Программа по декоративно - прикладному искусству "Дымковская глиняная игрушка"
рабочая программа (младшая, средняя, старшая группа)
Программа по декоративно - прикладному искусству "Дымковская глиняная игрушка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по декоративно - прикладному искусству "Дымковская глиняная игрушка" | 40.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад №57 «Белочка» г. Улан-Удэ комбинированного вида
Проспект Победы, д. 9 А, г. Улан – Удэ, Республика Бурятия, 670017
Тел/факс 8(3012)21-60-10, 21-66-57, Е-mail: belochka-57@yandex.ru
Принято на Педагогическом совете №_1__ «_8__»__10_______2018___г. | Утверждаю Заведующий МБДОУ №57 __________Р.Е. Осокина |
Программа
по декоративно-прикладному искусству
«Дымковская глиняная игрушка»
Воспитатель: Яковенко М.А.
1 квалиф. категория
г. Улан-Удэ
Пояснительная записка
Начиная работу по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, я обратилась к игрушке. Национальная русская игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.
Из всего многообразия русских народных игрушек я выбрала дымковскую, а также филимоновскую и калининскую, так как узоры, украшающие эти игрушки, просты и доступны для детей средней группы. Это те же элементы, которые указаны в программе по декоративному рисованию: прямые линии, круги, кольца, точки. При рассматривании игрушек отметила, что узоры разного цвета: красные, зелёные, желтые, оранжевые, синие.
Считаю,что эти игрушки разносторонне взаимодействуют на развитие чувств, ума и характера ребёнка.
Удивительная простота сюжета, чёткость формы, сочетаются с живой раскраской. Народная игрушка несёт ребёнку и эстетическое развитие. Красота росписи и выразительность формы вызывают чувство радости, восхищения, учат видеть и замечать прекрасное в окружающей жизни.
Являясь национальной по содержанию, игрушка понятна и доступна для восприятия ребёнку, так как содержит в себе те образы птиц и животных, которые окружают их и хорошо известны с первых лет жизни. Из дымковских игрушек это – петушки, барашки, коровы, козлики. Из филимоновских: барашки, олени, лисичка с петухом, кот с гармошкой, разные весёлые птицы – свистульки. Из калининских – знаменитые яркие калининские петушки и уточки-лебеди с грациозно повёрнутыми назад шейками. Как правило, они небольшого размера, очень удобны в обращении, легко помещаются в руке ребёнка.
Зная, что эффективность педагогического воздействия зависит от уровня подготовленности воспитателя, его эрудиции в данном вопросе, от практических умений и навыков, я перед началом работ тщательно изучила материалы, касающиеся истории дымковского промысла, современного его состояния. Уточнила методы и приёмы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с народной русской глиняной игрушкой и обучению их лепке и росписи.
Программа рассчитана на 3 года. Внедрение данной программы начинается со средней группы с декабря и до выпуска детей в школу.
Цель программы: через истоки русской народной культуры воспитать у детей патриотически – нравственные и духовные чувства.
Задачи программы:
- Развивать эстетические чувства детей при знакомстве с дымковской игрушкой (отзывчивость, увлечённость, восхищение); приобщать детей к деятельности по лепке дымковских игрушек.
- Развивать мелкую моторику рук детей, обогащать словарный запас.
- Формировать основы эстетического вкуса детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизни.
- Воспитывать уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
Ожидаемый результат: любить свою родину, гордиться своим народом, его умельцами, уметь видеть прекрасное. Знать особенности дымковской игрушки, её орнамент, уметь выделить её среди других видов игрушек. Уметь лепить игрушки по мотивам дымковской игрушки.
Методы и формы работы с детьми
- Художественное слово: потешки, частушки, сказки. Через устное народное творчество мы тем самым приобщаем детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
- Посещение выставок с художественными изделиями народных умельцев. Из рассказов дети узнают историю народного промысла - дымковской игрушки. Рассматривают её, восхищаются трудом человеческих рук.
- Беседы о скульптуре малых форм и в частности об игрушке. Под влиянием народной игрушки деятельность ребёнка в области лепки приобретает активный творческий характер.
- Через творческие и дидактические игры идёт обогащение детских представлений о дымковской игрушке. Дети учатся узнавать дымковские игрушки, отличать их по росписи от других.
- Рассматривание иллюстраций в книгах и альбомах. Знания детей обогащаются при просмотре.
- Художественно – продуктивная деятельность. На занятиях по рисованию и лепке ребёнок соприкасается с народной игрушкой. Развивается и расширяется творческий потенциал, уважение к труду и качеству.
Актуальность
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.
Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Средняя группа.
Декабрь. | |
Тема | Содержание |
1. «Знакомство с дымковской игрушкой» Беседа. | Рассказать детям о родине дымковской игрушки –деревне Дымково, с показом иллюстраций игрушек, рисунков. Приобщить их к прекрасному. |
2. «Украсим салфетку для Кати». | Освоение отдельных элементов дымковской росписи (пересекающиеся прямые линии). |
Январь. | |
1 . «Закладочка для любимой книжки». | Составление узора из определённых элементов дымковской росписи - волнистые линии. |
2. «Коврик для Мишки» | Составление узора из отдельных элементов дымки - прямые линии, простой кружок. |
3. «Знакомство с филимоновской игрушкой Беседа. | Продолжать знакомство с народными игрушками, формировать эстетический вкус детей. |
Февраль. | |
1 .«Тарелочка для гостей». | Составление узора из отдельных элементов дымковской росписи - волнистая линия, простой кружок. |
2. «Платочек Матрёшке в подарок» | Составление узора из отдельных элементов дымковской росписи. |
3. Рассматривание злементов филимоновской игрушки. | Учить детей различать виды игрушек. |
Март. | |
1.«Нарядное полотенце». | Познакомить детей с новым элементом дымки – сложный кружок. Роспись полотенца элементами дымки. |
2. «Уточка». | Роспись птицы элементами дымки. |
Апрель. | |
1.«Роспись силуэтов дымковской игрушки». | Роспись бумажных силуэтов оленя, коня элементами дымки. |
2. «Петушок». | Роспись дымковского петушка элементами дымки. |
Май. | |
1. Дидактическая игра «магазин игрушек» | Ребёнок угадывает игрушку на витрине магазина по описанию. Рассказав потешку про неё, покупает игрушку. Приобщать детей к русскому народному фольклору (потешки, частушки). |
Старшая группа
Тема | Содержание |
Сентябрь.
| |
1.«Весёлые игрушки» беседа. | Знакомство с русскими народными игрушками (дымковская, калининская, филимоновская). Обогатить представление детей об игрушке. Через восхищение игрушкой воспитывать уважение к труду человеческих рук. |
2.«Петух». Лепка по дымковской игрушке. | Учить передавать в лепке образ глиняной игрушки, характерное строение частей птицы. Украшать петушка налепами, устанавливать фигурку на подставку. |
3.«Петушок золотой гребешок». Роспись силуэта элементами дымки. | Продолжать учить детей дымковской росписи. Использовать простой кружок, сложный кружок. |
Октябрь. | |
1.«Индюк». Роспись силуэта дымковской росписью. | Учить расписывать силуэт индюка элементами дымки (сложный кружок, волнистые линии, кольца). Формировать эстетический вкус детей. |
2.«Уточка». Лепка по мотивам дымковской игрушки. | Учить детей изображать предметы путём вытягивания частей из целого куска, передавать характерную форму туловища – сплюснутый овоид, закреплять умение соблюдать пропорциональное соотношение частей. Учить стекой делать узор на крыльях уточки. |
Ноябрь. | |
1.«Конь». Лепка дымковской игрушки с натуры. | Учить лепить коня по дымковской игрушке. Туловище и ноги лепятся из одного куска глины. Остальные части прикрепляются к туловищу путём налепа, что характерно для дымковской игрушки. |
2.«Конь – Огонь». Роспись силуэта коня дымковской росписью. | Продолжать учить детей расписывать силуэты животных элементами дымки. Формирование эстетического вкуса. |
Декабрь. | |
1.«Сказочная птица» Лепка. | Лепить птицу, передавая форму, пропорции, характерные детали. Украшать птицу налепами, характерными для дымковской игрушки. |
2.Роспись силуэта птицы дымковской росписью (по замыслу). | Учить детей самостоятельно составлять узор из знакомых элементов дымковской росписи. Развивать творческую активность. |
Январь. | |
1.« Весёлые свистульки» Беседа. | Знакомство с калининскими игрушками. Рассматривание пропорций, цвета, элементов росписи. |
2.Дидактическая игра « Выставка игрушек» (дымковские, калининские). | Учить различать виды народных игрушек (дымковские, калининские). Рассматривание основного фона игрушки, а также элементов росписи. |
Февраль. | |
1.«Лебедь» Лепка по мотивам калининской игрушки. | «Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт…». Учить лепить фигурку птицы из целого куска. Шейку вытягивать подлиннее. Обратить внимание на грациозность лебедя. |
2.«Лебёдушка» Роспись силуэта элементами калининской росписи. | На тонированном красном как глина силуэте, учить детей рисовать элементы калининской росписи (точки, круги, мазки). Вызвать у детей восхищение яркой росписью и грациозностью калининских игрушек - птиц. |
Март. | |
1.Дидактическая игра «Чудесный мешочек». | Ознакомление детей с филимоновскими игрушками. Обратить внимание детей на характерную вытянутую форму шей животных, высоких вытянутых барышень, кавалеров, маленькие головки. Рассмотреть элементы филимоновской росписи (ёлочки, веточки без листьев, линии). |
2.« Барашек» Лепка филимоновской игрушки с натуры. | Учить лепить барашка, составляя его из частей. Путём налепа делать туго закрученные рога. Соблюдать в лепке пропорции филимоновской игрушки. |
Апрель. | |
1.«Барашек». Роспись силуэта филимоновской игрушки. | Учить расписывать силуэт барана элементами филимоновской росписи. Комбинации росписи из полосок жёлтых, голубых и оранжевых линий. |
2.Дидактическая игра «Чья дорожка?». | Учить детей различать по элементам орнамента дымковскую и филимоновскую игрушку. Приобщать детей к народному промыслу. |
Май. | |
1.Роспись силуэта дымковской игрушки. | Роспись бумажного силуэта барышни без наложения цвета на цвет. |
«Ярмарка игрушек» | Итоговое занятие по ознакомлению с дымковской росписью на тему «Ярмарка игрушек» (по желанию детей, роспись любого бумажного силуэта дымковской игрушки) |
Подготовительная группа
Тема | Содержание |
Сентябрь. | |
1. «Деревня Дымково» - Сказка. | Познакомить детей с происхождением дымковской игрушки, почему она так называется. Воспитывать уважение к труду человеческих рук. |
2. «Весёлое лото». Дидактическая игра. | Закрепить с детьми элементы и характерные особенности дымковской росписи. |
Октябрь. | |
1.«Мастерская художника». Беседа. | Знакомство с дымковским промыслом. Рассказать детям как делали дымковские игрушки - весь процесс работы от начала лепки до росписи. Приобщать детей к народному творчеству. |
Ноябрь. | |
1. «Конь с наездником». Лепка по дымковской игрушке. | Лепить народную игрушку, пользуясь натурой, передавать её выразительные особенности: у коня удлинённое туловище, высокая шея с маленькой головой, грива (из скрученного валика), высокие ноги и хвост. Учить лепить фигурку наездника. Самостоятельно выбирать способы лепки. |
Декабрь. | |
1.«Солонка». Лепка. | Учить детей на основе полученных знаний самостоятельно придумывать форму солонки, лепить и декоративно решать её ( солонка может быть в виде маленькой мисочки с крышкой, в форме цветка с поднятыми лепестками – ручками, солонку можно расписать ангобом и украсить налепами). |
Январь. | |
1.Лепка куклы по дымковской игрушке. | Учить приёму лепки: отдельно головы, верхней части туловища - из одного куска. Соблюдать относительную величину частей. Прочно скреплять части, заглаживать поверхности. |
Февраль. | |
1.Декоративное рисование. | Раскрашивание кукол по своему желанию, но соблюдая правила дымковской росписи: кофта одноцветная, юбка узорчатая. Головной убор иного цвета, чем кофта. Выбирать и сочетать цвета по своему вкусу. |
Март. | |
1.«Декоративная пластина». Лепка. | Учить новому способу лепки пластины – путём выбирания глины стекой. Во время лепки пользоваться эскизом. Уметь красиво располагать предметы на пластине |
2.Роспись декоративной пластины. | Учить детей создавать декоративные рисунки на пластинах из глины. Овладевать новой для них техникой работы. |
Апрель. | |
1.«Василиса Прекрасная». Лепка. | На основе лепки дымковской куклы и чтения сказки «Василиса Прекрасная» с иллюстрациями художника И. Билибина, учить детей лепить сказочный образ, используя свои знания и умения по декоративной лепке . Передавать форму, изображать одежду, украшать декоративными элементами в виде рельефа или росписи. |
Май. | |
1.«Сказочные птицы». Лепка декоративных птиц. | На основе знакомства с игрушками разных промыслов учить детей самостоятельно придумывать образ декоративной птицы, использовать свои умения и знания для изображения пластической формы, дополнительных декоративных деталей. Закреплять умение хорошо заглаживать поверхность изделия и плотно примазывать налепы. |
Список использованной литературы
- Аракчеев, Ю.С., Хайлов Л.М. Чудеса из глины / Ю.С.Аракчеев, Л.М. Хайлов. – М.: Малыш, 2005
- Богуславская, И.Я. Русская глиняная игрушка / И.Я. Богуславская. – М.: Просвещение, 2006
- Величкина, Г. А. Дымковская игрушка / Г.А. Величкина, - М.: Мозаика-Синтез, 2004
- Грибовская, А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации / А.А. Грибовская. – М.: Просвещение, 2005
- Доронова, Т.Н. Использование дымковской игрушки в работе с детьми / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. - 2002
- Комарова, Т.С. Детское художественное творчество / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006
- Коссаковская, Е.А. Лепка в детском саду / Е.А. Коссаковская. - М.: Просвещение, 2003 Лыкова, И.А. Дымковская игрушка / И.А. Лыкова. – М.: Карапуз-Дидактика, 2005
- Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Просвещение, 2006
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007
- Сакулина, Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 2005
- Скоролупова, О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством / О.А. Скоролупова. – М.: Просвещение, 2003
- Соломенникова, О.А. Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусство / О.А. Соломенникова. // Дошкольное воспитание. - 2004
- Тихонова, О. Декоративная лепка в детском саду / О. Тихонова. // Дошкольное воспитание. - 2004
- Халезова, Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду / Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина. - М.: Просвещение, 2005
- Халезова, Н.Б. Декоративная пластика и декоративная лепка в детском саду / Н.Б. Халезова. - М.: Просвещение, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по декоративно-прикладному искусству "Дымковская игрушка"
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию презентацию "Дымковская игрушка"....
Дополнительная общеобразовательная программа по декоративно-прикладному творчеству «Умей-ка» ( возраст 5-7 лет)
Программа разработана для педагогов дополнительного образования, работающих в детских дошкольных учреждениях со старшими и подготовительными группами с учетом Федерального государственного образ...
Проект "Декоративно-прикладное искусство. Филимоновская игрушка"
Вид проекта: творчески – информационныйПродолжительность: краткосрочныйУчастники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатель, родители.Срок реализации: три неделиАктуальн...
Декоративно-прикладное искусство "Дымковская игрушка"
Приобщение детей к русской народной культуре, народному творчеству....
Конспект итогового занятия по народному декоративно - прикладному творчеству «Филимоновская игрушка» для детей старшей группы
Конспект помжет закрепить знания детей о филимоновской игрушке, как виде народного декоративно - прикладного творчества. Позволит применить полученные знания о способах лепки и росписи фил...
Конспект занятия «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка». Подготовительная группа
Учить создавать узоры по мотивам дымковской игрушки, передавая ее характерные особенности....