формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшей группы в повседневной жизни, в детском саду и в семье.
материал

Тихонова Ольга Леонидовна

Сохранение здоровья детей. Установление доверительного контакта между детьми и взрослыми, с воспитателями и семьей. Повышенная роль взрослого в формировании культурно-гигиенических навыков. Формирование навыков опрятности и самообслуживания, заложение фундамента культуры еды и гигиенических навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Участники: Воспитатели, дети и родители младшей группы.

Актуальность: Сохранение здоровья детей. Установление доверительного контакта между детьми и взрослыми, с воспитателями и семьей. Повышенная роль взрослого в формировании культурно-гигиенических навыков. Формирование навыков опрятности и самообслуживания, заложение фундамента культуры еды и гигиенических навыков.

 Цель: формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшей группы в повседневной жизни, в детском саду и в семье.

 Задачи: Способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены и опрятности. Формировать навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой, не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с набитым ртом. Приучать оказывать помощь взрослым, накрывая на стол, правильно раскладывая приборы и все необходимое для сервировки.

Задачи для детей: Закреплять умение правильно пользоваться столовыми приборами, пережевывать пищу с закрытым ртом, бесшумно.

Задачи для родителей: Создавать ребенку дома условия для закрепления культурно- гигиенических навыков полученных в детском саду, и всячески способствовать этому, подавая личный пример.

Ожидаемый результат: Перед едой тщательное мытье рук. Умение пользоваться столовой и чайной ложками. Пережевывать пищу бесшумно с закрытым ртом. Есть аккуратно не крошить и не проливать пищу на одежду и скатерть. Помогать убирать посуду, счищая остатки пищи. Пользоваться салфеткой и благодарить за еду.

 Этапы: Подбор художественной литературы; дидактические игры и упражнения; театрализованные игры Напоминания, указания и пример взрослого Беседы Папки-передвижки для родителей; индивидуальные беседы;  сообщения на родительском собрании.

Основной этап: Наглядная информация для родителей: «Как приучить ребенка быть аккуратным», «Как ухаживать за зубами», «О культуре еды ребенка шести лет», «Сервируем стол к празднику». Подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме. Познавательная деятельность: «Культура еды серьезное дело», «Мы приглашены на день рождения», «Встречаем гостей». Театрализованные игры: «Мойдодыр» (театрализованная игра) «Девочка чумазая» (инсценировка) «Федорино горе» (театрализованная игра с куклами бибабо) Дидактические упражнения: «Встречаем гостей», «Накроем на стол к чаю», «Мы приглашены на день рождения», «Сервируем стол к обеду». Беседы: «Культура поведения за столом», «Почему мы моем руки перед едой», «Почему вредно разговаривать с полным ртом», «Культура еды - серьезное дело». Консультация для родителей: «Как привить культурно-гигиенические навыки ребенку», «Как воспитать в ребенке аккуратность».

Заключительный этап: Диагностика детей по данной теме.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а так- же к тем, кто приготовил пищу.

 Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения и имеет следующие задачи: Приучить детей правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу. Уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Учить тому, что, чем и как едят (хлеб, котлета, салат, суп, каша, бутерброд, запеканка). Познакомить с разновидностями посуды (чайная, столовая). Учить сервировать стол к чаю. Привлекать внимание к заданному образцу правильного общения во время приема пищи (разговаривать в полголоса, доброжелательным тоном, не разговаривать с набитым ртом, уважительно относится к просьбам и желаниям других детей). Воспитание культурно- гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение и показ, упражнение с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требование к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, их правильной последовательности. Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей мы сообщаем им разнообразные сведения: -значимость гигиенических навыков для здоровья -культура поведения за столом -умение пользоваться столовыми приборами во время еды. Гигиенические навыки мы используем в познавательной деятельности, индивидуальной работе, в разных видах игр, ситуациях. Для этого используем дидактические и сюжетно ролевые игры и упражнения. Дидактические игры: «Чистоплотные дети» «Чистота и порядок на моем столе» «Учимся правильно пользоваться ножом и вилкой» «Для чего нужны салфетки, учимся красиво их раскладывать» «Принцесса ложка» «Как правильно разложить столовые приборы» «Накрываем стол к празднику» «Встречаем гостей» «Поможем няне убрать посуду со стола» На основе литературных произведений: «Мойдодыр», «Федорино горе», «Острое поросячье заболевание», «Девочка чумазая», разыгрываются небольшие инсценировки вместе с детьми. Для успешного решения задач и закрепления навыков культурного поведения используем стихи по теме. Стихи: Ешь внимательно, опрятно Не спеша и аккуратно В рот еду не забивай, И кусочки не роняй! Мы с тобою за столом Себя правильно ведем, Потому что мы с тобой Не болтаем за едой. Учись пользоваться ложкой и вилкой За столом щенок Антошка Рыбу ел столовой ложкой Вилкой суп пытался кушать Не хотел советов слушать. И хотя вовсю старался, Так голодным и остался. Ну, куда это годится! Всем пора бы научится Кушать вилкой, кушать ложкой И не делать как Антошка. Умей есть не спеша и аккуратно. Медвежонок хлеб жевал Крошки хлебные ронял Говорил с набитым ртом Что? Не мог понять никто. После взялся за компот Стол облил и свой живот! Все над ним смеются звонко, Застыдили медвежонка: Ты не знаешь? За столом Надо есть с закрытым ртом Не спешить, не говорить Крошки на пол не сорить. После встать из-за стола В шубке чистой как была. Не балуйся за столом за столом сидела белка перед ней была тарелка, в ней из хлеба, масла, сала белка дом сооружала. Так, с едой не поступают И с едой не играют. За столом, едят друзья, Баловаться здесь нельзя! А поели - вы свободны И играйте как угодно. Не привередничай в еде. За столом кроты сидят Нос воротят, не едят: Эту кашу не хотим! Черный хлеб мы не едим! Дайте лучше чаю нам, Бедным маленьким кротам! Я напомню об одном: Не кривляйтесь за столом, Не капризничайте тут Ешьте все, что вам дают! С большим удовольствием дети помогают накрывать на стол. Перед этим дети приводят в порядок свою прическу, надевая на голову косынку, тщательно моют руки с мылом. Помогаем накрывать на стол. В группе завтракать хотят Все вокруг помочь спешат На столы носить посуду. Только еж сказал, не буду! Не пойду! Я посижу, И на вас я погляжу Не желаю помогать, Лучше просто подождать. Неприятно это всем Все ежа не одобряют. Сам он маленький совсем, А какая лень большая! Помогай убирать посуду. Все поели, поднялись, И к игрушкам разошлись Стали дети развлекаться Кто же будет убираться? Кто посуду унесет? Кто столы потом потрет? Чтобы мухи не водились, И на крошки не садились А давайте- ка без слов Уберем все со столов И с посудою как можем Нашей нянечке поможем.

 Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных видах деятельности. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результат своих действий. Очень важно чтобы у всех взрослых были единые требования, для этого ведется работа с семьей: беседы, консультации, советы, информация в уголке для родителей. Важным аспектом является положительный пример взрослых, а особенно близких ребенку людей.

Список литературы подлежащей изучению: 1.Расту культурным (Полиграф- Проект Москва 2011г.) 2.Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. 3.Доскин В.А. Растем здоровыми. 4.Бачурина В.Н. Новые развивающие игры. 5.Хрестоматия по детской литературе 5-7 лет. 6.Скоролупова «Перспективное планирование в детском саду. 7.Программа воспитания и обучения в детском саду «Из детства в отрочество»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в повседневной жизни в детском саду и в семье»

«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в повседневной жизни в детском саду и в семье»...

Формирование культурно- гигиенических навыков у детей младшего возраста в повседневной жизни в детском саду и в семье

Формирование культурно- гигиенических навыков у детей младшего возраста в повседневной жизни в детском саду и в семье...

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста в повседневной жизни.

Культурно–гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию....

Доклад "Использование разных видов детской деятельности для формирования культурно- гигиенических навыков у детей младшей группы "

Формировать культурно- гигиенические навыки надо с раннего возраста.О том, как заинтересовать детей с помощью потешек, стихов, дидактических игр соблюдать культурно- гигиенически навыки, рассказываетс...

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через различные виды детской деятельности

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через различные виды детской деятельности...

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе «Микробы в жизни человека»

Цель: Формирование у детей 2-3 лет культурно-гигиенических навыков в повседневной жизни в детском саду и в семье.Задачи: -- приучать детей следить за своим внешним видом; -- формировать...