Проект «Правила поведения в гостях»
проект (средняя группа)

Пахомова Н.А.

Краткосрочный проект в средней группе "Правила поведения в гостях"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_proekta.docx48.01 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Правила поведения в гостях» в средней группе.

Поведение — это зеркало, в котором

каждый показывает свой облик.

И. Гёте

Тип проекта: краткосрочный, групповой, информационный, практико-ориентированный.

Цель проекта: развитие умений вести себя в соответствии с нравственными нормами и правилами этикета; закрепление знаний о правилах поведения в гостях. 

Задачи проекта:

- развивать коммуникативные способности;

- формировать навыки культуры поведения, культуры общения, навыки взаимопомощи и сотрудничества;

- воспитывать чувства взаимоуважения, доброты. 

Исполнители проекта: воспитатели средней группы, дети средней группы, родители.

Актуальность темы:

Воспитание этических норм поведения у ребенка – нравственная проблема, имеющая социальную значимость. На развитие у детей представлений о морали одновременно оказывают влияние семья, детский сад, окружающая действительность.

В последнее время необычайно возрос интерес к проблемам формирования культуры поведения. Неумение согласовывать своё поведение с этическими нормами создает человеку определенную репутацию, которая усложняет его отношения с людьми, мешает в жизни. Поэтому с детства следует формировать у детей представление об этике поведения, воспитывать потребность соблюдать культурные нормы общества.

     Эта проблема особенно актуальна в наши дни, когда, с одной стороны, наблюдается всеобщее снижение уровня культуры общения, поведения вследствие многих причин, а с другой – общество идет вперед, предъявляя новые требования к личности – наличие образования и культуры.

Дети среднего возраста недостаточно владеют навыками культурного общения, не могут управлять своим поведением, мало используют в речи вежливые слова и обращения.

Приобретенные в дошкольном возрасте знания о правилах поведения, поможет детям регулировать свое поведение и выбрать правильную модель общения.

Проблема:

Необходимость прививать детям навыки культурного общения, умение регулировать свое поведение, соблюдать правила хорошего тона в гостях.

Сроки реализации проекта: с 20 по 27 ноября 2019г.

Конечные результаты:

- узнать правила поведения в гостях; что значит быть приветливыми с взрослыми, сверстниками, это не только здороваться и прощаться, но и благодарить взрослых, сверстников за оказанную помощь, вежливо выражать свою просьбу;

- научиться оценивать  свои  поступки  и поступки других,  замечать положительное и отрицательное в своем поведении и поведении окружающих, договариваться;

- улучшить в группе микроклимат, учить детей быть внимательней,

терпимей  относится  друг  к  другу;  снизить  конфликтность,  улучшить

коммуникативные  навыки.  

- совместно с родителями выработать общую стратегию обучения детей нормам поведения: быть приветливыми с взрослыми, сверстниками, здороваться, прощаться; благодарить взрослых, сверстников за оказанную помощь, вежливо выражать свою просьбу; не вмешиваться в разговор старших, не перебивать говорящего.

Этапы:

  1. Подготовительный

- определение темы, цели, задач, содержание проекта, прогнозирование результата;

- обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта;

- поиск различных средств достижения целей

  1. Основной

Перечень основных мероприятий реализации проекта:

  1. Беседы

- Беседа на тему «Посмотрим на себя со стороны» 

Цель: обсуждение распространённых ошибок в поведении за столом, речевого, гостевого этикета.

- Беседа «Как понравиться людям?»

Цель: формирование навыков о правилах поведения в обществе, этикете, доброжелательности.

- Беседа «Красота на столе и за столом»

Цель: формирование знаний о сервировке стола, эстетике украшения блюд, правилах пользования столовыми приборами во время трапезы, хороших манерах.

- Беседа о традициях русского гостеприимства

Цель: формирование представления детей о культуре гостеприимства народов населяющих Россию.

    2. Сюжетно-ролевые игры

- Сюжетно-ролевая игра «Мы идём в гости»

Цель: формирование знаний и навыков по правилам этикета, понимания необходимости выполнения правил этичного поведения, знакомство детей с правилами гостеприимства и поведения в гостях.

- Сюжетно-ролевая игра «В кафе»

Цель: формирование у детей познавательного интереса к профессии работников кафе; интереса к игровой деятельности, коллективной, творческой, социального опыта средствами игровой деятельности.

- Сюжетно-ролевая игра «Идем к другу на день рождения»

Цель: продолжать формировать положительное отношение к событиям жизни людей, нормам и правилам поведения в обществе.

  1. Рассматривание серии сюжетных картинок «Правила поведения в гостях»

Цель: вовлекать детей в беседу на тему морали, обсуждение ситуаций и поступков, в которых проявляются нравственные качества людей  (добрый, вежливый трудолюбивый отзывчивый, заботливый справедливый),  учить пользоваться вежливыми оборотами речи, проявлять внимание друг к другу; обращать внимание на манеры поведения, соблюдение требования этикета; воспитывать привычку культурного поведения и общения с людьми.

     4. Ситуации

- Ситуация – «Приглашение на день рождения».

Цель: воспитывать культуру речи, умение и желание общаться, доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать. Научить вежливо принимать приглашение и вежливо отказываться от приглашения по уважительной причине.

- Ситуация – «Если в вазочке осталось одно пирожное».

Цель: развитие у детей навыков рассуждения, формирование положительных взаимоотношений между детьми.

- Ситуация – «Поможем маме накрыть на стол»

Цель: формировать умение самостоятельно  накрывать на стол, приучать детей к хозяйственно-бытовому труду, воспитывать доброжелательное отношение к маме, желание ей помогать.

    5. Чтение художественной литературы:

Цель: продолжить знакомить детей с формами вежливого общения, формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости, справедливости, отзывчивости.

- В. Дмитриева «Уроки вежливости для самых умных малышей»

- русская народная сказка «Лиса и журавль»

- рассказы И. Маниченко «Как Андрюша гостей встречал», «Как Валя научилась дарить подарки», «Как Дима научился дружить»

- Г. П. Шалаева «Правила поведения для воспитанных детей»

- А. Усачёв «Приветствия»

   6.Просмотр мультфильмов

- «Винни Пух идет в гости»

Цель: совершенствование культурно-гигиенических навыков, знаний правил этикета.

- «Бобик в гостях у Барбоса».

Цель: развивать умение осмысливать поступки героев,  соотносить с личным опытом. Формировать навыки общения хозяев и гостей.

    7. Игры

Цель: формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими; воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, с взрослыми, вежливо обращаться с товарищами, развитие навыков использования в речи вежливых слов, совершенствовать культурно-гигиенические навыки.

- Словесная игра «Вежливо – невежливо»

Если поступок вежливый – вы хлопаете в ладоши, если нет – вы топаете ногами. Будьте внимательны! (Правила можно изменить).

Поздороваться при встрече – (вежливо)

Толкнуть, не извинившись – (невежливо)

Помочь подняться, поднять упавшую вещь - …

Сказать спасибо и пожалуйста - …

Повернуться к собеседнику спиной - …

Нагрубить товарищу, толкнуть, ударить его - …

Сказать ласковое, доброе слово - …

Пожелать доброго пути - …

- Игра “Назови привычку”

Мыть руки перед едой – это полезная привычка.

Чистить зубы перед сном – это полезная привычка

Пользоваться носовым платком – это полезная привычка.

Дразнить и обзывать детей – это вредная привычка.

Грызть ногти – это вредная привычка.

Стричь ногти – это полезная привычка

Коллективная работа…

- Игра «Волшебные слова»

 Растает ледяная глыба, от слова теплого (спасибо).

 Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).

 Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо).

 Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте).

 Когда бранят за шалости, говорят (прости, пожалуйста).

 Всем вам с большой любовью, желаю крепкого (здоровья).

И во Франции, и в Дании на прощание говорят (до свидания).

    8. Конструирование из бумаги (салфетки для сервировки стола)

Цель: создание условий для эстетического развития детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

    9. Лепка «Угощение для мамы»

Цель: развитие художественно – творческих способностей детей, воспитание доброжелательного отношения к маме, формировать желание сделать приятный сюрприз к празднику «День матери».

   10. Подвижные игры «Кто ушел?», «Прятки», «Ворота», «Подарки», «Колпачок и палочка».

Цель: формирование навыков сотрудничества, снижение застенчивости, развитие  умения чувствовать других, формирование положительного отношения к сверстнику, сплочение группы, развитие  слухового  внимания,  коммуникативных  навыков, развитие межличностного доверия, ответственности за других, развитие эмоциональной сферы.

   11. Пальчиковые игры «Мальчик-пальчик», «Братцы», «Моя семья», «Дружба», «Наша группа», «Гости», «Грачи», «Прогулка».

Цель: развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить, развивать координацию движений рук, мелкую моторику, совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

   12. Психогимнастика  «Просим прощения», «Поделись с другом», «Три подружки», «Поссорились и помирились», «Хорошее настроение», «Дружная семья», «Сердитая Маша», «Мышка-хвастунья».

Цель: развитие эмоциональной сферы ребенка, снятие психо-эмоционального напряжения,  формирование навыков взаимодействия друг с другом,  выражения чувств, воспитание доброжелательного отношения к людям, развитие творческого воображения.

    13. Для родителей:

- Консультация «Воспитание культуры поведения дошкольников»

- Рекомендация для родителей: чтение вместе с детьми книги Л. Васильевой-Гангнус «Азбука вежливости».

- Памятка «Пример родителей – самый действенный приём воспитания ребёнка!».

Цель: привлечение внимания родителей к вопросу воспитания культуры поведения у дошкольников.

  1. Заключительный

Выпуск стенгазеты «Этикет с детских лет»

Цель: систематизировать  и закрепить основные правила этикета, правила поведения в гостях.

Анализ и классификация собранного материала;
Оценка результатов.

Ресурсное обеспечение проекта: фотоаппарат, настольные игры, наглядно-дидактический материал, художественная литература, видеоматериал о правилах поведения.

По результатам проделанной работы, изменились понятия детей о дружеских взаимоотношениях, представления о поведении в гостях. Дети чаще стали применять в разговорной речи вежливые слова, объяснять другим нормы культурного общения и поведения. Благодаря данной проектной деятельности, инициативность и самооценка детей значительно повысилась.

Проделанная работа достигла своей цели.

Список литературы:

  1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 358 с.
  2. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя  группа/ Т. С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 96 с.
  3. Абрамова Л.В. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2018. 95с
  4. Расту  культурным:  для  детей  4-5  лет:  в  2  ч.Ч.  1  /  С.В.  Пятак, Н.А.Царикова. М.: Эксмо, 2009. –56с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Правила поведения в детском саду"

"Правила поведения в детском саду" в стихах и картинках....

Презентация проекта "Правила поведения за столом и уроки этикета"

Культура поведения за столом – это часть общей культуры человека. Её надо воспитывать с самого раннего возраста.Существуют строгие правила поведения во время еды. Как и все другие, эти правила не выду...

Правила поведения в гостях

Правила поведения...

Правила поведения в гостях

Правила поведения...

Азбука нравственности. Правила поведения в гостях.

Цель: познакомить детей с общими нравственными правилами поведения в гостях и различными ситуациями, в которых ребёнок может оказаться.   ...

Воспитательский час «Правила поведения в гостях"

Воспитательский час «Правила поведения в гостях"...