Материал на форум "Воспитание как стратегический национальный приоритет"
статья

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР СКАЗОК П.П. БАЖОВА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialy_dlya_foruma._zubrilova.docx29.58 КБ
PDF icon zubrilova_o.s.pdf627.31 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.21

Привалова Светлана Евгеньевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26; e-mail: privalovas.75@mail.ru.

Зубрилова Оксана Сергеевна,

воспитатель высшей квалификационной категории, филиал МБДОУ - детского сада комбинированного вида «Надежда» детский сад № 477, 620135, г. Екатеринбург, ул. Войкова, 26;e-mail: dsad477@mail.ru.

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР СКАЗОК П.П. БАЖОВА»

        

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дети подготовительной группы; гражданско - патриотическое воспитание; долгосрочный проект.

АННОТАЦИЯ. Авторы поднимают проблему гражданско - патриотического воспитания в период дошкольного детства. Обосновывают актуальность данной темы. Описывается реализация долгосрочного информационно-исследовательского проекта по гражданско-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы в г. Екатеринбурге.

Гражданско -патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Формирование личности ребенка, его воспитание начинается с воспитания чувств, через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре. (Н.Г. Зеленова,Л. Е. Осипова)

Современный период развития российского образования характеризуется поиском инновационных технологий в рамках организации педагогического процесса в ДОУ, такой технологией в сфере личностного роста и духовно-нравственного воспитания детей можно считать музейную педагогику.

В ФГОС ДО представлена образовательная область «социально-коммуникативное развитие», в которой одной из частных задач является «формирование первичных представлений … о малой родине и Отечестве, представлений о социо-культурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках»[ФГОС ДО].

Мы вынуждены констатировать факт, что у детей отсутствуют представления краеведческого характера ( они знают о других городах мира больше, чем о родном крае), они не могут объяснить, почему так названы улицы, с какими событиями связаны памятные места и т.д. ( Н.Г. Пантелеева)

Главным средством патриотического воспитания выступает конкретная работа детей, где ребёнок дошкольного возраста является активным участником. Одно из главных условий данной работы заключается в следующем: дети дошкольного возраста должны видеть важность и необходимость своих усилий. «В музейно-образовательной деятельности ребёнок не сторонний наблюдатель, а главный исследователь»[ Нечаева, с. 45]

Детский музей – воспитательно – образовательная система, в которой музейная педагогика облегчает ребенку вхождение в сложный мир искусства, погружает его в мир традиционной культуры, историко – художественного наследия. Он является интерактивным и предполагает активное поведение ребенка по отношению к экспонатам. Главное в таком музее — не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельной деятельности ребенка.( Рыжова )

В нашем ДОУ сложилась традиция создания мини - музеев: «Мой родной город», «Моя семья», «Мы помним, гордимся!», «В гостях у Хозяйки Медной горы», «Олимпийские игры», «Камни –минералы» и т.д.В процессе реализации данной технологии расширяется кругозор, пробуждается интерес к краеведческой тематике, прививаются патриотические чувства; дети принимают непосредственное участие в создании музея и наглядно видят результаты своей работы.

В данной статье более подробно мы опишем создание и реализацию долгосрочного информационно - исследовательского проекта по теме:«Удивительный мир сказок П.П.Бажов», где результатом оказалось создание мини - музея «В гостях у Хозяйки медной горы».

Цель: создать условия для знакомства детей подготовительной группы с творчеством уральского писателя П. П. Бажова.

Задачи:

1.Формировать первичные представления об уральском писателе-сказителе П. Бажове, его сказах, как части культуры уральского народа.

2.Познакомить родителей с основными направлениями патриотического воспитания дошкольников, направленными на приобщение к культурному наследию родного края.

3.Создать условия для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления с историко-культурным наследием и традициями Урала».

4.Развивать творческие способности детей посредством продуктивной деятельности, стимулировать желание создавать красивое своими руками.

5.Формировать чувство гордости за свой родной край.

На подготовительном этапе предполагалось: знакомство с темой проекта детей и их родителей; проведение консультации для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников через произведения П. П. Бажова»; оформление выставки книг по творчеству писателя; подбор пословиц, поговорок о родном крае и о труде.

Проект реализовался в группе с участием педагогов, родителей и социальных партнеров, благодаря которым дошкольники познакомились с профессиями: экскурсовод, художник, хранитель, смотритель, реставратор, геолог, камнерез, гранильщик, ювелир, искусствовед.

Основной этап предполагал принципы интеграции различных образовательных областей и системно-деятельностный подход.

Познавательно – исследовательская деятельность включает: презентацию «Богатство Урала», создание коллекции«Уральские минералы», открытие научной лаборатории по исследованию камней – минералов, оформление картотеки опытов и экспериментов, создание фото-коллекции минералов и горных пород «Камни в сказах П.П. Бажова», виртуальную экскурсию в Мемориальный дом-музей П. П. Бажова в городе Екатеринбург.

Очень часто тема дня в процессе реализации педагогической работы определяется интересами детей. Спонтанно и интересно мотивировалось создание мини - музея «В гостях у Хозяйки медной горы»: ребенок принес в группу камень необычного зеленоватого цвета. Педагог в режимный момент организовала рассматривание, благодаря чему появились вопросы: «Что за камень?», «Откуда берутся камни?» и т.д. Родители оказали помощь в поиске информации: посмотрели энциклопедии, книги, интернет и определили, что камень очень похож на офиокальцит. У детей возникло любопытство, им захотелось больше узнать о камнях и минералах. Самые первые экспонаты в коллекции камней - минералов появились благодаря родителям. По неповторимой окраске дети быстро запомнили названия камней, восхищались красотой камня и их разнообразием.

В процессе исследовательской деятельности появлялись новые проблемы и вопросы:«Зачем нужны камни?",«Как используются?». Появились классификации минералов - дети стали коллекции классифицировать: "Минералы - самоцветы", "Полезные ископаемые", "Строительные камни","Лечебные камни". В процессе изучения минералов нашей местности, дошкольники узнали про главный уральский камень – малахит: так мы пришли к творчеству нашего земляка П.П. Бажова ,начали знакомится с его сказами.

По ходу прочтения сказов Бажова, педагог обращала внимание детей на самоцветы, о которых идет речь в сказах. Так в группе появилась еще одна коллекция «Камни -минералы по сказам Бажова», где главный камень «малахит». Опытным путем исследовали камни на плавучесть, прозрачность, твердость, прочность, определяли форму, цвет. Все результаты с помощью педагога вносили в мнемотаблицу, таким образом создалась картотека опытов и экспериментов.

Параллельно в нашем музее сформировалась коллекция украшений из поделочных камней: бусы, серьги, кулоны; коллекция предметов быта; шкатулки, вазы, подсвечники. Особая роль отводилась уральскому камню - малахиту. Детям стало интересно слепить из пластилина имитацию камня, попробовать себя в роли Данила Мастера. Так появилась в группе мастерская Данила Мастера, где дети проводили мастер - классы "Малахитовое чудо". Гордостью нашего музея является "Книга с украшениями", сделанная родителями из засушенного природного материала.

Коммуникативная деятельность включает: чтение сказов П.П. Бажова, пересказ эпизодов; рассматривание иллюстраций к сказам П.П. Бажова; вводные и обобщающие беседы «Правда или вымысел?», «Как жили люди на Урале», «Что мы знаем о П.П. Бажове»; викторину по сказам П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка», конкурс «Угадай сказ по вещи», составление картотеки загадок, пословиц и поговорок, народных примет; создание книги старинных слов и выражений; чтение и обсуждение пословиц и поговорок о труде, о Родине; декламация стихотворений о родном крае.

Процесс реализации данной деятельности сопровождался тем, что дошкольники стали приносить из дома книги П.П. Бажова, поделки и сувениры из малахита, змеевика и др. В результате в группе создался еще один музей «В гостях у хозяйки медной горы»,появились макеты сказов(«Серебряное копытце», «Каменный цветок», «Голубая змейка»),параллельно появилась выставка рисунков по сказам. На одном из занятий по ознакомлению с окружающим миром на физической карте дети нашли Уральские горы, получили первичные представления о красоте и богатстве Уральских гор -подземной кладовой страны.

Особую ценность в коммуникативной деятельности представляет то, что воспитанники нашего ДОУ с большим интересов проводят экскурсии по музею, выступая в роли экскурсовода. Дошкольники представляют результаты своей деятельности: рассказывают об экспонатах музея родителям, младшим детям из других групп, гостям. Дети пополнили музей сообщениями: «Откуда берутся камни?», «Что такое вулкан?», «Камни пишут и рисуют». Любой экспонат можно взять с собой домой и познакомить с ним своих родных, друзей.

Продуктивная деятельность включает: выставку творческих работ; конкурс рисунков «Медной горы Хозяйка»;создание коллективной работы «Медной горы Хозяйка»; изготовление «Малахитовой шкатулки» в технике пластилинография; создание макетов по сказам П. Бажова; нетрадиционные техники рисования по теме «Ящерица; нетрадиционные техники аппликации по теме «Серебряное копытце»; фронтальная работа по изготовлению каменного цветка (пластилин, камешки, кедровые орешки).

Музыкально - художественная деятельность включает: посещение  спектакля по П.П.Бажову "Таюткино зеркальце" в камерном театре, прослушивание аудио-сказки «Каменный цветок» и др.

Под впечатлением от спектакля дети стали ставить театральные этюды в группе, разыгрывать театральные постановки, в результате появился уголок русской избы с предметами быта и старины.

На заключительном этапе было проведено открытое мероприятие «Богатство Урала», организована выставка детского творчества по сказам Бажова.

Содержание организации деятельности педагога по воспитанию гражданско - патриотических чувств - задача родителей, воспитателей, педагогов. Начинать эту работу можно с малого-с любви и узнаванию родного города, края. В сказах П.П. Бажова присутствуют сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит языка народных приданий и народная мудрость. Дошкольники узнают об искусстве уральских умельцев, о своеобразии старого горнозаводского быта, но вместе с тем решаются задачи – воспитание нравственных чувств, восхищение духовной красотой и достоинствами трудового человека. Первичные представления о чувстве Родины начинаются с восхищения того, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. Надо признать, что многие впечатления не осознаются дошкольниками глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Литература:

1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

2. Нечаева В.Г. Нравственное воспитание в детском саду [Текст]:метод.пособиевДОУ/В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова. –М.: Астрель; Ростов н/Д: МарТ, 2003 –78 с

3. Рыжова Н.А.  Материалы курса «Мини-музей в детском саду как новая форма работы с детьми и родителями»: лекции 1–4. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2010. — 96 c.

4. Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой родиной [Текст] : методическое пособие /. - Москва : ТЦ Сфера, 2015. - 128 с.; 21 см. - (Библиотека воспитателя; (3)).;

5. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е., Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Подготовительная группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 96 с.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Поморское диво" (методический материал по теме: " Национальный северный костюм.")

Данный методический материал является хорошей теоретической базой при подготовке к НОД  и  дополнительной образовательной деятельности....

Сценарий праздника 8 марта в национальной (средней) группе «Красота всего мира - в матерях» (на татарском языке)

"Дөньяның матурлыгы – әнкәйләрдә!” Составили: Шамсутдинова Сирина Абдулловна, Рахимова Лилия Фанисовна...

Сценарий праздника 8 марта в национальной (средней) группе «Красота всего мира - в матерях» (на татарском языке)

“Дөньяның матурлыгы – әнкәйләрдә!”  Составили: Рахимова Лилия Фанисовна, Шамсутдинова Сирина Абдулловна...

Активная консультация для педагогов «Развитие творческих способностей детей на основе национально-регионального материала»

Данный конспект мероприятия может быть полезен педагогам. Мероприятие рекомендуется провести в форме консультации.  По окончании консультации предполагается практическая часть.Рекомендации: ...

Приобщение детей дошкольного возраста к национальной народной культуре через игровую деятельность с использованием авторского материала и информационно-коммуникационных технологий.

Актуальность и значение приобщения детей к национальным  татарским играм, внедрение информационно-коммуникационных технологий в создании музыкально-дидактических игр: цели и задачи....

Участие в стратегической сессии по обсуждению Национального проекта " Демография"+ФОТО.

Участие в стратегической сессии по обсуждению Национального проекта "Демография"....