Игра в дошкольном возрасте
методическая разработка (средняя группа)

Минькова Антонина Александровна

Игра в дошкольном детстве: опыт организации в группе в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_v_doshkolnom_vozraste.docx17.16 КБ

Предварительный просмотр:

Минькова А.А., воспитатель

                                                                                        МАДОУ детский сад №104

                                                                                                      г. Калининграда

Игра в дошкольном детстве: опыт организации в группе в ДОУ

Игра – свободный, самостоятельный вид деятельности, в которой дети общаются со сверстниками. Детей объединяет одна цель, они вместе её достигают, общие переживания и интересы в игре.  Игра учит детей направлять свои действия и мысли определенной цели, воспитывает в них целеустремленность. В игре ребенок чувствует себя членом коллектива, учится оценивать действия и поступки свои, и товарищей.

Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра выступает как самая важная деятельность, через которую мы педагоги решаем все образовательные задачи, в том числе и обучение. 

Условно все детские игры, которые я использую в работе с детьми  можно разделить на несколько групп группы:
1.сюжетно-ролевые, творческие игры.
2.игры с правилами и готовым содержанием.
3.игры – эксперименты 
Сюжетно - ролевые творческие игры включают в себя:
а) игры на бытовые темы;
б) с производственной тематикой;
г) театрализованные
а) дидактические игры (с предметами и игрушками, словесные),настольно - печатные, музыкально-дидактические.
Игры – эксперименты включают в себя:
а) игры с различными предметами и материалами (водой, снегом, льдом, мыльной водой, пеной,  звуками, светом).

В сюжетных играх дети находят отражение разнообразных бытовых (семейных) сюжетов и новые впечатления о жизни и труде близких людей (магазин, семья, детский сад, парикмахерская и другие), а также сюжеты, навеянные произведениями литературы (на героическую, трудовую, историческую тематику).  Дети начинают различать реальную и воображаемую игровые ситуации. Игровые объединения по (2 - 3 человека) носят порой самостоятельный и постоянный характер. До начала игры дети могут определить тему, сюжет, распределить роли (в начале года с помощью воспитателя, затем самостоятельно); по ходу игры учатся согласовывать игровые действия в соответствии с принятой ролью.
В соответствии с замыслом сюжета я формирую умение детей устанавливать разные ролевые связи в рамках одной сюжетной темы: мама - папа - сын, продавец - покупатель - кассир, врач - больной - аптекарь и так далее. Активно развиваю ролевой диалог: «Во что будем играть? Что произойдёт?». Учу детей использовать различные предметы - заместители (разнообразные кубики, бруски, коробочки, верёвки и т.д.), осуществлять игровые воображаемые действия и принимать воображаемые действия других играющих.

Совершенствование игровых умений (создание замысла, придумывание сюжета, определение содержания игры, распределение ролей и так далее) происходит, конечно же, в совместной игре, когда дети и воспитатель являются партнерами. В совместной игре с воспитателем дети включаются в разные ролевые диалоги, изменяют содержание диалога в зависимости от смены ролей, обмениваются ролями с воспитателем. Взаимодействие в ролевом диалоге учит детей планировать свои ролевые действия, а на более позднем этапе овладения игровыми навыками действовать более свободно, импровизированно. 

Сюжетно-ролевую игру в группе проводим в вечерние часы, обустраиваем вместе с детьми игровые зоны на прогулочных площадках, специально отведено для сюжетно-ролевой игры время после дневного сна в пятницу, тем самым детям предоставляется возможность в полной мере насладиться свободной игровой деятельностью.  Используя ролевые возможности участника игры, я побуждаю детей к творчеству, к самостоятельному созданию игровой обстановки (кукольные дом или комната, магазин, парикмахерская, кабинет врача, гараж и т.п.) и поиску тех предметов, которые могут выполнять необходимые игровые функции. 

Интерес к театрально - игровой деятельности проявляется у моих детей в совместном с воспитателем участии в играх - драматизациях на темы любимых сказок («Репка», «Теремок» и других), импровизациях, обыгрывании этюдов («Маме улыбаемся», «Заводные игрушки» и других). С помощью мимики, жестов, движений я учу детей передавать разное эмоциональное состояние персонажей (удивляется дед - какая большая выросла репка!); использовать выразительные движения для передачи их образа (бежит мышка, крадётся хитрая лиса и другое).
В группе есть много разновидностей театрализованных игр: настольный театр с объемными или плоскостными фигурками, фланелеграф, театр - бибабо , театр масок, игрушки - самоделки.

Дидактические игры помогают дошкольникам в познании свойств и признаков объектов, стимулируют дальнейшее интеллектуальное развитие. Дети моей группы участвуют в играх на сравнение предметов по различным признакам (размеру, форме, цвету, назначению и так далее - «Что из чего сделано», «Найди нужную фигуру»), группировку предметов на основе общих признаков (это - посуда, это - обувь), устанавливают отношения «часть - целое» (у чайника есть крышка, носик, ручка; у машины есть кузов, кабина и так далее), составляют целое изображение из 6 – 8 частей («Составь картинку», «Пазлы»), учатся элементарному планированию, реализации воображаемых образов (игры «Сложи узор», «Блоки Дьенеша», «Пазлы»), сравнивают предметы («Разложи по порядку», «Палочки Кюизинера»). 

Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.

Особое место в моей работе занимают игры - эксперименты с различными предметами и материалами (водой, снегом, льдом, мыльной водой, пеной, зеркалом, стеклом, звуками, светом). Инициатива проведения игры принадлежат в этом случае воспитателю (взрослому) то есть продумать процесс подготовки и проведения, подбор дидактического материала или его изготовление вместе с детьми, организация обстановки для игры, четко определить свою роль. Я обращаю внимание на организацию предметно-развивающего пространства. В группе присутствуют все виды игр и игрушек (сюжетные, дидактические, моторные, театрализованные и так далее); игрушки для мальчиков и девочек; игрушки для совместных и самостоятельных игр; личные игрушки детей (из дома). Учу детей преобразовывать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, полифункциональный игровой материал. В группе имеем разнообразный строительный материал.

Важное место в развитии сюжетов игр отводится игрушке. Игрушка наталкивает ребёнка на новые игровые замыслы, на отражение в играх новых сторон жизни.
Игра для ребенка вдвойне интересней, когда ребенок чувствует заинтересованность самых родных и любимых людей - родителей. Однако, к сожалению, они редко играют с детьми. По анкетам на вопрос «В какие игры ваш ребёнок предпочитает играть дома?», родители отвечают, что их дети чаще всего дома играют в куклы, машинки, кубики.
Зачастую родители не знают, что многие домашние дела можно легко превратить для детей в занимательные игры и при этом чему-то научить малышей. Их вниманию предлагаю картотеку игр, которые можно провести в домашних условиях. Не зря существует такое мнение: «Игра – вещь полезная, игра с взрослыми – вещь очень полезная, игра с родителями – вещь особо полезная!»

Приобретённый детьми 3-4лет игровой опыт способствует тому, что они начинают проявлять более активный интерес к игровому взаимодействию со сверстниками, стремятся к объединению в играх.

Таким образом, игра в широком понимании это слова оказывает, безусловно, благоприятное воздействие на самостоятельность, инициативность, является источником знаний, умений и навыков детей. Игра содержит в себе все этапы становления личности, она является источником развития, указывает на потребности и изменения характера человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте (ДОКЛАД)

В докладе представлены: определение игры, классификация игр по С.Л. Новоселовой, этапы развития игровой деятельности, этапы руководства сюжетно-ролевой игрой....

Консультация для педагогов ДОО "Сюжетно-ролевая игра - основной вид игры детей дошкольного возраста"

В данном материале раскрывается три основных метода руководства играми детей, структурные компоненты и основные направления развития сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста....

«Консультация для педагогов ДОО "Сюжетно-ролевая игра - основной вид игры детей дошкольного возраста»

В данном материале раскрывается три основных метода руководства играми детей, структурные компоненты и основные направления развития сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста....

Разработка модели сюжетно-ролевой игры "Методика организации и проведения сюжетно-ролевой игры" Средний дошкольный возраст

Семинар по обмену опытом "Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут" в рамках проведения курсов "Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошколь...

В какие игры играют дети дошкольного возраста?

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию. способам организации, значению для развития и воспитания ребёнка, используемым в ней предметам. В дошкольной педагогике распрос...