Сообщение "Поддержка инициативы и самостоятельности в выборе роли и средств перевоплощения при драматизации"
методическая разработка
Что такое инициатива, самостоятельность? Помощь музыкального руководителя, воспитателя в развитии детской самостоятельности. Этапы развития самостоятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Поддержка инициативы и самостоятельности в выборе роли и средств перевоплощения при драматизации.
«Воспитание должно быть организовано
так, чтобы не ребёнка воспитывали, а
ребёнок воспитывался сам»
Л.С. Выготский
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. В соответствии с ФГОС в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появляется такой раздел как «Поддержка детской инициативы».
Что же такое инициатива и самостоятельность? Инициатива – (от латинского initium - начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Целеустремленность у ребенка проявляется в безудержных инициативах: например, многие хотят играть главные роли, быть в центре внимания. Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, здесь музыкальному руководителю, воспитателям необходимо помочь воспитанникам развивать самостоятельность.
Первый этап развития самостоятельности заключается в формировании умений (действий в соответствии с заданным образцом и речевыми указаниями взрослого). Установление отношений ребенка со взрослыми, где взрослый является носителем нормативов и образцом для подражания. На первом этапе роль взрослого очень велика. А все задачи, которые ставятся перед ребенком, решаются только в совместной деятельности, многие вещи демонстрирует педагог сам, инициирует детей на повторение или действие по аналогии, подводит к обсуждению этого действия. В конечном счете, вся работа сводится к выработке набора умений, которыми должен владеть ребенок, чтобы решать те или иные образовательные задачи.
Эта работа проводится регулярно в процессе ОД. В гости к малышам приходит какой-нибудь персонаж: кошечка, собачка, петушок. Обязательно приветствуем его, придумываем ему имя. Учимся звукоподражанию с различной интонацией.
В младших группах формирую у детей простейшие образно-выразительные умения (умение имитировать характерные движения животных): птички летают, клюют зернышки; зайчики прыгают, танцуют; лошадки скачут. Всё занятие строится на каком-нибудь сюжете. Дети сами водят игрушки, танцуют с ними, учатся звукоподражанию, придавая голосу соответствующий тембр. Тем самым развивается мимика, пластика, чистая речь и правильное интонирование.
В средней группе учу детей сочетать в роли движение и слово, использую обучающие упражнения, например «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе». Позже ребёнку будет легче изображать зайчонка в песне М. Красева «Зайчик».
В старшем возрасте использую инсценирование песен, театрализованные игры и драматизации. Поощряю творческую инициативу детей:
-поддерживаю стремление проводить свободное время за разнообразной творческой деятельностью (драматизацией сказок, инсценированием песен);
-поощряю стремление к свободному выбору сюжета в театрализованной игре (дети могут изменить сюжет игры, характер героя, придумать, кто будет его другом);
-поощряю стремление детей изготавливать декорации для театрализованных игр (деревья, листочки, цветы и т.д. )
Театрализация тесно взаимосвязана с основными видами музыкальной деятельности. Использую инновационные формы и методы в различных видах музыкальной деятельности.
1. Для восприятия музыки - метод активного слушания.
Активное восприятие — это слушание музыкального произведения и одновременная передача характерных особенностей музыкально-игрового образа разными видами музыкального творчества. Например, слушая произведение «Пляска птиц» Н. Римского -_Корсакова , дети изображали танец птиц, стараясь передать радость прилёта в родные края. А слушая «Море» того же автора, мы использовали большое полотно голубой ткани, имитируя плеск волн.
2. Пение. Распевание.
Для усвоения певческих навыков использую замечательное пособие М. Картушиной «Вокально – хоровая работа в детском саду», которое содержит большое количество упражнений, игр, методических рекомендаций. Они помогают детям быстрее и успешнее освоить технику чистого интонирования, артистизма в пении, способствуют развитию как вокальных, так и театральных способностей ребёнка.
II этап. Применение умений (самостоятельное действие по знакомым образцам, правила, алгоритмам). Взрослый выступает уже не как носитель образцов, а как равноправный партнер по совместной деятельности. Второй этап действительно серьезный этап самостоятельности. Понимая, что дети владеют уже набором умений и некоторых представлений, даю задания по аналогии и стимулирую их к самостоятельному решению той или иной задачи.
Предоставляю детям больше свободы в действиях, фантазии при изображении темы, сюжета игры. Если ребёнок обращается ко мне по собственной инициативе, поддерживаю его. Использую скрытое инструктирование в способах выполнения («Наверное, лучше всего начать с … «Ты, конечно же, не забудешь о …» и др.) Такие фразы действуют безотказно в любой деятельности. Поддерживаю малоактивных детей, говоря «Я тебе доверяю, ты сможешь это. Я рада за тебя!» Как мы хвалим детей? Чаще всего произносим «хорошо, молодец, умница». Эти слова приелись, затёрлись.
Зарубежный исследователь М. Питерси предлагает расширить этот
диапазон следующими фразами:«Прекрасно!»; «Удивительно!»; «Превосходно!»; «Восхитительно!»;«Очень неплохо!»; «Ну, просто изумительно!»; «Ах, вы только посмотрите!»;«Это что- то особенное!»; «Это выглядит здорово!»; «Именно так!»; «Браво!»; «Так чудно!»; «Об этом обязательно нужно рассказать…»; «Замечательно задумано!»; «Я просто в восторге!»; «Я просто обожаю…» и пр. Это даёт реальную возможность для каждого ребенка пережить замечательное чувство успеха, преодолеть робость и смущение, самоутвердиться в собственных глазах, глазах сверстников и взрослых.
III этап. Творческое применение умений в новой ситуации (самостоятельный перенос действия в новые предметные условии и ситуации). На этом этапе уже ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности. Третий этап - творческий. Педагог выступает в роли наблюдателя, направляя детей в деятельности. Детям предлагается самим поставить цель, самим сформулировать задачи и выбрать необходимые средства для реализации этих задач.
В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. Каждый вид такой деятельности помогает раскрыть индивидуальные особенности, способности ребенка, развить талант, увлечь детей. К празднику осени дети старшей группы и воспитатели приготовили сказку –шумелку «Страшный Пых» (редакция С. и Е. Железновых). Сказку рассказывала воспитатель, а воспитанники группы выступили как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение.
Предварительно я сказала детям, что им следует подобрать музыкальные инструменты для передачи действий героев сказки. Дети выбрали инструменты и я попросила их объяснить, почему они взяли тот или иной инструмент и как они будут действовать. Злата выбрала металлофон, потому что с его помощью легко показать, как бежит девочка. Арсений сразу взял барабан. Ему так захотелось. В процессе прочтения сказки мальчик сам догадался, что звуки барабана напоминают стук молотка дедушки. Алиса взяла мешочек с наполнителем и изображала звучание шагов по травке. Баязит с помощью рубеля озвучил дедушкину пилу. Задание ребятам понравилось. Ведь оно позволило детям самостоятельно решить поставленную задачу (обеспечить звуковое сопровождение). И зрители позже остались довольны выступлением юных артистов.
Театрализованная игра учит ребенка нести ответственность за свои действия, проявлять эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять. Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности - жизни. Она способствует познанию реального мира, приобщению ребенка к нормам и требованиям общества; полноценному, разнообразному развитию личности ребенка, является (при правильной организации и проведении) полезным, интересным и творческим времяпрепровождением детей.
Интернет – ресурс:
- https://docviewer.yandex.ru/view/251923544/?
- https://studbooks.net/1940439/pedagogika/psihologo_pedagogicheskaya_harakteristika_dramatizatsiy
- http://www.vseodetishkax.ru/doshkolnik-rebenok-ot-3-do-7-let/66-igrovaya-deyatelnost/1362-razvivayushhie-vozmozhnosti-igr-dramatizaczij
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Занятия по выбору как способ поддержки детской инициативы и самостоятельности"
Сообщение из опыта работы...
«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДДЕРЖКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ»
Презентация для воспитателей....
Использование «Доски выбора» для развития инициативы и самостоятельности дошкольников
Использование «Доски выбора» для развития инициативы и самостоятельности дошкольников...
Статья о практике внедрения «Доски выбора» для развития инициативы и самостоятельности детей в старшей группе
Статья о практике внедрения «Доски выбора»для развития инициативы и самостоятельности детей в старшей группе...
Использование «Доски выбора» для развития инициативы и самостоятельности дошкольников
Для развития детской инициативы и самостоятельности в своей группе, я сделала «Доску выбора».Поделила доску выбора на десять секторов, каждый из которых соответствует только одному игровом...
Педагогический совет «Поддержка детской инициативы и самостоятельности через создание ситуации выбора»
Педагогическая гостиная....
Доска выбора, как средство развития инициативы и самостоятельности у детей с ТНР
laquo;Доска выбора» используется с целью создания условий для самостоятельного и осознанного выбора детьми способов познания в рамках интересующей темы, или в режимных моментах, или в игро...