Азбука нравственности. Правила поведения в гостях.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Цель: познакомить детей с общими нравственными правилами поведения в гостях и различными ситуациями, в которых ребёнок может оказаться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a_z_b_u_k_a_n_r_a_v_s_t_v_e_n_n_o_s_t_i.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
А З Б У К А Н Р А В С Т В Е Н Н О С Т И
П Р А В И Л А
П О В Е Д Е Н И Я В Г О С Т Я Х.
Составила воспитатель: Мучкина Ю.Ф.
Г.Кемерово, 2015
Цель: познакомить детей с общими нравственными правилами поведения в гостях и различными ситуациями, в которых ребёнок может оказаться.
Приглашение в гости создаёт праздничное настроение, это как правило, приятное и интересное событие.
Разобраться нам помогут герои сказки Д. Харриса «Лис и Кролик»
- Я видела вчера братца медведя, - сказал Лис. – Он такую мне трёпку задал за то, что мы с тобой всё не ладим. « Вы, говорит, соседи, должны жить дружно». Я обещал ему, что потолкую с тобой.
- Отлично, братец Лис. Приходи ко мне завтра, пообедаем вместе. Ничего такого у нас нет дома, да жёнушка с ребятками пошарят, уж найдут, чем тебя угостить.
- Я с удовольствием, - сказал Лис.
- Ну, я буду ждать, - сказал Кролик.
Вопросы для беседы:
_ Как вы думаете, приятно ли получать приглашение в такой форме?
- Воспитанный герой сказки может так говорить?
-Как нужно сказать, чтобы приглашение прозвучало предупредительно, вежливо?
Давайте подумаем, какие слова лучше употреблять, если вы кого – то хотите пригласить в гости.
Приходите, пожалуйста, ко мне….
Я приглашаю тебя в гости… на чай, поиграть на компьютере, на день рождение, посмотреть новый мультфильм.
Можно использовать фрагмент из «Мухи – Цокотухи» К. Чуковского, чтобы показать детям, как Муха – Цокотуха приглашала к себе гостей, рада ли она была им, чем она их угощала и с какими словами обращалась к ним.
Муха, Муха, Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар.
«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали. ( Что сказали?)
А букашки _
По три чашки
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха – Цокотуха
Именинница! ( Какие слова говорим Мухе?)
Приходили к Мухе блошки
Приносили ей сапожки.
А сапожки не простые –
В них застёжки золотые. ( Что сказала Муха?)
Приходила к Мухе
Бабушка пчела
Мухе – Цокотухе мёду принесла.. ( Как они себя вели?)
Бабочка – красавица,
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье? ( Когда и почему так говорят?)
Подготовка к посещению пригласившего семейства начинается с обсуждения события, которое послужило причиной праздника.
Прежде всего, надо подумать чем порадовать того, кто приглашает, подарком, стихами в честь главного виновника торжества, весёлой сценкой на тему события, игрой и т.д. Собираясь в гости, обычно придумывают праздничный наряд.
Если речь идёт о дне рождения, готовится подарок, который может быть приятным и полезным имениннику. Что именно его порадует, постарайтесь выяснить заранее, спрашивая его мнение о том или ином предмете. (возможном подарке). Нельзя забывать, что стихи, песни, поздравления очень порадуют именинника и украсят любой праздник.
Хозяева тратят много сил, готовясь к празднику, готовят угощенье, придумывают развлечения. Поэтому обратить внимание на убранство помещения, похвалить наряд и его удачные детали, оценить убранство стола, приготовленные блюда и праздничное оформление, а также поблагодарить за проявленную заботу.
Следует усвоить то, что приняв приглашение, вы как бы даёте согласие включиться в праздник, общее весёлое настроение. Нельзя позволять себе «дуться», отказываться от предложения поиграть, спеть, станцевать. Придя в гости необходимо вспомнить все вежливые слова, приветливо поздороваться, поздравить именинника, не забыть сказать « спасибо», при приглашении к угощению. Спросить, где можно сесть за столом, не заявлять о том, что ты какое-то из блюд не любишь, не ешь, предложить свою помощь в организации праздника.
Дети дополняют, что ещё нужно знать о поведении в гостях.
Они могут рассказать о посещениях своих друзей; когда и почему было весело, когда скучно.
Вместе с детьми составляем правила поведения в гостях.
- Вспомни все вежливые слова и используй их в общении.
- Старайся быть общительным, внимательным к хозяевам, окружающим.
- Веди себя за столом, соблюдая известные тебе правила.
- Уходя, поблагодари хозяев за хороший вечер.
Д И Д А К Т И Ч Е С К И Е М А Т Е Р И А Л Ы.
А. Усачёв.
Собачий этикет
Если вы ждете друзей,
поскорей
Правило это запомните:
Нужно гостей встречать у дверей,
А не сидеть в своей комнате.
Собакам известно правило это,
Хотя не учили они этикета:
Вас встретит у двери
И шпиц, и терьер —
И лапу подаст.
И подаст вам пример.
Ни в колледже их не учили,
ни в школе.
Но выйдут всегда к вам дворняжка
и колли...
Собаки, встречая гостей у дверей,
Признаюсь, хозяев намного мудрей.
Люди, собак вспоминайте при встрече,
Чтобы вести себя по-человечьи!
Вопросы;
Как ты думаешь, что обозначает слово «этикет»? (Правила поведения). О каком самом главном правиле поведения идет речь в этом стихотворении? Что автор предлагает помнить? Почему?
А. Савчук
Шоколадный торт
Когда наступил мой день рожденья, я пригласил гостей, мама купила шоколадный торт для угощенья.
Ну, пришли они, гости. И все с подарками.
Колька, сосед, мне настольную игру «Хоккей» притащил.
— Спасибо, — говорю я Кольке, — правда, я не очень люблю эту игру. Мне больше нравится настольная игра «Футбол».
Витька принес мне сказки Андерсена.
— Спасибо, — говорю я, — книжка чудесная. Это ничего, что она не новая.
Видно, что ее все твои родственники прочитали...
Лиля, одноклассница, подарила мне набор фломастеров.
— Вот, кстати, — говорю я, — мне как раз нужны фломастеры. Жаль только, что здесь всего лишь шесть цветов. Особенно не разрисуешься. Вот я в
магазине набор видел — восемнадцать цветов!
Сложил я подарки в угол и приглашаю друзей к столу. Начал делить торт и чай разливать. Смотрю — что-то они, гости мои, скучные сидят. Я уже и музыку веселую включал, а они все равно не веселятся. Ковыряют торт ложечками и в тарелки смотрят. Потом давай один за другим прощаться, и ушли. И чем я им не угодил? Может быть, торт не понравился?
Вопросы:
Как ты думаешь, почему пришедшие в гости ребята не веселились? Помоги герою рассказа понять, что не понравилось ребятам.
А, Милн
Винни Пух и все-все-все
Винни-Пух был всегда не прочь немного подкрепиться, в особенности часов в одиннадцать утра, потому что в это время завтрак уже давно окончился, а обед еще и не думал начинаться. И, конечно, он страшно обрадовался, увидев, что Кролик достает чашки и тарелки. А когда Кролик спросил: «Тебе чего намазать — меду или сгущенного молока?» — Пух пришел в такой восторг, что выпалил: «И того и другого!» Правда, спохватившись, он, чтобы не показаться очень жадным, поскорее добавил: «А хлеба можно совсем не давать!»
И тут он замолчал и долго-долго ничего не говорил, потому что рот у него был ужасно занят.
А спустя долгое время, мурлыкая что-то сладким-сладким голоском — голос у него стал прямо-таки медовый! — Пух встал из-за стола, от всей души пожал Кролику лапу и сказал, что ему пора идти.
- Уже пора? — вежливо спросил Кролик. Нельзя ручаться, что он не подумал про себя: «Не очень-то вежливо уходить из гостей сразу, как только ты наелся». Но вслух он этого не сказал, потому что он был очень умный Кролик. Вслух он спросил:
- Уже пора?
- Ну, — замялся Пух, — я мог бы побыть еще немного, если бы ты... если бы у тебя... — запинался он и при этом почему-то не сводил глаз с буфета.
- По правде говоря, — сказал Кролик, — я сам собирался пойти погулять.
- А-а, ну хорошо, тогда и я пойду. Всего хорошего.
- Ну, всего хорошего, если ты больше ничего не хочешь.
- А разве еще что-нибудь есть? — с надеждой спросил Пух, снова оживляясь.
Кролик заглянул во все кастрюли и банки и со вздохом сказал:
- Увы, совсем ничего не осталось!
- Я так и думал, — сочувственно сказал Пух, покачав головой. — Ну, досвиданья, мне пора идти.
Вопросы и задания:
Как вел себя Пух в гостях у Кролика? Как, по-твоему, такое поведение молено одобрить? Почему? Что можно посоветовать Пуху?
Глава одиннадцатая, в которой в лес приходит Тигра и завтракает
(Отрывок)
- Здравствуй, Иа! — сказал Пух. — Вот это — Тигра.
- Кто вот это? — спросил Иа.
- Вот это, — в один голос объяснили Пух и Пятачок, а Тигра улыбнулся во весь рот и ничего не сказал. Иа обошел вокруг Тигры два раза: сначала с одной стороны, потом с другой. Как, вы сказали, это называется? — спросил он, закончив осмотр.
- Тигра.
- Угу, — сказал Иа.
—- Он только что пришел, — объяснил Пятачок.
— Угу, — повторил Иа.
Он некоторое время размышлял, а потом сказал:
— А когда он уходит?
Пух стал объяснять Иа, что Тигра — большой друг Кристофера Робина, и он теперь всегда будет в Лесу, а Пятачок объяснил Тигре, что он не должен обижаться на то, что сказал Иа, потому что он, то есть Иа, всегда такой угрюмый; а Иа-Иа объяснил Пятачку, что, наоборот, сегодня утром он необыкновенно весел; а Тигра объяснил всем и каждому, что он до сих пор еще не завтракал.
- Ох, так и знал, что позабуду, — сказал, наконец Пух. — Тигры всегда едят чертополох — вот почему мы пришли к тебе в гости.
- Спасибо, Пух! Очень, очень тронут твоим вниманием!
- Ой, Иа, я не хотел сказать, что мы не хотели тебя видеть...
- Понятно, понятно. Словом, ваш новый полосатый друг хочет позавтракать. Вполне естественно. Как, вы говорите, его зовут?
- Тигра.
- Ну, тогда пойдем сюда, Тигра.
Иа проводил Тигру к самому колючему кусту чертополоха и для верности показал на него копытом. — Этот кустик я берег для своего дня рождения, — сказал он, — но, в конце концов, что такое день рождения? Сегодня он тут, а завтра его нет. Пожалуйста, Тигра, угощайся.
Тигра сказал «спасибо» и неуверенно покосился на Пуха.
- Это и есть чертополох? — шепнул он.
- Да, — сказал Пух.
- Тот, который Тигры любят больше всего на свете?
— Совершенно верно, — сказал Пух— Понятно, — сказал Тигра.
И он храбро откусил большущую ветку и громко захрустел ею. В ту же секунду он сел на землю и сунул лапу в рот.
- Ой-ой-ой, — сказал он.
- В чем дело? — спросил Пух.
- Жжется! — пробормотал Тигра.
- Кажется, — сказал Иа, — наш друг проглотил пчелу.
Друг Пуха на секунду перестал трясти головой (он пытался вытрясти колючки) и объяснил, что Тигры не любят чертополоха.
- Тогда зачем было портить такой отличный экземпляр? — сурово спросил Иа.
- Но ведь ты сам говорил, — начал Пух, — ты говорил, что Тигры любят
все, кроме меда и желудей. - И чертополоха! — крикнул Титра, который в это время бегал с высунутым
языком, описывая огромные круги.
Вопросы:
Как Пух знакомил Иа с Тигрой? Чем угощали Тигру? Правильно ли поступили Пух и Иа?
А. Линдрген
Малыш и Карлсон,
(Отрывок)
Малыш думал о том прекрасном щенке, который повстречался ему сегодня. Быть может, этот щенок лежит сейчас в корзинке на кухне и какой-нибудь мальчик — не Малыш, а другой — сидит рядом с ним на полу, гладит его косматую голову и приговаривает: «Рики, ты чудесный пес!»
Малыш тяжело вздохнул. Вдруг он услышал какое-то слабое жужжание. Оно становилось все громче и громче, и вот, как это ни покажется странным, мимо окна пролетел толстый человечек. Это и был Карлсон, который живет на крыше. Но ведь в то время Малыш еще не знал его.
Карлсон окинул Малыша внимательным, долгим взглядом и полетел дальше. Набрав высоту, он сделал небольшой круг над крышей, облетел вокруг трубы и повернул назад, к окну.
Затем он прибавил скорость и пронесся мимо Малыша, как настоящий маленький самолет. Потом сделал второй круг. Потом третий. Малыш стоял не шелохнувшись и ждал, что будет дальше. У него просто дух захватило от волнения и по спине побежали мурашки — ведь не каждый день мимо окон пролетают маленькие толстые человечки.
А человечек за окном тем временем замедлил ход и, поравнявшись с подоконником, сказал:
- Привет! Можно мне здесь на минуточку приземлиться?
- Да, да, пожалуйста, — поспешно ответил Малыш и добавил: — А что, трудно вот так летать?
- Мне — ни капельки, — важно произнес Карлсон, — потому что я лучший в мире летун! Но я не советовал бы увальню, похожему на мешок с сеном, подражать мне.
Малыш подумал, что на «мешок с сеном» обижаться не стоит, но решил никогда не пробовать летать.
— Как тебя зовут? — спросил Карлсон.
— Малыш. Хотя по-настоящему меня зовут Сванте Свантесон.
- А меня, как это ни странно, зовут Карлсон. Просто Карлсон, и все. Привет, Малыш!
- Привет, Карлсон! — сказал Малыш.
— Сколько тебе лет? — спросил Карлсон.
- Семь, — ответил Малыш.
— Отлично. Продолжим разговор, — сказал Карлсон.
Вопросы:
О ком думал и скучал Малыш? Кто прилетел к Малышу в гости? Как он себя вел? С каких слов Карлсон начал разговор? Как он представился? Можно ли его поведение назвать правильным?
Г. Остер
Советы наоборот
Совет 5
Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Слов: «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун. Вопросы:
Как же правильно себя вести в гостях? Какие слова нужно говорить при встрече? Почему?
Совет 11
Если к папе или маме
Тетя взрослая пришла
И ведет какой-то важный
И серьезный разговор,
Нужно сзади незаметно
К ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
«Стой! Сдавайся! Руки вверх!»
И когда со стула тетя
С перепугу упадет
И прольет себе на платье
Чай, компот или кисель,
То, наверно, очень громко
Будет мама хохотать
И, гордясь своим ребенком,
Папа руку вам пожмет.
За плечо возьмет вас папа
И куда-то поведет.
Там, наверно, очень долго
Папа будет вас хвалить.
Вопросы:
Ты пробовал когда-нибудь себя так вести? Папе с мамой может понравиться такое поведение? Почему? Как следовало бы поступить?
Народная мудрость Добрый гость всегда в пору. Гостю — почет, хозяину — честь. Встречают гостя по платью, а провожают по уму.
Задания
- Инсценируйте ситуацию: неожиданно в ваш дом пришли гости.
- Подумайте, как поступить, если: - к тебе пришли гости, а ты еще не сделал уроки;
- тебя пригласили в гости, а у тебя в это время тренировка.
- Придумайте игры, в которые можно играть с гостями.
- Составьте перечень песен, которые можно спеть с гостями.
- Подготовьте перечень конкурсов, викторин для проведения их с гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правила поведения в гостях
Правила поведения...
Правила поведения в гостях
Правила поведения...
Азбука нравственности. Правила поведения на улице и дома.
На занятиях воспитатель должен познакомить с основными правилами поведения на улице и дома. Поддерживай чистоту и порядок, которые наводят взрослые возле дома и во дворе. Не па...
Азбука безопасности. Правила поведения на дороге
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13524969","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"300","width":"244"}}]]Консультация по профилактике детского дорожно-транспортного тр...
Наглядная информация для родителей "Азбука безопасности: правила поведения при укусах насекомых"
Лето благодатная пора. Время отдыха и интересных занятий. Но летом нам доставляют неприятности комары, клещи и пчелы. И наша задача постараться оградить наших детей от укусов насекомых. Сейчас все бол...
Проект «Правила поведения в гостях»
Краткосрочный проект в средней группе "Правила поведения в гостях"...
Воспитательский час «Правила поведения в гостях"
Воспитательский час «Правила поведения в гостях"...