Проект по сенсорному развитию «Поиграем с радугой» во второй младшей группе (декабрь, 2021 - февраль, 2022)
проект (младшая группа)

Султанова Алсу Мирсаитовна

Проект направлен на создание условий познавательно-исследовательской деятельности у детей, умение находить предметы заданного цвета вокруг себя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад «Светлячок»

 

 

 

 

Проект

по сенсорному развитию

«Поиграем с радугой»

 

Вторая младшая группа

Подготовила: Воспитатель

I квалификационной категории

Султанова АлсуМирсаитовна

пос. Светлый

декабрь 2021г. - февраль, 2022г.

Информационная карта проекта

Тема проекта: «Поиграем с радугой»

Цель проекта: Создать условия познавательно-исследовательской деятельности у детей, умение находить предметы заданного цвета вокруг себя.

Задачи проекта: 

  • Развивать цветовое восприятие, внимание, наблюдательность.
  • Формировать  умение соотносить цвета с образцом;  умение располагать цвета в соответствии с образцом; умение находить цвета и оттенки по названию; называние основных цветов (белого, черного, красного, синего, зеленого, желтого), дополнительных цветов (оранжевого, фиолетового) и оттенков (серого, розового, голубого).
  • Формировать умения  детей рисовать радугу, проговаривая цвет.
  • Помочь запомнить расположение цветов радуги, развивать речь и словарный запас детей.
  • Формировать умения  подбирать предметы по заданному цвету.
  • Способствовать развитию взаимодействия родителей и детей, родителей и сотрудников детского сада.
  • Обогащение РППС.

Участники проекта: Педагог, воспитанники второй младшей группы, родители воспитанников.

Тип проекта:

  • по методу –познавательный;
  • по количеству участников – групповой;
  • по продолжительности – средней продолжительности (3 месяца).

Актуальность проекта: Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии  Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др. считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, которое включает в себя и непосредственное восприятие цвета, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Однако, многочисленные исследования педагогики и психологии показывают, что восприятие у детей носит неполный, неточный, фрагментарный и нецеленаправленный характер. У детей существуют  пробелы в овладении сенсорными эталонами  цвета в первую очередь.

Исследования, посвящённые  развитию детей младшего дошкольного возраста показывают, что развитие сенсорных функций ребенка этого возраста определяется предметной деятельностью (Ш. А. Абдуллаева, С. Л. Новоселова, Н. М. Щелованов и др.). Внешние свойства предмета при этом перестают определять собой действие, они, с одной стороны, дают возможность узнать предмет, а с другой - должны быть учтены при выполнении предметного действия. В результате проведенных психолого-педагогических исследований установлено, что основной линией сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста является формирование восприятия отношений между предметами по их внешним свойствам в ходе овладения практической деятельностью организованной в соответствии с федеральным государственным требованиям.

Множество разнообразных дидактических игр на знакомство и закрепление цвета, многие из них направлены на развитие у  детей сенсорных навыков. При знакомстве и освоении детьми новых игр, дети учатся выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету.  

В младшем дошкольном возрасте в силу своего возраста, не все дети знают  и не могут запомнить все цвета.

Проблема:       

Узнать, как и почему появляется радуга? 

Сможем ли мы сами, нарисовать  радугу?

Возможные риски проекта и способы их коррекции:

  • Непонимание родителей важности данной проблемы.

-Индивидуальная беседа о важности общего дела.

-Консультация «Игры, развивающие цветовое восприятие».

Интеграция образовательных областей

Прогнозируемый результат:

Для детей:

  • Дети активно примут участие в познавательно-исследовательской деятельности .
  • Дети научатся самостоятельно рисовать  и передавать форму радуги,   называть правильно цвет, подбирать предметы по цвету.
  • Расширится кругозор детей о спектре цвета.
  • Формируется умение называть основные цвета (белого, черного, красного, синего, зеленого, желтого), дополнительных цветов (оранжевого, фиолетового) и оттенков (серого, розового, голубого).

Для педагогов:

  • Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде
  • Создание условий для проявления воображения, любознательности, применения умений на практике у детей младшего   дошкольного возраста.

Для родителей:

  • Привлечение к сотрудничеству по созданию условий для познавательного интереса детей,  смогут овладеть необходимыми приемами сенсорного развития  детей;
  • Активное взаимодействие с педагогами ДОУ по вопросам познавательного развития детей.

Обеспечение проекта:

Формы работы с детьми:

Методы, приемы  работы с детьми:

Методы:

  • наглядный: демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца;
  • словесный: вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение; похвала), разъяснение.
  • наглядно – практический: игровые действия, внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование.

Приѐмы:

  • изготовление альбомов; дидактических игр;
  • рассматривание альбомов, книг и иллюстраций о цветах;
  • словесные: беседы, чтение художественной литературы;
  • динамические паузы, гимнастика для глаз, подвижные игры.

Формы работы с родителями воспитанников:

  • Беседа с родителями на тему "Сенсорное развитие детей 3-4 лет"
  • Консультация для родителей "Как помочь ребенку запомнить цвета? "
  • Ознакомление  родителей и детей с фотоматериалом "Дидактические игры для изучения  цвета"
  • Участие родителей в обогащении РППС: создание игрового уголка для детей; участие в выставке игр для детей, сделанных своими руками .

Продукт проекта:

- Центр игр пополнен наглядно-дидактическими пособиями по теме проекта.

- Выставка  совместного семейного творчества  "Игры своими руками"

- Выставка рисунков детей  "Цвета радуги"

Презентация проекта:  Фотоотчет  проекта.

Этапы работы над проектом:

I этап - Организационный (1 - 2 неделя декабря)

  • подобрать и систематизировать наглядный материал по теме проекта,
  • подобрать художественную литературу по теме для чтения детям
  • подбор консультаций для родителей ,
  • изготовление папки-передвижки  для родителей.
  • разработка дидактических игр, бесед .

II этап - Основной (3-4 неделя декабря – 1 неделя февраля ).

      Выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.

III этап - Заключительный (3 – 4 неделя февраля)

  • анализ  полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами;
  • оформление выставки работ семейного творчества
  • презентация на педсовете ДОУ

Этапы реализации проекта:

Таб. № 1

пп

Мероприятия

Задачи

Ответственные

Сроки

Реализации проекта

1 этап – подготовительный.

1.1

Изучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного метода.

Повышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования.

Воспитатель

1-я неделя декабря

1.2

Составление плана над проектом.

Реализация мероприятий по проектной деятельности

Воспитатель

1-2 неделя декабря

1.3

Беседа с родителями на тему "Сенсорное развитие детей 3-4 лет"

Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта

Воспитатель,
родители.

2 неделя декабря

1.4

Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, художественных произведений, информационного материала

Создать условия для реализации проекта

Воспитатель,
родители.

На протяжении проекта

1.5

Создание условий для организации работы: обогащение развивающей предметно-пространственной среды.

Воспитывать трудолюбие, развивать творчество детей.

Воспитатель,
родители.

На протяжении проекта

2 этап – основной

2.1

ОО Речевое развитие 

Беседа на тему: «В гостях у Акварельки»

1. Познакомить детей с девочкой «Акварелькой». Вызвать интерес к занятиям в Радужном городе.

2. Приобщать   использовать в речи прилагательное КРАСНЫЙ, согласовывать его с существительными в роде, числе, падеже.

3. Развивать зрительное восприятие.

4. Воспитывать желание выполнять задания Акварельки.

Воспитатель,
дети

2 неделя декабря

2.2

ОО Познавательное развитие. ФЭМП

«Круг»

1. Познакомить детей с понятием «Круг». Учить выделять предметы круглой формы на картинке. Закрепить умение различать красный цвет.

2. Формировать умение согласовывать прилагательное КРАСНЫЙ с существительными в единственном и множественном числе.

3. Развивать математическую смекалку.

4. Воспитывать умение слышать инструкцию педагога.

Воспитатель,
дети

2 неделя декабря

2.3

ОО Художественно-эстетическое развитие

Рисование на тему: «Красный помидор».

1. Формировать умение рисовать круг и раскрашивать его красной гуашью, проводя линии боковой частью кисточки.

2. Закрепить название красного цвета.

3. Развивать мелкую моторику.

4. Воспитывать эстетический вкус.

Воспитатель,
дети

2 неделя декабря

2.4

ОО Художественно-эстетическое развитие

Лепка на тему: «Большой и маленький помидор»

1. Формировать умение лепить большие и маленькие предметы круглой формы. Закреплять умение раскатывать пластилин круговыми движениями между ладошками.

2. Закрепить знания детей о предметах круглой формы, умение различать красный цвет.

3. Активизировать в словаре детей слово КРАСНЫЙ.

4. Воспитывать самостоятельность.

Воспитатель,
дети

3 неделя декабря

2.5

Работа с родителями:

1. Закрепить с ребенком название красного цвета.

2. Учить находить в обстановке предметы красного цвета.

3. Дома раскрасить круги красным цветом.

4. Вместе с ребенком выполнить аппликацию «Красный цветок».

Сотрудничество с родителями воспитанников

Воспитатель,
дети, родители.

3 неделя декабря

2.6

ОО Познавательное развитие. ФЭМП

«Круг и квадрат»

1. Закрепить знания детей о круге и квадрате. Формировать умение находить предметы круглой и квадратной формы в специально созданной обстановке.

2. Совершенствовать умение различать зеленый и красный  цвета.

3. Воспитывать самостоятельность

Воспитатель,
дети

3 неделя декабря

2.7

ОО Художественно-эстетическое развитие

Рисование на тему: «Зеленое яблоко»

1. Формировать умение  рисовать зеленой гуашью предметы круглой формы. Закреплять умение закрашивать круглое яблоко способом тычка.

2. Закрепить знание зеленого цвета.

3. Воспитывать аккуратность.

Воспитатель,
дети

3 неделя декабря

2.8

ОО Познавательное развитие 

«Волшебная корзинка»

1. Закреплять умение согласовывать прилагательные КРАСНЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ с существительными.

2. Воспитывать чувство коллективизма.

Воспитатель,
дети

3 неделя декабря

2.9

ОО Художественно-эстетическое развитие

Аппликация на тему: «Большие и маленькие яблоки на квадратной тарелке»

1. Закреплять умение наклеивать предметы круглой формы. Формировать умение различать предметы по величине. Закрепить геометрическую фигуру квадрат.

2. Совершенствовать навыки наклеивания.

3. Закрепить названия красного и зеленого цветов.

4. Воспитывать аккуратность.

Воспитатель,
дети

4 неделя декабря

2.10

Работа с родителями:

1. Закрепить с ребенком название зеленого цвета.

2. Учить находить в обстановке предметы зеленого цвета.

3. Дома раскрасить квадраты зеленой гуашью.

4. Вместе с ребенком вырезать листья из зеленой бумаги.

Сотрудничество с родителями воспитанников

Воспитатель,
дети, родители

4 неделя декабря

2.11

ОО Речевое развитие

Беседа на тему: «Рассказывание сказки «Колобок»

Коммуникативная деятельность: Беседа «Что бывает желтого цвета?»

1. Показать детям настольный театр «Колобок». Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию сказки. Закрепить представления детей о желтом цвете.

2. Формировать умение использовать прилагательное ЖЕЛТЫЙ в речи, согласовывая его с существительными в роде и падеже.

3. Развивать интонационную выразительность речи.

4. Воспитывать инициативность.

Воспитатель,
дети

4 неделя декабря

2.12

ОО Познавательное развитие. ФЭМП.

Тема: «Шар и куб»

1. Познакомить детей с геометрическими фигурами шаром и кубом. Приобщать  находить предметы круглой и квадратной формы в специально созданной обстановке.

2. Совершенствовать умение различать красный, зеленый и желтый цвета.

3. Воспитывать самостоятельность.

Воспитатель,
дети

4 неделя декабря

2.13

ОО Художественно-эстетическое развитие

Лепка на тему: «Желтый колобок»

1. Закреплять умение лепить предметы округлой формы, раскатывая пластилин между ладонями круговыми вращениями.

Формировать умение рисовать стекой глаза и рот на вылепленном предмете.

2. Закрепить знания желтого цвета.

3. Воспитывать аккуратность.

Воспитатель,
дети

4 неделя декабря

2.14

ОО Познавательное развитие

Тема: «Изделия из теста»

1. Вспомнить с детьми последовательность изготовления Колобка. Показать способ замешивания теста.

2. Активизировать в речи название желтого цвета, умение согласовывать прилагательные с существительными.

3. Развивать устойчивость внимания.

4. Воспитывать трудолюбие.

Воспитатель,
дети

4 неделя декабря

2.15

ОО Художественно-эстетическое развитие

Рисование на тему: «Колобок»

1. Закреплять умение рисовать круг карандашом, закрашивая его линиями сверху вниз.

2. Активизировать в речи название желтого цвета.

3. Развивать мелкую моторику.

4. Воспитывать самостоятельность. 

Воспитатель,
дети

4 неделя декабря

2.16

Работа с родителями:

1. Закрепить с ребенком название желтого цвета.

2. Формировать умения находить в обстановке предметы желтого цвета.

3. Дома раскрасить круги и квадраты желтым карандашом.

4. Вместе с ребенком выполнить аппликацию «Желтый цветок».

Сотрудничество с родителями воспитанников

Воспитатель,
дети, родители.

4 неделя декабря

2.17

Коммуникативная деятельность: беседа «Что бывает синего цвета?»

1. Познакомить детей с синим цветом, учить узнавать его в окружающем мире.

2. Закрепить умение соотносить предметы по основным цветам (красный, синий, желтый, зеленый).

3. Формировать систему сенсорных эталонов детей.

4. Активизировать речевую деятельность, умение слушать и слышать речь педагога.

Воспитатель,
дети

3 неделя января

2.18

ОО Познавательное развитие. ФЭМП

Тема: «Понятие один – много»

1. Познакомить детей с понятием «Один – много». Закрепить умение различать синий цвет.

2. Формировать умения согласовывать прилагательное СИНИЙ с существительными в единственном и множественном числе.

3. Развивать математическую смекалку.

4. Воспитывать умение слышать инструкцию педагога.

Воспитатель,
дети

3 неделя января

2.19

Конструктивная деятельность: строим все, что захотим, но только из фигур синего цвета.

Развивать у детей конструктивные навыки.

Воспитатель,
дети

3 неделя января

2.20

Познавательно-исследовательская деятельность. Экспериментирование: Работа с красками «Какого цвета вода?»

Ознакомление детей со свойствами воды. Развитие внимания, наблюдательности, логического мышления во время поисковой деятельности, навыков анализа и умений делать выводы.

Воспитатель,
дети

3 неделя января

2.21

ОО Художественно-эстетическое развитие

Рисование гуашью и карандашами разноцветные круги: много синих кругов и один красный. Много зеленых кругов и один желтый круг.

4. Вместе с ребенком выполнить аппликацию «Синее облачко».

Формировать умение рисовать предметы круглой формы, слитным, не отрывистым движением кисти; закреплять знание цветов; учить детей рассматривать готовые работы, выделять ровные красивые колечки.

Воспитатель,
дети

3 неделя января

2.22

ОО Художественно-эстетическое развитие

Аппликация «Синее облачко»

Создать условия для развития творческих способностей у детей. Закрепить умение наклеивать формы на фон.
Развить умение работы с клеем.
Воспитывать аккуратность в выполнении работы.

Воспитатель,
дети

3 неделя января

2.23

ОО Речевое развитие

Беседа на тему: «Чтение стихотворения Блока «Зайчик»

1. Формировать умение внимательно слушать стихотворение. Вызвать сочувствие к зайчишке. Познакомить детей с белым цветом.

2. Активизировать в речи название нового цвета, умение согласовывать прилагательное БЕЛЫЙ с существительными.

3. Воспитывать интерес к поэзии.

Воспитатель,
дети

4 неделя января

2.24

ОО Познавательное развитие. ФЭМП

Тема: «Много - один»

1. Закрепить понятие «Много - один». Совершенствовать умение различать белый цвет.

2. Формировать умение согласовывать прилагательное БЕЛЫЙ с существительными в единственном и множественном числе.

3. Развивать математическую смекалку.

4. Воспитывать умение выполнять инструкцию педагога.

Воспитатель,
дети

4 неделя января

2.25

ОО Художественно-эстетическое развитие

Рисование на тему: «Белый зайчик»

1. Формировать умение рисовать маленький круг. Закрепить навыки рисования гуашью и тычком.

2. Закреплять умение пользоваться прилагательным БЕЛЫЙ в активной речи.

3. Развивать чувство цвета.

4. Воспитывать эстетический вкус.

Воспитатель,
дети

4 неделя января

2.26

ОО Познавательное развитие

Тема: «Белые предметы»

1. Формировать умение выделять предметы белого цвета из специально созданной обстановки. Познакомить с материалами, из которых изготовлены белые предметы: пластмассовая машина, деревянный кубик, шерстяной шарф.

2. Закреплять умение согласовывать прилагательное БЕЛЫЙ с существительными.

Воспитатель,
дети

4 неделя января

2.27

ОО Художественно-эстетическое развитие

 Аппликация «Зайчики на поляне»

1. Формировать умение наклеивать белый овал и белый круг, дорисовывать зайцам уши, используя технику рисования боковой частью кисточки.

2. Активизировать в речи понятия «один – много». Совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными.

3. Развивать мелкую моторику.

Воспитатель,
дети

4 неделя января

2.28

Работа с родителями:

1. Закрепить с ребенком название белого цвета.

2. Учить находить в обстановке предметы белого цвета.

3. Дома нарисовать белой гуашью на синем листе белого зайчика.

4. Вместе с ребенком выполнить аппликацию «Белый зайчик».

Сотрудничество с родителями воспитанников

Воспитатель,
родители, дети

4 неделя января

2.29

ОО Речевое развитие

Беседа на тему: «Мой дом»

1. Формировать умение рассматривать картину с изображением дома. Закреплять умение показывать и называть части дома: стены, крыша, окна, дверь.

2. Активизировать в речи название геометрической фигуры КВАДРАТ. Формировать умение согласовывать прилагательное ЧЕРНЫЙ с существительными.

Воспитатель,
дети

1 неделя февраля

2.30

ОО Познавательное развитие. ФЭМП

Тема: «Длинный, короткий»

1. Формировать умение сравнивать два предмета по длине и обозначать в речи результаты сравнения.

2. Закреплять умение различать и называть черный цвет. Активизировать в речи умение согласовывать прилагательное ЧЕРНЫЙ с существительными.

Воспитатель,
дети

1 неделя февраля

2.31

ОО Художественно-эстетическое развитие

Рисование на тему: «Дорожка к домику»

1. Формировать умение рисовать длинную и короткую полоски черного цвета. Закрепить навыки рисования боковой частью кисти.

2. Закреплять умение различать черный и белый  цвета, умение пользоваться прилагательными ЧЕРНЫЙ, БЕЛЫЙ в активной речи.

3. Развивать чувство цвета.

Воспитатель,
дети

1 неделя февраля

2.32

ОО Художественно-эстетическое развитие

Лепка

Тема: «Украсим домик»

1. Формировать умение детей украшать пластилином домик, вырезанный из картона. Закреплять умение отщипывать от большого куска пластилина мелкие части.

2. Совершенствовать умение различать красный и зеленый цвет.

3. Развивать мелкую моторику, навыки работы с пластилином.

4. Воспитывать самостоятельность.

Воспитатель,
дети

1 неделя февраля

3 этап – заключительный

3.1

Подведение итогов. Итоговое развлечение «Праздник Акварельки».

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательной деятельности детей.

Воспитатель,
дети

3 неделя февраля

3.2

- Выставка совместного семейного творчества  

"Игры своими руками"

Выставка рисунков детей  "Цвета радуги"

 Сотрудничество с родителями воспитанников

Воспитатель,
дети, родители

3-4 неделя февраля

Практическая значимость проекта:

      Во время работы над проектом дети проявляли повышенный интерес и любознательность. Испытывали яркие и положительные эмоции, что способствовало формированию сенсорных эталонов.

       Родители так же активно принимали участие в работе, что помогло взаимодействию с детьми и воспитателями.

Продуктом проекта является пополнение РППС группы наглядно-дидактическим материалом для развития детей.



Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ (ЦВЕТ)

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ОКРАСКА ВОДЫ»

Программное содержание.    Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными    обозначениями: «светлый»,  «темный», «светлее», «темнее».

Материал. Демонстрационный; 2 большие банки с наклейками - светло-красной, темно-красной, красная гуашевая краска. Раздаточный: красная гуашевая краска, по 2 баночки с водой на каждого ребенка,  кисточки,

ХОД ИГРЫ. Воспитатель предлагает детям подготовить воду для изготовления цветного льда. Воспитатель показывает, как сделать светло-красную воду, набирая немного краски на кисть и разводя ее в воде, а затем - более тёмную, макая кисть в краску 2 раза. Затем дети готовят воду двух оттенков. Под руководством воспитателя они вначале делают светло-красную воду в одной из банок, затем темно-красную воду в другой банке. Приготовив цветную воду, дети приносят ее воспитателю, называя, где светло-красная вода, где - темно-красная. Воспитатель сливает воду в соответствующие банки. На прогулке вода переливается в металлические формочки, цветной лед используется для игр.

Примечание. Занятие проводится зимой. В более «сильной» подгруппе можно дать еще одну банку для изготовления еще более темного или светлого оттенка.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МАГАЗИН»

Программное содержание.  Обучение сопоставления цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету,  группировке оттенков.

Материал.  Игрушки и предметы шести цветов и, их   оттенков    (по 3-4), разноцветные прямоугольники («чеки»).

ХОД ЗАНЯТИЯ. Воспитатель предлагает поиграть в магазин.  Дети приходят в «магазин» и рассматривают игрушки и предметы,отмечая, какого они цвета и оттенка (надо   добиваться   четкого   определения цвета и оттенка: светло-зеленый,  светло-фиолетовый, темно-красный и т.д.)Рассматривая игрушки,  дети сравнивают по светлоте   пары предметов одного цветового тона. Далее дети получают «чеки» (прямоугольники разных цветов).Чтобы купить игрушку,    надо чтобы   ее цвет совпал   с цветом.   чека (оттенки цветов включаются).    Вначале роль продавца выполняет воспитатель, затем дети могут разделиться, на «продавцов» и «покупателей».

Примечание.   В более «сильной» подгруппе детям дается   большее количество предметов и игрушек.

«ОКРАСКА ВОДЫ»

Программное содержание. Закрепление представления об оттенках цветов, упражнение в получении трех оттенков любого цвета, словесное их обозначение.

Материал.   Демонстрационный: гуашевые краски шести цветов; 3 банки с водой,    банка для промывания кисти.    Раздаточный: гуашевые краски шести цветов, по 3 банки с водой на каждого ребенка, кисти, банка для промывания кистей.

ХОД ИГРЫ. Воспитатель показывает детям 6 цветов гуашевых красок спрашивает, как они называются. Затем напоминает, как дети получали оттенки краски. Воспитатель берет 3 одинаковые банки с водой, в одной из них делает красную воду, дети называют этот цвет. Затем воспитатель набирает чуть больше краски, чем в первый раз, вода окрашивается в темно-красный цвет, дети называют этот оттенок, с помощью воспитателя. Наконец, набрав на кисть  совсем немного краски, получает светлый оттенок красного цвета, дети называют его светло-красным (кисть каждый раз промывается в чистой воде). Затем дети учатся получать 3 оттенка любого цвета и обозначать их словесно:   «темный»,  «светлее»  «самый светлый».

«В ЦАРСТВЕ «РАЗНОЦВЕТ»

Программное содержание. Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета,  классификация по цвету, группировке оттенков.

Материал.   Демонстрационный:  листы бумаги шести цветов,  игрушки н предметы шести цветов и их оттенков, игрушка - царь-Разноцвет. Раздаточный:  листы бумаги,   разделенные на шесть клеток,  окрашенных в 6 цветов спектра, набор игрушек шести цветов и их  оттенков на каждого ребенка.

ХОД ИГРЫ.  Воспитатель рассказывает сказку о том, как в царстве царя-Разноцвета все игрушки и жили в своих своих «домиках» (все синие игрушки - в синем домике, все зеленые – в зеленом и т.д.). Далее он вместе с детьми рассматривает игрушки разных светлотных оттенков. Дети определяют, в каких «домиках» живут игрушки, разводят их по комнатам. Затем дети самостоятельно выполняют то же задание, раскладывая маленькие игрушки разных оттенков по своим маленьким разноцветным комнаткам.

Примечание.  В более «сильной» подгруппе можно давать    большее количество игрушек и их оттенков.

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ КОМНАТЫ»

Программное содержание.   Закрепление   знания основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов

Материалы. У каждого ребенка карточка (40*30 см), разделённая на 6 клеток (10*10 см) разных цветов; мелкие картонные силуэты игрушек – по одному каждого цвета.

ХОД ИГРЫ.  Воспитатель обращает внимание детей на разноцветные «комнаты» на карточке, объясняет, что все предметы в них должны быть подходящего цвета, чтобы их не было видно. Рассматривает и называет с детьми игрушки и предметы, отмечает, что есть одни и те же предметы и игрушки разного цвета, Затем дети раскладывают игрушки и предметы по своим комнатам так, чтобы их не было видно. Кукла или мишка проверяют правильность выполнения задания.

Примечание. В более «сильной» подгруппе каждый ребенок   раскладывает по два предмета каждого цвета.

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ КОМНАТЫ» 2

Программное содержание. Закрепление знания основных   цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других  признаков предметов.

Материал. Демонстрационный: листы бумаги (40x30 см) шести цветов - комнаты. Раздаточный: набора мелких игрушек шести цветов на каждого ребенка.

ХОД ИГРЫ. Воспитатель вместе с детьми рассматривает   разноцветные комнаты (листы бумаги, расположенные на полу), называют, какого они цвета. Далее воспитатель раздает детям коробки с игрушками шести цветов спектра. Дети рассматривают игрушки. Воспитатель обращает внимание детей на то, что одни и те же игрушки могут быть разного цвета (машинка зеленая и машинка желтая), и что разные игрушки могут быть одного цвета (красная чашка, красная ложечка, красный флажок). Затем проводится игра: дети раскладывают игрушки по волшебным комнатам, подбирая их по цвету к каждой комнате (в красную комнату - все красные игрушки в синюю - все синие и т.д.). Если задание будет выполнено правильно,    они смогут войти в заколдованное царство.

«ПИРАМИДКА»        

Программное содержание.  Обучение детей  высветлению цвета с помощью белил и составлению ряда по светлоте.  .

Материал. Демонстрационный: рисунок пирамидки из трех фиолетовых колец понижающейся светлоты. Раздаточный: краски белая и другого цвета (ка разных столах - разные), листы бумаги с контуром пирамидки,  палитры,  кисти,  баночки с водой на каждого ребенка/

ХОД ИГРЫ. Воспитатель показывает детям образец, спрашивает,  какого цвета пирамидка,    чем   отличаются   оттенки   фиолетового цвета:  верхнее   колечко   самое светлое - светло-фиолетовое, -   потом потемнее,  внизу - самое темное.    Воспитатель предлагает детям   нарисовать пирамидки одного цвета,    но разной светлоты,    напоминает,  как с помощью белил получать оттенки разной светлоты.    Далее   дети раскрашивают кольца пирамидки, работая каждый со своим цветом, получая его оттенки и составляя, таким образом, светлотный ряд»

Примечание. В более «сильной» подгруппе можно дать пирамидку с большим количеством колец. Таким образом, дети должны будут получить больше оттенков одного цвета.

«СПРЯЧЬ МЫШКУ»

Программное содержание. Ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями.   Обучение идентификации цвета.

Материал. Демонстрационный: листы бумаги шести цветов (20x15 см), посередине белый квадрат (8x8 см), ка котором нарисована мышка (Мышкин домик), квадраты тех же шести цветов - дверцы (10x10 см), игрушка - кошка. Раздаточный: такой же материал меньшего размера - цветные листы (10x8 см), белые квадраты на них (5x5 см), цветные квадрата (6x5см); по три домика и шесть дверец на каждого ребенка.

ХОД ИГРЫ. Воспитатель проводит с детьми игру «Спрячь мышку». Сначала он знакомит детей с правилами игры, дети играют вместе с воспитателем. Затем дети играют самостоятельно. Они прячут мышку от кошки; подбирая к разноцветным домикам окошки точно такого же цвета, как домик, и закрывают окошки, чтобы мышку не было видно.

Дети усваивают названия шести цветов спектра.

«РИСОВАНИЕ ОРНАМЕНТА»

Программное содержание. Обучение детей высветлению цвета с помощью белил.

Материал. Демонстрационный: 2 образца орнаментов со светло-красным кругом посередине и ярко-красными полосами по краям. Раздаточный: бумага, кисти, гуашь красная и белая, палитра на каждого ребенка.

 ХОД ИГРЫ. Воспитатель показывает детям образец орнамента, обращает их внимание на различие оттенков у круга и полос. Далее показывает, как сделать светлую краску смешением белей и красной, специально отмечает необходимость использования палитры. Дети смешивают краски, рисуют светло-красный круг, затем, промыв и вытерев кисточки,  рисуют края коврика чистой красной краской.

Примечание. В более «сильной» подгруппе даются 2 образца орнамента и дети делают свой орнамент по одному из образцов (на выбор),  В более «слабой» -подгруппе дается 1 образец орнамента.

АППЛИКАЦИЯ «РАДУГА»

Программное содержание. Ознакомление детей с системой цветов, включая новые для них голубой цвет.

Материал. Демонстрационный: картинка «Радуга». Раздаточный: листы бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов на каждого ребенка для завершения радуги, клей, кисти.

ХОД ИГРЫ. Дети рассматривают картинку с изображением радуги, слушают стихотворение «Цвета радуги». Воспитатель обращает внимание детей на последовательность цветов на картине. Далее дети рассматривают образец незавершенной аппликации. Воспитатель руководит раскладыванием цветных полосок в нужной последовательности. Затем дети наклеивают полоски, завершая аппликацию.

«ПОДБЕРИ ПРЕДМЕТЫ ПОХОЖЕГО ЦВЕТА»

Программное содержание: Обучение сопоставления цвета, предмета с эталоном цвета, классификация по цвету, группировке оттенков.

Материал. Обруч, квадраты – образцы шести цветов, по 3-4 предмета (или игрушек), каждого из этих цветов разных оттенков.

ХОД ИГРЫ. Воспитатель раскладывает игрушки и предметы на столе перед детьми, вместе с детьми рассматривают их, фиксируя внимание на том, что предметы и игрушки разных цветов и оттенков. Затем проводится игра: воспитатель показывает образец (квадрат одного из 6 цветов) и катит обруч к одному из детей. Ребенок выбирает предмет такого же цвета и (желательно) оттенок предмета. Выбранный предмет кладется рядом с образцом на отдельном столе. Далее игра проводится аналогично.

Примечание. В более «сильной» подгруппе детям дается большее количество игрушек и их оттенков.

«ЛОТО (ЦВЕТ)»

Программное содержание. Закрепление знания основных цветов. Обучение выделения цвета с отвлеченным от других признаков предметов.

Материал. Шесть карт лото с расположенными в разном порядке изображениями шести предметов основных цветов. Маленькие карты с теми же изображениями.

ХОД ИГРЫ. Воспитатель раздает карты лото и предлагает детям рассмотреть их. Затем проводится игра. Воспитатель-ведущий. Он достает из коробки по одной картинке и спрашивает: «У кого такая?» если ребенок, у которого есть такая же картинка, отзывается и получает ее и закрывает картинку на карте. Если никто не спросил картинку, она откладывается. Выигрывает тот, кто первым закрыл все картинки на карте.

Примечание. В более «сильной» подгруппе дети получают по две карты лото. В более «слабой» подгруппе дети получают по одной карте лото. Перед началом игры воспитатель с детьми рассматривает карты лото, фиксируя внимание на то, что одни и те же предметы на разных картах разного цвета.

«ТРИ ВОЗДУШНЫХ ШАРИКА»

Программное содержание. Обучение детей высветлению цвета с помощью белил и составлению ряда по светлоте.

Материал. Демонстрационный: рисунок трех синих воздушных шариков различной светлоты. Раздаточный: листы бумаги с контурами трех шариков, палитры, гуашь синяя и белая, вода, кисточки на каждого ребенка.

ХОД ИГРЫ. Воспитатель рассматривает вместе с детьми образец сначала самый светлый шарик, потом потемнее, потом самый темный. Далее дети вспоминают, как с помощью белил сделать разные оттенки синего цвета. Воспитатель смешивает краски (на глазах у детей) на палитре: для первого шарика к белой краске прибавляет немного синий; для второго – побольше, тритий шарик рисует чистой синей краской. Затем дети самостоятельно смешивают краски на палитре: слева делают совсем светлый цвет, справа потемнее. Дети раскрашивают шарики, воспитатель следит за последовательностью раскрашивания, чтобы порядок расположения оттенков совпал с образцом.

«ВЫШИВАЕМ КОВЕР»

Программное содержание. Обучение детей подбору по слову, обозначающему цвет.

Материал. Однотонный палас, белые круги («серединки» цветов), по четыре лепестка каждого ребенка.

ХОД ИГРЫ. Воспитатель создает игровую ситуацию. Все дети «вышивают» ковер. Каждому ребенку воспитатель раздает лепестки для цветов на ковре разного цвета. На паласе раскладывается «серединка» цветов. Дети рассматривают свои лепестки, определяя какого они цвета. Затем по команде воспитателя: «Вышиваем красные лепестки, вышиваем зеленые лепестки» и т.д., дети, у которых есть лепестки такого цвета, раскладывают их у середины» цветов, соблюдая правило: лепестки у цветов должны быть разноцветными.

Примечание. В более «сильной» подгруппе можно дать большее количество лепестков.

 



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие сенсорных способностей у детей 3 -4  лет ».

Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и   необходимым   для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.   Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение. Полноценное восприятие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности.

Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.

В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств.

В это время путем проб и ошибок дети размещают вкладыши разной величины или различной формы в соответствующие гнезда. Ребенок подолгу манипулирует предметами, пытается втиснуть большой круглый вкладыш в маленькое отверстие и т. д. Постепенно от многократных хаотических действий он переходит к предварительному примериванию вкладышей. Малыш сравнивает величину и форму вкладыша с разными гнездами, отыскивая идентичное. Предварительное примеривание свидетельствует о новом этапе сенсорного развития малыша.

В конечном счете дети начинают сопоставлять предметы зрительно, многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая фигурку необходимой величины.

Возраст двух лет - это период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время развивается познавательная система и способности ребенка. Таким путем ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные его наблюдению. Кроме того, малыш получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.

Для усвоения сенсорных способностей родителям малыша немалое значение необходимо уделять играм, способствующим развитию данной техники познания у ребенка. К числу таких игр можно отнести следующие:

1) игры-поручения, основанные на интересе ребенка к действиям с различными предметами;

2) игры с прятанием и поиском - в этом случае ребенка интересует неожиданное появление предметов и их исчезновение (складывание матрешки);

3) игры с загадыванием и разгадыванием, привлекающие детей неизвестностью;
4) игры на ознакомление с формой и величиной предмета - геометрические игры (мозаики, конструкторы "Лего").

Несомненно, при наглядном ознакомлении слово играет большую роль, однако нередко наблюдается перевес словесных способов ознакомления детей с явлениями действительности и недооценка организованного процесса восприятия предметов и явлений. Неверное представление о том, что ребенок сам все увидит, так как он зрячий, и услышит, так как он не глухой, приводит к тому, что родители не развивают целенаправленного восприятия своего малыша.

Хорошо известно, что знания, получаемые словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, не ясны, не отчетливы и не прочны. Без обогащения чувственного опыта у детей подчас возникают самые фантастические представления.

Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств (величина, форма, цвет, конструкция, звучание, запах и т. п.). Чтобы познакомиться с предметом, необходимо заметить характеризующие его свойства, как бы выделить их из предмета.

Ребенок, воспринимая, выделяет отдельные признаки и свойства, но обычно это те признаки, которые ему невольно бросаются в глаза; далеко не всегда они являются наиболее важными, характерными, определяющими облик предмета и помогающими составить о нем правильное представление. Необходимо учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное.

Давайте рассмотрим на конкретных примерах реакцию и процесс познания ребенка в игре. Например, складывание двухместной матрешки. В этой игре основной задачей является научить ребенка сопоставлять предметы по величине, развить понимание слов "большой" и "маленький". Для этих целей родителю потребуется большая двухместная матрешка и неразъемная маленькая.

Вы должны показать ребенку большую матрешку, отметить, что она яркая, нарядная. Встряхиваете: внутри что-то гремит, ребенок при этом радостно реагирует. Затем, закрыв большую матрешку, поставьте игрушки рядом. Обратите внимание ребенка на их величину, согласуя слова с жестом: одна матрешка - маленькая - прячется в ладони, а другая - большая, ее в ладони не спрячешь. Затем предложите ребенку показать маленькую матрешку.

Далее откройте большую матрешку и поставьте в нее маленькую, предложите своему ребенку спрятать маленькую матрешку - закрыть ее второй половинкой. Плотно соединив части большой матрешки, поворачивайте верхнюю часть и нижнюю до совмещения рисунка. Затем предложите вашему ребенку проделать те же самые действия самостоятельно.
Повторив такое занятие несколько раз, обратите внимание на то, как быстро ребенок справляется с поставленной задачей. Если выполнить такую работу не составляет для него никаких трудностей, можете усложнить задачу, добавив еще несколько матрешек.

Такого рода игры становятся дидактическим пособием на различные цвета, величины и формы и т. д. В подобных играх задача выделения того или иного свойства облегчена. Более того, все внимание малыша направляется на сравнение по данному свойству, а сам предмет с комплексом свойств как бы отступает на задний план. В этом случае познаются не предметы, а свойства, присущие им. Детям важна также сенсорная гимнастика. Без нее просто не возможны первоначальные упражнения интеллекта. Иначе говоря, нельзя ребенка научить правильно мыслить, если он сам не будет упражняться в правильном мышлении. В этих целях родители должны создать как бы небольшую систему сенсорной гимнастики. Что это значит? Уметь различать - характерная черта мышления. Различать - это умение группировать.

Таким образом, сенсорное управление заключается в различении классификации. Размер, форма, цвет, шероховатость, вкус, запах - всему этому необходимо научить ребенка. Для того чтобы научить ребенка мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и группировать, т. е. правильно различать. В свою очередь, умение правильно различать приобретается ребенком только через сенсорную гимнастику.

 Манипулируя предметами, дети второго года жизни продолжают знакомиться с разнообразными свойствами: величиной, формой, цветом. В большинстве случаев первоначально ребенок выполняет задание случайно. Шарик можно протолкнуть в круглое отверстие, кубик в квадратное и т. п. Ребенка интересует в данный момент исчезновение предмета, и он многократно повторяет эти действия.

Также было выяснено, что двухлетние дети в основном испытывают большие трудности в усвоении и названии цвета, формы, в установлении связи между свойством предмета как явлением реальной действительности и его словесным обозначением.

Например, двухлетний ребенок, самостоятельно произнося прилагательное "красный", может указать на зеленый или какой-либо другой цвет. Нередко дети словом "красный" подменяют слово "цвет". Устойчивой связи между словами, обозначающими понятия цвета вообще и конкретных цветов, еще не образовалось.

Возможно, и в вашей родительской практике наблюдались случаи: на вопрос "Зачем ты берешь сумку?" вы получали ответ: "На всякий случай". Дальнейшие расспросы взрослого: "На какой случай?" - приводят к разъяснению ребенка: "На голубой".

Для того чтобы накопить и закрепить цветовые впечатления у малыша, с ним необходимо проводить различного рода игры-занятия. Для этого понадобится: ведерко с крышкой, комплект овощей: помидор, апельсин, лимон, слива, огурец - и какой-нибудь черный предмет. В ходе игры вы сначала показываете ребенку ведро с предметами, предлагаете посмотреть, что там находится. Затем вместе с ребенком раскладываете фрукты на столе, при этом четко проговариваете название цвета и предмета.
Лучше всего размещать предметы в соответствии с цветовой гаммой: слева перед ребенком красный помидор, затем оранжевый апельсин, далее желтый лимон, зеленый огурец, синяя слива и последним - темный фрукт или овощ.
Предоставив возможность малышу полюбоваться на предметы, попросите сложить их. Придвинув ему ведерко, положите первый предмет сами, а затем, следуя примеру, ребенок должен сам собрать оставшиеся предметы, при этом повторив их названия. Затем закройте ведерко крышкой. Если ребенок проявил интерес к такому занятию, вы можете повторить его еще несколько раз.

Важно поддерживать интерес и радостные эмоции ребенка, выражая свое отношение к его действиям: "Молодец!", "Правильно", "Красивая у тебя игрушка" и т. п.

Цель занятия считается достигнутой, если ребенок охотно вынимает и кладет предмет в ведерко, положительно относится к указаниям взрослого, проявляет интерес к предметам разного цвета.

Также занятия по сенсорному развитию ребенка можно проводить и на прогулке. Возьмите с собой на улицу несколько мячей разных цветов. И, когда будете бросать малышу мяч, спросите его, какого цвета игрушка, какой формы. Если при этом ребенок испытывает затруднения с ответом, помогите ему.

Усвоение названий сенсорных свойств предметов (цвет, форма) ребенком раннего возраста существенно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства, применяются их "опредмеченные" наименования (например, лимонный, апельсиновый, розовый, морковный).

Абстрактные слова для детей заменяются названиями конкретных предметов, имеющих постоянную характеристику: малышу понятно и доступно название прямоугольного бруска кирпичиком, треугольной призмы - крышей и т. д.

Также с детьми второго года жизни можно уже проводить занятия рисования и лепки. Когда ребенок начинает знакомиться со свойствами глины или пластилина, он прежде всего ощущает влажность и пластичность. Нажимая пальцами на комок глины, малыш видит, что остается след, вмятина. Когда же он берет в руки комок, то ощущает его вес - тяжесть, ощущает его вязкость.

Пластичность глины вызывает у ребенка желание изменить форму комка, сжимать его в руках, придавливать. Ощущения, которые испытывает малыш от соприкосновения с глиной или пластилином, сперва настораживают и даже иногда отпугивают его: известны случаи, когда некоторые дети отказывались брать в руки холодную глину. Но, по мере того как дети знакомятся со свойствами пластичности, действия с глиной доставляют им все большее удовольствие. В процессе этого у многих детей возникают ассоциации с впечатлениями, имеющимися в жизненном опыте ребенка: одни вспоминают, как месят тесто, другие - как стирают мылом, гладят утюгом или разламывают булку.

Но в нашей практике известны и такие случаи, когда ребенок обладает большей устойчивостью зрительного восприятия и зрительных представлений. Случайно полученная вмятина придает комку глины форму, которая напоминает ребенку знакомый предмет или часть предмета. Он радостно встречает неожиданное появление изображения.

 Теперь уже, действуя руками, он зорко всматривается в изменяющуюся форму и готов увидеть в ней изображение предмета при проявлении малейшего сходства, хотя бы по одному признаку. Воображение дополняет то, чего нельзя увидеть. Действия руками начинают приобретать созидательный характер: ребенок прилепляет один комок к другому, складывает несколько комков в одну кучу, получая более сложную форму. Слепленные вместе два куска напоминают живое существо - голову и туловище. Таким путем образное восприятие постепенно обогащается.

Предметно-изобразительный смысл детские рисунки и лепка приобретают благодаря оживлению имеющихся у детей представлений, накопленного сенсорного опыта; преднамеренного изображения того или иного предмета еще не возникает.

Важную роль в процессе занятия, направленного на развитие сенсорики, играет движение руки по предмету. Если вы показываете ребенку какую-либо фигуру, старайтесь как можно чаще указывать на те или иные ее части.

Вершиной достижения ребенка второго года жизни является выполнение заданий на соотношение разнородных предметов по цвету. Здесь уже нет того автодидактизма, который имел место при соотнесении предметов по величине или формам. Только многократное чисто зрительное сравнение позволяет ребенку выполнить задание правильно.

 



Предварительный просмотр:

Методическое обоснование использования дидактического пособия

«Сенсорный стол «РАДУГА»

Дидактические игры являются одним из эффективных средств сенсорного воспитания детей, формирования познавательной деятельности. Эффективное влияние на развитие детей дидактические игры имеют за счет интереса ребенка к игровому действию, которое стимулирует не только активность, но и побуждает к поиску правильного решения и получению чувства удовлетворения от решенной задачи. В связи с этим в коррекционной педагогике дидактическая игра пользуется особой популярностью из-за возможности наиболее эффективно влиять её средствами на коррекцию отклонений в психофизическом развитии ребенка. В дидактических играх можно научить детей способам обследования предметов, различения, узнавания и сравнения. Дидактические игры учат детей анализировать признаки, дифференцировать объекты по сходству и различию, развивают аналитическую функцию, мышление, совершенствуют память, развивают тактильную чувствительность.

Специально созданные дидактические игры эффективно влияют на формирование различительных способностей сенсорных органов к выделению признаков различных модальностей.

Мы предлагаем использовать в работе с детьми полифункциональное дидактическое пособие «Сенсорный стол «РАДУГА» и набор развивающих игр для данного пособия. Дидактическое пособие «Сенсорный стол «РАДУГА» способствует развитию у дошкольников сенсорных функций, побуждает ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности, совершенствует мышление и речь.

Детям с нарушениями в развитии свойственны нарушения формирования образного мышления в анализе и синтезе признаков предметов окружающей действительности. Поэтому использование дидактического пособия «Сенсорный стол «Радуга» особенно актуально в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения и детьми с задержкой психического развития, так как игры и упражнения с применением дидактического пособия способствуют развитию у детей зрительного восприятия, познавательной активности и формируют навыки ориентировки на плоскости, создают условия для преодоления трудностей зрительно-моторной координации, корригируют недостаточность внимания, наблюдательность, сообразительность и память.

Полифункциональное применение данного пособия обусловлено тем, что в дополнение к нему можно использовать уже готовые дидактические игрушки и материалы. За сенсорным столом «Радуга» одновременно могут играть до шести детей. Задачи, решаемые в процессе дидактических игр, можно усложнять и модернизировать. Игры и упражнения с применением данного пособия можно включать в непосредственно образовательную деятельность с детьми от 3 до 5 лет как часть занятия, использовать в совместной деятельности в процессе коррекционного часа, а также в самостоятельной деятельности детей в группе, кабинете специалиста или сенсорной комнате.

Описание дидактического пособия

Для изготовления дидактического пособия «Сенсорный стол «Радуга» можно взять любой детский кукольный столик и наклеить на него цветную пленку в соответствии с цветами спектра. Внизу к столу под каждым цветным полем крепятся крючки для цветных мешочков. Цветные мешочки пошиты из непрозрачной ткани того же цвета, как и игровые поля. Цветные мешочки наполняются кубиками, кирпичиками, шариками, конусами, игрушками. Все игрушки соответствуют цвету мешочка и цветового поля на дидактическом столе.

Для игр и упражнений можно использовать готовые дидактические игрушки и пособия: пирамидки, цветные столбики, сортировщики, цветные стаканчики, наборы геометрических фигур «Монтессори», деревянный цветной настольный конструктор и др.

Кроме того, нами было изготовлено дидактическое пособие «Цветы и бабочки» и цветной диск со стрелкой для коллективных игр.

Дидактическое пособие может быть использовано в работе с детьми на этапе обучения (ознакомления) с сенсорными эталонами, а также на этапе закрепления познавательного материала. В процессе закрепления усвоенного материала ребенку предоставляется больше самостоятельности в выполнении игрового задания, и усложняются образовательные задачи.

Цель: Совершенствовать представления детей о предметах и явлениях, свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Развивать познавательный интерес.

Задачи:

  1. Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи.
  2. Создавать условия для ознакомления детей с сенсорными эталонами цвета, формы, величины, умение выделять, соотносить предметы с эталонами, правильно называть.
  3. Развивать осязание, мелкую моторику, зрительное восприятие, пространственные представления.
  4. Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, оречевлять свои действия и мысли.
  5. Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая эмоционально-положительный отклик и познавательную мотивацию к игровому действию.

Прогнозируемый результат:

  1. У ребенка сформированы представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира на основе сенсорных эталонов.
  2. Ребенок активно действует с предметами и игрушками, эмоционально вовлечен в игровую ситуацию, проявляет самостоятельность.
  3. Ребенок способен следовать правилам игры.
  4. У ребенка развиты зрительное восприятие, мелкая моторика, пространственные представления.
  5. Ребенок самостоятельно использует навыки обследования предметов, включает сохранные анализаторы, умеет сравнивать, соотносить, обозначать словом действие или признак.

Базовая образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ  С ДИДАКТИЧЕСКИМ ПОСОБИЕМ

«СЕНСОРНЫЙ СТОЛ «РАДУГА»

Игра «Узнай и назови»

Цель:Формировать обследовательские способности детей, учить различать предметы наощупь, соотносить их по цвету, правильно называть, развивать тактильную чувствительность.

Материалы:Сенсорный стол «РАДУГА», наборы геометрических форм разного цвета в цветных мешочках.

Ход игры:Педагог предлагает ребенку найти наощупь различные по форме предметы (шар, куб, цилиндр, конус, кирпичик). Соотнести по цвету с «полянкой» сенсорного стола «РАДУГА», назвать словом (или повторить за педагогом) цвет и форму предмета.

Игра «Подбери формы (фигуры) по цвету»

Цель:Формировать умение различать цвет, пространственное расположение предметов, развивать моторные и сенсорные способности.

Материалы:Сенсорный стол «РАДУГА», дидактическая игра «Домик-сортировщик», геометрические фигуры деревянные (или вырезанные из цветного картона).

Ход игры:В центре на дидактическом столе выложены формы (фигуры) разного цвета. Они перемешаны. Нужно найти цветную «полянку» для каждой формы (фигуры). Разложить и назвать правильно цвет и форму предметов, соотнести форму и геометрическую фигуру.  

Игра «Каждой форме свой домик»

Цель:Формировать умение различать форму предметов, правильно называть цвет и форму предметов, развивать сенсорные способности и мелкую моторику, зрительное восприятие и соотнесение.

Материалы:Сенсорный стол «РАДУГА», дидактическая игра «Домик-сортировщик».

Ход игры:Педагог предлагает детям найти окошечко  для каждой формы, находящейся на цветной полянке, правильно назвать форму и цвет фигуры.

Игра «Найди место для каждой игрушки»

Цель:Развивать различительные способности сенсорных функций на основе соотнесения с эталонами цвета, совершенствовать умение различать и правильно называть цвет. Развивать тактильную чувствительность в процессе определения предмета наощупь, развивать сенсомоторные навыки.C:\Users\Владелец\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC00487.jpg

Материалы: Сенсорный стол «РАДУГА», волшебный мешочек с набором игрушек разного цвета.

Ход игры: Ребенку предлагают «волшебный мешочек»в котором спрятались игрушки разного цвета. Необходимо наощупь определить какие игрушки спрятались, назвать какого они цвета (размера) и разложить их по цвету на «полянке» дидактического стола.

Игра «Наведи порядок»

Цель: Развивать умение детей классифицировать геометрические фигуры по определенному признаку, развивать зрительное восприятие, сенсомоторные навыки, образное восприятие и представление. Для детей старшего возраста закреплять навыки счета.

Материалы: Сенсорный стол «РАДУГА», дидактический набор геометрических фигур М. Монтессори (или геометрических фигур, вырезанных из цветного картона).

Ход игры:  

Вариант 1: на сенсорном столе «РАДУГА» разбросаны фигуры разного цвета, они заблудились. Ребенку предлагают найти для фигур свои домики-«полянки», соотнести их по цвету.

Вариант 2: найти и выложить на красную «полянку» только треугольники (круги, квадраты и т.д.) того же цвета; на зеленую «полянку» - ромбы (треугольники, прямоугольники и т.д.) того же цвета и т.д.

Вариант 3: найти и выложить на цветные «полянки» одинаковые по форме треугольники разного цвета, или только маленькие квадраты (круги) разного цвета.

Можно закрепить навыки счета и сосчитать количество фигур на каждой полянке, сравнить на какой полянке фигур больше-меньше, каких фигур больше (треугольников или квадратов и т.д.

Игра «Найди и посчитай»

Цель: Развивать различительные способности сенсорных функций, совершенствовать умение различать цвет, закреплять навыки счета, развивать аналитическую функцию, зрительное восприятие, мелкую моторику.

 Материалы: Сенсорный стол «РАДУГА», дидактический набор геометрических фигур М. Монтессори (или геометрических фигур, вырезанных из цветного картона).

Ход игры: Педагог предлагает ребенку выложить на красную «полянку» 5 треугольников того же цвета, а на желтую «полянку» - 4 желтых круга; посчитать, сравнить каких фигур больше и насколько.  

Игра «Построим город»

Цель:Развивать умение различать цвет, величину, пространственное расположение объектов на основе применения сенсорных эталонов. Закреплять навыки счета, совершенствовать конструктивные умения, активизировать словарь.

Материалы:Сенсорный стол «РАДУГА», настольный деревянный конструктор «Цветной» (или набор геометрических фигур).

Ход игры:Педагог предлагает детям выложить на цветную «полянку» детали того же цвета, какой цвет «полянки» сенсорного стола. Сосчитать детали. Построить из всех деталей дома, разные по высоте. Назвать какие детали (формы) использовали, какие по высоте получились дома.

Для детей старшего возраста можно предложить моделирование домов из геометрических фигур на основе образца и по замыслу.

Игра «Цветная гусеница»

Цель: Совершенствовать сенсомоторные способности детей, развивать умение различать и правильно называть цвет на основе применения сенсорных эталонов, закреплять навыки порядкового счета.

Материалы: Сенсорный дидактический стол «РАДУГА», дидактическая игрушка «Цветная гусеница».

Ход игры: Педагог показывает детям игрушку, говорит, что гусеница потеряла все свои колечки. Педагог предлагает детям разложить цветные колечки на «полянки» дидактического стола по цвету, назвать цвет каждой детали и собрать гусеницу, одевая колечки по-порядку.

Игра «Цветные столбики»

Цель: Развивать умение дифференцировать предметы по величине и по цвету, закреплять навыки счета, умение обозначать результат словами «больше», «меньше», «поровну», совершенствовать мелкую моторику. Развивать зрительный контроль за движением руки.

Материалы: Сенсорный стол «РАДУГА», дидактическая игрушка «Цилиндрики-втыкалки».

Ход игры: Педагог предлагает детям разложить цилиндры по цвету на «полянки» дидактического стола, посчитать, сколько цилиндров каждого цвета, сравнить (при необходимости). Далее следует задание расставить цилиндры по высоте от самого маленького, до самого большого.

Игра «Цветные пирамидки»

Цель:Развивать умение детей классифицировать, дифференцировать  предметы по сходным и отличительным признакам. Развивать зрительное восприятие, глазомер, закреплять навыки счета, умение называть цвета радуги по-порядку.

Материалы: Сенсорный стол «РАДУГА», набор пирамидок.

Ход игры:

Вариант 1 (используются набор одноцветных пирамидок): расставь пирамидки каждую на свою «полянку». Разобрать и собрать пирамидку, посчитать сколько колец в каждой пирамидке.

Вариант 2 (используем дидактические пирамидки с цветными кольцами (формами): разложить колечки пирамидки на «полянки» дидактического стола по цвету, посчитать сколько колец у пирамидки, надеть кольца в правильном порядке, назвать цвет.

Игра «Цветные стаканчики»

Цель: Развивать сенсорные и моторные способности, умение различать форму, цвет и величину на основе применения сенсорных эталонов, закреплять навыки счета, сравнения. Активизировать словарь. Развивать зрительное восприятие.

Материалы: Сенсорный стол «РАДУГА», набор цветных камешков разного размера, набор цветных стаканчиков, соответствующих цвету «полянок» дидактического стола, набор геометрических фигур разного цвета.

Ход игры:

Вариант 1: разложить цветные камешки на «полянки» дидактического стола по цвету.C:\Users\Владелец\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC00459.jpg

Вариант 2: положить на красную полянку 4 больших камешка того же цвета, а на синюю «полянку» - 5 маленьких камешков того же цвета. Посчитать, сравнить.

Вариант 3: расставить на «полянках» дидактического стола стаканчики по цвету, собрать в стаканчики цветные камешки.

Вариант 4: стаканчики могут быть большие и маленькие. Можно усложнить задание собрав в большие стаканчики большие камешки, в маленькие стаканчики – маленькие камешки.

Вариант 5: геометрические фигуры разложить по цвету на цветные полянки, посчитать сколько их, затем рассортировать их по цветным стаканчикам.

Игра «Каждой бабочке – цветок»

Цель: Развивать различительные способности сенсорных функций на основе овладения эталонами и образцами признаков и свойств предметов.  Развивать зрительное восприятие, активизировать словарь, совершенствовать умение употреблять в речи предлоги «над», «на», «под».

Материал: Сенсорный стол «РАДУГА», набор разноцветных цветов и бабочек из цветного картона.

Ход игры: Педагог предлагает украсить «полянки» дидактического стола цветами такого же цвета, а затем посадить на цветы бабочек соответствующего цвета. Назвать цвет, использовать в речи словосочетания, красный цветок, красная бабочки, бабочка села на цветок, бабочка летает над цветком и т.д. Игру можно усложнить, дополнив наборы маленькими цветами и бабочками, или предложить детям посчитать, сколько всего цветков и бабочек на цветной полянке.

Игра «Найди картинку»

Цель: Развивать зрительное восприятие, предметные представления, совершенствовать коммуникативные навыки. Расширять словарный запас, умение составлять простые предложения.

Материалы: Сенсорный стол «РАДУГА», цветной диск со стрелкой, предметные картинки с изображением предметов разного цвета (яблоки, солнце, огурец, помидор, ведерко, лягушка и др).

Ход игры:

Вариант1: Дети раскручивают стрелку в порядке очереди. Называют, на каком цветном поле останавливается стрелка. Находят и выкладывают предметные картинки соответствующего цвета на подходящую цветовую «полянку».

Вариант 2: Ребенок раскручивает стрелку, называет на каком цветовом поле остановилась стрелка, находит картинку с изображением предмета такого же цвета и придумывает предложение с данной картинкой (например: стрелка остановилась на зеленом поле, ребенок выбрал лягушку и придумал предложение «Лягушка прыгала по полянке», «Лягушки живут в пруду»)

Игра «Разноцветная вода»

Цель: Развивать исследовательские навыки, учить различать и называть цвета спектра. Развивать умение смешивать цветную воду, получать другие цвета. Развивать зрительное восприятие, чувство цвета.

Материалы: Сенсорный стол «РАДУГА», прозрачные стаканчики для воды, цветные стаканчики, гуашевые краски (красная, желтая, синяя), вода.

Ход игры: Педагог предлагает детям поэкспериментировать. В цветные стаканчики (красный, желтый, синий) наливают чистую воду. Детям даются задание с помощью краски окрасить воду в такой же цвет (в красном стаканчике должна получиться красная вода, в синем – синяя, в желтом желтая). Стаканчики с цветной водой поставить на «полянки» дидактического стола того же цвета. Педагог обращает внимание детей, что три «полянки» остались без стаканчиков, и предлагает ребенку подумать, как поучить цветную воду оранжевого, зеленого, фиолетового цвета. В прозрачных стаканчиках смешать цветную воду, получить нужные цвета, налить их в стаканчики соответствующего цвета и расставить по «полянкам».

Игра «Нарисуй, что бывает такого цвета»

Цель: Развивать зрительное восприятие, совершенствовать предметные представления, развивать восприятие цвета, формообразующие движения руки при рисовании предметов, развивать зрительный контроль за движением руки.

Материалы: Сенсорный стол «РАДУГА», набор фломастеров (карандашей), бумага, цветной диск со стрелкой.

Ход игры: Ребенок раскручивает стрелку на цветном диске, называет цвет, на котором остановилась стрелка. Выбирает фломастер или карандаш такого же цвета и рисует на бумаге предмет, соответствующий данному цвету. (например: выпал желтый – рисуем солнышко, или лимон; выпал красный – рисуем яблоко или цветок и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутое комплексно-тематическое планирование по образовательным областям во второй младшей группе (декабрь, январь, февраль)

ТЕМЫА у нас в квартире…Посуда и продукты питанияВесело, весело встретим Новый годВот зима – кругом белоЧто такое хорошо, что такое плохоМаленькие исследователиНародная культура и традиции...

Индивидуальная работа по сенсорному развитию «Поиграем с пирамидками» в первой младшей группе

Индивидуальная работа по сенсорному развитию «Поиграем с пирамидками» в первой младшей группе...

Проект по развитию речи «Цвета Радуги» (во второй младшей группе «Радуга»)

АкАктуальность: Восприятие цвета происходит при помощи зрительной ориентировки. Знакомство детей с цветом происходит в процессе непосредственного восприятия цвета в связи с предметами окружающего мира...

Проект по сенсорному развитию «Поиграем с радугой»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 34 «Рябинка»        Проект по сенсорному развитию«Поиграем с радугой&raq...