Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Куборики»
рабочая программа (старшая группа)

Швечкова Галина Николаевна

 

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Куборики»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_shvechkova.doc438 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЙ САД «АЛЁНУШКА»,

ФИЛИАЛ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАВОДОУКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК»

Принята на заседании педагогического совета                           «Утверждаю»

Протокол № _____ от «______» ___________2021 г.                 Директор филиала Детского сада «Алёнушка»,

                                                                                     филиал Детского сада «Светлячок»

        _________________________ Р. В. Худышкина

                                                                                                          «_______»_______________________2021 года

                   

                                                                       

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Куборики»

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Нормативный срок реализации программы: 1 год

Форма обучения: очная

                                   Автор-составитель:

Швечкова Галина Николаевна, воспитатель

г. Заводоуковск

2021 г.

Содержание

1.Аннотация

3

2.Пояснительная записка

3

3. Учебный план

5

4. Календарный учебный график

7

5. Программа 

7

5.1. Календарно-тематическое планирование

7

5.2. Содержание программы  

11

6. Методические материалы

18

7. Оценочные материалы

18

8. Информационное и материально-техническое обеспечение

18

9. Используемая литература

19

10. Приложение

20

  1. Аннотация

Cuboro – это игра многих поколений. Способствует развитию интеллектуальных способностей у детей и взрослых. Cuboro развивает пространственное воображение, логическое мышление, концентрацию внимания и творческие способности.

Дополнительная общеразвивающая программа «Куборики» способствует развитию пространственного воображения и творческих навыков. Построение из кубиков требует аккуратности и терпения. Благодаря многофункциональным элементам (на разных уровнях или в разных направлениях) можно создать две и более пересекающиеся дорожки-лабиринта, что делает и игру, и ее планирование.  «Cuboro» представляет собой набор одинаковых по размеру (5 на 5 на 5 см) кубических элементов, из которых можно, по желанию, построить какую угодно дорожку-лабиринт для шарика. Кубические элементы с 12 различными функциями можно использовать в любых комбинациях. В кубиках прорезаны отверстия – прямые либо изогнутые желобки и туннели. Путем составления друг с другом, а также одного на другой можно получить конструкции дорожек-лабиринтов различных форм. Построение таких систем способствует развитию навыков комбинации и экспериментирования.

Программа «Куборики» рассчитана на 1 год.   Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий составляет 30 минут. Общее количество 92 часа, целевая аудитория – воспитанники в возрасте 5-6 лет. Форма обучения по программе – очная.

При разработке программы учтены возрастные и индивидуальные особенности детей. По каждой теме, входящей в программу, даётся необходимый теоретический и практический материал. Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа.

  1. Пояснительная записка

В связи с качественным скачком развития новых технологий в XXI веке обществу требуются люди, способные нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. 

Сегодня государство испытывают острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. И начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше - в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству. Необходимо развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум и другие качества личности.  Следовательно, перед нами стоит задача развивать у детей навыки конструкторской, элементарной экспериментально-исследовательской, творческой деятельности.

Новизна программы. На занятиях воспитанникам предоставляется возможность в лёгкой, интересной форме познакомиться с основами конструирования, а также закрепить на практике полученные знания.

Актуальность программы. В современном мире формирование творческой личности ребенка является одной из важных задач дошкольного образования. Принимая к сведению, что большую часть времени дети проводят в стенах дошкольного учреждения, очевидно, что именно здесь надо создавать благоприятные условия для развития творческих способностей ребенка. Конструирование из конструктора Куборо полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям. Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.  Куборо развивает пространственное воображение, логическое мышление, концентрацию внимания и творческие способности.

Педагогическая целесообразность.  Благодаря программе «Куборики» у детей развиты практические навыки конструирования и моделирования: по образцу, схеме, условиям, по собственному замыслу, мелкая моторика рук, тактильные ощущения, что способствовало их речевому и умственному развитию. Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу. В результате, создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются задатки проф. ориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности.

Цель программы: развитие у дошкольников первоначальных технических навыков через конструкторские умения на основе «Cuboro»

Задачи программы: 

  1. Совершенствовать практические навыки конструирования и моделирования: по образцу, схеме, условиям, по собственному замыслу.
  2. Развивать у детей пространственное воображение, творчество, креативность и умение работать в команде: творческое решение поставленных задач, изобретательность, поиск нового и оригинального.
  3. Развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.

Ожидаемые результаты: у детей будут развиты практические навыки конструирования и моделирования: по образцу, схеме, условиям, по собственному замыслу, мелкая моторика рук, тактильные ощущения, что способствовало их речевому и умственному развитию, будет развита мелкая моторика, тактильные ощущения, научится работать в команде.

Организационно-педагогические условия. 

Программа «Куборики» рассчитана на 1 год.   Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий составляет 30 минут. Общее количество 92 часа, целевая аудитория – воспитанники в возрасте 5-6 лет. Форма обучения по программе – очная.

При разработке программы учтены возрастные и индивидуальные особенности детей. По каждой теме, входящей в программу, даётся необходимый теоретический и практический материал. Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа.

  1. Учебный план

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

 1

Диагностика

 2

 0

 2

Педагогическое наблюдение

2

Знакомство с конструктором Куборо (спонтанная игра)

2

1

1

опрос

3

 «Путешествие в страну CUBORO»

2

1

1

опрос

4

Обследование кубиков. Введение понятий «желобок», «тоннель». Игра «Узнай по описанию»

3

1

2

Опрос, проблемная ситуация

5

«Техника безопасности при работе с кубиками»

2

1

1

Педагогическое наблюдение

6

 «Сuboro как строительный материал, знакомство со схематическим изображением кубиков»

2

1

1

опрос

7

«Плоские фигуры»

2

1

1

опрос

8

Классификация кубиков по различным признакам

Игра «Чудесный мешочек» (определение кубика на ощупь)

1

0

1

решение проблемных ситуаций

9

«Плоские фигуры»

1

0

1

опрос

10

  «Простые дорожки на поверхности»

2

1

1

опрос

11

Построение простых фигур по образцу. Игра «Сделай

так же»

2

1

1

решение проблемных ситуаций

12

Разработка условных обозначений для кубиков

(изготовление схем)

2

1

1

опрос

13

Знакомство с номерами кубиков. Игры «Определи на

ощупь номер кубика».

2

1

1

опрос

14

Строительство позиции из трех кубиков (обследование

правильности выполнения задания, путем тактильных

ощущений)

Игра «Найди ошибку»

1

0

1

решение проблемных ситуаций

15

 «Смена уровней»

2

1

1

решение проблемных ситуаций

16

Игра «Мы строители»

1

0

1

Педагогическое наблюдение

17

Логические закономерности «Что лишнее в цепочке

построения»

2

1

1

Педагогическое наблюдение

18

«Вертикальные фигуры»

2

1

1

опрос

19

Волшебные узоры (игры на составление различных

симметричных узоров из деталей конструктора)

1

0

1

Педагогическое наблюдение

20

«Применение туннелей и углублений»

1

0

1

опрос

21

Знакомство с профессией архитектора, инженера.

Построение простых фигур по рисунку (схеме)

2

1

1

опрос

22

Построение простых фигур по рисунку (схеме)

Постройка ворот, арок по схемам

1

0

1

решение проблемных ситуаций

23

Конструирование лабиринта по замыслу

1

0

1

решение проблемных ситуаций

24

Соревнование «Построй по схеме», «Угадай на ощупь»

1

0

1

решение проблемных ситуаций

25

Проверка названия кубиков по номерам «Определи на

ощупь, по картинке»

1

0

1

опрос

26

Совместное занятие с детьми «Сооружаем вместе»

2

1

1

Педагогическое наблюдение

27

Работа по замыслу

1

0

1

Педагогическое наблюдение

28

Демонстрация способностей работы с куборо «Мы будущие

инженеры»

2

0

2

выставка

29

«Строительство по заданию педагога»

1

0

1

Педагогическое наблюдение

30

«Ищем новые пути в комбинациях куборо»

2

1

1

решение проблемных ситуаций

31

Строим башню для принцессы

1

0

1

решение проблемных ситуаций

32

Оформление выставки конструкций

2

1

1

выставка

33

Мы архитекторы

2

0

2

опрос

34

«Удивляем маму и папу»

1

0

1

открытая деятельность

35

 «Строительство по схеме»

2

1

1

опрос

36

  «Варианты постройки с небольшим количеством элементов»

2

1

1

опрос

37

«Оптимальное применение подобранных элементов»

1

0

1

опрос

38

 «Выкатывание»

2

0

2

опрос

39

 «Стена»

2

1

1

опрос

40

«Куб»

2

0

2

опрос

41

 «Трон»

2

1

1

опрос

42

«Гонка»

2

0

2

опрос

43

«Скульптура из башен»

2

0

2

опрос

44

 «Веселые соревнования »

2

0

2

решение проблемных ситуаций

45

«Собираем лабиринт по собственному замыслу»

2

0

2

решение проблемных ситуаций

46

Построение  фигур по образцу. Игра «Сделай

так же»

2

0

2

Педагогическое наблюдение

47

Совместное занятие с детьми «замок мечты»

2

0

2

опрос

48

Демонстрация способностей работы с куборо «Мы будущие инженеры»

2

0

2

выставка

49

«Задание от Незнайки»

2

0

2

решение проблемных ситуаций

50

Построение фигур по

рисунку

2

0

2

решение проблемных ситуаций

51

Самостоятельное

построение фигуры

2

0

2

Педагогическое наблюдение

52

Конструирование по замыслу. Диагностика

2

0

2

решение проблемных ситуаций

53

Итоговое занятие

2

0

2

Педагогическое наблюдение

Итого

92

21

71

  1. Календарный учебный график

Продолжительность обучения: 1 год.

Продолжительность занятий: 30минут

Наименование/год обучения

Срок учебного года (продолжительность обучения)

Количество занятий в неделю

Всего учебных недель

Количество часов

Режим занятий

«Куборики»

2021-2022

с 01.09.2021 по31.08.2022

2 занятия

46 недель

92 часа

Вторник/четверг

15.30/16.00

  1. Программа
  1. Календарно-тематическое планирование

Месяц

Номер занятия

Количество часов

Тема занятия

Форма занятия

Форма контроля

Сентябрь, 2021

1

1

Диагностика

Игра

Педагогическое наблюдение

2

1

Диагностика

игры-занятия

Педагогическое наблюдение

3

1

Знакомство с конструктором Куборо (спонтанная игра)

практикум

опрос

4

1

Знакомство с конструктором Куборо (спонтанная игра)

игры-занятия

опрос

5

1

«Путешествие в страну CUBORO»

игры-занятия

опрос

6

1

«Путешествие в страну CUBORO»

виртуальная экскурсия

опрос

7

1

Обследование кубиков. Введение понятий «желобок»,

«тоннель». Игра «Узнай по описанию»

игры-занятия

Опрос,проблемная ситуация

8

1

Обследование кубиков. Введение понятий «желобок»,

«тоннель». Игра «Узнай по описанию»

игры-занятия

Опрос,проблемная ситуация

Октябрь, 2021

9

1

Обследование кубиков. Введение понятий «желобок»,

«тоннель». Игра «Узнай по описанию»

игры-занятия

Опрос,проблемная ситуация

10

1

«Техника безопасности при работе с кубиками»

игры-занятия

Педагогическое наблюдение

11

1

«Техника безопасности при работе с кубиками»

игры-занятия

Педагогическое наблюдение

12

1

«Сuboro как строительный материал, знакомство со схематическим изображением кубиков»

игры-занятия

опрос

13

1

«Сuboro как строительный материал, знакомство со схематическим изображением кубиков»

практикум

опрос

14

1

«Плоские фигуры»

игры-занятия

опрос

15

1

«Плоские фигуры»

игры-занятия

опрос

16

1

Классификация кубиков по различным признакам

Игра «Чудесный мешочек» (определение кубика на

ощупь)

игры-занятия

Решение проблемных ситуаций

Ноябрь, 2021

17

1

«Плоские фигуры»

игры-занятия

опрос

18

1

  «Простые дорожки на поверхности»

игры-занятия

опрос

19

1

  «Простые дорожки на поверхности»

игры-занятия

опрос

20

1

Построение простых фигур по образцу. Игра «Сделай

так же»

практикум

Решение проблемных ситуаций

21

1

Построение простых фигур по образцу. Игра «Сделай

так же»

практикум

Решение проблемных ситуаций

22

1

Разработка условных обозначений для кубиков

(изготовление схем)

практикум

опрос

23

1

Разработка условных обозначений для кубиков

(изготовление схем)

практикум

опрос

24

1

Знакомство с номерами кубиков. Игры «Определи на

ощупь номер кубика».

игры-занятия

опрос

Декабрь, 2021                      

25

1

Знакомство с номерами кубиков. Игры «Определи на

ощупь номер кубика».

игры-занятия

опрос

26

1

Знакомство с номерами кубиков. Игры «Определи на

ощупь номер кубика».

игры-занятия

опрос

27

1

Знакомство с номерами кубиков. Игры «Определи на

ощупь номер кубика».

игры-занятия

опрос

28

1

Строительство позиции из трех кубиков (обследование

правильности выполнения задания, путем тактильных

ощущений)

Игра «Найди ошибку»

игры-занятия

Решение проблемных ситуаций

29

1

 «Смена уровней»

игры-занятия

Решение проблемных ситуаций

30

1

 «Смена уровней»

игры-занятия

Решение проблемных ситуаций

31

1

Игра «Мы строители»

практикум

Педагогическое наблюдение

32

1

Логические закономерности «Что лишнее в цепочке

построения»

игры-занятия

Педагогическое наблюдение

Январь, 2022

33

1

Логические закономерности «Что лишнее в цепочке

построения»

игры-занятия

Педагогическое наблюдение

34

1

«Вертикальные фигуры»

игры-занятия

опрос

35

1

«Вертикальные фигуры»

игры-занятия

опрос

36

1

Волшебные узоры (игры на составление различных

симметричных узоров из деталей конструктора)

практикум

Педагогическое наблюдение

37

1

«Применение туннелей и углублений»

практикум

опрос

38

1

Знакомство с профессией архитектора, инженера.

Построение простых фигур по рисунку (схеме)

игры-занятия

опрос

Февраль, 2022

39

1

Знакомство с профессией архитектора, инженера.

Построение простых фигур по рисунку (схеме)

игры-занятия

опрос

40

1

Построение простых фигур по рисунку (схеме)

Постройка ворот, арок по схемам

практикум

Решение проблемных ситуаций

41

1

Конструирование лабиринта по замыслу

игра

Решение проблемных ситуаций

42

1

Соревнование «Построй по схеме», «Угадай на ощупь»

игра

Решение проблемных ситуаций

43

1

Проверка названия кубиков по номерам «Определи на

ощупь, по картинке»

игра

опрос

44

1

Совместное занятие с детьми «Сооружаем вместе»

практикум

Педагогическое наблюдение

45

1

Совместное занятие с детьми «Сооружаем вместе»

практикум

Педагогическое наблюдение

46

1

Работа по замыслу

игра

Педагогическое наблюдение

Март, 2022

47

1

Демонстрация способностей работы с куборо «Мы будущие

инженеры»

выставка

выставка

48

1

Демонстрация способностей работы с куборо «Мы будущие

инженеры»

выставка

выставка

49

1

«Строительство по заданию педагога»

игра

Педагогическое наблюдение

50

1

«Ищем новые пути в комбинациях куборо

игры-занятия

Решение проблемных ситуаций

51

1

«Ищем новые пути в комбинациях куборо

игры-занятия

Решение проблемных ситуаций

52

1

Строим башню для принцессы

Игра-занятие

Решение проблемных ситуаций

53

1

Оформление выставки конструкций

выставка

выставка

54

1

Оформление выставки конструкций

выставка

выставка

Апрель, 2022

55

1

Мы архитекторы

игры-занятия

опрос

56

1

Мы архитекторы

игры-занятия

опрос

57

1

«Удивляем маму и папу»

презентация

Открытая деятельность

58

1

«Строительство по схеме»

игра

опрос

59

1

«Строительство по схеме»

игра

опрос

60

1

  «Варианты постройки с небольшим количеством элементов»

игра

опрос

61

1

  «Варианты постройки с небольшим количеством элементов»

игра

опрос

62

1

«Оптимальное применение подобранных элементов»

практикум

опрос

  Май,  2022

63

1

«Выкатывание»

игра

опрос

64

1

«Выкатывание»

игра

опрос

65

1

 «Стена»

игра

опрос

66

1

 «Стена»

игра

опрос

67

1

«Куб»

игра

опрос

68

1

«Куб»

игра

опрос

Июнь, 2022

69

1

«Трон»

Игра-занятие

опрос

70

1

«Трон»

практикум

опрос

71

1

«Гонка»

Игра-занятие

опрос

72

1

«Гонка»

Игра-занятие

опрос

73

1

«Скульптура из башен»

Игра-занятие

опрос

74

1

«Скульптура из башен»

Игра-занятие

опрос

75

1

«Веселые соревнования »

Игра-занятие

Решение проблемных ситуаций

76

1

«Веселые соревнования »

Игра-занятие

Решение проблемных ситуаций

Июль ,2022

77

1

«Собираем лабиринт по собственному замыслу»

игра

Решение проблемных ситуаций

78

1

«Собираем лабиринт по собственному замыслу»

игра

Решение проблемных ситуаций

79

1

Построение  фигур по образцу. Игра «Сделай

так же»

игра

Педагогическое наблюдение

80

1

Построение  фигур по образцу. Игра «Сделай

так же»

игра

Педагогическое наблюдение

81

1

Совместное занятие с детьми «замок мечты»

игра

опрос

82

1

Совместное занятие с детьми «замок мечты»

Игра-занятие

опрос

83

1

Демонстрация способностей работы с куборо «Мы будущие инженеры»

презентация

выставка

84

1

Демонстрация способностей работы с куборо «Мы будущие инженеры»

презентация

выставка

Август 2022

85

1

«Задание от Незнайки»

игра

Решение проблемных ситуаций

86

1

«Задание от Незнайки»

игра

Решение проблемных ситуаций

87

1

Построение фигур по

рисунку

игра

Решение проблемных ситуаций

88

1

Построение фигур по

рисунку

игра

Решение проблемных ситуаций

89

1

Самостоятельное

построение фигуры

игра

Педагогическое наблюдение

90

1

Самостоятельное

построение фигуры

игра

Педагогическое наблюдение

91

1

Конструирование по замыслу. Диагностика

Игра-занятие

Решение проблемных ситуаций

92

1

Итоговое занятие

игра

Педагогическое наблюдение

Итого

92

92

  1. Содержание программы

Месяц

Тема

Теория

Практика

Сентябрь

1,2 Диагностика

Беседа «Какие бывают конструкторы».

Вводный инструктаж по технике безопасности при работе с конструктором куборо.

Рассматривание конструктора куборо..

Физминутка «я мячом круги катаю».

 Беседа о правилах безопасности при использовании конструктора..

Сентябрь

3,4 Знакомство с конструктором Куборо (спонтанная игра)

Познакомить детей с элементами куборо . Закрепить правила поведения в игре с кубиками.

Рассматривание содержимое набора«Куборо».

Физминутка «Кубики».

Игра «Волшебный мешочек».

Сентябрь

5,6 «Путешествие в страну CUBORO»

познакомить детей с конструктором;

- познакомить с деталями конструктора;

- помогать детям обследовать кубики, выделяя их особенности;

- учить называть предмет по форме (кубик);

- развивать воображение, память, образное мышление;

- учить детей называть свойства предмета

Беседа «Кто такой инженер?».

Знакомство с основными  деталями..

Игра «Повтори увиденное»

Сентябрь

7.8Обследование кубиков. Введение понятий «желобок», «тоннель». Игра «Узнай по описанию»

Спонтанная индивидуальная игра детей с конструктором. Обследование кубиков и отверстий на них. Введение новых понятий «желобок», «тоннель». Учиться узнавать (находить) кубики по словесному описанию. Самостоятельно описывать кубики, используя новые понятия

Физминутка «Наши руки не для скуки»

Игра «Повтори увиденное»

 Игра «Узнай по описанию»

Октябрь

1.Обследование кубиков. Введение понятий «желобок», «тоннель». Игра «Узнай по описанию»

-развивать у детей активный интерес к конструированию, и играм- головоломкам, занимательным упражнениям;

- упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название

« Игра «Узнай по описанию»

Октябрь

2,3 «Техника безопасности при работе с кубиками»

- формировать у детей стремление беречь материалы, пособия, инструменты;

-формировать умение безопасно пользоваться кубиками;

- Закреплять умение называть предмет по форме (кубик);

Беседа о правилах безопасности при использовании конструктора

Октябрь

4,5«Сuboro как строительный материал, знакомство со схематическим изображением кубиков»

продолжить знакомить детей с деталями (кубик);

- помогать детям исследовать кубики, выделяя их различия постройки;

- учить детей самостоятельно подбирать необходимые детали по схематическим изображениям;

- учить детей называть свойства предметов;

- развивать наглядно-образное мышление;

- развивать умение использовать имеющийся опыт;

- развивать умение действовать по представлению;

Игра «Прочитай схему»

Октябрь

6.7«Плоские фигуры»

- учить детей самостоятельно подбирать необходимые детали ;

-формировать пространственное мышление;

-поддерживать стремление проявлять изобретательность, экспериментирование.

Игра «Повтори увиденное»

Октябрь

8Классификация кубиков по различным признакам

Игра «Чудесный мешочек» (определение кубика на ощупь)

- учить детей самостоятельно подбирать детали;

- формировать умение обдумывать замысел;

-формировать устойчивый интерес к конструктивной деятельности

Игра «Чудесный мешочек» (определение кубика на ощупь)

Ноябрь

1«Плоские фигуры»

развивать умение самостоятельно анализировать постройки;

-развивать эстетический вкус в процессе оформления сооружения

Игра «Дополни изображение»

Декабрь

2,3«Простые дорожки на поверхности»

 упражнять в установлении сходства и различия между кубиками конструктора;

- упражнять в строительстве по условиям;

-развивать мелкую моторику;

-вызвать интерес к конструированию.

-развивать пространственное мышление.

д/и «Сделай как я»

Декабрь

3,4Построение простых фигур по образцу. Игра «Сделай

так же»

Учить находить закономерности, продолжать постройку самостоятельно и в команде. Развивать внимание и наблюдательность в игровой деятельности

Игра «Сделай

так же»

Декабрь

5,6Разработка условных обозначений для кубиков

(изготовление схем)

Развитие логического мышления и пространственного воображения, закрепление формы кирпичиков. В тёмном мешке детали разные по форме. Педагог показывает деталь, ребёнок должен вытащить на ощупь такой же по форме и назвать номер кубика. Второй вариант, педагог на слух называет деталь, ребёнок должен на ощупь вытащить ту же деталь. Продолжаем строить, используя схему.

Игра «Чудесный мешочек»:

Презентация «Схемы наши помощники» Игра «Найди ошибку»

Декабрь

7,8Знакомство с номерами кубиков. Игры «Определи на

ощупь номер кубика».

Игра проводиться с целью развития умения исследовательски подходить к игре. Закреплять названия куборо по цифрам.

Игра «кто больше отгадает»

Игра «Определи на ощупь»

Январь

1Строительство позиции из трех кубиков (обследование

правильности выполнения задания, путем тактильных

ощущений)

Игра «Найди ошибку»

Продолжать находить закономерности, продолжать постройку самостоятельно и в команде. Развивать внимание и наблюдательность в игровой деятельности

Игра «Найди ошибку»

Январь

2,3«Смена уровней»

развивать у детей активный интерес к конструированию, и играм- головоломкам, занимательным упражнениям;

- упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название

Д/и «Закономерности»

Январь

4Игра «Мы строители»

Продолжить знакомство с профессией архитектора, инженера. Рассказать о значении этих профессий в жизни общества. Познакомить с постройкой фигур по схеме.

Игра «Мы строители»

Январь

5,6Логические закономерности «Что лишнее в цепочке

построения»

-развивать у детей активный интерес к конструированию, и играм- головоломкам, занимательным упражнениям;

- упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название

Д/и «Что лишнее в цепочке

построения»

Февраль

1,2«Вертикальные фигуры»

Продолжаем учится работать по схеме, формируем умение работать в команде, приходить к общему мнению, прислушиваться к товарищу по команде.

Работа по схеме

Февраль

3Волшебные узоры (игры на составление различных

симметричных узоров из деталей конструктора)

Продолжать составление различных симметричных узоров из деталей конструктора. Развивать творческое воображение. Поощрять инициативу ребенка.

Игра «Составь узор»

Февраль

4«Применение туннелей и углублений»

Дети строят туннель без схемы ,по замыслу, но придерживаясь заданного задания ,чтобы в постройке проходил туннель и желобок в верхней части постройки. Продолжаем обучаться обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка ,замок, и т.д.

Презентация «Схемы наши помощники» Игра «Найди ошибку»

Февраль

5,6Знакомство с профессией архитектора, инженера.

Построение простых фигур по рисунку (схеме)

Развитие логического мышления и пространственного воображения, закрепление формы кирпичиков.

Игра «Найди ошибку»

Игра «Чудесный мешочек»

Февраль

7Построение простых фигур по рисунку (схеме)

Постройка ворот, арок по схемам

Продолжаем учится работать по схеме, формируем умение работать в команде, приходить к общему мнению, прислушиваться к товарищу по команде.

Работа по схеме

Февраль

8Конструирование лабиринта по замыслу

Продолжаем знакомить детей с кубиками их нумерацией. Детям предлагается при помощи схемы картинки, найти такой же кубик, назвать его номер. Учить создавать свой лабиринт для шарика.

«Игра «Найди кубик по картинке».

Март

1Соревнование «Построй по схеме», «Угадай на ощупь»

Продолжаем учится работать по схеме, формируем умение работать в команде, приходить к общему мнению, прислушиваться к товарищу по команде.

Игра «Сделай

так же»

Март

2Проверка названия кубиков по номерам «Определи на

ощупь, по картинке»

Продолжаем знакомить детей с кубиками их нумерацией. Игра «Определи кубик на ощупь» дети с закрытыми глазами должны определить номер кубика. Детям предлагается при помощи схемы картинки, найти такой же кубик, назвать его номер.

Презентация Игра «Найди кубик по картинке».

Март

3,4Совместное занятие с детьми «Сооружаем вместе»

Учимся определять кубики по номерам. Формируется умение работать в команде, приходить к общему мнению, прислушиваться к товарищу по команде. Подходить к заданной теме исследовательски.

С/Р игра «Мы исследователи»Д/И «Будь внимателен» Презентация о профессии «Архитектор»

Март

5Работа по замыслу

Детям предоставляется возможность продемонстрировать накопившийся опыт в построении сложных построек, предоставляется возможность проявить свою фантазии, исследовательски подходить к решению проблемы.

с/р игра «Будущие архитекторы»

Март

6,7Демонстрация способностей работы с куборо «Мы будущие

инженеры»

Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя разные детали. Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину. Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу.

Д/И «Будь внимателен» Презентация о профессии «Архитектор»

Март

8«Строительство по заданию педагога»

Учить находить ошибки в построении, путем исследования, с помощью тактильных ощущений (на ощупь) находить ошибку.

Игра на внимание «Найди ошибку»

Апрель

1.2«Ищем новые пути в комбинациях куборо»

Через игру побуждать детей на более сложные постройки, используя приобретённые знания, вспомнить какие комбинации мы использовали в постройках и как их можно усложнить. Дети учатся подходить к данному вопросу исследовательски, общаться, приходить к общему мнению, решать проблему.

Просмотр фильма «Знайка и Незнайка»

Апрель

3Строим башню для принцессы

Вызвать у детей желание помогать. Дети строят замок без схемы, по замыслу, но придерживаясь заданного задания, чтобы в постройке проходил туннель и желобок в верхней части постройки. Продолжаем обучаться обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка, замок, и т.д.

С/р игра «Мы строители»

Апрель

4,5Оформление выставки конструкций

Дети оформляют выставку различными постройками. Демонстрируем  на фотовыставке свои работы

фотовыставка «Наши работы»

Апрель

6,7Мы архитекторы

Через С/Р игру, вызвать у детей желание помогать. Дети строят замок без схемы, по замыслу, но придерживаясь заданного задания ,чтобы в постройке был проходил туннель и желобок в верхней части постройки. Продолжаем обучаться обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка,замок, и т.д.

С/Р игра « Мы архитекторы»

Апрель

8«Удивляем маму и папу»

Путешествие в царство куборо. Взаимодействие с родителями предоставляет детям возможность общаться, а также продемонстрировать свои знания перед родителями. Показать родителям знания детей в конструировании конструктора «Куборо»

Путешествие в царство куборо

Соревнование с родителями.

Май

1,2«Строительство по схеме»

Создание построек по схемам. Продолжаем учиться работать по схеме.

Формировать умение работать в команде, приходить к общему мнению, прислушиваться к товарищу по команде. Игра «Угадай на ощупь»

Игра «Угадай на ощупь»

Май

 3,4«Варианты постройки с небольшим количеством элементов»

Учить находить ошибки в построении, путем исследования, с помощью тактильных ощущений (на ощупь), находить ошибку. Развитие мелкой моторики, памяти, внимания

Игра на внимание «Найди ошибку».

Май

5«Оптимальное применение подобранных элементов»

Продолжаем учиться работать по схеме. Формировать умение работать в команде, приходить к общему мнению, прислушиваться к товарищу по команде.

Д/и « Повтори, не ошибись!»

П/и « Найди своё место»

Май

6«Выкатывание»

Учить находить ошибки в построении, путем исследования, с помощью тактильных ощущений (на ощупь), находить ошибку. Развитие мелкой моторики, памяти, внимания

Игра на внимание «Найди ошибку».

Июнь

1«Выкатывание»

Учить находить ошибки в построении, путем исследования, с помощью тактильных ощущений (на ощупь), находить ошибку. Развитие мелкой моторики, памяти, внимания

Д/И «Будь внимателен»

Июнь

2,3«Стена»

Дети строят стену без схемы ,по замыслу, но придерживаясь заданного задания.  Продолжаем обучаться обыгрывать постройки, объединять их по сюжету

Пальчиковая игра «Строим стену»»

С/Р игру «Мы строители»

Июнь

4,5«Куб»

Через игру побуждать детей на более сложные постройки, используя приобретенные знания, вспомнить какие комбинации мы использовали в постройках и как их можно усложнить. Дети учатся подходить к данному вопросу исследовательски, общаться, приходить к общему мнению, решать проблему

Д/и « Угадай фигуру на ощупь»

Июнь

 6,7«Трон»

Продолжаем учиться работать по схеме. Формировать умение работать в команде, приходить к общему мнению, прислушиваться к товарищу по команде.

с/р игра «Трон»

Июнь

8«Гонка»

Учимся играть группой, находить компромисс. Учить находить ошибки в построении, путем исследования, с помощью тактильных ощущений (на ощупь), находить ошибки

Игра-соревнование «Кто быстрее и правильнее»

Июль

1«Гонка»

Учимся играть группой, находить компромисс. Учить находить ошибки в построении, путем исследования, с помощью тактильных ощущений (на ощупь), находить ошибки

Игра-соревнование «Кто быстрее и правильнее»

Июль

2.3«Скульптура из башен»

Переходим на многоуровневые постройки. Побуждать у детей желания строить более сложные конструкции. Учить исследовательски подходить к данному построению, чтобы не допустить ошибки. Дети строят постройку позиции, рядом сидящий товарищ должен найти ошибку и помочь исправить

игра «Помоги другу»

Июль

4,5«Веселые соревнования »

закреплять навык построения простейшей конструкции; учить строить в команде, помогать друг другу.

Игра «Найди такой же» Командная игра.

Июль

6,7«Собираем лабиринт по собственному замыслу»

формируем навыки построения много уровневых сооружений с туннелями и желобками. закрепляем навык построения простейшей конструкции; развивать ловкость, внимание. Подводить детей к простейшему анализу созданных построек.

игра «У кого выше?»

Июль

8Построение  фигур по образцу. Игра «Сделай

так же»

закреплять навык построения простейшей конструкции; учить строить в команде, помогать друг другу.

Игра «Сделай так же»

1Построение  фигур по образцу. Игра «Сделай

так же»

закреплять навык построения простейшей конструкции; учить строить в команде, помогать друг другу.

Игра «Сделай так же»

2Совместное занятие с детьми «замок мечты»

Дети строят замок мечты, Каждый шаг построения дети фотографируют.

с/р игра «Замок мечты»

3Демонстрация способностей работы с куборо «Мы будущие инженеры»

Презентовать свои работы детям старших групп. Предоставить детям возможность продемонстрировать свои навыки в познании куборо конструктора.

Соревнование «Строим постройки по замыслу».

4«Задание от Незнайки»

Учимся играть группой, находить компромисс. Учить находить ошибки в построении, путем исследования, с помощью тактильных ощущений (на ощупь), находить ошибку

Игра – путешествие «Вгости к Незнайке»

5Построение фигур по

рисунку

Продолжаем учится работать по схеме, формируем умение работать в команде, приходить к общему мнению, прислушиваться к товарищу по команде

с/р игра «Мы строители»

6Самостоятельное

построение фигуры

Свободное конструирование по замыслу. Игры по желанию детей.

Игры по желанию детей.

7Конструирование по замыслу. Диагностика

Свободное конструирование по замыслу. Игры по желанию

Игры по желанию детей

8Итоговое занятие

Свободное конструирование по замыслу. Игры по желанию

Игры по желанию детей

  1. Методические материалы

«Куборо» прекрасно подходит для применения в детском саду. Этот конструктор, чрезвычайно популярный и любимый детьми. Он отлично развивает моторику рук и усиливает тактильные ощущения.  

Помимо набора «Куборо» на занятиях используются: загадки, пальчиковые гимнастики, массаж пальчиков, музыкальное сопровождение и следующие дидактические игры: «Построй дорожку», «Помоги Незнайке», «Замок», «Повтори, не ошибись», «Исправь ошибку», «Найди самый короткий, длинный путь », «Найди то, что я покажу», «Найди свой домик», «Составь такое же изображение», «Найди предмет такой же формы», «Составь по схеме», « Прокати шарик»,  «Ориентировка по схеме», «Придумай маршрут», «Разные дорожки», «Длинный и короткий путь»

  1. Оценочные материалы

При посещении услуги «Куборики» каждый ребёнок отмечается в табеле посещаемости, отчётность представлена в материалах диагностики. Кроме этого в конце учебного года на итоговом педагогическом совете предоставляется отчет о реализации дополнительной услуги.

Педагогическое наблюдение проводится в сентябре и августе (диагностика).

При отслеживании результативности деятельности используются: педагогическое наблюдение.

Результат фиксируется в оценочной таблице. (Приложение 1)

Формы контроля поквартально:

1 квартал ноябрь –  Видеоролик для родителей: «Чему мы научились».

 2 квартал март - Демонстрация способностей работы с куборо «Мы будущие инженеры» (презентация)

 3 квартал май       - Видеоролик для родителей «Наши результаты».

4 квартал август – Фото-выставка «Мы - инженеры»

8.Информационное и материально-техническое обеспечение

С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей к конструированию, развития конструкторского мышления создана предметно-развивающая среда:

  столы, стулья (по росту и количеству детей);

  демонстрационный столик;

  технические средства обучения (ТСО) компьютер, проектор, экран;

  презентации и учебные фильмы (по темам занятий);

  различные наборы cuboro (cuboro Basis; cuboro standard)

  технологические, креативные карты, схемы, образцы, чертежи.

 Центр конструирования в группе 

 Материалы и оборудование:

  Блоки Дьенеша;

  набор плоскостных фигур;

  палочки Кюизенера;

  набор плоскостных палочек;

  конструкторы «Куборо»;

  схемы построек;

  альбомы и цветные карандаши;

  использование ИКТ.

 

  1. Используемая литература

Интернет ресурсы://cuboro.ru/news/istoriya_konstruktora_cuboro/

http://ped-kopilka.ru/blogs/evgenija-yurevna-beregovaja/metodicheskaja-razrabotka

18820.html

https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-konstruirovaniyu-v-detskom-sadu-1768528.html

http://www.detskiysad.ru/izo/teoria12.html

https://www.pedopyt.ru/categories/5/articles/155

  1. Приложение

Приложение 1

Диагностика развития у дошкольников первоначальных технических навыков через конструкторские умения на основе «Cuboro»

Ф.И.ребёнка

Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету

Умение проектировать по образцу

Умение конструировать по пошаговой схеме

Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету) 

Высокий (++): может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать деталь по номеру, на ощупь, выкладывает сложные постройки безошибочно туннель, желобок.

Достаточный (+): может самостоятельно, но медленно, определять куборы по цифрам, долго приходит к правильному построению желобка или туннеля.

 Средний (-): может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, делает ошибки при построении, допускает ошибки при названии куборов.

Низкий (--): не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь, не знает кубики по цифрам , не определяет кубики на ощупь.

Нулевой (0): полное отсутствие навыка

Умение проектировать по образцу 

Высокий (++): может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу. Достаточный (+): может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе проектировать по образцу.

Средний (-): может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.

Низкий (--): не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога.

Нулевой (0): полное отсутствие умения

Умение конструировать по пошаговой схеме 

Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме.

Достаточный (+): может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по пошаговой схеме.

 Средний (-): может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.

 Низкий (--): не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога. Нулевой (0): Полное отсутствие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Играем в ЛЕГО"

«Играем в ЛЕГО» дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по ЛЕГО-конструированию для детей  5-7 лет...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО-мастера» для детей 3-4 лет

Развитие у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования....

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО-мастера» для детей 6-7 лет

Реализация данной программы позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций,  умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ре...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «САМОДЕЛКИН»

Общеразвивающая программа по  конструированию из конструктора "Лего"...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по развитию у детей дошкольного возраста интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно – техническое творчество «Детская STEM – лаборатория»

Современные дети живут и развиваются в эпоху новых технологий. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания са...

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе технической направленности «Робостарт»

Рабочая программа направлена на обучение детей 6-7 лет робототехнике (работа с конструкторами LEGO WeDo 2.0 и  LEGO Spike start)....