Взаимодействие с родителями в рамках долгосрочного проекта «СЕМЬЯ ГОДА»
статья
в статье представлен опыт работы по инновационному взаимодействию с родителями в рамках проекта «Семья года» в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mokrushenko_a.n.-_statya.docx | 26.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Мокрушенко Анна Николаевна
педагог-психолог
МАДОУ Детский сад №8 «Улыбка»
г.Москва, г.Троицк, Россия
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ ДОЛГОСРОЧНОГО ПРОЕКТА «СЕМЬЯ ГОДА»
Аннотация: в статье представлен опыт работы по инновационному взаимодействию с родителями в рамках проекта «Семья года» в соответствии с ФГОС
Ключевые слова: ФГОС, работа с родителями, проект, семья, компетенция, гармоничное развитие
Работа с родителями в условиях детского сада часто вызывала некоторые затруднения у воспитателей и специалистов ДОУ. В настоящее время ФГОС предъявляют четкие требования к этому направлению работы. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития [1, c.29].
ФГОС так же прописывает требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей [1, c.28]. Для эффективного взаимодействия в паре «педагог-родитель» отношения должны строиться по типу «партнерских», они предполагают взаимное доверие, уважение и взаимопомощь. Современные родители достаточно требовательны к условиям и качеству образования, специалистам, которые занимаются их детьми в течение дня в детском саду. Чем более прозрачна, доступна для родителей жизнь их ребенка в условиях сада, тем проще родители идут на контакт с педагогами, легче соглашаются участвовать в различных мероприятия детского сада, сами проявляют творческую активность. При этом снимается родительская тревожность, тем самым создается та самая благоприятная и комфортная среда развития для их детей.
В нашем детском саду работа в этом направлении ведется достаточно активно: родители принимают участие в спортивных праздниках-соревнованиях, клубных часах (досугах), сами организуют мастер-классы для детей. Одним из способов привлечь родителей к участию в жизни детского сада и повысить его родительскую компетентность является долгосрочный проект «Семья года», который реализуется педагогом-психологом. В течение практически всего учебного года с сентября по апрель ведется предварительная работа, которая в мае завершается подведением итогов в рамках праздника-конкурса «Семья года». В начале работы дети под руководством психолога создают рисунки своей семьи. Для специалиста это хороший способ поближе узнать детей, их видение семейной ситуации, и повод для включения родителей в тему проекта, обсуждения каких-либо всплывших проблем, вопросов. На этом этапе очень важно подобрать правильные слова, найти моменты, за которые можно похвалить родителей, тем самым заинтересовать их и создать ту безопасную атмосферу, в которой они захотят подключиться к процессу. Затем, в течение нескольких месяцев, педагог может включить по своему усмотрению беседы, занятия на заданную тематику, с привлечением родителей: выставляя в раздевалке группы краткое описание занятия, небольшое совместное задание для ребенка и родителей. Все предложенные задания должны быть интересны в идеале всей семье, работа вызывать положительные эмоции.
Итогом этого проекта является заключительный праздник-конкурс «Семья года». В этом конкурсе принимают участие семье, которые активнее всего работали в течение года. Заранее дети отвечали на вопросы, касающиеся их семьи, того, что они любят (чем заниматься, что кушать, какие книги читать и пр.). Их выступления-ответы записываются на видеокамеру. Ниже приведены конкурсы, которые можно включить в праздник.
1 конкурс-презентация «Наша семья».
Ведущий: Каждая семья имеет свою историю, свои ценности, свои традиции и увлечения. Сегодня у нас есть уникальная возможность с ними познакомиться. Участникам давалось домашнее задание – подготовить презентацию «Наша семья». А как они справились с ним судить вам.
Участники поочередно представляют герб своей семьи, интересную семейную историю или реликвию, список семейных ценностей.
Ведущий: В нашем конкурсе мы не могли не учесть мнения детей.
Видеоинтервью детей о семье.
Конкурс-разминка.
А мы проведём небольшую разминку для вас! Можно отвечать хором, не стесняйтесь!
- Нас воспитывать любители
Называются… (родители) .
- Папа, мама, брат и я –
Вместе нас зовут … (семья) .
- Вкусные оладышки
Мы едим у… (бабушки) .
- Вот семейный наш портрет,
Самый старший в центре… (дед) .
Раньше рифма помогала,
А теперь коварной стала.
Ты, дружок, не торопись,
На крючок не попадись!
- В ползунки всегда одет
Спит в саду с пустышкой … (не дед, а братик) .
- Шьют и варят холодцы
Нам, конечно же, … (не отцы, а мамы) .
- Чинят крыши, мебель, рамы,
На рыбалку ходят… (не мамы, а папы) .
- Съел немытый огурец,
С двойкой сжег дневник. (не отец, а сын).
- И капризна, и упряма,
В детский сад не хочет… (не мама, а дочка) .
-В нашем доме шум и гам,
Пыль и грязь всегда от… (не мам, а детей) .
2 конкурс. Знаете ли вы друг друга?
На стол выложены предметы (машинка, настольная игра, книга, кукла, скакалка, мяч).
Ведущий: уважаемые родители, настало время посмотреть, насколько вы знаете интересы своего ребенка. Вам нужно угадать предмет, что выберет ваш сын или дочка. Ребенок выбирает игру, родители угадывают.
А как вы думаете, дети знают об интересах родителей? Ребенок пытается угадать то, что выберут родители (клубок ниток, книгу, цветок в горшке, косметика, половник).
3 конкурс. «Устами младенца» видеоролик.
Задание: Вашему вниманию предлагается конкурс «Устами младенца»
— «О чем мечтает Ваш ребенок?»
(Родителям предлагается ответить на вопрос: «О чем мечтает Ваш ребенок?»)
А теперь послушайте высказывания самих детей (родителям предлагается видеозапись бесед с детьми, о чем они мечтают).
4 конкурс. Узнай руку своего ребенка.
Ведущий: Дорогие мамы, каждый день Вы приводите своих детей за руку в детский сад. Каждая из Вас, вероятно, хорошо представляет себе руку своего ребенка на ощупь. Предлагаем Вам следующий конкурс – «Узнай руку своего ребенка». Можно надеть колечки, браслетики для усложнения конкурса.
5 конкурс. Комплименты.
Звучит песня Б. Окуджавы «Пожелания друзьям» (Давайте восклицать, друг другом восхищаться…»).
Ведущий: Одно из главных правил построения успешных взаимоотношений в семье – это умение восхищаться друг другом, концентрироваться на достоинствах, а не на недостатках друг друга. Всякий раз, когда вы восхищаетесь другим человеком, вы поднимаете его самоуважение. Восхищение – это самый мощный инструмент человеческих взаимоотношений. Поэтому наш конкурс называется «комплименты». Я думаю, что и нам всем станет теплее от тех слов, которые участники будут говорить друг другу. Вам слово, дорогие родители и дети!
Семьи стоят в две шеренги (мамы напротив пап и детей)… Родители и дети говорят друг другу по очереди комплименты. В случае если нужные слова не найдены, семья выбывает из конкурса.
Затем следуют подведение итогов, награждение участников (номинации: самая дружная семья, самая веселая семья, самая находчивая семья, Семья Года). Здесь очень важно отметить в положительном русле все участвующие семьи. Это необходимо для того, чтобы у всех участников осталось хорошее впечатление от совместной работы и желание сотрудничать с детским садом и дальше.
Работая в таком тесном контакте с родителями уже не один год, можно проследить тенденцию к увеличению активности и интереса родителей к жизни их детей в детском саду. Постепенно в результате совместной деятельности с родителями складываются теплые, доверительные отношения, которые благоприятно влияют на гармоничное развитие детей, что и является одной из основных целей нашей работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Нищева, Н.В. Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций / Н.В.Нищева. – СПб.: Детство-Пресс, 2014. – 383 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей "Какие разные деревья" в рамках долгосрочного проекта "Чудо - деревья"- прогулки с детьми осенью
В рамках долгосрочного проекта "Чудо-деревья" в младшей группе необходимо добиться того. чтобы у детей осталось как можно больше разнообразных впечатлений и знаний о деревьях в разное время года...
Консультации для родителей "Какие разные деревья" в рамках долгосрочного проекта "Чудо - деревья"- прогулки с детьми зимой
В рамках долгосрочного проекта "Чудо-деревья" в младшей группе необходимо добиться того. чтобы у детей осталось как можно больше разнообразных впечатлений и знаний о деревьях в разное время года...
Долгосрочный проект взаимодействия с родителями детей старшей группы «Моя семья» (совместная деятельность детского сада и семьи по духовно-нравственному воспитанию).
Долгосрочный проект взаимодействия с родителями детей старшей группы«Моя семья» (совместная деятельность детского сада и семьи по духовно-нравственному воспитанию). ...
Организация работы по взаимодействию с родителями в рамках реализации проекта «Дети в музее». Способы реализации проекта.
Взаимодействие с родителями...
Конспект совместной музыкально-игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью подготовительной группы, родителей и педагогов, в рамках долгосрочного проекта «Семья, что может быть дороже» Авторская музыкальная сказка «Семья-цветущий сад
Авторская музыкальная сказка "Семья-цветущий сад"...
Организация взаимодействия с родителями в рамках реализации проекта «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края».
В данной статье описывается насколько важно экологическое воспитание в раннем дошкольном возрасте, обосновывается необходимость целенаправленной работы с семьями воспитанников по экологическому воспит...
Консультация для педагогов «Формы и методы взаимодействия с родителями в рамках «новой философии» работы с семьей»
В работе с родителями можно выделить следующие группы задач:Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогического образования;Изучение семьи и установление контактов с её чл...