Формирование речи детей младшего возраста посредством форм народного фольклора
учебно-методическое пособие (младшая группа)

Кузьмина Людмила Александровна

Материал предназнчен для педагогов групп младшего дошкольного  возраста "Формирование речи детей младшего возраста посредством форм народного фольклора"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование речи детей младшего возраста посредством форм народного фольклора

Людмила Александровна Кузьмина,

воспитатель МКДОУ «Введенский

детский сад общеразвивающего вида №3»,

 Кетовский район, Курганская область

В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи  у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных, так как дошкольный возраст – это период активного усвоения детьми разговорного  языка и развития всех сторон речи. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребенка настолько велико, что задачи по ее формированию занимают особое место в воспитании.

Слово является основным средством коммуникации и формой самовыражения малыша. Оно вводит ребенка в мир людей, помогает освоиться в нем и понять его, помогает осознать себя как индивидуальность и стать активным участником в жизни общества.. Слово служит средством регуляции  поведения ребенка. С помощью слова малыш познает предметное и природное окружение.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти достаточно времени, чтобы ребенок начал говорить. А мы должны приложить усилия, чтобы речь ребенка развивалась своевременно и правильно.

Проблема развития речи у дошкольников нашла отражение в трудах таких известных педагогов, как Феликса Алексеевича Сохина, Елизаветы Ивановны Тихеевой, Оксаны Семеновны Ушаковой, Надежды Федоровны Ладыгиной. В работах психологов, лингвистов, педагогов (Л.С.Рубенштейн, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, К.Д.Ушинский, Ф.А.Сохин) доказано, что через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.

Работая над развитием речи детей младшего возраста, я обратила внимание, что у многих отмечается недостаточность словарного запаса, возникают трудности в формировании грамматического строя и развитии связной речи. А ведь за речью ребенка важно следить с младенчества. Поэтому размышляя над вопросом развития речи маленьких детей, изучая методическую литературу, я выбрала путь, который мне показался самым верным – развивать речь воспитанников  через любовь к малому фольклору.

В то время как в технику внедряется компьютерезиция, развивается наука, наш родной язык начинает терять свою яркость, самобытность. Его заполнили иностранные слова, а язык компьютеров хоть и грамматически правильный, но лишен образности, окраски. В устном народном творчестве сохранились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о красоте, храбрости, правде, добре, верности, трудолюбии. Знакомя детей с загадками, сказками, потешками, мы развиваем их связную речь, приобщаем к общечеловеческим нравственным ценностям. Адресованные детям прибаутки, заклички, потешки звучат как ласковый говорок, выражая нежность, заботу, веру в благополучное будущее. В фольклоре оцениваются человеческие недостатки, жизненные позиции, воспитывается уважение к труду, восхваляются положительные качества. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником нравственного, познавательного развития детей, имеют большие возможности для развития речи ребенка. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи развития речи и наряду с основными приемами и методами речевого развития дошкольников можно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Некоторыми аспектами речевого развития дошкольников средствами малых форм фольклора занимались Ф.А.Сохин, А.М.Бородич, Ю.Г.Илларионова, О.С.Ушакова, Н.В.Казюк, Е.Н.Водовозова, В.В.Шевченко. Теоретики - педагоги и воспитатели – практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества средств народного фольклора.  

Для последующей своей работы я решила найти пути решения данных проблем и поставила перед собой цель: создать условия для развития речи детей младшего возраста посредством форм народного фольклора.

Исходя из всего этого определила задачи.

Развивающие:

  • Развивать речевые способности детей младшего возраста.
  • Формировать связную речь.
  • Расширять словарный запас.

Образовательные:

  • Расширить представления детей о разных формах фольклора (пестушки, заклички, потешки, колыбельные песни, приговорки).

Воспитательные:

  • Способствовать формированию открытости, доброжелательности, коммуникативности.
  • Обогатить детей новыми эмоциональными впечатлениями, доставить радость.

Я начала искать литературу, которая могла бы помочь составить план по развитию речи детей. Перечитала много статей и книг, касающихся этой проблеме. Среди источников мне попала книга О.К.Князевой и Л.Д.Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Знакомство с этой книгой побудило меня использовать устное народное творчество, самобытную русскую культуру для обучения детей правильной яркой речи. Работу по этому разделу я начала с детьми своей группы.

Жизненные процессы, такие как купание, одевание, сопровождающиеся словами, очень помогают ребенку. В эти моменты он запоминает и откликается, сопровождает слова действиями – притоптывает ногами, приплясывает, двигаясь в такт, прихлопывает. Это не только забавляет, но и радует малыша. При прослушивании малых фольклорных форм у детей снижается агрессивность.

Образовательную деятельность строю на основании следующих жанров фольклора: колыбельные песни, потешки, заклички, считалки, дразнилки, пословицы, поговорки, пестушки, загадки, приговорки, прибаутки, сказки. Они звучат ласково, выражая нежность, заботу, веру, благополучие и представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в совместно – партнерской, так и в организованной образовательной деятельности детей младшего возраста.

Знакомство малышей с фольклором начала с колыбельных песенок.

Колыбельные песни – песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их – монотонным мотивом и размеренным ритмом успокаивать и усыплять ребенка, а так же регулировать движение колыбели. Колыбельная песня является одним из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора – оберега. Преобладающие темы – убаюкивание, приглашение помощников для убаюкивания, мысли о будущем убаюкиваемого ребенка, нередко явления и предметы окружающей действительности, которые могут позабавить и заинтересовать ребенка, если бы только он понимал слова песни.

Детям нравится, когда я укладываю мишку или куклу спать. Беру игрушку на руки и начинаю петь ласково и выразительно, не забывая покачивать. Чтобы дети быстрее запомнили колыбельную песенку, показываю, как лает собачка Белолоба. Дети вместе просили её: «Ты собачка, не лай, Белолоба не скули». После таких обыгрываний, малыши быстрее запоминают песенки и переносят их в повседневную игру.

Следующим этапом было знакомство с потешкой – особым видом народного фольклора.  В потешке всегда действует один или два персонажа. Кроме того, потешка – художественное произведение, расчитанное на образное восприятие героев: и зайца, и волка, и лисы, и медведя. Потешка раскрывает характер героя: медведь – сильный, лиса – хитрая, волк – сердитый, белка – хлопотунья. Какие потешки мы с детьми заучивали? Это: «Водичка – водичка», «Тень – тень – потетень», «Огуречик – огуречик» и много других. Удачно подобранная потешка помогает во время кормления. Даже те дети, которые обычно плохо кушают, когда читаешь потешку, начинают есть с большим удовольствием.

Умница Настенька,

Ела кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

 Приучая детей мыть лицо, руки, можно использовать такую потешку:

«Водичка, водичка,

Умой моё личико…»

или

«Ай лады, лады, лады,

Не боимся мы воды…»

Это помогает детям запомнить и потешку, и последовательность процедуры.

Так же были подобраны потешки и пестушки для подъема детей, после сна. Поочередно поднимая детей, приветствую их пробуждение ласковой пестушкой.

«На косоньку потягушечки

На деточку порастушечки».

Собираться на прогулку с потешками веселее и легче.

«Вот они сапожки,

Это – с правой ножки,

Это – с левой ножки».

По мере усвоения материала, стала подбирать потешки более посложнее. Ставила перед детьми задачу не только запомнить потешку, эмоционально ее прочитать, но и самим попытаться её обыграть. Дети с удовольствием учились говорить как заяц, медведь, лисичка, двигаться, в зависимости от того, о ком потешка.

Корни детского фольклора уходят глубоко в историю. Среди них приговорки и заклички. Обращая внимание детей, во время прогулок, на природноые явления, через заклички учу радоваться солнцу, дождю, радуге, знакомлю с могучей силой природы.

«А ты радуга – дуга,

Ты высока и туга!

Не давай дождя,

Давай нам солнышка – колоколышка!»

В образовательной деятельности так же использую загадки.  В любой загадке предмет не называется, нужно самому догадаться, о чем речь. Чтобы легче было догадаться что в загадке, говорю на что похож предмет, или называю его таким словом, что сразу понимаешь, что это такое. Например: «Висит груша, нельзя скушать?» Что похоже на грушу? (лампочка). А если дети все таки затрудняются, то использую картинки – подсказки.

Работая над речью детей, большое внимание уделяю русским народным сказкам. Русские народные сказки – эффективный фактор развития речи. Сказка – дорогой и любимый гость и у малышей, и у детей постарше. Малыши с большим удовольствием слушают сказки: «Теремок», «Курочка ряба», «Репка», «Волк и семеро козлят». Сказки стараюсь не читать, а рассказывать. Когда воспитатель не смотрит в книгу, а на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком, тем самым воспитывает умение слушать и понимать монологическую речь. Народные сказки знакомят с красочностью и образностью родного языка, дают образцы ритмической речи. Дети быстро запоминают такие образы, как козлятушки – ребятушки, петушок – золотой гребешок, коза – дереза и другие. После рассказывания сказки провожу беседу, которая помогает детям лучше понять содержание, правильно оценить некоторые эпизоды, еще раз повторить интересные описания, сравнения.  

Одно не следует забывать, что встреча со сказкой – это прежде всего, воспитание чувств ребенка. Он должен не рассуждать, а наслаждаться услышанным. Это возможно лишь в том случае, когда ребенок запомнит хотя бы частично текст. Вопросы во время беседы должны быть разнообразными. Одни помогают обратить внимание на отдельное слово, эпизод, поступок, другие – точнее охарактеризовать героев сказки. Например: - Какая лиса в сказке «Колобок?»  -  хитрая,  -  говорят  дети.

Знакомя детей со сказками веду словарную работу, объясняю непонятные выражения, слова, рассказываю о назначении предметов, обозначенных этими словами. Эту работу провожу и при рассматривании иллюстраций к сказкам и потешкам. По иллюстрациям дети знакомились не только с героями сказок, но и с предметами быта, с природой, окружающей их.

Рассказывание сказок завершаю одной  из традиционных для русского народа концовок, например: «Так они жуют, пряники жуют, медом запивают, нас в гости приглашают».

Так же использую в своей работе считалки – вид русского игрового фольклора: рифмованные стишки, посредством произнесения которых проводится жеребьевка в играх детей. Считалки исполняются в особой манере, так, чтобы ударный слог или отдельное слово совпадали с указанием на одного из участников игры. Тот, на которого пришелся заключительный слог, выбывает из жеребьёвки. Считалка произносится до тех пор, пока не останется последний, которомц выпадает водить в игре. Жанр уникален в том отношении, что является стихотворным, но не песенным.

Очень нравятся детям пестушки и прибаутки. Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) – короткий стихотворный напев матерей и нянюшек, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребенка, которые он совершает в самом начале своей жизни.

Прибаутка (от слова баять или рассказывать) – это небольшой стишок, в котором присутствует сюжет – действующим персонажем может быть любое животное, птица или человек. Помимо того, что использование в повседневной жизни прибауток помогают детям познавать окружающий мир в веселой игровой форме, они развивают позитивное восприятие. В прибаутках использовала слова, которые несут эмоциональную окраску, настраивая ребенка на будущее здоровье, радость и счастье.

Одним из видов закликательных песен языческого происхождения – заклички. Они отражают  интересы и представления крестьян о семье и хозяйстве. Через все календарные песни проходит закликание богатого урожая, для себя просили счастья, богатства, здоровья. Заклички представляют собой обращение к радуге, солнцу, дождю и другим явлениям природы, а так же к животным и птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скоройшего прихода, на зиму жалуются.

Еще один жанр народного фольклора, с которым мы познакомились – это дразнилки. Они очень тесно связаны с прозвищами, употребление которых глубоко уходит корнями в древнюю Русь.  В крестьянской среде фамилий не было, их заменяли прозвища, которые давались человеку окружающими его людьми. В каждом из прозвищ отражалась какая- нибудь внешняя примета его носителя. От таких прозвищ и произошли дразнилки, которые по значению представляют собой рифмованные прозвища, развернутые в небольшие стихотворения.

Развивая речь детей, мы не только передаем знания, но и занимаемся воспитанием их душ. Следует шире использовать фольклор во всех его представлениях (песенки, потешки, сказки, пословицы, поговорки, хороводы). Кто может ещё назвать такой язык, который мог бы потягаться с русским народным языком по своим возможностям образности выражения мыслей, таким богатством сравнений метафор и эпитетов? Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – достойно завоёванного русской литературой и искусством.

Какой же язык мы оставим нашим детям? А ведь именно им творить и строить будущее.

Литература:

1. А. П. Усова «Русское народное творчество детскому саду», М. «Просвещение» 1972г.

2. Н. Орлова «Использование пословиц и поговорок в работе с детьми» «Д\В» – 1984 № 4

3. Л. Павлова «Фольклор для маленьких» «Д\В» – 1990 № 4, 1990 № 7, 1990 № 12

4. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

5. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. СПб,. 2008.

6. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

7. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

8. Загоруля Г.А., Мазурик А.М. «Путешествие в мир фольклора».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей младшего возраста посредством ознакомления с русской народной сказкой.

Доклад о влиянии русских народных сказок на развитие речи дошкольников....

Методическая разработка"Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством русского народного фольклора"

в фольклоре содержится жизнь народа,человеческий опыт, духовный мир русского человека....

Развитие речи детей младшего возраста посредством фольклора.

Развитие речи детей младшего возраста посредством фольклораСлово “фольклор” в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Корни детского фольклора уходят в старину. Он вп...

«Развитие речи детей младшего возраста через полиэлементность народного фольклора».

АКТУАЛЬНОСТЬ Младший дошкольный возраст имеет особое значение для речевого развития ребенка.Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в раз...