Краткосрочный проект в подготовительной к школе группе «Микробы вокруг нас»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)
Актуальность проблемы: «Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости» - так гласит народная мудрость.
В наш стремительный век новейших технологий, исследований и разработок, проблема сохранения здоровья стоит очень остро. Статистика бьет тревогу.
Мы считаем, что важно формировать у детей дошкольного возраста потребности в сохранение и укреплении своего здоровья.
Для реализации данного направления педагогической деятельности был разработан проект «Микробы вокруг нас» для детей старшего дошкольного возраста.
Жизнь человека неотделима от жизни микробов. Мы существуем с ними бок о бок, используя свойства полезных и, нейтрализуя опасные микробы и вирусы.
Цель проекта: формирование осознанного отношения к своему здоровью, потребности к здоровому образу жизни и обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе сознания.
Задачи проекта:
получить некоторые представления о микроорганизмах, об их свойствах (растут, размножаются, питаются, дышат);
узнать, что микроорганизмы бывают полезными и вредными;
получать новые знания с помощью микроскопа;
подвести к пониманию значения бережного отношения к своему здоровью;
познакомиться с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями.
Продолжительность проекта: 2 недели
Тип проекта: исследовательско-творческий.
Участники проекта: дети, родители.
Возраст детей: 6 -7 лет.
Этапы проекта: I. Подготовительный. 1. Постановка проблемы, определение цели и задач работы. Активизировать интерес детей к здоровью человека и своему собственному. 2. Подбор методической литературы, дидактических игр, иллюстрированного материала по данной проблеме. 3. Привлечение внимания родителей к проблеме оздоровительной работы с детьми.
II. Основной. 1. Использование разработанных мероприятий в работе с детьми.
2. Организация работы с родителями. III. Заключительный. 1.Тематическая выставка детских проектов «Все о микробах». 2.Создание лэпбука «Микробы вокруг нас» Предполагаемый результат: Появление интереса детей к здоровому образу жизни; сохранение и укрепление здоровья детей; активное включение родителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: 1этап - подготовительный Создание проблемной ситуации, планирование работы Создание проблемной ситуации «Для чего нужно мыть руки»
Выявление знаний у детей о микробах
Рассматривание иллюстраций.
Составление плана работы.
Изготовление памятки «Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?»
2 этап - поиск информации
Поиск информации. Рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий, чтение детям книг: К. Чуковского «Мой Додыр», «Айболит», А. Борто «Девочка чумазая», З. Петрова «Спасибо зарядке», Л. Зильберг «Потому, что принимаю витамины А, В, С..»
Проведение опытов, экспериментов
1.Беседа «Что такое микробы?»
2.НОД «Микробы и методы борьбы с ними»
3.Дидактическая игра «Полезные продукты»
4.Беседа «Нам микробы не страшны, с чистотой мы все дружны»
5.Игровая ситуация « Как защититься от микробов?»
6.Беседа «Что едят микробы»
7.Дидактическая игра «Появился раз микроб»
8.Загадки про здоровый образ жизни
9.Чтение и заучивание пословиц и поговорок о здоровом образе жизни 10.Консультация для родителей
3этап – заключительный
1.Тематическая выставка детских проектов «Все о микробах». 2.Изготовление лэпбука «Микробы вокруг нас»
Выводы: по завершению проекта дети должны усвоить, что такое микробы и как не допустить попадания их в организм человека, познакомиться с оптическим прибором – микроскоп. Научится применять полученные знания в свободном общении со взрослыми и сверстниками.
В заключение хочется сказать, что в ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателя. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста
ПРИЛОЖЕНИЯ
Беседа « ЧТО ТАКОЕ МИКРОБЫ»
Цель занятия: дать детям простейшие представления о микроорганизмах, об их свойствах (растут, размножаются, питаются, дышат). Узнать, что микроорганизмы бывают полезными и вредными; познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями
Материалы и оборудование.
-картинки с изображением разных микроорганизмов (взятые из школьного учебника ботаники).
-кусочки хлеба, покрытые плесенью ( в закрытой прозрачной посуде; при рассматривании не открывать).
- пластилин
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вос-ль: Дети, кто из вас знает, что такое микробы?
( Выслушать ответы детей и их предположения).
- Микробы – это очень маленькие живые существа. Чтобы их увидеть, надо смотреть в микроскоп. У них нет ни рук, ни ног, ни рта и носа. Нет желудка, сердца, лёгких. Это просто шарики или палочки. ( Демонстрируются иллюстрации).
Как же они передвигаются?
У некоторых есть хвостики, которые называют жгутиками. Жгутик вращается, как пропеллер, и микроб движется. У других микробов жгутиков нет. В жидкости они просто подпрыгивают – как мячик, который мы бьём ладошкой об пол. Там, где сухо, их переносит ветер. А часто их переносят люди и животные.
- А теперь порассуждайте сами, как люди и животные могут переносить микробы?
(Воспитатель слушает ответы детей).
- Дети, а что едят микробы?
(Ответы детей).
Микробы едят всё: хлеб, фрукты, овощи, суп, деревья, листья, краску, землю.
Сейчас я вам покажу кусочек хлеба, на котором поселились особые микроорганизмы, которые называются плесенью. Она может быть опасной для человека. Воспитатель показывает кусочек хлеба, покрытый плесенью. ( можно показать кусочек сыра, яблока и др.)
Но есть микробы, которые для людей не опасные, даже, наоборот, они бывают очень полезными. Например, с помощью молочных микроорганизмов делают кефир, простоквашу, йогурт, творог, сыр и многие другие вкусные вещи.
Но есть ещё одни микробы, которые поселяются в человеке. В зависимости от того, в каком органе поселился микроб, возникает та или иная болезнь. Например, если микробы поселяются в горле, начинается ангина, если в ухе – воспаление уха, если в зубе – то кариес.
У микробов есть одно интересное свойство. Они не только питаются, но и размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получится много новых.
Давайте посмотрим ,как это происходит.
- Отделите кусочек пластилина и скатайте из него шарик. Вот так выглядит микроб, который вызывает ангину и другие заболевания. Через некоторое время микроб делится пополам. Разделите шарик на две части. Получились две новые бактерии. Сначала они маленькие, но они питаются, растут, поэтому становятся большими. Оторвите немного пластилина от общего куска и прилепите к нашим бактериям. Как будто ваши бактерии выросли. (Дети выполняют). Правильно.
- Что теперь с ними произойдёт?
(Ответы детей).
- Правильно, скоро разделятся. Разделите каждую бактерию пополам. Сколько стало? ( Четыре).
- Они скоро вырастут. Увеличьте размер своих бактерий. (Дети выполняют).
- Что будет дальше?
(Ответы детей).
-Правильно, вот так их становится всё больше и больше, и человек заболевает всё сильнее и сильнее.
- А теперь посмотрим, что будет с бактериями, когда человек принял лекарство? Они сморщились и слиплись между собой…
Слепите шарики вместе, сдавите их.
- Вот и нет микробов, вот и справился организм. Выздоровел. Человек научился бороться с ними.
- Конечно, лучше никогда не болеть, всегда быть здоровым. Для этого надо укреплять свой организм, закалять его. Мыть руки перед едой, следить за чистотой одежды, игрушек. Тогда никакой микроб ему не страшен.
- Дети, скажите, что нового вы узнали на занятии?
(Ответы детей).
- Как нужно вести себя, чтобы не позволить микробам проникнуть в твой организм?
(Ответы детей).
- А что делать, чтобы, проникнув в организм, они не размножались, а погибали?
( Ответы детей).
Конспект НОД в подготовительной группе на тему:
«Микробы и методы борьбы с ними»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,
«Социализация», «Здоровье».
Цель: сформировать у детей элементарные представления о бактериях, о болезнетворных микробах, о пользе и вреде бактерий, о том, как можно защитить себя от болезнетворных микробов.
Задачи: формирование понимания важности заботы о собственном здоровье; развитие познавательного интереса, воображения, творческой деятельности ребенка; познакомиться с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями.
Ход и содержание НОД
1. Организационный момент
На ковре стоит игрушечный столик, за ним сидит кукла с испачканными руками. На столе игрушечная посуда.
2. Беседа с детьми
Воспитатель. Ребята, вам не кажется, что здесь что-то не так. (Ответы детей)
Воспитатель. А как вы думаете, можно ли садиться за стол с испачканными руками? (Ответы детей)
Воспитатель. А почему, как вы думаете? (Ответы детей)
Воспитатель. Ребята, а что вы знаете о микробах? (Ответы детей)
Воспитатель. А хотите вы их увидеть и посмотреть какие они? (Ответы детей)
Воспитатель. Ребята, чтобы узнать больше о микробах – вредителях нашего здоровья, мы должны вначале их увидеть. С помощью чего можно это сделать? Как вы думаете? (Ответы детей)
(Воспитатель показывает рисунок микроскопа).
3. Познавательный рассказ
Бактерии — очень маленькие живые существа. Их нельзя увидеть глазами, а можно рассмотреть только в микроскоп.
По форме клеток бактерии подразделяют на шаровидные, палочковидные и извитые (иллюстрации). Некоторые бактерии полезны. С помощью особых пищевых бактерий получают кефир и сметану (иллюстрации). А также с помощью некоторых бактерий производят лекарства, например, пробиотики – живые микроорганизмы – бифидо- и лактобактерии, которые способствуют восстановлению микрофлоры кишечника детей и взрослых (иллюстрации).
Бактерии живут повсюду: в почве; в воздухе, особенно в непроветриваемом помещении; в грязной воде; в пище, которую мы едим, особенно если она готовилась в грязной посуде; на немытых овощах и фруктах; на грязной одежде. Бактерии можно найти на всех предметах, с которыми мы соприкасаемся: на ручках дверей, на поручнях автобусов. Много бактерий на грязной коже. Если бактерии проникают в организм вместе с едой, грязной водой и воздухом, тогда они вызывают различные заболевания. Такие бактерии называются болезнетворными микробами (иллюстрации).
У микробов есть одно интересное свойство. Они не только питаются, но и размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получается много новых таких же, как и он, микробов.
Особенно быстро они размножаются в организме человека. Там тепло, много еды, много влаги, и они чувствуют себя очень хорошо.
Чаще всего у нас грязнятся руки. Вместе с грязью, пылью на руках скапливается много заразных микробов. С рук они переносятся на лицо, глаза, губы, попадают в рот, вызывая различные заболевания.
Воспитатель. Ребята, когда я шла к вам сегодня то встретила мальчика, который не любит мыться, и он рассказал мне такое стихотворение:
Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо…
Это глупое занятье не приводит
Ни к чему.
Вновь испачкаются руки
Шея, уши и лицо,
Так зачем же тратить силы?
Время попусту терять.
Воспитатель. Ребята, а вы как думаете, мальчик всё правильно делает? Вы согласитесь с его советом? (Ответы детей).
Ребята, а давайте мы с вами посмотрим, как попадают микробы к вам на руки?
4. Проведение опытов
Опыт 1: показать, как передаются микробы от человека к человеку.
(Перед проведением опыта взрослый наносит себе на ладонь тени с блёстками). Воспитатель здоровается с детьми за руку, при этом плотно сжимает ладошку каждого ребенка. После этого воспитатель «неожиданно» обнаруживает, что его ладонь грязная и просит детей посмотреть на свои ладошки. Дети видят на них следы блёсток.
Совместно с детьми сделать вывод о том, как точно так же при контакте с другим человеком (или с предметом) передаются невидимые микробы.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами посмотрим, как микробы боятся мыла.
Опыт 2: показать, что микробы боятся мыла.
Воспитатель предлагает детям пройти в ванную комнату и тщательно вымыть руки с мылом (дети моют руки с мылом).
Воспитатель: ребята, а теперь проверьте, остались ли блёстки - «микробы» на ладошках? (ответы детей). Если остались, то меньше их стало или нет?
(Тех ребят, у кого «микробы» остались, попросить снова тщательно вымыть руки).
Ребята, а давайте, мы с вами помоем руки нашей кукле, и тогда она сможет покушать?
Совместно с детьми помыть кукле руки и (как итог деятельности) сделать вывод о том, как важно соблюдать простые правила гигиены, которые помогут в борьбе с микробами и грязью.
Игровая ситуация «Как защититься от микробов?» Ребята, а вы знаете, кто такие микробы? Представьте, в нашей группе поселился микроб. Что вы будете делать? ( ответы детей). Микробы они очень маленькие и живые. Они попадают в организм и вызывают болезни. Они живут на грязных руках. Они боятся мыла. Микроб - ужасно вредное животное, Коварное и главное щекотное. Такое вот животное и в живот залезет, и спокойно там живет. Залезет шалопай, где захочет. Гуляет по больному и щекочется. Он горд, что столько от него хлопот: И насморк, и чихание. - Вы, ребята, моете руки перед едой? Ой, братец микроб хитер, если ты не помыл руки, ты станешь выглядеть через некоторое время больным и простужены. « Постой-ка, у тебя горячий лоб. Наверное, в тебе сидит микроб!» Вместе с детьми можно рассмотреть ситуации защиты от микробов и сделать вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета. -Что мы делаем, чтобы защитить себя от микробов? (есть только мытые овощи и фрукты; когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком; есть только из чистой посуды).
Дидактическая игра «Полезные продукты» Воспитатель: - Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно! ». А если о том, что для здоровья вредно, вы молчите. 1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок, И тогда ты точно будешь очень строен и высок. 2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить. Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис. 3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет: Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград. 4. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов. И Сереже и Ирине всем полезны витамины. 5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела. Хочет в гости к нам прийти, в дверь не может проползти. 6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся, Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся. Ребята, вы молодцы, обязательно скажу вашим родителям, что вы умеете выбирать полезные продукты.
Беседа на тему:
«Нам микробы не страшны,с чистотой мы все дружны».
Цель: формировать представления о том, что большинство заболеваний носит инфекционный характер; дать разъяснения, что каждый человек в состоянии сам уберечь себя от болезней; воспитывать желание быть здоровыми.
Ресурсы: картинки с изображением микробов, игрушечная кошка.
Организационный момент:
-Знаете ли вы, что слово «здравствуйте» не только вежливое слово-приветствие, но и слово-пожелание, пожелание здоровья. Я желаю вам здоровья! Здравствуйте! Будьте здоровы! А здоровье нам сейчас очень понадобиться, ведь на улице осень. Холодно. В осенний период люди часто болеют.
Беседа о микробах.
Педагог берёт игрушечную кошку.
Кошка: Мяу-мяу, помогите.
Со мной приключилась большая беда,
Сметану холодную ела всегда,
И вот такая картина:
Ко мне привязалась ангина.
Педагог: кошечка, да на тебя просто напали микробы!
Дети, а вы видели микроба? (ответы детей.)
-Я вам сейчас его покажу и расскажу, а вы слушайте внимательно:
Не будь он так вертляв и мал,
Я бы для вас его поймал.
И вы бы увидали сами
Микроба мордочку с усами,
Шесть быстрых ног и три хвоста.
Ужас или красота?
Ответы детей.
Педагог показывает картинку с изображением микробов.
Педагог. Ребята микробы-существа могущественные. Стоит только им пробраться в тело человека, сразу же начинают безобразничать и размножаться внутри. Человеку становиться плохо, он заболевает. У него начинается озноб, он кашляет и чихает. А вы случайно не знаете, микробы могут попасть к нам в организм? А как? (Если есть немытые овощи и фрукты, человек рядом с нами кашляет и рот не прикрывает рукой, если ребёнок сосёт палец….)
Кошка: Мне не нравится болеть.
Если так случилось,
Буду горло себе греть,
В носочки класть горчицу.
Врач придёт ко мне домой,
Выпишет лекарства.
Не хочу болеть-
Кашлять и сморкаться.
Педагог: Дети, нужно обязательно помочь кошечке избавиться от микробов. Со многими микробами помогает справиться обыкновенное мыло. Мы с вами сейчас узнаем, что нужно делать. Поможет нам синяя ленточка. Это цвет свежести и чистоты. Вставайте в круг, и ты, кошечка, с нами.
Физкультминутка: «Умывалочка»
Надо, надо нам помыться. Хлопают в ладоши.
Где тут чистая водица? Ладони вверх.
Кран откроем -ш-ш-ш. Показывают как открывают кран.
Ручки моем -ш-ш-ш Имитируют мытьё рук.
Щёчки, шейку мы потрём, Сверху в низ поглаживают щёки и шею.
Их водичкой обольём Показывают обливание.
И на стульчики пройдём.
Педагог: (пока дети проходят на стульчики.)
Не зря в народе говорят: «Чистота- залог здоровья». А ещё, кошечка, мы с ребятами можем научить тебя делать специальный оздоровительный массаж для профилактики простудных заболеваний. Ты будешь его выполнять и перестанешь болеть. Это ещё один путь к спасению от микробов.
Оздоровительный массаж:
Чтобы горло не болело,
Мы его погладим смело.
(гладят)
Чтоб не кашлять, не чихать,
Надо носик растирать.
(растирают крылья носа.)
Лоб мы тоже разотрём,
Ладошку ставим козырьком.
(рука ладошкой вниз приставляется ко лбу.)
«Вилку» пальчиками сделай,
Массируй ушки ты умело.
(растирают пальцами мочки ушей)
Знаем, знаем, да-да-да!
Нам простуда не страшна.
(хлопают в ладоши)
Педагог: От простуды и ангины нам помогут витамины. И к ним нас поведёт зелёная ленточка, лента цвета сочной зелени.
(Педагог вместе с детьми подходит к столику, на котором стоит закрытая корзина с овощами и фруктами.)
-Чтобы наши органы хорошо работали, кости, и мышцы нормально росли и развивались, необходимы витамины. Эти витамины находятся…как вы думаете, в каких продуктах?(в овощах и фруктах.)
Педагог открывает корзину и по очереди достаёт фрукты или овощи. Дети называют его.
-Это вам подарок от доктора Айболита, чтобы вы не болели! Мы возьмём корзину и вернёмся на стульчики.
А сейчас проверим, хорошо ли вы, ребята, и ты кошечка, запомнили, что же нам помогает бороться с микробами? Если то, что я скажу, правильно, вы хлопаете в ладоши один раз, а если я скажу что-то неверно, вы машите головой.
Игра: «Правда или нет.»
-Чтоб с микробами не знаться, надо, дети, закаляться.(правда)
-И от гриппа и ангины нас спасают витамины.(правда)
Никогда чтоб не хворать, нужно целый день проспать.(неправда)
-Будешь кушать лук, чеснок - тебя простуда не найдёт.(правда)
Педагог: Ну что ж, пора прощаться!
Кошечка: А горлышко моё уже почти не болит. Оно разогрелось! Спасибо ребята. Мне пора уходить. Досвидание.
Беседа «Что едят микробы»
Цель: Помочь детям понять, что большинство заболеваний носит инфекционный характер
Дать элементарное представление о микробе, их свойствах (растут, размножаются, питаются, дышат).
Рассказать, что микроорганизмы бывают полезными и вредными. Познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными болезнями.Воспитывать желание соблюдать правила личной гигиены; быть здоровым; сопротивляться болезням
Воспитатель:
Ребята, мы с вами знаем, что- Микробы – это очень маленькие живые существа (иллюстрация). Они не видны простым глазом. У микробов нет ни рук, ни ног, ни рта, ни носа, ни сердца, ни лёгких. Это просто шарики или палочки, посмотрите. (иллюстрация)
- Но микробы также как мы едят, дышат, двигаются.
Как же они передвигаются? (ответы детей)
- У микробов есть хвостики, которые, которые называются жгутиками. Жгутик вращается, как пропеллер самолёта и микроб движется. Давайте превратимся в микробов и подвигаемся, как они.
(Дети двигаются, с помощью воображаемого пропеллера (рук).
- Но у большинства таких жгутиков нет. В жидкости они просто слегка подпрыгивают, как мячик, который мы отбиваем ладошкой об пол.
(Дети продвигаются вперёд подпрыгивая).
- Там, где сухо их переносит воздух (ветер).
- Как, вы думаете, кто ещё может переносить микробы. (Люди и животные).
- Ребята, хотите поиграть? У меня на столе лежат картинки. Подойдите, пожалуйста, и выберите те из них, где изображено, как микробы могут пробраться в организм человека.
Игра «Где живут микробы»
(дети выбирают картинки)
- Немытые овощи и фрукты.
- Девочка гладит бродячую собаку.
- Малыш играет в песочнице.
- Чихающий человек
- Мальчик, поранивший руку.
-Ребёнок, сосущий палец.
- Правильно именно так микробы и передвигаются. На грязной коже их больше, чем людей на стадионе.
- А как вы считаете, что едят микробы? (Ответы детей).
- Микробы едят всё: хлеб, овощи, суп, землю и многое другое.
-На столе лежат две щепочки. Подойдите, пожалуйста, поближе и посмотрите, какую из них ели микробы. (Дети рассматривают и высказывают предположения).
-А сейчас, я покажу вам баночку с кусочком хлеба, на котором поселились особые микроорганизмы, которые называются….? (Плесень).
-Правильно. Мы не будем открывать эту баночку, чтобы плесень не распространялась в комнате. Она может быть опасной для человека. (Дети рассматривают хлеб в банке).
- Но есть микробы не опасные, а наоборот очень полезные. Например, с помощью микроорганизмов делают кефир, простоквашу, йогурт, творог, сыр и многие другие вкусные продукты. У нас с вами на второй завтрак кефир и я предлагаю его выпить. (Дети пьют кефир, вытирают рот салфеткой).
- Но некоторые микробы бывают очень вредными. Они едят здорового человека или животного. Ничего другого эти микробы есть не могут. Но человеку не нравится, когда его едят микробы и он начинает с ними бороться. То время, когда идёт эта борьба, называется - болезнью. Чтобы легче было бороться, человек помогает себе. Что он делает? (Пьёт лекарство, которое назначает врач, делает уколы).
- Кто кого победит? Конечно, чаще всего побеждает человек, но болеть всё равно очень неприятно. Человек теряет силы, поднимается температура, болит голова, горло. Это микробы специально стараются ослабить человека, чтобы им легче было, с ним справится. Но они спасаются бегством от тех, кто ….? (Правильно питается, чисто моется, занимается спортом).
Дидактическая игра «Появился раз микроб»
Цель: продолжать учить детей как правильно мыть руки после улицы, перед едой; формировать культурно – гигиенические навыки; закреплять правила, которые помогут избежать появления микробов; воспитывать интерес к процессу умывания и к дидактическим играм.
Дидактический материал:
8 парных карточек; значки микробов.
Ход игры:
Педагог предлагает дошкольникам поиграть в игру под названием "Появился раз микроб". Но перед этим все вместе вспоминают кто же такие "микробы", почему они появляются и какой вред наносят людям.
Воспитатель раскладывает карточки и вместе с детьми рассматривают их, выясняют у кого из детей могут появиться микробы. На карточки, где дети забывают о гигиене, кладут значки "микробов".
Загадки о здоровом образе жизни
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло.)
Мойдодыру я родня,
Отверни-ка ты меня,
И холодною водою
Живо я тебя умою. (Кран с водой.)
До чего ж приятно это!
Дождик теплый, подогретый.
На полу не видно луж,
Все ребята любят ... (душ).
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Гребешок.)
Грязнулю всегда выручает ... (вода).
Зубов много, а ничего не ест. (Расческа.)
У нее с утра дела:
Чистит зубы добела. (Зубная щетка.)
Светленько, чистенько,
Посмотреть любенько. (Зеркало.)
Не стукнет, не брякнет,
А ко всякому подойдет. (Сон.)
Резинка Акулинка пошла гулять по спинке,
И пока она гуляла, спинка розовою стала. (Мочалка.)
Милее милого, слаще сладкого? (Сон.)
Под мостом-мостищем,
Под соболем-соболищем
Два соболька разыгрались. (Брови и глаза.)
Два соседа-непоседы:
День на работе, ночь на отдыхе. (Глаза.)
Два Егорки живут возле горки,
Живут дружно, а друг на друга не глядят. (Глаза.)
У чурки две печурки? (Нос.)
Что никогда не лень делать? (Дышать.)
Плосконька досочка:
По краям обшивочка,
А в середине дырочка. (Ухо.)
Не сеют, не сажают, сами вырастают. (Волосы.)
Белы овечки глядят из-под печки. (Зубы.)
Белые силачи рубят калачи,
Красный говорун подкладывает. (Зубы и язык.)
Всегда во рту, а не проглотишь? (Язык.)
Скок да скок, за решеткой зверек,
Что ты знал, обо всем рассказал. (Язык.)
Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут. (Ноги.)
Одну меня не едят, а без меня мало съедят. (Соль.)
Сидит баба на грядах вся в заплатах,
Кто заплату оторвет, тот заплачет и уйдет. (Лук.)
Красная девица росла в темнице,
Люди в руки брали, косы рвали. (Морковь.)
Был ребенок - не знал пеленок,
Стал стариком - сто пеленок на нем. (Капуста.)
Курочка-пустодум свила гнездо за двором,
Яйца несет, в землю кладет. (Картошка.)
Это что такое: в землю вросло,
Сверху толсто, снизу востро, собой красно? (Свекла.)
Когда апрель берет свое
И ручейки бегут звеня,
Я прыгаю через нее,
А она через меня. (Скакалка.)
Он с тобою и со мною
Шел лесными стежками -
Друг походный за спиною
На ремнях с застежками. (Рюкзак.)
Этот конь не ест овса.
Вместо ног - два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (Велосипед.)
Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих,
Что за кони у меня? (Коньки.)
Мы - проворные сестрицы,
Быстро бегать мастерицы,
В дождь - лежим,
В снег - бежим,
Уж такой у нас режим. (Лыжи.)
Пословицы и поговорки о здоровом образе жизни
Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.
Болезни для того и существуют, чтобы бороться за здоровый образ жизни.
Баня — мать наша: кости распаришь, все тело поправишь.
Береги платье снову, а здоровье с молоду.
Болезнь ищет жирную пищу.
Болен — лечись, а здоров — берегись.
Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест.
Больному и золотая кровать не поможет.
Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
В здоровом теле здоровый дух.
В стоячей воде всякая нечисть заводится.
В спорте мания величия помогает плохо, но хорошо помогает мания преследования.
В грязи жить — чахотку нажить.
Веселому жить хочется, помирать не можется.
Вечерние прогулки полезны, они удаляют от болезни.
Все здоровые люди любят жизнь.
Где здоровье, там и красота.
Где просто, там живут лет со сто.
Где гнев, там и вред.
Горьким лечат, а сладким калечат.
Где душно, там недужно.
Дал бы бог здоровья, а счастье найдем.
Двигайся больше — проживешь дольше.
Деньги потерял — ничего не потерял, время потерял — многое потерял, здоровье потерял — все потерял.
Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
Добрым быть — долго жить.
Добрый взгляд — лекарство.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Если хочешь быть здоров — закаляйся.
Есть скоро — не быть здоровым.
НОД «Микробы вокруг нас»
Цель: формировать представления о том, что большинство заболеваний носит инфекционный характер; дать разъяснения, что каждый человек в состоянии сам уберечь себя от болезней; воспитывать желание быть здоровыми.
Дети под музыку из мультфильма «Аркадий Паровозов» входят в зал.
Воспитатель: Ребята, а вы узнали про кого эта песня? (ответы детей)
Всем известно, что это спасатель, герой и космонавт; добрый и смелый, веселый и находчивый. Он умеет летать, живет на Луне и всегда приходит на помощь.
Ребята, а скажите пожалуйста, кого в мультфильме Аркадий Паровозов всегда спасает? (ответы детей) Но оказывается, даже таким героям, как Аркадий Паровозов, нужны помощники. Именно поэтому школа Аркадия Паровозова открывает свои двери для вас ребята.
Мы с вами сегодня тоже будем спасать Машу и Сашу, которые всегда попадают в опасности.
Ребята давайте посмотрим что случилось с Машей.(фрагмент мультфильма про микроба).
Воспитатель: Что по вашему мнению неправильно сделала Маша?
Дети: Ответы(не помыла овощ и т.д)
Воспитатель: Какие правила гигиены вы знаете?
Мыть руки с мылом перед едой.
Мыть овощи и фрукты под краном.
Чистить зубы 2 раза в день.
Пользоваться только своим носовым платком, расчёской, зубной щёткой, полотенцем.
На экране научная лаборатория.
Ребята, Аркадий Паровозов приглашает нас в научную лабораторию.
Чтобы вы никогда и ничем не болели,
Чтобы щеки здоровым румянцем горели,
Чтобы было здоровье в отличном порядке,
Всем нужно с утра заниматься (зарядкой).
Аркадий Паровозов любит, чтобы зарядка была веселая, задорная. Давайте, покажем ему нашу зарядку.
Зарядка.
У меня есть голова, направо-налево, раз-два.
(Повороты головы направо-налево, наклоны головы)
Она сидит на крепкой шее, покрутили-повертели.
(Круговые повороты шеей)
Затем туловище идет, наклон назад, наклон вперед, поворот-поворот.
(Руки на поясе, наклоны, повороты)
Сильные руки есть у всех, вниз-вверх, вниз-вверх.
(Рывки руками вверх-вниз)
Ноги нам нужны, чтоб бегать, прыгать, приседать, стоять!
(Бег на месте, подскоки, приседания)
Вот какое мое тело! С ним все сделаешь на «ПЯТЬ».
(Выпрямляются, поднимаются на носочки, вскидывают руки вверх)
Воспитатель: Ребята, скажите, у всех чистые руки? Давайте проверим. Сейчас мы проведём интересный опыт. Я дам вам картофель. Пусть каждый возьмёт в руки овощ, потрёт его и передаст другому.
- Посмотрите, что случилось? (ответы детей)
Почему он стал серого цвета? (ответы детей)
Правильно, потому что руки не очень чистые.
- А, как вы думаете, почему плохо когда, кожа грязная? (В кожу проникают микробы и можно заболеть).
- Всё правильно! А кто из вас знает, что такое микробы? (ответы детей)
- Микробы – это очень маленькие живые существа (иллюстрация). Они не видны простым глазом. У микробов нет ни рук, ни ног, ни рта, ни носа, ни сердца, ни лёгких. Это просто шарики или палочки, посмотрите. (иллюстрация)
- Дети, а что едят микробы?
(Ответы детей).
Микробы едят всё: хлеб, фрукты, овощи, суп, деревья, листья, краску, землю.
Сейчас я вам покажу кусочек хлеба, на котором поселились особые микроорганизмы, которые называются плесенью. Она может быть опасной для человека. Воспитатель показывает кусочек хлеба, покрытый плесенью. ( можно показать кусочек сыра, яблока и др.)
Воспитатель: Микробы существа могущественные, хоть и невидимые. Стоит им пробраться в тело человека, сразу начинают разбойничать и размножаться внутри, их становится все больше и больше.
Воспитатель: Ребята, представьте, что графин с водой – это наш организм, а марганец – микробы. Сейчас в воду опустим марганец. Скажите, что происходит, почему так все окрасилось в розовый цвет? Дети: Потому что микробы попали в наш организм и стали быстро размножаться.
Воспитатель. Чаще всего микробы переносим мы сами и наши животные.
Давайте, исследуем, как микробы попадают в нас?
Воспитатель:- Ребята у меня на столе лежат картинки.(Дети делятся на 2 команды; микробы и спасатели) Подойдите, пожалуйста, и выберите те из них, где изображено, как микробы могут пробраться в организм человека. А другая команда должна выбрать картинки как человек может бороться с микробами.
Игра «Где живут микробы»
(дети выбирают картинки)
- Немытые овощи и фрукты.
- Девочка гладит бродячую собаку.
- Малыш играет в песочнице.
- Чихающий человек
- Мальчик, поранивший руку.
-Ребёнок, сосущий палец.
- Правильно именно так микробы и передвигаются. На грязной коже их больше, чем людей на стадионе.
«Спасатели отмикробов»
-Правильно питается
- чисто моется
- занимается спортом
-Пьёт лекарство, которое назначает врач
-делает уколы
- Мыть руки
- Есть мытые продукты
- Пить кипяченую воду
-Не общаться с больными людьми
Давайте поиграем в игру «Микробы».
( Дети делятся на 2 команды. «Больные» дети чихают и стараются попасть мячиками-«микробами» в «здоровых» детей. Если попали в «здорового» ребёнка, то он встаёт и начинает чихать.
- Но есть микробы не опасные, а наоборот очень полезные. Полезные микробы помогают при создании разных лекарств, при выработке молочных продуктов: кефира, йогурта, сметаны, для создания удобрений для растений.
Мы закончили работу в нашей лаборатории «Детских открытий». Скажите, понравилось ли вам работать в лаборатории?
Воспитатель: Ребята, какой совет мы можем дать Маши?(Ответы детей)Чтобы уберечься от микробов нужно соблюдать правила личной гигиены, не стоит есть немытые фрукты и овощи и, конечно не забывать почаще мыть руки с мылом. Ведь от такой, казалось бы, простой процедуры зависит наше здоровье.
Давайте посмотрим, что нам скажет Аркадий Паровозов.
Спасибо вам ребята, что активно и с интересом отнеслись к сегодняшнему занятию и выполнили все задания Аркадия Паровозова. А он приготовил для вас такие медальки со своей фотографией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация краткосрочного проекта в подготовительной к школе группе: "ХОЧУ СТАТЬ КОСМОНАВТОМ" (с использованием детьми КТ)
ЦЕЛИ: Ознакомление детей дошкольного возраста с естественно-научной картиной мира; • расширение представлений детей о Вселенной;• формирование креативности, успешной социализации;• развитие позн...
"Мир воды" краткосрочный проект для подготовительной к школе группы.
Цель проекта: обеспечить развитие познавательной активности дошкольников к воде, как к фактору экологического благополучия для всего живого на Земле; систематизировать знания детей о свойствах воды; в...
План краткосрочного проекта в подготовительной к школе группе «Мамочка любимая моя!»
План краткосрочного проекта в подготовительной к школе группе «Мамочка любимая моя!»...
Презентация - Краткосрочный проект в подготовительной к школе группе «В здоровом теле - здоровый дух!»
Краткосрочный проект в подготовительной к школе группе «В здоровом теле - здоровый дух!» Цель проекта: сформировать у детей старшего дошкольного возраста основу здорового образа ...
Краткосрочный проект в подготовительной к школе группе «В здоровом теле - здоровый дух!»
Краткосрочный проект в подготовительной к школе группе«В здоровом теле - здоровый дух!»...
Краткосрочный проект для подготовительной к школе группы «Друг наш верный — светофор»
школе группы «Друг наш верный — светофор» По числу участников: групповой По времени проведения: краткосрочный (7 дней) Срок реализации : 9-16 сентября Участники проекта: воспитанники подг. группы,...
Краткосрочный проект в подготовительной к школе группе№12 «Микробы вокруг нас»
Актуальность проблемы: «Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости» - так гласит народная мудрость.В наш стремительный век новейших технологий, ис...