Наблюдение как метод в обучении дошкольников.
статья
Метод наблюдения в детском саду используется довольно часто, как на занятиях, в помещении, так и на прогулке. Наблюдение очень удобно в работе тем, что может использоваться в любой удобный момент, даже в незапланированной ситуации и подарить детям яркие эмоции и новые знания. Грамотная организация проведения процесса наблюдения дает отчетливые понятия о живой и неживой природе, а также является важным средством всестороннего развития, а именно эстетического и нравственного воспитания.
Наблюдение является также методом экологического воспитания, что особо актуально в настоящее время. Важно, чтобы формирование таких знаний проявлялось не только в суждениях ребенка, но и в поступках детей – внимательное и бережное отношение к природе, уход за растениями и животными. Чтобы знания наблюдателя накапливались и расширялись, педагогу важно сделать процесс наблюдения осознанным.
Чтобы добиться правильного восприятия в процессе наблюдения, важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, уровень их развития, каждый раз давать новые знания постепенно расширяя и углубляя уже имеющиеся представления, стимулировать детей к самостоятельности, учить самим замечать изменения в природе, делать самостоятельно выводы. Важно учить ребенка всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них главное, замечать изменения, устанавливать элементарные причинно-следственные связи. Наблюдению ребенка важно учить с раннего возраста, учить его наблюдательности, учить сосредотачиваться на главном, размышлять и выражать свои мысли. В процессе наблюдения развивается восприятие, память, мышление, воображение.
Со временем в процесс наблюдения необходимо включать новые предметы и объекты: сначала групповая комната, затем другие помещения дошкольного учреждения, на участке в детском саду и за его пределами.
Длительные наблюдения за определенным предметом или явлением знакомят ребенка с процессом развития, изменением его состояния, позволяет ребенку сравнивать, устанавливать связи, выделять главное. К таким наблюдениям относятся, например, наблюдения за птицами и растениями.
Сравнительные наблюдения очень важны для развития мышления у ребенка, например, мы сравниваем - голубя и воробья, березу и сосну, реку и озеро и т.д.
Педагогу следует всегда обращать внимание на то, чтобы объект наблюдения был интересен ребенку, чтобы объект наблюдения был в естественных для него условиях и обстановке. Объект наблюдения обязательно должен быть хорошо виден каждому ребенку, дошкольник должен иметь возможность к нему подойти, детям должно быть удобно. Если дошкольники видят какой-то предмет впервые, то необходимо дать им время просто посмотреть несколько минут, чтобы они удовлетворили свое любопытство, и только потом начинать рассказ. Воспитатель должен спокойно реагировать на эмоции детей, дать возможность им спокойно высказаться и только потом привлечь их внимание к целенаправленному наблюдению.
Описывая предметы нужно следовать определенному порядку – назвать предмет, выделить его признаки и действия, таким образом мы закрепляем последовательность действий ребенка, развиваем его речь. А для закрепления полученных знаний наблюдаемый предмет можно в дальнейшем, например, нарисовать, слепить, обыграть в инсценировке, составить описательный рассказ. Свой рассказ о предмете можно сопровождать интересными для ребенка стихотворениями, загадками, сюрпризными моментами и пр.
Таким образом, наблюдение – это сложная познавательная деятельность, в процессе которой участвуют восприятие, мышление, речь и внимание. Самостоятельного опыта в понимании всех процессов пока недостаточно, поэтому важно целенаправленное участие педагога. Воспитатель должен создавать условия, для поддержания любопытства дошкольников, поощрять любой интерес к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_nablyudenie.docx | 16.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Наблюдение как метод в обучении дошкольников.
Метод наблюдения в детском саду используется довольно часто, как на занятиях, в помещении, так и на прогулке. Наблюдение очень удобно в работе тем, что может использоваться в любой удобный момент, даже в незапланированной ситуации и подарить детям яркие эмоции и новые знания. Грамотная организация проведения процесса наблюдения дает отчетливые понятия о живой и неживой природе, а также является важным средством всестороннего развития, а именно эстетического и нравственного воспитания.
Наблюдение является также методом экологического воспитания, что особо актуально в настоящее время. Важно, чтобы формирование таких знаний проявлялось не только в суждениях ребенка, но и в поступках детей – внимательное и бережное отношение к природе, уход за растениями и животными. Чтобы знания наблюдателя накапливались и расширялись, педагогу важно сделать процесс наблюдения осознанным.
Чтобы добиться правильного восприятия в процессе наблюдения, важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, уровень их развития, каждый раз давать новые знания постепенно расширяя и углубляя уже имеющиеся представления, стимулировать детей к самостоятельности, учить самим замечать изменения в природе, делать самостоятельно выводы. Важно учить ребенка всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них главное, замечать изменения, устанавливать элементарные причинно-следственные связи. Наблюдению ребенка важно учить с раннего возраста, учить его наблюдательности, учить сосредотачиваться на главном, размышлять и выражать свои мысли. В процессе наблюдения развивается восприятие, память, мышление, воображение.
Со временем в процесс наблюдения необходимо включать новые предметы и объекты: сначала групповая комната, затем другие помещения дошкольного учреждения, на участке в детском саду и за его пределами.
Длительные наблюдения за определенным предметом или явлением знакомят ребенка с процессом развития, изменением его состояния, позволяет ребенку сравнивать, устанавливать связи, выделять главное. К таким наблюдениям относятся, например, наблюдения за птицами и растениями.
Сравнительные наблюдения очень важны для развития мышления у ребенка, например, мы сравниваем - голубя и воробья, березу и сосну, реку и озеро и т.д.
Педагогу следует всегда обращать внимание на то, чтобы объект наблюдения был интересен ребенку, чтобы объект наблюдения был в естественных для него условиях и обстановке. Объект наблюдения обязательно должен быть хорошо виден каждому ребенку, дошкольник должен иметь возможность к нему подойти, детям должно быть удобно. Если дошкольники видят какой-то предмет впервые, то необходимо дать им время просто посмотреть несколько минут, чтобы они удовлетворили свое любопытство, и только потом начинать рассказ. Воспитатель должен спокойно реагировать на эмоции детей, дать возможность им спокойно высказаться и только потом привлечь их внимание к целенаправленному наблюдению.
Описывая предметы нужно следовать определенному порядку – назвать предмет, выделить его признаки и действия, таким образом мы закрепляем последовательность действий ребенка, развиваем его речь. А для закрепления полученных знаний наблюдаемый предмет можно в дальнейшем, например, нарисовать, слепить, обыграть в инсценировке, составить описательный рассказ. Свой рассказ о предмете можно сопровождать интересными для ребенка стихотворениями, загадками, сюрпризными моментами и пр.
Таким образом, наблюдение – это сложная познавательная деятельность, в процессе которой участвуют восприятие, мышление, речь и внимание. Самостоятельного опыта в понимании всех процессов пока недостаточно, поэтому важно целенаправленное участие педагога. Воспитатель должен создавать условия, для поддержания любопытства дошкольников, поощрять любой интерес к окружающему миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников"
В консультации рассказывается о истории и понятии метода проектов, о технологии проектирования. Дан план тематического проекта, примерный план работы воспитателя по подготовке проекта....
Проектный метод - как метод развивающего обучения дошкольника.
Что такое проект, что такое пректирование. Цель и задачи проектного метода. Виды и основные этапы проектов....
«Проектный метод – как метод развивающего обучения дошкольников»
Проектная деятельность - сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего воспитательно-образовательного проц...
Консультация для воспитателей "Проектный метод - как метод развивающего обучения дошкольников"
Содержание консультации: история вопроса; понятийный аппарат; классификация проектов; структура, типы и виды проекта....
Консультация для воспитателей «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников».
Консультация для воспитателей...
Наблюдение как метод экологического воспитания дошкольников
в данной статье рассматриваются теоретические аспекты наблюдения как метода экологического воспитания дошкольников. Представлены цели и задачи экологического воспитания. Представлено наблюдение как на...
.Выступление Тема:«Наблюдение – как метод в обучении и развитие дошкольников ».
Наблюдение-позволяет непосредственно охватить и зафиксировать конкретную картину проявлений развития, предоставляет много живых, интересных фактов, отражающих особенности и качества конкретного ...