Использование метода “ментальные карты” в ДОУ
статья (старшая группа)
Метод ментальных карт помогает оформить информацию в ясной, привлекательной и убедительной форме, облегчает запоминание. Методика оказывается очень эффективной для всестороннего развития детей. На всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию словаря, речи. В результате применения интеллектуальных карт ребенок развивается: он не только учится усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mentalnye_karty.docx | 10.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование метода “ментальные карты” в ДОУ
При написании проекта для воспитанников старших групп на тему “Ребята, давайте жить дружно” я изучила литературу и интернет – ресурсы в поиске новых форм и методов и обратила внимание на методику составления ментальных карт. Она показалась мне с одной стороны, простой и удобной в использовании, с другой - достаточно интересной и информативной. Так вышло, что в процессе образовательной деятельности наши дети получают огромное количество информации, которую они не всегда в состоянии проанализировать и усвоить. Методика ментальных карт позволяет соединить в одно целое события и факты, показать их взаимосвязи, учит детей обобщать и рассуждать.
Что такое ментальные карты?
Термин “ментальная карта” был введен английским психологом Тони Бьюзаном и с английского языка дословно переводится, как «карта ума, мысли», а означает технику визуализации мышления, благодаря которой возможно запоминать большие объемы информации. Чтобы поток мыслей превратить во что-то более осмысленное и результативное, создание ментальных карт происходит посредствам упорядоченного плана в виде схем и рисунков. На сегодняшний день данный метод называют по-разному: “Карты ума”, “Интеллект карты”, “Карты знаний”, “Мыслительные карты”. Цель создания карты мыслей, по мнению Тони Бьюзана, это желание навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации.
В классических версиях основная идея рисуется в центре, а все дополнительные - вокруг. Можно рисовать ментальные карты слева направо, можно сверху вниз, можно “ромашкой” или “звездочкой”. Главное - фиксировать ход мыслей.
Если мы захотим создать ментальную карту на тему “Подарок”, то в центре нарисуем коробочку, которая будет отражением данного слова, его символическим сопровождением. Затем от нашего рисунка мы проведем красочные, четкие ветви (линии, шаги) первого порядка и отметим, что подарки могут быть оригинальными, традиционными, нематериальными, это также может быть техника и хобби. На линиях второго порядка мы можем расписать подробнее наши идеи. Например, от ветви, на которой написано, традициооные подарки, мы можем провести линии и дописать: одежда, книги, деньги, парфюм, косметика, посуда и тд. Когда мы заполним все ветви, то получим подробную информацию о том, что можно подарить и какими могут быть подарки. В результате выполненной работы, мы можем описать технологию создания ментальной карты:
1. Лист бумаги расположить горизонтально для удобного размещения рисунков или картинок, которые можно вырезать и наклеить (можно использовать любой формат бумаги: от бумаги размером А4 до ватмана)
2. В центре помещаем главную идею карты. Можно написать слово, нарисовать картинку, предмет и т. д.
3. Далее, разноцветными фломастерами проводим линии от слова, картинки, каждая является фрагментом темы в целом.
4. Каждая линия обозначается так же картинкой или словом.
5. В ветви добавляем детали, иллюстрации, символы и т. д.
Ребенку в детском саду совершенно не обязательно знать всю суть и философию создания ментальных карт. Детям нравится участвовать в процессе, и хочется, чтобы процесс был динамичный и веселый. Поэтому знакомство воспитанников с ментальными картами следует начинать, выбирая для начала самые простые понятия, знакомые ребенку. Составленная ментальная карта поможет ребенку начать видеть связи между объектами и явлениями, а также превращать все это в логическую интеллектуальную систему. Так, при реализации проектной деятельности, ментальные карты помогли ребятам средних и старших групп узнать, какими бывают эмоции и почему люди могут злится или радоваться, смогли самостоятельно сделать выводы о том, что дружба похожа на конфету, радугу, игрушку, она яркая, сладкая, живет в песочнице, детском саду, пахнет арбузом и яблоками.
Особенности работы с ментальными картами в детском саду:
Для воспитанников младшего и среднего дошкольного возраста ментальная карта является по сути демонстрационной, опорной таблицей.
Воспитанники старшего дошкольного возраста способны составить интеллектуальные карты по образцу и под руководством воспитателя. При этом дети говорят, что они считают важным, необходимым для размещения на карте по изучаемой теме, ищут ключевые слова. Результатом их деятельности становится творческий продукт.
Какие навыки позволяют развить ментальные карты?
- умение классифицировать;
- умение планировать;
- умение обобщать, размышлять;
- инициативность;
- самостоятельность;
- речь, умение составлять рассказы по лексическим темам;
- творчество, нестандартные решения.
Таким образом, метод ментальных карт помогает оформить информацию в ясной, привлекательной и убедительной форме, облегчает запоминание. Методика оказывается очень эффективной для всестороннего развития детей. На всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию словаря, речи. В результате применения интеллектуальных карт ребенок развивается: он не только учится усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии Ментальная карта
Ментальные карты – это технология графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления, благодаря которому мож...
Интеллектуальное развитие дошкольников посредством использования технологии "Ментальная карта"
Применение различных образовательных технологий и методик способствует приобретению дошкольниками интегративных качеств личности, а именно любознательности, активности. Технология "Ментальная кар...
Описание опыта работы на тему: «Использование метода ментальных карт в коррекционно–развивающей работе с детьми с ЗПР по формированию лексико–грамматических представлений».
Педагогический опыт направлен на оптимизацию коррекционно–развивающего и образовательного процесса, структуризацию изученного материала, представления новых знаний и формирования лексико&nd...
Использование метода ментальной интеллект – карты при работе с детьми дошкольного возраста
В статье описывается использование метода ментальной интеллектуальной карты. Это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способ...
Методическая разработка для воспитателей «Метод ментальных карт в деятельности ДОО»
Методическая разработка для воспитателей «Метод ментальных карт в деятельности ДОО»...
Технологическая карта занятия по теме: Н.Сладков "Медведь и солнце" с использованием метода "интеллект-карт".
Технологическая картаобразовательной деятельности с детьми 5-6 лет в старшей группе ФИО: Ильина Оксана Валерьевна, воспитатель первой квалификационной категории МДОУ Ухтуйский детский сад «...
Технологическая карта занятия по теме: Н.Сладков "Медведь и солнце" с использованием метода "интеллект-карт".
Технологическая карта занятия в старшей группе по развитию речи с использованием технологии "Интеллект - карта"...