Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях
статья (средняя группа)

Каплунова Елена Николаевна

Из опыта работы

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях».

Целью музыкально-оздоровительного воспитания  является: укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей.

Основа данного опыта базируется на программах и методических пособиях: по музыкальному воспитанию: «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н.Ветлугиной, «Музыкальное воспитание в детском саду» М.Зацепиной, «Музыкальное воспитание дошкольников» О.Радыновой, программа «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы , программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Тютюнниковой, программа «Ритмическая мозаика», «Топ-хлоп, малыши» А.Бурениной; технологии Е.Железновой «Ритмика для малышей», «Пальчиковые игры», «Развивающие музыкальные игры», «Игры для здоровья».

Музыкально-оздоровительная работа в детском саду предполагает использование разнообразных здоровьесберегающих технологий. Среди которых: валеологические песенки-распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, игровой массаж, пальчиковые игры, речевые игры, музыкотерапия.

Валеологические песенки – отличное начало любого музыкального занятия. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.


Доброе утро!

Доброе утро! /
Поворачиваются друг к другу
Улыбнись скорее! /
Разводят руки в стороны
И сегодня весь день /
Хлопают в ладоши
Будет веселее.

Мы подгладим лобик /
Движения по тексту
Носик и щечки
Будем мы красивыми /
Постепенно поднимают руки вверх,
Как в саду цветочки / 
выполняя «фонарики»

Валеологические песенки используются по ходу  музыкального  занятия. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, позитивно влияют на настрой детей, улучшают эмоциональный климат на занятии.

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников.

Работа над дыханием предваряет пение песен, а также может быть и самостоятельным видом деятельности. В игровой форме, с помощью несложных упражнений, дети учатся дышать правильно.
Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки
Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем, то спокойно выдыхаем.

В своей работе я также использую элементы игрового массажа.  Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма. На музыкальных занятиях игровой массаж проводится под музыку – слова пропеваются (или же используется ритмодекламакция), или же музыка звучит просто фоном.

Использование игрового массажа А.Уманской, М. Картушиной повышает защитные свойства всего организма. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

Вот на улице мороз
Вот на улице мороз! /
Поглаживают руки
Ну-ка, все потрите нос! /
Трут кончик носа.
Ни к чему нам бить баклуши /
Грозят правым указательным пальцем.
Ну-ка, взялись все за уши:
Покрутили, повертели,
Вот и уши отогрели! /
Указательным и большим пальцами держатся за мочки ушей и вращают их вперед, затем назад.
По коленкам постучали, /
Стучат ладонями по коленям.
По плечам похлопали, /
Руки - скрестно на уровне груди, хлопают ладонями по плечам.
Ножками затопали! /
Топают ногами.

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры. Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Исследователи утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму, рисованию), формируют образное мышление.

Кошка
Посмотрели мы в окошко /
делают пальцами обеих рук «окошко»
По дорожке ходит кошка /
 «бегают» указательным и средним пальцами правой руки по левой руке. 
С такими усами /
показывают «длинные усы»
С такими глазами /
показывают «большие глаза»
Кошка песенку поет
Нас гулять скорей зовет /
 «зовут» правой рукой

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений оздоровительной работы в ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Слушание правильно подобранной музыки  повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Использование в работе по музыкальному воспитанию здоровьесберегающих технологий дают свои положительные  результаты. Дети стали реже болеть, меньше пропускать занятия и, соответственно, лучше усваивают материал программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»

Форма организации деятельности:  подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи,  де...

Консультация по теме:"Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях виды музыкальных занятий."

Данная консультация предназначена для музыкального руководителя детского сада. Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, ...

Выступление на городском семинаре для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ тема: «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

Музыкально-оздоровительная работа в ДОО - достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Новизна данного направления состоит в том, что на музыкальных зан...

проект "Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"

Проект предусматривает использование здоровьесберегающих технологий. Главная тема проекта-музыкально-ритмические жвижения,которые всгда используются на музыкальных занятиях.Оздоровление происходит мет...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Методическое пособие для музыкальных руководителей ДОУ «Музыкально - оздоровительная работа с детьми в ДОУ - применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях».

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.Здоровье – это базовая ценность и не...

Презентация «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в рамках ФГОС ДО посредством игры на детском музыкальном инструменте свирель »

Материал может быть полезен музыкальным руководителям . родителям  . педагогам для расширения кругозора и знакомсва с этой темой....