Беседа с детьми подготовительной группы по патриотическому воспитанию: «История русского костюма»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Материал необходим для повышение общей осведомлённости, расширение знаний детей об одежде и ее деталях, расширение и обогащение словаря с использованием устного народного творчества и его элементов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_russkogo_kostyuma.doc | 558.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа с детьми подготовительной группы по патриотическому воспитанию: «История русского костюма»
Программное содержание:
Повышение общей осведомлённости, расширение знаний детей об одежде и ее деталях, расширение и обогащение словаря с использованием устного народного творчества и его элементов.
Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, запомнить элементы костюма.
Закрепить умение согласовывать существительные с прилагательными (употребление правильных окончаний).
Воспитывать, любовь к родному краю, бережное отношение к одежде.
Материалы:
иллюстрации с изображением русских национальных костюмов. Куклы в русских национальных костюмах. Аудиозаписи русских народных песен.
Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Сегодня мы с вами поедем в гости к бабушке Варварушке в деревню. Но для начала со всеми поздороваемся (динамическое упражнение):
- С добрым утром, глазки! -Вы проснулись”?
- С добрым утром, ушки! -Вы проснулись?
- С добрым утром, ручки! -Вы проснулись?
- С добрым утром, ножки! -Вы проснулись?
- С добрым утром, солнце! -Мы проснулись!
Воспитатель : Ребята, вы любите ходить в гости?
Дети: Да!
Вот мы и готовы отправиться в путь. А на чем мы отправимся в путь- отгадайте:
Братцы в гости снарядились. Друг за друга уцепились
И помчались, в путь далек, Лишь оставили дымок. (Поезд.)
Верно, давайте представим, что мы едем на поезде, занимайте места в своих купе, закройте глазки и поехали. (Фонограмма – движущийся поезд.)
Вот мы и приехали в гости к бабушке Варварушке. Давайте поиграем в игру и расскажем, какие мы.
Игра "К бабушке в гости приехали внуки" ( Развитие артикуляционной моторики)
Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),
С ними худые - лишь кожа да кости (втягиваем щеки)
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы).
Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперед).
Утром проснулись - в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами).
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих же движений языком в положении за нижними зубами).
Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочередное надувание обеих щек, губы не пропускают воздух).
И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременно надувание обеих щек с последующим выпусканием воздуха через рот).
Какое у нас сейчас время года? Осень. Осень если дует ветер, какая погода? Ветреная. Давайте с вами изобразим, как дует ветер.
Дует легкий ветерок – ш-ш-ш Полный спокойный ненапряженный выдох
И качает так листок – ш-ш-ш
Дует сильный ветерок – ш-ш-ш Активный выдох с наклонами головы
И качает так листок – ш-ш-ш вправо-влево.
В лес пойдем сейчас гулять
Будем правильно дышать:
Носом воздух мы вдыхаем,
Через ротик выдыхаем.
Должен каждый так уметь,
Чтобы больше не болеть!
Дети делают вдох через нос и выдох через рот
Воспитатель: Я предлагаю вам пойти в гости к бабушке Варварушке. А живёт она вон в том домике, (указывает на макет домика). Сейчас мы тихонько подойдем и посмотрим, что там она делает.
Вместе идут и заглядывают в окошко.
Дети: А там нет бабушки.
Воспитатель: Да действительно, ребята, в домике никого нет. Наверное, бабушка Варварушка пошла на базар. Давайте подождём её и пока поиграем.
Мы с вами знаем пословицы и поговорки об одежде.
Пословицы и поговорки про одежду «Я начну, а ты продолжи»
«Шуба тепла и богата – жить вам легко и богато»
Реклама 04
«Друг лучше старый, а платье новое»
«По одежке встречают, по уму провожают»
«У бабы рубашка – те же мешки: рукава завяжи, да чего хочешь положи»
«Не поносишь старого – не носить и нового»
"Какова пряха, такова и рубаха".
"Не одежда красит человека, а добрые дела".
"Не украшай платье, а украшай ум".
"Голова не для того дана, чтобы шапку носить, а что бы ум копить".
"Красавина и в старом платье хороша."
Игра «Наоборот»
Пришивать – отрезать
Яркий – бледный
Снимать – надевать
Вешать – снимать
Сухой – сырой
Расстёгивать – застёгивать
Лёгкий – тяжёлый
Завязывать – развязывать
Дорогой – дешёвый
Чистить – пачкать
Длинный – короткий
Шнуровать – развязывать
Найти – потерять
Чистый – грязный
Покупать – продавать
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, в какой одежде ушла на базар бабушка Варварушка?
Давайте мы с вами узнаем, в чем могла пойти бабушка Варварушка на базар, послушаем истории об одежде. Будьте внимательны.
«Сядем рядком, да поговорим ладком»
Сегодня я расскажу вам об истории мужской и женской одежды, о том, как люди одевались в старину.
Основу любого русского костюма составляла рубаха. Ее одевали мужчины, женщины и дети. Это та часть одежды, которую человек носил от рождения до смерти. Она была широкой, украшалась по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась пояском (показ иллюстраций).
Сарафанный комплект носили на Руси в будни и в праздники начиная с 14 века. Изготавливался сарафан из холста, домотканого сукна, шелка, парчи. Мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились при движении, делали женщину похожей на лебедя. Недаром в народных песнях и сказках женщин называли лебедушками. Украшали сарафаны вышивкой, различными лентами, цветными полосками ситца, тесьмой и бахромой. (показ иллюстраций).
Сарафан – красный, голубой, жёлтый, коричневый. Красный – тепло, праздник. Жёлтый – солнце, богатство. Голубой – небо, молодость. Коричневый – земля кормилица.
Вот так одевались женщины на Руси.
В русском костюме особое внимание уделялось головному убору. Это была своеобразная визитная карточка. По нему можно узнать из какой местности владелица, её возраст, социальная принадлежность.
- Какие головные уборы носили девушки до замужества? (венки, ленточки, повязки).
- А причёски? (коса или распущенные волосы).
-Какие головные уборы носили замужние женщины? (кокошники,платки)
Игра «Какой сарафан, кокошник, рубашка?»
Сарафан – нарядный, широкий, узорчатый, разноцветный, новый, праздничный…
Кокошник – нарядный, украшенный, разноцветный, узорчатый, праздничный…
Рубашка – удобная, нарядная, вышитая, праздничная, женская, новая…
Пальчиковая гимнастика «Две подружки, две портняжки…»
Две подружки, две портняжки. (Показать ладошки)
Взяли в руки по катушке, (Сжать пальцы в кулачки)
Даже сшили сарафан, Деду вышили кафтан,
Бабушке зашит жакет, Больше дырочек в нем нет,
Дядюшке из юбки новой Перешит жилет лиловый.
А девчонкам и мальчишкам Перешито по штанишкам.
(Разжать по одному пальчику на обеих руках)
Игра « Одень куклу в женский русский народный костюм"
Детям раздают картинки с изображением элементов костюма (сарафан, кокошник, рубашка) и куклу. Каждый ребенок составляет свой женский русский народный костюм.
Продолжим наш рассказ теперь уже про мужскую одежду. Основными частями мужской одежды как сейчас, так и в старые времена являются рубаха и порты (штаны). Характерной особенностью русской рубахи был покрой ворота. Его разрез располагался не посередине груди, а сбоку, отсюда и название – косоворотка. Белая косоворотка часто украшалась по подолу, вороту, низу рукавов вышивкой; на груди делалась вставка из ткани другого цвета. Косоворотка – она длинная. Рукава длинные и широкие. Не закатав рукава работать невозможно (есть выражение «работать спустя рукава, т.е. плохо»). Мужские штаны шили всегда одинаково. Они были неширокие, холщовые, синего или черного цвета. Их носили заправленными в обувь. Иногда выходные, праздничные штаны шили в полоску.
Еще одной типичной мужской одеждой, которую надевали поверх рубахи был кафтан. Для зажиточных шились очень длинные кафтаны, доходящие до самых лодыжек.
- А что носили мужчины на голове? (Кепки, картузы, шапки)
Непременным атрибутом и мужской и женской одежды на Руси всегда был пояс или кушак.
Вот так одевались люди в Древней Руси.
Игра « Одень куклу в мужской русский народный костюм»
Детям раздают картинки с изображением элементов костюма (штаны, рубашка и кепка) и куклу. Каждый ребенок составляет свой мужской русский народный костюм.
Загадки про элементы костюма
Эта часть костюма
Не мужской кафтан.
Носит красна девица
Длинный (сарафан)
С давних пор краса девицы
Не румяна,не ресницы.
Всюду русская краса-
С лентой длинная (коса)
Ходит девица с косой
С непокрытой головой,
Красоте помощник-
Расписной (кокошник)
Ворот вышит,а застёжка Сбоку подборотка.
Всем наряд известен этот
Как (косоворотка)
На руси с давних пор
Головной носят убор.
Они для женщин-украшенье,
Носят их они с уменьем.(кокошники, платки)
Сюрпризный момент: стучат в дверь.
Кто приехал? Мы, мы, мы! Ах, бабушка, Варварушка, это ты? Да, да, да!
Воспитатель: Ребята, наша бабушка Варварушка пришла! Ой где же ты была, бабушка Варварушка?
Бабушка Варварушка: Здравствуйте, детушки! Уж как я рада вас видеть!
Спасибо, что ко мне зашли. Была я на Ярмарке. Вот купила там волшебный сундучок. Хочу с вами поиграть. Отгадайте загадки из моего волшебного сундучка.
Игра "Герои из сказок"
• Румяный, круглый, тёплый бок, сбежал от бабки (Колобок)
• Огнём он всё живое губит, он не жалеет никого.– Зато Иван - царевич срубит мечом все головы его (Змей Горыныч).
• Ах ты, Петя – простота сплоховал немножко, Не послушался кота, выглянул в окошко (Петушок – золотой гребешок).
• По тропе шагая бодро сами воду тащат вёдра. (По щучьему велению).
• Эта сказочная штучка – плод и неба, и земли.
То, что дедка, бабка, внучка вместе вырвать не смогли. (Репка).
Дети собирают разрезанные картинки с героями сказок.
Бабушка Варварушка: Ребята, подождите! Я в дом только загляну. Вот вам кренделя в подарок от меня. Спасибо вам, приходите ещё.
Хоровод «Земелюшка- чернозём»
Воспитатель. Пора и нам возвращаться в детский сад. Занимаем места в купе и едем на поезде. Вот мы и приехали. Вам понравилось в гостях? Что вы там делали? О чем мы с вами сегодня говорили, что нового узнали на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада тема: « История русского костюма»
Конспект интегрированного занятия по по...
Конспект проведения образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по патриотическому воспитанию Тема: «Наша родина - Россия»
Россия – самая большая и красивая страна. А все люди, живущие в России, называются россияне. Каждый россиянин любит свою страну....
Беседа с детьми подготовительной группы: История и традиции Нового года
Откуда Новый год к нам пришел? Рассказ об истории возникновения Нового года в России в подготовительной группе детского сада. Описание: предлагаю вашему вниманию материал, который может быть полезен...
Беседа с детьми подготовительной группы «История Деда Мороза»
Приближается самый любимый, самый красивый, самый долгожданный праздник. Независимо от возраста, все люди ждут этот праздник. Во всех странах мира празднуют самый любимый и долгожданный взрослыми и...
беседа с детьми подготовительной группы по экономическому воспитанию"Что такое деньги?"
конспект беседы(вводной) "Что такое деньги?"...
Беседа с детьми подготовительной группы : « История георгиевской ленточки».
Цель: Познакомить детей с новым символом Дня Победы, рассказать об истории возникновения георгиевской ленточки, воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей Родины.Оборудов...
Беседа с детьми средней группы по патриотическому воспитанию
БЕСЕДА «ПОМОГАТЬ ЛЮДЯМ»Цель: Воспитывать у детей желание помочь в нужную минуту, чуткое отношение к окружающим. Воспитывать доброжелательность, сочувствие, желание прийти на помощь тем, кт...