Конспект НОД "Блокадный хлеб"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Знакомим детей с героическими подвигами простых людей в годы ВОВ, тяготами перенесённой бдокады Ленинграда. Воспитываем у детей бережное отношение к хлебу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД "Блокадный хлеб" | 20.66 КБ |
Презентация "Блокадный хлеб" | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия и презентация "Блокадный хлеб".
Конспект занятия с использованием презентации «Хлеб блокадного города».
Воспитатель: Яковлева Н.В.
Тема: «Блокадный хлеб».
Образовательные области по ФГОС ДО:
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие»,
«Художественно – эстетическое развитие».
Задачи:
Дать детям элементарные сведения о Великой Отечественной войне и бедах, которые она принесла.
Формировать представление о блокаде, о трудностях блокадного города.
Воспитывать чувство сострадания, сопереживания людям, попавшим в беду.
Воспитывать уважение и благодарность защитникам Отечества, гордость за свой народ, любовь к Родине.
Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям, прошедшим ВОВ.
Презентация «Хлеб блокадного города».
Звучит песня «Ленинградские мальчишки». Музыка: И.Шварца. Слова: В.Коростылёва.
Воспитатель: Я хочу рассказать вам сегодня о маленькой девочке Вале Семенцовой, во время войны ей было всего лишь 4 года, когда она выросла, то написала книгу о своих тяжелых воспоминаниях, о войне и блокадном Ленинграде.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Слайд 2. Описание слайда.
«22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Фашисты быстро подошли к Ленинграду (Санкт-Петербургу) и окружили его. Большую часть заводов и людей эвакуировали в тыл, то есть вывезли вглубь страны. Часть людей не смогла или не захотела покинуть город.
(Воспоминания блокадницы Валентины Семенцовой).
Слайд 2. Фотографии «Эвакуация».
Воспитатель: Дети, сегодня, 27 января -День полного освобождения города Ленинграда от фашистской блокады ( взятия города в кольцо, окружения).
Слайд 3. Описание слайда:
«Немецкая артиллерия каждый день обстреливала город. С самолётов сбрасывали бомбы, которые вызывали разрушения и пожары. Осенью 1941 года сгорели склады с запасами продовольствия, и над окружённым фашистами городом нависла опасность голода. Продукты стали продаваться только по карточкам, то есть талончикам, в строго ограниченном количестве. Норма отпуска продуктов постоянно сокращалась».
(Воспоминания блокадницы Валентины Семенцовой).
Слайд 5. Описание слайда:
Карточки - бумажные талоны на которых указывалось положенное количество продуктов, каждому человеку.
Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день.
Фото блокадного хлеба.
Слайд 6. Описание слайда:
Сам хлеб изначально делался, как и сейчас, но со временем, когда муки становилось все меньше, хлеб приобретал блокадные черты: особый вкус и консистенцию, которая так запала в память всем ленинградцам, пережившим те суровые годы.
Фанерой забито наше окно
В городе тихо, очень темно
Звук самолетов слышен,
Низко летят над крышей.
Тихо одними губами,
Шепчу понятное маме:
«Мама мне страшно,
Мама 125 и больше не грамма».
Свой хлеб разрезает мама,
И делит его пополам.
Воспитатель:
Слайд 7. Описание слайда:
Состав блокадного хлеба: пищевая целлюлоза – 10%, жмых – 10%, обойная пыль – 2%, выбойки из мешков - 2%, хвоя – 1%, ржаная обойная мука – 75%. Использовалась также коревая мука (от слова – «корка»).
Фото блокадного хлеба и карточки.
(Показать детям кусочек хлеба , весом 125 грамм. Рассказать, что в самую холодную зиму такой кусочек был положен на целый день детям и старикам. Спросить детей, достаточно ли такого кусочка хлеба, чтобы досыта поесть. Предложить детям по одному кусочку «блокадного хлеба»).
Слайд 8. Описание слайда.
«Дорога жизни».
Муку в окруженный город Ленинград доставляли на машинах по замершему озеру Ладога только в зимнее время. Когда в Ладоге тонули машины, везшие муку в город, специальные бригады ночью, в затишье между обстрелами, крючьями на веревках поднимали мешки из воды. В середине такого мешка какое-то количество муки оставалось сухим, а внешняя промокшая часть при высыхании превращалась в твердую корку. Эти корки разбивали на куски, затем измельчали и перемалывали. Коревая мука давала возможность сократить количество других малосъедобных добавок в хлебе.
Слайд 9. Описание слайда:
«Блокадный хлеб».
Я вспоминаю хлеб блокадных лет,
Который в детском доме нам давали.
Не из муки он был – из наших бед,
И что в него тогда только не клали!
Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,
С корой. Колючий так, что режет десна.
Тяжелый, горький – с хвоей, лебедой.
На праздник, очень редко – чистый просто.
Но самый сильный голод был, когда
Хлеб мы по два-три дня не получали.
Мы понимали, что война – это беда.
Но каждый день с надеждой хлеба ждали.
Не дни мы голодали, а года.
Хоть раз наесться досыта мечтали.
Кто видел, не забудет никогда,
Как с голоду детишки умирали.
(Лидия Хямелянина).
Слайд 10. Описание слайда:
«Блокадный хлеб был чёрный, сырой, тяжёлый, прилипал к зубам. Поэтому ломтик хлеба нанизывали на лучинку и держали около огня. Хлеб подсыхал немного, его крошили в кипяток и ели такой «суп» ложкой.
До войны родители баловали меня. Я приходила с папой в булочную, и мне давали сдобную булочку «птичку». Я съедала только «глазик» (изюминку) и возвращала булочку папе. В пирожном «сахарная трубочка» я ела крем, а трубочку доедал папа. Сколько раз, сидя с мамой у печки, я жалела, что не было теперь ни «птичек», ни сахарных трубочек».
(Воспоминания блокадницы Валентины Семенцовой).
Слайд 11.Описание слайда:
Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года – 872 дня.
Слайд 12. Описание слайда:
27 января 1944 года блокадное кольцо было прорвано, и вечером в городе прозвучал победный салют!
Фото «Защитники Ленинграда», «Салют в городе Ленинград».
Воспитатель:
На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм город Ленинград получил звание «Города- героя». Подвиг ленинградцев мы никогда не забудем.
Слайд 13. Описание слайда:
Блокадники, свидетели беды,
грядущее склоняется пред вами,
и города победные сады
над вашими все выше головами!
Слайд 14. Описание слайда:
Обелиск «Городу герою Ленинграду».
Мемориал «Разорванное кольцо». Фото.
Воспитатель:
На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм город Ленинград получил звание «Города- героя». Подвиг ленинградцев мы никогда не забудем.
Давайте встанем, помолчим,
Почтим героев Ленинграда,
Всех, чьи жизни унесла
В суровый час блокада.
Минута молчания.
Слайд 15. Описание слайда:
Нам нужен мир на голубой планете.
Его хотят и взрослые и дети.
Им хочется, проснувшись на рассвете,
Не вспоминать, не думать о войне!
Нам нужен мир, чтоб строить города,
Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли,
Нам нужен мир навеки, навсегда! (И. Кравченко)
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня узнали много нового. Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас нарисовали каждый свою картинку мира, каким вы его представляете. Мы создадим альбом из ваших рисунков и напишем ваши пожелания всем людям, кого коснулась страшная война.
Чтобы вы им пожелали?
Ответы детей.
А продолжение истории про девочку Валю Семенцову из блокадного Ленинграда, мы с вами узнаем, когда прочтем её книгу.
Дети рисуют свои картинки мира под музыку Ф. Шопена «Весенний вальс».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Фашисты быстро подошли к Ленинграду (Санкт-Петербургу) и окружили его. Большую часть заводов и людей эвакуировали в тыл, то есть вывезли вглубь страны. Часть людей не смогла или не захотела покинуть город. (Воспоминания блокадницы Валентины Семенцовой).
«Немецкая артиллерия каждый день обстреливала город. С самолётов сбрасывали бомбы, которые вызывали разрушения и пожары. Осенью 1941 года сгорели склады с запасами продовольствия, и над окружённым фашистами городом нависла опасность голода. Продукты стали продаваться только по карточкам, то есть талончикам, в строго ограниченном количестве. Норма отпуска продуктов постоянно сокращалась». (Воспоминания блокадницы Валентины Семенцовой).
Карточки - бумажные талоны на которых указывалось положенное количество продуктов, каждому человеку. Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день
Блокадный Ленинград Сам хлеб изначально делался, как и сейчас, но со временем, когда муки становилось все меньше, хлеб приобретал блокадные черты: особый вкус и консистенцию, которая так запала в память всем ленинградцам, пережившим те суровые годы. Фанерой забито наше окно В городе тихо, очень темно Звук самолетов слышен, Низко летят над крышей. Тихо одними губами, Шепчу понятное маме: «Мама мне страшно, Мама 125 и больше не грамма». Свой хлеб разрезает мама И делит его пополам.
Состав блокадного хлеба: пищевая целлюлоза – 10%, жмых – 10%, обойная пыль – 2%, выбойки из мешков - 2%, хвоя – 1%, ржаная обойная мука – 75%. Использовалась также коревая мука (от слова – «корка»).
ДОРОГА ЖИЗНИ Муку в окруженный город Ленинград доставляли на машинах по замершему озеру Ладога только в зимнее время. Когда в Ладоге тонули машины, везшие муку в город, специальные бригады ночью, в затишье между обстрелами, крючьями на веревках поднимали мешки из воды. В середине такого мешка какое-то количество муки оставалось сухим, а внешняя промокшая часть при высыхании превращалась в твердую корку. Эти корки разбивали на куски, затем измельчали и перемалывали. Коревая мука давала возможность сократить количество других малосъедобных добавок в хлебе.
«Блокадный хлеб». Я вспоминаю хлеб блокадных лет, Который в детском доме нам давали. Не из муки он был – из наших бед, И что в него тогда только не клали! Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой, С корой. Колючий так, что режет десна. Тяжелый, горький – с хвоей, лебедой. На праздник, очень редко – чистый просто. Но самый сильный голод был, когда Хлеб мы по два-три дня не получали. Мы понимали, что война – это беда. Но каждый день с надеждой хлеба ждали. Не дни мы голодали, а года. Хоть раз наесться досыта мечтали. Кто видел, не забудет никогда, Как с голоду детишки умирали. (Лидия Хямелянина ).
«Блокадный хлеб был чёрный, сырой, тяжёлый, прилипал к зубам. Поэтому ломтик хлеба нанизывали на лучинку и держали около огня. Хлеб подсыхал немного, его крошили в кипяток и ели такой «суп» ложкой. До войны родители баловали меня. Я приходила с папой в булочную, и мне давали сдобную булочку «птичку». Я съедала только «глазик» (изюминку) и возвращала булочку папе. В пирожном «сахарная трубочка» я ела крем, а трубочку доедал папа. Сколько раз, сидя с мамой у печки, я жалела, что не было теперь ни «птичек», ни сахарных трубочек». (Воспоминания блокадницы Валентины Семенцовой).
Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года – 872 дня.
27 января 1944 года блокадное кольцо было прорвано и вечером в городе прозвучал победный салют!
Блокадники, свидетели беды, грядущее склоняется пред вами, и города победные сады над вашими все выше головами!
Нам нужен мир на голубой планете. Его хотят и взрослые и дети. Им хочется, проснувшись на рассвете, Не вспоминать, не думать о войне! Нам нужен мир, чтоб строить города, Сажать деревья и работать в поле. Его хотят все люди доброй воли, Нам нужен мир навеки, навсегда ! (И. Кравченко)
Используемая литература: В.Н. Семенцова «Лист фикуса. Рассказы о войне». И. Кравченко «Нам нужен мир». Лидия Хямелянина «Блокадный хлеб». Е.Головчинер «Блокадный Ленинград». detyam-o-vojne-1941-1945-dlya-detskogo-sada Статья «Детям о войне».
автора шаблона: Астафьева Оксана Владимировна , педагог-библиотекарь ГБОУ Школа № 827, Москва www.lib827.ru
Для коллажа использованы фотографии блокадного города: http://dokwar.ru/_pu/6/17956856.jpg http://www.findnews.ru/photogallery/1492/13.jpg http://ic.pics.livejournal.com/skif_tag/19770500/4505645/4505645_original.jpg http://cdn2.img.mundo.sputniknews.com/images/103661/41/1036614167.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/9754/225044291.38/0_d143b_55e2d276_XXL.jpg http://teatr-snov.slovobus.ru/TEXTS/NM/BLOKADA_5a.jpg http://www.spbgasu.ru/gallery/photogallery/3313/orig_3313.jpg http://foma.ru/fotos/news/01.13/BlokLen_s.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/3213/babs71.1d/0_7bc0_92c037f0_M.jpg http://img.rg.ru/i/gallery/a298f788/aadf3954.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/9314/225044291.36/0_d13d4_e6a37e11_XXL.jpg http://cs614627.vk.me/v614627896/17f79/XdC4E-exrGQ.jpg http://ic.pics.livejournal.com/borisenkosergey/65673064/22526/22526_600.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/6730/225044291.36/0_d13c3_c0cd83cd_XXL.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/9808/225044291.36/0_d13cb_b5273b45_XXL.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия " Хлеб в России и Италии"
конспект для подготовительной группы. Часть работы, посвященной году Италии в России. Сравнение культур двух стран....
Конспект занятия "Хлеб всему голова"
Тема: «Хлеб - всей жизни голова!» Программное содержание:Обучающие зада...
Конспект занятия "Хлеб - всему голова!"
Это занятие помогает активизировать и расширить словарный запас по темам: «Хлеб», «Хлебобулочные изделия», «Профессии», «Времена года». Развивать грамматический строй речи; проводить профилактик...
Конспект занятия «Хлеб- всему голова»
Конспект посвящен изучению процесса выращиваня хлеба, бережного отношения к главному продукту питания, и воспитания в детях уважительного отношения к труду людей. Тема «Хлеб- в...
Конспект-занятия "Хлеб -всему голова"
Представлен материал для проведения занятия по теме "Хлеб-всему голова"...
Конспект НОД « Хлеб-всему голова»
Конспект по окружающему миру....
Конспект занятия " Хлеб-всему голова"
Конспект занятия для подготовительной группы....