"Взаимоотношения дошкольников в игре"
учебно-методическое пособие (старшая группа)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №78
Сообщение на тему:
«Взаимоотношения дошкольников в игре»
Педагог-психолог:
Турочкина Ирина Владимировна
22 октября 2021г.
Сюжетно-ролевая игра выступает мощным средством развития межличностных отношений детей. Моделируя отношения взрослых в игре, дети одновременно осваивают навыки общения, взаимодействия, сотрудничества, учатся выступать друг относительно друга в разных позициях.
В игре существует два вида взаимоотношений — игровые и реальные. Игровые взаимоотношения — это отношения по сюжету и роли.
Так, если ребёнок взял на себя роль Змея Горыныча, то он будет утрированно злобно относиться к детям, взявшим на себя роли других персонажей сказки.
Реальные взаимоотношения — это взаимоотношения детей как партнёров, товарищей, выполняющих общее дело. Дети договариваются о сюжете, распределяют роли, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения.
В игровой деятельности складываются определённые формы общения детей. Игра требует от ребёнка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.
В период, когда игра заключается лишь в выполнении самых элементарных действий с игрушками: катание машинки, насыпание песка в ведёрко, взаимодействие ребёнка со сверстниками носит кратковременный характер. Содержание игры ещё не даёт оснований для устойчивого общения. На этом этапе дети могут меняться игрушками, помогать друг другу; один, например, может кинуться помогать другому правильно поставить перевернувшуюся машинку, а другой — доброжелательно примет эту помощь.
С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого. Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр. С развитием умения создавать развёрнутый сюжетный замысел, планировать совместную деятельность, ребёнок подходит к необходимости найти место среди играющих, наладить с ним связи, понять их желания и соразмерить с ними свои собственные желания и возможности. Если дети не сумеют договориться между собой, игра распадётся. Интерес к игре, желание участвовать в ней приводят к тому, что дети идут на взаимные уступки.
В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребёнка, складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.
Игра – способ самоутверждения и самореализации детей, и именно это является центральным положением гуманистической педагогики. Игры доступны всем. Следовательно, игра дает возможность каждому ребенку проявить себя, самоутвердиться, и в то же время игра может быть включена во все без исключения виды деятельности детей.
Игра обладает адаптационными свойствами, и, естественно, помогает ребенку привыкнуть к новым для него условиям. В более широком смысле игру можно рассматривать как способ социализации личности ребенка и его социальной адаптации в обществе.
Игра – универсальный способ воспитания подрастающего поколения:
• познавательные (дидактические ) игры расширяют кругозор, пробуждают интерес к познанию действительности, обучают;
•подвижные игры развивают физические возможности ребенка, развивают способности детей;
• сюжетно-ролевые — упражняют в выстраивании взаимоотношений.
Игра помогает создавать и поддерживать положительный эмоциональный настрой в детском коллективе, создавать настроение «мажора», является школой радости для каждого ребенка; так как психологически игра воспринимается детьми, как удовольствие.
Игра выполняет коммуникативную функцию и учит детей общению между собой и со взрослыми.
Игра имеет психотерапевтические функции и может изменить отношение человека к самому себе и к окружающим, помогает улучшить психическое самочувствие ребенка и взаимоотношения между детьми в коллективе.
Как показывает опыт, занятия, на которых применяются игровые ситуации, проходят с наиболее выраженной эмоциональной окраской. Настроение у детей приподнятое и усвоение материала проходит более эффективно.
Игра даёт ребёнку возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».
Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений ребёнка с внешним миром, развиваются его психические функции.
Значение игры в том, что при правильном руководстве она становится:
- способом обучения;
- деятельностью для реализации творчества;
- методом терапии;
- первым шагом к социализации ребёнка в обществе.
Д.Б.Эльконин пишет: - «Сознание того, что он еще ребенок, происходит через игру, а отсюда и возникает мотив — стать взрослым.
К концу дошкольного возраста у ребенка возникают новые мотивы: желание поступить в школу и начать осуществлять серьезную общественно значимую деятельность. Таково основное значение ролевой игры для развития ребенка»
Характеристика взаимоотношений детей в играх.
Возраст от трёх до четырёх лет.
В общении, играх детей превалирует эмоционально-практическое взаимодействие. Оно основано на подражании и эмоциональном заражении детей. Потребность в соучастии сверстника выражается в одновременных и одинаковых действиях детей и является главной коммуникативной потребностью.
Наблюдая за детскими играми во второй младшей группе (3-4-й год жизни) во время свободной деятельности, мы замечаем, что дети сначала выбирают себе игрушку, затем хаотично перемещаются по игровой комнате, пытаясь найти собеседника; рассказывают ему о своих впечатлениях, игрушках или о новых туфлях. При этом их совсем не интересует ответная реакция товарища — важно в принципе найти слушателя. Говоря друг другу о разных явлениях, событиях, дети считают, что они поиграли.
Дети, имея разный психотип высшей нервной деятельности по И.П. Павлову
-сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник);
-сильный, уравновешенный, инертный (флегматик);
-сильный, неуравновешенный (холерик);
-слабый (меланхолик), и в игре проявляют эти качества своего характера.
Кто-то предпочитает наблюдать со стороны за шумными играми других, но сам никогда не принимает в них участия и даже не будет пытаться, а только нервно сжимает домашнюю игрушку и ждёт маму.
Кто-то рассмотрит все игры и игрушки в группе, попробует поиграть во всё, спросит у взрослого «а что это такое?», найдет себе партнера и будет играть, довольный собой и жизнью.
Кто-то из детей не интересуется игрушками, а не отходит от помощника воспитателя, будет с ним трудиться: помогать раздавать приборы, бокалы, салфетницы, находя в этой деятельности что-то привлекательное, роднящее его с домом и мамой.
Кто-то будет бегать от одного ребёнка к другому; расталкивать, отнимать игрушки, книжки, отвлекать на себя внимание других детей, мешая всем вместе и каждому в отдельности, создавая вокруг себя хаос; будет кусаться и царапаться, пытаясь всех привести к общему знаменателю; построить всех в одному ему известный порядок.
Вот тут и вступает в руководство детской деятельностью воспитатель. В конце игр, когда убраны игрушки, книжки, карандаши, я рассказываю детям, кто как играл сегодня.
- Кто большой молодец? Илюша Т. придумал игру, принял в неё товарищей, вместе они строили гараж (дом, башню, забор) — им было интересно. Или Злата М. построила замок, у неё там жили зверюшки, куколки. С ней дружно играли девочки и мальчики. Кто-то увлеченно рисовал, раскрашивал (Кристина Ш., Амина А.), но не убрали на место карандаши.
А вот Ваня Жигарев не договорился с детьми, ребята на него обижались. Надо сказать, что Ваня Ж. поступил в группу в марте, т.е. почти в конце учебного года. К этому времени дети адаптировались в своём коллективе, освоились с режимом дня и правилами сюжетно- ролевых игр второй младшей группы. А Ваня бросался от одной деятельности к другой, выхватывал у ребят игрушки с криком: - «Я хочу это!».
В ответ на гневные просьбы детей «выгнать гиперактивного мальчика в другую группу» или поругать, наказать его, я прошу детей потерпеть — ведь мы воспитываем Ваню, и скоро он изменится в лучшую сторону. Прошу детей рассказать Ване, как надо договариваться с друзьями, чтобы тебя приняли в игру; как надо попросить посмотреть или поиграть в домашнюю игрушку.
Ведь мы не можем отнять эту игрушку у ребёнка: он принёс её из дома и унесёт домой. Эту игрушку ему купили или подарили, а значит это личная вещь, и ребёнок распоряжается ей по своему усмотрению. А в детсадовскую игрушку можно играть, если она стоит на полочке — значит её ещё не выбрали и можно поиграть, пригласив с собой других детей. Закончив игру, поставьте игрушку на место. Это сигнал всем детям — игрушка свободна, её можно взять, не помешав остальным.
Таким образом, мы вырабатываем систему правил для комфортного пребывания детей в группе детского сада. Усвоив эти правила, дети начинают проявлять творчество в игре.
Тематика сюжетно-ролевых игр в детском саду такова:
1)вторая младшая гр. -"Семья","Детский сад",
"Магазин","Водитель", "Больница", "Парикмахерская".
2) средняя гр. - те же и новые: "Зоопарк","Театр, "Цирк".
3) старшая гр. - те же и новые: "Библитотека",
"Правила дорожного движения", "Армия", "Почта".
4) подготовит. к школе гр.- те же и новые: "Школа","Ателье", "Космос".
Возраст от четырёх до шести лет.
В этом возрасте возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве с товарищами. В отличии от соучастия, сотрудничество предполагает распределение игровых ролей, умение договориться о порядке игровых действий, о развитии сюжета. Совместная деятельность становится содержанием общения. На этом этапе возникает необходимость и потребность в признании и уважении сверстника.
Встречаясь в начале учебного года, мы вспоминаем с детьми правила игр в группе и постепенно вводим новые, т.к. дети подросли и усложнилось их психическое поведение.
Правила, облегчающие жизнь детей в группе:
-поиграл — убери игрушку на место;
-если игрушка стоит на полке, её можно взять и поиграть,
-если она лежит на ковре или столе — значит в неё кто-то играет;
-если не ты придумал игру — попроси тебя принять;
- перед началом игры договорись о распределении ролей;
-желание пообщаться с другими детьми выражай не кулаком, а речью,
«волшебными словами» - и тебя обязательно возьмут поиграть.
Наша задача — сдружить детей; научить их играть не рядом, а вместе.
Благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному
развитию детей формируется самосознание. Самооценка появляется в период 4,5-5 лет на основе начальной эмоциональной самооценки, "я хороший" и разумной оценки чужого поведения.
Ребенок сначала приобретает умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения. Его самооценка почти всегда совпадает прежде всего с оценкой близких взрослых. О моральных качествах ребенок судит по своему поведению, которое согласуется с нормами принятыми в семье и коллективе сверстников. Примерно, в возрасте пяти лет, ребенок преувеличивает свои достижения и возможности. К шести годам сохраняется завышенная самооценка, но дети хвалят себя уже не в такой открытой форме, как раньше, их суждение находят обоснование. К семи годам у большинства самооценка умений становится адекватной.
И вот, когда у детей старшей группы появляются навыки бесконфликтного общения и мирного разрешения конфликтов, тогда возникают условия для более сложных и длительных по времени сюжетно-ролевых игр.
Детям всегда любопытно, что происходит в неведомых для них краях. Мы можем стать попутчиками детей (в старшей группе) или выступить в роли рассказчика, комментатора (в подготовительной группе).
Самое лучшее подспорье в таких играх — крупный деревянный строитель: из него можно построить и корабль, и мотоциклы, и самолёт, и ракету. Автобус, маршрутное такси, автомобиль, электричку удобнее строить из стульев: поставил пары стульев друг за другом — вот и транспортное средство! Сами собой возникают роли водителя, пассажиров с детьми. Как правило, все мальчики хотят стать водителями. Кому не досталась эта роль, начинают строить свои автомобили. Самое время «подкинуть» детям идею, а именно - цель поездки! Это может быть — поликлиника, парикмахерская, магазин, цирк, дельфинарий, парк, берег моря и т.д.
Вовремя подкинуть детям идею, чтобы снизить конфликтность ситуации — это лучшее, что может сделать взрослый в группе детей, где многие хотят быть лидерами!
Надо вовремя предложить детям атрибуты: руль для водителя, штурвал для капитана корабля, сумочки и коляски с куклами для мам.
Когда распределены роли в этих сюжетно-ролевых играх, наступает время творческого общения! Роль воспитателя тут сводится к незаметному руководству.
В нужный момент подсказать тихим голосом термин, который дети недостаточно освоили или не могут без ошибки произнести.
Игра побуждает детей к общению друг с другом, помогает найти единомышленников, сдружиться; способствует развитию познавательных интересов, диалогической речи, расширению словаря, его активизации в речи.
Такие игры-путешествия очень выручают на прогулке в ненастную погоду, когда слякотно на участке. Выбираем водителя автобуса, можно нескольких, или машиниста поезда. Просим кондуктора объявлять остановки: «Детский мир» - купи себе какую хочешь игрушку; «Река» или
«Море» — выходи поплавать и привези сувенир; магазин продуктов — выходи купить себе, что захочешь; магазин одежды — назови, что ты купил и т.д. Обязательно побуждаем детей проговаривать их впечатления, водителя или кондуктора — сообщать громко об отправлении автобуса, поезда.
Возраст от шести до семи лет.
В возрасте шести -семи лет общение со сверстниками приобретает черты внеситуативности. Общение отходит от наглядной ситуации, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми.
Дети предпочитают сверстников, которые адекватно удовлетворяют их потребности в общении, в доброжелательном внимании и в уважении.
С такими детьми интересно: они много знают, могут придумать увлекательный, приключенческий сюжет (нарисовать карту путешествия; план необитаемого острова, где спрятан клад), рассказать про звезду Бетельгейзе, которая может скоро взорваться.
С детьми подготовительной к школе группы можно играть в развёрнутые игры-путешествия, которые длятся несколько дней, переходят из группы на участок детского сада и опять в группу.
Тематика игр зависит от степени развитости познавательных интересов детей.
Умение играть имеет решающее значение для формирования активности, инициативы, сосредоточенности, целеустремленности и других качеств, необходимых затем для успешного обучения в школе и будущей трудовой деятельности. Дошкольный возраст — важнейший этап в жизни ребёнка.
Ученые выяснили, что
•дети в возрасте от 0 до 3 лет — усваивают 50% всей жизненной информации.
В этом возрасте дети чувствуют иначе, чем все остальные — у них существует генетическая память.
• от 3 до 7 лет — 25% всей информации;
• от 7 лет и до конца жизни — оставшиеся 25%.
Все пережитые в игре эмоции помогут детям в дальнейшей жизни, где придётся что-то решать, доказывать и отстаивать своё мнение; проявлять умение договариваться, находить компромисс.
Знания, полученные из игры — будь то исторические данные, данные о городах и разных странах мира, о морях и океанах, железных дорогах, трассах и т.д., намного прочнее запоминаются детьми; они смогут ими воспользоваться, как в других играх, так и во время обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 28.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №78
Сообщение на тему:
«Взаимоотношения дошкольников в игре»
Педагог-психолог:
Турочкина Ирина Владимировна
22 октября 2021г.
Сюжетно-ролевая игра выступает мощным средством развития межличностных отношений детей. Моделируя отношения взрослых в игре, дети одновременно осваивают навыки общения, взаимодействия, сотрудничества, учатся выступать друг относительно друга в разных позициях.
В игре существует два вида взаимоотношений — игровые и реальные. Игровые взаимоотношения — это отношения по сюжету и роли.
Так, если ребёнок взял на себя роль Змея Горыныча, то он будет утрированно злобно относиться к детям, взявшим на себя роли других персонажей сказки.
Реальные взаимоотношения — это взаимоотношения детей как партнёров, товарищей, выполняющих общее дело. Дети договариваются о сюжете, распределяют роли, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения.
В игровой деятельности складываются определённые формы общения детей. Игра требует от ребёнка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.
В период, когда игра заключается лишь в выполнении самых элементарных действий с игрушками: катание машинки, насыпание песка в ведёрко, взаимодействие ребёнка со сверстниками носит кратковременный характер. Содержание игры ещё не даёт оснований для устойчивого общения. На этом этапе дети могут меняться игрушками, помогать друг другу; один, например, может кинуться помогать другому правильно поставить перевернувшуюся машинку, а другой — доброжелательно примет эту помощь.
С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого. Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр. С развитием умения создавать развёрнутый сюжетный замысел, планировать совместную деятельность, ребёнок подходит к необходимости найти место среди играющих, наладить с ним связи, понять их желания и соразмерить с ними свои собственные желания и возможности. Если дети не сумеют договориться между собой, игра распадётся. Интерес к игре, желание участвовать в ней приводят к тому, что дети идут на взаимные уступки.
В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребёнка, складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.
Игра – способ самоутверждения и самореализации детей, и именно это является центральным положением гуманистической педагогики. Игры доступны всем. Следовательно, игра дает возможность каждому ребенку проявить себя, самоутвердиться, и в то же время игра может быть включена во все без исключения виды деятельности детей.
Игра обладает адаптационными свойствами, и, естественно, помогает ребенку привыкнуть к новым для него условиям. В более широком смысле игру можно рассматривать как способ социализации личности ребенка и его социальной адаптации в обществе.
Игра – универсальный способ воспитания подрастающего поколения:
• познавательные (дидактические ) игры расширяют кругозор, пробуждают интерес к познанию действительности, обучают;
•подвижные игры развивают физические возможности ребенка, развивают способности детей;
• сюжетно-ролевые — упражняют в выстраивании взаимоотношений.
Игра помогает создавать и поддерживать положительный эмоциональный настрой в детском коллективе, создавать настроение «мажора», является школой радости для каждого ребенка; так как психологически игра воспринимается детьми, как удовольствие.
Игра выполняет коммуникативную функцию и учит детей общению между собой и со взрослыми.
Игра имеет психотерапевтические функции и может изменить отношение человека к самому себе и к окружающим, помогает улучшить психическое самочувствие ребенка и взаимоотношения между детьми в коллективе.
Как показывает опыт, занятия, на которых применяются игровые ситуации, проходят с наиболее выраженной эмоциональной окраской. Настроение у детей приподнятое и усвоение материала проходит более эффективно.
Игра даёт ребёнку возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».
Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений ребёнка с внешним миром, развиваются его психические функции.
Значение игры в том, что при правильном руководстве она становится:
- способом обучения;
- деятельностью для реализации творчества;
- методом терапии;
- первым шагом к социализации ребёнка в обществе.
Д.Б.Эльконин пишет: - «Сознание того, что он еще ребенок, происходит через игру, а отсюда и возникает мотив — стать взрослым.
К концу дошкольного возраста у ребенка возникают новые мотивы: желание поступить в школу и начать осуществлять серьезную общественно значимую деятельность. Таково основное значение ролевой игры для развития ребенка»
Характеристика взаимоотношений детей в играх.
Возраст от трёх до четырёх лет.
В общении, играх детей превалирует эмоционально-практическое взаимодействие. Оно основано на подражании и эмоциональном заражении детей. Потребность в соучастии сверстника выражается в одновременных и одинаковых действиях детей и является главной коммуникативной потребностью.
Наблюдая за детскими играми во второй младшей группе (3-4-й год жизни) во время свободной деятельности, мы замечаем, что дети сначала выбирают себе игрушку, затем хаотично перемещаются по игровой комнате, пытаясь найти собеседника; рассказывают ему о своих впечатлениях, игрушках или о новых туфлях. При этом их совсем не интересует ответная реакция товарища — важно в принципе найти слушателя. Говоря друг другу о разных явлениях, событиях, дети считают, что они поиграли.
Дети, имея разный психотип высшей нервной деятельности по И.П. Павлову
-сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник);
-сильный, уравновешенный, инертный (флегматик);
-сильный, неуравновешенный (холерик);
-слабый (меланхолик), и в игре проявляют эти качества своего характера.
Кто-то предпочитает наблюдать со стороны за шумными играми других, но сам никогда не принимает в них участия и даже не будет пытаться, а только нервно сжимает домашнюю игрушку и ждёт маму.
Кто-то рассмотрит все игры и игрушки в группе, попробует поиграть во всё, спросит у взрослого «а что это такое?», найдет себе партнера и будет играть, довольный собой и жизнью.
Кто-то из детей не интересуется игрушками, а не отходит от помощника воспитателя, будет с ним трудиться: помогать раздавать приборы, бокалы, салфетницы, находя в этой деятельности что-то привлекательное, роднящее его с домом и мамой.
Кто-то будет бегать от одного ребёнка к другому; расталкивать, отнимать игрушки, книжки, отвлекать на себя внимание других детей, мешая всем вместе и каждому в отдельности, создавая вокруг себя хаос; будет кусаться и царапаться, пытаясь всех привести к общему знаменателю; построить всех в одному ему известный порядок.
Вот тут и вступает в руководство детской деятельностью воспитатель. В конце игр, когда убраны игрушки, книжки, карандаши, я рассказываю детям, кто как играл сегодня.
- Кто большой молодец? Илюша Т. придумал игру, принял в неё товарищей, вместе они строили гараж (дом, башню, забор) — им было интересно. Или Злата М. построила замок, у неё там жили зверюшки, куколки. С ней дружно играли девочки и мальчики. Кто-то увлеченно рисовал, раскрашивал (Кристина Ш., Амина А.), но не убрали на место карандаши.
А вот Ваня Жигарев не договорился с детьми, ребята на него обижались. Надо сказать, что Ваня Ж. поступил в группу в марте, т.е. почти в конце учебного года. К этому времени дети адаптировались в своём коллективе, освоились с режимом дня и правилами сюжетно- ролевых игр второй младшей группы. А Ваня бросался от одной деятельности к другой, выхватывал у ребят игрушки с криком: - «Я хочу это!».
В ответ на гневные просьбы детей «выгнать гиперактивного мальчика в другую группу» или поругать, наказать его, я прошу детей потерпеть — ведь мы воспитываем Ваню, и скоро он изменится в лучшую сторону. Прошу детей рассказать Ване, как надо договариваться с друзьями, чтобы тебя приняли в игру; как надо попросить посмотреть или поиграть в домашнюю игрушку.
Ведь мы не можем отнять эту игрушку у ребёнка: он принёс её из дома и унесёт домой. Эту игрушку ему купили или подарили, а значит это личная вещь, и ребёнок распоряжается ей по своему усмотрению. А в детсадовскую игрушку можно играть, если она стоит на полочке — значит её ещё не выбрали и можно поиграть, пригласив с собой других детей. Закончив игру, поставьте игрушку на место. Это сигнал всем детям — игрушка свободна, её можно взять, не помешав остальным.
Таким образом, мы вырабатываем систему правил для комфортного пребывания детей в группе детского сада. Усвоив эти правила, дети начинают проявлять творчество в игре.
Тематика сюжетно-ролевых игр в детском саду такова:
1)вторая младшая гр. -"Семья","Детский сад",
"Магазин","Водитель", "Больница", "Парикмахерская".
2) средняя гр. - те же и новые: "Зоопарк","Театр, "Цирк".
3) старшая гр. - те же и новые: "Библитотека",
"Правила дорожного движения", "Армия", "Почта".
4) подготовит. к школе гр.- те же и новые: "Школа","Ателье", "Космос".
Возраст от четырёх до шести лет.
В этом возрасте возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве с товарищами. В отличии от соучастия, сотрудничество предполагает распределение игровых ролей, умение договориться о порядке игровых действий, о развитии сюжета. Совместная деятельность становится содержанием общения. На этом этапе возникает необходимость и потребность в признании и уважении сверстника.
Встречаясь в начале учебного года, мы вспоминаем с детьми правила игр в группе и постепенно вводим новые, т.к. дети подросли и усложнилось их психическое поведение.
Правила, облегчающие жизнь детей в группе:
-поиграл — убери игрушку на место;
-если игрушка стоит на полке, её можно взять и поиграть,
-если она лежит на ковре или столе — значит в неё кто-то играет;
-если не ты придумал игру — попроси тебя принять;
- перед началом игры договорись о распределении ролей;
-желание пообщаться с другими детьми выражай не кулаком, а речью,
«волшебными словами» - и тебя обязательно возьмут поиграть.
Наша задача — сдружить детей; научить их играть не рядом, а вместе.
Благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному
развитию детей формируется самосознание. Самооценка появляется в период 4,5-5 лет на основе начальной эмоциональной самооценки, "я хороший" и разумной оценки чужого поведения.
Ребенок сначала приобретает умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения. Его самооценка почти всегда совпадает прежде всего с оценкой близких взрослых. О моральных качествах ребенок судит по своему поведению, которое согласуется с нормами принятыми в семье и коллективе сверстников. Примерно, в возрасте пяти лет, ребенок преувеличивает свои достижения и возможности. К шести годам сохраняется завышенная самооценка, но дети хвалят себя уже не в такой открытой форме, как раньше, их суждение находят обоснование. К семи годам у большинства самооценка умений становится адекватной.
И вот, когда у детей старшей группы появляются навыки бесконфликтного общения и мирного разрешения конфликтов, тогда возникают условия для более сложных и длительных по времени сюжетно-ролевых игр.
Детям всегда любопытно, что происходит в неведомых для них краях. Мы можем стать попутчиками детей (в старшей группе) или выступить в роли рассказчика, комментатора (в подготовительной группе).
Самое лучшее подспорье в таких играх — крупный деревянный строитель: из него можно построить и корабль, и мотоциклы, и самолёт, и ракету. Автобус, маршрутное такси, автомобиль, электричку удобнее строить из стульев: поставил пары стульев друг за другом — вот и транспортное средство! Сами собой возникают роли водителя, пассажиров с детьми. Как правило, все мальчики хотят стать водителями. Кому не досталась эта роль, начинают строить свои автомобили. Самое время «подкинуть» детям идею, а именно - цель поездки! Это может быть — поликлиника, парикмахерская, магазин, цирк, дельфинарий, парк, берег моря и т.д.
Вовремя подкинуть детям идею, чтобы снизить конфликтность ситуации — это лучшее, что может сделать взрослый в группе детей, где многие хотят быть лидерами!
Надо вовремя предложить детям атрибуты: руль для водителя, штурвал для капитана корабля, сумочки и коляски с куклами для мам.
Когда распределены роли в этих сюжетно-ролевых играх, наступает время творческого общения! Роль воспитателя тут сводится к незаметному руководству.
В нужный момент подсказать тихим голосом термин, который дети недостаточно освоили или не могут без ошибки произнести.
Игра побуждает детей к общению друг с другом, помогает найти единомышленников, сдружиться; способствует развитию познавательных интересов, диалогической речи, расширению словаря, его активизации в речи.
Такие игры-путешествия очень выручают на прогулке в ненастную погоду, когда слякотно на участке. Выбираем водителя автобуса, можно нескольких, или машиниста поезда. Просим кондуктора объявлять остановки: «Детский мир» - купи себе какую хочешь игрушку; «Река» или
«Море» — выходи поплавать и привези сувенир; магазин продуктов — выходи купить себе, что захочешь; магазин одежды — назови, что ты купил и т.д. Обязательно побуждаем детей проговаривать их впечатления, водителя или кондуктора — сообщать громко об отправлении автобуса, поезда.
Возраст от шести до семи лет.
В возрасте шести -семи лет общение со сверстниками приобретает черты внеситуативности. Общение отходит от наглядной ситуации, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми.
Дети предпочитают сверстников, которые адекватно удовлетворяют их потребности в общении, в доброжелательном внимании и в уважении.
С такими детьми интересно: они много знают, могут придумать увлекательный, приключенческий сюжет (нарисовать карту путешествия; план необитаемого острова, где спрятан клад), рассказать про звезду Бетельгейзе, которая может скоро взорваться.
С детьми подготовительной к школе группы можно играть в развёрнутые игры-путешествия, которые длятся несколько дней, переходят из группы на участок детского сада и опять в группу.
Тематика игр зависит от степени развитости познавательных интересов детей.
Умение играть имеет решающее значение для формирования активности, инициативы, сосредоточенности, целеустремленности и других качеств, необходимых затем для успешного обучения в школе и будущей трудовой деятельности. Дошкольный возраст — важнейший этап в жизни ребёнка.
Ученые выяснили, что
•дети в возрасте от 0 до 3 лет — усваивают 50% всей жизненной информации.
В этом возрасте дети чувствуют иначе, чем все остальные — у них существует генетическая память.
• от 3 до 7 лет — 25% всей информации;
• от 7 лет и до конца жизни — оставшиеся 25%.
Все пережитые в игре эмоции помогут детям в дальнейшей жизни, где придётся что-то решать, доказывать и отстаивать своё мнение; проявлять умение договариваться, находить компромисс.
Знания, полученные из игры — будь то исторические данные, данные о городах и разных странах мира, о морях и океанах, железных дорогах, трассах и т.д., намного прочнее запоминаются детьми; они смогут ими воспользоваться, как в других играх, так и во время обучения в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета для родителей. Взаимоотношение старших дошкольников в игре.
Анкета для родителей.Взаимоотношение старших дошкольников в игре.Общителен ли ваш ребенок со сверстниками?Есть ли у вашего ребенка друзья?Друзья сверстники или старше ребенка, младше ребе...
Доклад на педагогическом совете "Взаимоотношение дошкольников в игре"
Старший дошкольный возраст (из личного опыта)...
ФОРМИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
Игра является сокровищницей человеческой культуры и отражает все области материального и духовного творчества людей. Игра есть форма деятельности, при которой формируются мировоззрение человека,...
Мастер - класс для педагогов ДОУ по теме: «Формирование межличностных взаимоотношений дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»
Цель:Повышение педагогической компетенции воспитателей в формировании положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со с...
"ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ"
Особое место занимают игры, которые создают сами дети, это сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В сюжетно-ролевых играх заклады...
Формирование доброжелательных взаимоотношений старших дошкольников. Дидактические игры.
Картотека дидактических игр....
Влияние игры на формирование позитивных взаимоотношений дошкольников младшего дошкольного возраста.
Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир....