Проект "Чистота-залог здоровья"
проект
Современный мир развивается стремительно и динамично. Инновационные технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности человека. И будущим специалистам потребуется всесторонняя подготовка и знания из самых разных областей технологии, естественных наук и инженерии. Обучение и воспитание таких специалистов необходимо начинать уже в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proek_chistota_-_zalog_zdorovya.docx | 464.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Чистота-залог здоровья»
- Пояснительная записка.
Современный мир развивается стремительно и динамично. Инновационные технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности человека. И будущим специалистам потребуется всесторонняя подготовка и знания из самых разных областей технологии, естественных наук и инженерии. Обучение и воспитание таких специалистов необходимо начинать уже в дошкольном возрасте. Формирование навыков специалиста 21 века процесс сложный, но весьма интересный. Как ребенка дошкольного возраста научить критическому, системному, креативному мышлению, развить коммуникативные навыки и навыки работы в команде, и при этом раскрыть интерес к технологическим, инженерным и естественным наукам?
Мы эти вопросы пытаемся решить через STEAM1-образование, которое реализуется через программу дополнительного образования, которая состоит из пяти подпрограмм: «Дары Фрёбеля», «Основы программирования в дошкольном возрасте», «Конструирование», «Мультстудия», «Опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность». STEAM вдохновляет детей (будущее поколение изобретателей, новаторов и лидеров) проводить исследования как ученые, моделировать как технологи, конструировать как инженеры, созидать как художники, аналитически мыслить как математики, и играть как дети.
Хочу подчеркнуть, что, реализуя данную дополнительную программу, каждое занятие или проект в рамках программы мы пытаемся выстраивать таким образом, чтобы все пять направлений STEAM-технологии могли реализоваться в едином процессе.
К моменту проведения данной исследовательской работы, дети уже имеют представления о круговороте воды в природе, свойствах воды,
- STEAM – акроним, который состоит из слов science, technology, engineering, mathematics, art (наука, технология, инженерия, искусство, математика). Эти дисциплины связаны друг с другом и развиваются синхронно, причем быстрыми темпами. Вскоре появятся профессии, которые нам с вами даже сложно вообразить, но все они будут так или иначе касаться технологий в разрезе естественных наук.
положительно и отрицательно заряженных частицах, магнетизме и магнитом поле земли. Эти знания помогут детям более осмысленно усвоить информацию, полученную в результате реализации этого проекта.
Актуальность проекта: обновления содержания в системе дополнительного образования детей дошкольников через восполнение единства и целостности в восприятии окружающего мира, а объединение в одно целое каких-либо частей объекта, предмета, процесса (свойства которых часто изучаются в разных предметных областях) является реальным полем для реализации проекта.
Цель: стимуляция процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи:
- Развитие научного творчества и инициативы;
- Привитие практических навыков поиска, изучения и анализа информации;
- Расширение научного кругозора детей и формирование картины мира с научной точки зрения;
- Формирование логического, аналитического, системного, творческого мышления детей
Целевая аудитория проекта.
Дети 5-7 лет
Принципы и подходы к формированию содержания проекта.
- Принцип системности.
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
- Принцип научности.
Осуществление деятельности на научной основе.
- Принцип доступности и добровольности.
Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
- Принцип совместной деятельности детей и взрослых.
Привлечение родителей и детей не всех этапах проектно- исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
- Принцип обратной связи.
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
- Принцип успешности.
Оценка успешности ученика должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
- Принцип стимулирования.
Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
Планируемые результаты.
- Дети получат знания о там, что собой представляет пыль, какой она бывает, когда пыль вредна, а когда полезна, ее планетарное значение; узнают какие методы борьбы с пылью наиболее эффективны, как правильно проводить уборку и какими моющими средствами.
- Дети усовершенствуют навыки работы с лабораторным оборудованием; научаться работать с питательной средой, проводить наблюдения в условиях приближенным к лабораторным.
- Получат навык практического использования приобретенных знаний.
Этапы реализации проекта.
- Целевой этап.
На этом этапе работы мы обсуждаем с детьми почему выбрали именно эту тему, выдвигаем гипотезу, ставим цели (что мы должны сделать?) и определяем задачи (как мы это должны сделать?), а также обсуждаем этапы реализации целей и задач.
- Подготовительный этап.
На этом этапе мы проводим занятия с детьми на которых рассказываем, что такое пыль, какой она бывает, полезна или вредна пыль. Также дети готовят пространство для проведения эксперимента. Здесь дети делятся на группы по интересам: кто-то подбирает место для чашечек Петри, которые должны стоят в одинаковых условиях освещения, влажности. Если необходимо строят специальные подставки по собственному замыслу. Другие готовят тестовые листки и развешивают их в соответствии с требованиями эксперимента, проводя необходимые измерения. Третья группа готовит лабораторную посуду и приборы. Были и такие, кто занимался дизайном нашей мани лаборатории.
- Экспериментальный этап.
На этом этапе начинается самая интересная работа – проведение самого эксперимента.
- Аналитический этап.
На этом этапе дети каждые 3-4 дня проводят наблюдения. Обращают внимание на изменения, которые происходят, делают фотографии и описания к этим фотографиям, которые записываются воспитателем в дневник наблюдения.
- Этап выводов и практического применения знаний.
На этом этапе в дневник наблюдения оформляются выводы и обсуждаются варианты использования полученных знаний.
- Содержание проекта «Чистота – залог здоровья».
Актуальность выбранной темы проекта: проблемы здоровья всегда оставались и остаются актуальными. А в современном мире ученые борются не только за здоровье людей, но и за здоровье планеты в целом, а в частности предотвратить всемирное потепление и гибель Земли. Существует мнение, что если уменьшить пылевые потоки, то в атмосфере Земли будет меньше образовываться озоновых дыр, а это в свое время предотвратит таяние льдов.
Гипотеза: если понимать, как пыль наносит вред, научиться с ней правильно бороться, то можно сохранит свое здоровье и здоровье Земли.
Цель исследования: исследовать свойства и состав пыли, влияющие на здоровье, и выявить эффективность воздействия различных моющих средств и гигиенических процедур в борьбе с ней.
Задачи исследования:
1. Изучить состав пыли, ее вред и пользу.
2. Провести исследование по выращиванию бактерий и других микроорганизмов, находящихся в пыли.
3. Провести исследование по влиянию различных моющих средств на развитие бактерий и иных микроорганизмов.
2.Основная часть.
2.1. Аналитическая часть.
Занятие: Виды пыли, ее состав, польза и вред.
Цель: Изучить состав пыли, ее вред и пользу.
Пыль — мелкие твёрдые частицы органического или минерального происхождения. К пыли относят частицы меньшего диаметра от долей микрона и до максимального — 0,1 мм.
Вид пыли | Польза | Вред | |||||
Атмосферная: Почвенная Океаническая Вулканическая |
| ||||||
Вид пыли | Польза | Вред | |||||
Промышленная |
| ||||||
Вид пыли | Польза | Вред | |||||
Домашняя:
|
|
|
- Исследовательская часть: Микроорганизмы, содержащиеся в домашней пыли.
- Исследование «Влияние гигиенических процедур на скопление пыли».
Цель: выявить какие гигиенические процедуры способствуют меньшему скоплению пыли.
Описание эксперимента.
На лист бумаги приклеивается скотч, далее эти листы размещаются по комнатам на одной высоте от пола.
1 комната, где будет проводиться только влажная уборка 1 раз в день.
2 комната, где будет проводиться только проветривание 2 раза в день.
3 комната, где будет проводиться и проветривание 2 раза в день, и влажная уборка 1 раз в день.
4 комната, где не будет проводиться никаких гигиенических процедур.
Результаты эксперимента.
Комнаты | 3 день | 5 день | 7 день |
1 – влажная уборка | незначительное количество ворсинок | Количество ворсинок увеличилось в два раза | Появились более длинные ворсинки, волоски. |
2 – проветривание | незначительное количество ворсинок | Количество ворсинок увеличилось в двое, появились более длинные ворсинки, волоски | Количество ворсинок увеличилось еще в двое, они заняли все пространство скотча, но не очень плотно |
3 – проветривание и уборка | Без изменений | незначительное количество ворсинок | Количество ворсинок увеличилось примерно в двое |
4 – гигиенические процедуры не проводятся | Появились темные точки, и незначительное количество ворсинок | Появились длинные волоски, текстильная пыль, ниточки, шерсть животных | Количество ворсинок, волосков стало очень много, которые легли на скотч ровным, плотным слоем |
- Исследование «Скопление бактерий и иных микроорганизмов на различных предметах домашнего быта и влияние на них моющих средств»
Цель: выявить какие микроорганизмы населяют домашнюю пыль и какие моющие средства наиболее эффективны в борьбе с ними.
Описание эксперимента.
В четыре чашки Петри разливаем питательную среду, приготовленную из агар-агара.
В первую чашку Петри подселяем микрофлору взятую с воды, в левой части с водопроводной, в правой части с кипяченой.
Во вторую чашку Петри подселяем микрофлору с обуви.
В третью чашку Петри подселяем микрофлору с дверной ручки.
В четвертую чашку Петри подселяем среду с клавиатуры.
Результаты эксперимента.
Чашки Петри | 3 день | 7 день | 10 день | Выявленные микроорганизмы |
1. чашка Петри «Вода» | Оставались без изменений | Со стороны некипяченой воды появились желтые точки с глянцевой поверхностью. Со стороны кипяченой воды без изменений. | По всей чашки Петри появились отдельные желтые глянцевые пятна. Со стороны некипяченой воды появилась колония грибков. | Стафилококки Плесневые грибки |
2.чашка Петри «Обувь» | Появились колонии желтого и белого цвета 3-4 мм. Местами появились черные точки | Колонии разрослись почти на все поверхность чашки, появились колонии изумрудного цвета. Появилась одна колония желтого цвета, которая вросла в субстрат | Разрослись три разновидности плесневых грибков и колонии стафилококков | Стафилококки Плесневые грибки |
3.чашка Петри «Дверная ручка» | Появились темно-зеленые колонии размером 1-2 мм. Местами появились белы точки 1-2 мм матовые с глянцевой поверхностью | Колонии плесени разрослись, заполнили почти все пространство. Появились колонии изумрудного цвета, а также белые глянцевые точки | Плесневые грибки разрослись по всей поверхности, очень плотно.. местами белые колонии стафилококков | Стафилококки Плесневые грибки |
4.чашка Петри «Клавиатура» | Появились колонии желтого и белого цвета 3-4 мм. Местами появились черные точки | Колонии разрослись. Черные точки переросли в грибковые поселения. Появились белые глянцевые точки | С одной стороны чашки разрослись три разновидности грибков, с другой колонии стафилококков | Стафилококки Плесневые грибки |
Наблюдение за воздействием моющих средств на микрофлору
Чашки Петри | Действующие вещество | На 3 день воздействия | На 7 день воздействия |
2 чашка Петри «Обувь» | Мистер Пропер | В местах обработки микрофлора продолжает расти | В местах обработки микрофлора продолжает расти |
3 чашка Петри «Дверная ручка» | Ди-Хлор | В местах обработки микрофлора погибла и перестала расти | В местах обработки микрофлора погибла и перестала расти |
4 чашка Петри «Клавиатура» | Санокс | В местах обработки микрофлора не погибла, но расти перестала | В местах обработки микрофлора начала расти |
Выводы.
Эксперимент 1;
- Наиболее эффективный способ бороться с пылью – это проводить влажную убор и проветривание, так как при проветривании пыль оседает на пол и поверхности, а при влажной уборке осевшая пыль механически убирается.
- Второй по эффективности способ – влажная уборка. Та пыль, которая оседает – механически убирается.
- Третий по эффективности способ- проветривание. На время пыль оседает на поверхности, но она не убирается, поэтому снова попадает в воздух, соединяется с другими частицами пыли, образуя боле крупные.
Эксперимент 2:
Итак, мы выявили, что из четырех основных видов организмов (бактерии, вирусы, паразиты, грибки), оказывающих болезнетворное влияние на организм человека, в пыли содержаться два. Это бактерии, наименее опасные из всех вышеперечисленных, так как их основное воздействие – это размножение в организме человека за счет ДНК человека путем разрушения клетки. И второй организм – это грибки, наиболее опасные, так как способны вызывать онкологические заболевания.
Второй вывод по данному эксперименту: наиболее эффективный метод борьбы с микроорганизмами - это средства, содержащие хлор. В нашем эксперименте самый эффективный оказался ДиХлор, который убил микроорганизмы и больше не дал им развиваться в тех местах, где произошла обработка. Второй по эффективности оказался Санокс, данное средство, в местах обработки не дало развиваться микроорганизмам, хотя полностью их не уничтожило.
- Заключение.
Гипотеза подтвердилась частично. С домашней пылью бороться необходимо и конечно же использовать те средства, которые уничтожают микроорганизмы, находящиеся в пыли.
Что касается планетарной пыли, то не все так однозначно. Промышленная пыль конечно же приносит урон планете и здоровью человек. А вот атмосферная пыль как раз наоборот, помогает нашей плане в регуляции климатических вопросов, а в частности круговорота кислорода, который так необходим для сохранения здоровья Земли, потому что именно кислород является средой обитания всего живого на Земле.
- Список литературы.
- http://sostinas.com/raznoe/py-l-polezna
- https://vredpolza.ru/prochee/item/9-vred-pyli.html
- http://www.missus.ru/articles/home/hos/08-08-2013/house/8542
- https://redsol.ru/chistka/otkuda-beryotsya-pyil-v-zakryitom-pomeshhenii
- Википедия.
- Приложение.
Творческим проектом практического применения у нас стала инсценировка (см. презентацию) стихотворения, которое было придумано участниками проекта.
За здоровый образ жизни!
Нас с детства учат тут и там
чистить зубы по утрам,
Нам Маяковского читали,
мы «Мой Додыра» изучали,
И о горе, о Федоре
нам конечно рассказали.
Но не слушают детишки
тех советов, что из книжки.
Вот история моя,
расскажу ее друзья.
«На полянке мы гуляли,
земляничку собирали,
Ягодок хотим поесть -
на пенечек бы присесть.
Мимо вирус пролетал,
заразить всех обещал,
Заразит он всех мгновенно,
вредный необыкновенно!
К нам спасатели спешат,
о беде предупредят.
«Много вирусов на свете,
будьте осторожны, дети!
Поджидают они нас,
там, где их не видит глаз.
Только микроскоп возьмешь,
в микромир ты попадешь,
И тогда узнаешь сразу
жизни их разнообразье.
Вирусы живут в пыли,
очень много их в грязи,
На грязных овощах и фруктах,
и испорченных продуктах!
Вирусы проворные
и болезнетворные!»
Вывод сделал я, друзья,
что учили нас не зря.
Чтоб здоровье сохранить –
чистоту надо любить,
Мойте овощи и фрукты,
ешьте свежие продукты,
На свежем воздухе бывайте,
руки мыть не забывайте,
Физкультурой занимайтесь,
водой холодной обливайтесь
Тогда здоровье сохраните
и вокруг всех удивите!
Размышленья завершаю,
и на век провозглашаю:
«Соблюдай свод правил ЗОЖ,
С ними ты не пропадешь!!!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»
Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...
Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»
В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...
Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»
Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....
Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.
Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»
В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...
«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»
Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....
Лучшая методическая разработка «Все вместе» по формированию ЗОЖ «Здоровая семья – здоровый ребенок» (реализация проекта: «Здоровая семья – здоровый ребенок»)
Цель:Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здорового образа жизни.Задачи:1. Организовать совместное мероприятиедля повышения знаний родителей по вопросам здоровь...