Сообщение "Поддержка инициативы и самостоятельности в выборе роли и средств перевоплощения при драматизации"
методическая разработка

Что такое инициатива, самостоятельность? Помощь музыкального руководителя, воспитателя в развитии детской самостоятельности. Этапы развития самостоятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поддержка инициативы и самостоятельности в выборе роли и средств перевоплощения при драматизации.

                                                             «Воспитание должно быть организовано  

                                                                так, чтобы не ребёнка воспитывали, а

                                                                ребёнок воспитывался сам»

                                                                                                  Л.С. Выготский                

    В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. В соответствии с ФГОС в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появляется такой раздел как «Поддержка детской инициативы».

Что же такое инициатива и самостоятельность?  Инициатива – (от латинского initium - начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Целеустремленность у ребенка проявляется в безудержных инициативах: например, многие хотят играть главные роли, быть в центре внимания. Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, здесь музыкальному руководителю, воспитателям необходимо помочь воспитанникам развивать самостоятельность.

Первый этап развития самостоятельности заключается в формировании умений (действий в соответствии с заданным образцом и речевыми указаниями взрослого). Установление отношений ребенка со взрослыми, где взрослый является носителем нормативов и образцом для подражания. На первом этапе роль взрослого очень велика. А все задачи, которые ставятся перед ребенком, решаются только в совместной деятельности, многие вещи демонстрирует педагог сам, инициирует детей на повторение или действие по аналогии, подводит к обсуждению этого действия. В конечном счете, вся работа сводится к выработке набора умений, которыми должен владеть ребенок, чтобы решать те или иные образовательные задачи.

Эта работа проводится регулярно в процессе ОД.  В гости к малышам приходит какой-нибудь персонаж: кошечка, собачка, петушок.  Обязательно приветствуем его, придумываем ему имя. Учимся звукоподражанию с различной интонацией.

В младших группах формирую  у детей простейшие образно-выразительные умения (умение имитировать характерные движения животных): птички летают, клюют зернышки; зайчики прыгают, танцуют; лошадки скачут.  Всё занятие строится на каком-нибудь сюжете. Дети сами водят игрушки, танцуют с ними, учатся звукоподражанию, придавая голосу соответствующий тембр. Тем самым развивается мимика, пластика, чистая речь и правильное интонирование.

В средней группе  учу детей сочетать в роли движение и слово, использую   обучающие упражнения, например «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе». Позже  ребёнку будет легче изображать зайчонка  в песне М.  Красева «Зайчик».

В старшем возрасте использую инсценирование песен,  театрализованные игры и драматизации.  Поощряю творческую инициативу детей:

-поддерживаю  стремление проводить свободное время за разнообразной творческой деятельностью (драматизацией  сказок, инсценированием песен);

-поощряю  стремление к свободному выбору сюжета в театрализованной игре (дети могут изменить сюжет игры,  характер героя, придумать, кто будет его другом);

-поощряю стремление детей изготавливать декорации для театрализованных игр (деревья, листочки, цветы и т.д. )

Театрализация тесно взаимосвязана с основными видами музыкальной деятельности. Использую инновационные формы и методы в различных видах музыкальной деятельности.

1. Для восприятия музыки -  метод активного слушания.

Активное восприятие — это слушание музыкального произведения и одновременная передача характерных особенностей музыкально-игрового образа разными видами музыкального творчества. Например, слушая произведение «Пляска птиц»  Н. Римского -_Корсакова , дети изображали  танец птиц, стараясь  передать радость прилёта в родные края. А слушая  «Море» того же автора, мы использовали большое полотно голубой ткани, имитируя плеск волн.

2. Пение. Распевание.

Для усвоения певческих навыков использую замечательное пособие М. Картушиной  «Вокально – хоровая работа в детском саду», которое содержит большое количество упражнений, игр, методических рекомендаций. Они помогают детям быстрее и успешнее освоить технику чистого интонирования, артистизма в пении, способствуют развитию как вокальных, так и театральных способностей ребёнка.

II этап. Применение умений (самостоятельное действие по знакомым образцам, правила, алгоритмам). Взрослый выступает уже не как носитель образцов, а как равноправный партнер по совместной деятельности. Второй этап действительно серьезный этап самостоятельности. Понимая, что дети владеют уже набором умений и некоторых представлений, даю задания по аналогии и стимулирую их к самостоятельному решению той или иной задачи.

  Предоставляю  детям больше свободы в действиях, фантазии при изображении темы, сюжета игры. Если ребёнок обращается ко мне по собственной инициативе, поддерживаю его.  Использую скрытое инструктирование  в способах выполнения («Наверное, лучше всего начать с … «Ты, конечно же, не забудешь о …» и др.)  Такие фразы действуют безотказно в любой деятельности. Поддерживаю малоактивных детей, говоря  «Я тебе доверяю, ты сможешь это. Я рада за тебя!»  Как мы хвалим детей? Чаще всего произносим  «хорошо,  молодец, умница». Эти слова приелись, затёрлись.
Зарубежный исследователь М.  Питерси предлагает расширить этот
диапазон следующими фразами:«Прекрасно!»; «Удивительно!»; «Превосходно!»; «Восхитительно!»;«Очень неплохо!»; «Ну, просто изумительно!»; «Ах, вы только посмотрите!»;«Это что- то особенное!»; «Это выглядит здорово!»; «Именно так!»; «Браво!»;  «Так чудно!»;  «Об этом обязательно нужно рассказать…»; «Замечательно задумано!»; «Я просто в восторге!»; «Я просто обожаю…» и пр. Это  даёт реальную возможность для каждого ребенка пережить замечательное чувство успеха, преодолеть робость и смущение, самоутвердиться в собственных глазах, глазах сверстников и взрослых.
 

III этап. Творческое применение умений в новой ситуации (самостоятельный перенос действия в новые предметные условии и ситуации). На этом этапе уже ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности. Третий этап - творческий. Педагог выступает в роли наблюдателя, направляя детей в деятельности.  Детям предлагается самим поставить цель, самим сформулировать задачи и выбрать необходимые средства для реализации этих задач.

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. Каждый вид такой деятельности помогает раскрыть индивидуальные особенности, способности ребенка, развить талант, увлечь детей. К празднику осени дети старшей группы и воспитатели приготовили  сказку –шумелку  «Страшный Пых» (редакция С. и Е. Железновых). Сказку рассказывала воспитатель, а воспитанники группы выступили  как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение.

 Предварительно я сказала детям, что им следует подобрать музыкальные инструменты для передачи действий героев сказки. Дети выбрали инструменты и я попросила их объяснить, почему они взяли тот или иной инструмент и как они будут действовать. Злата выбрала металлофон, потому что с его помощью легко показать, как бежит девочка. Арсений сразу взял барабан. Ему так захотелось. В процессе прочтения сказки мальчик сам догадался, что звуки барабана напоминают стук молотка дедушки. Алиса взяла мешочек с наполнителем и изображала звучание шагов по травке.  Баязит  с помощью рубеля озвучил дедушкину пилу. Задание ребятам понравилось. Ведь оно позволило детям самостоятельно решить поставленную задачу (обеспечить звуковое сопровождение). И зрители позже остались довольны выступлением  юных артистов.

Театрализованная игра учит ребенка нести ответственность за свои действия, проявлять эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять. Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности - жизни. Она способствует познанию реального мира, приобщению ребенка к нормам и требованиям общества; полноценному, разнообразному развитию личности ребенка, является (при правильной организации и проведении) полезным,  интересным  и творческим времяпрепровождением детей.

Интернет – ресурс:

  1. https://docviewer.yandex.ru/view/251923544/?
  2. https://studbooks.net/1940439/pedagogika/psihologo_pedagogicheskaya_harakteristika_dramatizatsiy
  3. http://www.vseodetishkax.ru/doshkolnik-rebenok-ot-3-do-7-let/66-igrovaya-deyatelnost/1362-razvivayushhie-vozmozhnosti-igr-dramatizaczij


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование «Доски выбора» для развития инициативы и самостоятельности дошкольников

Использование «Доски выбора» для развития инициативы и самостоятельности дошкольников...

Статья о практике внедрения «Доски выбора» для развития инициативы и самостоятельности детей в старшей группе

Статья о практике внедрения «Доски выбора»для развития инициативы и самостоятельности детей в старшей группе...

Использование «Доски выбора» для развития инициативы и самостоятельности дошкольников

Для развития детской инициативы и самостоятельности в своей группе, я сделала «Доску выбора».Поделила доску выбора на десять секторов, каждый из которых соответствует только одному игровом...

Доска выбора, как средство развития инициативы и самостоятельности у детей с ТНР

laquo;Доска выбора» используется с целью создания условий для самостоятельного и осознанного выбора детьми способов познания в рамках интересующей темы, или в режимных моментах, или в игро...