Формирование гуманных отношений к людям и окружающей природе
материал (средняя группа)

Любимова Карина Рантиковна

Цель гуманного образования — создание культуры сопереживания и заботы, путём стимулирования морального развития индивидуумов, для создания сострадательного ответственного и справедливого общества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл berezhnoe_otnoshenie_k_prirode.docx420.93 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа «Формирование гуманных отношений к людям и окружающей природе»

Цель гуманного образования — создание культуры сопереживания и заботы, путём стимулирования морального развития индивидуумов, для создания сострадательного ответственного и справедливого общества. Это средство приобщения людей к реакциям и эмоциям животных, также, как и лучшего понимания природоохранных вопросов и экосистем. Формирование у дошкольников гуманного, бережного отношения к природе основывается на принципе: «Не навреди!». Прежде всего необходимо, чтобы ребенок понял, что природа и человек взаимосвязаны. Заботясь о природе, мы заботимся о человеке, его будущем. Все что наносит вред природе, наносит и вред человеку, следовательно, действия, приводящие к разрушению общего для всех нас дома, безнравственны. Детям дошкольного возраста свойственна впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, проявляющиеся в сострадании и сопереживании, которые и помогают детям войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сопереживания и сострадания определяют действенное отношение детей дошкольного возраста к природе. Данное отношение выражается в готовности ребенка защитить тех, кого обижают, желании проявить заботу о тех, кто в этом нуждается и помощи, попавшим в беду (речь идет о растениях, животных, птицах и т. д.). Как известно всем, отсутствие у детей необходимых знаний провоцирует жестокое отношение к природе.

Воспитание чувств сострадания и сопереживания происходит одновременно с формированием системы доступных детям дошкольного возраста экологических знаний, включающее в себя:

— представления о животных и растениях как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;

— понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности животных и растений к условиям существования;

— осознание того, что все живые существа на Земле взаимосвязаны, взаимозависимы и исчезновение одного из звеньев приводит к нарушению биологического равновесия.

Педагогическую работу можно считать успешной, если в среднем дошкольном возрасте дети находятся на стадии «переживание — утверждение себя» и иногда проявляют способность к реальному «переживанию — действию». Наиболее полноценная работа по формированию гуманного отношения к окружающим происходит на третьем этапе, что соответствует старшему дошкольному возрасту. В этом возрасте дети способны не только на обобщение своего опыта отношений, но и на их анализ, на объяснение причин, замеченных в них недостатков.

А разнообразные методы экологического воспитания помогают воспитать такого человека, и направлены на обучение думать, искать, пробовать и находить решение:

— Наблюдение за объектами живой и неживой природы, рассматривание иллюстраций и картин на темы природы.

— Беседы и рассказы о природе, экологические сказки, речевые логические задачи.

— Труд в природе.

— Этические беседы с детьми в разных формах — индивидуально, с подгруппой в 5-6 человек или фронтально. Содержанием этической беседы могут стать возникшие в группе отношения между детьми, мораль художественных произведений или произведения изобразительного искусства. Этическая беседа может состоять из трех частей: сначала дети слушают короткий рассказ или просматривают фильм, или разыгрывают сценку, потом обсуждается мораль и, наконец, проводится своеобразный практикум: дети упражняются в словах, которыми можно выразить чувства, овладевают способами морального поведения. В середине беседы нужно провести физминутку.

— Большое значение имеет дидактическая игра (ведущая деятельность дошкольного периода): она вызывает положительные эмоции — ребенку радостно, и он готов воспринимать и усваивать все, что она несет в себе. С игрой ребенок быстро включается в любую деятельность, вникает в ее содержание, запоминает разные сведения, правила и легко их выполняет.

— Решение проблемных ситуаций экологического содержания.

— Экскурсии — особая форма организации работы по экологическому воспитанию, благодаря которой развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, на берегу озера, мы с детьми собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. С прошлого года мы с воспитанниками начали организовывать экскурсии в Центр внешкольной работы «Эткер».

— Прогулки, где знакомим детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей), организовываем игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого, используются разнообразные игровые упражнения:» Найди по описанию«, «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром. Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.

— Опыты проводятся чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия (способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность).

— Чтение художественной литературы, предложенной программой и для самостоятельного чтения, после которой проводится беседа, задаются вопросы, и видны в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?». Очень важно донести до детей смысл произведения.

— Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу — воспитание человека с большой буквы, человека, экологически грамотного. Важнейшим условием и одновременно методом воспитания гуманизма у детей, развития социальных эмоций, нравственных чувств является пример воспитателя. Воспитатель, не умеющий увлечь детей своими переживаниями, заразить своими чувствами, — плохой воспитатель, утверждал Выготский Л.С. Очень важно для всех, чтобы педагог личным примером демонстрировал детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвовал в природоохранной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт рботы "Формирование гуманного отношения к природе средствами изобразительного искусства"

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дошкольников  привлекают зелёные луга, яркие цветы, птицы и ручейки. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой инте...

Все проекты. Педагогический проект "Формирование гуманного отношения к природе через художественную литературу" (старший дошкольный возраст 6 лет) "Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через использование технологии О.Капитовской".

Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оцен...

Педагогический проект "Формирование гуманного отношения к природе через ознакомление с художественной литературой"

В данном проекте описана организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием инновационных форм и методов работы с обучающимися и родителями....

Педагогический проект "Формирование гуманного отношения к природе через художественную литературу"

Участниками проекта являются педагоги, профильные специалисты. Целевая группа - дети старшего дошкольного возраста....

Формирование у детей гуманного отношения к людям и окружающей природе.

Сегодня особенно остро стоит вопрос о нравственном, гуманном отношении человека к людям и миру природы.Психологи и педагоги отмечают, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формиро...

Игры, направленные на доброжелательное отношение к сверстнику, гуманное отношение к людям

Игры, направленные на доброжелательное отношение к сверстнику,  гуманное отношение к людям...