Консультация для родителей «Как формировать культурно-гигиенические навыки у детей 2-3 лет»
консультация (младшая группа)

Основополагающую роль в воспитании полезных привычек играет родительский пример. Ребенок автоматически усваивает принятые в семье правила. Именно в семье, за общим столом у ребенка вырабатываются (или не вырабатываются) хорошие манеры. Дети быстро перенимают манеру поведения взрослых: если родители говорят с набитым ртом, сидят, кладут локти на стол или едят руками, то вряд ли можно требовать от малыша иного поведения. За столом абсолютно все имеет значение: не только что мы едим, но и как мы это делаем. Ребенок - это зеркальное отражение взрослых.

         Когда малыш лезет в общее блюдо рукой, кидает куски, стучит ложкой или громко требует чего-то, некоторым родителям кажется, что все окружающие должны так же, как и они, умиляться милым шалостям. Всё „списывается" на детскую непосредственность. Мол, дитя подрастет и образумится. Однако дитя вырастает, и оказывается, что время упущено. Если не удалось привить правила поведения вашему ребенку с ранних лет, то родители рискуют безнадежно опоздать.

Самые первые представления о культурно–гигиенических навыках ребенок получает именно в семье. Заботливые родители начинают приучать малышей к аккуратности и самостоятельности буквально с пеленок.

Одним из первых навыков является навык аккуратного приема пищи. Малыша сразу надо приучать к активному участию в процессе еды. Например, если трехмесячному ребенку, находящемуся на искусственном вскармливании, дается бутылочка с молоком, то на эту бутылочку следует накладывать руки ребенка – впоследствии он будет держать ее уже самостоятельно.

Ребенка старше полутора лет желательно кормить за столом. В нашей группе мы следим (дома это делают родители) за тем, чтобы ребенок, сидя на стуле, упирался ногами в пол, а высота стола приходилась бы на уровне его согнутых локтей.

Помимо этого воспитываем и закрепляем у детей и другие навыки (которые также закладываются в семье): следим, чтобы они не садились за стол с грязными руками, не выходили из-за стола с куском хлеба, пользовались носовым платком, салфеткой.

При одевании и раздевании также даём возможность детям в какой-то степени действовать самостоятельно. Например, надевая кофточку ребенку, говорим«Дай ручку, я на тебя надену кофточку».

Одинаковые требования к правилам гигиены и навыкам самообслуживания в детском садике и дома, приводят к лучшему запоминанию и закреплению полезных привычек.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

В раннем возрасте нужно привить такие полезные привычки, как мытье рук, соблюдение режима дня, самостоятельное пользование горшком или унитазом, умение правильно держать ложку. К двум годам малыш может научиться умываться и причёсываться, снять шапочку или носочки, вытирать рот салфеткой после еды и сморкаться в носовой платочек.

На первый взгляд все очень просто, а на самом деле для малышей это целая наука – освоение и применение культурно-гигиенических навыков.

Во время еды строго следим, чтобы:

·        последовательность блюд была постоянной,

·        перед ребенком находилось только одно блюдо,

·        еда была не слишком горячей, не слишком холодной,

·        ребенок брал пищу в рот небольшими кусочками, хорошо ее пережевывал,

·        дети не разговаривали во время еды.

 

Стараемся не допускать:

·        громких разговоров,

·        понуканий, поторапливания детей,

·        насильного кормления.

 

Кормление - очень ответственный момент в режиме. Некоторые малыши умеют, есть самостоятельно, но крайне неаккуратно, обливаются, ложку держат неправильно. Бывают и такие, которые не умеют пить из чашки, отказываются от пищи.

Для обучения навыка кормления проводим различные занятия в виде игры, когда приходят в гости различные игрушки, мы с ними здороваемся, сажаем за стол, угощаем и в процессе еды, оговариваем манеру поведения и аккуратность за столом. Обязательно учим малышей по окончании еды, вставая из-за стола, говорить спасибо.

С первого дня пребывания детей в группе начинаем работу по воспитанию навыков одевания (раздевания): учим снимать и надевать колготки, носки, обувь. После тихого часа показываем детям, в какой последовательности надо одеваться.

Дома старайтесь ребёнку предложить самому раздеться, повесить свою одежду.

У детей всегда есть желание самим расстегивать пуговицы и молнии, но нет умения. Этому мы учим их во время игр«Застегни пуговицы». Справиться с пуговицами и «молниями» помогут и игровые элементы. Мы пробуем раздевать и одевать куклу, изучаем «молнию» на игрушечной сумке (от этого никто не отказывается). При этом надо учесть, что застёгивать пуговицы малышам легче, начиная с нижней – самую верхнюю застегнуть труднее всего, и она обычно поддается освоению самой последней. То, как скоро малыш научится одеваться и раздеваться, зависит от подвижности его пальчиков.

Главное, не надо торопить события. Умение самостоятельно надеть и снять с себя верхнюю часть одежды, нижнее белье и носочки, пижаму, обувь – очень серьезное достижение малыша.

Малыши не боятся воды, но умываться не умеют: подставят руки под струю и держат. Подготовку к умыванию начинаем заранее: дети засучивают рукава, как показывает взрослый. Объясняем, для чего это нужно, используя стихотворные строки«Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить», или «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит». Дети сами повторяют эти слова. Затем идем умываться. Объясняем и показываем детям, что сначала надо намочить руки. Даём ребенку кусочек мыла, показываем, как намылить руки и как смыть мыло; затем мы учимся, как самостоятельно вытираться полотенцем (своим полотенцем) и т. д.

Приучая детей к опрятности, оказываем помощь при пользовании носовым платком, учим своевременно сообщать о своих естественных потребностях.

Ежедневно повторяем малышам, что все, что требуется для обслуживания своего организма, ухода за ним, содержания, должно быть личным: своя расческа, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, свое полотенце.

Итак, подведем итоги, что поможет в формировании культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет:

1.     Ритуалы.  Чистка зубов, умывание, расчесывание должны выполняться регулярно и при любых обстоятельствах. Для постепенного формирования требуемых навыков, детей упражняют в совершении одних и тех же действий под постоянным контролем.

В процессе повседневной жизни необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

2.     Личный пример. Нужно постоянно помнить о том, что дети наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому родитель должен быть для них образцом. Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых

Одобрение и похвала.  Похвала должна быть адекватна действию. Поощряйте и хвалите даже за небольшие до

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_kak_formirovat_kgn_u_detey_2-3let.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №453»

Консультация

На тему: «Как формировать культурно-гигиенические навыки у детей 2-3 лет»

Подготовил воспитатель: Фисейская Е.В.

                                                                                                     

             

                                                       

г.Нижний Новгород 2020г.

Основополагающую роль в воспитании полезных привычек играет родительский пример. Ребенок автоматически усваивает принятые в семье правила. Именно в семье, за общим столом у ребенка вырабатываются (или не вырабатываются) хорошие манеры. Дети быстро перенимают манеру поведения взрослых: если родители говорят с набитым ртом, сидят, кладут локти на стол или едят руками, то вряд ли можно требовать от малыша иного поведения. За столом абсолютно все имеет значение: не только что мы едим, но и как мы это делаем. Ребенок - это зеркальное отражение взрослых.

         Когда малыш лезет в общее блюдо рукой, кидает куски, стучит ложкой или громко требует чего-то, некоторым родителям кажется, что все окружающие должны так же, как и они, умиляться милым шалостям. Всё „списывается" на детскую непосредственность. Мол, дитя подрастет и образумится. Однако дитя вырастает, и оказывается, что время упущено. Если не удалось привить правила поведения вашему ребенку с ранних лет, то родители рискуют безнадежно опоздать.

Самые первые представления о культурно–гигиенических навыках ребенок получает именно в семье. Заботливые родители начинают приучать малышей к аккуратности и самостоятельности буквально с пеленок.

Одним из первых навыков является навык аккуратного приема пищи. Малыша сразу надо приучать к активному участию в процессе еды. Например, если трехмесячному ребенку, находящемуся на искусственном вскармливании, дается бутылочка с молоком, то на эту бутылочку следует накладывать руки ребенка – впоследствии он будет держать ее уже самостоятельно.

Ребенка старше полутора лет желательно кормить за столом. В нашей группе мы следим (дома это делают родители) за тем, чтобы ребенок, сидя на стуле, упирался ногами в пол, а высота стола приходилась бы на уровне его согнутых локтей.

Помимо этого воспитываем и закрепляем у детей и другие навыки (которые также закладываются в семье): следим, чтобы они не садились за стол с грязными руками, не выходили из-за стола с куском хлеба, пользовались носовым платком, салфеткой.

При одевании и раздевании также даём возможность детям в какой-то степени действовать самостоятельно. Например, надевая кофточку ребенку, говорим«Дай ручку, я на тебя надену кофточку».

Одинаковые требования к правилам гигиены и навыкам самообслуживания в детском садике и дома, приводят к лучшему запоминанию и закреплению полезных привычек.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

В раннем возрасте нужно привить такие полезные привычки, как мытье рук, соблюдение режима дня, самостоятельное пользование горшком или унитазом, умение правильно держать ложку. К двум годам малыш может научиться умываться и причёсываться, снять шапочку или носочки, вытирать рот салфеткой после еды и сморкаться в носовой платочек.

На первый взгляд все очень просто, а на самом деле для малышей это целая наука – освоение и применение культурно-гигиенических навыков.

Во время еды строго следим, чтобы:

  • последовательность блюд была постоянной,
  • перед ребенком находилось только одно блюдо,
  • еда была не слишком горячей, не слишком холодной,
  • ребенок брал пищу в рот небольшими кусочками, хорошо ее пережевывал,
  • дети не разговаривали во время еды.

Стараемся не допускать:

  • громких разговоров,
  • понуканий, поторапливания детей,
  • насильного кормления.

Кормление - очень ответственный момент в режиме. Некоторые малыши умеют, есть самостоятельно, но крайне неаккуратно, обливаются, ложку держат неправильно. Бывают и такие, которые не умеют пить из чашки, отказываются от пищи.

Для обучения навыка кормления проводим различные занятия в виде игры, когда приходят в гости различные игрушки, мы с ними здороваемся, сажаем за стол, угощаем и в процессе еды, оговариваем манеру поведения и аккуратность за столом. Обязательно учим малышей по окончании еды, вставая из-за стола, говорить спасибо.

С первого дня пребывания детей в группе начинаем работу по воспитанию навыков одевания (раздевания): учим снимать и надевать колготки, носки, обувь. После тихого часа показываем детям, в какой последовательности надо одеваться.

Дома старайтесь ребёнку предложить самому раздеться, повесить свою одежду.

У детей всегда есть желание самим расстегивать пуговицы и молнии, но нет умения. Этому мы учим их во время игр«Застегни пуговицы». Справиться с пуговицами и «молниями» помогут и игровые элементы. Мы пробуем раздевать и одевать куклу, изучаем «молнию» на игрушечной сумке (от этого никто не отказывается). При этом надо учесть, что застёгивать пуговицы малышам легче, начиная с нижней – самую верхнюю застегнуть труднее всего, и она обычно поддается освоению самой последней. То, как скоро малыш научится одеваться и раздеваться, зависит от подвижности его пальчиков.

Главное, не надо торопить события. Умение самостоятельно надеть и снять с себя верхнюю часть одежды, нижнее белье и носочки, пижаму, обувь – очень серьезное достижение малыша.

Малыши не боятся воды, но умываться не умеют: подставят руки под струю и держат. Подготовку к умыванию начинаем заранее: дети засучивают рукава, как показывает взрослый. Объясняем, для чего это нужно, используя стихотворные строки«Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить», или «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит». Дети сами повторяют эти слова. Затем идем умываться. Объясняем и показываем детям, что сначала надо намочить руки. Даём ребенку кусочек мыла, показываем, как намылить руки и как смыть мыло; затем мы учимся, как самостоятельно вытираться полотенцем (своим полотенцем) и т. д.

Приучая детей к опрятности, оказываем помощь при пользовании носовым платком, учим своевременно сообщать о своих естественных потребностях.

Ежедневно повторяем малышам, что все, что требуется для обслуживания своего организма, ухода за ним, содержания, должно быть личным: своя расческа, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, свое полотенце.

Итак, подведем итоги, что поможет в формировании культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет:

  1. Ритуалы.  Чистка зубов, умывание, расчесывание должны выполняться регулярно и при любых обстоятельствах. Для постепенного формирования требуемых навыков, детей упражняют в совершении одних и тех же действий под постоянным контролем.

В процессе повседневной жизни необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

  1. Личный пример. Нужно постоянно помнить о том, что дети наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому родитель должен быть для них образцом. Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых
  2. Одобрение и похвала.  Похвала должна быть адекватна действию. Поощряйте и хвалите даже за небольшие достижения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста"

Консультация знакомит родителей с возможными способами востпитания у детей привычки к гигене....

консультация для родителей.Особенности формирования культурно –гигиенических навыков у детей

Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребѐнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их...

консультация для родителей на тему "Культурно-гигиенические навыки детей раннего возраста"

Что такое культурно-гигиенические навыки?Культурно-гигиенические навыки – это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и...

Консультация для родителей "Особенности воспитания культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Особенности воспитания культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста"...