Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Куборики»
рабочая программа (старшая группа)
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Куборики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shvechkova.doc | 438 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕТСКИЙ САД «АЛЁНУШКА»,
ФИЛИАЛ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАВОДОУКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК»
Принята на заседании педагогического совета «Утверждаю»
Протокол № _____ от «______» ___________2021 г. Директор филиала Детского сада «Алёнушка»,
филиал Детского сада «Светлячок»
_________________________ Р. В. Худышкина
«_______»_______________________2021 года
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Куборики»
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Нормативный срок реализации программы: 1 год
Форма обучения: очная
Автор-составитель:
Швечкова Галина Николаевна, воспитатель
г. Заводоуковск
2021 г.
Содержание
1.Аннотация | 3 |
2.Пояснительная записка | 3 |
3. Учебный план | 5 |
4. Календарный учебный график | 7 |
5. Программа | 7 |
5.1. Календарно-тематическое планирование | 7 |
5.2. Содержание программы | 11 |
6. Методические материалы | 18 |
7. Оценочные материалы | 18 |
8. Информационное и материально-техническое обеспечение | 18 |
9. Используемая литература | 19 |
10. Приложение | 20 |
- Аннотация
Cuboro – это игра многих поколений. Способствует развитию интеллектуальных способностей у детей и взрослых. Cuboro развивает пространственное воображение, логическое мышление, концентрацию внимания и творческие способности.
Дополнительная общеразвивающая программа «Куборики» способствует развитию пространственного воображения и творческих навыков. Построение из кубиков требует аккуратности и терпения. Благодаря многофункциональным элементам (на разных уровнях или в разных направлениях) можно создать две и более пересекающиеся дорожки-лабиринта, что делает и игру, и ее планирование. «Cuboro» представляет собой набор одинаковых по размеру (5 на 5 на 5 см) кубических элементов, из которых можно, по желанию, построить какую угодно дорожку-лабиринт для шарика. Кубические элементы с 12 различными функциями можно использовать в любых комбинациях. В кубиках прорезаны отверстия – прямые либо изогнутые желобки и туннели. Путем составления друг с другом, а также одного на другой можно получить конструкции дорожек-лабиринтов различных форм. Построение таких систем способствует развитию навыков комбинации и экспериментирования.
Программа «Куборики» рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий составляет 30 минут. Общее количество 92 часа, целевая аудитория – воспитанники в возрасте 5-6 лет. Форма обучения по программе – очная.
При разработке программы учтены возрастные и индивидуальные особенности детей. По каждой теме, входящей в программу, даётся необходимый теоретический и практический материал. Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа.
- Пояснительная записка
В связи с качественным скачком развития новых технологий в XXI веке обществу требуются люди, способные нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности.
Сегодня государство испытывают острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. И начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше - в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству. Необходимо развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум и другие качества личности. Следовательно, перед нами стоит задача развивать у детей навыки конструкторской, элементарной экспериментально-исследовательской, творческой деятельности.
Новизна программы. На занятиях воспитанникам предоставляется возможность в лёгкой, интересной форме познакомиться с основами конструирования, а также закрепить на практике полученные знания.
Актуальность программы. В современном мире формирование творческой личности ребенка является одной из важных задач дошкольного образования. Принимая к сведению, что большую часть времени дети проводят в стенах дошкольного учреждения, очевидно, что именно здесь надо создавать благоприятные условия для развития творческих способностей ребенка. Конструирование из конструктора Куборо полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям. Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Куборо развивает пространственное воображение, логическое мышление, концентрацию внимания и творческие способности.
Педагогическая целесообразность. Благодаря программе «Куборики» у детей развиты практические навыки конструирования и моделирования: по образцу, схеме, условиям, по собственному замыслу, мелкая моторика рук, тактильные ощущения, что способствовало их речевому и умственному развитию. Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу. В результате, создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются задатки проф. ориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности.
Цель программы: развитие у дошкольников первоначальных технических навыков через конструкторские умения на основе «Cuboro»
Задачи программы:
- Совершенствовать практические навыки конструирования и моделирования: по образцу, схеме, условиям, по собственному замыслу.
- Развивать у детей пространственное воображение, творчество, креативность и умение работать в команде: творческое решение поставленных задач, изобретательность, поиск нового и оригинального.
- Развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
Ожидаемые результаты: у детей будут развиты практические навыки конструирования и моделирования: по образцу, схеме, условиям, по собственному замыслу, мелкая моторика рук, тактильные ощущения, что способствовало их речевому и умственному развитию, будет развита мелкая моторика, тактильные ощущения, научится работать в команде.
Организационно-педагогические условия.
Программа «Куборики» рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий составляет 30 минут. Общее количество 92 часа, целевая аудитория – воспитанники в возрасте 5-6 лет. Форма обучения по программе – очная.
При разработке программы учтены возрастные и индивидуальные особенности детей. По каждой теме, входящей в программу, даётся необходимый теоретический и практический материал. Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа.
- Учебный план
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Диагностика | 2 | 0 | 2 | Педагогическое наблюдение |
2 | Знакомство с конструктором Куборо (спонтанная игра) | 2 | 1 | 1 | опрос |
3 | «Путешествие в страну CUBORO» | 2 | 1 | 1 | опрос |
4 | Обследование кубиков. Введение понятий «желобок», «тоннель». Игра «Узнай по описанию» | 3 | 1 | 2 | Опрос, проблемная ситуация |
5 | «Техника безопасности при работе с кубиками» | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
6 | «Сuboro как строительный материал, знакомство со схематическим изображением кубиков» | 2 | 1 | 1 | опрос |
7 | «Плоские фигуры» | 2 | 1 | 1 | опрос |
8 | Классификация кубиков по различным признакам Игра «Чудесный мешочек» (определение кубика на ощупь) | 1 | 0 | 1 | решение проблемных ситуаций |
9 | «Плоские фигуры» | 1 | 0 | 1 | опрос |
10 | «Простые дорожки на поверхности» | 2 | 1 | 1 | опрос |
11 | Построение простых фигур по образцу. Игра «Сделай так же» | 2 | 1 | 1 | решение проблемных ситуаций |
12 | Разработка условных обозначений для кубиков (изготовление схем) | 2 | 1 | 1 | опрос |
13 | Знакомство с номерами кубиков. Игры «Определи на ощупь номер кубика». | 2 | 1 | 1 | опрос |
14 | Строительство позиции из трех кубиков (обследование правильности выполнения задания, путем тактильных ощущений) Игра «Найди ошибку» | 1 | 0 | 1 | решение проблемных ситуаций |
15 | «Смена уровней» | 2 | 1 | 1 | решение проблемных ситуаций |
16 | Игра «Мы строители» | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение |
17 | Логические закономерности «Что лишнее в цепочке построения» | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
18 | «Вертикальные фигуры» | 2 | 1 | 1 | опрос |
19 | Волшебные узоры (игры на составление различных симметричных узоров из деталей конструктора) | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение |
20 | «Применение туннелей и углублений» | 1 | 0 | 1 | опрос |
21 | Знакомство с профессией архитектора, инженера. Построение простых фигур по рисунку (схеме) | 2 | 1 | 1 | опрос |
22 | Построение простых фигур по рисунку (схеме) Постройка ворот, арок по схемам | 1 | 0 | 1 | решение проблемных ситуаций |
23 | Конструирование лабиринта по замыслу | 1 | 0 | 1 | решение проблемных ситуаций |
24 | Соревнование «Построй по схеме», «Угадай на ощупь» | 1 | 0 | 1 | решение проблемных ситуаций |
25 | Проверка названия кубиков по номерам «Определи на ощупь, по картинке» | 1 | 0 | 1 | опрос |
26 | Совместное занятие с детьми «Сооружаем вместе» | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
27 | Работа по замыслу | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение |
28 | Демонстрация способностей работы с куборо «Мы будущие инженеры» | 2 | 0 | 2 | выставка |
29 | «Строительство по заданию педагога» | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение |
30 | «Ищем новые пути в комбинациях куборо» | 2 | 1 | 1 | решение проблемных ситуаций |
31 | Строим башню для принцессы | 1 | 0 | 1 | решение проблемных ситуаций |
32 | Оформление выставки конструкций | 2 | 1 | 1 | выставка |
33 | Мы архитекторы | 2 | 0 | 2 | опрос |
34 | «Удивляем маму и папу» | 1 | 0 | 1 | открытая деятельность |
35 | «Строительство по схеме» | 2 | 1 | 1 | опрос |
36 | «Варианты постройки с небольшим количеством элементов» | 2 | 1 | 1 | опрос |
37 | «Оптимальное применение подобранных элементов» | 1 | 0 | 1 | опрос |
38 | «Выкатывание» | 2 | 0 | 2 | опрос |
39 | «Стена» | 2 | 1 | 1 | опрос |
40 | «Куб» | 2 | 0 | 2 | опрос |
41 | «Трон» | 2 | 1 | 1 | опрос |
42 | «Гонка» | 2 | 0 | 2 | опрос |
43 | «Скульптура из башен» | 2 | 0 | 2 | опрос |
44 | «Веселые соревнования » | 2 | 0 | 2 | решение проблемных ситуаций |
45 | «Собираем лабиринт по собственному замыслу» | 2 | 0 | 2 | решение проблемных ситуаций |
46 | Построение фигур по образцу. Игра «Сделай так же» | 2 | 0 | 2 | Педагогическое наблюдение |
47 | Совместное занятие с детьми «замок мечты» | 2 | 0 | 2 | опрос |
48 | Демонстрация способностей работы с куборо «Мы будущие инженеры» | 2 | 0 | 2 | выставка |
49 | «Задание от Незнайки» | 2 | 0 | 2 | решение проблемных ситуаций |
50 | Построение фигур по рисунку | 2 | 0 | 2 | решение проблемных ситуаций |
51 | Самостоятельное построение фигуры | 2 | 0 | 2 | Педагогическое наблюдение |
52 | Конструирование по замыслу. Диагностика | 2 | 0 | 2 | решение проблемных ситуаций |
53 | Итоговое занятие | 2 | 0 | 2 | Педагогическое наблюдение |
Итого | 92 | 21 | 71 |
- Календарный учебный график
Продолжительность обучения: 1 год.
Продолжительность занятий: 30минут
Наименование/год обучения | Срок учебного года (продолжительность обучения) | Количество занятий в неделю | Всего учебных недель | Количество часов | Режим занятий |
«Куборики» 2021-2022 | с 01.09.2021 по31.08.2022 | 2 занятия | 46 недель | 92 часа | Вторник/четверг 15.30/16.00 |
- Программа
- Календарно-тематическое планирование
Месяц | Номер занятия | Количество часов | Тема занятия | Форма занятия | Форма контроля |
Сентябрь, 2021 | 1 | 1 | Диагностика | Игра | Педагогическое наблюдение |
2 | 1 | Диагностика | игры-занятия | Педагогическое наблюдение | |
3 | 1 | Знакомство с конструктором Куборо (спонтанная игра) | практикум | опрос | |
4 | 1 | Знакомство с конструктором Куборо (спонтанная игра) | игры-занятия | опрос | |
5 | 1 | «Путешествие в страну CUBORO» | игры-занятия | опрос | |
6 | 1 | «Путешествие в страну CUBORO» | виртуальная экскурсия | опрос | |
7 | 1 | Обследование кубиков. Введение понятий «желобок», «тоннель». Игра «Узнай по описанию» | игры-занятия | Опрос,проблемная ситуация | |
8 | 1 | Обследование кубиков. Введение понятий «желобок», «тоннель». Игра «Узнай по описанию» | игры-занятия | Опрос,проблемная ситуация | |
Октябрь, 2021 | 9 | 1 | Обследование кубиков. Введение понятий «желобок», «тоннель». Игра «Узнай по описанию» | игры-занятия | Опрос,проблемная ситуация |
10 | 1 | «Техника безопасности при работе с кубиками» | игры-занятия | Педагогическое наблюдение | |
11 | 1 | «Техника безопасности при работе с кубиками» | игры-занятия | Педагогическое наблюдение | |
12 | 1 | «Сuboro как строительный материал, знакомство со схематическим изображением кубиков» | игры-занятия | опрос | |
13 | 1 | «Сuboro как строительный материал, знакомство со схематическим изображением кубиков» | практикум | опрос | |
14 | 1 | «Плоские фигуры» | игры-занятия | опрос | |
15 | 1 | «Плоские фигуры» | игры-занятия | опрос | |
16 | 1 | Классификация кубиков по различным признакам Игра «Чудесный мешочек» (определение кубика на ощупь) | игры-занятия | Решение проблемных ситуаций | |
Ноябрь, 2021 | 17 | 1 | «Плоские фигуры» | игры-занятия | опрос |
18 | 1 | «Простые дорожки на поверхности» | игры-занятия | опрос | |
19 | 1 | «Простые дорожки на поверхности» | игры-занятия | опрос | |
20 | 1 | Построение простых фигур по образцу. Игра «Сделай так же» | практикум | Решение проблемных ситуаций | |
21 | 1 | Построение простых фигур по образцу. Игра «Сделай так же» | практикум | Решение проблемных ситуаций | |
22 | 1 | Разработка условных обозначений для кубиков (изготовление схем) | практикум | опрос | |
23 | 1 | Разработка условных обозначений для кубиков (изготовление схем) | практикум | опрос | |
24 | 1 | Знакомство с номерами кубиков. Игры «Определи на ощупь номер кубика». | игры-занятия | опрос | |
Декабрь, 2021 | 25 | 1 | Знакомство с номерами кубиков. Игры «Определи на ощупь номер кубика». | игры-занятия | опрос |
26 | 1 | Знакомство с номерами кубиков. Игры «Определи на ощупь номер кубика». | игры-занятия | опрос | |
27 | 1 | Знакомство с номерами кубиков. Игры «Определи на ощупь номер кубика». | игры-занятия | опрос | |
28 | 1 | Строительство позиции из трех кубиков (обследование правильности выполнения задания, путем тактильных ощущений) Игра «Найди ошибку» | игры-занятия | Решение проблемных ситуаций | |
29 | 1 | «Смена уровней» | игры-занятия | Решение проблемных ситуаций | |
30 | 1 | «Смена уровней» | игры-занятия | Решение проблемных ситуаций | |
31 | 1 | Игра «Мы строители» | практикум | Педагогическое наблюдение | |
32 | 1 | Логические закономерности «Что лишнее в цепочке построения» | игры-занятия | Педагогическое наблюдение | |
Январь, 2022 | 33 | 1 | Логические закономерности «Что лишнее в цепочке построения» | игры-занятия | Педагогическое наблюдение |
34 | 1 | «Вертикальные фигуры» | игры-занятия | опрос | |
35 | 1 | «Вертикальные фигуры» | игры-занятия | опрос | |
36 | 1 | Волшебные узоры (игры на составление различных симметричных узоров из деталей конструктора) | практикум | Педагогическое наблюдение | |
37 | 1 | «Применение туннелей и углублений» | практикум | опрос | |
38 | 1 | Знакомство с профессией архитектора, инженера. Построение простых фигур по рисунку (схеме) | игры-занятия | опрос | |
Февраль, 2022 | 39 | 1 | Знакомство с профессией архитектора, инженера. Построение простых фигур по рисунку (схеме) | игры-занятия | опрос |
40 | 1 | Построение простых фигур по рисунку (схеме) Постройка ворот, арок по схемам | практикум | Решение проблемных ситуаций | |
41 | 1 | Конструирование лабиринта по замыслу | игра | Решение проблемных ситуаций | |
42 | 1 | Соревнование «Построй по схеме», «Угадай на ощупь» | игра | Решение проблемных ситуаций | |
43 | 1 | Проверка названия кубиков по номерам «Определи на ощупь, по картинке» | игра | опрос | |
44 | 1 | Совместное занятие с детьми «Сооружаем вместе» | практикум | Педагогическое наблюдение | |
45 | 1 | Совместное занятие с детьми «Сооружаем вместе» | практикум | Педагогическое наблюдение | |
46 | 1 | Работа по замыслу | игра | Педагогическое наблюдение | |
Март, 2022 | 47 | 1 | Демонстрация способностей работы с куборо «Мы будущие инженеры» | выставка | выставка |
48 | 1 | Демонстрация способностей работы с куборо «Мы будущие инженеры» | выставка | выставка | |
49 | 1 | «Строительство по заданию педагога» | игра | Педагогическое наблюдение | |
50 | 1 | «Ищем новые пути в комбинациях куборо | игры-занятия | Решение проблемных ситуаций | |
51 | 1 | «Ищем новые пути в комбинациях куборо | игры-занятия | Решение проблемных ситуаций | |
52 | 1 | Строим башню для принцессы | Игра-занятие | Решение проблемных ситуаций | |
53 | 1 | Оформление выставки конструкций | выставка | выставка | |
54 | 1 | Оформление выставки конструкций | выставка | выставка | |
Апрель, 2022 | 55 | 1 | Мы архитекторы | игры-занятия | опрос |
56 | 1 | Мы архитекторы | игры-занятия | опрос | |
57 | 1 | «Удивляем маму и папу» | презентация | Открытая деятельность | |
58 | 1 | «Строительство по схеме» | игра | опрос | |
59 | 1 | «Строительство по схеме» | игра | опрос | |
60 | 1 | «Варианты постройки с небольшим количеством элементов» | игра | опрос | |
61 | 1 | «Варианты постройки с небольшим количеством элементов» | игра | опрос | |
62 | 1 | «Оптимальное применение подобранных элементов» | практикум | опрос | |
Май, 2022 | 63 | 1 | «Выкатывание» | игра | опрос |
64 | 1 | «Выкатывание» | игра | опрос | |
65 | 1 | «Стена» | игра | опрос | |
66 | 1 | «Стена» | игра | опрос | |
67 | 1 | «Куб» | игра | опрос | |
68 | 1 | «Куб» | игра | опрос | |
Июнь, 2022 | 69 | 1 | «Трон» | Игра-занятие | опрос |
70 | 1 | «Трон» | практикум | опрос | |
71 | 1 | «Гонка» | Игра-занятие | опрос | |
72 | 1 | «Гонка» | Игра-занятие | опрос | |
73 | 1 | «Скульптура из башен» | Игра-занятие | опрос | |
74 | 1 | «Скульптура из башен» | Игра-занятие | опрос | |
75 | 1 | «Веселые соревнования » | Игра-занятие | Решение проблемных ситуаций | |
76 | 1 | «Веселые соревнования » | Игра-занятие | Решение проблемных ситуаций | |
Июль ,2022 | 77 | 1 | «Собираем лабиринт по собственному замыслу» | игра | Решение проблемных ситуаций |
78 | 1 | «Собираем лабиринт по собственному замыслу» | игра | Решение проблемных ситуаций | |
79 | 1 | Построение фигур по образцу. Игра «Сделай так же» | игра | Педагогическое наблюдение | |
80 | 1 | Построение фигур по образцу. Игра «Сделай так же» | игра | Педагогическое наблюдение | |
81 | 1 | Совместное занятие с детьми «замок мечты» | игра | опрос | |
82 | 1 | Совместное занятие с детьми «замок мечты» | Игра-занятие | опрос | |
83 | 1 | Демонстрация способностей работы с куборо «Мы будущие инженеры» | презентация | выставка | |
84 | 1 | Демонстрация способностей работы с куборо «Мы будущие инженеры» | презентация | выставка | |
Август 2022 | 85 | 1 | «Задание от Незнайки» | игра | Решение проблемных ситуаций |
86 | 1 | «Задание от Незнайки» | игра | Решение проблемных ситуаций | |
87 | 1 | Построение фигур по рисунку | игра | Решение проблемных ситуаций | |
88 | 1 | Построение фигур по рисунку | игра | Решение проблемных ситуаций | |
89 | 1 | Самостоятельное построение фигуры | игра | Педагогическое наблюдение | |
90 | 1 | Самостоятельное построение фигуры | игра | Педагогическое наблюдение | |
91 | 1 | Конструирование по замыслу. Диагностика | Игра-занятие | Решение проблемных ситуаций | |
92 | 1 | Итоговое занятие | игра | Педагогическое наблюдение | |
Итого | 92 | 92 |
- Содержание программы
Месяц | Тема | Теория | Практика |
Сентябрь | 1,2 Диагностика | Беседа «Какие бывают конструкторы». Вводный инструктаж по технике безопасности при работе с конструктором куборо. | Рассматривание конструктора куборо.. Физминутка «я мячом круги катаю». Беседа о правилах безопасности при использовании конструктора.. |
Сентябрь | 3,4 Знакомство с конструктором Куборо (спонтанная игра) | Познакомить детей с элементами куборо . Закрепить правила поведения в игре с кубиками. | Рассматривание содержимое набора«Куборо». Физминутка «Кубики». Игра «Волшебный мешочек». |
Сентябрь | 5,6 «Путешествие в страну CUBORO» | познакомить детей с конструктором; - познакомить с деталями конструктора; - помогать детям обследовать кубики, выделяя их особенности; - учить называть предмет по форме (кубик); - развивать воображение, память, образное мышление; - учить детей называть свойства предмета | Беседа «Кто такой инженер?». Знакомство с основными деталями.. Игра «Повтори увиденное» |
Сентябрь | 7.8Обследование кубиков. Введение понятий «желобок», «тоннель». Игра «Узнай по описанию» | Спонтанная индивидуальная игра детей с конструктором. Обследование кубиков и отверстий на них. Введение новых понятий «желобок», «тоннель». Учиться узнавать (находить) кубики по словесному описанию. Самостоятельно описывать кубики, используя новые понятия | Физминутка «Наши руки не для скуки» Игра «Повтори увиденное» Игра «Узнай по описанию» |
Октябрь | 1.Обследование кубиков. Введение понятий «желобок», «тоннель». Игра «Узнай по описанию» | -развивать у детей активный интерес к конструированию, и играм- головоломкам, занимательным упражнениям; - упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название | « Игра «Узнай по описанию» |
Октябрь | 2,3 «Техника безопасности при работе с кубиками» | - формировать у детей стремление беречь материалы, пособия, инструменты; -формировать умение безопасно пользоваться кубиками; - Закреплять умение называть предмет по форме (кубик); | Беседа о правилах безопасности при использовании конструктора |
Октябрь | 4,5«Сuboro как строительный материал, знакомство со схематическим изображением кубиков» | продолжить знакомить детей с деталями (кубик); - помогать детям исследовать кубики, выделяя их различия постройки; - учить детей самостоятельно подбирать необходимые детали по схематическим изображениям; - учить детей называть свойства предметов; - развивать наглядно-образное мышление; - развивать умение использовать имеющийся опыт; - развивать умение действовать по представлению; | Игра «Прочитай схему» |
Октябрь | 6.7«Плоские фигуры» | - учить детей самостоятельно подбирать необходимые детали ; -формировать пространственное мышление; -поддерживать стремление проявлять изобретательность, экспериментирование. | Игра «Повтори увиденное» |
Октябрь | 8Классификация кубиков по различным признакам Игра «Чудесный мешочек» (определение кубика на ощупь) | - учить детей самостоятельно подбирать детали; - формировать умение обдумывать замысел; -формировать устойчивый интерес к конструктивной деятельности | Игра «Чудесный мешочек» (определение кубика на ощупь) |
Ноябрь | 1«Плоские фигуры» | развивать умение самостоятельно анализировать постройки; -развивать эстетический вкус в процессе оформления сооружения | Игра «Дополни изображение» |
Декабрь | 2,3«Простые дорожки на поверхности» | упражнять в установлении сходства и различия между кубиками конструктора; - упражнять в строительстве по условиям; -развивать мелкую моторику; -вызвать интерес к конструированию. -развивать пространственное мышление. | д/и «Сделай как я» |
Декабрь | 3,4Построение простых фигур по образцу. Игра «Сделай так же» | Учить находить закономерности, продолжать постройку самостоятельно и в команде. Развивать внимание и наблюдательность в игровой деятельности | Игра «Сделай так же» |
Декабрь | 5,6Разработка условных обозначений для кубиков (изготовление схем) | Развитие логического мышления и пространственного воображения, закрепление формы кирпичиков. В тёмном мешке детали разные по форме. Педагог показывает деталь, ребёнок должен вытащить на ощупь такой же по форме и назвать номер кубика. Второй вариант, педагог на слух называет деталь, ребёнок должен на ощупь вытащить ту же деталь. Продолжаем строить, используя схему. | Игра «Чудесный мешочек»: Презентация «Схемы наши помощники» Игра «Найди ошибку» |
Декабрь | 7,8Знакомство с номерами кубиков. Игры «Определи на ощупь номер кубика». | Игра проводиться с целью развития умения исследовательски подходить к игре. Закреплять названия куборо по цифрам. | Игра «кто больше отгадает» Игра «Определи на ощупь» |
Январь | 1Строительство позиции из трех кубиков (обследование правильности выполнения задания, путем тактильных ощущений) Игра «Найди ошибку» | Продолжать находить закономерности, продолжать постройку самостоятельно и в команде. Развивать внимание и наблюдательность в игровой деятельности | Игра «Найди ошибку» |
Январь | 2,3«Смена уровней» | развивать у детей активный интерес к конструированию, и играм- головоломкам, занимательным упражнениям; - упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название | Д/и «Закономерности» |
Январь | 4Игра «Мы строители» | Продолжить знакомство с профессией архитектора, инженера. Рассказать о значении этих профессий в жизни общества. Познакомить с постройкой фигур по схеме. | Игра «Мы строители» |
Январь | 5,6Логические закономерности «Что лишнее в цепочке построения» | -развивать у детей активный интерес к конструированию, и играм- головоломкам, занимательным упражнениям; - упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название | Д/и «Что лишнее в цепочке построения» |
Февраль | 1,2«Вертикальные фигуры» | Продолжаем учится работать по схеме, формируем умение работать в команде, приходить к общему мнению, прислушиваться к товарищу по команде. | Работа по схеме |
Февраль | 3Волшебные узоры (игры на составление различных симметричных узоров из деталей конструктора) | Продолжать составление различных симметричных узоров из деталей конструктора. Развивать творческое воображение. Поощрять инициативу ребенка. | Игра «Составь узор» |
Февраль | 4«Применение туннелей и углублений» | Дети строят туннель без схемы ,по замыслу, но придерживаясь заданного задания ,чтобы в постройке проходил туннель и желобок в верхней части постройки. Продолжаем обучаться обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка ,замок, и т.д. | Презентация «Схемы наши помощники» Игра «Найди ошибку» |
Февраль | 5,6Знакомство с профессией архитектора, инженера. Построение простых фигур по рисунку (схеме) | Развитие логического мышления и пространственного воображения, закрепление формы кирпичиков. | Игра «Найди ошибку» Игра «Чудесный мешочек» |
Февраль | 7Построение простых фигур по рисунку (схеме) Постройка ворот, арок по схемам | Продолжаем учится работать по схеме, формируем умение работать в команде, приходить к общему мнению, прислушиваться к товарищу по команде. | Работа по схеме |
Февраль | 8Конструирование лабиринта по замыслу | Продолжаем знакомить детей с кубиками их нумерацией. Детям предлагается при помощи схемы картинки, найти такой же кубик, назвать его номер. Учить создавать свой лабиринт для шарика. | «Игра «Найди кубик по картинке». |
Март | 1Соревнование «Построй по схеме», «Угадай на ощупь» | Продолжаем учится работать по схеме, формируем умение работать в команде, приходить к общему мнению, прислушиваться к товарищу по команде. | Игра «Сделай так же» |
Март | 2Проверка названия кубиков по номерам «Определи на ощупь, по картинке» | Продолжаем знакомить детей с кубиками их нумерацией. Игра «Определи кубик на ощупь» дети с закрытыми глазами должны определить номер кубика. Детям предлагается при помощи схемы картинки, найти такой же кубик, назвать его номер. | Презентация Игра «Найди кубик по картинке». |
Март | 3,4Совместное занятие с детьми «Сооружаем вместе» | Учимся определять кубики по номерам. Формируется умение работать в команде, приходить к общему мнению, прислушиваться к товарищу по команде. Подходить к заданной теме исследовательски. | С/Р игра «Мы исследователи»Д/И «Будь внимателен» Презентация о профессии «Архитектор» |
Март | 5Работа по замыслу | Детям предоставляется возможность продемонстрировать накопившийся опыт в построении сложных построек, предоставляется возможность проявить свою фантазии, исследовательски подходить к решению проблемы. | с/р игра «Будущие архитекторы» |
Март | 6,7Демонстрация способностей работы с куборо «Мы будущие инженеры» | Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя разные детали. Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину. Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу. | Д/И «Будь внимателен» Презентация о профессии «Архитектор» |
Март | 8«Строительство по заданию педагога» | Учить находить ошибки в построении, путем исследования, с помощью тактильных ощущений (на ощупь) находить ошибку. | Игра на внимание «Найди ошибку» |
Апрель | 1.2«Ищем новые пути в комбинациях куборо» | Через игру побуждать детей на более сложные постройки, используя приобретённые знания, вспомнить какие комбинации мы использовали в постройках и как их можно усложнить. Дети учатся подходить к данному вопросу исследовательски, общаться, приходить к общему мнению, решать проблему. | Просмотр фильма «Знайка и Незнайка» |
Апрель | 3Строим башню для принцессы | Вызвать у детей желание помогать. Дети строят замок без схемы, по замыслу, но придерживаясь заданного задания, чтобы в постройке проходил туннель и желобок в верхней части постройки. Продолжаем обучаться обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка, замок, и т.д. | С/р игра «Мы строители» |
Апрель | 4,5Оформление выставки конструкций | Дети оформляют выставку различными постройками. Демонстрируем на фотовыставке свои работы | фотовыставка «Наши работы» |
Апрель | 6,7Мы архитекторы | Через С/Р игру, вызвать у детей желание помогать. Дети строят замок без схемы, по замыслу, но придерживаясь заданного задания ,чтобы в постройке был проходил туннель и желобок в верхней части постройки. Продолжаем обучаться обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка,замок, и т.д. | С/Р игра « Мы архитекторы» |
Апрель | 8«Удивляем маму и папу» | Путешествие в царство куборо. Взаимодействие с родителями предоставляет детям возможность общаться, а также продемонстрировать свои знания перед родителями. Показать родителям знания детей в конструировании конструктора «Куборо» | Путешествие в царство куборо Соревнование с родителями. |
Май | 1,2«Строительство по схеме» | Создание построек по схемам. Продолжаем учиться работать по схеме. Формировать умение работать в команде, приходить к общему мнению, прислушиваться к товарищу по команде. Игра «Угадай на ощупь» | Игра «Угадай на ощупь» |
Май | 3,4«Варианты постройки с небольшим количеством элементов» | Учить находить ошибки в построении, путем исследования, с помощью тактильных ощущений (на ощупь), находить ошибку. Развитие мелкой моторики, памяти, внимания | Игра на внимание «Найди ошибку». |
Май | 5«Оптимальное применение подобранных элементов» | Продолжаем учиться работать по схеме. Формировать умение работать в команде, приходить к общему мнению, прислушиваться к товарищу по команде. | Д/и « Повтори, не ошибись!» П/и « Найди своё место» |
Май | 6«Выкатывание» | Учить находить ошибки в построении, путем исследования, с помощью тактильных ощущений (на ощупь), находить ошибку. Развитие мелкой моторики, памяти, внимания | Игра на внимание «Найди ошибку». |
Июнь | 1«Выкатывание» | Учить находить ошибки в построении, путем исследования, с помощью тактильных ощущений (на ощупь), находить ошибку. Развитие мелкой моторики, памяти, внимания | Д/И «Будь внимателен» |
Июнь | 2,3«Стена» | Дети строят стену без схемы ,по замыслу, но придерживаясь заданного задания. Продолжаем обучаться обыгрывать постройки, объединять их по сюжету | Пальчиковая игра «Строим стену»» С/Р игру «Мы строители» |
Июнь | 4,5«Куб» | Через игру побуждать детей на более сложные постройки, используя приобретенные знания, вспомнить какие комбинации мы использовали в постройках и как их можно усложнить. Дети учатся подходить к данному вопросу исследовательски, общаться, приходить к общему мнению, решать проблему | Д/и « Угадай фигуру на ощупь» |
Июнь | 6,7«Трон» | Продолжаем учиться работать по схеме. Формировать умение работать в команде, приходить к общему мнению, прислушиваться к товарищу по команде. | с/р игра «Трон» |
Июнь | 8«Гонка» | Учимся играть группой, находить компромисс. Учить находить ошибки в построении, путем исследования, с помощью тактильных ощущений (на ощупь), находить ошибки | Игра-соревнование «Кто быстрее и правильнее» |
Июль | 1«Гонка» | Учимся играть группой, находить компромисс. Учить находить ошибки в построении, путем исследования, с помощью тактильных ощущений (на ощупь), находить ошибки | Игра-соревнование «Кто быстрее и правильнее» |
Июль | 2.3«Скульптура из башен» | Переходим на многоуровневые постройки. Побуждать у детей желания строить более сложные конструкции. Учить исследовательски подходить к данному построению, чтобы не допустить ошибки. Дети строят постройку позиции, рядом сидящий товарищ должен найти ошибку и помочь исправить | игра «Помоги другу» |
Июль | 4,5«Веселые соревнования » | закреплять навык построения простейшей конструкции; учить строить в команде, помогать друг другу. | Игра «Найди такой же» Командная игра. |
Июль | 6,7«Собираем лабиринт по собственному замыслу» | формируем навыки построения много уровневых сооружений с туннелями и желобками. закрепляем навык построения простейшей конструкции; развивать ловкость, внимание. Подводить детей к простейшему анализу созданных построек. | игра «У кого выше?» |
Июль | 8Построение фигур по образцу. Игра «Сделай так же» | закреплять навык построения простейшей конструкции; учить строить в команде, помогать друг другу. | Игра «Сделай так же» |
1Построение фигур по образцу. Игра «Сделай так же» | закреплять навык построения простейшей конструкции; учить строить в команде, помогать друг другу. | Игра «Сделай так же» | |
2Совместное занятие с детьми «замок мечты» | Дети строят замок мечты, Каждый шаг построения дети фотографируют. | с/р игра «Замок мечты» | |
3Демонстрация способностей работы с куборо «Мы будущие инженеры» | Презентовать свои работы детям старших групп. Предоставить детям возможность продемонстрировать свои навыки в познании куборо конструктора. | Соревнование «Строим постройки по замыслу». | |
4«Задание от Незнайки» | Учимся играть группой, находить компромисс. Учить находить ошибки в построении, путем исследования, с помощью тактильных ощущений (на ощупь), находить ошибку | Игра – путешествие «Вгости к Незнайке» | |
5Построение фигур по рисунку | Продолжаем учится работать по схеме, формируем умение работать в команде, приходить к общему мнению, прислушиваться к товарищу по команде | с/р игра «Мы строители» | |
6Самостоятельное построение фигуры | Свободное конструирование по замыслу. Игры по желанию детей. | Игры по желанию детей. | |
7Конструирование по замыслу. Диагностика | Свободное конструирование по замыслу. Игры по желанию | Игры по желанию детей | |
8Итоговое занятие | Свободное конструирование по замыслу. Игры по желанию | Игры по желанию детей |
- Методические материалы
«Куборо» прекрасно подходит для применения в детском саду. Этот конструктор, чрезвычайно популярный и любимый детьми. Он отлично развивает моторику рук и усиливает тактильные ощущения.
Помимо набора «Куборо» на занятиях используются: загадки, пальчиковые гимнастики, массаж пальчиков, музыкальное сопровождение и следующие дидактические игры: «Построй дорожку», «Помоги Незнайке», «Замок», «Повтори, не ошибись», «Исправь ошибку», «Найди самый короткий, длинный путь », «Найди то, что я покажу», «Найди свой домик», «Составь такое же изображение», «Найди предмет такой же формы», «Составь по схеме», « Прокати шарик», «Ориентировка по схеме», «Придумай маршрут», «Разные дорожки», «Длинный и короткий путь»
- Оценочные материалы
При посещении услуги «Куборики» каждый ребёнок отмечается в табеле посещаемости, отчётность представлена в материалах диагностики. Кроме этого в конце учебного года на итоговом педагогическом совете предоставляется отчет о реализации дополнительной услуги.
Педагогическое наблюдение проводится в сентябре и августе (диагностика).
При отслеживании результативности деятельности используются: педагогическое наблюдение.
Результат фиксируется в оценочной таблице. (Приложение 1)
Формы контроля поквартально:
1 квартал ноябрь – Видеоролик для родителей: «Чему мы научились».
2 квартал март - Демонстрация способностей работы с куборо «Мы будущие инженеры» (презентация)
3 квартал май - Видеоролик для родителей «Наши результаты».
4 квартал август – Фото-выставка «Мы - инженеры»
8.Информационное и материально-техническое обеспечение
С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей к конструированию, развития конструкторского мышления создана предметно-развивающая среда:
∙ столы, стулья (по росту и количеству детей);
∙ демонстрационный столик;
∙ технические средства обучения (ТСО) компьютер, проектор, экран;
∙ презентации и учебные фильмы (по темам занятий);
∙ различные наборы cuboro (cuboro Basis; cuboro standard)
∙ технологические, креативные карты, схемы, образцы, чертежи.
Центр конструирования в группе
Материалы и оборудование:
∙ Блоки Дьенеша;
∙ набор плоскостных фигур;
∙ палочки Кюизенера;
∙ набор плоскостных палочек;
∙ конструкторы «Куборо»;
∙ схемы построек;
∙ альбомы и цветные карандаши;
∙ использование ИКТ.
- Используемая литература
Интернет ресурсы://cuboro.ru/news/istoriya_konstruktora_cuboro/
http://ped-kopilka.ru/blogs/evgenija-yurevna-beregovaja/metodicheskaja-razrabotka
https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-konstruirovaniyu-v-detskom-sadu-1768528.html
http://www.detskiysad.ru/izo/teoria12.html
https://www.pedopyt.ru/categories/5/articles/155
- Приложение
Приложение 1
Диагностика развития у дошкольников первоначальных технических навыков через конструкторские умения на основе «Cuboro»
№ | Ф.И.ребёнка | Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету | Умение проектировать по образцу | Умение конструировать по пошаговой схеме |
Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)
Высокий (++): может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать деталь по номеру, на ощупь, выкладывает сложные постройки безошибочно туннель, желобок.
Достаточный (+): может самостоятельно, но медленно, определять куборы по цифрам, долго приходит к правильному построению желобка или туннеля.
Средний (-): может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, делает ошибки при построении, допускает ошибки при названии куборов.
Низкий (--): не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь, не знает кубики по цифрам , не определяет кубики на ощупь.
Нулевой (0): полное отсутствие навыка
Умение проектировать по образцу
Высокий (++): может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу. Достаточный (+): может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе проектировать по образцу.
Средний (-): может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.
Низкий (--): не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога.
Нулевой (0): полное отсутствие умения
Умение конструировать по пошаговой схеме
Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме.
Достаточный (+): может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по пошаговой схеме.
Средний (-): может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.
Низкий (--): не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога. Нулевой (0): Полное отсутствие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Играем в ЛЕГО"
«Играем в ЛЕГО» дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по ЛЕГО-конструированию для детей 5-7 лет...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО-мастера» для детей 3-4 лет
Развитие у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования....
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО-мастера» для детей 6-7 лет
Реализация данной программы позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций, умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ре...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «САМОДЕЛКИН»
Общеразвивающая программа по конструированию из конструктора "Лего"...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по развитию у детей дошкольного возраста интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно – техническое творчество «Детская STEM – лаборатория»
Современные дети живут и развиваются в эпоху новых технологий. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания са...
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе технической направленности «Робостарт»
Рабочая программа направлена на обучение детей 6-7 лет робототехнике (работа с конструкторами LEGO WeDo 2.0 и LEGO Spike start)....