Народный праздник "Кузьминки" Мучипова Ирина Николаевна
методическая разработка (подготовительная группа)

Ирина Николаевна Мучипова

сценарий мероприятия "Кузьминки" календарно обрядовый праздик встречи зимы для детей 7лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сценарий праздника "Кузьминки"43 КБ

Предварительный просмотр:

Областной конкурс методических материалов

по

духовно-нравственному воспитанию

Сценарий мероприятия

                                                                   «Кузьминки»

Календарно обрядовый праздник встречи зимы

(для детей 7лет)

                                                 

                                                                  Мучипова Ирина Николаевна

                                                   

                                                                                            МБДОУ «Усть-Ишимский детский сад№1»

«Кузьминки»

Календарно обрядовый праздник встречи зимы (для детей 7лет)

Цель: воспитывать любовь к русским традициям.

Задачи:

  1. Способствовать формированию представлений о содержании, структуре русского народного обряда, воспитывать интерес и уважение к нему, как части музыкального фольклорного наследия.
  2. Стимулировать положительную мотивацию к изучению произведений русского фольклора, развивать творческое мышление.

Зал оформлен под деревенскую избу.  В зале бутафорное окно украшенное в стиле русских традиций, стол, покрытый скатертью, самовар с баранками, посуда. Возле стола скамейки. На них вязанье, клубки с шерстью, у стены прялка. На стенах плакаты с поговорками и приметами («Демьянов путь-не путь, а только зимы перепутье», «Демьян окамени воды», «Кузьма и Демьян с гвоздем», «Закует Кузьма-Демьян, до весны не расковать»).  В углу - печь. На печи сидит кот, спит девочка Варвара. За столом сидит отец. Мать наливает ему чай. Звучит народная песня «Пойду ль я, выйду ль я».

Мать (Хозяйка): Вставай, доченька, уже утро наступило.

Варвара: Неохота! Я лучше на печке поляжу да спинку погрею.

Мать (Хозяйка): (гладит дочку по голове): Большой праздник сегодня на двор пришол – Кузьма да Демьян. Они наш дом охраняют от всякой беды, от всякого лиха.

Мать (хозяйка): Вставай, доченька, не ленись.

                 Варвара встаёт с неохотой.

Тепло, светло! Сядем за рукоделие, да будем зимнюю пряжу прясть. И ты отец беридь за дело.

                 Раздоётся шум.

Что это? Никак гости……

                 Варвара сново ложится на печь.

В зал под народную песню «Во поле берёза стояла» вплывают девочки и заводят хоровод.

В конце хоровода девочки выполняют низкий поклон.

- Здравствуй, хозяюшка!

-Кузьминки - об осени поминки.

- Кузьминки - встреча зимы.

Хозяйка: (держа в руках хлеб – соль) Издавна на Руси  гостей встречали хлебом – солью.

Ой, вы, девицы – красавицы!

Душеньки – подруженьки!

Проходите, гости милые,

В нашу горницу, во светлицу.

Девочки садятся на скамьи и сразу начинают своё рукоделие: Хозяйка садится с ними.

Хозяйка: Давайте попросим Кузьму да Демьяна помочь нам.

Все: Батюшка Кузьма – Демьян! Сравняй меня позднюю с ранней.

Хозяйка: Да вместе песню заведём, чтобы работа лучше спорилась.

(девицы с хозяйкой поют русскю народную песню «Прялица»)

Раздаётся стук    в дверь. Входят кузнецы . У каждого за плечами молот.

Кузнец: Хозяйка кузнецы нужны?

Хозяйка: А что вы умеете делать?

Кузнец: А вот что!

(Кузнецы поют песню «Во кузнеце» играя на музыкальных  инструментах. Мальчики выковывают   гвозди)

Кузнец: Вот,  хозяйка, и умение наше в дом. Пригодится.

Хозяйка: Ай спасибо, работники, уважили, кузнецы умелые. Чем же заплотить?

Кузнец: Мы бессеребреники, как Кузьма да Демьян. Дайте нам кашу ржану да накормите  вволю.

Хозяйка ставит плошку с кашей.

Хозяйка: Вот вам каша с курёнкой, ешьте на здоровье, да смотрите, чтобы косточки не ломались,  а то цыплята у вас будут уродливые.

          Кузнецы едят кашу, нахваливают

Кузнец: Собирайся, народ!

                Шире, шире, хоровод!

                Будем в «Прялицу» играть,

                Самых лучших выбирать.

Проводится русская народная игра «Прялица»: играющие, взявшись руки, образуют круг. В середине круга стоит «жених».  Играющие  ходят по кругу, приговаривая:

Прялица, кокорица моя

С горя выброшу на улицу тебя.

Стану прясть да попрядывать,

На беседушку поглядывать.

После этих слов, «жених» выбирает себе «невесту», целует. Игра продолжается.

«Жених» с «невестами» садятся на лавочки, мило переглядываются.

Хозяйка: Девицы – красавицы, много ль вы знаете пословиц и поговорок? Подарите их мне! Я их в корзиночку положу, кому хочу – подарю….

Девицы: Долг день до вечера, коли делать нечего.

                - Труд человека кормит, а лень портит.

                - Умелые руки не знают скуки.

                - Землю красит золото, а человека – труд.

Хозяйка: Умницы, девицы – красавицы! А вот знаете ли вы ноябрьские народные приметы?

Девицы: Коль на Якова мелкий град, то с Матрёны земля на ноги встанет.

                - Если на Дмитрия потеплеет, то всей матушке – земле быть с теплинами.

                - С Ераста жди ледяного наста.

Хозяюшка: Спасибо вам, девицы – красавицы! Потешили вы нас, да и корзиночку мою пополняли. А знаете ли вы, девицы – красавицы, что Кузьминки слывут девичьим праздникам. На Кузьму – Демьяна к кому на двор стрелы летят – там и свадьбы играли.

Хозяйка приглашает гостей к столу. В это время в круг детей влетает валенок. Все разбегаются. Отец ловит его, удивляется. С песней входит Емеля.

Емеля: Здорово, хозяева! Я свататься пришел.

Отец: Как свататься?

Емеля: Валенок мой у вас?

Хозяйка: У нас, вот он.

Емеля: Ну вот! Невесты у вас есть?

Отец: Есть! Но ведь путные – то женихи стрелы в дом запускают, а не валенки…

Емеля: Да мне лень было вытачивать стрелы! Братья мои все переженились.  Один я остался без жены.

Хозяйка: Так ты жених?

Варвара: (Прыгает с печи) Где жених? Я жениха хочу! Мамка, обувай меня! Мамка, наряжай меня! Мамка, щёки крась.

Емеля: Вот так невеста! Да она и одеваться – то сама не умеет! Нет! Я уже дальше пойду.

Хозяйка: Что ты, Емеля! Всё она умеет делать! А красавица она какая! А сам ты, что делать умеешь?

Емеля: Я работать не люблю, да и не умею. А вот развеселить, кого хочешь могу!

Проводится игра  «Кружева». Дети становятся парами, образуют полукруг. Пары берут друг друга за руки и делают  «ворота»

Все хором: Раз, два, три, невеста жениха лови!

Жених убегает  «змейкой», не пропуская ни одни ворота, невеста так же его догоняет. Во время игры Емеля потихоньку убегает.

Отец: А где жених – то?

Хозяйка: Ах, негодник! Убежал!

Варвара: (рыдает) Где Емеля? Где жених мой?

Мать: (успокаивает Варвару) Отец, придумай что-нибудь!

Отец уходит. Возвращается с чучелом Кузьмы – Демьяна: набивает соломой мужские штаны и рубаху, обувает в старые лапти.

Хозяйка: Кузьма – Демьян! Погляди ка на нашу дочку. Какая красивая, молодая. И на одной ноге крутится,  может.

0тец: Венчать их пора.

Дети исполняют свадебную дразнилку «Наша Варварушка – маков цвет» В конце песни чучело падает.

Невеста: Ох, упал родимый.

Девица: Знать, конец празднику подходит. Пришли Кузьма – Демьян, потешили нас, осень с собой унесли, дорогу зиме вымостили.

Чучело разбирают, солома рассыпается по полу. Исполняется общий танец «Барыня» на соломе.

Все вместе хором: Прощай, Кузюшка! До новой осени! До нового урожая!

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ознакомление дошкольников с природой Кубани и традициями казачества» из опыта работы воспитателя 1 квалификационной категории Гаврилко Ирины Николаевны

Данный материал это описание опыта работы Гаврилко И.Н. в направлении ознакомления дошкольников с традициями казачества и природой Кубани...

Сценарий праздника, посвященного Международному женскому дню, для детей 6-7 лет, музыкального руководителя МДОУ «Детский сад №5» г. Саратова Боевой Ирины Николаевны. «Конкурс Мини-Мисс»

Сценарий праздника, посвященного Международному женскому дню,для детей 6-7 лет, музыкального руководителяМДОУ «Детский сад №5» г. СаратоваБоевой Ирины Николаевны. «Конкурс Мини-Мисс»...

Конспект открытого занятия "Мы и космос".Автор Марквальд Ирина Николаевна-воспитатель старшей группы.

Технологическая карта  комплексного-интегрированного занятияОбразовательные области: познание, коммуникация, творчество.Подобласти: ознакомление с окружающим, математика, развитие речи, творчеств...

"Закономерности развития детской речи" Автор учитель-логопед ГБДОУ 140 Демидова Ирина Николаевна

Методическая разработка содержит основные этапы и законы развития детской речи в онтогенезе...

Спортивный досуг для старших групп «Мы спортивные вдвоем, никогда не устаем» Составила: инструктор по физической культуре Фурутина Ирина Николаевна

Цель: пропаганда здорового образа жизни и укрепление семейных ценностей, повышение авторитета семьи, материнства.Задачи:·        развивать двигательную находчивость,...

ИНТЕРНЕТ-ПОРТФОЛИО УЧАСТНИКА РЕСПУБЛИКАНСКОГО КОНКУРСА " ПЕДАГОГ ГОДА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В 2024 ГОДУ В НОМИНАЦИИ " ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА" Коломейцевой Ирины Николаевны

Интернет-портфолио воспитателя - это индивидуальная папка, в которой накапливаются материалы, свидетельствующие о профессиональных достижениях педагога в образовательной деятельности, результаты...