Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
презентация к уроку (подготовительная группа)

Привалова Татьяна Викторовна

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что:  она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

Слайд 2

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.

Слайд 3

Проблемы развития игровой деятель ности -Родители стараются пораньше научить читать своего ребенка. -Желание попасть в престижную школу. -Одной из причин является то, что нет того, с кем ребенок может постоянно играть, и игры не так интересны, когда играешь в одиночестве . Родители большую часть времени проводят на работе, если есть братья или сестры, то они тоже могут быть, например, на учебе, ребенок предоставлен сам себе, и даже если у него тысячи игрушек, он скоро потеряет интерес к ним .

Слайд 4

Значение игровой деятельности Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний . В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Слайд 5

Социокультурное назначение игры Игра – сильнейшее средство социализации ребёнка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирования человека. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатство культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.

Слайд 6

Функция межнациональной коммуникации Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в воспитании всего существующего в жизни.

Слайд 7

Функция самореализации человека в игре Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не её результат, конкурентность или достижение какой-либо цели.

Слайд 8

Коммуникативная игра Игра- деятельность коммуникативная, хотя по игровым правилам и конкретная.

Слайд 9

Диагностическая функция игр ы Диагностика-способность распознавать процесс постановки диагноза . Игра обладает предсказательностью . О на диагностичнее , чем любая другая деятельность человека : во-первых, индивид ведёт себя в игре на максимуме проявлений(интеллект, творчество);во-вторых, игра сама по себе это особое «поле самовыражения».

Слайд 10

Игротерапевтическая функция игры Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Пример Марии Монтессори , игра « Клавишная доска»

Слайд 11

Функция коррекции в игре Психологическая коррекция в игре происходит естественно, если все дети усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль своих партнёров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны оказать помощь детям с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.

Слайд 12

Развлекательная функция игры Развлекательная функция связана с созданием определённого комфорта благоприятной атмосферы, душевной радости . Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии выводящей в развлекательность.

Слайд 13

Таким образом, закономерно, что в жизни ребенка игра появляется на самых ранних стадиях его развития. К игре детей побуждает стремление знако­миться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты. Современные ученые полагают, что игра по своему содержанию восходит к труду взрослых. В игре происходит отражение действительности, и именно она становится для ребенка одним из самых значимых способов позна­ния окружающего мира.

Слайд 14

Развитие игры в раннем детстве Возрастной период до года характеризуется становлением первых видов игр . С 3-4 мес. возникают игры со своим телом. Первое их содержание составляет дёрганье ногами, руками, игра пальцев, движение головой . Решаемые задачи: познание себя через аффективные и моторные переживания, упражнения.

Слайд 15

Примерно с 6 мес. возникают игры с предметами. Зарождается игра как предметно – игровая деятельность. Действия с игрушками или другими предметами, носят манипулятивный характер. Мотив задается через предмет – игрушку . В них входят катание, хватание, ударяние предметами. Решаемые задачи познание свойств предметов, ребенок обнаруживает в игрушке некоторые ее свойства.

Слайд 16

К концу первого года возникают игры с окружающими эмоционального характера. Главное их содержание – построение такого взаимодействия с близкими взрослыми, результатом которого является эмоционально чувственное переживание (страх, любопытство, радость) Например « Коза рогатая», «Ку-ку», « По кочкам по кочкам».

Слайд 17

Следующий период от года до двух Ходьба совершает переворот в жизни ребёнка. Он бегает, прыгает, осваивает пространство. Он кидает предметы, вверх, в воду, перемещает. Решаемые задачи расширение собственных способностей и связей с миром. Этой социальной ситуации развития соответствует и новый тип ведущей деятельности ребёнка , а именно предметная деятельность , связанная с овладением общественно-выработанными способами действий с предметами.

Слайд 18

Во второй половине второго года жизни расширяется сфера взаимодействия ребенка с окружающим миром. Нарастает потребность ребенка в совместной деятельности со взрослым. Наблюдая мир взрослых, ребенок выделяет их действия. Опыт, приобретенный в действиях с игрушками и в повседневной жизни, дает ребенку возможность отображать действия взрослых с предметами в соответствии с принятым в обществе назначением (например, процесс купания, кормления).

Слайд 19

На третьем году жизни ребенок начинает стремиться к реализации игровой цели. Описанные выше действия приобретают определенное значение: кормит куклу, чтобы накормить ее обедом. Действия постепенно обобщаются и становятся условными : ребенок некоторое время качает куклу и, считая, что она уже спит, переходит к другому игровому действию – укладывает ее в кровать. Ребенок постоянно сравнивает свои действия с действиями взрослого .

Слайд 20

Классификация игр дошкольников Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении. Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.

Слайд 21

В практике воспитания используются и игры с правилами, создаваемые для детей взрослыми. К играм с правилами относятся дидактические, подвижные, игры-забавы. В основе их лежит четко определённое программное содержание, дидактические задачи, целенаправленность обучения. Самодеятельность детей при этом не исключается, но она в большей мере сочетается с руководством воспитателя. При овладении опытом игры, развитие способности к самоорганизации дети проводят и эти игры самостоятельно.

Слайд 22

Младший дошкольный возраст Необходимо привлекать детей к посильному участию в коллективных и индивидуальных двигательных действиях, обогащать их яркими впечатлениями. Средний дошкольный возраст Необходимо приучать детей к самостоятельному участию в совместных упражнениях, при этом побуждать каждого ребенка к проявлению своих возможностей.

Слайд 23

Старший дошкольный возраст Необходимо развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального обращения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7533935","attributes":{"alt":"","class":"med...

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста.

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста....

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности; является средством познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отнош...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста.Эпизоды из жизни, общественные сюжеты занимают значительное место в играх детей.  В игре ...

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возрастамотошкова юлия Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей ...

«Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста». «Организация режиссерских игр».

Данная работа посвящена режиссерским играм дошкольников. Вопросы рассматриваемые в данной работе:1.     Понятие – режиссерские игры2.     Стадии развития ...

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста...