Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе «Где живет капелька?»
«Где живет капелька?»
Пояснительная записка.
В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе доброжелательное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад -это первая ступень в системе непрерывного экологического образования. Поэтому перед нами педагогами встает задача по формированию у дошкольников основ экологической культуры. Данный конспект как раз является частицей образовательной деятельности экологического цикла.
Образовательная область: познание.
Интеграция: коммуникация, художественное творчество.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Форма - проведения: занятие - путешествие.
Возраст детей: средняя группа (4-5 лет)
Цели и задачи:
1. Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить ни растения, ни животные, ни человек ,она нужна для приготовления еды, питья, для мытья тела, предметов быта , которые есть в помещении,и в целом у человека.;
2. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода – это источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека;
3. Прививать бережное отношение к воде, учить с пользой ее тратить;
4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
5. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью.
6. Обогащение словаря: путешествие, спутница, водопроводные трубы, кипяченая вода.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций; чтение сказок, где рассказывается о пользе воды, познавательной литературы о воде; наблюдение в уголке природы за цветами (полив); совместное изготовление коллажа «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»
Материал: слайды к сказке, аудио запись «журчание воды», стаканчики с водой, кубики льда, термос, белые халаты и шапочки для «ученых», игрушка Капелька, картинки с изображением способов использования воды (7 шт., картинки - схемы состояний воды (3 шт., картинки-раскраски «Берегите воду!», конверты с письмами для родителей.
Ход занятия
(В.) Попрошу вас встать в круг и поздороваться друг с другом.
(Игра на общение)
-Станем рядышком, по кругу.
Улыбаемся друг другу
-Скажем «Здравствуйте!» друг другу
-Нам здороваться не лень;
-Хорошо начнем свой день
-Если каждый улыбнется
-Утро доброе начнется
-Доброе утро!
Дети подходят к столу, на котором находятся картинки с изображением способов использования воды (7 шт.). (Воспитатель за спиной прячет игрушку Капельку)
(В.)
Ребятки,посмотрите,кто у нас в гостях. Кто это? Правильно,это Капелька ,она пришла к нам со своей бедой:
«Ой,ребятки,помогите. Кто-то кран с водой забыл закрыть и водичку сохранить . Все мои подружки куда-то уплыли. Вы тоже не бережете воду?
Ответ детей:
Нет!!!
Мы водичку бережем!»
Капелька говорит о точ,что таких ребяток она любит и останется у них в саду.
Сегодня, дети, я вам хочу рассказать сказку, которую мне рассказала капелька.
Послушайте (рассказ сказки сопровождается показом слайдов)
Жила-была река. Сначала она была совсем маленьким весёлым ручейком, который прятался среди высоких стройных деревьев и зеленой травы . И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье. Взрослые даже брали воду ,чтобы приготовить еду.
Затем ручей превратился в настоящую речку.
Вода в ней текла уже не так быстро, но была вкусной и прозрачной. Однажды она очутилась в городе. А в городе жило очень много людей .
Они обрадовались реке и попросили её остаться в городе. Река согласилась.
С этого момента жизнь нашей речки совсем изменилась . По ней стали ходить параходы ,купаться люди,а некоторые умудрялись даже бросать в нее мусор.
Люди привыкли к реке и уже ни о чём её не просили, а делали всё, что им вздумается. Однажды на её берегах они построили завод, из труб которого в реку потекли грязные потоки.
Шли годы.
Потемнела река от печали, стала грязной и мутной. Параходы день и ночь ходили по реке .Однажды с одного из них в воду вылилось много нефти. Покрылась река чёрной плёнкой, стали её жители – растения и животные – задыхаться без воздуха.
Совсем заболела река.
И побежала она в край своего детства, туда, где росли ели и берёзы, где человек – редкий гость.
А жители города на следующий день обнаружили, что остались они одни, без реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов. Остановилась жизнь в городе.
Тогда жители стали думать ,что им делать .Решили, что надо просить прощения у речки
Попросили люди поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без неё, пообещали заботиться о ней. Речка была добрая и не помнила зла.
Вернулась река в город и стала помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, почистили берега , очистили стоки заводов. (В.) Вот такую сказку рассказала мне капелька о речке
Вам понравилась?
Дети. Да!
(В.) Давайте расскажем, дети, нашей Капельке, а что мы знаем о воде, зачем ее надо беречь,для чего она нужна?
(Дети рассматривают картинки со способами использования воды, по одному рассказывают о них.)
Дети подводят итог сказанному.
(В.) Молодцы, ребята, спасибо! Капельке очень понравились наши рассказы о воде. Она предлагает вместе поиграть и представить, что вы капельки воды.
Физминутка музыкальная:
Капля с капелькой слетела, (берутся за руки, идут по кругу)
капля капельку задела,
капля с капелькой слилась, (сходятся в центр круга)
вот и лужа налилась! (расходятся, приседают)
Солнце лучиком играло, (взмахи руками перед собой, внизу)
в лужу тёмную попало,
солнцем греется вода, (встают, поднимают руки вверх)
улетает в никуда.
Выше неба не достать, (тянутся)
капли встретились опять, (берутся за руки, идут по кругу)
вместе держатся за ручки -
и плывут по небу тучки.
(В.) Дети, а вы хотите узнать, где же живет капелька?
Дети. Да!
(В.) Давайте попробуем. Для этого мы отправляемся в наш уголок экспериментирования и превращаемся в настоящих ученых-исследователей
(Дети подходят к столу (на столе расположены стаканчики с водой, кубики льда, термос, зеркало) и переодеваются в ученых)
(В.) Вот мы и превратились в ученых. Присаживайтесь за столы. В лаборатории надо соблюдать определенные правила: тишину, не мешать друг другу, не перебивать, быть аккуратными. Все запомнили. Ну что же приступим.
(В.) Давайте послушаем песенку (предлагает детям перелить воду из одного стакана в другой). Вода льется, и мы слышим ее. А если она льется, значит, она какая?
Дети: Жидкая.
-Правильно,ребята!
(Воспитатель показывает карточку с изображением схематически,что вода жидкая.
Воспитатель предлагает каждому взять по кубику льда в руку.
(В.) Что происходит со льдом? Почему он тает?
Дети: наши руки теплые, и поэтому льдинки растаяли и превратились в воду.
(В.) Значит, лед — это что?
Дети: лед это тоже вода, только твердая
(Показываем вторую карточку .
Вода -лед
(В.) И вот посмотрите — термос. Давайте откроем его и посмотрим, что же там внутри. (Открывает, идет пар.)
Что это?
Дети: Это пар от горячей воды.
(В.) Давайте возьмем зеркало и подержим его над паром (на зеркале образовались капли, вместе с детьми рассматривают их). Откуда же здесь взялась вода? (Ответы детей.)
Дети: Значит, пар – это тоже вода.
(Показываем карточку вода-пар
(В.) Дети, расскажите, где живет капелька?
Дети самостоятельно делают вывод о трех состояниях воды.
(В.) На этом наше познание и наблюдение о воде не закончено. Мы обязательно узнаем еще много интересного о нашей капельке.
(В.) Дети, прислушайтесь, Капелька-путешественница что –то говорит… (звучит «журчание воды»)
Она дарит вам картинку-напоминание, просит разукрасить ее дома и передать письмо вашим родителям, в котором написано: «Уважаемые родители! Сегодня мы говорили о важности воды в нашей жизни. Капелька просит вас вместе с ребенком заботиться о чистоте водных богатств и бережно к ним относиться!»