"Половое развитие дошкольников: норма и "Зоны риска"
статья (подготовительная группа)
Дошкольный возраст - это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики и личности. Развитие ребенка с первых дней жизни - это развитие конкретного мальчика или девочки.
Половое воспитание дошкольников – это направленное, систематическое медико - педагогическое воздействие с целью формирования личности мальчика и девочки, и оптимизации их деятельности во всех, связанных с отношением полов, сфер жизни.
Половое воспитание надо начинать с раннего возраста, когда ребенок начинает понимать окружающие его явления. Тогда понимание половых отношений останется у него на всю жизнь. Половое воспитание надо проводить постоянно, повседневно, наряду с другими сторонами воспитания, в комплексе с нравственным, трудовым, физическим, эстетическим воспитанием. Именно они дают растущему человеку представление о долге, красоте, развивают волю, способность управлять стремлениями и желаниями, в том числе и сексуальными, подчиняя их сознанию, нравственным принципам, нормам общественной морали. Проблему полового воспитания детей сегодня делают актуальной такие объективные обстоятельства, как акселерация, свобода общения молодежи, широкая доступность средств массовой информации; недостаточность контроля родителей за поведением детей; интимность, сексуальность переживаний, склонность детей держать все в тайне и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Проявления сексуальности в детском.
Сексуальность присуща каждому человеку с рождения. Она есть даже у новорожденных младенцев. Разумеется, детская сексуальность отличается от взрослой и вовсе не означает готовности вступать в сексуальные отношения. Речь идет о врожденных проявлениях тела и души, как дыхание или пищеварение.
Сексуальное развитие ребенка неотделимо от психического развития. То, как оно проходит, непосредственно влияет на сексуальность и психику во взрослом возрасте. Любые сексуальные наклонности, в том числе и сексуальная ориентация, формируются в возрасте до 6 лет. Все серьезные нарушения возникают обычно задолго до вступления в подростковый возраст, поэтому столь важно вовремя обратить внимание на сексуальное развитие ребенка.
Психосексуальное развитие ребенка :
От 3-6 лет
Ребенок продолжает исследовать собственное тело. Он осознает свой пол и начинает обращать внимание на противоположный. Первый предмет влюбленности возникает в семье. Для мальчиков таким объектом становится мама, для девочек – папа. Родитель своего пола временно воспринимается ребенком, как соперник. В это время от мальчиков нередко можно услышать слова о том, что они хотят «жениться на маме», а от девочек – фантазии о союзе с папой.
Возможные нарушения
Некоторые родители пугаются эротических проявлений ребенка или начинают всерьез ревновать к нему супруга, забыв, что, проявляя свое детское влечение к папе или маме, малыш ничего «такого» в виду не имеет. Другие, наоборот, легкомысленно смеются над ребенком, не понимая, что он испытывает настоящие и довольно сложные чувства. Если ребенка подвергать насмешкам или осуждению, в будущем это сильно осложнит его сексуальную жизнь.
Как правильно?
На этом этапе чрезвычайно важно постоянное присутствие в жизни ребенка обоих родителей. К чувствам ребенка необходимо отнестись внимательно и серьезно. При этом важно сразу ему объяснить, что папа и мама его любят, но дети на родителях не женятся и замуж за них не выходят. Ребенок должен понять, что папа будет с мамой, а мама – с папой, а сам он, когда вырастет, будет с кем-нибудь другим. Сторонникам совместного сна следует учесть, что ребенку старше трех лет уже не стоит спать под одним одеялом с родителем противоположного пола.
От 6 лет до начала полового созревания
Жизнь ребенка выходит за пределы семьи. Он больше общается со сверстниками. Если раньше преобладал интерес к собственному телу, то теперь возникает интерес к телам других. Самопознание продолжается путем сравнения себя с другими. Случаются влюбленности в сверстников и учителей. Ребенок начинает интересоваться мужскими и женскими ролями, а также тем, как устроены сексуальные отношения.
Возможные нарушения
Главный вред ребенку на этом этапе может принести отсутствие доверительных отношений с родителями, особенно с родителем своего пола. Насмешки, осуждение или невнимание вынуждают маленького человека замкнуться в себе и остаться наедине со своими вопросами, что в дальнейшем, безусловно, осложнит ему жизнь.
Как правильно?
В этом возрасте ребенок утверждается в ощущении себя мальчиком или девочкой. В первую очередь становится важен надежный и эмоционально теплый контакт с родителем (или другим старшим родственником) своего пола, которому можно довериться, задать все личные вопросы, с кем можно обсудить любые проблемы.
Разговаривать с детьми о сексе можно и нужно уже лет с 6–7. Существуют специальные издания, рассчитанные на разный детский возраст. Но важно понять, что это не литература для детей, а учебные пособия для родителей. Они созданы не для того, чтобы родитель мог, избежав неудобного разговора, молча подсунуть ребенку книжку, но чтобы он просмотрел ее сам, а потом поговорил с ребенком на основании прочитанного.
Половое созревание
С ним развитие детской сексуальности заканчивается. Все сексуальные особенности человека к этому моменту уже сформировались. В это время родители опасаются, что их большой ребенок начнет искать сексуальные приключения. Если подобное случается, то это говорит не о сексуальности, проснувшейся раньше времени (она свойственна человеку с рождения), а о психологическом неблагополучии, которое было заложено раньше. Это значит, что ребенок чувствует себя одиноким в семье, ему не хватает понимания и любви, недостаток которых он и пытается таким радикальным способом найти на стороне.
Детская сексуальность: норма и отклонение
Иногда трудно понять, когда сексуальное поведение естественно и нормально, а когда свидетельствует о проблеме или нарушении сексуального развития.
Нормальные проявления сексуальности у детей и подростков также могут служить поводом для беспокойства, когда они носят навязчивый характер, сигнализируют о зацикленности на некоторых сексуальных действиях, или затрагивают других, причем без их на то согласия. Таким образом, сексуальное развитие детей должно вызывать беспокойство в том случае, если подавляет другие сферы развития (например, вместо того, чтобы играть, ребенок мастурбирует), а также, если сексуальная игра навязана ребенку (или ребенком). Это граница, за которой сексуальная игра переходит в сексуальное насилие, и у ребенка формируется агрессивное сексуальное поведение.
Раннее сексуальное развитие детей
Дети допубертатного возраста, ставшие свидетелями сексуальных действий или имевшие сексуальные контакты, часто демонстрируют не соответствующее их возрасту сексуальное поведение. Такие дети могут участвовать в различных сексуальных действиях, свойственных взрослым, или же использовать секс, чтобы показать свою независимость. К отклонениям сексуального поведения могут относиться чрезмерное увлечение сексуальными играми, неприличные комментарии или жесты с сексуальным подтекстом, сексуальные отношения с другими детьми, а также сексуальные домогательства и сексуальная эксплуатация других детей.
Неприемлемые сексуальные воздействия - отклонения от нормы
Для детей младше одиннадцати лет любые формы сексуального воздействия являются неприемлемыми, особенно для детей младше десяти лет. К таким воздействиям относятся: Ненормальное сексуальное поведение .Дети могут реагировать на сексуальное воздействие следующим образом: демонстрировать преждевременное сексуальное развитие, что выражается в сексуальных действиях, жестах, использовании специфических выражений и прочее; регулярно участвовать в сексуальных играх с ровесниками или детьми младшего возраста; заниматься навязчивой мастурбацией или проявлять озабоченность сексуальными действиями; выполнять действия сексуального характера в общественных местах, например, ребенок может трогать себя или мастурбировать при посторонних; проявлять заинтересованность в сексуальном контакте со взрослыми, старшими детьми, подростками, или животными, и пытаться его установить; проявлять заинтересованность в сексуальном контакте с лицами своего пола, детьми младшего возраста, и пытаться его установить , приставать к другим детям, особенно младшим.
Признаки нарушения сексуального развития
Психологи, специализирующиеся на сексуальном развитии детей, выделяют ряд признаков, которые позволяют выявить нарушения сексуального развития у детей в возрасте младше двенадцати лет:
- дети не должны быть зациклены на сексуальной игре, их должны интересовать другие разнообразные занятия и игры;
- дети не должны заниматься сексуальной игрой с теми, кто гораздо моложе или старше их; - дети не должны знать о сексе больше, чем положено в их возрасте;
- сексуальное поведение и интересы ребенка должны быть схожими с поведением и интересами его сверстников;
- дети не должны чувствовать «непреодолимую тягу» к действиям сексуального характера, они должны быть способны в любой момент остановиться по первому требованию взрослых;
- ребенок не должен заниматься с другими детьми «взрослыми» сексуальными играми; сексуальное поведение ребенка не должно быть ориентировано на старших детей или взрослых; дети не должны заниматься сексуальной игрой с животными;
- дети не должны использовать секс, чтобы обидеть или причинить боль другим;
- ребенок не должен использовать подкуп, угрозы или силу, чтобы заставить других детей участвовать в сексуальной игре.
Самое главное
Главное условие того, что ребенок будет развиваться нормально и в будущем сможет создать счастливую семью, присутствие в его жизни любящих и понимающих взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нормы речевого развития дошкольников
Представленный материал расскажет о том, что является специфической особенностью для речи детей на возрастных этапах от 2 до 7 лет.Все мы знаем, что речь – это мощный и важный фактор и стимул ра...
Нормы речевого развития дошкольников
Речь малыша формируется в общении с окружающими его взрослыми. Очень важно, чтобы взрослые заботились о своевременном развитии речи детей, обращали внимание на ее чистоту и правильность....
Буклет. Нормы речевого развития дошкольников.
Нормы речевого развития дошкольников....
Нормы речевого развития дошкольников
Норма усвоения звуков (по годам):...
Карта развития дошкольника - риски и проблемы.
Первый опыт работы по использованию карт развития детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей дошкольников «Половое воспитание дошкольников»
Не будет преувеличением сказать, что судьба ребенка, его становление во многом зависят от того, насколько тактично и правильно смогут взрослые дать ему представление о половых отношениях людей. Тема э...
статья "Развитие дошкольников через образовательные риски"
В статье показаны средовые решения для развития детей в ДОУ...