Формирование речи детей младшего возраста посредством форм народного фольклора
учебно-методическое пособие (младшая группа)
Материал предназнчен для педагогов групп младшего дошкольного возраста "Формирование речи детей младшего возраста посредством форм народного фольклора"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование речи детей младшего возраста посредством форм народного фольклора | 27.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование речи детей младшего возраста посредством форм народного фольклора
Людмила Александровна Кузьмина,
воспитатель МКДОУ «Введенский
детский сад общеразвивающего вида №3»,
Кетовский район, Курганская область
В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных, так как дошкольный возраст – это период активного усвоения детьми разговорного языка и развития всех сторон речи. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребенка настолько велико, что задачи по ее формированию занимают особое место в воспитании.
Слово является основным средством коммуникации и формой самовыражения малыша. Оно вводит ребенка в мир людей, помогает освоиться в нем и понять его, помогает осознать себя как индивидуальность и стать активным участником в жизни общества.. Слово служит средством регуляции поведения ребенка. С помощью слова малыш познает предметное и природное окружение.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти достаточно времени, чтобы ребенок начал говорить. А мы должны приложить усилия, чтобы речь ребенка развивалась своевременно и правильно.
Проблема развития речи у дошкольников нашла отражение в трудах таких известных педагогов, как Феликса Алексеевича Сохина, Елизаветы Ивановны Тихеевой, Оксаны Семеновны Ушаковой, Надежды Федоровны Ладыгиной. В работах психологов, лингвистов, педагогов (Л.С.Рубенштейн, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, К.Д.Ушинский, Ф.А.Сохин) доказано, что через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.
Работая над развитием речи детей младшего возраста, я обратила внимание, что у многих отмечается недостаточность словарного запаса, возникают трудности в формировании грамматического строя и развитии связной речи. А ведь за речью ребенка важно следить с младенчества. Поэтому размышляя над вопросом развития речи маленьких детей, изучая методическую литературу, я выбрала путь, который мне показался самым верным – развивать речь воспитанников через любовь к малому фольклору.
В то время как в технику внедряется компьютерезиция, развивается наука, наш родной язык начинает терять свою яркость, самобытность. Его заполнили иностранные слова, а язык компьютеров хоть и грамматически правильный, но лишен образности, окраски. В устном народном творчестве сохранились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о красоте, храбрости, правде, добре, верности, трудолюбии. Знакомя детей с загадками, сказками, потешками, мы развиваем их связную речь, приобщаем к общечеловеческим нравственным ценностям. Адресованные детям прибаутки, заклички, потешки звучат как ласковый говорок, выражая нежность, заботу, веру в благополучное будущее. В фольклоре оцениваются человеческие недостатки, жизненные позиции, воспитывается уважение к труду, восхваляются положительные качества. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником нравственного, познавательного развития детей, имеют большие возможности для развития речи ребенка. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи развития речи и наряду с основными приемами и методами речевого развития дошкольников можно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Некоторыми аспектами речевого развития дошкольников средствами малых форм фольклора занимались Ф.А.Сохин, А.М.Бородич, Ю.Г.Илларионова, О.С.Ушакова, Н.В.Казюк, Е.Н.Водовозова, В.В.Шевченко. Теоретики - педагоги и воспитатели – практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества средств народного фольклора.
Для последующей своей работы я решила найти пути решения данных проблем и поставила перед собой цель: создать условия для развития речи детей младшего возраста посредством форм народного фольклора.
Исходя из всего этого определила задачи.
Развивающие:
- Развивать речевые способности детей младшего возраста.
- Формировать связную речь.
- Расширять словарный запас.
Образовательные:
- Расширить представления детей о разных формах фольклора (пестушки, заклички, потешки, колыбельные песни, приговорки).
Воспитательные:
- Способствовать формированию открытости, доброжелательности, коммуникативности.
- Обогатить детей новыми эмоциональными впечатлениями, доставить радость.
Я начала искать литературу, которая могла бы помочь составить план по развитию речи детей. Перечитала много статей и книг, касающихся этой проблеме. Среди источников мне попала книга О.К.Князевой и Л.Д.Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Знакомство с этой книгой побудило меня использовать устное народное творчество, самобытную русскую культуру для обучения детей правильной яркой речи. Работу по этому разделу я начала с детьми своей группы.
Жизненные процессы, такие как купание, одевание, сопровождающиеся словами, очень помогают ребенку. В эти моменты он запоминает и откликается, сопровождает слова действиями – притоптывает ногами, приплясывает, двигаясь в такт, прихлопывает. Это не только забавляет, но и радует малыша. При прослушивании малых фольклорных форм у детей снижается агрессивность.
Образовательную деятельность строю на основании следующих жанров фольклора: колыбельные песни, потешки, заклички, считалки, дразнилки, пословицы, поговорки, пестушки, загадки, приговорки, прибаутки, сказки. Они звучат ласково, выражая нежность, заботу, веру, благополучие и представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в совместно – партнерской, так и в организованной образовательной деятельности детей младшего возраста.
Знакомство малышей с фольклором начала с колыбельных песенок.
Колыбельные песни – песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их – монотонным мотивом и размеренным ритмом успокаивать и усыплять ребенка, а так же регулировать движение колыбели. Колыбельная песня является одним из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора – оберега. Преобладающие темы – убаюкивание, приглашение помощников для убаюкивания, мысли о будущем убаюкиваемого ребенка, нередко явления и предметы окружающей действительности, которые могут позабавить и заинтересовать ребенка, если бы только он понимал слова песни.
Детям нравится, когда я укладываю мишку или куклу спать. Беру игрушку на руки и начинаю петь ласково и выразительно, не забывая покачивать. Чтобы дети быстрее запомнили колыбельную песенку, показываю, как лает собачка Белолоба. Дети вместе просили её: «Ты собачка, не лай, Белолоба не скули». После таких обыгрываний, малыши быстрее запоминают песенки и переносят их в повседневную игру.
Следующим этапом было знакомство с потешкой – особым видом народного фольклора. В потешке всегда действует один или два персонажа. Кроме того, потешка – художественное произведение, расчитанное на образное восприятие героев: и зайца, и волка, и лисы, и медведя. Потешка раскрывает характер героя: медведь – сильный, лиса – хитрая, волк – сердитый, белка – хлопотунья. Какие потешки мы с детьми заучивали? Это: «Водичка – водичка», «Тень – тень – потетень», «Огуречик – огуречик» и много других. Удачно подобранная потешка помогает во время кормления. Даже те дети, которые обычно плохо кушают, когда читаешь потешку, начинают есть с большим удовольствием.
Умница Настенька,
Ела кашу сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Приучая детей мыть лицо, руки, можно использовать такую потешку:
«Водичка, водичка,
Умой моё личико…»
или
«Ай лады, лады, лады,
Не боимся мы воды…»
Это помогает детям запомнить и потешку, и последовательность процедуры.
Так же были подобраны потешки и пестушки для подъема детей, после сна. Поочередно поднимая детей, приветствую их пробуждение ласковой пестушкой.
«На косоньку потягушечки
На деточку порастушечки».
Собираться на прогулку с потешками веселее и легче.
«Вот они сапожки,
Это – с правой ножки,
Это – с левой ножки».
По мере усвоения материала, стала подбирать потешки более посложнее. Ставила перед детьми задачу не только запомнить потешку, эмоционально ее прочитать, но и самим попытаться её обыграть. Дети с удовольствием учились говорить как заяц, медведь, лисичка, двигаться, в зависимости от того, о ком потешка.
Корни детского фольклора уходят глубоко в историю. Среди них приговорки и заклички. Обращая внимание детей, во время прогулок, на природноые явления, через заклички учу радоваться солнцу, дождю, радуге, знакомлю с могучей силой природы.
«А ты радуга – дуга,
Ты высока и туга!
Не давай дождя,
Давай нам солнышка – колоколышка!»
В образовательной деятельности так же использую загадки. В любой загадке предмет не называется, нужно самому догадаться, о чем речь. Чтобы легче было догадаться что в загадке, говорю на что похож предмет, или называю его таким словом, что сразу понимаешь, что это такое. Например: «Висит груша, нельзя скушать?» Что похоже на грушу? (лампочка). А если дети все таки затрудняются, то использую картинки – подсказки.
Работая над речью детей, большое внимание уделяю русским народным сказкам. Русские народные сказки – эффективный фактор развития речи. Сказка – дорогой и любимый гость и у малышей, и у детей постарше. Малыши с большим удовольствием слушают сказки: «Теремок», «Курочка ряба», «Репка», «Волк и семеро козлят». Сказки стараюсь не читать, а рассказывать. Когда воспитатель не смотрит в книгу, а на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком, тем самым воспитывает умение слушать и понимать монологическую речь. Народные сказки знакомят с красочностью и образностью родного языка, дают образцы ритмической речи. Дети быстро запоминают такие образы, как козлятушки – ребятушки, петушок – золотой гребешок, коза – дереза и другие. После рассказывания сказки провожу беседу, которая помогает детям лучше понять содержание, правильно оценить некоторые эпизоды, еще раз повторить интересные описания, сравнения.
Одно не следует забывать, что встреча со сказкой – это прежде всего, воспитание чувств ребенка. Он должен не рассуждать, а наслаждаться услышанным. Это возможно лишь в том случае, когда ребенок запомнит хотя бы частично текст. Вопросы во время беседы должны быть разнообразными. Одни помогают обратить внимание на отдельное слово, эпизод, поступок, другие – точнее охарактеризовать героев сказки. Например: - Какая лиса в сказке «Колобок?» - хитрая, - говорят дети.
Знакомя детей со сказками веду словарную работу, объясняю непонятные выражения, слова, рассказываю о назначении предметов, обозначенных этими словами. Эту работу провожу и при рассматривании иллюстраций к сказкам и потешкам. По иллюстрациям дети знакомились не только с героями сказок, но и с предметами быта, с природой, окружающей их.
Рассказывание сказок завершаю одной из традиционных для русского народа концовок, например: «Так они жуют, пряники жуют, медом запивают, нас в гости приглашают».
Так же использую в своей работе считалки – вид русского игрового фольклора: рифмованные стишки, посредством произнесения которых проводится жеребьевка в играх детей. Считалки исполняются в особой манере, так, чтобы ударный слог или отдельное слово совпадали с указанием на одного из участников игры. Тот, на которого пришелся заключительный слог, выбывает из жеребьёвки. Считалка произносится до тех пор, пока не останется последний, которомц выпадает водить в игре. Жанр уникален в том отношении, что является стихотворным, но не песенным.
Очень нравятся детям пестушки и прибаутки. Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) – короткий стихотворный напев матерей и нянюшек, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребенка, которые он совершает в самом начале своей жизни.
Прибаутка (от слова баять или рассказывать) – это небольшой стишок, в котором присутствует сюжет – действующим персонажем может быть любое животное, птица или человек. Помимо того, что использование в повседневной жизни прибауток помогают детям познавать окружающий мир в веселой игровой форме, они развивают позитивное восприятие. В прибаутках использовала слова, которые несут эмоциональную окраску, настраивая ребенка на будущее здоровье, радость и счастье.
Одним из видов закликательных песен языческого происхождения – заклички. Они отражают интересы и представления крестьян о семье и хозяйстве. Через все календарные песни проходит закликание богатого урожая, для себя просили счастья, богатства, здоровья. Заклички представляют собой обращение к радуге, солнцу, дождю и другим явлениям природы, а так же к животным и птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скоройшего прихода, на зиму жалуются.
Еще один жанр народного фольклора, с которым мы познакомились – это дразнилки. Они очень тесно связаны с прозвищами, употребление которых глубоко уходит корнями в древнюю Русь. В крестьянской среде фамилий не было, их заменяли прозвища, которые давались человеку окружающими его людьми. В каждом из прозвищ отражалась какая- нибудь внешняя примета его носителя. От таких прозвищ и произошли дразнилки, которые по значению представляют собой рифмованные прозвища, развернутые в небольшие стихотворения.
Развивая речь детей, мы не только передаем знания, но и занимаемся воспитанием их душ. Следует шире использовать фольклор во всех его представлениях (песенки, потешки, сказки, пословицы, поговорки, хороводы). Кто может ещё назвать такой язык, который мог бы потягаться с русским народным языком по своим возможностям образности выражения мыслей, таким богатством сравнений метафор и эпитетов? Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – достойно завоёванного русской литературой и искусством.
Какой же язык мы оставим нашим детям? А ведь именно им творить и строить будущее.
Литература:
1. А. П. Усова «Русское народное творчество детскому саду», М. «Просвещение» 1972г.
2. Н. Орлова «Использование пословиц и поговорок в работе с детьми» «Д\В» – 1984 № 4
3. Л. Павлова «Фольклор для маленьких» «Д\В» – 1990 № 4, 1990 № 7, 1990 № 12
4. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.
5. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. СПб,. 2008.
6. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
7. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
8. Загоруля Г.А., Мазурик А.М. «Путешествие в мир фольклора».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическая выставка для родителей "Развитие связной речи детей старшего возраста через русский народный фольклор"
Русский народный фольклор...
Развитие речи детей младшего возраста посредством ознакомления с русской народной сказкой.
Доклад о влиянии русских народных сказок на развитие речи дошкольников....
Методическая разработка"Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством русского народного фольклора"
в фольклоре содержится жизнь народа,человеческий опыт, духовный мир русского человека....
Развитие активной речи детей раннего возраста посредством русского народного фольклора
Русское народное творчество...
Развитие речи детей младшего возраста посредством фольклора.
Развитие речи детей младшего возраста посредством фольклораСлово “фольклор” в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Корни детского фольклора уходят в старину. Он вп...
«Развитие речи детей младшего возраста через полиэлементность народного фольклора».
АКТУАЛЬНОСТЬ Младший дошкольный возраст имеет особое значение для речевого развития ребенка.Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в раз...