Символическая неречевая деятельность
статья

Основной отличительной особенностью символической деятельности является ее абстрактный характер, подразумевающий оперирование знаками, потерявшими свою чувственную связь с предметами или же сохранившими ее в малой степени. К таким знакам относятся прежде всего геометрические фигуры, буквы, цифры, а также условные обозначения, используемые в правилах дорожного движения, языках международной коммуникации, математике, физике, химии, музыке, секретных шифровках и т.д. К абстрактным символам могут относиться и «фантастические» (рожденные фантазией) художественные образы. Однако будучи даже очень сложными, эти образы сохраняют, хоть и опосредованную, ассоциативную связь с породившим их объектом или явлением. Например, «Демон» Врубеля, который символизирует мятущуюся душу, или «Мыслитель» Родена, символизирующий силу человеческого разума, могут быть не просто запечатлены как знаки, а поняты как образы.

Символы, имеющие определенную ассоциативную связь с обозначаемыми ими предметами или явлениями, носят название иконических. Абстрактные же знаки обозначаются как неиконические.

Существующие в настоящее время виды письменности также делятся на иконические и неиконические. Единицы иероглифического письма являются иконическими, буквенного — неиконическими.

Иконическое происхождение сохраняют также римские цифры, в отличие от арабских, которые практически утеряли его. Тот факт, что и они когда-то носили иконический характер, подтверждает способ их написания на почтовых конвертах.

Символические знаки ребенок усваивает позже, чем реалистические. Основополагающую роль здесь играют сказочные образы. Они, хоть и предметны, но во многом вымышлены, поэтому служат своеобразными «мостиками» от иконического мышления к неиконическому. Ребенок, лишенный в раннем детстве сказок, отстает в будущем в усвоении букв, цифр и прочего. Таким образом символическая деятельность базируется на предметной. Даже если недоступно зрительное познание предметов, вступает в действие тактильный анализатор (стереогноз), слуховой. Перешагнуть через этап предметного познания мира невозможно. Иначе будет затруднен переход к тому этапу развития, когда активно созревают интеллектуально-мнестическая, волевая, эмоциональная сферы, характеризующиеся большей сложностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simvolicheskaya_nerechevaya_deyatelnost.docx26.47 КБ

Предварительный просмотр:

Символическая неречевая деятельность

Основной отличительной особенностью символической деятельности является ее абстрактный характер, подразумевающий оперирование знаками, потерявшими свою чувственную связь с предметами или же сохранившими ее в малой степени. К таким знакам относятся прежде всего геометрические фигуры, буквы, цифры, а также условные обозначения, используемые в правилах дорожного движения, языках международной коммуникации, математике, физике, химии, музыке, секретных шифровках и т.д. К абстрактным символам могут относиться и «фантастические» (рожденные фантазией) художественные образы. Однако будучи даже очень сложными, эти образы сохраняют, хоть и опосредованную, ассоциативную связь с породившим их объектом или явлением. Например, «Демон» Врубеля, который символизирует мятущуюся душу, или «Мыслитель» Родена, символизирующий силу человеческого разума, могут быть не просто запечатлены как знаки, а поняты как образы.

Символы, имеющие определенную ассоциативную связь с обозначаемыми ими предметами или явлениями, носят название иконических. Абстрактные же знаки обозначаются как неиконические.

Существующие в настоящее время виды письменности также делятся на иконические и неиконические. Единицы иероглифического письма являются иконическими, буквенного — неиконическими.

Иконическое происхождение сохраняют также римские цифры, в отличие от арабских, которые практически утеряли его. Тот факт, что и они когда-то носили иконический характер, подтверждает способ их написания на почтовых конвертах.

Символические знаки ребенок усваивает позже, чем реалистические. Основополагающую роль здесь играют сказочные образы. Они, хоть и предметны, но во многом вымышлены, поэтому служат своеобразными «мостиками» от иконического мышления к неиконическому. Ребенок, лишенный в раннем детстве сказок, отстает в будущем в усвоении букв, цифр и прочего. Таким образом символическая деятельность базируется на предметной. Даже если недоступно зрительное познание предметов, вступает в действие тактильный анализатор (стереогноз), слуховой. Перешагнуть через этап предметного познания мира невозможно. Иначе будет затруднен переход к тому этапу развития, когда активно созревают интеллектуально-мнестическая, волевая, эмоциональная сферы, характеризующиеся большей сложностью.

Символические функции  осуществляются за счет совместной деятельности практически всего мозга или же большей его части. К таким функциям относится:

- мышление и сознание;

- эмоции, внимание, воля, поведение;

- память.

Для реализации каждой из этих функций необходима сохранность всех зон коры мозга, и тех структур, от которых зависит нормативное протекание произвольных процессов нейродинамики,

Символические ВПФ исследуются различными способами, среди которых ведущим является эксперимент, состоящий в применении различных методик и тестов.

Мышление и сознание

Мышление — это умение совершать операции анализа и синтеза различных явлений действительности, образовывать на этой основе смысловые ассоциации, делать причинно-следственные выводы.

Сознание — это способность извлекать из мыслительной деятельности ее алгоритмы, оценивать адекватность или неадекватность, качество собственных действий, программировать, регулировать и контролировать их.

Критерии сознания человек извлекает из окружающей среды, из ее явлений и морально-этических норм, которые приняты в семье, окружении и обществе в целом. Сознание делает мышление человека особым, отличным от мышления животных.

В изучение мышления и сознания значительный вклад внесли А. Сеген, Дж. М Кеттел, А. Бине, В.П. Кащенко, ГИ. Россолимо, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, O.K. Тихомиров и др.

Сознание развивается у детей параллельно с мышлением, но созревает позже. Это делает их до определенного возраста не вполне ответственными за те или иные поступки.

В психологии наиболее важными принято считать такие виды мышления, как наглядно-образное, наглядно-действенное, конструктивное, пространственно-временное, вербально-логическое.

Наглядно-образное мышление состоит в способности осмысливать и ассоциативно связывать между собой различные образы. Оно является самым ранним онтогенетически, т.е. ребенок прежде всего осваивает образы и способы их комбинирования.

Наглядно-действенное мышление — способность оперировать образами, создавать их на основе усвоенного. Оно появляется несколько позже, чем наглядно-образное, но тоже рано.

Конструктивное мышление предполагает способность оперировать пространством, анализировать и синтезировать фигуры.

Пространственно-временное мышление состоит в умении воссоздавать последовательность событий, для чего необходимо устанавливать пространственно-временные и причинно-следственные отношения между событиями.

Вербально-логическое мышление развивается на основе слова. Предполагает способность мыслить, опираясь не на сам предмет или его образ, а на замещающее их слово. Степень конкретности вербально-логического мышления разная. Она зависит от возраста, а также от образовательного ценза человека.

Все перечисленные виды мышления составляют единую мыслительную функцию человека.

Как известно, мышление — интегративная функция человека, требующая функциональной активации практически всех зон мозга, управляемых и контролируемых центральным механизмом мыслительной деятельности — лобными долями. Вместе с тем каждый из видов мышления осуществляется совместно с лобными долями, участвует преимущественно тот или иной участок мозга. Так, наглядно-образное мышление требует интенсивной активации зрительных долей, наглядно-действенное — координированного функционирования зрительных и премоторных областей. Конструктивное мышление рассчитано на непосредственное участие теменных долей. В вербально-логическом значительное место занимают височные доли, пространственно-временное мышление осуществляется при функциональной активации височно-теменных зон мозга. Остальные области мозга также участвуют в осуществлении любого из видов мышления под регулирующим воздействием лобных долей.

Память

Эту психическую функцию принято определять как способность запоминания, хранения и извлечения информации.

В изучение памяти внесли существенный вклад А.Р. Лурия, Е.Д. Хомская, А.Н.Соколов, Н.К.Корсакова, Ю.В. Микадзе, А.Г. Симерницкая, Л.И. Москавичюте и др.

Для хранения информации необходимо упрочение, консолидация ее следов. Человек может хорошо запоминать что-либо, но недолго хранить это в памяти или же плохо извлекать из памяти то, что в ней содержится.

Принято различать биологическую и психологическую память. На основе врожденной биологической памяти работают, например, внутренние органы. На основе приобретенной биологической памяти вырабатывается такое важное свойство, как иммунитет.

Принято выделять модально-специфические и модально-неспецифические виды памяти. Модально-неспецифическая память охватывает самые разные стимулы и события. Ее качество зависит от состояния связей между разными участками мозга, и прежде всего между корой и подкоркой.

Модально-специфические виды памяти выделяются соответственно ведущему анализатору: тактильная, слуховая, зрительная и т.д. В отличие от модально-неспецифических видов памяти, они в значительной степени локальны. Место их представительства в мозге совпадает с местом расположения корковых концов анализаторов.

У большинства ведущей является зрительная память. Им легче запомнить что-либо, увидев это или прочитав. Еще более стойкий мнестический эффект у большого числа людей связан с подкреплением зрительного акта двигательным. Если им удается запоминаемое не только увидеть, но и записать, задача в значительной мере облегчается.

Следующей по значимости и для большинства людей является слуховая память. Параллельное использование для запоминания чего-либо памяти разных модальностей создает для всех людей оптимальные условия.

По характеру память делится на непроизвольную и произвольную - в зависимости от особенностей управления ею со стороны соответствующих нервных структур. Значительная часть хранящейся в нашей памяти информации запоминается нами без участия сознания (без фиксации внимания). Иногда она непроизвольно всплывает, вызывая удивление у самого носителя памяти по поводу того, откуда у него имеется то или иное знание.

Непроизвольная память гораздо активнее в детском возрасте. У взрослого человека сознание производит отбор наиболее «вы­годной» информации.

Основными свойствами памяти являются ее прочность и продолжительность. При этом одни виды памяти предназначены для оперативного использования воспринятой информации, другие — для ее долговременного хранения.

По степени осмысленности память делится на неосмысленную и имеющую семантическое содержание. Механическая память мало зависит от состояния интеллекта. У умственно отсталых детей нередко бывает хорошая механическая память. Это следует оценивать как следствие спонтанно возникающей тенденции к «перекрытию» слабости интеллектуальной сферы (гиперкомпенсации).

Качество памяти у разных людей разное. Неодинаковы также у разных людей объем и прочность запоминаемого материала.

Эмоции

В современной психологии большинство авторов рассматривают эмоции с позиции «деятельностного подхода». Эмоция — это функция, отражающая то, как мотив, лежащий в основе какой-либо деятельности, воплощается в ней. Если мотив и результат деятельности совпадают, возникает положительная эмоция, если нет — отрицательная. Стержнем эмоций является способность оценивать что-либо и переживать результаты оценки. Эмоциональная сфера человека тесно связана с поведенческой.

Следует отличать эмоции как вид ВПФ от простейших переживаний — аффектов. Аффект трудно регулируется центральными механизмами психики.

Вначале эмоции ребенка носят физиологический характер: это крик-плач, выполняющий разные функции, в том числе и развития грудной клетки, становления дыхания. Лишь в 2—2,5 месяца у ребенка появляется осмысленная улыбка, предназначенная для другого человека. Такая улыбка является социальной, а следовательно, специфически человеческой. Воля — это не только умение добиться поставленной цели, но и умение подавить в себе то, что не вписывается в морально-этические нормы, принятые обществом («усмирить себя»). В связи с этим запреты (в определенном объеме) необходимы даже самым маленьким детям. Важно при этом, чтобы они не носили психотравмирующего характера, т е. не были истерическими и агрессивными.

Особое место в эмоциональной жизни человека занимает стресс. Стресс — необходимое переживание. Благодаря ему происходит приспособление к различным неординарным условиям внешней среды (болезни, экзамены и пр.), образно говоря, закаливание нервной системы. Опасен лишь слишком длительный стресс, не сменяющийся положительными эмоциями. Интересно, что постоянный стресс может разрушать не только нервные клетки, но действовать самым неожиданным образом на сосуды мозга, а именно, приводить к склерозу, повышению степени риска и инфарктам мозга и сердца, даже при соблюдении противосклеротической диеты.

Вопрос о мозговых механизмах эмоций не является к настоящему моменту решенным. Эмоция — это продукт двуполушарной деятельности, содержит чувственный (правополушарный) компонент и отвлеченную, категориальную (левополушарную) мысль.

Эмоции влияют на память. Обучение, подкрепленное эмоцией, гораздо более эффективно, чем индифферентная подача учебного материала.

Внимание

Внимание — это способность выделять предметы, объекты или явления действительности, наиболее актуальные в данной конкретной ситуации. Внимание представлено в качестве составной части в любом психическом процессе — и эмоционально-волевом, и познавательном (мыслительном). Без внимания невозможно полноценное осуществление ни одной психической функции.

Сенсорное внимание, подразделяется на тактильное, слуховое, зрительное и т.д. Двигательное внимание обеспечивает осознание и регуляцию движений. Эмоциональное внимание делает переживание по поводу чего-либо направленным и осознанным. Оно вызывается стимулами, имеющими личностную мотивацию.

Функция внимания, как и большая часть других ВПФ, выступает на двух основных уровнях — произвольном и непроизвольном. Произвольное внимание находится в тесной зависимости от речи. Степень активности внимания уменьшается по мере освоения какого-либо действия. Вначале необходимо вынесение наружу способа деятельности, что требует «оречевления», усиливающего внимание, затем этот способ все больше уходит вовнутрь (интериоризируется). Наиболее ярко это прослеживается в приобретении способности считать.

Как и другие глобальные психические процессы (а именно, мышление, эмоции), внимание может быть модально-специфическим и модально-неспецифическим. Модально-специфичекое подразумевает сосредоточение на стимулах, относящихся к одному анализатору (модальности), а модально-неспецифическое — на стимулах любой модальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАКОВО – СИМВОЛИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (МОДЕЛИРОВАНИЯ) В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Небольшой обзор опыта работы по формированию речевых навыков с помощью метода моделирования....

Непосредственная образовательная деятельность по социализации с использованием символической аналогии в средней группе

ЭЭто занятие направлено на развитие невербальных способов общения, создание положительного эмоционального настроя. Це...

Консультация для воспитателей на тему: «Становление знаково-символической деятельности у детей дошкольного возраста».

Освоение метода моделирования основано на развитии знаково-символической деятельности у детей.Исследование ученых А.Н. Поддъякова, А.В. Запорожца показали, что основой для развития умственных способно...

НОД Конспект совместной деятельности взрослых и детей: "Развитие способности моделирования у детей дошкольного возраста через кодирование, декодирование ( расшифровывания информации) о свойствах предметов по их знаково - символическим обозначениям"

НОД Конспект совместной деятельности взрослых и детей: " Развитие способности моделирования у детей дошкольного возраста через кодирование, декодирование ( расшифровывания информации) о свойствах пред...

"Учёт гендерной принадлежности при коррекции речевой и неречевой деятельности старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

Этот проект раскрывает включения детей в систему социальных представлений. Помогает сформировать у детей представление о себе и своей принадлежности к определённому полу....

Формирование знаково – символической деятельности у детей со снижением интеллекта

Консультация для воспитателей  "Формирование знаково – символической деятельности у детей со снижением интеллекта"...

Презентация "Знаково-символическая деятельность в работе учителя-логопеда"

В презентации представлены материалы работы учителя-логопеда поразвитию знаково-символической деятельности.....