Рабочая программа кружка «Краеведческая азбука»
методическая разработка (старшая группа)
Ребенок с первых лет жизни должен всем сердцем полюбить свой родной край, свою родину, свою этническую и национальную культуру, испытать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю.
Современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, города, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам.
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
кружок краеведение | 32.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Берёзка»
Рабочая программа
Кружка «Краеведческая азбука»
в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении
детский «Берёзка»
для воспитанников 6 – 7 лет.
Направление: нравственно- патриотическое развитие
Срок реализации: 1 год (2020 -2021 уч. год)
Разработал воспитатель:
Ласынова З.Р.
г. Когалым 2020 год.
Содержание:
- Целевой раздел……………………………………………………..3
- Пояснительная записка……………………………………………..3
- Цели и задачи программы………………………………………….4
- Срок реализации программы……………………………………...4
- Принципы и подходы к формированию программы…………….5
- Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей..5
- Список детей, посещающих кружок……………………………...7
- Планируемые результаты освоения Программы…………………8
2.Содержательный отдел………………………………………………10
2.1. Основное содержание работы………………………………………10
2.2.Формы, способы, методы и средства реализации программы…….10
2.3. Календарно-тематический план…………………………………….11
3.Организационный раздел……………………………………………21
3.1. Условия реализации программы……………………………………21
3.2 . Материально – техническое обеспечение программы…………...21
3.3. Список используемой литературы………………………………...22
1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Актуальность.
Ребенок с первых лет жизни должен всем сердцем полюбить свой родной край, свою родину, свою этническую и национальную культуру, испытать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю.
Современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, города, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам.
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края.
Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагога, которую выделяют Г.Н.Осипова, Н.А.Рыжова, С.А.Козлова.
В связи с чем имеет огромное значение помощь ребенку в формировании первичных представлений о родном крае. В детском саду ознакомление с окружающим миром осуществляется через историко-культурные, национальные традиции, географические и климатические особенности региона.
В соответствии c федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание дошкольного образования включает задачу формирования первичных представлений детей о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях ее природы. Концепция развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагает включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Проблема интеграции национально-регионального компонента в образовательный процесс важна и актуальна.
Таким образом, актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена важностью формирования первичных представлений о социокультурных ценностях для социализации дошкольников, развития понимания и уважения других культур, воспитания этнотолерантности.
Цель – процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях родного края.
Задачи:
- На основе анализа теории и практики дошкольного образования раскрыть и охарактеризовать процесс формирования у детей представлений о социокультурных ценностях.
- Изучить уровень сформированности знаний о родном крае у детей старшего дошкольного возраста.
- Разработать и внедрить проект в образовательный процесс дошкольного образования.
- Разработать консультации для родителей с целью повышения компетентности родителей в вопросах формирования у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях родного края.
1.3. Срок реализации программы
Программа составлена для старшей группы 6-7 лет.
Продолжительность занятия в старшей группе – 30 минут;
1.4. Формы, способы, методы и средства реализации программы
Совместная
деятельность
с педагогом
Самостоятельная
деятельность детей
Совместная деятельность
с семьей
Напоминание.
Объяснение.
Наблюдение.
Развивающие. Игры.
Игра-экспериментирование.
Проблемные ситуации.
Игровые упражнения.
Показ.
Наблюдение.
Беседа.
Занятия.
Игровые занятия.
Игровые упражнения.
Игры (дидактические, подвижные).
Тематическая прогулка.
Экскурсии.
Проектная деятельность.
Опыты.
Конкурсы.
КВН.
Продуктивная деятельность.
Проблемно-поисковые ситуации.
Чтение литературы.
Посещение библиотеки.
Игры (дидактические, развивающие, подвижные).
Игры-экспериментирования.
Наблюдение.
Опыты
Продуктивная деятельность.
Опрос.
Анкетирование.
Семинары-практикумы.
Консультации.
Музыкально-литературные вечера и досуги.
Коллекционирование
Беседа.
Совместная продуктивная деятельность.
Выставки.
Совместные экскурсии, прогулки в природу, походы.
Встречи с интересными людьми.
Совместная театрализованная деятельность.
Конкурсы.
1.5 Календарно-тематический план кружка «Краеведческая азбука»
Срок исполнения | Содержание работы в ДОУ |
Сентябрь | Моя семья"
Аппликация: «Дом, в котором я живу» Рисование на тему "Моя семья". Беседы на тему "Где мы отдыхали летом" (рассматривание фотографий). Обсуждение ситуаций из жизни семьи. Сюжетно-ролевая игра "Семья". |
Октябрь | "Наша Родина – Россия»
Объяснение значения пословиц о Родине. Рассматривание репродукций ,картин о родной природе Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины. Рисование на тему "Моя Родина". Пение русских народных песен, частушек, "калядок". Рождественское развлечение. Русские народные игры. |
Ноябрь | Беседа с детьми «Знакомство с жизнью коренных народов нашего края» Изготовление альбома « Жилища народов ханты и манси» Экскурсия в этнографический музей детского сада Беседа: «Жилища ханты и манси» |
Оформление альбома «Посуда» Д/и «Что лишнее» Подвижная игра «Хейро» | |
Экскурсия в этнографический музей города | |
Декабрь | Национальная одежда хантов. Изготовление альбома «Национальная одежда народов ханты и манси» Просмотр мультимедийной презентации «Хантыйский орнамент: её символика» Народные игры «Оленьи упряжки» |
Рисование «Орнамент ханты и манси» Отгадывание загадок о животном и растительном мире родного края Оформление мини-музея в группе «Мой родной край» НОД «В гости к хантам» | |
Д/и «Собери Ханта на охоту» Разучивание стихотворения «Хантыйские узоры» Чтение сказки «Гордый олень» | |
Январь | Аппликация «Украсим малицу» С/р игра «В гости к Хантам» |
П/игра «Болотная женщина»- продолжать знакомить детей с традиционными играми народов ханты и манси. Дидактические игры «Угадай узор» «Одень куклу». | |
Чтение народной сказки «Почему совы на мышей охотятся» Творческая мастерская «Украсим платок для куклы» | |
Февраль | Национальные народные игры хантов. П/и «Олени упряжки»; П/и «Ловля оленей»; П/и «Хейро»; П/и «Каюр и собаки»; |
Март | Праздники "Международный женский день"; Праздники хантов Вороний День; День оленевода; |
Апрель- Май | Растительный и животный мир Югры |
3.Организационный раздел
3.1. Условия реализации программы
- Создание специальной обстановки для успешной социализации ребенка;
- учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем;
- обогащение содержательной деятельности путем включения культурно-исторического, духовно-нравственного, социально- психологического и других компонентов; - динамичность работы;
- учет возрастных и психолого-физиологических особенностей ребенка; - объединение усилий и координация деятельности семьи, социальных институтов воспитания; совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры;
- становление высоконравственных, этических норм поведения. Реализация Программы в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в ходе НОД, в совместной (партнѐрской) деятельности педагога с детьми, в самостоятельной деятельности детей и предполагает последовательное, систематическое и разностороннее взаимодействие дошкольников с окружающим миром на базе деятельностного подхода и эмоционального восприятия. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, помогают разнообразные формы работы с дошкольниками.
3.2 . Материально – техническое обеспечение программы
Материально-технические условия реализации Программы соответствуют требованиям:
- определяемым в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
- определяемым в соответствии с правилами пожарной безопасности;
- к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
- оснащённости помещений развивающей предметно-пространственной средой;
- к материально-техническому обеспечению программы: учебно-методический комплект, оборудование, оснащение.
3.3. Список используемой литературы
1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
2. Алешина Н.В.Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью, -М.2003.
3. Козлова С.А., «Я – человек». Программа приобщения ребенка к социальному миру.- М.2012.
4.«Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада» Т.С.Комарова. Москва 2012 г.
5. Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие». Издательство: Сфера, 2009г.
6. «С чего начинается Родина?» / Под ред. Л. А. Кондрыкиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
7. ВинокуроваВ.В., Сем.Ю.А. Сказки народов Севера. Л.: Просвещение, 1991.
8. Захарова, Л. М., Пурскалова, Ю. В. Социокультурное развитие ребенка дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой народов мира [Электронный ресурс] / http://www.teoria-practica.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Шахматная азбука" 2015 г.
Рабочая программа по кружковой работе «Шахматы» составлена для детей старших групп. Разработана на основе ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утвержден...
Рабочая программа кружка «Дорожная азбука»
Многие программы по изучению ПДД дошкольниками рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. Мы считаем, что знакомить детей с Правилами дорожного движения, формировать у них навыки правил...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Финансовая азбука»
Актуальность:Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. ...
Рабочая программа кружка "Финансовая азбука" на 2021-2022 учебный год Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24441206","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Ведение дополнительного образования. Рабочая программа кружка "Финансовая азбука" (старший дошкольный возраст).
Рабочая программа кружка "Финансовая азбука" 2021/2022 у.г...
Рабочая программа кружка "Дорожная азбука"
Программа «Дорожная азбука», разработана в силу особой актуальности проблемы - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города. ...
Рабочая программа кружка ЮИД «Азбука дорожной безопасности»
Программа «Азбука дорожной безопасности» разработана для работы с детьми 5-6 лет с целью формирования навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. На занятиях дети углубляют представ...