Взаимодействие с родителями в рамках долгосрочного проекта «СЕМЬЯ ГОДА»
статья

Мокрушенко Анна Николаевна

в статье представлен опыт работы по инновационному взаимодействию с родителями в рамках проекта «Семья года» в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mokrushenko_a.n.-_statya.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

Мокрушенко Анна Николаевна

педагог-психолог

МАДОУ Детский сад №8 «Улыбка»

г.Москва, г.Троицк, Россия

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ ДОЛГОСРОЧНОГО ПРОЕКТА «СЕМЬЯ ГОДА»

Аннотация: в статье представлен опыт работы по инновационному взаимодействию с родителями в рамках проекта «Семья года» в соответствии с ФГОС

Ключевые слова: ФГОС, работа с родителями, проект, семья, компетенция, гармоничное развитие

Работа с родителями в условиях детского сада часто вызывала некоторые затруднения у воспитателей и специалистов ДОУ.  В настоящее время ФГОС предъявляют четкие требования к этому направлению работы. Подчеркнуто,  что  одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а  ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического  и  психического    здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития [1, c.29].

ФГОС так же прописывает требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей [1, c.28]. Для эффективного взаимодействия в паре «педагог-родитель» отношения должны строиться по типу «партнерских», они предполагают взаимное доверие, уважение и взаимопомощь. Современные родители достаточно требовательны к условиям и качеству образования, специалистам, которые занимаются их детьми в течение дня в детском саду. Чем более прозрачна, доступна для родителей жизнь их ребенка в условиях сада, тем проще родители идут на контакт с педагогами, легче соглашаются участвовать в различных мероприятия детского сада, сами проявляют творческую активность. При этом снимается родительская тревожность,  тем самым создается та самая благоприятная и комфортная среда развития для их детей.

В нашем детском саду работа в этом направлении ведется достаточно активно: родители принимают участие в спортивных праздниках-соревнованиях, клубных часах (досугах), сами организуют мастер-классы для детей. Одним из способов привлечь родителей к участию в жизни детского сада и повысить его родительскую компетентность является долгосрочный проект «Семья года», который реализуется педагогом-психологом. В течение практически всего учебного года с сентября по апрель ведется предварительная работа, которая в мае завершается подведением итогов в рамках праздника-конкурса «Семья года». В начале работы дети под руководством психолога создают рисунки своей семьи. Для специалиста это хороший способ поближе узнать детей, их видение семейной ситуации, и повод  для включения родителей в тему проекта, обсуждения каких-либо всплывших проблем, вопросов. На этом этапе очень важно подобрать правильные слова, найти моменты, за которые можно похвалить родителей, тем самым заинтересовать их и создать ту безопасную  атмосферу, в которой они захотят подключиться к процессу. Затем, в течение нескольких месяцев, педагог может включить по своему усмотрению беседы, занятия на заданную тематику, с привлечением родителей: выставляя в раздевалке группы краткое описание занятия, небольшое совместное задание для ребенка и родителей. Все предложенные задания должны быть интересны в идеале всей семье, работа вызывать положительные эмоции.

Итогом этого проекта является заключительный праздник-конкурс «Семья года». В этом конкурсе принимают участие семье, которые активнее всего работали в течение года. Заранее дети отвечали на вопросы, касающиеся их семьи, того, что они любят (чем заниматься, что кушать, какие книги читать и пр.). Их выступления-ответы записываются на видеокамеру. Ниже приведены конкурсы, которые можно включить в праздник.

1 конкурс-презентация «Наша семья».

Ведущий: Каждая семья имеет свою историю, свои ценности, свои традиции и увлечения. Сегодня у нас есть уникальная возможность с ними познакомиться. Участникам давалось домашнее задание – подготовить презентацию «Наша  семья». А как они справились с ним судить вам.

Участники поочередно представляют герб своей семьи, интересную семейную историю или реликвию, список семейных ценностей.

Ведущий: В нашем конкурсе мы не могли не учесть мнения детей.

Видеоинтервью детей о семье.

Конкурс-разминка.

А мы проведём небольшую разминку для вас! Можно отвечать хором, не стесняйтесь!

- Нас воспитывать любители

Называются… (родители) .

- Папа, мама, брат и я –

Вместе нас зовут … (семья) .

- Вкусные оладышки

Мы едим у… (бабушки) .

- Вот семейный наш портрет,

Самый старший в центре… (дед) .

Раньше рифма помогала,

А теперь коварной стала.

Ты, дружок, не торопись,

На крючок не попадись!

- В ползунки всегда одет

Спит в саду с пустышкой … (не дед, а братик) .

- Шьют и варят холодцы

Нам, конечно же, … (не отцы, а мамы) .

- Чинят крыши, мебель, рамы,

На рыбалку ходят… (не мамы, а папы) .

- Съел немытый огурец,

С двойкой сжег дневник. (не отец, а сын).

- И капризна, и упряма,

В детский сад не хочет… (не мама, а дочка) .

-В нашем доме шум и гам,

Пыль и грязь всегда от… (не мам, а детей) . 

 2 конкурс. Знаете ли вы друг друга?

На стол выложены предметы (машинка, настольная игра, книга, кукла, скакалка, мяч).

Ведущий: уважаемые родители, настало время посмотреть, насколько вы знаете интересы своего ребенка. Вам нужно угадать предмет, что выберет ваш сын или дочка. Ребенок выбирает игру, родители угадывают. 

А как вы думаете, дети знают об интересах родителей? Ребенок пытается угадать то, что выберут родители (клубок ниток, книгу, цветок в горшке, косметика, половник).

3 конкурс.  «Устами младенца» видеоролик.

Задание: Вашему вниманию предлагается конкурс «Устами младенца»

 — «О чем мечтает Ваш ребенок?»

(Родителям предлагается ответить на вопрос: «О чем мечтает Ваш ребенок?»)

А теперь послушайте высказывания самих детей (родителям предлагается видеозапись бесед с детьми, о чем они мечтают).

4 конкурс. Узнай руку своего ребенка.

Ведущий: Дорогие мамы, каждый день Вы приводите своих детей за руку в детский сад. Каждая из Вас, вероятно, хорошо представляет себе руку своего ребенка на ощупь. Предлагаем Вам следующий конкурс – «Узнай руку своего ребенка». Можно надеть колечки, браслетики для усложнения конкурса.

5 конкурс. Комплименты.

Звучит песня Б. Окуджавы «Пожелания друзьям» (Давайте восклицать, друг другом восхищаться…»).

Ведущий: Одно из главных правил построения успешных взаимоотношений в семье – это умение восхищаться друг другом, концентрироваться на достоинствах, а не на недостатках друг друга. Всякий раз, когда вы восхищаетесь другим человеком, вы поднимаете его самоуважение. Восхищение – это самый мощный инструмент человеческих взаимоотношений. Поэтому наш конкурс называется «комплименты». Я думаю, что и нам всем станет теплее от тех слов, которые участники будут говорить друг другу. Вам слово, дорогие родители и дети!

Семьи стоят в две шеренги (мамы напротив пап и детей)… Родители и дети говорят друг другу по очереди комплименты. В случае если нужные слова не найдены, семья выбывает из конкурса.

       Затем следуют подведение итогов, награждение участников (номинации: самая дружная семья, самая веселая семья, самая находчивая семья, Семья Года). Здесь очень важно отметить в положительном русле все участвующие семьи. Это необходимо для того, чтобы у всех участников осталось хорошее впечатление от совместной работы и желание сотрудничать с детским садом и дальше.

Работая в таком тесном контакте с родителями уже не один год, можно проследить тенденцию к увеличению активности и интереса родителей к жизни их детей в детском саду. Постепенно в результате совместной деятельности с родителями складываются теплые, доверительные отношения, которые благоприятно влияют на гармоничное развитие детей, что и является одной из основных целей нашей работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Нищева, Н.В. Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций / Н.В.Нищева. – СПб.: Детство-Пресс, 2014. – 383 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей "Какие разные деревья" в рамках долгосрочного проекта "Чудо - деревья"- прогулки с детьми осенью

В рамках долгосрочного проекта  "Чудо-деревья" в младшей группе необходимо добиться того. чтобы у детей осталось как можно больше разнообразных впечатлений и знаний о деревьях в разное время года...

Консультации для родителей "Какие разные деревья" в рамках долгосрочного проекта "Чудо - деревья"- прогулки с детьми зимой

В рамках долгосрочного проекта  "Чудо-деревья" в младшей группе необходимо добиться того. чтобы у детей осталось как можно больше разнообразных впечатлений и знаний о деревьях в разное время года...

Долгосрочный проект взаимодействия с родителями детей старшей группы «Моя семья» (совместная деятельность детского сада и семьи по духовно-нравственному воспитанию).

Долгосрочный проект взаимодействия с родителями детей старшей группы«Моя семья»  (совместная деятельность детского сада и семьи по духовно-нравственному воспитанию).     ...

Организация взаимодействия с родителями в рамках реализации проекта «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края».

В данной статье описывается насколько важно экологическое воспитание в раннем дошкольном возрасте, обосновывается необходимость целенаправленной работы с семьями воспитанников по экологическому воспит...

Консультация для педагогов «Формы и методы взаимодействия с родителями в рамках «новой философии» работы с семьей»

В работе с родителями можно выделить следующие группы задач:Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогического образования;Изучение семьи и установление контактов с её чл...