Методическая разработка
проект (старшая группа)

Мелян Гохар Артёмовна

Как показывает статистика:

Примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одарённым детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки, в результате всего лишь 2-5%детского поколения действительно проявляют себя как одарённые. Интеллектуально одарено 2% детей, с повышенными умственными способностями -15 -16%, то есть в общем 18 детей из 100. 

Из 5 одаренных детей выявляется только один. Однако и это не означает, что одаренность такого ребенка будет развиваться и совершенствоваться в дальнейшем.

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка – позволяют по-новому сформулировать проблему одаренности воспитанников, открывают новые аспекты ее изучения и решения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Одарённые дети18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка проекта

«Талантливый дошкольник-путь к успеху»

Цель:  Создание системы поддержки талантливых детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

-объединить усилия педагогов и родителей в создании благоприятных условий для реализации творческого потенциала талантливых детей;

-создать банк достижений и успехов талантливых детей ДОУ для дальнейшего сопровождения  в получении начального, среднего и высшего образования;

-разработать индивидуальные планы сопровождения творческого потенциала детей;

-создать ситуацию успеха (участие в фестивалях, конкурсах, городских мероприятиях и детские конференции, семинары, олимпиады).

Участники, партнёры проекта.

-дети;

-педагоги;

-родители;

-социальные институты.

Сроки реализации проекта: сентябрь-май (долгосрочный)

Этапы реализации проекта.

 Подготовительный этап:

 Цель: организация и проведение диагностики   уровня развития способностей талантливых детей.

 Задачи:

-по результатам диагностики уровня развития способностей воспитанников сформировать  творческие группы по направлениям: художественно-эстетическое, физкультурно-оздоровительное, интеллектуальное.

-разработать программы индивидуального развития дошкольников;

-организовать методическую работу педагогического коллектива по проблемам работы с талантливыми детьми.

 Основной этап:

Цель: объединение усилий педагогов и родителей в создании благоприятных условий для реализации творческого потенциала талантливых детей;

Задачи:

-создать ситуацию успеха для каждого ребёнка (участие дошкольников в конкурсах, фестивалях, проектах разного уровня);

-организовать и периодически пополнять  электронный банк данных успехов воспитанников;

-развивать систему дополнительного образования детского сада.

  Заключительный этап:

Цель: проверка влияния полученных в ходе проекта результатов на удовлетворение потребностей участников проекта.

Задачи:

-провести мониторинг фактических результатов проекта и сравнить их с ожидаемыми результатами;

-закрепить положительные результаты реализации проекта через организацию семинаров – практикумов для педагогов города;

-разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ по организации системы поддержки талантливых детей в условиях детского сада.

 Для успешной реализации проекта ДОУ имеет:

театральную студию; спортивный зал; музыкальный зал;

ТСО (музыкальный центр, мультимедийная установка, компьютеры, костюмы, декорации).

 Для успешной реализации проекта ДОУ необходимо:

 -методическая литература;

-организация методической работы с  педагогами по вопросам работы с талантливыми детьми;

-участие в конкурсах, проектах различного уровня;

-обновление костюмерной;

-приобретение спортивного оборудования;

-приобретение различного инструментария

           Ожидаемые результаты.

методическая работа:

-методика сопровождения семей, воспитывающих талантливых детей с учётом возрастных особенностей;

-программа индивидуального развития  и поддержки талантливого ребёнка;

-система диагностики успешности развития талантливых детей;

-квалификация педагогического состава:

-участие в дистанционных курсах  по данной проблеме;

-условия для реализации личностного роста педагогов;

-участие в профессиональных конкурсах, фестивалях, проектах.

развивающая среда:

-произойдёт расширение культурного потенциала  среды за счёт вовлечения семьи и социальных институтов города в процесс развития  и поддержки талантливых детей;

-среда обретёт большую интерактивность за счёт использования ИКТ, создания электронного банка данных достижений и успехов  воспитанников, расширения  дополнительных образовательных услуг.

«Сопровождение одаренного ребенка, имеющего ярко выраженные музыкальные способности»

Цель: гармонизация и развитие ребенка с музыкальной одаренностью.

Задачи:

Развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы ребенка.

Формирование эстетического вкуса.

Стимулирование развития творческой деятельности ОД.

Психолог:

Диагностический этап: общая и углубленная психологическая диагностика: уровень притязаний, тревожность, коммуникативные навыки, социальный статус и др. (по запросу родителей). Анализ педагогической диагностики. Диагностика педагогов: креативности, стиля межличностного общения. Анкетирование родителей.

Информационный этап: консультации для родителей и специалистов ДОУ. Составление рекомендаций по взаимодействию с музыкально одаренным ребенком для всех субъектов воспитательно-образовательного процесса. Участие в круглом столе, посвященном выработке подходов к сопровождению музыкально одаренного ребенка.

Развивающий этап: коррекционно-развивающие программы по снятию эмоционального напряжения (обучение релаксации). Тренинг общения для педагогов.

Музыкальный руководитель:

Диагностический этап: педагогическая и специальная диагностика с целью определения музыкальной одаренности.

Информационный этап: направление родителей на консультации специалистов музыкальной школы или студии. Участие в круглом столе, посвященном разработке подходов к сопровождению музыкально одаренного ребенка.

Развивающий этап: создание развивающей среды: приобретение фонограмм, инструментов и др. для работы с подгруппой музыкально одаренных детей.

Методы и формы развития музыкальных способностей:

-развитие музыкального слуха,

-развитие вокальных данных,

-обучение азам нотной грамоты,

-знакомство с деятельностью композиторов,

-посещение концертов и лекториев и др.

Старший воспитатель:

Информационный этап: консультации для родителей и специалистов ДОУ по проблемам музыкально одаренных детей.

Организационный этап: организация круглого стола с участием всех субъектов программы сопровождения с целью разработки общих подходов к работе с музыкально одаренными детьми. Помощь музыкальному руководителю в создании развивающей среды. Координация деятельности всех специалистов ДОУ по сопровождению ОД. Организация конкурсов талантливых детей на базе ДОУ и участие в районных, городских конкурсах.

Воспитатель:

Диагностический этап: педагогическая диагностика (наблюдение за музыкально одаренным ребенком).

Информационный этап: оформление информационного стенда для родителей по музыкальной одаренности.

Развивающий этап: привлечение родителей к оформлению и постоянному пополнению музыкального уголка в группе (игрушечное пианино, флейта, свисток, разнообразные барабаны, ксилофоны, металлофоны). Пополнение фонотеки, знакомство с деятельностью композиторов на занятиях и в свободной деятельности.

«Сопровождение одаренного ребенка, имеющего ярко выраженные артистические способности»

Цель:гармонизация и развитие ребенка с артистическим талантом.

Задачи:

Создание условий для реализации артистического потенциала ОД.

Развитие артистический способностей.

Развитие эстетического вкуса.

Развитие коммуникативных способностей.

Психолог:

Диагностический этап: анализ результатов специальной диагностики с целью выявления артистически одаренного ребенка. Психологический мониторинг динамики развития артистических способностей детей.

Информационный этап: консультации для родителей и специалистов ДОУ по проблемам артистически одаренного ребенка.

Развивающий этап: проведение развивающих занятий с детьми (развитие эмоциональной сферы и воображения). Проведение коррекционных мероприятий по снятию тревожности и модификации поведения.

Музыкальный руководитель:

Диагностический этап: педагогическая и специальная диагностика с целью определения артистической одаренности. Ведение тетради наблюдения за индивидуальным развитием ребенка.

Организационный этап: организация работы кружка театрально-игровой деятельности и театральных постановок с привлечением артистически одаренных детей на ведущие роли.

Информационный этап: консультации педагогов и родителей ОД. Рекомендации обучения в специализированных школах, студиях и кружках.

Развивающий этап: репетиции театральных постановок, развитие сценической речи.

Воспитатель:

Информационный этап: консультации для родителей ОД.

«Сопровождение ребенка с ярко выраженными спортивными способностями»

Цель :гармонизация и развитие ярко выраженных спортивных способностей одаренного ребенка.

Задачи:

Создание комплекса условий, обеспечивающих эффективность и качество работы с детьми.

Привлечение специалистов по физической культуре для работы с этими детьми.

Достижение детьми более высоких результатов.

Психолог:

Информационный этап: подбор методических материалов и литературы по данной тематике. Консультирование родителей и воспитателей.

Развивающий этап: обеспечение работы по гармонизации личности и интеллекта физически одаренного ребенка.

Старший воспитатель:

Организационный этап: планирование работы инструктора по физической культуре. Разработка методических рекомендаций. Обеспечение помощи (методики, оснащение спортивным инвентарем и др.).

Этап контроля: осуществление контроля над качеством и сроками работы с детьми.

Инструктор по физической культуре:

Информационный этап: рекомендации по взаимодействию с ребенком для родителей и воспитателей. Пропаганда лучшего опыта работы с ребенком, имеющим физическую одаренность.

Организационный этап: разработка индивидуального плана работы с физически одаренным ребенком. Осуществление подбора индивидуальных комплексов упражнений для ребенка и формирование подгрупп детей, в зависимости от уровня их физического развития, состояние здоровья, склонностей, интересов. Организация спортивных мероприятий и вовлечение в них этих детей. Мониторинг динамики физического развития ребенка. Профессиональное общение со специалистами из спортивных школ с целью определения физически одаренного ребенка в необходимую спортивную секцию.

Развивающий этап: развитие физических параметров в индивидуальной и групповой организованной образовательной деятельности с детьми.

Воспитатель:

Информационный этап: пропаганда здоровье сберегающего образа жизни среди родителей. Информирование родителей о способностях и достижениях их ребенка.

Развивающий этап: развитие физических качеств в повседневной жизни с учетом рекомендаций инструктора по физической культуре.

Родители:

Развивающий этап: развитие физических способностей ОД посредством определения их в специализированные секции и спортивные кружки, либо выполнение рекомендаций специалистов в домашних условиях.

«Сопровождение одаренного ребенка, имеющего художественные и литературные способности»

Цель:развитие художественных способностей ребенка в изобразительной деятельности и словесном творчестве.

Задачи:

-Создание условий для развития творческого потенциала ребенка.

-Обогащение предметно-развивающей среды с целью развития творческого потенциала.

-Формирование осознанного интереса к художественной культуре.

-Приобщение к национальной и мировой художественной культуре.

-Развитие творчества, речи, образного мышления, художественных способностей.

Психолог:

Диагностический этап: специальная диагностика по запросу родителей. Наблюдение за ребенком и анализ продуктов его художественной или словесной деятельности.

Информационный этап: консультирование родителей и специалистов. Подбор психологической литературы по художественной одаренности.

Развивающий этап: составление индивидуальных программ развития ОД. Подбор и проведение игр на развитие креативного мышления.

Коррекционная работа с ОД, имеющими проблемы в общении и эмоционально-личностном развитии.

Воспитатель:

Информационный этап: консультации для родителей ОД с художественными способностями. Посещение на дому с целью знакомства с условиями для развития художественной деятельности.

Развивающий этап: подготовка и проведение дополнительных разно уровневых занятий для художественно одаренных детей. Ознакомление детей с произведениями изобразительного искусства. Развитие словесного творчества в организованной образовательной деятельности.

Организационный этап: сбор, оформление альбомов для дальнейшей публикации или выставок детских произведений словесного или художественного творчества (в журналах «Раница», «Вясёлка»). Обогащение предметного пространства группы.

Старший воспитатель:

Информационный этап: консультации для родителей и специалистов ДОУ.

Организационный этап: помощь специалистам ДОУ в подборе диагностического материала и осуществление контроля над проведением диагностики и ее анализом. Подбор методического материала по проблеме. Организация выставки продуктов художественной и словесной деятельности ОД. Подготовка и проведение конкурса чтецов. Координация работы клуба родителей ОД, организация досугов. Организация методических мостов по обмену опытом работы с ОД между ДОУ.

Этап контроля: контроль над созданием предметно-развивающей среды в группах.

Родители:

Развивающий этап: участие в работе художественного или литературных викторин, гостиных, посещение совместно с детьми художественных выставок и музеев.

Участие в деятельности клуба для родителей. Участие в организации и проведении выставки детских работ. Использование словесных игр на развитие речевого творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...