Методическая разработка
проект (старшая группа)
Как показывает статистика:
Примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одарённым детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки, в результате всего лишь 2-5%детского поколения действительно проявляют себя как одарённые. Интеллектуально одарено 2% детей, с повышенными умственными способностями -15 -16%, то есть в общем 18 детей из 100.
Из 5 одаренных детей выявляется только один. Однако и это не означает, что одаренность такого ребенка будет развиваться и совершенствоваться в дальнейшем.
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка – позволяют по-новому сформулировать проблему одаренности воспитанников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Одарённые дети | 18.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка проекта
«Талантливый дошкольник-путь к успеху»
Цель: Создание системы поддержки талантливых детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
-объединить усилия педагогов и родителей в создании благоприятных условий для реализации творческого потенциала талантливых детей;
-создать банк достижений и успехов талантливых детей ДОУ для дальнейшего сопровождения в получении начального, среднего и высшего образования;
-разработать индивидуальные планы сопровождения творческого потенциала детей;
-создать ситуацию успеха (участие в фестивалях, конкурсах, городских мероприятиях и детские конференции, семинары, олимпиады).
Участники, партнёры проекта.
-дети;
-педагоги;
-родители;
-социальные институты.
Сроки реализации проекта: сентябрь-май (долгосрочный)
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
Цель: организация и проведение диагностики уровня развития способностей талантливых детей.
Задачи:
-по результатам диагностики уровня развития способностей воспитанников сформировать творческие группы по направлениям: художественно-эстетическое, физкультурно-оздоровительное, интеллектуальное.
-разработать программы индивидуального развития дошкольников;
-организовать методическую работу педагогического коллектива по проблемам работы с талантливыми детьми.
Основной этап:
Цель: объединение усилий педагогов и родителей в создании благоприятных условий для реализации творческого потенциала талантливых детей;
Задачи:
-создать ситуацию успеха для каждого ребёнка (участие дошкольников в конкурсах, фестивалях, проектах разного уровня);
-организовать и периодически пополнять электронный банк данных успехов воспитанников;
-развивать систему дополнительного образования детского сада.
Заключительный этап:
Цель: проверка влияния полученных в ходе проекта результатов на удовлетворение потребностей участников проекта.
Задачи:
-провести мониторинг фактических результатов проекта и сравнить их с ожидаемыми результатами;
-закрепить положительные результаты реализации проекта через организацию семинаров – практикумов для педагогов города;
-разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ по организации системы поддержки талантливых детей в условиях детского сада.
Для успешной реализации проекта ДОУ имеет:
театральную студию; спортивный зал; музыкальный зал;
ТСО (музыкальный центр, мультимедийная установка, компьютеры, костюмы, декорации).
Для успешной реализации проекта ДОУ необходимо:
-методическая литература;
-организация методической работы с педагогами по вопросам работы с талантливыми детьми;
-участие в конкурсах, проектах различного уровня;
-обновление костюмерной;
-приобретение спортивного оборудования;
-приобретение различного инструментария
Ожидаемые результаты.
методическая работа:
-методика сопровождения семей, воспитывающих талантливых детей с учётом возрастных особенностей;
-программа индивидуального развития и поддержки талантливого ребёнка;
-система диагностики успешности развития талантливых детей;
-квалификация педагогического состава:
-участие в дистанционных курсах по данной проблеме;
-условия для реализации личностного роста педагогов;
-участие в профессиональных конкурсах, фестивалях, проектах.
развивающая среда:
-произойдёт расширение культурного потенциала среды за счёт вовлечения семьи и социальных институтов города в процесс развития и поддержки талантливых детей;
-среда обретёт большую интерактивность за счёт использования ИКТ, создания электронного банка данных достижений и успехов воспитанников, расширения дополнительных образовательных услуг.
«Сопровождение одаренного ребенка, имеющего ярко выраженные музыкальные способности»
Цель: гармонизация и развитие ребенка с музыкальной одаренностью.
Задачи:
Развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы ребенка.
Формирование эстетического вкуса.
Стимулирование развития творческой деятельности ОД.
Психолог:
Диагностический этап: общая и углубленная психологическая диагностика: уровень притязаний, тревожность, коммуникативные навыки, социальный статус и др. (по запросу родителей). Анализ педагогической диагностики. Диагностика педагогов: креативности, стиля межличностного общения. Анкетирование родителей.
Информационный этап: консультации для родителей и специалистов ДОУ. Составление рекомендаций по взаимодействию с музыкально одаренным ребенком для всех субъектов воспитательно-образовательного процесса. Участие в круглом столе, посвященном выработке подходов к сопровождению музыкально одаренного ребенка.
Развивающий этап: коррекционно-развивающие программы по снятию эмоционального напряжения (обучение релаксации). Тренинг общения для педагогов.
Музыкальный руководитель:
Диагностический этап: педагогическая и специальная диагностика с целью определения музыкальной одаренности.
Информационный этап: направление родителей на консультации специалистов музыкальной школы или студии. Участие в круглом столе, посвященном разработке подходов к сопровождению музыкально одаренного ребенка.
Развивающий этап: создание развивающей среды: приобретение фонограмм, инструментов и др. для работы с подгруппой музыкально одаренных детей.
Методы и формы развития музыкальных способностей:
-развитие музыкального слуха,
-развитие вокальных данных,
-обучение азам нотной грамоты,
-знакомство с деятельностью композиторов,
-посещение концертов и лекториев и др.
Старший воспитатель:
Информационный этап: консультации для родителей и специалистов ДОУ по проблемам музыкально одаренных детей.
Организационный этап: организация круглого стола с участием всех субъектов программы сопровождения с целью разработки общих подходов к работе с музыкально одаренными детьми. Помощь музыкальному руководителю в создании развивающей среды. Координация деятельности всех специалистов ДОУ по сопровождению ОД. Организация конкурсов талантливых детей на базе ДОУ и участие в районных, городских конкурсах.
Воспитатель:
Диагностический этап: педагогическая диагностика (наблюдение за музыкально одаренным ребенком).
Информационный этап: оформление информационного стенда для родителей по музыкальной одаренности.
Развивающий этап: привлечение родителей к оформлению и постоянному пополнению музыкального уголка в группе (игрушечное пианино, флейта, свисток, разнообразные барабаны, ксилофоны, металлофоны). Пополнение фонотеки, знакомство с деятельностью композиторов на занятиях и в свободной деятельности.
«Сопровождение одаренного ребенка, имеющего ярко выраженные артистические способности»
Цель:гармонизация и развитие ребенка с артистическим талантом.
Задачи:
Создание условий для реализации артистического потенциала ОД.
Развитие артистический способностей.
Развитие эстетического вкуса.
Развитие коммуникативных способностей.
Психолог:
Диагностический этап: анализ результатов специальной диагностики с целью выявления артистически одаренного ребенка. Психологический мониторинг динамики развития артистических способностей детей.
Информационный этап: консультации для родителей и специалистов ДОУ по проблемам артистически одаренного ребенка.
Развивающий этап: проведение развивающих занятий с детьми (развитие эмоциональной сферы и воображения). Проведение коррекционных мероприятий по снятию тревожности и модификации поведения.
Музыкальный руководитель:
Диагностический этап: педагогическая и специальная диагностика с целью определения артистической одаренности. Ведение тетради наблюдения за индивидуальным развитием ребенка.
Организационный этап: организация работы кружка театрально-игровой деятельности и театральных постановок с привлечением артистически одаренных детей на ведущие роли.
Информационный этап: консультации педагогов и родителей ОД. Рекомендации обучения в специализированных школах, студиях и кружках.
Развивающий этап: репетиции театральных постановок, развитие сценической речи.
Воспитатель:
Информационный этап: консультации для родителей ОД.
«Сопровождение ребенка с ярко выраженными спортивными способностями»
Цель :гармонизация и развитие ярко выраженных спортивных способностей одаренного ребенка.
Задачи:
Создание комплекса условий, обеспечивающих эффективность и качество работы с детьми.
Привлечение специалистов по физической культуре для работы с этими детьми.
Достижение детьми более высоких результатов.
Психолог:
Информационный этап: подбор методических материалов и литературы по данной тематике. Консультирование родителей и воспитателей.
Развивающий этап: обеспечение работы по гармонизации личности и интеллекта физически одаренного ребенка.
Старший воспитатель:
Организационный этап: планирование работы инструктора по физической культуре. Разработка методических рекомендаций. Обеспечение помощи (методики, оснащение спортивным инвентарем и др.).
Этап контроля: осуществление контроля над качеством и сроками работы с детьми.
Инструктор по физической культуре:
Информационный этап: рекомендации по взаимодействию с ребенком для родителей и воспитателей. Пропаганда лучшего опыта работы с ребенком, имеющим физическую одаренность.
Организационный этап: разработка индивидуального плана работы с физически одаренным ребенком. Осуществление подбора индивидуальных комплексов упражнений для ребенка и формирование подгрупп детей, в зависимости от уровня их физического развития, состояние здоровья, склонностей, интересов. Организация спортивных мероприятий и вовлечение в них этих детей. Мониторинг динамики физического развития ребенка. Профессиональное общение со специалистами из спортивных школ с целью определения физически одаренного ребенка в необходимую спортивную секцию.
Развивающий этап: развитие физических параметров в индивидуальной и групповой организованной образовательной деятельности с детьми.
Воспитатель:
Информационный этап: пропаганда здоровье сберегающего образа жизни среди родителей. Информирование родителей о способностях и достижениях их ребенка.
Развивающий этап: развитие физических качеств в повседневной жизни с учетом рекомендаций инструктора по физической культуре.
Родители:
Развивающий этап: развитие физических способностей ОД посредством определения их в специализированные секции и спортивные кружки, либо выполнение рекомендаций специалистов в домашних условиях.
«Сопровождение одаренного ребенка, имеющего художественные и литературные способности»
Цель:развитие художественных способностей ребенка в изобразительной деятельности и словесном творчестве.
Задачи:
-Создание условий для развития творческого потенциала ребенка.
-Обогащение предметно-развивающей среды с целью развития творческого потенциала.
-Формирование осознанного интереса к художественной культуре.
-Приобщение к национальной и мировой художественной культуре.
-Развитие творчества, речи, образного мышления, художественных способностей.
Психолог:
Диагностический этап: специальная диагностика по запросу родителей. Наблюдение за ребенком и анализ продуктов его художественной или словесной деятельности.
Информационный этап: консультирование родителей и специалистов. Подбор психологической литературы по художественной одаренности.
Развивающий этап: составление индивидуальных программ развития ОД. Подбор и проведение игр на развитие креативного мышления.
Коррекционная работа с ОД, имеющими проблемы в общении и эмоционально-личностном развитии.
Воспитатель:
Информационный этап: консультации для родителей ОД с художественными способностями. Посещение на дому с целью знакомства с условиями для развития художественной деятельности.
Развивающий этап: подготовка и проведение дополнительных разно уровневых занятий для художественно одаренных детей. Ознакомление детей с произведениями изобразительного искусства. Развитие словесного творчества в организованной образовательной деятельности.
Организационный этап: сбор, оформление альбомов для дальнейшей публикации или выставок детских произведений словесного или художественного творчества (в журналах «Раница», «Вясёлка»). Обогащение предметного пространства группы.
Старший воспитатель:
Информационный этап: консультации для родителей и специалистов ДОУ.
Организационный этап: помощь специалистам ДОУ в подборе диагностического материала и осуществление контроля над проведением диагностики и ее анализом. Подбор методического материала по проблеме. Организация выставки продуктов художественной и словесной деятельности ОД. Подготовка и проведение конкурса чтецов. Координация работы клуба родителей ОД, организация досугов. Организация методических мостов по обмену опытом работы с ОД между ДОУ.
Этап контроля: контроль над созданием предметно-развивающей среды в группах.
Родители:
Развивающий этап: участие в работе художественного или литературных викторин, гостиных, посещение совместно с детьми художественных выставок и музеев.
Участие в деятельности клуба для родителей. Участие в организации и проведении выставки детских работ. Использование словесных игр на развитие речевого творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....