Паспорт мини-музея «Народная игрушка»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
«Когда делаешь кукол, — рассказывают мастера, — откликается душа. Ведь в каждой кукле есть своя суть. Сумеешь понять ее – и болезни уходят, и жизнь налаживается, и в доме воцаряется мир. Именно ради этого и делали кукол наши предки… »
Всем известен народный обычай - дарить детям куклы. В давние времена их делали в семье сами или привозили с ярмарки. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие. Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству - к одному из главных достоинств самодельной игрушки.
Материалы брали разные: мох, бересту, прутья, лыко, мочало, тряпки, солома, зола и обычное полено. Ткань не резали и не сшивали, а рвали руками, поэтому кукол ещё называют «рванки». Брали ношенную материю, считается, что так сохраняется родовая сила.
В каждом доме кукол было очень много, до 100 штук. И не удивительно, дети начинали вертеть кукол с 3 лет. Считалось, чем больше кукол, тем больше счастья в семье. А по тому, как дети относились с куклам, судили о будущем благополучии семьи. Если дети бережно обращались с куклами, то будет в доме достаток и счастье. Если небрежно и бросали где непопадя то, жди беды.
Традиционная тряпичная кукла без лица - безлика. Лицо у всех кукла оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения недобрых сил, злых, а значит, и безвредных для ребёнка. Она должна была принести здоровье, радость, благополучие. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.
Большую часть кукол изготавливали зимними долгими вечерами, чтобы скоротать время. В такие вечера бабушка, мама, старшие сестры учили малышей делать кукол. Взрослые, относились к этому делу серьезно с душой, и старались передать свои знания детям.
Выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук. Куклы передавались от бабушек внукам по наследству. Так куклы и техника их изготовления не пропала в веках, и сохранилась до наших дней. Учитесь и вы создавать народные куклы. Гордитесь, что приобщаетесь к народным традициям и культуре.
Паспорт мини-музея «Народная игрушка»
Наименование мини-музея: «Народная игрушка».
Профиль музея: познавательный.
Цель: формировать познавательный интерес дошкольников путём использования различных видов наглядности.
Задачи:
- Познакомить детей с народной игрушкой;
- Познакомить детей с историей России на примере народной игрушки;
- Воспитывать интерес к народным промыслам;
- Знакомить с русским народным фольклором посредством народной игрушки;
- Развивать воображение, художественный вкус, моторику рук;
- Привлечь внимание родителей к истории нашей страны с использованием народной игрушки;
- Организовать совместную деятельность и досуг родителей с детьми.
- Воспитывать интерес к созданию музея и бережное отношение к его содержимому.
Разделы и экспонаты:
Мини-музеи в группе позволяет нам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей, он постоянно пополняется новыми экспонатами, здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми. В мини-музее представлены разные виды игрушек: деревянные, соломенные, тряпичные, нитяные.
Экспонаты используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.
2. Аспекты музейной деятельности
Музей–место, где хранятся и экспонируются предметы культуры, быта, истории, искусств. Это место, куда приходят люди, чтобы увидеть, узнать что-то редкое, то, чего не увидит каждый. Это хранилище человеческой памяти. В музей люди приходят, чтобы прикоснуться к чему-то святому, чему-то дорогому, к тому, что хочется запомнить. В музее всё особенное: и экспонаты, и обстановка. И вести себя нужно не так, как можно вести себя на улице или дома. К сожалению, дошкольник не часто ходит в музеи. И тем самым лишается возможности приобщаться к этой стороне культуры народа.
А что если музей «принести» ребёнку, поместить его в стенах дошкольного учреждения? Но такой музей должен обязательно обладать целым рядом особенностей, чтобы стать интересным и приятным для него.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому в дошкольном учреждении музей называют «мини-музеем».
Ценность мини-музея заключается в воспитательной, культурно –исторической, познавательной направленности. С этой целью был разработан проект по созданию мини-музея народной игрушки.
Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на полках в групповой комнате.
План работы по созданию мини-музея
Этап | Содержание работы | Сроки реализации | Ожидаемый результат |
1. Подготовительный этап | 1. Педсовет. 2.Консультация с родителями 3.Планирование мини-музея | Сентябрь 2015г | Определение темы и названия. Выбор места размещения. Выбор инициативной группы. |
2. Практический этап. | 1.Сбор и изготовление экспонатов. 2. Оформление выставки. 3. Индивидуаль ная работа с детьми и родителями. | Октябрь-Ноябрь 2015г | Создание мини-музея «Народная игрушка» |
3.Заключительный этап (подведение итогов) | 1.Презентация мини-музея на педсовете. 2.Проведение тематических экскурсий в мини-музее. 3. Проведение интегрированных занятий с использованием метода музейной педагогики. | Ноябрь2015г- Май 2016г. | Презентация «Мини-музей народной игрушки». Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы. Выставка народных игрушек. Разработки НОД с использованием метода музейной педагогики. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы мини – музея «Русская народная игрушка»
В плане указаны темы по которым ведётся работа в музее. Описана работа с детьми и родителями....
Презентация проекта «Использование мини-музея русско- народной игрушки в организации образовательной деятельности с детьми"
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Народное искусство способствует глубокому воздействию на м...
Паспорт мини-музея «Предметы народного быта»
Мини - музей детского сада отражает специфику дошкольного возраста детей. Ежегодно (периодически) музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совм...
Из опыта работы "Развитие художественно-эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста путём создания в группе мини-музея "Русская народная игрушка"
Русская народная игрушка развивает у детей воображение, фантазию, творческое мышление, разносторонне воздействуют на развитие чувств ребёнка, ума и характера. Мини-музей "Русская народная и...
Экскурсионная работа мини - музея "Русской народной игрушки"
В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с дошкольного возраста. При э...
Экскурсионная работа мини - музея "Русской народной игрушки"
В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с дошкольного возраста. При э...
Познавательно-творческий проект для детей первой младшей группы Создание мини- музея "Русские народные игрушки"
Цель нашего проекта:как приобщить детей 2-3 лет к русскому народному творчеству через знакомство с народной игрушкой...