Влияние устного народного творчества на развитие речи детей.
статья

Овладение речью для детей является очень сложным процессом, который требует помощи и контроля со стороны взрослого. Необходимо создать благоприятные условия, установить доверительную связь и только тогда помощь педагога станет действительно эффективной. В этом процессе воспитателю помогают веселые, затейливые народные произведения, и их широкое включение в жизнь детей и педагогическую деятельность.

Использование устного народного творчества особое значение приобретает в детском саду. Потешки, веселые стихи, песенки помогают ребенку быстрее освоиться в новой обстановке, наладить эмоциональную связь с педагогом, вызывают положительные эмоции. Влияние устного народного творчества на развитие речи детей очень велико, оно имеет большое воспитательное и познавательное значение, с его помощью устанавливается тесная связь между взрослым и ребенком, развивается образное мышление, развивается речь. Фольклорные произведения всегда любимы детьми и близки им, так как воспринимаются очень легко и понятно, благодаря своей простоте и юмору. Кроме того, тонкий юмор потешек является эффективным средством педагогического воздействия против детских капризов, упрямства и лени.

С раннего детства мы знакомим детей с фольклором: потешками, закличками, песенками, загадками, прибаутками, сказками, скороговорками, пословицами, поговорками, считалками и колыбельными песнями, что помогает нам развивать детей, его чувства, речь, отношение к окружающему миру. Только в народных произведениях встречается такая ритмичность, красочность и образность родного языка, такое звучание и сочетание сложных звуков, что идеально подходит для развития речи дошкольников, кроме того они легко и весело запоминаются.

Заучивание фольклорных произведений в большей степени развивает словарный запас дошкольников, помогает понять смысл новых слов, развивает их кругозор и понятие об окружающем мире. Ребенок учиться понимать, что такое «добро» и «зло», учиться сопереживать, защищать слабых, проявлять заботу к ближнему и к природе, у ребенка складывается понятие о труде человека. Также ребята знакомятся с орудиями труда (топор, пила, коса), с предметами домашнего обихода (печь, ведро, кадка, веник), с небесными светилами (звезды, луна, солнце), с явлениями природы (дождь, снег, ветер, гром, радуга) и т.д. Дети начинают использовать в своей речи прилагательные, ведь народное творчество очень богато эпитетами, сравнениями и образными оборотами, например, «золотое солнышко», «светлые березы», «добра землюшка», «ясно солнышко», «маленькие пенечки», «малые ребята», «серый волчок», «ровненькой дорожке» и многое другое.

Звуковую культуру речи развивают чистоговорки и скороговорки, учат правильно произносить звуки и слова, переносить эти навыки в разговорную речь. Развитию слуха и речевого дыхания способствует заучивание потешек, стихов, считалок. Песенки, считалки, дразнилки помогают формировать грамматический строй речи, правильно строить предложения, верно использовать падежные формы. Язык сказок простой, выразительный и близок детям с раннего возраста, персонажи очень знакомы, их характеры ярко выражены и понятны ребенку. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, загадки помогают увидеть второй смысл слов. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу. Мы на своих занятиях используем театрализованную деятельность, игры – драматизации, сюжетные игры на основе фольклорных произведений. В процессе игры дети интонацией пытаются передать характер того или иного персонажа, тем самым закрепляя интонационную выразительность речи. Скороговорки также являются любимым жанром среди дошкольников, с их помощью мы тренируем артикуляцию и произношение сложных слов, это отличная гимнастика для языка и речевого аппарата.

Тесное общение с устным народным творчеством приобщает ребенка к его красоте, самобытности, образности. Именно простота, певучесть, мелодичность звучания помогает легкому запоминанию потешек или стихов. Фольклор дает прекрасный образец речи, подражая которому ребенок учиться владеть родным языком. Дети со временем начинают использовать в повседневной жизни знакомые песенки, потешки, например, укладывая куклу спать, поют им колыбельные, умываясь повторяют - «Водичка, водичка умой мое личико» или одеваясь напевают «Вот они, сапожки: этот с левой ножки, этот с правой ножки» и т.д.

Дети младшего дошкольного возраста еще плохо воспринимают быструю речь, поэтому вначале потешки, песенки читаться должны в замедленном темпе, неторопливо, с паузами, чтобы ребенку был понятен смысл каждого слова. Также загадки развивают способность к анализу и обобщению. Прежде чем начинать учить с ребенком потешку, необходимо продумать движения, которыми она будет сопровождаться, читать ярко и выразительно, возможно использование атрибутики (маски, персонажи, яркие элементы одежды и пр.).

Для того чтобы закреплять уже приобретённые речевые навыки и знания фольклорного творчества, необходимо использовать дополнительно на занятиях настольно-печатные игры, книги, иллюстрации по изученным произведениям. Для этих целей мы используем на своих занятиях следующие дидактические игры: «Узнай потешку», «Угадай сказку», игра «Без слов», «Добавлялки», «Расскажи сказку» и т.д. Дети активно развивают монологическую речь, отвечая на вопросы после прочтения произведения народного творчества.

Таким образом, устное народное творчество влияет на все стороны развития речи и влияет на развитие ребенка в целом. Оно является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе развития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_ustnoe_nar_tvorchestvo.docx16.59 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей.

Овладение речью для детей является очень сложным процессом, который требует помощи и контроля со стороны взрослого. Необходимо создать благоприятные условия, установить доверительную связь и только тогда помощь педагога станет действительно эффективной. В этом процессе воспитателю помогают веселые, затейливые народные произведения, и их широкое включение в жизнь детей и педагогическую деятельность.

Использование устного народного творчества особое значение приобретает в детском саду. Потешки, веселые стихи, песенки помогают ребенку быстрее освоиться в новой обстановке, наладить эмоциональную связь с педагогом, вызывают положительные эмоции. Влияние устного народного творчества на развитие речи детей очень велико, оно имеет большое воспитательное и познавательное значение, с его помощью устанавливается тесная связь между взрослым и ребенком, развивается образное мышление, развивается речь. Фольклорные произведения всегда любимы детьми и близки им, так как воспринимаются очень легко и понятно, благодаря своей простоте и юмору. Кроме того, тонкий юмор потешек является эффективным средством педагогического воздействия против детских капризов, упрямства и лени.

С раннего детства мы знакомим детей с фольклором: потешками, закличками, песенками, загадками, прибаутками, сказками, скороговорками, пословицами, поговорками, считалками и колыбельными песнями, что помогает нам развивать детей, его чувства, речь, отношение к окружающему миру. Только в народных произведениях встречается такая ритмичность, красочность и образность родного языка, такое звучание и сочетание сложных звуков, что идеально подходит для развития речи дошкольников, кроме того они легко и весело запоминаются.

Заучивание фольклорных произведений в большей степени развивает словарный запас дошкольников, помогает понять смысл новых слов, развивает их кругозор и понятие об окружающем мире. Ребенок учиться понимать, что такое «добро» и «зло», учиться сопереживать, защищать слабых, проявлять заботу к ближнему и к природе, у ребенка складывается понятие о труде человека. Также ребята знакомятся с орудиями труда (топор, пила, коса), с предметами домашнего обихода (печь, ведро, кадка, веник), с небесными светилами (звезды, луна, солнце), с явлениями природы (дождь, снег, ветер, гром, радуга) и т.д. Дети начинают использовать в своей речи прилагательные, ведь народное творчество очень богато эпитетами, сравнениями и образными оборотами, например, «золотое солнышко», «светлые березы», «добра землюшка», «ясно солнышко», «маленькие пенечки», «малые ребята», «серый волчок», «ровненькой дорожке» и многое другое.

Звуковую культуру речи развивают чистоговорки и скороговорки, учат правильно произносить звуки и слова, переносить эти навыки в разговорную речь. Развитию слуха и речевого дыхания способствует заучивание потешек, стихов, считалок. Песенки, считалки, дразнилки помогают формировать грамматический строй речи, правильно строить предложения, верно использовать падежные формы. Язык сказок простой, выразительный и близок детям с раннего возраста, персонажи очень знакомы, их характеры ярко выражены и понятны ребенку. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, загадки помогают увидеть второй смысл слов. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу. Мы на своих занятиях используем театрализованную деятельность, игры – драматизации, сюжетные игры на основе фольклорных произведений. В процессе игры дети интонацией пытаются передать характер того или иного персонажа, тем самым закрепляя интонационную выразительность речи. Скороговорки также являются любимым жанром среди дошкольников, с их помощью мы тренируем артикуляцию и произношение сложных слов, это отличная гимнастика для языка и речевого аппарата.

Тесное общение с устным народным творчеством приобщает ребенка к его красоте, самобытности, образности. Именно простота, певучесть, мелодичность звучания помогает легкому запоминанию потешек или стихов. Фольклор дает прекрасный образец речи, подражая которому ребенок учиться владеть родным языком. Дети со временем начинают использовать в повседневной жизни знакомые песенки, потешки, например, укладывая куклу спать, поют им колыбельные, умываясь повторяют - «Водичка, водичка умой мое личико» или одеваясь напевают «Вот они, сапожки: этот с левой ножки, этот с правой ножки» и т.д.

Дети младшего дошкольного возраста еще плохо воспринимают быструю речь, поэтому вначале потешки, песенки читаться должны в замедленном темпе, неторопливо, с паузами, чтобы ребенку был понятен смысл каждого слова. Также загадки развивают способность к анализу и обобщению. Прежде чем начинать учить с ребенком потешку, необходимо продумать движения, которыми она будет сопровождаться, читать ярко и выразительно, возможно использование атрибутики (маски, персонажи, яркие элементы одежды и пр.).

Для того чтобы закреплять уже приобретённые речевые навыки и знания фольклорного творчества, необходимо использовать дополнительно на занятиях настольно-печатные игры, книги, иллюстрации по изученным произведениям. Для этих целей мы используем на своих занятиях следующие дидактические игры: «Узнай потешку», «Угадай сказку», игра «Без слов», «Добавлялки», «Расскажи сказку» и т.д. Дети активно развивают монологическую речь, отвечая на вопросы после прочтения произведения народного творчества.

Таким образом, устное народное творчество влияет на все стороны развития речи и влияет на развитие ребенка в целом. Оно является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.- Воспитывать эстетичес...

Педагогический проект: «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Главная задача педагога это использование устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей на тему "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей."

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей.             Устное народное творчество - это история народа, его духовное богат...

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 л...

план самообразования"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи"

план самообразования направлен на повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога....

Выступление на педсовете "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки"

Выступление на педсовете   "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки" Речь – инс...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...