"Помнит сердце, не забудет никогда"
проект (старшая группа)

Елена Геннадьевна Румянцева

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikto_ne_zabyt_nichto_ne_zabyto.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

                             Тема проекта: «Никто не забыт, ничто не забыто»

Составитель проекта: МКДОУ № 18 с. Демарино.

Вид проекта: информационно – познавательный, творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети подготовительной группы, пелагоги, родители.

Актуальность выбора темы и её значимость:

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из самых актуальных задач нашего времени. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Воспитание патриота начинается в дошкольном возрасте. Как писал В. А. Сухомлинский: «От того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу своих отцов и дедов, зависит его нравственный облик, отношение к общественным интересам, к труду на благо Родины.» Наш проект направлен на патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Прошло 75 лет со дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Дошкольники и их родители мало знают об этой войне, о ее героях и подвигах, не задумываются, как та, далёкая уже война прошла по судьбам их родственников. Как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, который подарил нам счастливую жизнь? В процессе реализации проекта у дошкольников будут формироваться чувства привязанности, верности, чувство собственного достоинства, гордости за свою Родину.

Гипотеза: Участников Великой Отечественной войны с каждым годом становится всё меньше. Это люди преклонного возраста – прадедушки и прабабушки наших воспитанников. Чем больше мы говорим с детьми об истории нашей страны, о войне, тем более вероятность того, что наши потомки не забудут их и передадут эстафету памяти дальше – своим детям и внукам.

Цель проекта: воспитание у детей патриотизма, чувство гордости за подвиг народа в Великой Отечественной войне.

Задачи:

Обобщать и расширять знания детей об истории Великой Отечественной войны.

Обобщать и расширять знания о героях войны и о подвигах юных героев, о боевой технике.

Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги.

Продолжать развивать творческие способности в рамках реализации проекта.

Продолжать расширять сотрудничество с родителями воспитанников.

Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ.

Ожидаемый результат:

На уровне ребенка:

  • Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
  • Проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;
  • Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
  • Умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной, коллективной деятельности.

На уровне педагога:

  • Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.
  • Повысится уровень ответственности педагогов за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.

На уровне родителей воспитанников:

  • Повысится уровень ответственности родителей за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.

На уровне педагогических технологий: 

  • Обогащение методов, приемов, средств и форм патриотического воспитания дошкольников.

На уровне предметно-пространственной среды:

  • Создание материально - технической базы для плодотворной работы по данной теме.

В основу проекта легли следующие принципы:

  1. Принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений.
  2. Принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.
  3. Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
  4. Принцип интегративности: сотрудничество с семьей, музеем боевой славы, сочетание разных видов деятельности.

Принцип наглядности: изготовление ряда пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе исторического материала. Соблюдение требований к культуре показа презентаций. Цель проекта: формирование у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников отечества в Великой Отечественной войне, о вкладе жителей Кубани и Крымского района в победу нашего Отечества.

Продукт проектной деятельности:

Оформление зала «Дети победы»;

 Выставка книг о Великой Отечественной войне и ее героях;

Оформление родительского уголка;

Выставка военной техники (лепка);

Выставка детских работ (рисунки)

Проведение встречи  с пожилыми людьми «Дети войны»;

Экскурсия к мемориалу " Вечный огонь".

Акция «Поздравь ветерана».

Акция «Бессмертный полк».

Оформление макета «Последний бой, он трудный самый»;

Оформление альбомов: «Военная техника», «Дети – герои войны», «Ордена м едали ВОВ».

Папки – передвижки: «Что и как рассказать детям о войне», «Герой в каждой семье».

Создание дидактических игр: «Вещи военного времени», «Военная техника», …………

Этапы реализации проекта:

1 этап- организационно- подготовительный:

1. Изучение имеющихся условий для реализации проекта, сбор информации, подборка наглядно-дидактического материала, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом, создание развивающей предметно-пространственной среды, подборка аудиозаписей, видеотеки.

2. Знакомство родителей с предложением об участии их, совместно с детьми в проектной деятельности, приуроченной к празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, беседы и разъяснения по предстоящей работе, согласования по совместной деятельности.

3. Создание предметно-развивающей среды:

изготовление атрибутов, деталей костюмов (пилотки, платочки);изготовление цветов, открыток;оформление мини- музея «Военная техника и Оружие»стенгазета «Галерея Славы»альбомы:  «Наши герои», «Ордена и медали ВОВ», «Военная техника ВОВ», «Дети – герои войны»; выставка поделок «Спасибо, что живем!»

2 этап- основной- практический

“Социально-коммуникативное развитие”:

Дидактические игры: «Вещи военного времени», «Военная техника», …………

  •  Сюжетно – ролевые игры: «Разведчики», «Госпиталь».
  • Экскурсии  к мемориалу
  • Итоговое мероприятие «Праздник День Победы»

“Познавательное развитие”:

  • Рассматривание выставки фотографий памятников бойцам ВОВ.

Непосредственная образовательная деятельность:

 «Это праздник со слезами на глазах»

 «Поклонимся погибшим тем бойцам…»

 «Великая Отечественная война: лица победы, дети войны»

 «Символы Победы – ордена, медали и знамена»

 «Нам нужен мир»

  • просмотр фильма " Дети войны";
  • беседы: "Почему война называется Великой Отечественной? ", "Дети войны", «История георгиевской ленточки», "Великая Победа", "Мы не забудем", " Защитники родного края", «Символы Победы - ордена, медали и знамена»;
  • Рассматривание альбома «Дети - герои войны».
  • Рассматривание иллюстраций и фотографий «На полях сражений.
  • Рассматривание альбома «Ордена и медали ВОВ».
  • Д/И «Кто шагает на параде?».

“Речевое развитие”:

  • Дидактические игры: «Назови рода войск», «Кому, что нужно?» «Что для чего» (закрепление знаний детей предназначений предметов военного времени), «Скажи наоборот», «Кто больше назовет качеств героя», «Чья форма?», «Вещи военного времени».
  • Разучивание пословиц и поговорок о войне, чести, доблести, славе.
  • Знакомство с художественной литературой: Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил», К.Паустовский  «Стальное колечко», И. Туричин «Крайний случай», Н. Ходза «Дорога жизни», С.Я. Маршак «Мальчик из села Поповки».
  • Конкурс чтецов «Этот праздник со слезами на глазах»
  • Итоговое мероприятие «Праздник День Победы

“Художественно-эстетическое развитие”:

  • Прослушивание песен военных лет, о войне.
  • Рисунок на темы: «Парад Победы».  
  • Конструирование из бумаги «Цветы к памятнику»
  • Изготовление поделки (с родителями) в любой технике на тему «Спасибо, что живем» для организации выставки.
  • Лепка (коллективная работа): «Военная техника».
  • Аппликация: «Праздничный салют ко Дню Победы», «Голубь мира», «Цветы к памятным местам».
  • Изготовление открыток для ветеранов.
  • Создание макета «Последний бой»

Физическое развитие”:

  • Спортивное соревнование «На защите Родины»
  • Эстафета «Полоса препятствий»
  • Подвижная игра «Шагаем на параде».
  • дыхательная гимнастика " быстрый кораблик";
  • Спортивное упражнение «Салют»
  • пальчиковая гимнастика «Семья», «Военные профессии»;
  • физкультминутка « Армейская»;

  • 3 этап – заключительный-итог проекта:
  • 1. Организация выставки работ ко Дню Победы
  1. проведение праздника, посвященного Дню Победы;
  1. встреча с ветераном Великой Отечественной войны. Тема «Военный треугольник»;

3.возложение цветов к памятнику погибшим воинам -  землякам;

4.акция «Бессмертный полк»;

Взаимодействие с родителями

  • изготовление папки-передвижки «Памятники нашего района»
  • оформление подборки рассказов “Детям о войне”;
  •  разучивание стихотворений с детьми;
  • помощь в организации предметно-развивающей среды,
  •  посещение с ребёнком музеев;
  •  домашний просмотр фильмов о ВОВ,
  • подбор материалов для стенгазеты
  •  подготовка работ для выставки поделок «Спасибо, что живем!».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

  1. Александрова Е.Ю.Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Алёшина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2004.
  3. Алябьева Е.А. Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ “Сфера”, 2004.
  4. Васильченко Н.Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики. / /Дошкольная педагогика.- 2009. №5 – с. 6–8.
  5. Государственная программа патриотического воспитания граждан РФ на 2010-2015 годы. [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml
  6. Гурина Т. Ф. Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://worldofchildren.ru/vospitatelyam-uchitelyam-pedagogam/scenarios-and-holidays/23-fevralya/1838-patrioticheskoe-vospitanie-v-usloviyax-sovremennogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya
  7. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие для реализации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”. – М.:Аркти, 2005.
  8. Дети военной поры (Вторая мировая, ВОв). Для дошкольников и младших школьников (5-7 лет). [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://kid-home-lib.livejournal.com/71646.html?thread=1083102
  9. Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию/ Под редакцией Кондрыкинской. – М.: ТЦ “Сфера”, 2006.
  10. Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2011.
  11. Киселёва Л.С., Данилина Т.А. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: 2006.
  12. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ. – М.: Аркти, 2005.
  13. Короткова Н. Познавательно–исследовательская деятельность старших дошкольников// Ребенок в детском саду. 2003. – № 5.
  14. Поговори с ребёнком о войне, или как дошкольнику о Великой Отечественной Войне рассказать? [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.p4c.ru/671
  15. Развитие общения дошкольников со сверстниками/Под ред. А.Г.Рузской. – М.: Педагогика, 1989.
  16. Тематические коллекции: День Победы. [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://www.metodkabinet.eu/BGM/Temkatalog/TemKollekzii_9_may.html
  17. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основное общее образование. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
  18. Чумалова Т. “Живой” музей в дошкольном учреждении. // Дошкольное воспитание. 2010. №7 – с.32 – 39.
  19. Шаламова Е.И. Организационно-методическая работа в ДОУ по реализации задач патриотического воспитания детей. //Дошкольная педагогика. 2009. – №4 – с. 29
  20. Шаламова Е.И. Патриотическое воспитание: создание развивающей среды. //Ребенок в детском саду. 2009. – №5 – с.26 – 32.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Помним всех поименно, помним сердцем своим…»

Конспект непосредственно образовательной деятельности...

Сценарий праздника в старшей группе, посвященному Дню защитника Отечества "Помнит сердце, не забудет никогда"

Сценарий праздника, посвященного 23 февраля в старшей группе детского сада...

Проект «Помнит сердце, не забудет никогда»

Проект  «Помнит сердце, не забудет никогда»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13234248","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Игра - викторина «Помнит сердце, не забудет никогда»

Игра - викторина для детей старшего дошкольного возраста, посвящённая 75-летию  победе в ВОВ...

проект "И не забудет никогда страна, как на Свири Победу одержали!"

Проект посвящён сохранению исторической памяти о Свирской Победе. Представленный материал будет интересен для воспитателей ДОУ....

Сценарий мероприятия "Помним сердцем"

Сценарий ко Дню Победы в Великой Отечественной Войне....