Проект "Чистота-залог здоровья"
проект

 Современный мир развивается стремительно и динамично. Инновационные технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности человека. И будущим специалистам потребуется всесторонняя подготовка и знания из самых разных областей технологии, естественных наук и инженерии. Обучение и воспитание таких специалистов необходимо начинать уже в дошкольном возрасте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proek_chistota_-_zalog_zdorovya.docx464.21 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Чистота-залог здоровья»

  1. Пояснительная записка.

    Современный мир развивается стремительно и динамично. Инновационные технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности человека. И будущим специалистам потребуется всесторонняя подготовка и знания из самых разных областей технологии, естественных наук и инженерии. Обучение и воспитание таких специалистов необходимо начинать уже в дошкольном возрасте. Формирование навыков специалиста 21 века процесс сложный, но весьма интересный. Как ребенка дошкольного возраста научить критическому, системному, креативному мышлению, развить коммуникативные навыки и навыки работы в команде, и при этом раскрыть интерес к технологическим, инженерным и естественным наукам?

Мы эти вопросы пытаемся решить через STEAM1-образование, которое реализуется через программу дополнительного образования, которая состоит из пяти подпрограмм: «Дары Фрёбеля», «Основы программирования в дошкольном возрасте», «Конструирование», «Мультстудия», «Опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность». STEAM вдохновляет детей (будущее поколение изобретателей, новаторов и лидеров) проводить исследования как ученые, моделировать как технологи, конструировать как инженеры, созидать как художники, аналитически мыслить как математики, и играть как дети.

Хочу подчеркнуть, что, реализуя данную дополнительную программу, каждое занятие или проект в рамках программы мы пытаемся выстраивать таким образом, чтобы все пять направлений STEAM-технологии могли реализоваться в едином процессе.

К моменту проведения данной исследовательской работы, дети уже имеют представления о круговороте воды в природе, свойствах воды,

  1. STEAM – акроним, который состоит из слов science, technology, engineering, mathematics, art (наука, технология, инженерия, искусство, математика). Эти дисциплины связаны друг с другом и развиваются синхронно, причем быстрыми темпами. Вскоре появятся профессии, которые нам с вами даже сложно вообразить, но все они будут так или иначе касаться технологий в разрезе естественных наук.                      

положительно и отрицательно заряженных частицах, магнетизме и магнитом поле земли. Эти знания помогут детям более осмысленно усвоить информацию, полученную в результате реализации этого проекта.

Актуальность проекта: обновления содержания в системе дополнительного образования детей дошкольников через восполнение единства и целостности в восприятии окружающего мира, а объединение в одно целое каких-либо частей объекта, предмета, процесса (свойства которых часто изучаются в разных предметных областях) является реальным полем для реализации проекта.

Цель: стимуляция процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи:

  1. Развитие научного творчества и инициативы;
  2. Привитие практических навыков поиска, изучения и анализа информации;
  3. Расширение научного кругозора детей и формирование картины мира с научной точки зрения;
  4. Формирование логического, аналитического, системного, творческого мышления детей

Целевая аудитория проекта.

Дети 5-7 лет

Принципы и подходы к формированию содержания проекта.

  • Принцип системности.

Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

  • Принцип научности.

Осуществление деятельности на научной основе.

  • Принцип доступности и добровольности.

Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

  • Принцип совместной деятельности детей и взрослых.

Привлечение родителей и детей не всех этапах проектно- исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

  • Принцип обратной связи.

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

  • Принцип успешности.

Оценка успешности ученика должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

  • Принцип стимулирования.

Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

Планируемые результаты.

  1. Дети получат знания о там, что собой представляет пыль, какой она бывает, когда пыль вредна, а когда полезна, ее планетарное значение; узнают какие методы борьбы с пылью наиболее эффективны, как правильно проводить уборку и какими моющими средствами.
  2. Дети усовершенствуют навыки работы с лабораторным оборудованием; научаться работать с питательной средой, проводить наблюдения в условиях приближенным к лабораторным.
  3. Получат навык практического использования приобретенных знаний.

Этапы реализации проекта.

  1. Целевой этап.

На этом этапе работы мы обсуждаем с детьми почему выбрали именно эту тему, выдвигаем гипотезу, ставим цели (что мы должны сделать?) и определяем задачи (как мы это должны сделать?), а также обсуждаем этапы реализации целей и задач.

  1. Подготовительный этап.

На этом этапе мы проводим занятия с детьми на которых рассказываем, что такое пыль, какой она бывает, полезна или вредна пыль. Также дети готовят пространство для проведения эксперимента. Здесь дети делятся на группы по интересам: кто-то подбирает место для чашечек Петри, которые должны стоят в одинаковых условиях освещения, влажности. Если необходимо строят специальные подставки по собственному замыслу. Другие готовят тестовые листки и развешивают их в соответствии с требованиями эксперимента, проводя необходимые измерения. Третья группа готовит лабораторную посуду и приборы. Были и такие, кто занимался дизайном нашей мани лаборатории.

  1. Экспериментальный этап.

На этом этапе начинается самая интересная работа – проведение самого эксперимента.

  1. Аналитический этап.

На этом этапе дети каждые 3-4 дня проводят наблюдения. Обращают внимание на изменения, которые происходят, делают фотографии и описания к этим фотографиям, которые записываются воспитателем в дневник наблюдения.

  1. Этап выводов и практического применения знаний.

На этом этапе в дневник наблюдения оформляются выводы и обсуждаются варианты использования полученных знаний.

  1. Содержание проекта «Чистота – залог здоровья».

Актуальность выбранной темы проекта: проблемы здоровья всегда оставались и остаются актуальными. А в современном мире ученые борются не только за здоровье людей, но и за здоровье планеты в целом, а в частности предотвратить всемирное потепление и гибель Земли. Существует мнение, что если уменьшить пылевые потоки, то в атмосфере Земли будет меньше образовываться озоновых дыр, а это в свое время предотвратит таяние льдов.

Гипотеза: если понимать, как пыль наносит вред, научиться с ней правильно бороться, то можно сохранит свое здоровье и здоровье Земли.

Цель исследования: исследовать свойства и состав пыли, влияющие на здоровье, и выявить эффективность воздействия различных моющих средств и гигиенических процедур в борьбе с ней.

Задачи исследования:

1. Изучить состав пыли, ее вред и пользу.

2. Провести исследование по выращиванию бактерий и других микроорганизмов, находящихся в пыли.

3. Провести исследование по влиянию различных моющих средств на развитие бактерий и иных микроорганизмов.

2.Основная часть.

2.1. Аналитическая часть.

Занятие: Виды пыли, ее состав, польза и вред.

Цель: Изучить состав пыли, ее вред и пользу.

Пыль — мелкие твёрдые частицы органического или минерального происхождения. К пыли относят частицы меньшего диаметра от долей микрона и до максимального — 0,1 мм.

Вид пыли

Польза

Вред

Атмосферная:

Почвенная

Океаническая

Вулканическая

  1. Частично пыль защищает живых обитателей планеты от излишнего облучения ультрафиолетом.
  2. Значительное количество пыли оседает в океане и снабжает планктон необходимыми для его развития и роста, микроэлементами, особенно железом. Планктон, размножаясь, служит питанием для многих обитателей морей и океанов, а также поглощает из атмосферы углекислый газ и тем самым регулирует климат на Земле.
  3. Частички пыли участвуют в формировании облаков, являясь ядрами конденсации. Именно на пылинках, высоко в небе происходит конденсация водяных паров и образуются облака. Осадки выпадают на землю в виде – дождя, снега, града.
  4. Мельчайшие частицы пыли играют важную роль в рассеивании света в атмосфере. Благодаря микронным размерам, эти частицы не оседают на землю, постоянно поддерживаются в атмосфере благодаря турбулентным потокам.
  5. При столкновении частичек пыли друг с другом возникает статические заряды и частички пыли заряжаются в отрицательные и положительные, тем самым скапливают огромный электрический потенциал в атмосфере. Этим объясняются сильнейшие грозы в пустынях.
  6. Количество пыли в атмосфере оказывает большое влияние на климат. Частички пыли поглощают часть солнечной радиации, смягчая последствия глобального потепления.
  7. Некоторые виды птиц и животных «купаются» в пыли, чтобы избавиться от вредных насекомых.

Вид пыли

Польза

Вред

Промышленная

  1. Повышенное загрязнение воздуха промышленной пылью является одной из причин образование смога (грязевых облаков висящих над крупными городами), который причиняет ущерб экологии - здоровью людей и окружающей природе
  2.  Во многих производствах пыль является причиной профессиональных болезней. Например, свинцовая пыль в типографиях или угольная пыль в угольных копях, где она же часто является и причиной пожаров.

Вид пыли

Польза

Вред

Домашняя:

  • около 20% составляют компоненты неизвестного происхождения;
  • минеральные частицы — 35%;
  • частицы ороговевших чешуек кожи — 19%;
  • частицы текстильных и бумажных волокон — 12%;
  • пыльца от цветов — 7%;
  • разложившиеся органические вещества —3%;
  • всевозможные бактерии — 3%.

  1. Чарльза Вешлера из университета медицины и стоматологии Нью-Джерси, считает, что пыль помогает очищать воздух помещений от озона. Это происходит потому что, комнатная пыль содержит частички кожи человека и ряд химических соединений, способных взаимодействовать с озоном.
  1. в пыли могут присутствовать споры и вегетативные формы различных микроорганизмов, которые воздушным путем приводят к туберкулезу.
  2. с пылью разлетаются вирусы, вызывающие острые респираторные инфекции, ветряную оспу, краснуху, эпидемический паротит и т. д.
  3.  в пыли могут содержаться и возбудители паразитарных заболеваний, например, чесоточный клещ.
  4.  пыль при вдыхании оседает в легочной ткани, оказывая на нее механическое действие. В результате возрастает вероятность развития таких хронических заболеваний органов дыхания, как бронхит, эмфизема легких и т. д. 
  5. Особенно опасны пылинки минерального происхождения, частым источником является материал для утепления дома. У человека снижается иммунитет и могут образоваться злокачественные опухоли. При попадании её в продукты питания и питьевую воду развиваются лёгочные болезни и инфекционные заболевания.

  1. Исследовательская часть: Микроорганизмы, содержащиеся в домашней пыли.
  1. Исследование «Влияние гигиенических процедур на скопление пыли».

Цель: выявить какие гигиенические процедуры способствуют меньшему скоплению пыли.

Описание эксперимента.

На лист бумаги приклеивается скотч, далее эти листы размещаются по комнатам на одной высоте от пола.

1 комната, где будет проводиться только влажная уборка 1 раз в день.

2 комната, где будет проводиться только проветривание 2 раза в день.

3 комната, где будет проводиться и проветривание 2 раза в день, и влажная уборка 1 раз в день.

4 комната, где не будет проводиться никаких гигиенических процедур.

Результаты эксперимента.

Комнаты

3 день

5 день

7 день

1 – влажная уборка

незначительное количество ворсинок

Количество ворсинок увеличилось в два раза

Появились более длинные ворсинки, волоски.

2 – проветривание

незначительное количество ворсинок

Количество ворсинок увеличилось в двое, появились более длинные ворсинки, волоски

Количество ворсинок увеличилось еще в двое, они заняли все пространство скотча, но не очень плотно

3 – проветривание и уборка

Без изменений

незначительное количество ворсинок

Количество ворсинок увеличилось примерно в двое

4 – гигиенические процедуры не проводятся

Появились темные точки, и незначительное количество ворсинок

Появились длинные волоски,  текстильная пыль, ниточки, шерсть животных

Количество ворсинок, волосков стало очень много, которые легли на скотч ровным, плотным слоем

  1. Исследование «Скопление бактерий и иных микроорганизмов на различных предметах домашнего быта и влияние на них моющих средств»

Цель: выявить какие микроорганизмы населяют домашнюю пыль и какие моющие средства наиболее эффективны в борьбе с ними.

Описание эксперимента.

В четыре чашки Петри разливаем питательную среду, приготовленную из агар-агара.

В первую чашку Петри подселяем микрофлору взятую с воды, в левой части с водопроводной, в правой части с кипяченой.

Во вторую чашку Петри подселяем микрофлору с обуви.

В третью чашку Петри подселяем микрофлору с дверной ручки.

В четвертую чашку Петри подселяем среду с клавиатуры.

Результаты эксперимента.

Чашки Петри

3 день

7 день

10 день

Выявленные микроорганизмы

1. чашка Петри «Вода»

Оставались без изменений

C:\Users\admin\Desktop\Проект Сеня\IMG_20190123_122944.jpg

Со стороны некипяченой воды появились желтые точки с глянцевой поверхностью.

Со стороны кипяченой воды без изменений.

C:\Users\admin\Desktop\Проект Сеня\IMG_20190125_184021.jpg

По всей чашки Петри появились отдельные желтые глянцевые пятна. Со стороны некипяченой воды появилась колония грибков.

C:\Users\admin\Desktop\Проект Сеня\IMG_20190130_195256.jpg

Стафилококки

Плесневые грибки

2.чашка Петри «Обувь»

Появились колонии желтого и белого цвета 3-4 мм. Местами появились черные точки

C:\Users\admin\Desktop\Проект Сеня\IMG_20190123_123051.jpg

Колонии разрослись почти на все поверхность чашки, появились колонии изумрудного цвета. Появилась одна колония желтого цвета, которая вросла в субстрат

C:\Users\admin\Desktop\Проект Сеня\IMG_20190125_184053.jpg

Разрослись три разновидности плесневых грибков и колонии стафилококков

C:\Users\admin\Desktop\Проект Сеня\IMG_20190130_195540.jpg

Стафилококки

Плесневые грибки

3.чашка Петри «Дверная ручка»

Появились темно-зеленые колонии  размером 1-2 мм. Местами появились белы точки 1-2 мм матовые с глянцевой поверхностью

C:\Users\admin\Desktop\Проект Сеня\IMG_20190123_122546.jpg

Колонии плесени разрослись, заполнили почти все пространство. Появились колонии изумрудного цвета, а также белые глянцевые точки

C:\Users\admin\Desktop\Проект Сеня\IMG_20190125_192526.jpg

Плесневые грибки разрослись по всей поверхности, очень плотно.. местами белые колонии стафилококков

C:\Users\admin\Desktop\Проект Сеня\IMG_20190130_195526.jpg

Стафилококки

Плесневые грибки

4.чашка Петри «Клавиатура»

Появились колонии желтого и белого цвета 3-4 мм. Местами появились черные точки

C:\Users\admin\Desktop\Проект Сеня\IMG_20190123_123021.jpg

Колонии разрослись. Черные точки переросли в грибковые поселения. Появились белые глянцевые точки

C:\Users\admin\Desktop\Проект Сеня\IMG_20190125_184145.jpg

С одной стороны чашки разрослись три разновидности грибков, с другой колонии стафилококков

C:\Users\admin\Desktop\Проект Сеня\IMG_20190130_195616.jpg

Стафилококки

Плесневые грибки

Наблюдение за воздействием моющих средств на микрофлору

Чашки Петри

Действующие вещество

На 3 день воздействия

На 7 день воздействия

2 чашка Петри «Обувь»

Мистер Пропер

В местах обработки микрофлора продолжает расти

В местах обработки микрофлора продолжает расти

3 чашка Петри «Дверная ручка»

Ди-Хлор

В местах обработки микрофлора погибла и перестала расти

В местах обработки микрофлора погибла и перестала расти

4 чашка Петри «Клавиатура»

Санокс

В местах обработки микрофлора не погибла, но расти перестала

В местах обработки микрофлора начала расти

Выводы.

Эксперимент 1;

  1. Наиболее эффективный способ бороться с пылью – это проводить влажную убор и проветривание, так как при проветривании пыль оседает на пол и поверхности, а при влажной уборке осевшая пыль механически убирается.
  2. Второй по эффективности способ – влажная уборка. Та пыль, которая оседает – механически убирается.
  3. Третий по эффективности способ- проветривание. На время пыль оседает на поверхности, но она не убирается, поэтому снова попадает в воздух, соединяется с другими частицами пыли, образуя боле крупные.  

Эксперимент 2:

Итак, мы выявили, что из четырех основных видов организмов (бактерии, вирусы, паразиты, грибки), оказывающих болезнетворное влияние на организм человека, в пыли содержаться два. Это бактерии, наименее опасные из всех вышеперечисленных, так как их основное воздействие – это размножение в организме человека за счет ДНК человека путем разрушения клетки. И второй организм – это грибки, наиболее опасные, так как способны вызывать онкологические заболевания.

Второй вывод по данному эксперименту: наиболее эффективный метод борьбы с микроорганизмами - это средства, содержащие хлор. В нашем эксперименте самый эффективный оказался ДиХлор, который убил микроорганизмы и больше не дал им развиваться в тех местах, где произошла обработка. Второй по эффективности оказался Санокс, данное средство, в местах обработки не дало развиваться микроорганизмам, хотя полностью их не уничтожило.

  1. Заключение.

        Гипотеза подтвердилась частично. С домашней пылью бороться необходимо и конечно же использовать те средства, которые уничтожают микроорганизмы, находящиеся в пыли.

Что касается планетарной пыли, то не все так однозначно. Промышленная пыль конечно же приносит урон планете и здоровью человек. А вот атмосферная пыль как раз наоборот, помогает нашей плане в регуляции климатических вопросов, а в частности круговорота кислорода, который так необходим для сохранения здоровья Земли, потому что именно кислород является средой обитания всего живого на Земле.

  1. Список литературы.

  1. http://sostinas.com/raznoe/py-l-polezna
  2. https://vredpolza.ru/prochee/item/9-vred-pyli.html
  3. http://www.missus.ru/articles/home/hos/08-08-2013/house/8542
  4. https://redsol.ru/chistka/otkuda-beryotsya-pyil-v-zakryitom-pomeshhenii
  5. Википедия.

  1. Приложение.

Творческим проектом практического применения у нас стала инсценировка (см. презентацию) стихотворения, которое было придумано участниками проекта.

                               

За здоровый образ жизни!

Нас с детства учат тут и там

чистить зубы по утрам,

Нам Маяковского читали,

мы «Мой Додыра» изучали,

И о горе, о Федоре

нам конечно рассказали.

Но не слушают детишки

тех советов, что из книжки.

Вот история моя,

 расскажу ее друзья.

«На полянке мы гуляли,

земляничку собирали,

Ягодок хотим поесть -

 на пенечек бы присесть.

Мимо вирус пролетал,

заразить всех обещал,

Заразит он всех мгновенно,

вредный необыкновенно!

К нам спасатели спешат,

 о беде предупредят.

«Много вирусов на свете,

будьте осторожны, дети!

Поджидают они нас,

там, где их не видит глаз.

Только микроскоп возьмешь,

в микромир ты попадешь,

И тогда узнаешь сразу

жизни их разнообразье.

Вирусы живут в пыли,

очень много их в грязи,

На грязных овощах и фруктах,

и испорченных продуктах!

Вирусы проворные

и болезнетворные!»

Вывод сделал я, друзья,

 что учили нас не зря.

Чтоб здоровье сохранить –

чистоту надо любить,

Мойте овощи и фрукты,

 ешьте свежие продукты,

На свежем воздухе бывайте,

руки мыть не забывайте,

Физкультурой занимайтесь,

водой холодной обливайтесь

Тогда здоровье сохраните

и вокруг всех удивите!

Размышленья завершаю,

 и на век провозглашаю:

«Соблюдай свод правил ЗОЖ,

                                   С ними ты не пропадешь!!!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....

Лучшая методическая разработка «Все вместе» по формированию ЗОЖ «Здоровая семья – здоровый ребенок» (реализация проекта: «Здоровая семья – здоровый ребенок»)

Цель:Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здорового образа жизни.Задачи:1. Организовать совместное мероприятиедля повышения знаний родителей по вопросам здоровь...