Проект "Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего возраста"
методическая разработка (старшая группа)
"Мы строим своё будущее и будущее своих детей. И фундаментом для этого служит, патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов.Это ответственность за свою страну и её будущее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Гражданско-патриотическое воспитание" | 41.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект совместной работы с родителями
«Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Сосновской Нелли Богдановны
Пояснительная записка.
Перед детскими дошкольными образовательными учреждениями ставится задача не только воспитания ответственного за свое поведение гражданина, но и человека, способного с нравственных позиций самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности ребенка.
Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент - это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе и целом»
Дошкольная образовательная организация - первая организация, с которой вступает в контакт семья, с целью воспитания и обучения детей. Воспитатели имеют прекрасную возможность в организации совместной деятельности всех участников образовательных отношений-детей, родителей и педагогов детского сада. Любой родитель является воспитателем и нуждается в педагогической помощи в вопросах воспитания. Для родителей не существует второстепенных вопросов, касающихся воспитания их детей, они хотят знать любые мелочи о своих детях. Зачастую воспитатели видят больше и узнают о чем-то раньше родителей, в силу того что проводят больше времени с детьми и спешат поделиться этим с родителями, похвалить или дать совет. И здесь возникает необходимость прямого взаимодействия педагогов и родителей, где ребенок является главным связующим звеном.
Для реализации своего проекта я решила привлечь родителей (законных представителей), чтобы повысить педагогическую компетентность в воспитании будущих патриотов и достойных граждан своей страны, путем введения их в культурную традицию своей семьи, своего народа, своей национальности, своей Родины:
- родители становятся непосредственными участниками педагогического процесса, что вызывает у них более живой интерес к познанию самих себя и детей и как следствие:
- в процессе совместной деятельности родители быстрее приходят к осознанию особенностей их взаимоотношений с детьми, формируется мотивация к их изменению, если это необходимо, поиску новых способов детско-родительских отношений;
- педагоги имеют возможность напрямую и систематически поддерживать родителей в развитии гражданско-патриотических понятий в области воспитания;
- проводимые мероприятия с родителями дают возможность установить психологический контакт с семьей ребенка и узнать особенности его развития и воспитания.
Актуальность:
Одним из приоритетных направлений работы нашего ДОУ, является гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Разрабатывая проект, я решила взять тему гражданско-патриотического воспитания, потому что она относится к числу проблем, поставленных ходом развития человечества.
Для успешной реализации проекта нужно создать педагогические условия для гражданско-патриотического воспитания дошкольников в процессе их общения с детской художественной литературой, с историей нашей Родины, с традициями русского народа, с традициями национальностей живущих в нашем городе, не только в образовательном учреждении, но и дома. Педагогам и родителям (законным представителям) требуется не только знание истории, традиций, обрядов и праздников, но и методика преподнесения знаний детям, особенностей формирования представлений ребенка о своей семье, детском саде, родном городе.
Так возникла необходимость разъяснить родителям (законным представителям), что основой воспитания маленького патриота, является нравственное, познавательное, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания и будет зарождаться фундамент развития личности ребенка, как будущего патриота своей страны.
Тип проекта: долгосрочный, практико-ориентированный, открытый.
Сроки реализации: с 1 октября 2021г. по 30 апреля 2022г.
Участники проекта: воспитанники группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста с 6 до 8 лет, их родители (законные представители), педагоги ДОУ.
Цель проекта: оптимизация детско-родительских отношений, создание предпосылок гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством сказок, былин, истории русского народа.
Задачи проекта:
- вовлекать родителей совместно с педагогами в деятельность, направленную на развитие у детей гражданско-патриотических ценностей;
- воспитывать у детей стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно - исследовательскую деятельность;
- воспитывать у детей уважительное отношение к наследию и традициям других народов;
- воспитывать у детей основы патриотизма, уважение к культурному наследию и прошлому России, своей малой родины.
- воспитывать у детей гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики;
- развивать у детей умение думать, сравнивать, анализировать поступки людей, учить давать оценку своим поступкам и поступкам других;
- помочь детям осознавать себя и чувствовать частью большого этноса, выражать свою собственную субкультуру;
- помочь родителям понять ценность истории своего народа, ее особую роль в воспитании будущего гражданина.
Формировать у детей:
- чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- представление о России как о родной стране;
-умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать, делать выводы и умозаключения;
- стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры, игры народов Севера.
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный; срок реализации: сентябрь 2021г.
Цель: определение целей и задач между педагогами и родителями (законными представителями) по созданию проекта;
II этап - основной; сроки реализации: октябрь 2021 г. - февраль 2022г.
Цель: реализация поставленных задач взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса;
III этап - заключительный; срок реализации: апрель 2022г.
Цель: подведение итогов взаимодействия ДОУ и семьи в решении поставленных задач по гражданско-патриотическому воспитанию детей;
Критерии эффективности:
Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний педагога и всего коллектива дошкольного учреждения в решении определенных педагогических задач, а внутри группы - единство действий всех детей.
Во-вторых, использование приемов, способствующих гражданско-патриотическому воспитанию старших дошкольников.
В-третьих, под системой гражданского воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.
В-четвертых, систему гражданско-патриотического воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей.
Чтение
Вечер загадок
Просмотр Беседы
фильмов
презентаций
Методы воздействия
на формировании
гражданско-патриотических Решение
понятий дошкольников педагогических
Примеры ситуаций
Этнические Диспуты
знакомства
Условия реализации данного проекта
- Заинтересованность родителей ,регулярность и систематичность работы.
- Непрерывная связь с детьми посредством коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы;
- компетентность педагогов и родителей по теме реализации гражданско-патриотического воспитания дошкольников
Подготовительный этап
Работа педагога:
-изучение научно-методической литературы по теме гражданско-патриотического воспитания;
-разработка и подборка картотеки игр, заданий, художественной литературы и консультаций для родителей по теме.
Работа с родителями
- анкетирование родителей группы с целью выявления заинтересованности родителей данной темой; насколько родители считают важной и необходимой тему гражданско патриотического воспитания в ДОУ; насколько они сами компетентны в данном вопросе.
-включение вопроса о гражданско-патриотическом воспитании детей в повестку родительского собрания в начале года;
-ознакомление с планом работы по патриотическому воспитанию посредством художественной литературы, просмотра исторических фильмов, презентаций приуроченных к различным историческим датам, с реализацией главных задач на учебный год:
1. Прививать любовь к Родине, родному городу, детскому саду, семье, родным людям.
2. Знакомить детей с русскими народными сказками, сказками народов ханты и манси, традициями, обычаями, историческими датами.
3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада, родного города, своей страны.
4.Формировать у детей чувство сострадания, проявление заботы и внимания к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
5. Воспитывать в детях , бережное отношение к природе края, к братьям наших меньшим, ко всему живому.
Анкета для родителей
«Гражданско-патриотическое воспитание в семье и в дошкольном учреждении»
1.Что вы понимаете под термином «гражданско-патриотическое воспитание»
- воспитание любви к Родине
- воспитание уважения к старшему поколению
- воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа
- знание истории своей страны
- все выше перечисленное.
2. Как Вы считаете, существует ли в современном обществе острая проблема патриотического воспитания детей?
-да;
-нет;
-затрудняюсь ответить
3. Согласны ли Вы с утверждением относительно необходимости гражданско- патриотического воспитания ребенка именно в дошкольном возрасте?
- да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей;
- мы все больше в этом убеждаемся;
- с этим утверждением мы не согласны.
4. Какую информацию по теме гражданско-патриотического воспитания Вы хотели бы получить?
- о православных праздниках;
- о традициях культуры малочисленных народов Севера (ханты и манси);
- о воспитании детей на примере патриотизма и героизма русского народа.
5. Воспитываете ли Вы у своих детей гражданские чувства? Каким образом?
- подаем пример в семье;
- читаем художественную литературу;
- экскурсии по культурным достопримечательностям;
- смотрим исторические фильмы;
- читаем сказки бабушки Аннэ;
- все выше перечисленное.
6. Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка в будущем?
- справедливым, трудолюбивым, доброжелательным к окружающим;
- достойным гражданином своей страны;
- патриотом своей Родины, умеющим дать нравственную оценку своим поступкам.
7. Нуждаетесь ли вы в помощи в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников?
- да;
- нет.
Спасибо за сотрудничество!
Перспективный план взаимодействия с участниками проекта:
Октябрь | |
Работа с детьми | 1. Беседа с детьми об истории своего города, своей семьи. 2.Педагогическая диагностика знаний детей о гражданско- патриотическом воспитании. 3. Занятие по теме «Путешествие по России». 4. Беседа «День основания ВМФ» 5. Сюжетно ролевая игра « Мы будущие моряки» 6. Выставка фотографий «Я и мои родные» |
Работа с родителями | 1.Анкетирование родителей «Гражданско-патриотическое воспитание в семье и в дошкольном учреждении» 2.Родительское собрание «Нужно ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотизм» 3. Консультация «Досуг семьи и роль ребёнка в нём». 4. Привлечение родителей к сбору природного материала. 5.Выставка «Осенняя фантазия». |
Ноябрь | |
Работа с детьми | 1.Занятие по теме ««Мы вместе - значит, мы едины» ко дню народного единства. 2. Беседа «Любовь к Родине начинается с любви к, близким» 3.Сюжетно ролевая игра «Путешествие в прошлое» 4.Праздник «День матери» |
Работа с родителями | 1.Привлечение родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций (формирование нравственных ценностей). 2.Консультация «Растим патриота» 3.Памятка «Отношение детей к старшему поколению (бабушки и дедушки)» 4.Выставка работ: «Семейные традиции» Цель: Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, и привлечения к активной воспитательной практике по возрождению семейных традиций. |
Декабрь | |
Работа с детьми | 1. НОД «День неизвестного солдата». 2. Беседа «Кремлевская стена, памятник неизвестному солдату» 3.Тематическая беседа «День рождения ХМАО» 4.Просмотр презентаций о нашем родном округе, его достопримечательностях, памятниках неизвестному солдату в городах России. 5. Беседа «Скоро, скоро Новый год» |
Работа с родителями | 1. Папка-передвижка «Мой край родной - моя Югра». 2.День открытых дверей. «Расскажи детям о своих любимых местах города, когда и почему вы их полюбили» 3.Совместная работа с детьми: Изготовление мемориала из любого материала, на выбор. 4. Проведение с родителями вечера народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки». 5.Югра встречает Новый год. Изготовление новогодней игрушки. |
Январь | |
Работа с детьми | 1.Беседа «Рождество» 2.Чтение и разучивание стихотворения «Святки» В. Берестов. 3.Просмотр презентаций «День снятия блокады Ленинграда», «Международный день жертв Холокоста» 4.Выставка рисунков «Блокадный хлеб» |
Работа с родителями | 1.Тематические выставки: «Дидактические игры по безопасности дорожного движения» 2. Привлечь родителей к знанию не только веселых праздников, но и трагических дат, связанные с нашим народом, с историей нашей страны. 3. Домашнее задание: нарисовать с ребенком и принести рисунок для выставки «порция хлеба которую давали во время блокады, ленинградцам» знать и отвечать, на вопрос: что такое метроном? |
Февраль | |
Работа с детьми | 1. Беседа «Праздники февраля» 2.Занятие по теме «День защитника отечества» изготовление подарка для папы. 3. Просмотр презентации «Русские богатыри» 4.Совместное спортивное развлечение «Мой папа самый сильный» |
Работа с родителями | 1.Домашнее задание - ребенок должен знать имя папы и профессию, знать в каких родах войск он служил. Принести фотографию для коллажа, если папа служил в армии. 2.Совместный просмотр фильма «Офицеры» 3. Беседа «Есть такая профессия, Родину защищать» 4. Консультация «Папы всякие нужны, папы всякие важны». |
Март | |
Работа с детьми | 1.Беседа «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны!», «Первая женщина космонавт» 2.Просмотр презентации « День рождение родного города». 3.Чтение и обсуждение рассказа В.А.Осеева «Сыновья». 3.Занятие по теме «Чтение рассказа В.Ю.Драгунского «Рыцари» пересказ. 4. Открытое занятие «Что мы знаем о бережливости» 5.Выпуск поздравительной газеты «8 марта» |
Работа с родителями | 1. Консультация «Женщины России» 2.Совместная работа пап и детей в изготовлении подарка для любимой мамочки. 3. Познакомить родителей с различными видами речевых игр; совместно с родителями познакомить детей с некоторыми фактами из жизни русских знаменитостей, формировать у детей знания о разных женских профессиях , воспитывать уважение к членам своей семьи, к женщинам в целом к их труду; воспитывать стремление помогать взрослым. 4. Домашнее задание - сочинить сказку, про свою семью. |
Апрель | |
Работа с детьми | 1. Беседа «1 апреля - день смеха» история праздника. 2. Беседа «Вороний день» 3. Рассказ «Первый полет в космос. Юрий Гагарин» 4. Занятие по теме «Рисуем космос» 5. Просмотр презентации «День космонавтики» |
Работа с родителями | 1.Консультации «День воинской славы России» «День вороны» «День земли» «День пожарной охраны» 2. Подвести родителей к частым беседам со своими детьми на различные исторические темы не только о России, но не забывать и о родном крае. 3. Совместная работа с детьми по изготовлению кормушек «Ко дню, вороны» который отмечают малочисленные народы Севера, ханты и манси. Праздник пробуждения природы. 4. Экскурсия в городской краеведческий музей имени Т. Д. Шуваева. Цель: приобщение к культуре и истории русского быта. 5.Чтение сказок бабушки АННЭ |
Май | |
1. Итоговое родительское собрание. Презентация проекта. Круглый стол. Цель: подведение итогов, обсуждение проекта, все ли остались довольны результатами, что могут предложить сами для совместной деятельности по вопросу воспитания будущего поколения. |
Консультативные и информационные методы работы.
Методы и формы косвенной работы с родителями. | Название |
Консультации для родителей | - «Воспитываем маленького патриота» - «Знаю ли я свою малую родину?» - «Игры, направленные на развитие нравственных ценностей дошкольников» - «Художественная литература для чтения дома». - «Учим сами рассказывать и придумывать истории» |
Стенгазета «Исторические даты в жизни нашей группы» | Рисунки, поделки, игры и задания к празднику или мероприятию, позволяющие родителям прослеживать работу по теме и поддерживать и закреплять ее дома. |
Буклеты и памятки для родителей | «Литература для родителей и детей по гражданско-патриотическому воспитанию» «Пришли мне друга верного» «Истории в стихах» «Учим пословицы и стихи о родине, добре и зле» «Учимся, играя» |
Презентации для родителей | «Игра как средство нравственного воспитания дошкольников» «Сказки и традиции народов севера» |
Фото отчеты о мероприятиях. | Фотовыставка «90 лет Югре» Дипломы победителей викторины «Мой край родной -моя Югра» Фотовыставка чтецов «Джалиловские чтения» Фото коллаж «Семейный праздник - новый год» «Памятник неизвестному солдату» Фотовыставка «Человек и космос» Фотовыставка «Мой папа- богатырь» Выставка «Лучшая кормушка» |
Третий этап работы: подведение итогов.
1.Совместное мероприятие «Родительское собрание. Круглый стол»
Цель: побудить родителей и детей к дальнейшей деятельности, вспомнить наиболее понравившиеся мероприятия, проанализировать уровень и объем полученных в ходе работы знаний, как родителей, так и детей.
2. Анкетирование родителей на предмет удовлетворенности проведенной работой, необходимости дальнейшей работы по гражданско-патриотическому воспитанию, или внести свои предложения.
3. Анализ результатов образовательного процесса строится на основе анкетирования родительской общественности:
Анкета «Удовлетворенность родителей совместной работой в вопросе гражданско-патриотического воспитания»
1. Считаете ли Вы актуальными вопросы гражданско-патриотического воспитания дошкольников?
- да;
- нет;
- затрудняюсь.
2. Удовлетворены ли Вы совместной работой, или считаете необходимым продолжать дальнейшую работу?
- да;
- частично;
- не удовлетворен.
3. Делится ли Ваш ребенок после совместных мероприятий положительными впечатлениями?
- да, всегда;
- иногда;
- нет.
4. Используете ли Вы в воспитании своего ребенка литературу, о которой узнали на совместных встречах?
- часто;
- иногда;
- нет.
5. Свободно ли Вы обращаетесь за необходимой помощью к воспитателям?
- да;
- нет;
- в крайних случаях.
6. Участвуете ли Вы в мероприятиях, проводимых в ДОУ?
- участвую постоянно;
- участвовал 1-2 раза;
- не принимаю участия.
7. Какая форма работы была для Вас наиболее эффективной, интересной и насыщенной информационно?
- совместные встречи;
- консультация;
- открытые мероприятия;
- памятки и брошюры.
8. Изменилось ли Ваше мнение о необходимости гражданско-патриотического воспитания у дошкольников с начала года?
- да;
- нет.
Ваши предложения: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Анализ реализации педагогического проекта показал:
Заключение
Наш проект - начальная ступень в формировании не только моральных ценностей, но и патриотических чувств у дошкольников, а для родителей прекрасная возможность научиться взаимодействовать со своим ребенком, понимать его взгляды на мир, помогать формироваться важным социально-нравственным основам личности будущего гражданина.
Каждому человеку нужно знать, кто он и откуда. Любовь к своему народу, к родной земле делает человека достойнее и сильнее. Чтобы наши дети росли успешными, деятельными, уверенными в себе людьми, нужно с самого раннего возраста прививать им чувство сопричастности к великой стране и великому народу.
Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою малую и большую Родину, нам надо дать им в доступной и занимательной форме знания о её прошлом и настоящем. И, конечно, показать всё то лучшее, чем по праву может гордиться любой житель России, чтобы найти отклик в отзывчивой детской душе.
Таким образом, в дальнейшем можно запланировать организацию
совместного с родителями проекта «Сила - в единстве» по изучению многонациональности родного края, людях, профессиях которые востребованы в нашем крае, помогающий в доступной для детей форме рассказать о самобытности и истории Севера. Наша дальнейшая задача - укреплять тот фундамент, на котором у детей будет, развиваться и расти чувство любви к своей малой Родине и к Отчизне в целом.
Воспитатель Н.Б.Сосновская
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на тему "Организация гендерного воспитания детей старшего возраста в детском саду"(из личного опыта)
"Организация гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста в детском саду"...
Методическое пособие. Тема *Родина наша - Россия* нравственно-патриотическое воспитание детей старшего возраста для занятий по развитию речи дошкольников.
Цель : Расширять представления детей о России как стране, в которой они живут».Задачи: 1. Продолжать обучать детей ориентироваться на географической карте.2. Развивать связную речь детей: расширять сл...
Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего возраста.
Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина.Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия ...
НОД по гендерному воспитанию детей старшего возраста. Конспект занятия на тему: «Мальчики и девочки будут все дружить, в детском саду «Ёлочка» вместе дружно жить!»
В представленном материале изложен конспект по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.Предварительная работа: 1. Проведение занятий по познавательному развитию, развитию речи, ...
Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего возраста, как один из аспектов социально- личностного развития детей.
Вхождение ребёнка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации. Содержание о...
Театральная деятельность в воспитании детей старшего возраста.
Сегодня, когда по -иному, широко и фундаментально, решается проблема образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед всеми, кто ее решает - а это , в первую очередь, педагоги ГДОУ,...
Консультация для молодых специалистов на тему: «Нравственное воспитание детей старшего возраста через художественную литературу»
Эмоционально-нравственные основы культуры личности закладываются уже в дошкольном возрасте. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности является неотъемлемой частью нравственного воспитания.Ребено...