Опыт рботы "Формирование гуманного отношения к природе средствами изобразительного искусства"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дошкольников привлекают зелёные луга, яркие цветы, птицы и ручейки. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, труду, художественной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_n_busko.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование гуманного отношения к природе средствами изобразительного искусства
Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума и творчества
В.А. Сухомлинский
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дошкольников привлекают зелёные луга, яркие цветы, птицы и ручейки. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, труду, художественной деятельности.
Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи каждого педагога.
Как же сформировать у дошкольников гуманное отношение к природе? Для этого необходимо развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться, вслушиваться. Очень важно дать детям представления о красоте и великолепии природы!
Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения дошкольников с природой. Не менее важно научить детей оценивать свои поступки и поступки сверстников, взрослых в процессе общения с природой.
Природа – великий учитель и воспитатель. Во все времена она служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Великий критик Белинский считал природу “вечным образцом искусства”. Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению знаний о природе, формируют интерес и положительное отношение к ней. Опираясь на яркие эмоциональные переживания, мы тем самым повышаем интерес к объектам, явлениям природы и вызываем желание отражать это в своём творчестве.
Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и соответственно отражают в своих рисунках большое количество образов, используют более разнообразные средства выразительности. Изображая природу, дошкольники вновь испытывают эстетические чувства к ней, что делает их жизнь интереснее и содержательнее.
Сегодня всеми осознается необходимость создания условий для развития художественных способностей ребенка, раскрытие его творческого потенциала. Развитие ребенка и формирование его личностной культуры, по моему мнению, должно осуществляться в процессе восприятия природы, искусства и собственной художественной деятельности, т.е. при взаимосвязи познания природы и искусства.
Таким образом, воспитание гуманного отношения к природе, возможно и через развитие умения передавать чувства и переживания с помощью языка искусства, языка художественного творчества.
Поэтому цель нашей работы формирование бережного отношения к природе средствами изобразительного искусства.
Для реализации поставленной цели определили следующие задачи:
- Учить видеть красоту родной природы и созидательный труд человека в ней.
- Знакомить детей с природой, давая научные, доступные знания о взаимосвязях и закономерностях существующих в природе.
- Дать знания о том, что искусство отражает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление.
- Развивать умения видеть, чувствовать, замечать разнообразие природы и отображать свои впечатления в продуктивной деятельности
- Развивать эстетический вкус (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
- Воспитывать осознанное поведение и бережное отношение к природе.
Дошкольники общаются с природой в разное время года – когда осень окрасила деревья разными красками, и когда вокруг лежит пушистый снег, и когда зацветают сады. Поэтому планирование было связано с временами года и в основу перспективного плана легли две образовательные области: «Познание» и «Художественное творчество».
Давая детям знания об изменениях природы осенью, мы особое внимание обращали на эстетическое восприятие окружающего природного мира.
Как осенняя окраска листьев с преобладанием желтых и коричневых тонов придает пейзажу особую, чарующую силу. Дети отмечали, что красный цвет встречается реже (листья отдельных кустарников, а также осины и рябины). В воздухе кружатся и плавно опускаются на землю разноцветные листья. Дети с удовольствием собирали, рассматривали и играли с листьями (“Найди такой же - по форме, по цвету ”). Дети фантазировали, составляя разнообразные изображения из листьев, раскладывая на листе бумаги, ткани, других поверхностях, рассматривали, у кого что получилось. Такие игры-упражнения нравятся детям, их проводили неоднократно не только в группе, но и на участке, развивая воображение ребят.
Рассматривая и сравнивая пейзажные картины «Золотая осень» И. Левитана и «Октябрь» Е. Волкова отмечали, как художники с помощью цвета могут рассказать о времени года, о своем настроении, отношении к изображаемому. Задавая вопросы, помогали осмыслить образ, почувствовать настроение, переданное художником: «Что хотел рассказать художник в этой картине? Что красивого в природе заметил художник? Как художнику удалось показать грустный осенний лес?» и т. д. Обучая детей выделять главное в картине, предлагали придумать название к ней. Мы отметили, что поэтический текст оказывает положительное влияние на восприятие картины, углубляя его. Поэтому для развития эстетического восприятия детьми художественного образа в пейзажной живописи мы широко использовали поэзию А.С. Пушкина, И.А. Бунина, Ф.И. Тютчева, С. Есенина и др. писателей и поэтов.
Неповторимый колорит и очарование осеннему пейзажу придавало убранство деревьев и кустарников. Предлагали детям нарисовать красивые осенние листья с натуры. Для этого сначала рассматривали конструкцию пластины листа, обращая внимание на расположение прожилок, как бы организующих рисунок пластины. Затем дети подбирали нужные оттенки красок и воплощали свой замысел в рисунке.
Работая по теме «Дары осени», мы систематизировали знания воспитанников об овощах и фруктах. В группе была оформлена выставка «Вкусные дары щедрой осени», на которой дети могли непосредственно потрогать, сравнить овощи и фрукты. Рассматривая натюрморты И. Хруцкого «Цветы и плоды» и П. Кончаловского «Поднос с овощами», обращали внимание детей не только на то, как художники смогли передать форму, цвет, но и как поместили натюрморт на листе бумаги. Таким образом, активизируя различные органы чувств воспитанников мы способствовали восприятию многообразия свойств природных объектов. Эти первоначальные и яркие представления, дети смогли передать в рисунках, лепке и аппликации. Наши воспитанники с удовольствием лепили вазу с фруктами, создавали композиции из листьев и плодов «Осенний натюрморт», выкладывали натюрморты из овощей и фруктов.
Пейзажная живопись близка и понятна детям, оказывает эмоциональное и эстетическое воздействие на них. Дети находят свои поэтические образы для характеристики воспринимаемого явления, используя метафоры, сравнения и другие средства выразительности. Так, рассматривая картину «Березовая роща» Куинджи, мы любовались, как мастерски художник изобразил уголок рощи, утопающий в солнечном свете, так что кажется, будто слышишь шелест листьев, щебетание птиц. Белые, почти светящиеся стволы берез и ослепительно-голубое небо. Так художник показал нам летнюю березу.
А во время экскурсии в парк большое впечатление у детей осталось и от осенних берез. Мы вместе с детьми подбирали эпитеты и образные выражения к березе: нарядная, белоствольная, развесистая, стройная, ласковая, нежная и др. Свои впечатления дети отобразили в рисунках «Это платье золотое у березы на плечах» (слайд)
Используя приемы рисования и аппликации, дети создали коллективную творческую композицию «Лес, точно терем расписной», дополнив ее силуэтной аппликацией «Кто в лесу живет?» и др. В ходе работы дети не только закрепили знания о животных нашего северного края, но и узнали о том, как люди могут помочь животным пережить суровую зиму.
Во время зимних прогулок любовались красотой зимней природы: искрящимся на солнце снегом, падающими снежинками, зимней поземкой,
красотой деревьев и кустарников в зимнем уборе. Отмечали, как изменились очертания деревьев и кустарников в зимний период. Кустарники накрылись остроконечными и круглыми шапками. У некоторых деревьев ветки напоминают причудливые оленьи рога, у других кружево. На ветках ели как будто кто-то разложил ватные шарики. Наблюдая за деревьями, дети особо отметили красоту зимней березы, ласково называя ее: красавица, березонька, модница и т.д. Яркие и поэтичные строчки из стихотворения С. Есенина «Белая береза» вдохновили детей на творческие отражения зимней березы в рисунках (слайд)
Активно использовали прием сравнения картин нескольких художников. Так рассматривая и сравнивая картины «Зима» И.И.Шишкина, «Сказка инея и восходящего солнца» и «Февральская лазурь» И.Э.Грабаря мы вместе с детьми отмечали, как художники любуются этим временем года, рассказывают нам что видят и чувствуют с помощью многообразия красок, находя свои средства выразительности. Чтобы вызвать эмоциональный отклик на настроение картины подбирали образные выражения и строчки из стихов: «гостья зима», «русская молодка», «белоснежная лебедка», «матушка зима», «волшебница зима» и др. Затем предлагали детям стать художниками и нарисовать свой зимний лес. Ребята использовали различную технику выполнения работ: акварель, гуашь, восковые мелки и т.д. Изображая природу, дети вновь испытывали эстетические чувства к ней.
А вот такой зимний лес у нас получился из соленого теста (слайд). Дети лепили деревья, птиц, зверей.
Для того чтобы дошкольники смогли изобразить многообразие животного и растительного мира, необходимо было сформировать у них отчётливые представления об объектах природы, используя достоверные данные о жизни животных, растений, о красоте их внешнего вида, повадках (у животных) и особенностях. Произведения писателей-природоведов В. Бианки, Е. Чарушина, Г. Скребицкого и др. помогли детям в интересной и доступной форме получить знания. Изображения многих животных ребята рассматривали на иллюстрациях художников: Е. Чарушина, Ю. Васнецова и др. Так, Е. Чарушин изображает животных в трогательно реалистичной манере, передавая мягкость пушистого ворса детёнышей и плотный, более жёсткий ворс взрослых животных. В основе образов животных, изображаемых Ю. Васнецовым, сказочно-декоративная реалистичность, которая придает некоторую очеловеченность животным (вертикальное положение тела, занятость человеческими делами) и орнаментированные детали костюмов: у кота – украшенные сапожки, у курицы – фартук. Для уточнения частей тела мы использовали такой прием как обследование игрушечных животных. Дети смогли не только внимательно рассмотреть строение, но и обвести рукой каждую часть тела животного.
Очень часто дети рисуют своих любимых домашних питомцев, передавая их образ, повадки, свое отношение к ним и заботу (слайд).
Научиться изображать животных для детей очень важно, потому что в дальнейшем мы планируем совместно создавать иллюстрации к любимым детским сказкам. Надеемся, что наши воспитанники испытают от этой работы огромное чувство радости и удовольствия.
Зима особое время года, когда дети самостоятельно могут проявить гуманное отношение к пернатым друзьям. Ежедневно подкармливая птиц на кормушках, наблюдая за ними, сравнивали по внешнему виду, поведению и взаимоотношениям. Определяли по следам на снегу большая или маленькая птица прилетала к нам на участок. Свои наблюдения дети передали в аппликации «Птицы на ветках».
Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомление детей с природой обогащает познания детей о природе, и их изобразительное творчество.
С наступлением весны обращали внимание детей на первые признаки пробуждения природы. Вносили в группу ветки тополя, березы. Рассказывали детям о том, что люди всегда радовались первым ароматным почкам, листьям, цветам. Они воспринимали их как маленьких победителей длинной, суровой и холодной зимы. В честь вестников весны они сочиняли песни, стихи, устраивали праздники. Вместе с детьми и родителями организовали праздник «Веснянка», на котором дети водили хороводы, играли в русские народные игры, пели песни, читали стихи о природе и весне.
В солнечный день обращали внимание детей на сосульки. Рассказывали о том, что народное название марта - капельник. Читали строчки из стихотворения С.Маршака «Март». Выставка картин на тему «Весна в живописи» (И. Левитан «Март», К. Юон «Мартовское солнце», «Весенний солнечный день»), помогли детям соотнести увиденное на картинах с собственным опытом восприятия природы и своим настроением.
Рассматривая картины, обращали внимание детей на красоту и изменчивость колорита неба, сияние солнца и т. п.
Наблюдая за березой, дети заметили набухшие смолистые почки, из которых еще не проклюнулись нежные листочки. Но теплое весеннее солнце уже начало свою работу, и мы увидели, как обрадовалась береза, распустила свои сережки. Листочки у нее еще совсем маленькие и цветущие сережки очень украшают нашу березку. Вместе с детьми подбирали эпитеты, сравнения о весенней березе «в зеленом сарафанчике», белая березонька с зеленой косой и др. (слайд)
Вместе с детьми нашли на участке детского сада место, где появился первоцвет мать-и-мачеха. Определили, что это солнечное место – сухое и теплое. Вместе с детьми любовались нежными первыми весенними цветами. Яркие впечатления дети старались отобразить в рисунках и аппликации.
От теплых солнечных лучей проснулись божьи коровки, майские жуки, муравьи, бабочки. Детям сразу захотелось взять в руки, рассмотреть поближе. Учили детей бережному внимательному отношению к насекомым, обращали внимание на то, что насекомые маленькие, беззащитные существа. Рассматривая божью коровку, уточняли представления о ее внешних особенностях (маленькая, круглая, с яркой окраской, с темными точками на спине). Выделили и назвали основные части тела, их особенности (маленькое круглое туловище, покрытое сверху двумя жесткими надкрыльями, под ними два мягких прозрачных крыла, на маленькой черной головке усы, глаза, надкрылья красного цвета с темными крапинками, у божьей коровки шесть ножек, как у всех жуков). Особый интерес у детей вызывает предложение воспитателя изобразить в своих рисунках бабочек, жучков.
Приходя утром в детский сад, дети рассказывали, о перелетных птицах которых видели в городе. Беседы с детьми, рассматривание картин о перелетных птицах, заучивание стихов, способствовало более глубокому познанию природы. Таким образом, обогащалось содержание и детского творчества образами природы. В продуктивной деятельности появились новые темы: «Бабочки на лужайке», «Желтая полянка», «Воробушки игривые», «Солнечный денек», «Веселые скворцы», «Я люблю цветы» и др.
Таким образом, создаваемые детьми изображения на темы природы способствовали закреплению и уточнению знаний детей об объектах природы, обогатили детское творчество новыми образами, способствовали формированию интереса к природе и гуманного отношение к ней.
Это подтвердили данные диагностика:
Приложение 1
Перспективный план работы с детьми 5-6 лет
№ | Тема | Познание (экология) | Художественное творчество |
О с е н ь | |||
№1 | Дары осени | * Выставка «Вкусные дары щедрой осени» * Рассматривание овощей и фруктов * Выкладывание натюрмортов * Рассматривание картин: И. Хруцкого «Цветы и плоды», И. Кончеловского «Поднос с овощами» * Загадки об овощах и фруктах | * Рисование «Осенний натюрморт» * Лепка: «Собираем урожай овощей» «Ваза с фруктами» * Аппликация «Овощи на тарелке» |
№2 | Как мы следы осени искали |
И. Левитана «Золотая осень»
|
|
№3 | Мои помощники-глаза, уши, нос, язык, руки | * Чтение и заучивание стихов об осенних явления природы * Словесная игра «Кто больше придумает эпитетов о березе» и др. деревьях * Рассматривание изделий народных мастеров хохломы и Каргополя | * Рисование: «Это платье золотое у березы на плечах…», «Расписные тарелочки (хохлома)» «Хохломские ложки» * Аппликация «Укрась красиво вазу» * Лепка: «Птичка», «Козел», «Конь» |
З и м а | |||
№1 | Деревья | * Чтение стихотворения «Белая береза» С. Есенина * Рассматривание картин: И. Шишкина «Зима», И. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца», «Февральская лазурь» | * Коллективная работа «Зимний лес» (из соленого теста) * Рисование: «Ели большие и маленькие», «Зимняя береза», «Деревья в инее» * Аппликация «Деревья в снегу» |
№2 | Зимующие птицы | * Беседа: «Мы заботимся о птицах», «Наши пернатые друзья» * Изготовление кормушек * Наблюдение у кормушки * Рассматривание картинок, иллюстраций * Загадывание загадок |
«Птицы на ветках», «Летите голуби»
|
№3 | Дикие животные наших лесов | * Беседа о том, кто как зимует? * Чтение рассказов писателей-природоведов и рассматривание иллюстраций к рассказам художников-иллюстраторов Е. Чарушина, Ю. Васнецова | * Лепка: «Олень», «Белочка», «Зайчики на лесной полянке» * Рисование: «Зимой в лесу», «Пушистые зайчата», «Забавные лисята» * Аппликация «Кто в лесу живет?» |
В е с н а | |||
№1 | К нам весна шагает… | * Выставка на тему: «Весна в живописи» И.Левитан «Март», К.Юон «Мартовское солнце», «Весенний солнечный день» * Чтение художественных произведений С. Маршак «Март» и др. * Наблюдения за изменениями в природе, ветками в вазе | * Рисование: «Весенние ветки», «Весна идет» * Аппликация: «Ваза с ветками», «Цветы для мамочки» (симметричное вырезание) * Лепка «Ваза для весенних цветов» |
№2 | Волшебные краски весны | * Беседа «Как природа пробуждается от зимы» * Заучивание стихов о весне: Я. Аким «Апрель», Ф. Тютчев «Весенние воды» и др. * Наблюдение и рассматривание первых весенних цветов * Изготовление скворечников * Наблюдения за прилетом грачей | * Рисование: «Апрель, апрель – на дворе звенит капель», «Желтая полянка», «Солнечный денек», * Лепка «Воробушки игривые» * Аппликация: «Веселые скворцы», «Белая черемуха» |
№3 | Полевые и садовые цветы, насекомые | * Рассматривание иллюстраций полевых и садовых цветов * Словесная игра «Найди по описанию» * Беседа «Муравьи – санитары леса» * Загадывание загадок о насекомых и весенних явлениях природы | * Рисование: «Весенний дождь», «Встречаем лето», «Весенний луг» * Аппликация: «Тюльпаны», «Узор из цветов», «Бабочки на лугу» * Лепка: «Божья коровка», «Дети весело танцуют» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание гуманного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста
Воспитание гуманного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста. Здесь представлен материал, который способствует воспитанию у детей правильного отношения к природе. Весь материал основан...
Воспитание гуманного отношения к природе, средствами изобразительной деятельности
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического...
Воспитание гуманного отношения к природе
Консультация для родителей детей старшей грыппы...
Все проекты. Педагогический проект "Формирование гуманного отношения к природе через художественную литературу" (старший дошкольный возраст 6 лет) "Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через использование технологии О.Капитовской".
Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оцен...
Тема: "Воспитание гуманного отношения к природе у старших дошкольников"
Опыт работы по образовательной область "Познание"...
Статья по изобразительному искусству (изо) на тему:«Развитие визуальной культуры личности средствами изобразительного искусства».
quot;Развитие визуальной культуры личности, средствами изобразительного искусства". Развитие визуальной культуры личности это непрерывный процесс и постепенный. В каких условиях, в к...
Педагогический опыт "Духовно - нравственное развитие дошкольников средствами изобразительного искусства
Опыт работы воспитателя по данной теме....