Формируем культурно-гигиенические навыки детей
презентация к уроку (младшая группа)
С первых дней жизни при формировании культурно–гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша, «вхождения» его в мир взрослых.Культурно-гигиенические навыки направлены на самого ребенка. Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, малыш осознает самого себя. У него формируется представление о собственном теле. При одевании и умывании, ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нем самом в ходе бытового процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из растрепанных стали красиво причесанными, ножки обулись в сапожки, на ручки надели рукавички.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formiruem_kulturno-gigienicheskie_navyki.docx | 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Формируем культурно-гигиенические навыки детей младшей группы
Успешное овладение культурно-гигиеническими навыками является неотъемлемой частью формирования общей культуры человека. Знакомство с гигиеной и культурой поведения начинается в семье с первых дней жизни ребёнка. Работу в этом направлении ведут и в детском саду. Особенно важна она в группах раннего возраста, на третьем году жизни малышей.
Актуальность воспитания культуры поведения в раннем дошкольном возрасте
Психологи считают, что на время от рождения до трёх лет жизни ребёнка приходится сенситивный, то есть наиболее благоприятный для восприятия период усвоения порядка. Именно до трёх лет малышу легче всего усвоить распорядок дня со всеми гигиеническими процедурами и элементарные нормы поведения в ближайшем окружении, и они войдут у него в стойкую привычку. Естественно, это возможно, если в детском саду и дома будет проводиться систематическая, планомерная работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков.
Педагоги дошкольного образовательного учреждения ведут эту работу, опираясь на знание детской психологии и физиологии, требования образовательных программ и дают советы родителям, поскольку только в постоянном сотрудничестве семьи и детского сада, возможно, осуществлять воспитание культуры маленького человека наиболее полно и эффективно.
Главные правила, которыми должен руководствоваться педагог при воспитании культуры поведения детей:
Соответствие подаваемого материала возрасту детей, их психологическим и физиологическим особенностям. Так, разыгрывая небольшую сценку в кукольном театре на тему чистоты и порядка, не следует брать неодушевлённые предметы в качестве героев. Малыши ясельной группы не поймут сценки с ожившими мылом, полотенцем, зубной щёткой. Персонажами в небольшой сценке могут быть Зайка, Лисичка, Поросёнок, кукла мальчик или девочка, Колобок, Котёнок. То же касается и художественных произведений. Стихотворения, слова физкультминуток должны быть короткими, ритмичными, содержать только главную информацию. Очень удачно будет использование малых фольклорных форм: потешек, стихов, загадок.
Например:
Закатаем рукава,
Открываем кран — вода.
Моем глазки, моем щечки,
Моем уши и ладошки!
— Посмотрите, крошки,
— На свои ладошки.
— Ах, какие ладошки!
— Чистые ладошки!
Наши детки – малыши
Моют руки, как большие.
Сами мылят руки мылом,
Чтобы ручкам чисто было.
Смоем всё водичкой,
Умоем наше личико,
Полотенчиком протрем
В группу чистыми пойдем.
Ведем беседу с детьми в игровой форме, так дети запоминаю лучше.
Например:
Письмо от Мойдодыра!
Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Все равно какой водою:
Кипяченой, ключевой,
Из реки иль из колодца,
Или просто дождевой!
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем –
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой!
Потерпите – не беда!
И чернила, и варенье
Смоют мыло и вода!
Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чище, мойтесь чаще –
Я грязнуль не выношу.
Не подам руки грязнулям,
Не поеду в гости к ним!
Сам я моюсь очень часто.
До свиданья!
В ручейке вода струится…
В ручейке вода струится
В речке плещется вода.
Мы под краном будем мыться,
Без воды мы никуда.
Моем руки, моем лица
Мылом, щеткой и водой.
Если тоже любишь мыться,
Ручки мой и песню пой.
Лады, лады, ладушки.
Мы помыли лапушки,
В чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки.
Поели, попили,
Всех благодарили.
«Спасибо» говорили.
Обязательное использование наглядности, причём не столько изображений, сколько самих предметов. Детям необходимо увидеть настоящее мыло, полотенце, гребешок. Воспитатель должен предоставить детворе возможность исследовать предметы, определить их свойства: «мыло ароматное, полотенце мягкое, вода тёплая».
Выработка культурно-гигиенических навыков проводится в течение всего дня, в разные режимные моменты: во время утреннего приёма, прогулок, игр, занятий, приёма пищи, подготовки ко сну. Нельзя сказать: «Сегодня мы выучили слова вежливости, работу можно прекратить». Обязательно найдётся момент, который можно использовать для воспитания культуры поведения, закрепления полученных знаний и навыков.
Для детей раннего возраста очень важно поведение педагога. В любой момент пребывания с детьми воспитатель должен контролировать себя и свои действия, быть примером детям. На прогулку, особенно после дождя, летом, ранней весной следует брать с собой влажные салфетки, следить, чтобы у каждого ребёнка был носовой платок. К примеру, после дождя могут остаться лужи, ребёнок испачкал руки, исследуя такой интересный природный объект. Педагог помогает малышу устранить непорядок при помощи влажных салфеток. Но куда девать их после использования? Разумеется, бросать на игровой площадке мусор нельзя. Приходится искать урну и выбрасывать мусор в неё. Таким образом, малыши учатся аккуратно вести себя в окружающей среде, не мусорить, что также является проявлением культуры человека.
Обязательное поощрение, создание ситуации успеха. Даже маленький ребёнок — личность, и в силу возможностей стремится к достижению целей. Поддержать его в этих стремлениях, создать условия для дальнейшего развития — обязанность педагога. Похвала, фиксирование положительного результата в работе с малышами необходимы. «Вы старались, хорошо вымыли руки после прогулки, посмотрите на свои ручки: они стали ароматными, чистыми, теперь и за стол садиться будет приятно».
Формирование собственно культурно-гигиенических проводится во время различных режимных моментов
Приём пищи
За обедом, завтраком, полдником детей учат ровно сидеть за столом, не разговаривать во время еды, не вертеться, не смеяться, не шалить. Причём слово «не» употребляют мало, чтобы не побуждать детей упрямиться, действовать наперекор (ведь начинается кризис трёх лет). Воспитатель приучает ребёнка следовать положительным примерам, хвалит за проявленную аккуратность, послушание: «Саша умеет красиво сидеть за столом, молодец. И Коля, и Света тоже будут сидеть ровно, не шуметь».
Постоянно закрепляют последовательность употребления блюд.
Малыши ещё могут разливать и крошить еду, но их за это не ругают, а хвалят тех, кто поел аккуратно, приучая к порядку на примере сверстников. После еды детям предлагают воспользоваться салфеткой, напоминают: нужно благодарить за то, что их покормили.
Индивидуальная гигиена
Детей учат мыть руки и лицо, используя воду, мыло, полотенце (индивидуальное). Уже на третьем году жизни малыши могут запомнить, где находится их личное полотенце, брать его и с помощью взрослого вешать на место.
Обращается внимание на пользование индивидуальными предметами гигиены, такими как носовой платок, расчёска, горшок. Носовые платки дети приносят из дому, кладут в кармашек на одежде и используют по мере надобности (часто при напоминании педагога).
Расчёски родители приносят в детский сад не для всех детишек, эти предметы нужны в ясельной группе лишь тем, у кого достаточно густые и длинные волосы, чаще девочкам. Хранить расчёски, гребни можно в специально сшитой из плотной ткани расчёсочнице с кармашками или в верхних ячейках полотенечный, помеченных картинками, чтобы дети их узнавали и приучались брать свою расчёску. Расчёсывают детей, делают причёски (косы, хвостики) воспитатель и няня. Но после того как ребёнок причёсан, стоит предложить ему посмотреть на себя в зеркало, полюбоваться аккуратным видом причёски и положить предметы (расческу, гребешок) гигиены в нужный кармашек.
В открытых шкафчиках с ячейками по числу детей хранятся (горшки). Их также маркируют картинками, учат детей брать свой горшок. И горшки, и расчёски дезинфицируют в соответствии с правилами СанПин.
Хорошо, если в группе шкафчик для одежды, полотенце и горшок будут помечены одинаковыми картинками для каждого ребёнка. Так детишки быстрее научатся отличать и брать только свои предметы гигиены, складывать вещи в свой шкаф.
Таблица: картотека тем и задач формирования культурно-гигиенических навыков в группе детей третьего года жизни
Тема | Задачи |
Я сам | Приучать вежливо выражать просьбу о помощи; закреплять умение самостоятельно снимать обувь и одежду и складывать в шкаф. |
Чистый нос | Побуждать детей следить за своим внешним видом, своевременно пользоваться носовым платком, воспитывать опрятность, самостоятельность. |
Мыло душистое | Побуждать самостоятельно брать мыло из мыльницы, тереть ладошки, смывать мыло, знать местонахождения своего полотенца. |
Сухие рукава | Формировать умение аккуратно мыть руки, закатывать рукава, не проливать воду на пол, насухо вытирать их личным полотенцем; формировать умение мыть руки перед едой, хорошо намыливать руки и тщательно смывать грязь. |
Поведение за столом | Формировать у детей культурно-гигиенические навыки самообслуживания, приучать правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами. |
Одевание–раздевание | Закрепить умения расстёгивать и застёгивать застёжки на липучках, упражнять в использовании других видов застёжек, продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке, обращаться с просьбой о помощи, употребляя вежливые слова. |
Где моё полотенце? | Побуждать детей самостоятельно находить своё полотенце, тщательно вытирать лицо и руки, вешать на место; развивать ориентировку в пространстве, внимательность. |
Башмачки по местам | Формировать у детей навыки самообслуживания, приучать аккуратно, ставить обувь возле кроватки, самостоятельно обуваться после сна. |
Учусь всё делать сам! | Продолжать побуждать детей самостоятельно одеваться, обуваться, быть доброжелательными друг к другу, развивать коммуникабельность. |
Аккуратная причёска | Приучать детей пользоваться индивидуальной расчёской, контролировать свой внешний вид с помощью зеркала. |
Стульчик на место | Приучать детей правильно брать стул и аккуратно ставить его на место; развивать ориентировку в пространстве, координацию движений. |
Я уже большой! | Закреплять умение правильно сидеть за столом, есть аккуратно, брать пищу только ложкой, пользоваться салфеткой; совершенствовать навыки культуры еды. |
Где мой стульчик? | Приучать детей находить свой стул, правильно его брать и аккуратно ставить возле стола, знакомить детей с правилами безопасного поведения в группе. |
Вещи по местам! | Формировать у детей умение доставать одежду из шкафчика и убирать её на место после раздевания, аккуратно всё складывать; приучать детей словесно выражать просьбу о помощи, воспитывать умение спокойно вести себя в раздевальной комнате. |
Умеем умываться! | Во время умывания побуждать детей к правильной последовательности: засучить рукава, намочить руки, взять мыло, намылить ладошки, смыть мыло водой, стряхнуть ладошки. |
Я учусь одеваться и раздеваться сам! | Приучать детей самостоятельно убирать одежду в шкаф и доставать из шкафчика, аккуратно всё складывать; словесно выражать просьбу о помощи; спокойно вести себя в раздевальной комнате |
Главное, о чём не должен забывать педагог, проводя работу по формированию культурно-гигиеничных навыков, это сохранение здоровья детей, обеспечение их безопасности. Малышей сразу же приучают к простым, но важным правилам, которые помогут сохранить здоровье, поясняют, зачем их нужно соблюдать:
В умывальной комнате ведём себя спокойно, не бегаем, не толкаемся. Можно поскользнуться, упасть, удариться об умывальник, толкнуть товарища.
Лицо моем чистыми от мыла руками, чтобы оно не попало в глаза. Мыло помогает нам соблюдать чистоту, но щиплет глаза.
За столом сидим ровно, не разговариваем. Еда, напитки, хлеб — не игрушки, к ним нужно относиться серьёзно и бережливо.
Все эти правила не просто заучивают, а отрабатывают во время игровых тренингов, смоделированных ситуаций, дидактических игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Формируем культурно-гигиенические навыки детей"
Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их...
Консультация для родителей «Формируем культурно-гигиенических навыки детей 3-4 лет»
Формирование привычек и навыков гигиенической культуры осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общест...
формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшей группы в повседневной жизни, в детском саду и в семье.
Сохранение здоровья детей. Установление доверительного контакта между детьми и взрослыми, с воспитателями и семьей. Повышенная роль взрослого в формировании культурно-гигиенических навыков. Формирован...
Формируем культурно-гигиенических навыки детей 3-4 лет
Формирование привычек и навыков гигиенической культуры осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общест...
Консультация для родителей «Как формировать культурно-гигиенические навыки у детей 2-3 лет»
Основополагающую роль в воспитании полезных привычек играет родительский пример. Ребенок автоматически усваивает принятые в семье правила. Именно в семье, за общим столом у ребенка вырабатываются...
Консультация для родителей: "Самообслуживание и его значимость для ребёнка, формируем культурно-гигиенические навыки для детей с ОВЗ"
Консультация для родителей: «Самообслуживание и его значимость для ребёнка,формируем культурно — гигиенические навыки для детей с Ограниченными Возможностями Здоровья»...
Формируем культурно-гигиенические навыки детей ясельной группы
Формируем культурно-гигиенические навыки детей ясельной группы Успешное овладение культурно-гигиеническими навыками является неотъемлемой частью формирования общей культуры человека. Знакомство с...