Технология "Музейная педагогика"
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной в предметно-пространственной среде. В условиях детского сада настоящий музей организовать невозможно, а вот экспозиции "мини-музей" вполне реально. В ДОУ решаются задачи приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого, проявляется все больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_k_pedchasu.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки. В настоящее время для развития музейного дела характерно повышенное значение его образовательной функции. Активно ведется поиск новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами. Я очень надеюсь , что и в нашем детском саду будут успешно внедряться и использоваться различные образовательные технологии, в частности методы проектирования, один из которых - "Мини-музей в детском саду"

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому, такие выставки и названы мини-музеем.

Что такое мини-музей?

Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения,спальни, коридора.

Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.

В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.

В детском саду можно применить самые разнообразные темы по созданию мини – музеев: в одной группе, это - мини-музей хлеба, в другой, это - мини-музей Кошек . В третьей группе - мини-музей Сказки. Создание таких экспозиций позволяет ходить друг к другу, приглашать к себе и проводить экскурсии, где экскурсоводами становятся сами дети. При этом закрепляются как раннее полученные знания (речь, память и т.д.), так и познается много нового и интересного.

 Главное отличие от настоящих музеев в том, что в мини музее дети могут играть, создавать собственными руками экспонаты для выставочной экспозиции, т.е. участвовать в творческом процессе наравне с взрослыми. Создавать экспонаты музея или оформлять экспозицию совместно с педагогами и родителями.

И меня заинтересовало новая технология .

 Выбрала себе тему самообразования -

Мини-музей как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах развития познавательной активности дошкольников, средствами музейной педагогики.

Поставила перед собой задачи:

  1. Изучить методическую литературу по теме.
  2. Обогатить развивающую предметно- пространственную среду ДОУ.
  3. Сформировать у дошкольников представление о музее.
  4. Развивать познавательные способности, познавательную деятельность.
  5. Обогащать речь, развивать активный словарь за счет формирования у детей определенного объема информации в музейном пространстве.
  6. Проанализировать эффективность использования музейной педагогики , как средства развития познавательной активности дошкольников.

Наиболее удачно просмотрелись экспозиции на тему –

-Волшебный мир камня

-Новогодняя сказка

-Хобби моей мамы и бабушки

-Космодром

-Военная техника.

Создавая экспозиции принимали участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки и дедушки. Именно они приносили многие экспонаты, помогали в оформлении, выполняли с детьми разные поделки, собирали коллекции. Для ребенка мини-музей что- то родное, что-то свое, так как дети сами принимали участие в его создании. С экспонатами можно поиграть, можно даже взять  на время домой . И эта особенность , безусловно привлекало детей.

Но нельзя забывать о правилах поведения в музее:

.В нашем музее многие экспонаты можно трогать руками!

.Рассмотренные экспонаты нужно положить на место.

.Экспонаты нельзя ломать.

.Можно и даже нужно задавать вопросы.

.Можно пополнять музей новыми экспонатами.

Использовала такие формы работы:

-Занятия-экскурсии

-Занятия с элементами игры и творческими заданиями.

-Продуктивная деятельность

-Исследовательская деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция педагогики и инженерной методологии творчества Зачем ТРИЗ современной педагогике?

Поиск ответа на поставленный вопрос заставил обра­титься к творческому наследию философа, психолога Э.В. Ильенкова, потому что в центре его исследований была проблема универсальности человека как субъ...

Коррекционная педагогика как составная часть педагогики.

История становления человеческого общества свидетельствует, что на ранних этапах своего развития, в силу неразвитости производительных сил, низкого уровня культуры, нравственных и духовных ценностей, ...

ДАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ КАК НАУКЕ. РАСКРЫТЬ ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Педагогика (греч . paidagogike), наука о воспитании и обучении человека. Раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования. Дошкольная педагогика - отрасль педагогики, изучающая з...

Педагогика жизни и любви Ш.А. Амонашвили: основные идеи и принципы гуманной педагогики

В презентации "Педагогика жизни и любви Ш.А. Амонашвили: основные идуи и принципы гуманной педагогики" представлено краткое описание основной идеи гуманной педагогики. Педагогический процесс рассматри...