Презентация "Воспитание дружеских отношений дошкольников в дидактических играх"
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)
Игра оказывает влияние на взаимоотношения между детьми. С помощью игры педагог воздействует на все стороны личности ребенка: сознание, чувство, волю, отношения, поступки и поведение в целом. Развитие детских взаимоотношений довольно таки сложный и многогранный процесс, в котором свое непосредственное участие принимают и дидактические игры, использование которых с целью формирования дружеских взаимоотношений между детьми, должно быть не единично, а системно, и при умелых действиях педагога, способно сделать процесс формирования дружеских взаимоотношений старших дошкольников более эффективным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_druzhba_doshkolnikov.pptx | 2.2 МБ |
doklad_k_prez-tsii_2_gruppa.docx | 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ИГРА – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Игра – средство воспитания, которое оказывает воздействие на коллектив играющих детей. А через коллектив педагог оказывает воздействие на каждого из детей. Игра оказывает влияние на взаимоотношения между детьми. С помощью игры педагог воздействует на все стороны личности ребенка: сознание, чувство, волю, отношения, поступки и поведение в целом.
Дружба – один из видов личных отношений. ДРУЖБА — личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. ДРУЖБА - это чувства и переживания, которые мы испытываем к другу. ДРУЖБА – важная нравственная ценность, в которой нуждается каждый человек, а особенно ребенок. Для ребенка умение устанавливать дружеские отношения – важный показатель его развития!
ДРУЖБА Интерес к деятельности сверстников Желание и умение договариваться Проявление заботы Помощь и взаимопомощь Способность поступиться личным Д ружеские отношения по собственному побуждению
Дидактическая игра – это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности. В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами . Дидактическая игра формирует навыки общественного поведения - общие действия и цели, качества личности - смелость, правдивость. В ходе дидактической игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели. Это дает возможность педагогу формировать взаимоотношения детей , умение действовать по очереди, в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях.
Дидактические игры Классификация дидактических игр в зависимости от материала. Дидактические игры: 1) Игры с предметами 2) Настольно-печатные 3) Словесные игры
Особенности руководства играми с правилами . в оспитатель должен поощрять детскую дружбу; ребенок должен играть свободно (а не в определенных организованных рамках, характерных, например, для занятий или труда ); неприемлемы учебные методы; н еобходимо развивать у детей желание и умение самостоятельно объединяться для совместной игры ; поддерживайте коллективные отношения, основанные на гуманных, дружеских чувствах и отношениях; наблюдайте за играми детей, так как в играх дети чаще всего объединяются самостоятельно и наиболее непосредственно себя проявляют; Подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т. к по результатам, которых дети добиваются в игре можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.
Настольно –печатные это разновидность дидактических игр, которые представляют собой игры с правилами на печатной основе.
Дженга Игра способствует развитию мелкой моторики. Это очень важно, поскольку активизируются процессы в участках мозга, которые отвечают за мышление и логику. Подобные развлечения развивают командный дух. Можно играть несколькими командами, и это еще больше увлечет маленьких игроков и сплотит всех членов игры. Это увлекательная настольная игра, известная в России как «падающая башня». Принцип достаточно прост: из ровных деревянных брусков строится башня (каждый новый «этаж» делается с чередованием направления укладки), а затем игроки начинают аккуратно вытаскивать по одному бруску и ставить его на верх башни.
Коварный Лис (с 5 лет) До 4 игроков могут играть в игру «Коварный Лис. Особая прелесть игры состоит в том, что вся команда преследует одну цель, игроки не делятся на проигравших и выигравших.
Активити для малышей (от 4 лет) С этой игрой чудеса начинаются уже с момента сборки игрового поля, оно состоит из нескольких частей и напоминают мини-конструктор. У вас получится разноцветная извилистая дорожка, по которой каждая команда будет передвигать свою фишку в виде слоненка. Игрокам предстоит объяснять слова друг другу или участникам своей команды. Однако на карточках помимо слова-загадки вы найдете яркую картинку, так в игру смогут играть малыши, которые еще не научились читать. Объяснять загадки можно как угодно: при помощи рассказа, рисунка, пантомимы.
Крокодил для детей (от 5 лет) Этот вариант игры создан специально для самых маленьких игроков. Слова на карточках изображены в виде картинок, что позволит принять участие в игре малышам, которые ещё не умеют читать. Изображая слова жестами, малыши развивают воображение и логику. Игра получается невероятно весёлой и очень интересной!
« Бродилки » - дают детям возможность узнавать о правилах, соблюдении очереди, честности, испытать чувство победы и поражения. - развивают память, учат распознавать образы, развивают логику;
Словесные игры и игры с предметами « Волшебный стул » Ход игры: Один ребёнок садится в центр на « волшебный стул » , остальные говорят о нём добрые, ласковые слова, комплименты. Можно обнять сидящего, погладить, поцеловать. « Я хочу с тобой подружиться » Ход игры: Выбирается водящий.Он произносит слова: « Я хочу подружиться с …» . Дальше описывает внешность одного из детей. Тот, кого загадали, должен себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать ему руку, затем он становится водящим. « Назови друга ласково » Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что существует много добрых, приятных и ласковых слов, которые называются комплиментами. Педагог предлагает детям встать в круг так, чтобы видеть глаза друг друга, и, передавая надувное сердечко, говорить какое-нибудь ласковое слово своему соседу. После игры все отмечают, что от теплых слов стало радостней и веселей. Музыкальная игра « Танец в парах » . Ход игры. Воспитатель предлагает детям встать парами лицом друг к другу. Важно, чтобы расстояние между парами было достаточное для танцев, чтобы пары распределялись равномерно по всей площади ковра. Затем воспитатель дает каждой паре по плотному листу бумаги. Лист бумаги кладется на головы партнеров так, чтобы каждой паре было удобно удерживать его во время танца. Затем включается музыка, и дети начинают танцевать, стараясь удержать лист бумаги как можно дольше. Выигрывает та пара, которая удержала лист бумаги дольше других. « Сочиним историю » (для детей 5 лет). Участники рассаживаются по кругу. Ведущий начинает рассказывать историю « жили-были …» Следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь снова доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и история продолжается …
Сюжетно – ролевые игры Сюжетосложение включает: 1) умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразное тематическое содержание; 2) быть ориентированным на партнеров-сверстников ; 3) обозначать свои дальнейшие замыслы для партеров, прислушиваться к их мнению; 4) умение комбинировать предложенные самим ребенком и партнерами по игре события в общем сюжете в процессе игры. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения.
Вопросы: 1)Дайте одно из определений дружбы Дружба - это….. 2)На какие 3 группы можно разделить дидактические игры в зависимости от материала? 3) Какие дидактические игры на развитие дружеских отношений вы используете в своей работе?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Доклад к презентации на тему «Воспитание дружеских отношений в дидактических играх»
Подготовила воспитатель группы №2 Жукова Нина Сергеевна
Слайд 2
Игра оказывает влияние на взаимоотношения между детьми. С помощью игры педагог воздействует на все стороны личности ребенка: сознание, чувство, волю, отношения, поступки и поведение в целом.
Слайд 3
Дружба дошкольников – своеобразное явление. Она быстро возникает, но также быстро может исчезнуть. Наверняка, у многих бывали такие ситуации, когда ребёнок радует сообщением о том, что у него появился новый друг. Но на вопрос: как зовут нового друга? – ребёнок не всегда может ответить. Совсем неплохо, когда ребенок легко и быстро приобретает новые знакомства. Но научится ли ребенок переводить знакомство в дружеские отношения, во многом зависит от взрослых. Дружбе ведь тоже надо учить: выбирать друзей, беречь, ценить, понимать их, помогать им. Дошкольники удовлетворяют потребность в общении в группе. Для ребенка умение устанавливать дружеские отношения – важный показатель его развития!
Слайд 4
Посмотрите на схему «Что входит в понятие дружба»
Слайд 5
Педагог может стать организатором детской жизни, используя решающие моменты в развитии игр-выбор игр детьми. Особая роль сдесь следует отнести дидактическим играм. В процессе дидактических игр педагог должен оказывать разностороннюю помощь и руководить играющим коллективом и отдельными детьми, как правило это дети стеснительные, где необходимо их выдвинуть вперед и дать возможность проявить себя; либо урезонить чрезмерно активных детей, проявляющих агрессию и негативизм Незаменимой ценностью дидактических игр являются-правила, они обеспечивают реализацию игрового содержания, определяют что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели, воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением. Чем содержательнее игровое действие и правила, тем активнее действует ребенок, что дает возможность педагогу формировать взаимоотношения детей, умение действовать по очереди, в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях.
Проанализировав структуру дидактической игры можно отметить что: для детей младшего дошкольного возраста игровые действия должны быть просты, где ребенок в основном должен действовать один. То в старшихгруппах игровое действие должно устанавливать более сложные вазаимоотношения между участниками игры, в игровое действие должно входить выполнение той или иной роли в определенной ситуации. Это как правило дидактические игры состоящие из своеобразного соревнования, что способствует формированию у детей обьективно относится к результату игры, сдерживанию эмоций, а не пускаться в “рукопашную” в результате проигрыша.
Слайд 6
Дидактические игры разнообразны по содержанию, по форме организации, по виду обучающих задач. В педагогике существует различные взгляды на классификацию дидактических игр. И, конечно же, важным моментом является руководство дидактическими играми, используемыми в работе с детьми дошкольного возраста, со стороны педагога.
Слайд 7 Вот эти особ-ти руководства дид.игрой.
Слайд 8
Следует отметить высокий интерес детей к настольно - печатным дидактическим играм, оказывающим существенное влияние на формирование детского коллектива. Дети в основном вечером обьединяются в небольшие групки для игр, где мы можем наблюдать частое возникновение конфликтов между детьми из-за выбора водящего, нарушения правил игры и неумение самостоятельно уладить возникший конфликт. Необходимо предлагать детям игры, содержание которых направлено на формирование нравственных качеств ребенка, развитие доброжелательного отношения к окружающим.
Настольно-печатные игры можно использовать как средство формирования дружеских взаимоотношений детей, где главным условием будет соблюдение, выполнение игровых правил детьми. Выполнение будет способствовать: развитию представлений о дружбе, стремление подчинять свои желания желаниям сверстника, стремлению реализовать правила дружбы в деятельнотсти, развитию желания оказывать заботу и помощь сверстникам.
Слайд 9
В массе настольных игр есть именно те, которые направлены на развитие коммуникативных способностей. Например, Башня или Дженга — хорошая игра, но в ней вообще можно не общаться, знай, вытаскивай и перекладывай бруски. Коммуникация возникает, когда есть какие-то игровые задачи, не решаемые в одиночку, или конфликт, требующий разрешения именно общением друг с другом. В настольных играх на коммуникацию дети учатся не только общаться, но и выходить из разных ситуаций, аргументировать свою позицию, не перебивать других, совещаться и уважать чужие мнения.
Слайд 10 -14
В последнее время в свет вышло множество кооперативных игр — где два и более игрока сотрудничают друг с другом, решая какую-либо общую задачу, а не соперничают. Завершение игровой миссии требует слаженной и сплоченной командной работой, ведь проиграть и победить игроки могут только вместе. Существует множество подобных игр как для детей, так и для взрослых, где участники либо совместно решают какую-то одну задачу, либо соперничают в командной борьбе. Например, «Коварный Лис», где игрокам предстоит выследить, вычислить и поймать хитреца до того, как он спрячется в своей норе. А для этого необходимо действовать сообща, используя подсказки, рассматривая улики (с помощью специального дешифровщика!) и снимая подозрения с невиновных.
Также многие игры на угадывание слов или ролей заимствуют кооперативную механику — как, например детские версии игр «Крокодил» и «Активити». Для успешной игры в кооперативные настольные игры дети должны учиться слушать друг друга, быть настойчивыми (но не агрессивными) и внимательными к комментариям партнеров по команде.
Слайд 15:
Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми, а также от индивидуальных особенностей самого ребёнка. Вот некоторые словесные игры, используемые нами в работе, которые помогают детям подружиться и правильно общаться.
Слайд 16
Также в развитии дружеских отношений большую роль играют сюжетно-ролевые игры. Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов родителей и др. В настоящее время распространены игры в путешествия. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения.
Заключение
Развитие детских взаимоотношений довольно таки сложный и многогранный процесс, в котором свое непосредственное участие принимают и дидактические игры, использование которых с целью формирования дружеских взаимоотношений между детьми, должно быть не единично, а системно, и при умелых действиях педагога, способно сделать процесс формирования дружеских взаимоотношений старших дошкольников более эффективным.
Научить ребёнка дружить - это, прежде всего, научить помогать, сочувствовать, уважать мнение другого, быть щедрым и внимательным. Ведь детская дружба – это мир, полный красок и секретов, радостей и к сожалению - печалей. Так давайте поможем детям строить взаимоотношения и дружить с другими детьми. Игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
(методическая подборка) «Формирование дружеских отношений с помощью дидактических игр »
Научить ребёнка дружить - это, прежде всего, научить помогать, сочувствовать, уважать мнение другого, быть щедрым и внимательным. Ведь детская дружба – это мир, полный красок и секретов, ...
Дружеские отношения дошкольников.
Как и когда зарождаются дружеские отношения между детьми....
Мастер-класс на тему: «Роль дидактических игр в формировании математических представлений дошкольников. Изготовление дидактической игры «Цветовой код»
Мастер-класс на тему: «Роль дидактических игр в формировании математических представлений дошкольников. Изготовление дидактической игры «Цветовой код»...
«Формирование у дошкольников представлений о форме, величине, пространственных отношениях объектов через дидактические игры».
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошко...
Дружеские отношения дошкольников
как научить ребёнка дружить со сверстниками...
Формирование дружеских отношений у детей в игре
Творческие игры создаются самими детьми. В этих играх чаще всего их внимание привлекают отношения между людьми – заботы матери, ласковое отношение бабушки и других членов семьи, поведение д...
Формирование дружеских отношений детей во время игры
ull;Дружба – один из видов личных отношений. В отличие от функциональных, деловых отношений, где один человек использует другого как средство для достижения какой-то своей цели, дружба самоцен...