Проект по духовно-нравственному воспитанию посредством реализации программы «Социокультурные истоки»
проект (старшая группа)
Проект по духовно-нравственному воспитанию посредством реализации программы «Социокультурные истоки»
«Вместе дружная семья»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Умка»
Проект по духовно-нравственному воспитанию посредством реализации программы «Социокультурные истоки»
«Вместе дружная семья»
на 2019-2020 учебный год
Руководитель проекта
воспитатель Семенова И.Н.
г.Мегион,2019г.
Познавательно-творческий проект «Вместе дружная семья» в группе «А» «Буратино» комбинированной направленности для детей от 6 до 7 лет
Тип проекта: информационно – практико – ориентированный
Возраст детей: дети 6-7 лет
Исполнители: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Продолжительность: долгосрочный (8 месяцев: октябрь-май)
Образовательные области: «Познавательное развитие, «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие».
Актуальность.
1) В дошкольном возрасте происходит формирование культурно – ценностных ориентаций.
2) Семья есть важнейший институт воспитания патриотических качеств ребёнка.
3)У детей нечеткие, неясные, несформированные представления о семье, об уровнях ценности семьи.
4) Родители недооценивают значимость семейных традиций. Нет согласованности в вопросах воспитания детей.
Проблема. Незнание детьми истории своей семьи, семейных традиций и обычаев, отсутствие интереса к ценностям семьи.
Гипотеза. Налаживание партнёрских взаимоотношений сделает процесс воспитания и развития ребёнка двусторонним и более качественным. Проблема партнёрства предполагает не только взаимодействие, взаимные обязательства, но и повышение социальной компетентности педагогов (в вопросах изучения семей, установления контактов с родителями, планирования и организации различных форм сотрудничества) и педагогической грамотности родителей.
Практическая значимость заключается в создании в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей.
Повышение качества образовательного процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, воспитателей.
Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.
Создание методической копилки по патриотическому (духовно-нравственному) воспитанию.
Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Укрепление связи семьи и ДОУ.
Теоретическая значимость заключается в разработке содержания, методов и форм, которая предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.
Цель. Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
Задачи проекта:
- формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи;
- совершенствовать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями;
- способствовать установлению партнерских отношений между детьми, родителями и педагогами и создать атмосферу общности интересов.
Ожидаемый результат:
- Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях.
- Проявление уважения и заботы ко всем членам семьи.
- Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
- Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.
- Повышение уровня родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей. Возрастет уверенность родителей в их педагогических возможностях.
Продукт проекта: создание герба семьи и кулинарной энциклопедии «Любимое блюдо семьи», оформление уголка «Умелые руки мамы» (по мини – проекту «Моя мама»), выпуск газет: «Все профессии важны, все профессии нужны!», «Мой папа – защитник» (по мини – проекту «23 февраля – день защитника Отечества»), «Бабушка и я – лучшие друзья»; создание (семьёй) презентации «Я и моя семья».
Итоговое мероприятие – Презентация проекта. Вечер дружной семьи: «Папа, мама и я – вместе дружная семья», посвящённая дню семьи.
Этапы реализации проекта:
1 этап – организационный – диагностический (октябрь).
2 этап - формирующий (ноябрь - апрель)
3 этап - обобщающий (май)
1 этап – организационный – диагностический (октябрь).
Цель. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
2 этап - формирующий (ноябрь – апрель)
Цель. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлекать родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми и активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.
Вся работа по проекту составлена по темам: «Моя семья», «Члены моей семьи», «Наши имена и фамилии», «Родительский дом - начало начал», «Мой папа Защитник Отечества», «Профессии моих родителей», «Моя мама – моё солнышко», «Мы помощники».
Формы работы:
с детьми:
∙ ООД
∙ Беседы
∙ рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций;
∙ выставки детских работ по проекту в ДОУ;
∙ дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту;
∙ экскурсия в музей «Русская изба»;
∙ творческая речевая деятельность (заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью, сочинение рассказов и сказок о семье)
∙ утренники, развлечения;
∙ конкурсы;
∙ театрализованная деятельность;
∙ создание мини-проектов;
∙ видеопросмотры;
с родителями:
∙ Наглядная пропаганда;
∙ беседы и консультации;
∙ анкетирование;
∙ дни открытых дверей
∙ круглый стол;
∙ конкурсы;
∙ семейная гостиная;
∙ семейные мини – проекты.
3 этап - обобщающий (май)
Цель: Анализ и подведение итогов работы. Третий этап включает в себя презентацию проекта, которая пройдет в форме семейного вечера «Папа, мама и Я – вместе дружная семья», посвящённой Дню семьи. В рамках семейного вечера будет организована стендовая презентация и выставки творческих работ детей.
Перспективный план проекта «Вместе дружная семья».
Октябрь – анкетирование родителей и опрос детей.
Ноябрь. Тема «Моя семья».
Совместная деятельность педагогов и детей.
Рассматривание картин Т.Сорокина «Семья», семейных фотоальбомов.
Беседы на тему: «Мои близкие», «Как я помогаю дома», «Традиции нашей семьи», «В мире нет роднее человека!».
ООД Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора (ФЦКМ РК) – «Моя семья».
Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка».
Чтение сказки «Крошечка-Хаврошечка».
Презентация «Толерантность – дорога к миру»
Рисование «А у нас дружная семья!», ручной труд «Подарок маме».
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Встречаем гостей».
Совместная деятельность с родителями.
Папка-передвижка «День матери».
Консультация «Семья глазами детей».
Рассказы и рисунки детей: «Познакомьтесь с моей семьей».
Папка-передвижка: «Как создать семейный герб». Мини-проект «Моя мама».
Оформление уголка «Умелые руки мамочки».
Конкурсная программа для детей и родителей, посвященная Дню матери (с чаепитием).
Приглашение
Декабрь. Тема «Члены моей семьи».
Совместная деятельность педагогов и детей.
Показ мультимедийной презентации «Я и моя семья».
Рассматривание семейных фотоальбомов.
Беседы на тему: «Самые дорогие люди», «Выходной день в нашей семье».
Обсуждение ситуаций: «У меня большая семья», «Мой детский альбом», «На кого я похож?».
ООД Развитие речи. Творческая речевая деятельность «Письмо бабушке и дедушке».
Пальчиковая гимнастика « Мы построим дом».
Чтение произведений Я.Акима «Моя родня», В.Драгунского «Моя сестра Ксения».
Драматизация русской народной сказки «Репка» (в гости к малышам)
Сюжетно-ролевая игра «Отдыхаем всей семьей».
Разучивание пословиц и поговорок про семью.
Совместная деятельность с родителями.
Консультация «Влияние родительских установок на развитие детей»
Оформление группы к Новому году. Конкурс поделок по зимним сказкам.
«Мой папа волшебник» (участие родителей в создании снежных построек).
Консультация «Зимние забавы на каникулах»
Памятка «Советы по воспитанию внуков».
Январь. Тема «Наши имена и фамилии»
Совместная деятельность педагогов и детей.
Беседа на тему: «Моя родословная», «Я и моё имя»
Творческая речевая деятельность: Интервью у родителей – «Расскажи, почему меня так назвали?»
Просмотр мультипликационного фильма: «Морозко», «Двенадцать месяцев».
Чтение стихотворения Э.Успенского «Если был бы я девчонкой», украинской сказки «Колосок» и хантыйской сказки «Айога».
Сюжетно-ролевые игры «Готовим обед для мамы».
ООД ФЦКМ РК «Наши имена и фамилии».
Конструктивно-модельная деятельность «Мы строим дом».
Посещение детей младших групп с концертом.
Совместная деятельность с родителями.
Участие родителей в улучшении предметно-развивающей среды группы
Мастер-класс «Мягкая игрушка» (изготовление зайчика из ткани)
Папка-передвижка: «Особенности воспитания ребёнка мамой и папой»
Февраль. Тема «Мой папа защитник Отечества»
Совместная деятельность педагогов и детей.
Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой.
Открытый просмотр «Счастливая семьЯ» совместно с родителями – семейный клуб (ФЦКМ РК).
Разучивание стихотворений к празднику.
Ручной труд «Военный танк» (подарок папе).
Чтение художественной литературы: Г.Х.Андерсен «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик»; стихи к празднику (о моряках, летчиках и др.); чтение народных былин
Сюжетно-ролевые игры на военную тематику: «Моряки», «Летчики». П. игры: «Всадники», «Самолеты»
Совместная деятельность с родителями.
Папка-передвижка «Наша Армия родная», «Растим мужчину»
Оформление выставки рисунками детей и фотографиями пап и дедушек «Защитники страны».
Развлечение с папами, посвящённое 23 февраля
Участие в конкурсе рисунков «Мой папа солдат».
Рекомендации родителям по воспитанию сыновей.
Март. Тема «Моя мама – моё солнышко!»
Совместная деятельность педагогов и детей.
Беседа с просмотром видеоролика «Мама, нет на свете дороже тебя!».
Творческая речевая деятельность – описательный рассказ «Моя мама красавица», «Что любит моя мама». Беседа «Бабушка – душа семьи»
ООД Рисование Тема «Портрет мамы».
Заучивание стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине» (с презентацией).
Заучивание пословиц о маме.
Продуктивная деятельность «Подарок маме».
Настольный театр «Волк и семеро козлят», музыкально-дидактическая игра «Где мои детки». Сюжетно-ролевые игры: «Мама в парикмахерской», «Дочки-матери».
Совместная деятельность с родителями.
Папка-передвижка «Международный женский день».
Участие родителей в фотоколлаже «Бабушка и я – лучшие друзья».
Праздничная программа «Мамин день».
Апрель. Тема «Профессии наших родителей»
Совместная деятельность педагогов и детей.
Беседы на тему: «Мои родители – строители, врачи, учителя, нефтяники…».
Рассматривание альбома «Профессии взрослых».
Чтение произведений С.Баруздина «Мамина работа», В.Маяковского «Кем быть?».
Дидактические игры «Назови профессии», «Кому что нужно для работы?» и др.
Пальчиковая игра «Строим дом»
Сюжетно-ролевые игры «Пожарные», «Водитель и пассажиры», «Скорая помощь» и др.
Творческая речевая деятельность – составление рассказа «Я хочу стать…(космонавтом).
ООД Аппликация «Космическое пространство» (коллективная работа).
Экскурсия по детскому саду «Труд людей в прачечной».
Совместная деятельность с родителями.
Консультация «Сколько времени необходимо уделить общению с ребенком».
Советы, рекомендации по воспитанию любви к труду.
Создание кулинарной энциклопедии «Любимое блюдо семьи».
Оформление газеты «Все профессии нужны, все профессии важны!»
Май. Тема «Мы помощники»
Совместная деятельность педагогов и детей.
Беседы на тему: «Мои домашние обязанности», «Если мама устала…»
Просмотр мультипликационного фильма: «Федорино горе», «Марья – искусница»
Чтение стихотворения Э.Успенского «Если был бы я девчонкой», украинской сказки «Колосок» и хантыйской сказки «Айога».
Сюжетно-ролевые игры «Готовим обед для мамы», «На пикник всей семьей».
ООД ФЦКМ РК «Маленький да удаленький».
Конструктивно-модельная деятельность «Мы строители».
Посещение детей младших групп с концертом.
Совместная деятельность с родителями.
Участие родителей в улучшении предметно-развивающей среды группы.
Консультация « Воспитание трудом», «Роль папы в воспитании детей».
«День открытых дверей» для родителей - экскурсия детей и родителей в музей «Русская изба»
Презентация проекта, «Папа, мама и Я – вместе дружная семья» - итоговое мероприятие совместно с детьми, посвященное ко дню семьи.
Список литературы
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.
2. Хрестоматия
3.Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ./ Е.Ю.Александрова// Вологда, 2007 г.
4. Гладкова Ю.А. Взаимодействие с семьёй: вопросы планирования./Ю.А.Гладкова // Ребёнок в детском саду. – 2006. - №4. – С. 41.
5. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина./ Г.А.Ковалёва - М.: 2004 г.
6. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ./ Е.С. Евдокимова - М.: 2006 г.
7. Шорыгина Т.А. Детям о самом важном «Наша Родина Россия». Москва 2013г.
8. Шорыгина Т.А. Детям о самом важном «Моя семья». Москва 2013г.
9. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, М.: 2005 г.
10.Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Рождественское чудо» в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»
Формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей детей старшего дошкольного возраста на основе православной культуры и народных традиций с применением декоративно-прикладного искусства в ...
Презентация по духовно-нравственному воспитанию по программе "Социокультурные истоки" 2 младшая группа
Духовно-нравственное воспитание по программе "Социокультурные истоки" 2 младшая группа(из опыта работы)...
Сценарий Совместного мероприятия для родителей и детей по духовно - нравственному воспитанию по программе «Социокультурные истоки»
Цель: Расширять представления детей о любви и согласии; развивать стремление выражать свою любовь к близким; воспитывать бережное и чуткое отношение к своим близким и род...
Педагогический проект "Мы встречаем Новый год!" (Реализация программы "Социокультурные истоки",для детей младшего дошкольного возраста 4-5 лет)
Педагогический проект "Мы встречаем Новый год!" (Реализация программы "Социокультурные истоки", для детей младшего дошкольного возраста 4-5 лет)...
Сценарий Совместного мероприятия для родителей и детей по духовно - нравственному воспитанию по программе «Социокультурные истоки»
Цель: Расширять представления детей о любви и согласии; развивать стремление выражать свою любовь к близким; воспитывать бережное и чуткое отношение к своим близки...
мини - проект "Семейные путешествия"в рамках реализации программы "Социокультурные истоки"
Совместный отдых семьи - это удивительная возможность всей семьи побыть вместе, узнать друг друга лучше и сблизиться. Семейный отдых - шанс для родителей лучше понять собственного ребенка, увидет...
Конспект совместной деятельности взрослого с ребенком старшего дошкольного возраста по теме «Верность родной земле» по освоению духовно- нравственной категории «Вера» по программе «Социокультурные истоки»
Конспект совместной деятельности взрослого с ребенком (индивидуальная работа) с целью закрепления представления о героическом прошлом русского народа, Древней Руси, великих русских богатырях – з...