Консультация "Материнский фольклор в образовательной среде"
консультация (младшая группа)
Материнский фольклор - это большой педагогический потенциал, заложенный в этих простых по форме произведениях, он дает возможность успешно использовать его в современном образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materinskiy_folklor_v_obrazovatelnoy_srede.docx | 466.48 КБ |
Предварительный просмотр:
«Материнский фольклор в образовательной среде»
В детском саду ребенок проживает все этапы детства и обогащения детского развития. Детство понимается как период жизни, значимый без всяких условий, значимый «тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период способствует подготовке к следующему периоду».
И здесь мы видим один важный принцип — принцип учета этнокультурной ситуации развития детей. Этнокультурные традиции в дошкольном образовании часто используются поверхностно и не позволяют раскрыть глубину народной педагогической мысли. Эти два базовых принципа являются ключевыми для понимания педагогики раннего возраста.
Детский фольклор - обширная область поэтического творчества, дети с живым интересом вглядываются в мир взрослых и с охотно копируют его, заимствуют их опыт. Материнский фольклор – это потешки, песенки, пестушки, колыбельные, считалки. Они помогают при эмоциональном общении с ребёнком. Материнский фольклор это большой педагогический потенциал, заложенный в этих простых по форме произведениях, он даёт возможность успешно использовать его в современном образовании.
В небольших, коротеньких произведениях заложен весь богатый, жизненный опыт русского народа.
Под материнским фольклором мы понимаем те жанры детского фольклора, которые используются взрослым в процессе пестования, взращивания ребенка. Это — колыбельные песни, пестушки, сопровождающие телесный контакт матери и ребенка в процессе ухода, потешки, прибаутки. Материнский фольклор — это основной инструмент развития ребенка в период грудного вскармливания и до перехода ребенка в детское сообщество или говоря современным языком — от рождения и до трех лет.
Через колыбельные песни у ребенка появляются основные понятия о традиционной модели мироздания, о своем месте в нем, социальных и нравственных нормах, о добре и зле. Взрослые посредством пения вводят ребенка в мир культуры, мир ее образов и смыслов.
Сказки – хоть и не входят в материнский фольклор, но продолжают начатое им влияние на становление у ребёнка традиционной картины мира. Это самый любимый детьми фольклорный жанр. Детям младшего дошкольного возраста рассказывают сказки о животных. В них животные олицетворяют те качества человека, которые осуждает сказка (жадность, грубость, невежество, хитрость) и в этом заключается её воспитательное значение. Сказки очень просты по своей композиции. Большую роль в них играет повторяемость одного и того же эпизода, наращивание повторяющихся действий. Это всем известные сказки: «Колобок», «Теремок», «Репка». Такое построение сказок способствует лучшему их запоминанию ребёнком. Сказки играют большую роль в воспитании детей.
Беседуя с ребёнком о его поведении, мы приводим ему примеры из сказок о том, как поступил тот или иной герой и к чему это привело. Обычно после таких бесед ребёнок говорит, что он не будет таким «непослушным».
Колыбельные песенки – относятся к материнской поэзии, назначение колыбельных убаюкать, успокоить ребёнка. Песни представляют собой монолог обращённый к животным, другим людям или существам. К ребёнку обращаются с пожеланиями сна или с просьбой «послушания»: не ложиться на край, не поднимать головы, не капризничать. К животным или другим существам обращаются с просьбой: не приходить, не заглядывать, не трогать.
Пестушками ребёнка забавляли, когда он начинал понимать речь и узнавать близких. Их назначение, вызывать радость, весёлые эмоции. Проснувшегося ребёнка поглаживали, приговаривая пожелания расти здоровым, сильным.
Когда женщины пришли к пониманию необходимости массажа, они стали в такт движениям произносить ласковые слова. Для развития координации движений и укрепления мышц, практическая народная педагогика и медицина выработала целый комплекс упражнений, сопровождаемых пестушками. К сожалению, во многом ушёл народный опыт воспитания детей младшего возраста, современные молодые мамы не знают поэзии пестования, между тем в ней содержится веками проверенный и отработанный практический материал.
Потешки – это знаменитые «Ладушки», «Сорока-ворона» и т.д. В них содержится наставление ребёнку, игры с потешками не только забава для малышей, но и важнейшее средство обучения они способствуют быстрому запоминанию малышом названий частей тела. Голосом, позой, интонацией, нежным прикосновением, взрослый выражает ребёнку свою любовь. Он стремится разделить с малышом многие эмоциональные состояния и избавить своего ребёнка от отрицательных эмоций. В детском саду взрослый создаёт условия для передачи ребёнку многообразных средств общения, ведущее место среди которых занимают эмоции.
Физическое развитие.
Существенное значение, поэтому имеет тот факт, что ребёнок ощущает части своего тела в живом контакте с руками взрослого. Дети, не получившие опыт телесно-тактильного взаимодействия, впоследствии испытывают «тактильный голод», ластятся к воспитателю, просятся на коленки, обнимаются, прижимаются. Поэтому при проговаривании так необходимо ребёнку поглаживать спинку, колени, перебирать пальчики и т.д.
С пестушками ребёнок начинает знакомиться с частями тела, когда ребенок умывается, расчесывают волосы, кушают.
Взрослый, занимающийся с малышом, удерживает несколько уровней взаимодействия с ним:
• телесный, который реализуется в тактильном контакте;
• интеллектуальный, который развивает ассоциативное, логическое, образное мышление ребенка;
• семантический, который представляет ребенку мир смыслов и образов культуры взрослых;
• аксиологический, который предъявляет ребенку базовые ценности традиционной культуры.
В текстах колыбельных даётся яркий образ семьи, живой образ её воплощения. Спокойное, осознанное подчинение вековому укладу семьи даёт ребёнку чувство защищенности, прочности своего места в мире, это всё находит отражение в материнском фольклоре. В пестушках последовательно перечислятся все члены семьи ребёнка, где первую роль отводят папе и маме.
В традиционной модели мира, дом и семья связаны друг с другом, поэтому колыбельным придаётся особое значение в материнском фольклоре. Колыбель – это центральное место новорожденного ребёнка в социуме. При пении колыбельных для ребёнка проговаривается все лучшее, ребёнку желают богатства, любви, хороших друзей и т.д. Благодаря материнскому фольклору у детей формируются нравственные представления, представления о семье, представления о труде, происходит становление о поощрении и наказании с помощью сказочных образов и персонажей (Сорока – ворона, Пальчик-мальчик)
Познавательное развитие.
Рефлексия – первый и важнейший инструмент познания мира, который осваивает ребёнок, без которого процесс познания будет затруднён. Рефлексия – первый инструмент познания мира, который осваивает ребёнок.
Ребёнок начинает познавать мир, обретает свой живой образ, который у него закрепится. Взрослый подражая ребёнку показывает эффективность самого действия.
Речевое развитие.
Современные дети испытывают сложности в речевом развитии.
Материнский фольклор занимает особое место в речевом развитии детей, если обратить внимание на все потешки, пестушки, колыбельные, они для ребёнка 2-3 лет проговариваются очень сложно, «Травка-муравка», «роток-говорок» и тд. Но именно благодарят постоянному проговариванию, ребёнок начинает вслушиваться в родной язык, понимает изменения голоса и начинает подражать. Поэтому правильное формирование звуков «Ай дуудуу» «ай чуу чуу» помогает правильному формированию звуков. Ребёнок может не понимать и не уследить за всеми действиями в прибаутках, колыбельных, зато он знакомится с огромным количеством глаголов и слышит чёткий такт, что способствует желанию проговорить, повторить.
Ребёнку необходимо общение со взрослым, его личное присутствие и реакция на все проявления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретический семинар Тема: Представление о понятии «среда» Структурно-содержательная характеристика образовательной среды
Среда человека охватывает совокупность природных (физических, биологических, химических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь человека.Ч...
ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.
ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. консультация для воспитателей....
Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.
Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...
Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности образовательной среды. Функции психологически безопасной образовательной среды в доу
Психологическое здоровье...
Реферат «Образовательная среда ребенка. От теории к практике» Предметно-пространственная развивающая образовательная среда»
Итоговый реферат...
Предметно-развивающая среда, как часть образовательной среды. Изменение предметно-развивающей среды в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспе...
"Материнский фольклор в образовательной среде"
Материнский фольклор это большой педагогический потенциал, заложенный в этих простых по форме произведениях, он даёт возможность успешно использовать его в современном образовании....