проект "И не забудет никогда страна, как на Свири Победу одержали!"
проект (подготовительная группа)
Проект посвящён сохранению исторической памяти о Свирской Победе. Представленный материал будет интересен для воспитателей ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №14 «УЛЫБКА» г. ЛОДЕЙНОЕ ПОЛЕ
Всероссийский конкурс краеведов.
Проект «И не забудет никогда страна, как на Свири победу одержали!»
Выполнили:
творческий коллектив
воспитанников подготовительной группы
«Лучики»
Руководитель: Голубева Е.Н.
Лодейное Поле
2020
«И не забудет никогда страна, как на Свири победу одержали!»
Алексей Гушан
Введение
Проект «И не забудет никогда страна, как на Свири победу одержали!» приурочен к традиционно отмечаемому событию в нашем небольшом городке – Дню Свирской Победы и в честь 75- летия Победы в Великой Отечественной войне. Наш проект получил название из стихотворных строк поэта-земляка Алексея Гушана. Кажется, что спустя три четверти века после окончания войны, от неё не должно остаться ровным счётом никаких следов, но…
«На окраине тихого города» война застыла мрачной тенью следов былых сражений: траншеи как – будто забетонированные на века, бронезащитные колпаки и смотровые установки, еловые аллеи, словно выстроились в нарядном строю, как вечная память о тех сражениях и людях победивших на то войне фашизм. Это парк «Свирская Победа» - любимое место жителей и гостей нашего города. В масштабах великой Победы и великой страны история Свирской Победы была обесценена. Но она всегда была и будет личным вкладом в большую Победу и праздником для всех, кто здесь жил и живёт, кто здесь воевал. Их воспоминания мы должны передавать нашему поколению с целью сохранения исторической памяти, как слова поэта-фронтовика военного корреспондента на Карельском фронте Семёна Кирсанова: « Помните: чтобы жить ещё светлей главное – дорожить землёй своей!»
Проект «И не забудет никогда страна, как на Свири победу одержали!» направлен на развитие познавательного интереса у старших дошкольников к «живой памяти» и воспоминаниям героических событий малой Родины, как неотъемлемой части большой страны!
Паспорт проекта
Вид проекта: краеведческий.
Тип проекта: практико-ориентированный, познавательно исследовательский, творческий.
По времени проведения: долгосрочный (май - июнь)
По характеру контактов: социально – значимый, в сотрудничестве с социальными партнёрами – Лодейнопольским историко - краеведческим музеем, Лодейнопольской центральной межпоселенческой библиотекой, музеем «Живая связь времён» - Лодейнопольская СОШ №3 имени Героев Свири..
Участники проекта: воспитатель Голубева Е.Н., воспитанники подготовительной к школе группы «Лучики». родители, музыкальный руководитель Е.В. Беляева.
Актуальность проекта
«Люблю и знаю. Знаю и люблю.
И тем полней люблю,
Чем лучше знаю!»
Ю.К.Ефремов – русский географ.
Чувство патриотизма не возникает само по себе. Это результат длительного , целенаправленного воздействия на человека начиная с самого раннего детства. В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста актуальна всегда.
Мы живём в новом тысячелетии, в другой стране с другой идеологией. Всё вокруг поменялось: города, жизнь людей, их взгляды. Но есть то, что всегда должно присутствовать в нашей жизни, и старинная мудрость напоминает: «Человек, не знающий своего прошлого – не знает ничего». Сегодня очень мало говориться об истории победы на Свири, о единственном в России мемориальном парке «Свирская Победа», как объекте культурного и исторического наследия нашей страны. Память - это то, что человек может пронести через годы, а детские воспоминания самые волнительные. Чем больше ребёнок будет узнавать о героическом и историческом окружении родного города, тем ближе будет становиться для него Родина – Россия.
Проблема
Наш парк «Свирская Победа» - это любимое место отдыха и празднования Дня Свирской Победы. Это зелёный островок, где поют птицы и растут деревья. Вместе с ними растут и наши дети. А ещё – это место, где живы следы фронтовых действий. Но для современных детей понятие война – это, прежде всего, «стрелялки и бродилки» в компьютерных играх, где стирается грань между реальностью и игрой. Не все современные родители имеют навыки педагогического воздействия, не знают, что и как нужно рассказывать детям, отдавая ведущую роль в этой работе детскому саду. Из наблюдений и рассказов воспитанников можно сделать вывод, что День Свирской Победы - это праздник, праздничный фейерверк и концерт. Значит, современное поколение, разделённое во времени с непосредственными участниками военных действий, всё меньше знает о событиях и истории Свирской Победы, а значит, теряется связь поколений – как основы духовно-нравственного развития России.
Гипотеза
В силу возрастных особенностей, дошкольникам очень трудно понять такую сложную тему, их мышление носит конкретный образный характер и во многом сохраняет связь с практической деятельностью. Включение в проект разнообразных видов игровой и продуктивной деятельности в условиях качественного взаимодействия с семьями воспитанников и социальными партнёрами позволит сделать воспитательно-образовательный процесс более эффективным, открытым и полным. Детям не достаточно знать, надо чувствовать. Когда информация воспринимается не разумом, а сердцем, она может дать неожиданные результаты. Создание Книги Памяти «Наследники Свирской Победы спешат по фронтовому следу!» будет способствовать более успешному восприятию и запоминанию сложных понятий и военных событий. Проект будет ориентировать всех участников на воспитание старших дошкольников маленькими гражданами и патриотами родного города. Приобщая детей к героическим и историческим корням, мы воспитываем личность с чертами русского характера, умеющую ценить бесценность родной земли: «И пылинка родной земли – золото!»
Цель: Создание условий для воспитания старших дошкольников патриотами малой Родины, посредством обогащения историко- краеведческих знаний о героическом и культурном наследии Свирской Победы.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать ценностное отношение и чувство сопричастности к социокультурному героическому и историческому окружению малой Родины (парк, музей, монументы и обелиски, парк - мемориал «Братское кладбище)
- Расширять знания и представления детей о военных событиях и героизме воинов, форсировавших Свирь и историческом появлении парка «Свирская Победа» в Лодейном Поле.
- Формировать основы гражданско - патриотического сознания :
а) в понимании важности Свирской победы в жизни города и страны;
б) в осознании для чего нам нужна эта память;
в) желание участвовать в акциях и военно-патриотических мероприятиях;
г) в понимании значимости мира и недопустимости войны.
- Обучать правилам культурного и осознанного поведения в музеях и объектах воинской славы.
Развивающие:
- Развивать опыт эмоционально – чувственного общения с социокультурным и героическим окружением родного города;
- Развивать познавательный интерес к героическому и культурному наследию города;
- Развивать опыт практической и творческой деятельности по реализации знаний, полученных в ходе работы над проектом;
- Развивать самостоятельность, умение свободно и творчески мыслить.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважение к героическому прошлому и традициям малой Родины, социокультурному, историческому и природному окружению.
- Воспитывать позитивное отношение детей к окружающим и в коллективе сверстников в процессе совместной деятельности.
Ожидаемый результат
Реализация проекта позволит обогатить знания детей о героическом прошлом малой Родины, почувствовать свою сопричастность к уникальности героического и культурного облика нашего города. Воспитанники получат опыт практической деятельности, проявят свои интегративные качества: самостоятельность, любознательность, умение свободно мыслить, отстаивать свою позицию. Смогут проявить себя, как первооткрыватели, способные замечать «живые следы» военных событий в близком окружении. Несомненно, дети проявят свои творческие способности. На основе знакомства детей с социокультурным, историческим и героическим окружением мы сформируем в детях духовно – нравственные ценности, основы гражданственности, а значит, глубокую привязанность и любовь к родной земле. Активная позиция родителей проявится в желании участвовать в мероприятиях проекта, проявить творческие способности в совместной продуктивной деятельности в семейном кругу:
- сбор материала для создания Книги Памяти «Наследники Свирской Победы спешат по фронтовому следу!».
- Сбор музейных экспонатов совместно с отрядом поисковиков
- Участие в акции «Зелёный островок Эколят в память о воинах, погибших во время великой Отечественно войны» в рамках 75-летия великой Победы.
- Участие в военно-патриотической квест - игре «Наследники Свирской Победы спешат по фронтовому следу!»
Педагоги пополнят методическую копилку, повысят свою педагогическую компетентность в вопросах духовно – нравственные воспитания старших дошкольников.
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный.
Цель: обоснование актуальности темы и мотивация её выбора: «Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы узнаем?»
Данный проект – это продолжение большой эколого - краеведческой работы нашего коллектива. Нами реализованы два проекта: краеведческий - «И появился город на Свири!» и экологический - «Парк – для нас, мы – для парка!». В результате которых, у нас появилась традиция детско-родительских эколого – краеведческих походов. В конце апреля наш поход проходил в парке «Свирская Победа» в рамках «маршрута выходного дня» и главное внимание родителей и воспитанников было обращено именно к «живым следам» фронтовых действий ещё сохранившимся в нашем парке.
Что мы знаем? | Что мы хотим узнать? | Как мы узнаем? |
- Наш парк называется «Свирская Победа», здесь есть музей, посвященный истории Лодейного Поля. Это окопы, смотровая установка и колпак, значит, у нас была война. | - Кто здесь воевал и почему здесь окопы и установки? - Почему у нас в городе есть такой парк, и какому событию он посвящён? - Почему в парке есть аллея Героев Свири? | Из видео – материалов интернет – ресурсов; - Из книг в библиотеке; - Из экскурсий в музее; - Спросим у прадедушек и прабабушек. |
- Разработка критериев мониторинга по освоению содержания проекта
Вопросы к мониторингу по проекту:
- Почему наш город отмечает День Свирской Победы?
- Как появился наш парк и почему его так назвали?
- Что могут рассказать сохранившиеся «следы сражений» в нашем парке?
- Как называются монументы в парке и Братском Кладбище, освещающие историю и героическое прошлое нашего города?
- Что означают фотографии на стенде – баннере возле театра «Апрель»?
- Что ты знаешь о форсировании реки Свирь? Чем знаменательно это сражение?
- Как называется главная аллея в нашем парке?
- Почему мы должны хранить и передавать память о Свирской Победе другим поколениям?
Оценка проводится по 3 бальной шкале.
Сформированы – 3 балла (ребёнок даёт развёрнутые ответы на все вопросы):
На стадии формирования - 2 балла (ребёнок отвечает на все вопросы частично, использует помощь взрослого)
Не сформированы – 1 балл (ребёнок затрудняется ответить на большую часть вопросов)
Данные мониторинга:
- Составление плана по реализации проекта с учётом принципа интеграции образовательных областей в ходе всех видов детской деятельности
План по реализации проекта с учётом принципа интеграции образовательных областей в ходе всех видов детской деятельности
Образовательные области | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Деятельность в ходе режимных моментов |
«Познавательное развитие» | Беседы: «День Свирской Победы - любимый праздник» «Ведь наш берег левый, а их берег правый: кто такие белофинны и как они обосновались на правом берегу? Просмотр презентации «Укрепстроения Белофиннов на правом берегу Свири в годы Вов» «Им было всего восемнадцать и двадцать». «Почему наш парк имеет такое название и как он появился?» НОД: Игра – викторина «Что мы знаем о Свирской Победе?» Разработка схемы маршрута «Наследники Свирской Победы спешат по фронтовому следу!» Игры – эксперименты с водой и плотиками «переправа» Дидактические игры: «Отгадай, что снял фотограф?» - военное событие, «О чём рассказала ложка бойца?» Конструирование из бумаги «Плот» | Рассматривание альбомов: «О чём рассказала старая фотография?» Просмотр фотографий и иллюстраций книги «Памятники фортификации XX века на территории Ленинградской области» Просмотр фотографий и иллюстраций фронтовых действий на Свири «Наш парк» Д/И « Что мы знаем о парке?» Работа с макетом «Переправа» с использованием ландшафтного стола Рассматривание старых иллюстраций нашего парка до 1968 года. Эксперименты с природным материалом и искусственным, усиление предметами для течения реки. Создание и обыгрывание макета «Наша река и переправа» с ландшафтным столом с использованием игры «Что мы знаем о реке?» | Интервью «Что есть в нашем парке?» Ситуативные беседы: «Что означают слова: «окоп», «траншеи», «смотровая установка», «бронезащитный колпак»? Беседы по теме «О чём думал солдат перед переправой?» Словесно - речевая игра «Наш парк какой?» Игры – лабиринты «Куда ты пришёл?» Рассматривание фотографий с экспонатами парка и мемориала «Указ» Рассматривание исторических и современных фотографий с достопримечательностями города Игра «Проверка на плавучесть» Раскрашивание по образцу «Военная техника» Рассматривание картинок на воспитание культуры поведения в общественных места. Проблемная ситуация: «Должны ли уметь плавать Герои Свири?» |
«Социально- коммуникативное развитие» | Экскурсии пешеходные по аллеям парка Цикл интегрированных занятий в историко-краеведческом музее: Война. 1941. Лодейное Поле» «Блокада Ленинграда «Солдатские будни» Экскурсия в центральную детскую библиотеку на интегрированное занятие « Им было всего – восемнадцать и двадцать!» — о подвиге Героев-Свирцев Экскурсия в центральную районную библиотеку на выставку художественной литературы по теме «Переправа» Просмотр видео роликов из архива сайта «Свирские берега»: «Переправа», «Приказано забыть» Сюжетно – ролевая игра «Штаб Армии» Игры с макетированием на ландшафтном столе «Знамя Карельского Фронта на главном Параде Победы!» | Игры с ландшафтным столом — «Макет парка» Д/И «Что мы знаем о жизни города в войну?» рассматривание альбомов и репродукций картин по теме «Блокада» «Я рисую в прошлое!» - письмо-рисунок солдату - герою Рассматривание экспонатов и фотографий, посвящённых Победе на Свири в групповом мини-музее «Живые следы войны» Рассматривание книги А.С.Бабкин, В.К. Бурнос «98 гвардейская воздушно-десантная Свирская Краснознамённая ордена Кутузова II степени дивизия» сопутствующие сюжеты: «Военный госпиталь», «Укрепительные сооружения для боя» Работа с макетами «Красная площадь» и « Парад военной техники». | Ситуативные беседы «Рассматривание фотографий с достопримечательностями города в альбоме «С фотоаппаратом по городу» Рассматривание фотографий с экспозицией музея по теме «Война . 1941. Лодейное Поле» Слушание песни М. Исаковского и Блантера «В лесу прифронтовом» - любимая песня Героя Свири Немчикова Рассматривание фото Героев Свири
Рассматривание сюжетных картин по теме «Правила поведения в библиотеке» Д/И «Военные профессии» Ситуативная беседа «Что такое парад?» |
«Речевое развитие» | Словесно - речевые игры: «Наш парк - какой?», «О чём рассказала старая фотография?», «Загадай — мы отгадаем!», «Чего в нашем и парке городе много?», «Я знаю пять названий» — историко-героические объекты в городе. «Разучивание поговорок о войне» Составление описательных рассказов об экспонатах группового мини – музея «Живые следы истории» с использованием мнемотаблиц. Разучивание отрывков стихотворений: Нины Трошевой «На окраине милого города», Татьяны Прокофьевой «Война. Сорок первый. Лодейное Поле». Разучивание физминутки «Люблю по городу гулять!» | Игры в парах «Я загадаю – ты отгадай!» Д/И «Назови, что ты видишь» Рассматривание альбомов и фотографий с объектами воинской Славы города . Рассматривание экспонатов и фотографий, загадывание описательных загадок «Что я загадал?» про экспонаты мини - музея Рассматривание иллюстраций и фотоматериалов для разучивания стихотворений. | Интервью: «Расскажи о нашем парке» - Закрепление названий аллей Д/И «Расскажи и покажи» Словесно-речевая игра «Продолжи предложение». Рассказывание стихотворений друг другу. |
«Художественно-эстетическое развитие» | Чтение отрывков из книг К. Бакбергенова «Жизнь полной борьбы» ( стр. 75), К.И. Румянцева «Сражение на Свири», А.С.Бабкин, В.К. Бурнос «98 гвардейская воздушно-десантная Свирская Краснознамённая ордена Кутузова II степени дивизия» отрывков стихотворений : О. Будариной, Т.Прокофьевой, А. Гушана, Н.Трошевой. и др. Рисование: «Салют Победы над Свирью», «Любимый парк» Аппликация в технике торцевания «Вечный огонь» | Рассматривание репродукций картин, посвящённых теме Великой Отечественной войны | Рассматривание книжных фотографий |
«Физическое развитие» | Эколого-краеведческий оздоровительный поход в парк «Свирская победа» Пальчиковая гимнастика «Это улица моя!» «Это город! Как хорош он!» Физминутка: «Люблю по городу гулять!» Музыкальная ритмическая гимнастика: «Наша Армия самая сильная», Марш «Служить России» Подвижные игры: «Переправа через реку», «Сапёры». Игры – соревнования: «Кто быстрее доставит пакет с донесением?», « Сам успевай и товарища выручай!», «Помоги раненому бойцу!» | «Маршрут – схема похода» Просмотр видео к песне – маршу «Служить России» | П/И «Собери рюкзак в дорогу» Разучивание пальчиковых гимнастик и физминутки Игра – соревнование в парах «Перетягушки» |
Разработка конспектов совместной организованной деятельности педагога с детьми .
- Организация предметно – пространственной среды в группе: уголка патриотического воспитания и краеведения, мини- музея «Живые следы войны».
- Разработка содержания Книги Памяти «Наследники Свирской Победы спешат по фронтовому следу!»
- Составление плана совместного взаимодействия с социальными партнёрами в проекте
План совместных мероприятий с социальными партнёрами
Социальный партнёр | Мероприятие | Ожидаемый продукт | Социальный эффект |
Лодейнопольский историко -краеведческий музей | Пешеходная экскурсия по аллеям парка «Свирская Победа» Занятия в музее: «Война. 1941. Лодейное Поле» «Блокада Ленинграда «Солдатские будни» | Создание карты – маршрута для Книги памяти. Подборка фотографий по теме «Лодейное Поле в годы войны» Создание макета «Дорога жизни» с изготовлением полуторок из спичечных коробков «Письмо – треугольник» из настоящего – солдату в прошлое | Обогащение социально - эмоциональной сферы детей Формирование навыков продуктивной и познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности. Воспитание ценностного отношения к памяти героев, победивших фашизм. |
Детский центр эстетического развития Детская библиотека | Занятие « Им было всего – восемнадцать и двадцать!» - о подвиге Героев - Свирцев | Создание макета реки и плотов, исследовательская деятельность «Переправа на плотах» | Обогащение познавательной сферы детей, развитие творческих и коммуникативных способностей |
Лодейнопольская межпоселенческая библиотека | Занятие по теме « Свирь помнит своих героев»; Выставка художественной литературы, посвящённая дню Свирской победы. | Выставка книг, посвящённая Свирской Победе, подборка информации для Книги Памяти | Обогащение познавательной сферы детей, патриотическое воспитание, воспитание гражданской ответственности |
Музей «Живая связь времён» - Лодейнопольская СОШ №3 | Занятие - экскурсия в школьный музей боевой славы «Страницы живой истории» | Включение родителей в организацию мини-музея в группе «Живые следы войны» Игра – викторина с презентацией «Что мы знаем о Свирском сражении?» | Обогащение познавательной сферы детей, воспитание патриотического сознания и причастности к истории родного города |
Лодейнопольский отдел образования | районный фестиваль «Свирские звёздочки» | Ушаков Алексей, Яковлева Полина и Фалтинова Екатерина представляют отрывок стихотворения Татьяны Прокофьевой «Война. Сорок первый. Лодейное Поле» | Развитие эмоционально- нравственной сферы детей, умение передавать историческую память посредствам стихотворных форм. |
Лодейнопольская СОШ №2 - музей «Блокадник» | Экскурсия в музей «Блокадник» | Подбор интернет – информации по теме «Игрушки в военное время» для тематического занятия «Игрушки и игры военной поры» | Обогащение эмоционально- нравственной сферы детей, воспитание ценностного отношения к мирному существованию . |
Взаимодействие с родителями:
- Формирование установки на включение в совместный проект
- Анкетирование на выявления уровня заинтересованности родителей.
- Подбор консультативного и информационного материала для стендовой информации «Роль семьи в воспитании старших дошкольников - патриотами и маленькими гражданами родного города»
- Мастер - класс «Поиск – находка – игра!» - рекомендации родителям по подбору материала для Книги Памяти и мини - музея.
- Участие родителей в фотовыставке « Спасибо деду за Победу!»
- Творческая мастерская в кругу семьи – «Подарок - открытка «Детям войны»
- Участие родителей в акции:
«Зелёный островок Эколят в память о воинах, погибших во время Великой Отечественно войны» - озеленение памятника форсирования реки
- Участие родителей в итоговом событии проекта – военно – патриотической игре – путешествие по станциям «Наследники Свирской Победы спешат по фронтовому следу».
II этап – практический. Реализация проекта.
Цель: Реализация задач по проекту.
Реализация задач воспитательно-образовательного процесса осуществляется по образовательным областям в непосредственной образовательной деятельности и совместной образовательной деятельности педагога с детьми и в режимных моментах в тесном взаимодействии с семьями воспитанников и социальными партнёрами.
III этап – заключительный.
Цель: Подведение итогов проекта.
Итоговое событие – презентация проекта для родителей и педагогов ДОУ.
Реализация проекта позволила расширить знания детей об историческом и героическом прошлом родного города, нашем всеобщем любимице - парке «Свирская Победа». Результатом правильно организованной работы являются высокие показатели мониторинга по проекту, формирование у детей осознанности, ответственности за свои поступки, ценностных ориентиров поведения.
Итоги освоения содержания и достижения ребенка в проекте
1. Ребёнок проявляет любознательность к истории и Воинской славе родного города и парка.
2. Воспитанник имеет представления об историческом и героическом прошлом города и парка, знает и рассказывает о роли Свирской Победы в истории страны и их значении.
3. Имеют представления о военных событиях и могут рассказать исторические факты, посвящённые форсированию Свири.
4. С удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-макетов, связанных с познанием военных событий малой Родины.
5. Ребенок проявляет инициативу в социально-значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет, стремится выразить позитивное отношение к пожилым людям.
6. Отражает свои впечатления в предпочитаемых видах деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.
Данные мониторинга:
Продукты проекта:
- Книга памяти «Наследники Свирской Победы спешат по фронтовому следу»;
- Мини – музей «Живые следы войны»
- Макет «Переправа»
- Макет «Знамя Карельского Фронта на главном Параде Победы»
Акции проекта:
- «Зелёный островок Эколят в память о воинах, погибших во время
Великой Отечественно войны» - озеленение памятника «Форсирования реки»
- «Подарок - открытка «Детям войны»
Портфолио проекта:
- Сценарий детско-родительской военно-патриотической игры-путешествие по станциям «Наследники Свирской Победы спешат по фронтовому следу»
- Презентация
- Видеоматериалы о проекте.
Список литературы
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, М, «Просвещение» 2009, УДК 37.01 ББК 74.202.
2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" [электронный ресурс] // режим доступа: https://sch1251.
3. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников, М.; ЦГЛ, 2005.
4. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содержание, методики, новые формы. Потаповская О.// Дошкольное воспитание . – 2006. - №1.
5. Ленинградская область для детей. Пособие для педагогов системы дошкольного образования Ленинградской области. Н. В. Тимофеева, Н. В. Бурим, Л. В. Немченко, С. В. Прокопчук, Издательство «НИЦ АРТ», 2016.
6. Великая Отечественная война в памяти поколений [Электронный ресурс]. URL: https://infourok .ru/velikaya-otechestvennaya-voyna-v-pamyati-pokoleniy-2981871.html.
7. Расскажем детям о Великой Отечественной войне [Электронный ресурс]. URL: http://65kgspb.caduk.ru/p369aa1.html.
8. Доронова Т. Н., Соловьева Е. В., Жичкина А. Е. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития: Метод. руководство для работников ДОУ. М., 2001.
9. Ковалева Г. А. Воспитание маленького гражданина: Практ. пособие для работников ДОУ. М., 2005.
10. Пакулова О. А. Патриотическое воспитание в ДОУ // Молодой ученый. 2016. № 26. С. 674-676.
Предварительный просмотр:
«Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №14 «Улыбка»
Методическая разработка
военно-патриотической, детско-родительской игры-путешествия по станциям
«Мы – наследники Свирской Победы!»
Составил воспитатель:
Е.Н.Голубева
Лодейное Поле, 2020 г.
Цель: Закрепление знаний о героическом прошлом и приобщение к культурному наследию малой Родины в совместном детско-родительском мероприятии в форме военно-патриотической игры - путешествия по территории парка «Свирская Победа».
Задачи:
1.Формировать и поддерживать интерес к истории Свирской Победы и заслугам воинов, отстоявших победу за нашу Родину.
2. Вовлекать родителей в образовательный процесс.
3. Воспитывать чувство коллективизма, настойчивости в достижении поставленной цели.
Участники мероприятия: дети, родители, педагоги группы «Лучики», сотрудники Лодейнопольского историко- краеведческого музея: Скобцова Регина Николаевна, Дмитриева Светлана Викторовна, инструктор по физической культуре Стёпичева Зоя Анатольевна, музыкальный руководитель Беляева Елена Владимировна.
Данная методическая разработка создана, чтобы в игровой форме развивать у детей старшего дошкольного возраста чувство патриотизма , гордости, важнейшие духовно-нравственные и социальные ценности. Игра – путешествие - игровая педагогическая технология и форма взаимодействия педагога, детей и родителей , которая формирует умения решать определённые задачи на основе компетентного выбора через реализацию сюжета. А использование в данной разработке разнообразных методов и приёмов (словесные, наглядные и практические) позволяет акцентировать внимание детей на теме мероприятия.
Ожидаемый результат:
- возрастание интереса у родителей к образовательному процессу в ДОО;
- укрепление семейных взаимоотношений в ходе игровой деятельности родителей и детей;
- осознание важности духовно-нравственного и патриотического воспитания детей;
- развитие чувств гордости за малую Родину, уважения к её исторической памяти;
- умение договариваться в коллективе и согласованно выполнять совместную деятельность.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы, игры с макетами «Переправа», «Знамя Карельского фронта на главном параде Победы», экскурсии в парк «Свирская Победа» , в историко-краеведческий музей и школьный музей «Живая связь времён», рассматривание печатных изданий и экспонатов мини – музея «Живые следы войны», создание Книги памяти «наследники Свирской Победы спешат по фронтовому следу».
Материалы и оборудование:
Костюмы солдат, георгиевские ленточки, пилотки; заготовки для макета «Вечный огонь» : для родителей - звезда и султанчики жёлтого цвета на каждого ребёнка; маршрутный лист, воздушные шары (на каждого ребёнка), аудио записи, конверты с вопросами – заданиями для педагогов с фотографиями и дидактическим материалом по теме станции маршрута, спортивные атрибуты; заготовки медалей с буквой с оборотной стороны для сбора слова «Салют».
Дети и родители группы находятся на площадке возле историко-краеведческого музея.
Ведущий: - Дорогие ребята! Дорогие родители! Сегодня мы находимся на территории парка «Свирская Победа» . Само название парка говорит о том, что оно посвящено замечательному событию в жизни нашего небольшого городка и огромной страны - Свирской Победе! Победа была нелёгкой, многие погибли, защищая наших близких и родных, нас с вами. Чтобы мы помнили тех, кто отдал свою жизнь за наше мирное и счастливое время, память о погибших воинах чтут минутой молчания. Давайте и мы ею выразим благодарность павшим героям. Проводится минута молчания.
Пусть запомнят наши дети,
Пусть запомнят наши внуки,
Как сражались мы с врагами
У широких Свирских вод.
Проносили наши руки
Огневую, боевую
Славу русскую – вперёд.
Эти стихи были написаны капитаном Александром Ивановым 30 июня 1944 года.
Наша игра – путешествие будет проходить под девизом:
Позабыть - не имеем мы права,
Те года, что овеяны славой!
И своим мы расскажем детям,
Как народ наш врагу ответил,
Как прошёл сквозь огонь и беды:
Мы - наследники Свирской Победы! (дети отвечают хором)
Сегодня нам выпал шанс показать всем, что вы тоже достойны памяти и славы наших прадедов. Сделать это вы сможете, пройдя через сложные испытания, которые мы вам приготовили. На карте маршрута указаны места секретных станций с заданиями. Мы разделимся на две команды. Команда родителей «Память» и команда детей «Слава». Только выполнив все задания, вы получаете заслуженную награду с буквой, их будет пять, из которых мы сможем сложить засекреченное слово.
Команды получают маршрутные листы и следуют схеме маршрута к станции, указанной цифрой и фотографией на схеме.
1 – станция «Траншейная»
Вопросы на тематику мероприятия:
Как называется это оборонительное сооружение?
Какие ещё сооружения вы видели в нашем парке?
Найдите фотографии, которые рассказывают , что наш город держал оборону?
Как назывались захватчики во время Великой Отечественной войны, которые оккупировали наш город?
На каком берегу находились оккупанты?
Сколько дней находился наш город в оккупации?
Какой памятник в нашем городе рассказывает о днях обороны?
Участники получают награду и продолжают маршрут.
2 –я станция «Аллея Героев»
Вопросы и задания на тематику мероприятия:
Как называется эта аллея?
В честь кого она названа?
В этих конвертах зашифрованы награды Великой Отечественной войны. Ваша задача: собрать пазлы и назвать эти награды. («Звезда Героя», «Орден Отечественной войны», Медаль «За Отвагу!»)
Назовите самую высокую награду?
Чем отличается орден от медали?
(Орден может быть любой формы, часто виде звезды. Это более высокая награда , чем медаль. Медаль имеет круглую форму)
Во время аккупации наш город был заминирован.
Кто принимал участие в разминировании ? Дувушки – минёры – школьницы. Ваша задача обезвредить мины, которые оставлены противником на зелёном пяточке в траве. (Участники обходят территорию и «разминируют» спрятанные в траве «мины»)
Игра «Минёры».
3-я станция «Выставочная» ( возле музея)
Вопросы и задания по теме мероприятия:
Как называется наш парк?
Почему ему дали такое название?
Когда был построен наш парк?
Почему его считают уникальным и единственным в России парком – мемориалом?
Перед вами фотографии парка: определите и разложите фотографии на две группы: современный парк и парк до 1968 года.
Игра «Чего не стало в парке?» (по типу игры «Найди отличия»)
4-я станция «Переправа» (баннер у сцены)
Вопросы на тематику мероприятия:
Кто изображён на баннере?
Кто такие герои? Что такое подвиг?
Почему переправу героев – смельчаков назвали «Ложным десантом»?
Сколько героев – добровольцев участвовали в «Ложном десанте»?
Кто из героев был самым юным?
Почему нужна была переправа на плотах ?
Назовите дату переправы?
Переправа нужна была, чтобы отвлечь противника и нанести ему точечный удар. Быть точным и внимательным - это снайперские качества. И сейчас мы проверим справитесь ли вы с задачей снайпера.
Игра «Попади в цель»
5-я станция «Памятник – приказ»
Вопросы по теме мероприятия:
Как называется этот памятник?
Из скольких орудий произвели залпы в Москве?
Почему Свирская Победа имела большое значение?
Как называется знамя, которое несли на главном Параде Победы?
Как мы сейчас называем людей, прошедших войну и доживших до наших дней? Что мы должны сделать, если встретим ветерана? (поклониться, поблагодарить)
После прохождения всех станций обе команды собираются для подведения итогов. Команда родителей «Память» и команда детей «Слава» составляют слово из полученных наград. Это слово «Салют».
Ведущий: На каждой станции вам вручали награды , из которых вы собрали слово «Салют». Эти воздушные шары как символ мира и свободы послужат и нам праздничным салютом. И чтобы мы помнили и не забывали о тех, кто отдал свою жизнь за нас, как во всех городах нашей большой страны мы с вами зажжём «Вечный огонь». Дети и родители собирают макет вечного огня.
После мероприятия дети и родители остаются на чаепитие под песни военных лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: "Почему улитка никогда не выходит из своего домика?"
Тип проекта: исследовательский, среднесрочныйЦели: Педагогическая: Развитие у детей 4-5 лет познавательных способностей и интереса к окружающему миру.Детская: Узнать, может ли улитка выйти из своего д...
Сценарий праздника в старшей группе, посвященному Дню защитника Отечества "Помнит сердце, не забудет никогда"
Сценарий праздника, посвященного 23 февраля в старшей группе детского сада...
Проект «Помнит сердце, не забудет никогда»
Проект «Помнит сердце, не забудет никогда»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13234248","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Игра - викторина «Помнит сердце, не забудет никогда»
Игра - викторина для детей старшего дошкольного возраста, посвящённая 75-летию победе в ВОВ...
Фотография "Быстро к финишу лечу, победу одержать хочу"
Фотография к творческому конкурсу "Ты в ГТО, а значит - в теме!"...
"Помнит сердце, не забудет никогда"
Проект по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников....
Выставка рисунков "Помнит сердце, не забудет никогда"
День Неизвестного солдата – это сравнительно новая памятная дата в российской истории. Впервые День Неизвестного солдата в нашей стране отметили в 2014 году. Этот п...