Методическая разработка. Проект "Народная игрушка"
проект (средняя группа)
Приобщение детей к культурному наследию своей страны через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_narodnaya_igrushka.docx | 23.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 684 «Берегиня»
Проект
по приобщению детей к культурному наследию
«Народная игрушка»
средняя группа
разработчик:
воспитатель
Янушкевич Н.Г.
Санкт-Петербург
2021
Тема проекта: «Народная игрушка»
Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа)
Срок реализации: сентябрь-декабрь
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Актуальность: Одним из актуальных вопросов современности является приобщение детей к культурному наследию родной страны, развитие интереса к национальным традициям. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам. Чтобы возродить традиции, нужно начать воспитывать чувство гордости и любви к своей Родине. И дошкольный период – благодатное время для закладки фундамента настоящего гражданина своего Отечества. Дети – залог будущего развития страны, поэтому становление у дошкольников ценностного отношения к Родине, её истории, приобщение к культурному наследию и встает на первое место в дошкольном образовании.
Цель: Приобщение детей к культурному наследию своей страны через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Задачи и предполагаемые результаты:
Направления | Задачи | Предполагаемые результаты |
Духовно-нравственное | - Знакомить с традициями жизни русского народа, с истоками народной культуры. - Формировать умение понимать самобытность народных промыслов (мотив, композиция, цветовое решение, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой). - Побуждать видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. - Развивать индивидуальность ребёнка, творческие способности через приобщение к духовным ценностям. - Воспитывать интерес к народному искусству, его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров. | - У детей наблюдается устойчивый интерес к истории своего народа, к народным промыслам, дети правильно называют предметы быта старины, понимают их назначение. - Большинство детей правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла. - У детей развивается художественный вкус, они учатся видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления через творчество. |
Гражданско-патриотическое | - Формировать у детей системы элементарных представлений о культуре и истории Отечества. - Осуществлять преемственность в восприятии и освоении традиционной отечественной культуры. - Воспитывать положительное отношение и интерес к культурно-историческим ценностям. - Подвести детей к осознанию собственной принадлежности к Родине, Отечеству и ощущению себя частью большого человеческого сообщества. - Развивать социальную активность детей: желание в меру своих возможностей участвовать в событиях окружающей социальной действительности. | - Дети имеют представление об историческом прошлом России, своей малой Родины; - проявляют интерес, любовь и уважение к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа; - понимают необходимость бережного отношения к духовным богатствам родного края, проявление толерантности к людям разных национальностей; - воспринимают себя частью большой страны. |
Экологическое | - Формировать элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка. - Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями. - Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы, и окружающему миру в целом, развивать чувство эмпатии к объектам природы. | - Дети имеют представление о родной природе, бережно относятся к ней; - формируют умение видеть красоту вокруг себя, соотносить ее с росписью изделий. - добрые поступки и дела детей подкрепляются осознанием необходимости и правильности такого поведения в целях сохранения природы родного края; - приобщаются к мировому уровню экологической культуры. |
Трудовое | - Сформировать четкие представления о труде взрослых и важности труда в жизни человека. - Сформировать необходимые для трудовой деятельности навыки, знания и умения. - Воспитать положительное отношение к трудовой деятельности. | - Дети имеют представление об особенностях жизни и быта русского народа, о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим. - У детей воспитывается трудолюбие, умения доводить начатое до конца. - Дети уважительно относятся к результатам чужого и своего труда; - повышается самостоятельность, аккуратность, взаимовыручка, проявление заботы друг о друге ответственность за общее дело. |
Физическое развитие и формирование основ здорового образа жизни. | - Создать оптимальные условия для формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников в сочетании опыта предков и современных здоровьесберегающих технологий. - Помочь детям в осознании вечных непреходящих ценностей (здоровье, добро, уважение к старшим, толерантное отношение к другим народам как стержень развития психологически здоровой личности). - Направлять совместную работу педагога и родителей на возрождение традиций здорового образа жизни, сохранившихся русским народом. | - У детей наблюдается мотивация к здоровому образу жизни, через традиции и ценности национальной культуры в области здоровья; - снижается уровень заболеваемости детей. - Дети приобщаются к ценностям ЗОЖ путем сохранения национальных истоков, семейных и иных традиций в оздоровление детей. |
Приобщение к культурному наследию России | - Формировать патриотические чувства, интереса к истории и культуре русского народа посредством развития творческих навыков. - Расширять знания о прошлом своего народа, о жизни и быте предков. - Приобщать к культуре и традициям русского народа, прививать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие. - Знакомить с богатым миром народных промыслов России, являющимся источником познавательного, эмоционального и художественного развития детей. | - Дети осваивают доступные знания о жизни, быте и культуре русского народа в историческом прошлом. - Расширены и углублены знания о русских народных промыслах (росписи, гончарное дело, работа с деревом и пр.). - Дети осознают важность проявления таких качеств, как трудолюбие, взаимовыручка, храбрость, верность и других, присущих особенным чертам русского характера; - У детей повышается интерес к истории нашей Родины, к традициям и культурным ценностям русского народа; - Дети осознают себя частью великого народа, его достойного представителя. |
Перспективное планирование
Сроки реализации | Вид деятельности | Развивающая предметно-пространственная среда | Работа с родителями |
Сентябрь | Досуг «В гости к бабушке Агафьи» (знакомство с русской избой, со старинным бытом). Презентация «Знакомство с матрешкой» (изготовление и роспись). Рисование «Раскрась матрешку». Стихотворения, песни и загадки о матрешке. Сюжетно-ролевая игра «В гости». | Макет русской избы. Игрушка-матрешка. Раскраска «Матрешки». Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Гости» | Мастер-класс с родителями «Роспись деревянной матрешки» |
Октябрь | Презентация «Знакомство с деревянными народными музыкальными инструментами» (дудочка, поленница, балалайка, гусли). Музыкальный досуг «Игра на деревянных музыкальных инструментах». Лепка «Дудочка» Аппликация «Балалайка» Подвижная игра «Раз, два, три, к дереву беги!». Слушание произведений, исполняющихся на деревянных музыкальных инструментах | Тематический альбом. Выставка деревянных народных музыкальных инструментов. Картотека подвижных игр. Подборка музыкальных произведений | Страничка в тематический альбом «Деревянные народные музыкальные инструменты» |
Ноябрь | Беседа о Дымковской игрушке. Презентация «Путешествие в Дымковскую слободу». Лепка «Дымковская игрушка». Рисование «Дымковский узор». Рассматривание иллюстраций и фотографий. | Выставка «Дымковская и Филимоновская игрушки». Раскраски «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка». Картотека хороводных игр | Мастер-класс «Роспись Дымковской и Филимоновской игрушек» |
Беседа о Филимоновской игрушке. Презентация «Путешествие к деду Филимону». Лепка «Филимоновская игрушка». Рисование «Филимоновский узор». Хороводная игра. Викторина «Чей наряд?» | |||
Декабрь | Вечер досуга «Игрушки из бабушкиного сундука» (знакомство с лоскутной и тряпичной куклой). Презентация «Куклы наших предков» (тряпичная, из соломы, из ниток) Творческая мастерская «Птица счастья». Пальчиковая гимнастика | Выставка «Тряпичная кукла». Картотека пальчиковых игр | Мастер-класс «Изготовление тряпичных кукол» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка : «Развивающая игрушка своими руками»
демонстрация педагогам ДОУ приёмов и способов изготовления игрушки сумки «Нескучайки» как одну из эффективных форм работы с родителями.Расширить кругозор педагогов в области развивающих игр с де...
Методическая разработка. Народная игрушка знакомит детей с традициями народного творчества.
материал для воспитателей в гр.с реднего и старшего возраста...
Методическая разработка "Игра. Игрушки в ДОУ"
Эта методическая разработка будет полезна для воспитателей и инструкторов ФИЗО в дошкольных учреждениях....
Методическая разработка "Дымковкая игрушка"
Вызвать у детей интрес к дымковской игрушке....
Методическая разработка развивающая игрушка + подушка “Черепаха-Кармановна”
Размер: 12x25x35 см. развивающая игрушка + подушка для детей с 3 лет. У черепашки есть много кормашков, закрытых на кнопку, липучку, молнию, пуговицу, шнуровку... Поверхность черепахи делится на семь ...
Методическая разработка «Народная игрушка – Матрешка».
Материал, посвященный знакомству с народной игрушкой Матрешкой, с созданием мини- музея....
методическая разработка Дымковская игрушка
Дымковская игрушка...