инициативность, общительность, волевые качества и творческие способности детей. 

     Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при еѐ реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.

      Ведущей идеей данной программы – создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.

     Содержание программы «Школа для дошколят» ориентировано на:

-обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

-формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы     картины мира;

-формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

  направлено на:

-создание условий для развития личности ребенка;

-развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

-обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

-приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

-профилактику асоциального поведения;

-создание условий   для    самоопределения, творческой   самореализации

личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;

-укрепление психического и физического здоровья ребенка;

     Основные принципы работы:

    - учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;

  - уважение к работнику, к процессу и результатам его деятельности в   сочетании с разумной требовательностью;

- комплексный подход;

- систематичность и последовательность;

- вариативность занятий;

- наглядность.

1.2. Цель и задачи программы:

    Цель: формирование компетенций дошкольников, которые необходимы для успешной самореализации ребёнка в начальной школе, предотвращения стрессов, комплексов, которые могут нивелировать желание учиться на все последующие годы.

     Задачи:

Образовательные:

-Формирование умений звукобуквенного анализа: учить делить слова на слоги; различать звуки (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные); соотносить звук и букву; определять ударный слог; составлять предложение из двух, трех, четырех слов.

-Формирование выразительности речи: пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями; выработка дикции.

-Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.

-Формирование умений принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно.

-Формирование навыков самоконтроля и самооценки выполненной работы.

-Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;

-Развитие умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий на основе математических понятий.

Развивающие:

-Развитие фонематического слуха: развитие способности дифференцировать звуки; развитие умений слышать отдельные звуки в словах, определять место заданного звука в слове; интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно.

-Развитие мотивации учения.

-Развитие мелкой моторики  и зрительно-двигательной координации.

-Развитие  произвольности психических процессов.

-Развитие образного и вариативного мышления, воображения, творческих способностей.

-Развитие способности к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий.

-Развитие и формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии) в процессе решения математических задач.

Воспитательные:

-Воспитание умения работать

-Воспитание самостоятельности при выполнении заданий

-Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости,   доброжелательности по отношению к окружающим

-Привитие элементарных гигиенических правил письма;

-Воспитание усидчивости;

-Воспитание способности к самостоятельному выполнению заданий.

1.3. Содержание программы.

   Формой осуществления образовательного процесса является учебная группа, с постоянным составом, составленная по возрастному принципу (дети от 6 до 7 лет).  Набор детей в группы по программе «Школа для дошколят» свободный, единственным условием является соответствующий возраст воспитанников.

Продолжитель –

ность ОД

Периодичность в неделю

Количество академических часов в неделю

Количество часов в год

Подготовка к обучению грамоте

 и письму

30 мин.

1 раз

1 час

28 часов,

из них

14 часов теория и

14 часов практика.

Математическое развитие

30 мин.

1 раз

1 час

28 часов,

из них

10 теория и

18 часов практика.

Итого часов в год: 56ч

     Дополнительная образовательная программа «Школа для дошколят» рассчитана на детей в возрасте от 6 до 7 лет. Предполагаемая наполняемость групп: до 15 человек. Продолжительность реализации программы – один год (период с октября по апрель месяц включительно, 56 часов в год). Уровень программы: базовый,  ID-номер Программы в Навигаторе:

     Занятия проводятся 8 раз в месяц, 2 занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 30  минут. Модифицированная программа «Подготовка к школе» реализуется в три этапа:

1 этап: диагностический.

Цель: набор детей в группы, мониторинг проведения ОД ДПО на начало учебного года.

2 этап: развивающий.

 Цель: проведение развивающих ОД с детьми.

3 этап: итоговый.

 Цель: мониторинг проведения ОД ДПО на конец учебного года.

    Занятия являются комплексными, охватывают все стороны интеллектуального развития ребенка, включают в себя:

- разнообразные пальчиковые игры и упражнения;

- введение игрового персонажа

- экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения,

- графические, фонематические, грамматические игры,

- игры на развитие внимания, памяти

- физкультминутки;

- веселые дидактические игры;

- самостоятельная деятельность в рабочих тетрадях;

- игровые упражнения на развитие мелкой моторики и координации движений руки;

- занятия на освоение специальных учебных знаний и навыков.

         Игровые занятия для активизации воображения, внимания, восприятия:

- анализ, классификация предметов;

- обобщение по заданному признаку;

- сравнение и выделение главного;

- простые умозаключения;

- действия по предложенной схеме-алгоритму.

    Игровые занятия для развития математических способностей:

- овладение счетными операциями;

- формирование представлений о форме, величине, пространстве и времени;

- сравнение количества предметов;

- освоение количественного и порядкового счета (последнему уделяется особое внимание);

- решение арифметических задач и примеров на сложение и вычитание.

      Приёмы и методы: словесные, наглядные, творческие, репродуктивные, проблемные, уроки с использованием ИКТ.

1.4. Планируемые результаты после реализации программы

     По направлению: "Обучение грамоте и письму" к концу учебного года ребѐнок должен:

  • знать буквы русского алфавита;
  • писать буквы русского алфавита в клетке;
  • определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце;
  • различать гласные, согласные, твѐрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
  • пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твѐрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелѐный квадрат);
  • уметь записывать слово условными обозначениями, буквами.
  • соотносить звук и букву:
  • писать слова, предложения условными обозначениями, буквами;
  • определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком;
    - проводить звуковой анализ слов;
  • читать слова, слоги, предложения, небольшие тексты;
  • правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово»,

 «предложение»;

  • составлять предложение из двух, трѐх слов, анализировать его.

      По направлению "Математическое развитие" к концу учебного года ребенок должен уметь:

  • числа второго десятка и записывать их;
  • понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета;
  • использовать и писать математические знаки;
  • сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству;
  • дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов;
  • преобразовывать одни геометрические фигуры в другие путем складывания разрезания;
  • раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;
  • измерять линейкой отрезки, записывать результаты, изображать отрезки заданной величины;
  • ориентироваться на листе бумаги в клетку;
  • определять положение предмета по отношению к другому;
  • решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
  • понимать задание и выполнять его самостоятельно;
  • проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.  

Раздел 2.

«Комплекс организационно-педагогических условий,

включающий формы аттестации»

2.1. Календарный учебный график

Модуль 1.Учебно – тематический  план по обучению грамоте и письму

п/п

 Дата

Тема занятия

 Кол-во часов

1.

05.10.2020

Повторение: Звук и буква, графическое изображение звука в слове, слова (квадрат);

     1

2.

12.10.2020

Звук и буква А. Звук А: место звука в слов (нач.,сер.,конец),словарные

слова, графические навыки: узоры, буква.

1

3.

19.10.2020

Звук и буква О. Звук О: место звука в слове (нач., сер., конец),словарные слова, графические навыки: узоры, буква.

1

4.

26.10.2020

Звук и буква У. Звук У: место звука в слове (нач., сер., конец),словарные слова, графические навыки: узоры, буква.

1

5.

02.11.2020

Звук и буква Ы и Э.: место звука в слове (нач., сер., конец),словарные слова, графические навыки: узоры, буква. Поле №1

1

6.

09.11.2020

Звук и буква Л: место звука в слове, называние слов с начальных слогов, чтение слогов

графические навыки: узоры, печатание буквы и слогов.

1

7.

16.11.2020

Звук и буква М: место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной

букв, чтение слогов, слов (мама, мыло, лама), графические навыки, анаграммы.

1

8.

23.11.2020

Звук и буква Р: место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, чтение слов, печатание слов, предложения, деление слов на слоги. Поле №2.

1

9.

30.11.2020

Звук и буква Н: место звука в слове, графические навыки: чтение и печатание слогов, слов, предложения; деление слов на слоги

    1

10.

07.12.2020

Буква Я: место буквы в слове, слоговое чтение (таблица слогов), чтение текста, слова. Анаграммы.

1

11.

14.12.2020

Буква Ю: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки:

узор, буква, слоги, слова (юмор, юла, Юля), предложение (У Юры юла). Чтение слогов, предложения.

1

12.

21.12.2020

Буква Ю: место буквы в слове, слоговое чтение (таблица слогов), чтение текста, слова. Поле №3. Звуко- буквенный анализ слов.

1

13.

28.12.2020

Буква Е: место буквы в слове, слоговое чтение (таблица слогов), чтение текста, слова. Поле №3. Звуко - буквенный анализ слов.

   1

14.

11.01.2021

Буква Ё: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (моѐ, мѐл, Алена), предложение (Лѐня мел). Чтение слогов, предложения.

   1

15.

  18.01.2021

Буква И: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (имена, малина Ира), предложение (У Иры лимон). Чтение слогов, предложения.

1

16.

   

  25.01.2021

Звуки "Г", "Гь", буква "Г, К": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (игла, луг, Егор), предложение (Галя и Гена на лугу). Чтение слогов, предложения.

1

17.

  01.02.2021

Звуки "Д", "Дь", буква "Д": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова ( крокодил, один, Дима).), предложение (Дина уронила дудку). Чтение слогов, предложения.

1

18.

 

 

08.02.2021

Звуки "Т", "Ть", буква "Т": место буквы в слове, словарные слова,графические навыки: узор, буква, слоги, слова ( лето, тигр, Таня). предложение (Тоня ела мандарины). Чтение слогов, предложения.

1

19.

15.02.2021

Звуки "В", "Вь", буквы "В,Ф", : место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова ( ворона, ров, Ваня). Чтение слогов, предложения.

1

20.

22.02.2021

Звуки "З", "Зь", буква "З,С": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (зима, роза, Зина). предложение (Зоя вяла корзину). Чтение слогов, предложения.

1

21.

01.03.2021

Звуки "Б", "Бь", буква "Б,П": место буквы в слове, словарные слова,

графические навыки: узор, буква, слоги, слова (бусы, кабан, Боря). предложение (Боря кормит белку). Чтение слогов, предложения.:

1

22.

15.03.202

Звуки "Х", "Хь", буква "Х": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (сухари, хлеб, хохолок).

Чтение слогов, предложения.

1

23.

 

22.03.202

Звуки "Ж-Ш", буквы "Ж-Ш": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (ложка, жара, школа, машина), предложение (Сашу ужалила оса). Чтение слогов, предложения.

1

24.

 29.03.202

Звуки "Ч-Щ", буквы "Ч-Щ": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (часы, дочка, щука, чаща), предложение (Щенок утащил косточку). Чтение слогов, предложения

1

25.

05.04.2021

Буква Й: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки:

узор, буква, слоги, слова (майка, йод, попугай), предложение (Зайка стал зазнайка). Чтение слогов, предложения

1

26.

12.04.2021

Буква Ц: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (цапля, солнце, певец), предложение (Все птицы важны). Чтение слогов, предложения.

1

27.

19.04.2021

Буква Ь: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слова (соль, печенье, ель), предложение (Льет сильный дождь).

Чтение слов, предложения.

1

28.

26.04.2021

Буква Ъ: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слова (подъезд, съел, объявление), предложение (Дети съехали с горы). Чтение слов, предложения.

 Проверочная работа.

1

Модуль 2.Учебно-тематический план по математическому развитию

 

п/п

Дата

Тема занятий

 Кол-во  часов

1.

01.10.2020

Числа и цифры, знаки, квадрат, прямоугольник  

1

2.

08.10.2020

Знаки, задачи, ориентировка на листе бумаги, величина.

1

3.

15.10.2020

Знаки, соотнесение количества предметов с цифрой, состав числа, логическая задача, геометрические фигуры.

1

4.

22.10.2020

Соотнесение количества предметов с цифрой, математическая загадка, ориентировка во времени.

1

5.

05.11.2020

Порядковый счет, счет по названному числу, состав числа, из двух меньших, геометрические фигуры, логическая задача. Дни недели.

1

6.

12.11.2020

Арифметические задачи, величина, ориентировка в пространстве, решение примеров.

1

7.

19.11.2020

Число 11, логическая задача, ориентировка во времени.

1

8.

 26.11.2020

Число 12, ориентировка во времени, логическая задача,

геометрические фигуры

1

9.

03.12.2020

Число 13, математическая задача, логическая задача, геометрические фигуры.

1

10.

10.12.2020

Решение примеров, знаки, величина, геометрические фигуры.

1

11.

17.12.2020

Число 14, ориентировка во времени, логическая задача.

1

12.

24.12.2020

Число 15,геометрические фигуры.

1

13.

14.01.2021

Числа от 1до 15,решение примеров, логическая задача. Геометрические фигуры.

1

14.

21.01.2021

Число 16, величина, ориентировка во времени, логическая задача.

1

15.

28.01.2021

Математическая загадка, знаки, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры.

1

16.

04.02.2021

Число 17,счет по образцу и названному числу, логическая задача, геометрические фигуры.

1

17.

11.02.2021

Число 17, ориентировка в пространстве, логическая задача, геометрические фигуры.

1

18.

18.02.2021

Число 18, состав числа из двух  меньших, счет по названному числу, логическая задача, геометрические фигуры.

1

19.

25.02.2021

Число 18, решение примеров, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве.

1

20.

04.03.2021

Число 19, состав числа из двух меньших, величина, логическая задача.

1

21.

11.03.2021

Число 19, геометрические фигуры, величина, логическая задача.

1

22.

18.03.2021

Число 20, решение примеров, задачи, логические задачи. Соотнесение количества предметов и цифры.

1

23.

25.03.2021

Решение задач, примеров, величина, логическая задача, ориентировка на листе бумаги, работа в тетради.

1

24.

01.04.2021

Задачи-шутки, ориентировка во времени, примеры, математические загадки.

1

25.

08.04.2021

Ориентировка в пространстве, логическая задача, геометрические фигуры, составление фигур из счетных палочек.

1

26.

15.04.2021

Состав числа из двух  меньших, счет по названному числу, логическая задача, геометрические фигуры.

1

27.

22.03.2021

Решение примеров, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве.

1

28.

29.04.2021

Состав числа из двух меньших, величина, логическая задача. Повторение пройденного.

1

2.2. Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение:

Печатные пособия

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв).        Наборы сюжетных (предметных) картинок.

Технические средства обучения 

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Ноутбук

Принтер

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

 Видеофильмы, слайды соответствующие тематике программы .

Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др).

Настольные развивающие игры (типа «Эрудит») и др.

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбою.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

 Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.

2.3. Формы аттестации.

     Методы диагностики: диагностика готовности к чтению и письму детей 6 – 7 лет с использованием индивидуальной рабочей тетради, диагностических игровых заданий; диагностика уровня развития математических способностей с использованием диагностических игровых заданий, бесед; диагностика личностно-социальных проявлений ребенка дошкольника с помощью методики изучения личностно-социального поведения (модификация варианта Е.Г.Юдиной, Г.Б.Степановой, Е.Н.Денисовой) с использованием метода наблюдения; диагностика сформированности мотивации учения Л.А.Венгера.

     Параметры оценки:

     По направлению «Подготовка к обучению грамоте»:

 1. Звуковая сторона и выразительность речи

 2. Фонематический слух

 3. Уровень развития моторики, графических навыков

 4. Звукобуквенный анализ (место звука в слове, соотнесение звука и буквы)

 5. Чтение

     По направлению «Математическое развитие»:

1. Общие понятия (свойства предметов, группы)

 2. Числа и операции над ними

 3. Пространственно-временные представления

4. Геометрические фигуры и величины

     С целью промежуточного отслеживания результатов,  дважды в год  (в декабре и в апреле)  проводятся открытые занятия.

2.4. Оценочные материалы.

          Диагностическая карта № 1.

 Результаты диагностики уровня развития детей

  1. НИЗКИЙ - ребенок пассивен в работе. Не владеет основными качественными характеристиками звуков и букв.
  1. СРЕДНИЙ - ребенку нравиться выполнять задания. Ребенок допускает ошибки, но исправляет их с небольшой помощью взрослого.
  1. ВЫСОКИЙ - ребенок активен при выполнении заданий. Самостоятелен при выполнении заданий. Владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый – мягкий, место звука в слове). Соотносит буквы и слоги.

Уровень развития

детей

%

Высокий

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Средний

Низкий

Диагностическая карта № 2.

 

Ф.И. реб.

Количество и счет

Величина

Геометрические фигуры

Ориентир.во времени

Ориентир. в пространстве

Логические задачи

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

1

В.выс.  С.ср.   Н.низ

2.5. Методические материалы.

В рамках реализации первого направления программы «Подготовка к обучению грамоте» используются основные методы обучения: наглядный, словесный, метод практических заданий, проблемно-поисковый.

     Согласно одному из принципов обучения грамоте, ребенка необходимо познакомить с моделированием слова, потому что анализировать неосязаемую звуковую форму слова очень трудно. Под моделированием понимается воссоздание объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, изучения. С этой целью дети знакомятся с простейшим моделированием – слово можно обозначить в виде прямоугольника.

     Предметом изучения являются звуки и буквы русского алфавита по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, одиночные согласные, Ъ и Ь).

     Каждое занятие начинается с изучения звука: дети учатся выделять звук из слова, уточняют его произношение, определяют место звука в слове. Звук представляется ребенку во всем многообразии (одновременно дети знакомятся с графическим изображением звуков: красный квадрат – гласный, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный). Затем детям предъявляется буква, обозначающая изучаемый звук. Детям демонстрируется образное изображение буквы и веселое стихотворение о ней, затем ее печатное изображение, что помогает ребенку лучше запомнить букву. Буква представлена разными изображениями предметов, в названиях которых изучаемый звук (буква) находятся не только в начале слова, но и в середине и в конце. Это необходимо для того, чтобы у детей не сформировалось представление, что звук (буква) могут встречаться только в одном слове и в одном месте. Главное на этом этапе – научить детей не путать понятия «звук» (его слышим и произносим) и «буква» (ее видим и пишем).

      Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных А, О, У, Ы, Э, потому что они хорошо слышны в начале слова, в середине и конце, что уже на следующем этапе – ознакомления с сонорными согласными – позволяет детям читать слоги, слова, предложения из пройденных букв.

Одновременно дети знакомятся с условным обозначением гласных звуков – красный квадрат.

      На первых занятиях по ознакомлению детей со звуками и буквами предусмотрено множество заданий на различение звуков и букв, количество таких заданий от занятия к занятию будет уменьшаться. Затем дети знакомятся с сонорными согласными (Л, М, Н, Р), которые хорошо слышны как в начале, так и в конце слова (стол, шар), в отличие от парных звонких и глухих согласных (дуб, нож). При изолированном произношении согласных надо научить детей произносить не алфавитное название букв, а тот звук, который они обозначают в слове (лампа – не Ль, а Л, лев –Ль), что будет способствовать хорошему различению твердых и мягких согласных, а в последующем поможет писать без ошибок. По мере ознакомления с согласными дети учатся читать слоги с изученными звуками и буквами и знакомятся с условным обозначением твердых согласных – синий квадрат.

      На последующей занятиях дети уже начинают читать слова из знакомых букв (мама, мыло), что делает процесс обучения чтению более осмысленным.

Одновременно начинается работа над ударением, которое объединяет слово в единое целое. Правильно выделенное ударение при чтении позволит детям преодолеть по слоговое произнесение слов и перейти к чтению целыми словами. Также дети знакомятся со значком, обозначающим ударение. В дальнейшем определение ударного слога, ударного гласного будет включаться в фонетический разбор слов.

      Знакомство со следующей группой гласных (Я, Е, Ё, Ю – йотированные гласные) вызывает у детей определенные трудности, если вводить существующее правило, которое говорит о том, что эти буквы обозначают два звука – ЙА, ЙУ, ЙЭ, ЙО. Поэтому детям (Колесникова Е.В.) представляют йотированные буквы как буквы, придающие мягкость согласным, после которых они пишутся. При этом в словах звучат гласные звуки А, Э, О, У, но если согласный перед ним звучит мягко, то пишутся буквы Я, Е, Ё, Ю.

     На последующем занятии дети уже читают предложение из трех слов и тут же знакомятся с графическим изображением предложения. Слова обозначаются прямоугольниками, у первого прямоугольника левая сторона чуть выше, что символизирует начало предложения.

     Затем дети знакомятся со звонкими и глухими согласными, что позволяет им хорошо усвоить понятие парности по звонкости - глухости. После этого дети познакомятся с одиночными согласными Х и Ц, с мягким согласным Й, с разделительной смягчающей функцией Ь, с разделительной функцией Ъ.

На заключительных занятиях  закрепляются полученные знания.

      Для лучшего запоминания зрительного образа буквы используются следующие упражнения: вырезать букву; обвести ее пальчиком по контуру; написать букву по точкам; закрасить контур буквы; дорисовать элементы так, чтобы получилась буква; написать букву в клетке; выучить стихотворение про букву.

     В программе используются игры и упражнения для совершенствования фонематического слуха: «Подскажи словечко», «Звук потерялся», «Звуки поменялись местами»; игровые упражнения на закрепление связи звука с буквой «Ну-ка, буква, отзовись», «Назови правильно», «Назови букву, которая спряталась»; заучивание стихотворений с опорой на сюжетный рисунок. Деформированные тексты и путаницы в картинках, поговорки, загадки представляют собой слияние заданий на развитие внимания, памяти, мышления.

     Разнообразный по формам материал физкультмитуток продолжает словарную и звуковую тематику, не только развивает общую моторику и снимает напряжение, но и учит правильно дышать и интонировать, помогает выработке чувства ритма. Для этой цели используются веселые стихи, связанные с темой занятия, требующие от детей выполнения различных движений соответственно тексту (в то же время дети упражняются в произношении изучаемого звука).

     По направлению " Математическое развитие":

  • количество и счет;
  • величина;
  • геометрические фигуры;
  • ориентировка во времени;
  • ориентировка во времени и в пространстве;
  • логические задачи;

         Вместе с этим, содержание расширено и усложнено:

  • ознакомление с цифрами и способами их написания;
  • знакомством тетрадью в клетку;

     Количество и счет

     Цель раздела:   развивать самостоятельность, активность,   знакомить со счетом в пределах 20, упражнять в составлении и решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.

Поставленные цели реализую через следующие игры:

«Назови следующее, предыдущее число»

«Назови соседей числа»

«Назови меньше на 1, больше на 1»

«Вверх вниз по числовой лестнице»

«Составь и реши задачу».

Таким образом, данные игры  помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют  устойчивый интерес  к математическим  знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.

     Геометрические фигуры

     В разделе геометрические фигуры закрепляю представления о многоугольниках и их свойствах, развиваю умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.

Игры, помогающие реализовать задачи раздела:

«Назови предметы заданной формы»,

«Что общего и чем различаются фигуры»,

«Найди предмет такой же формы»,

«Подбери фигуры по цвету, размеру, форме»,

«Найди лишнюю фигуру»,

«Конструктор»,

«Почини одеяло»,

«Танграм»,

«Пифагор».

Таким образом, проводимая работа помогает    закреплять знание  ребенка  о  геометрических фигурах  их свойствах, развивает  умение классифицировать их по отдельным признакам и  выполнять логические операции с ними, развивает логическое мышление.

     Определение величины

  Цель раздела: развивать умение сравнивать массу,  объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

В работе по данному разделу использую игры–эксперименты:

«В каком сосуде больше воды?»,

«Что легче, что тяжелее?»,

«Что тонет, что плавает?»,

«Подбери шарфик для кукол»,

«Короче - длиннее»,

«Подбери мебель для трех медведей».

     В играх у детей есть возможность самостоятельно практическим путём сравнивать массу,  объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнить полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

Данные игры развивают память, внимание, глазомер совершенствуют мыслительную активность.

     Ориентировка во времени

     В этом разделе развиваю чувство времени, учу определять время по часам, знакомлю с разными видами часов: водными, песочными, механическими, закрепляю представления детей о последовательности дней недели, месяцев года.

     В работе используются следующие дидактические игры:

«Вчера, сегодня, завтра», «Дни недели», «Мой режим дня по часам»,

«Определи время по часам», «Когда это бывает?», «Что перепутал художник?».

     Используемые игры  способствуют развитию  ориентировке детей во времени: (последовательностью дней недели, частей суток, месяцев  и времен года), совершенствую представления детей о режиме дня,  развивают чувство времени, умение определять время по часам.

     Особым блоком выделяются логические задачи.

     Логические задачи

     Основной задачей данного раздела – является  развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

      Используемые пособия (кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, различные ребусы,   «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо»,  «Танграмм», «Монгольская игра»,  головоломки ,  «Кубик-рубик», «Пифагор», « Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах) развивают у дошкольников самостоятельность, активность, произвольное внимание и логическое мышление.

       Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий.     Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка) и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.

     В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.

      Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального,  дифференцированного подхода к детям.

2.6.Список литературы.

2.6.1.Список литературы для педагога.

1. Колесникова Е.В.. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Рекомендовано учебно-методической лабораторией педагогики начального образования Московского института открытого образования. Издательство ЮВЕНТА, Москва 2019 г.

2. Колесникова Е. В. «Развитие математического мышления у детей 5-7лет»

3. Петерсон Л. Г., Холина Н. П. «Раз – ступенька, два – ступенька

4. Соловьева Е. В. «Математика и логика для дошкольников»

5. Яфаева В. Г. «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников»

6. Яфаева В. Г. «Математика в художественном слове»

7.  Колесникова Е.В. «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство ЮВЕНТА Москва 2020 г.

8. Колесникова Е.В., Игнатьева Л.В.. Азбука. Мой первый учебник. Издательство ЮВЕНТА. Москва 2019 г.

9. Игнатьева Л.В. «Читаю и пишу». Рабочие тетради №1 т № 2 к книге «АЗБУКА. Мой первый учебник». Издательство ЮВЕНТА. 2019 г.

10."Буквы и слоги", "Слова и предложения" - тетрадь дошкольников по обучению грамоте Гаврина С.Е.,  Кутявина Н.Л.

2.6.2. Список литературы для детей.

     Серия книг «Школа для дошколят»:

1.  Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. «Развиваем мышление» «РОСМЭН»,  2020

2. «Учимся решать задачи» «РОСМЭН»,  2020

3. «Учимся считать»  «РОСМЭН»,  2020

4. «Готовим руку к письму» «РОСМЭН»,  2020

5. «Развиваем внимание» «РОСМЭН»,  2020

6. «Развиваем память» «РОСМЭН»,  2020

7. «Учимся читать» «РОСМЭН»,  2020

8.  «Учимся писать» «РОСМЭН» , 2020

     Дополнительный материал:

Буквы и слоги", "Слова и предложения" - тетрадь дошкольников по обучению грамоте С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина;

"Изучаем грамоту" тетрадь с заданиями для развития детей часть 1,2 Бурдина С.В.

     Разнообразный дидактический материал (подвижная азбука, наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами); фланелеграф; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный – гласный, синий - согласный, зеленый - согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листы - прописи букв, цифр).

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности кружка "Воображайки в стране сказок" для детей 6-7 лет

2015 - 2016 учебный год. Деятельность кружка имеет две составляющие: сочинение сказки с использованием инновационной технологии или метода и её иллюстрация с помощью нетрадиционной техники рисования....

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Ожившая строка» для детей 5-7 лет МАДОУ «Детский сад №6»

Цель данной программы - вооружение детей культурной, выразительной речью, позволяющей свободно передавать свои мысли и чувства; формирование подлинных познавательных интересов, как основы учебной деят...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Знайка" для детей 5-7 лет МАДОУ "Детский сад №6"

Программа разработана на основе технологии, методов и приёмов для формирования предпосылок учебной грамотности....

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности по обучению грамоте «АБВГДейка»

Программа дополнительного образования «АБВГДейка»  социально-педагогической направленности, реализуется в дошкольном образовательной учреждении и направлена на обеспечение доступности...

Дополнительная общеобразовательная программа Социально-педагогической направленности «ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ»

Содержание I Целевой раздел1.1. Информационно-аналитическая справка............................................ 31.2. Пояснительная записка...........................................................

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Мукасолька"

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Мукасолька" для детей 3-5 лет....

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «ТРОПИНКИ К СВОЕМУ Я» возраст детей 6 - 7 лет

Психическое здоровье – фундамент духовного развития. В последнее время отмечается рост пограничных нервно-психических расстройств у детей и подростков. Доказано, что между душевным равнове...