Консультация для родителей «Как формировать культурно-гигиенические навыки у детей 2-3 лет»
консультация (младшая группа)
Основополагающую роль в воспитании полезных привычек играет родительский пример. Ребенок автоматически усваивает принятые в семье правила. Именно в семье, за общим столом у ребенка вырабатываются (или не вырабатываются) хорошие манеры. Дети быстро перенимают манеру поведения взрослых: если родители говорят с набитым ртом, сидят, кладут локти на стол или едят руками, то вряд ли можно требовать от малыша иного поведения. За столом абсолютно все имеет значение: не только что мы едим, но и как мы это делаем. Ребенок - это зеркальное отражение взрослых.
Когда малыш лезет в общее блюдо рукой, кидает куски, стучит ложкой или громко требует чего-то, некоторым родителям кажется, что все окружающие должны так же, как и они, умиляться милым шалостям. Всё „списывается" на детскую непосредственность. Мол, дитя подрастет и образумится. Однако дитя вырастает, и оказывается, что время упущено. Если не удалось привить правила поведения вашему ребенку с ранних лет, то родители рискуют безнадежно опоздать.
Самые первые представления о культурно–гигиенических навыках ребенок получает именно в семье. Заботливые родители начинают приучать малышей к аккуратности и самостоятельности буквально с пеленок.
Одним из первых навыков является навык аккуратного приема пищи. Малыша сразу надо приучать к активному участию в процессе еды. Например, если трехмесячному ребенку, находящемуся на искусственном вскармливании, дается бутылочка с молоком, то на эту бутылочку следует накладывать руки ребенка – впоследствии он будет держать ее уже самостоятельно.
Ребенка старше полутора лет желательно кормить за столом. В нашей группе мы следим (дома это делают родители) за тем, чтобы ребенок, сидя на стуле, упирался ногами в пол, а высота стола приходилась бы на уровне его согнутых локтей.
Помимо этого воспитываем и закрепляем у детей и другие навыки (которые также закладываются в семье): следим, чтобы они не садились за стол с грязными руками, не выходили из-за стола с куском хлеба, пользовались носовым платком, салфеткой.
При одевании и раздевании также даём возможность детям в какой-то степени действовать самостоятельно. Например, надевая кофточку ребенку, говорим: «Дай ручку, я на тебя надену кофточку».
Одинаковые требования к правилам гигиены и навыкам самообслуживания в детском садике и дома, приводят к лучшему запоминанию и закреплению полезных привычек.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
В раннем возрасте нужно привить такие полезные привычки, как мытье рук, соблюдение режима дня, самостоятельное пользование горшком или унитазом, умение правильно держать ложку. К двум годам малыш может научиться умываться и причёсываться, снять шапочку или носочки, вытирать рот салфеткой после еды и сморкаться в носовой платочек.
На первый взгляд все очень просто, а на самом деле для малышей это целая наука – освоение и применение культурно-гигиенических навыков.
Во время еды строго следим, чтобы:
· последовательность блюд была постоянной,
· перед ребенком находилось только одно блюдо,
· еда была не слишком горячей, не слишком холодной,
· ребенок брал пищу в рот небольшими кусочками, хорошо ее пережевывал,
· дети не разговаривали во время еды.
Стараемся не допускать:
· громких разговоров,
· понуканий, поторапливания детей,
· насильного кормления.
Кормление - очень ответственный момент в режиме. Некоторые малыши умеют, есть самостоятельно, но крайне неаккуратно, обливаются, ложку держат неправильно. Бывают и такие, которые не умеют пить из чашки, отказываются от пищи.
Для обучения навыка кормления проводим различные занятия в виде игры, когда приходят в гости различные игрушки, мы с ними здороваемся, сажаем за стол, угощаем и в процессе еды, оговариваем манеру поведения и аккуратность за столом. Обязательно учим малышей по окончании еды, вставая из-за стола, говорить спасибо.
С первого дня пребывания детей в группе начинаем работу по воспитанию навыков одевания (раздевания): учим снимать и надевать колготки, носки, обувь. После тихого часа показываем детям, в какой последовательности надо одеваться.
Дома старайтесь ребёнку предложить самому раздеться, повесить свою одежду.
У детей всегда есть желание самим расстегивать пуговицы и молнии, но нет умения. Этому мы учим их во время игр: «Застегни пуговицы». Справиться с пуговицами и «молниями» помогут и игровые элементы. Мы пробуем раздевать и одевать куклу, изучаем «молнию» на игрушечной сумке (от этого никто не отказывается). При этом надо учесть, что застёгивать пуговицы малышам легче, начиная с нижней – самую верхнюю застегнуть труднее всего, и она обычно поддается освоению самой последней. То, как скоро малыш научится одеваться и раздеваться, зависит от подвижности его пальчиков.
Главное, не надо торопить события. Умение самостоятельно надеть и снять с себя верхнюю часть одежды, нижнее белье и носочки, пижаму, обувь – очень серьезное достижение малыша.
Малыши не боятся воды, но умываться не умеют: подставят руки под струю и держат. Подготовку к умыванию начинаем заранее: дети засучивают рукава, как показывает взрослый. Объясняем, для чего это нужно, используя стихотворные строки: «Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить», или «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит». Дети сами повторяют эти слова. Затем идем умываться. Объясняем и показываем детям, что сначала надо намочить руки. Даём ребенку кусочек мыла, показываем, как намылить руки и как смыть мыло; затем мы учимся, как самостоятельно вытираться полотенцем (своим полотенцем) и т. д.
Приучая детей к опрятности, оказываем помощь при пользовании носовым платком, учим своевременно сообщать о своих естественных потребностях.
Ежедневно повторяем малышам, что все, что требуется для обслуживания своего организма, ухода за ним, содержания, должно быть личным: своя расческа, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, свое полотенце.
Итак, подведем итоги, что поможет в формировании культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет:
1. Ритуалы. Чистка зубов, умывание, расчесывание должны выполняться регулярно и при любых обстоятельствах. Для постепенного формирования требуемых навыков, детей упражняют в совершении одних и тех же действий под постоянным контролем.
В процессе повседневной жизни необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
2. Личный пример. Нужно постоянно помнить о том, что дети наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому родитель должен быть для них образцом. Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых
Одобрение и похвала. Похвала должна быть адекватна действию. Поощряйте и хвалите даже за небольшие до
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_kak_formirovat_kgn_u_detey_2-3let.docx | 20.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад №453»
Консультация
На тему: «Как формировать культурно-гигиенические навыки у детей 2-3 лет»
Подготовил воспитатель: Фисейская Е.В.
г.Нижний Новгород 2020г.
Основополагающую роль в воспитании полезных привычек играет родительский пример. Ребенок автоматически усваивает принятые в семье правила. Именно в семье, за общим столом у ребенка вырабатываются (или не вырабатываются) хорошие манеры. Дети быстро перенимают манеру поведения взрослых: если родители говорят с набитым ртом, сидят, кладут локти на стол или едят руками, то вряд ли можно требовать от малыша иного поведения. За столом абсолютно все имеет значение: не только что мы едим, но и как мы это делаем. Ребенок - это зеркальное отражение взрослых.
Когда малыш лезет в общее блюдо рукой, кидает куски, стучит ложкой или громко требует чего-то, некоторым родителям кажется, что все окружающие должны так же, как и они, умиляться милым шалостям. Всё „списывается" на детскую непосредственность. Мол, дитя подрастет и образумится. Однако дитя вырастает, и оказывается, что время упущено. Если не удалось привить правила поведения вашему ребенку с ранних лет, то родители рискуют безнадежно опоздать.
Самые первые представления о культурно–гигиенических навыках ребенок получает именно в семье. Заботливые родители начинают приучать малышей к аккуратности и самостоятельности буквально с пеленок.
Одним из первых навыков является навык аккуратного приема пищи. Малыша сразу надо приучать к активному участию в процессе еды. Например, если трехмесячному ребенку, находящемуся на искусственном вскармливании, дается бутылочка с молоком, то на эту бутылочку следует накладывать руки ребенка – впоследствии он будет держать ее уже самостоятельно.
Ребенка старше полутора лет желательно кормить за столом. В нашей группе мы следим (дома это делают родители) за тем, чтобы ребенок, сидя на стуле, упирался ногами в пол, а высота стола приходилась бы на уровне его согнутых локтей.
Помимо этого воспитываем и закрепляем у детей и другие навыки (которые также закладываются в семье): следим, чтобы они не садились за стол с грязными руками, не выходили из-за стола с куском хлеба, пользовались носовым платком, салфеткой.
При одевании и раздевании также даём возможность детям в какой-то степени действовать самостоятельно. Например, надевая кофточку ребенку, говорим: «Дай ручку, я на тебя надену кофточку».
Одинаковые требования к правилам гигиены и навыкам самообслуживания в детском садике и дома, приводят к лучшему запоминанию и закреплению полезных привычек.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
В раннем возрасте нужно привить такие полезные привычки, как мытье рук, соблюдение режима дня, самостоятельное пользование горшком или унитазом, умение правильно держать ложку. К двум годам малыш может научиться умываться и причёсываться, снять шапочку или носочки, вытирать рот салфеткой после еды и сморкаться в носовой платочек.
На первый взгляд все очень просто, а на самом деле для малышей это целая наука – освоение и применение культурно-гигиенических навыков.
Во время еды строго следим, чтобы:
- последовательность блюд была постоянной,
- перед ребенком находилось только одно блюдо,
- еда была не слишком горячей, не слишком холодной,
- ребенок брал пищу в рот небольшими кусочками, хорошо ее пережевывал,
- дети не разговаривали во время еды.
Стараемся не допускать:
- громких разговоров,
- понуканий, поторапливания детей,
- насильного кормления.
Кормление - очень ответственный момент в режиме. Некоторые малыши умеют, есть самостоятельно, но крайне неаккуратно, обливаются, ложку держат неправильно. Бывают и такие, которые не умеют пить из чашки, отказываются от пищи.
Для обучения навыка кормления проводим различные занятия в виде игры, когда приходят в гости различные игрушки, мы с ними здороваемся, сажаем за стол, угощаем и в процессе еды, оговариваем манеру поведения и аккуратность за столом. Обязательно учим малышей по окончании еды, вставая из-за стола, говорить спасибо.
С первого дня пребывания детей в группе начинаем работу по воспитанию навыков одевания (раздевания): учим снимать и надевать колготки, носки, обувь. После тихого часа показываем детям, в какой последовательности надо одеваться.
Дома старайтесь ребёнку предложить самому раздеться, повесить свою одежду.
У детей всегда есть желание самим расстегивать пуговицы и молнии, но нет умения. Этому мы учим их во время игр: «Застегни пуговицы». Справиться с пуговицами и «молниями» помогут и игровые элементы. Мы пробуем раздевать и одевать куклу, изучаем «молнию» на игрушечной сумке (от этого никто не отказывается). При этом надо учесть, что застёгивать пуговицы малышам легче, начиная с нижней – самую верхнюю застегнуть труднее всего, и она обычно поддается освоению самой последней. То, как скоро малыш научится одеваться и раздеваться, зависит от подвижности его пальчиков.
Главное, не надо торопить события. Умение самостоятельно надеть и снять с себя верхнюю часть одежды, нижнее белье и носочки, пижаму, обувь – очень серьезное достижение малыша.
Малыши не боятся воды, но умываться не умеют: подставят руки под струю и держат. Подготовку к умыванию начинаем заранее: дети засучивают рукава, как показывает взрослый. Объясняем, для чего это нужно, используя стихотворные строки: «Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить», или «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит». Дети сами повторяют эти слова. Затем идем умываться. Объясняем и показываем детям, что сначала надо намочить руки. Даём ребенку кусочек мыла, показываем, как намылить руки и как смыть мыло; затем мы учимся, как самостоятельно вытираться полотенцем (своим полотенцем) и т. д.
Приучая детей к опрятности, оказываем помощь при пользовании носовым платком, учим своевременно сообщать о своих естественных потребностях.
Ежедневно повторяем малышам, что все, что требуется для обслуживания своего организма, ухода за ним, содержания, должно быть личным: своя расческа, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, свое полотенце.
Итак, подведем итоги, что поможет в формировании культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет:
- Ритуалы. Чистка зубов, умывание, расчесывание должны выполняться регулярно и при любых обстоятельствах. Для постепенного формирования требуемых навыков, детей упражняют в совершении одних и тех же действий под постоянным контролем.
В процессе повседневной жизни необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
- Личный пример. Нужно постоянно помнить о том, что дети наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому родитель должен быть для них образцом. Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых
- Одобрение и похвала. Похвала должна быть адекватна действию. Поощряйте и хвалите даже за небольшие достижения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста"
Консультация знакомит родителей с возможными способами востпитания у детей привычки к гигене....
консультация для родителей.Особенности формирования культурно –гигиенических навыков у детей
Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребѐнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их...
консультация для родителей на тему "Культурно-гигиенические навыки детей раннего возраста"
Что такое культурно-гигиенические навыки?Культурно-гигиенические навыки – это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и...
Консультация для родителей "Особенности воспитания культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Особенности воспитания культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста"...
консультация для родителей "Особенности формирования культурно - гигиенических навыков детей дошкольного возраста"
консультация...
Консультация для родителей " Особенности формирования культурно- гигиенических навыков у детей 2- 3 лет"
консультация для родителей...